— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-22 УДК 316.4
ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Степаненко С.Г.
Кубанский государственный технологический университет
Аннотация. Актуальность. В данной научной работе проводится исследование современных вызовов, возникающих в правовой сфере в контексте процесса цифровизации. Анализируя последствия этого явления для правового обеспечения гуманитарных и социальных норм, статья раскрывает актуальные аспекты его влияния на современное правовое пространство. Работа ориентирована на выявление основных тенденций, вызовов и возможностей, а также на разработку рекомендаций для эффективного регулирования правовых отношений в условиях глобальной и цифровой среды. Таким образом, данное исследование представляет собой определённый вклад в понимание современных правовых реалий и необходимость их адаптации к изменяющимся условиям развивающегося мира. Цифровая трансформация открывает широкие возможности для инноваций, развития и улучшения качества жизни.
Однако для того чтобы полностью реализовать потенциал цифровизации и обеспечить ее позитивное воздействие на общество, минимизировать как существующие, так и потенциальные угрозы, необходимо разработать эффективные стратегии управления рисками, защиты прав потребителей и обеспечения кибербезопасности.
Ключевые слова: цифровизация, правовое пространство, гуманитарные аспекты, социальные аспекты, вызовы, регулирование.
HUMANITARIAN AND SOCIAL ASPECTS OF THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON LEGAL REGULATION
Sergey G. Stepanenko
Kuban State University of Technology
Abstract. The relevance of this scientific work lies in conducting research on contemporary challenges arising in the legal sphere in the context of digitization. Analyzing the consequences of this phenomenon for the legal support of humanitarian and social norms, the article reveals the current aspects of its influence on the modern legal space. The work is aimed at identifying the main trends, challenges, and opportunities, as well as developing recommendations for the effective regulation of legal relations in the conditions of a global and digital environment. Thus, this study represents a relevant contribution to understanding contemporary legal realities and the necessity of adapting them to the changing conditions of the developing world. Revolution has influenced the participants in the negotiation process, its dynamics, forms and the very essence of the negotiation culture. Digital transformation opens up wide opportunities for innovation, development and improvement of the quality of life.
However, in order to fully realize the potential of digitalization and ensure its positive impact on society, minimize both existing and potential threats, it is necessary to develop effective risk management strategies, consumer protection and cybersecurity.
Keywords: Digitization, legal space, humanitarian aspects, social aspects, challenges, regulation.
Введение. В современном мире глобализация и цифровизация играют ключевую роль в формировании общественных, экономических и культурных процессов. Эти явления проникают во все сферы жизни, включая правовое пространство. Глобализация привносит новые вызовы и возможности для развития мирового сообщества, в то время как цифровизация революционизирует способы взаимодействия между людьми, государствами и корпорациями.
В контексте этих процессов, становится все более важным исследование и понимание их влияния на правовую сферу. В данной работе мы сосредоточимся на гуманитарных и социальных аспектах этого влияния. В частности, нас будет интересовать, как глобализация и цифровизация формируют новые правовые реалии, а также как эти процессы влияют на обеспечение гуманитарных принципов и социальной справедливости в обществе.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Целью данной работы является проведение анализа последствий глобализации и цифрови-зации для правового пространства с акцентом на их гуманитарные и социальные аспекты. Мы попытаемся выявить основные тенденции, вызовы и возможности, а также предложить рекомендации для эффективного регулирования правовых отношений в условиях глобальной и цифровой среды.
Данное исследование представляет собой определённый вклад в понимание современных правовых реалий и необходимость адаптации правовой системы к быстро меняющимся условиям современного мира.
Обсуждение. Цифровизация - необратимый процесс XXI века, охвативший большинство развитых стран. Изначально она начала проявляться в экономике, а затем затронула и остальные сферы общества. Сейчас мы можем наблюдать проявление цифровизации практически во всех сферах общественной жизни. Процесс внедрения цифровизации в общественную жизнь сопровождается ростом технологий, которые воздействуют как на жизнь индивида, так и на жизнь всего общества. С развитием цифровых технологий совершенствуются способы производства и распространения товаров. Таким образом, происходят изменения в сфере экономики. С ростом цифровых технологий происходит расцвет сферы услуг. Формируется вторая реальность, виртуальная, Данному миру многие люди отдают большее предпочтение, чем реальному. Они готовы платить немалые деньги, чтобы приобретать виртуальные товары и услуги. Некоторые индивиды огромное количество времени тратят на эту компьютерную реальность, предпочитая общение в сети, живому общению [1].
