ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ
Рыбакова Марина Владимировна
д-р социол. наук, профессор кафедры социологии управления факультета Государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва
E-mail: [email protected] Зернова Людмила Павловна канд. филос. наук, доцент кафедры социально-политических наук Московского физико-технического института (технический университет), РФ,
г. Долгопрудный E-mail: [email protected] Матраева Алена Денисовна аспирант кафедры социологии управления факультета Государственного
управления МГУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва
E-mail: alenamatraeva @yandex.ru
HUMANITIES AS MEANS OF FORMING COMMON CULTURAL COMPETENCES OF STUDENTS
Marina Rybakova
Ph.D., professor of Management Sociology department of School of Public Administration of Moscow State University Russia, Moscow
Lyudmila Zernova
Ph.D., assistant professor of Social and Political Sciences department of Moscow Physical-Technical Institute (Technical University), Russia, Dolgoprudny
Alyona Matraeva
postgraduate student of Management Sociology department of School of Public Administration of Moscow State University, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Рассматривается проблема формирования всесторонне развитого специалиста в условиях трансформации системы высшего образования. Анализируется роль гуманитарных дисциплин в формировании общекультурных компетенций студентов.
ABSTRACT
The problem of forming a comprehensively developed specialist in the transformation of the higher education system is being discussed. The role of the humanities in the formation of common cultural competences of students is being analyzed.
Ключевые слова: компетенции; компетентностный подход; общекультурные компетенции; формирование общекультурных компетенций; гуманитарные дисциплины.
Keywords: competences; competence approach; common cultural competences; forming of common cultural competences; humanities.
ФГОС третьего поколения определяет в качестве результата обучения на каждом уровне подготовки, освоение учащимися общекультурных компетенций.
Понятие «компетенции» появилось следствии предпринятой на общеевропейском уровне попытки привести в соответствие образовательные стандарты разных стран Европы. В связи со сложностью внедрения новой технологии оценки качества образования, и универсальных для всех стран Европы критериев, в 2001 году был запущен проект TUNING ("Tuning Educational Structures"), российский вариант которого — проект программы ТЕМПУС «Создание сети центров Tuning в Российских университетах» ("TUNING RUSSIA") — реализовывался с 2006 года [2].
Задачей и в европейском, и в российском проекте было установление сопоставимого образовательного стандарта при сохранении культурного многообразия, которое не должно исчезнуть ни в связи с ростом образовательной мобильности, ни из-за унификации требований к освоению дисциплин.
Компетентность — владение, человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентный человек — это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как
способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации.
Компетентностный подход ориентирован на осуществление в рамках вуза специфической управленческой модели, позволяющей организовать среду в воспитательное пространство, повысив степень целостности воспитательных влияний. При таком подходе воспитательный процесс — это воспитание через собственный опыт самих студентов, который корректируется социокультурной средой вуза. Организация и регулирование этой среды является важнейшим фактором в развитии общекультурных компетенций студенчества.
Для решения задач по формированию общекультурных компетенций выпускника вуза требуется комплексный подход. Это и общая система организации воспитательной работы в вузе, содержание программ обучения, методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки по специальности, в том числе, дисциплин гуманитарного блока [1, 3].
В современном взаимозависимом мировом пространстве происходит изменение роли людей в системе производственных и общественных отношений, возрастает потребность в высококультурных специалистах, становится необходимым усиление роли высшего образования, как культурообразующего фактора, формирующего специалистов, обладающих общекультурными компетенциями. Одной из главных задач подготовки будущих специалистов является формирование установки на самостоятельное мышление и саморефлексию. Без навыков самостоятельного мышления невозможно критически оценивать ни собственные представления, ни происходящие в мире события. Общекультурные компетенции определяют активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизируют внутренний мир и отношения с обществом. В такой ситуации вопрос о формировании общекультурных компетенций студентов становится особенно острым. Обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за
их осуществление, умеющие ставить цели и конструировать пути их достижения.
Одной из важнейших задач является воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения. Особую роль при этом играет сочетание профессиональной и гуманитарной подготовки. Молодой специалист, вступая в социальную жизнь, обязан разделять ценности, господствующие в обществе: патриотизм, гражданственность, высокие морально-нравственные качества, общую языковую, правовую культуру, ценности гуманизма и экологического сознания.
Важнейшей составляющей этого процесса является социально-гуманитарное знание, обеспечивающее фундаментальное образование студентов вузов. Гуманитарное образование дает возможность повысить общую культуру обучающихся, приобрести знания в области социально-гуманитарных наук в технических вузах.
В современной литературе высоко оценивается роль преподавателей гуманитарных дисциплин в формировании общекультурных компетенций.
Исследований, посвященных роли гуманитарных дисциплин в формировании общекультурных компетенций студентов не проводилось. Как правило, мониторинг обратной связи со студентами осуществляется преподавателями вузов по итогам гуманитарных курсов по выбору. С целью получения ответа на поставленный вопрос, авторами статьи было опрошено 300 студентов. Из них, 100 студентов 4-го курса, по специальности «Химическая