Например, по данным, опубликованным исследовательской компанией Juniper Research, в 2020 году мировой оборот рынка покупок, встроенных в компьютерные и мобильные игры, составил $15 млрд. А к 2025 году он увеличится почти вдвое и достигнет $25 млрд. Доля россиян в этих тратах, по оценкам экспертов, невелика -всего 1,5 %. Однако если перевести это в российские рубли, то окажется, что и отечественные геймеры потратили в 2020 году на прокачку виртуальных умений своих героев порядка 16 млрд рублей[2]. По данным отчёта Data Bridge Market Research ожидается, что на рынке игр дополненной и виртуальной реальности в прогнозируемый период с 2021 по 2028 год темпы роста составят 19,0 %, а к 2028 году объем достигнет 42403,58 млн. долларов США [3].
Понятие «цифровизация» неразрывно связано с информатизацией, обозначающей процесс построения и развития телекоммуникационной инфраструктуры. Информатизация стремится к объединению информационных ресурсов, даже если они разделены географически. Этот процесс в значительной мере обусловлен развитием цифровых и информационных технологий, а
также распространением Интернета как средства коммуникации. Современная информатизация характеризует постиндустриальное общество и является одной из ключевых черт общества XXI века.
Одной из основных задач информатизации является объединение информационных ресурсов, которые могут находиться сколь угодно далеко друг от друга, единственная проблема - это наличие устойчивой широкополостной связи. Это создает основу для развития цифровых технологий и новых форм коммуникации, что влияет на различные сферы жизни общества.
Информатизация оказывает воздействие на все аспекты жизни, включая методы управления обществом. С развитием информационных технологий происходит изменение взаимодействия граждан с государством и между государствами, а также в области предоставления государственных услуг и регулирования экономики.
Цифровизация и информатизация предвосхищают другой важный феномен XXI века - глобализацию. Новейшие технологии формируют культурные общности, приводя к трансформации и интеграции различных культурных пространств. Это приводит к появлению единой глобальной информационной среды, по сути объединяющей все страны и народы в единую цивилизацию, что имеет существенное значение для дальнейшего развития мирового сообщества [4]. На угрозы и негативные последствия ускорения процесса цифровизации в отдельных сферах обращалось внимание и ранее [5].
Обратим внимание на преимуществах цифровизации в контексте права:
1. Улучшенный доступ к правовой информации: Цифровые технологии позволяют создавать он-лайн-базы данных и информационные порталы, где пользователи могут легко найти и получить доступ к законодательству, судебной практике, а также к другой правовой информации.
2. Упрощение и ускорение процессов: Цифровые системы автоматизируют многие аспекты правовой работы, такие как подача документов, ведение дел, обмен информацией между участниками процесса. Это способствует ускорению процессов и повышению эффективности работы правовых органов.
3. Улучшение доступности юридических услуг: цифровизация делает юридические услуги более доступными для граждан, позволяя проводить консультации и предоставлять юридическую помощь удаленно, через интернет [6].
В то же время, необходимо обозначит и недостатки процесса цифровизации в контексте права:
1. Кибербезопасность и защита данных: цифровизация может увеличить риски кибератак и уте-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
чек данных, особенно важных с точки зрения правовой конфиденциальности. Недостаточная защита данных может привести к утечке персональной информации и нарушению прав граждан.
2. Доступность для всех групп населения: Не все граждане обладают достаточными навыками работы с цифровыми технологиями, что может создавать преграды для доступа к правовой информации и услугам. Это может усугубить проблему цифрового неравенства и исключения [7].
3. Юридические аспекты цифровой дискриминации: цифровизация может привести к возникновению новых форм дискриминации, например, при использовании алгоритмов и искусственного интеллекта в правовой сфере. Это требует разработки специальных механизмов и нормативов для защиты прав граждан от такой дискриминации.
Необходимость адаптации правовой системы к вызовам цифровой трансформации, на наш взгляд, связана со следующими вопросами:
- исследование стратегий и механизмов, которые могут помочь правовой системе адаптироваться к новым вызовам, представленным цифровой трансформацией;
- рассмотрение вопросов обновления законодательства, развития правовых норм и укрепления институтов правосудия для эффективной работы в цифровой среде.
Обратим внимание на область международного сотрудничества в области цифровой безопасности и киберзащиты как одного из ключевых аспектов адаптации правовой системы к вызовам цифровой трансформации.
Обеспечение информационной безопасности -это неотъемлемый компонент успешной работы организаций в современном цифровом мире. Этот процесс включает в себя не только технические аспекты, такие как установка и обновление программного обеспечения, но и организационные и человеческие меры, направленные на предотвращение угроз безопасности [8].
Важной составляющей обеспечения информационной безопасности является управление рисками. Организации всех уровней и форм собственности должны проводить оценку рисков, выявляя потенциальные уязвимости в своих системах и разрабатывая стратегии и тактики для их устранения или минимизации. Прежде всего, данная проблема касается государственных структур и тесно связанных с ними организаций и предприятий, сосредотачивающих по роду своей деятельности большие массивы персональных данных физических лиц, а также информацию, касающуюся коммерческой и иных видов тайн юридических лиц. Кроме того, не менее важно обеспечить соответствие нормативным требованиям и стандартам безопасности,
что позволяет соблюдать законодательство и предотвращать возможные штрафы и санкции.
Помимо этого, обеспечение информационной безопасности требует постоянного мониторинга и анализа как произошедших инцидентов, так и угроз потенциальных. Организации должны оперативно реагировать на возникающие проблемы, осуществляя инцидентный ответ и восстановление после атаки или инцидента безопасности.
Важно также уделять внимание обучению сотрудников. Регулярные тренинги и обучающие программы помогают повысить уровень осведомленности персонала по вопросам кибербез-опасности и уменьшить вероятность социальной инженерии и других видов атак, связанных с человеческим фактором [9].
Наконец, с учетом динамичного характера кибе-ругроз и постоянного развития технологий, организации должны постоянно совершенствовать свои методы и стратегии обеспечения информационной безопасности, чтобы оставаться защищенными в постоянно меняющейся киберопас-ности.
Банк России направил информационное письмо банкам, датированное 01 марта 2019 года, где разъяснил процедуру регистрации клиентов в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также сбора биометрических данных в Единую биометрическую систему. Центральный банк подчеркнул важность четкого информирования клиентов о том, в какую конкретно биометрическую систему передаются их данные - в ЕБС или во внутреннюю систему банка. Следует отметить, что данное письмо не обладает нормативным статусом.
Федеральный закон «О персональных данных» определяет категорию персональных данных общего характера как любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (ст. 3). Таким образом, закон содержит ключевой критерий персональных данных - возможность идентификации конкретного лица. Однако действующая редакция статьи 128 Гражданского кодекса РФ не включает информацию в число объектов гражданских прав, хотя ранее это и было предусмотрено [10].
В литературе отмечается, что персональные данные общего характера являются наиболее сложными и многоаспектными для понимания и интерпретации. Точная идентификация личности возможна при наличии данных, связанных с фамилией, именем и отчеством. Именно эти сведения служат основным идентификатором гражданина в гражданском обороте, поскольку через них осуществляется приобретение и осуществление прав и обязанностей.
Результаты.
1. Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на различные сферы общества,
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
включая экономику, социальную сферу и правовую систему. В процессе исследования было выявлено, что цифровизация представляет собой как вызовы, так и возможности для общества.
2. Применение цифровых технологий открывает новые перспективы для развития бизнеса и улучшения качества жизни граждан. Однако оно также ставит перед обществом ряд задач, включая вопросы кибербезопасности, защиты персональных данных и социальной адаптации к изменениям в технологическом пространстве.
3. В контексте правовой системы, цифровая трансформация требует постоянного обновления законодательства и адаптации правовых норм к новым вызовам. Это включает в себя разработку механизмов регулирования цифровых технологий, защиту прав потребителей в цифровой среде и обеспечение кибербезопасно-сти.
4. Необходимо также уделить внимание вопросам социальной справедливости и включения, чтобы цифровая трансформация не углубляла
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
цифровое неравенство и не создавала новых барьеров для доступа к информационным ресурсам.
Заключение. Цифровизация представляет собой неизбежный процесс современного общества, который формирует новую реальность и изменяет способы взаимодействия между людьми, организациями и государствами. Несмотря на вызовы, которые она порождает, цифровая трансформация открывает широкие возможности для инноваций, развития и улучшения качества жизни.
Однако для того, чтобы полностью реализовать потенциал цифровизации и обеспечить ее позитивное воздействие на общество, минимизировать как существующие, так и потенциальные угрозы, необходимо разработать эффективные стратегии управления рисками, защиты прав потребителей и обеспечения кибербезопасности. Только таким образом цифровая трансформация сможет стать драйвером устойчивого и инклюзивного развития, способствуя созданию более справедливого и благополучного общества.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Криштаносов В.Б. Методология оценки и управления цифровыми рисками / В.Б. Криштаносов // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2021. № 2(250). С. 15-36.
2. Игры по крупному: как геймеры тратят миллиарды на виртуальные покупки. URL : https://tass.ru/ obschestvo/13207929 (дата обращения 25.05.2024).
3. Мировой рынок игр дополненной реальности/виртуальной реальности - тенденции отрасли и прогноз до 2028 года. URL : https://www.databridgemarketresearch.com/ru/reports/global-augmented-reality-virtual-reality-gaming-market (дата обращения 25.05.2024).
4. Посталюк М.П. Цифровизация локальных систем региональной российской экономики: потребности, возможности и риски / М.П. Посталюк // ПСЭ. 2018. № 2(66). С. 174-176.
5. Степаненко С.Г. Цифровизация образования как процесс глобализации экономики / С.Г. Степаненко, В.В. Помазанов // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2020. № 3. С. 829-839.
6. Янгульбаева Л.Ш. Преимущества и недостатки процессов цифровизации экономики//Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2021. № 1 (4). С. 73-79.
7. Чернавин Ю.А. Современная цифровизация: преимущества и риски для Российского общества и его безопасности / Ю.А. Чернавин // Военный академический журнал. 2020. № 2(26). С. 76-84.
8. Талапина Э.В. Защита персональных данных в цифровую эпоху. Российское право в европейском контексте / Э.В. Талапина // Труды Института государства и права РАН. 2018. Т. 13. № 5.
9. Пилипенко А.Н. Тенденции цифровизации исполнительной власти в зарубежных странах. М. : Ин-фотропик Медиа, 2021. 232 с.
10. Савельев А. И. Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону «О персональных данных. М. : Статут, 2017.
References:
1. Krishthanosov V.B. Methodology for Assessing and Managing Digital Risks / V.B. Krishthanosov // Proceedings of BSTU. Series 5: Economics and Management. 2021. № 2(250). P. 15-36.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
2. Big games: how gamers spend billions on virtual purchases. URL : https://tass.ru/obschestvo/13207929 (date of application 05/25/2024).
3. The global augmented reality/virtual reality games market - industry trends and forecast until 2028. URL : https://www.databridgemarketresearch.com/ru/reports/global-augmented-reality-virtual-reality-gaming-market (date of application 05/25/2024)
4. Postaluk M.P. Digitization of Local Systems of the Regional Russian Economy: Needs, Opportunities, and Risks / M.P. Postaluk // PSE. 2018. № 2(66). P. 174-176.
5. Stepanenko S.G., Pomazanov V.V. Digitalization of education as a process of economic globalization // Electronic network polythematic journal «Scientific works of KubSTU». 2020. № 3. P. 829-839.
6. Yangulbayeva L.S. Advantages and Disadvantages of Economic Digitization Processes / L.S. Yangulbayeva // Bulletin of Chechen State University named after A.A. Kadyrov. 2021. № 1(4). P. 73-79.
7. Chernavin Yu.A. Modern Digitization: Advantages and Risks for Russian Society and Its Security / Yu.A. Chernavin // Military Academic Journal. 2020. № 2(26). P. 76-84.
8. Talapina E.V. Personal Data Protection in the Digital Age. Russian Law in European Context / E.V. Talapina // Proceedings of the Institute of State and Law RAS. 2018. Vol. 13. № 5.
9. Pilipenko A.N. Trends in Digitization of Executive Power in Foreign Countries. M. : Infotropik Media, 2021. 232 p.
10. Saveliev A.I. Scientific-Practical Commentary on the Federal Law «On Personal Data». M. : Statut, 2017.
Информация об авторе
Степаненко Сергей Григорьевич
доцент кафедры СПиРП, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Sergey G. Stepanenko
Associate Professor
of the Department of SPiRP,
Kuban State Technological University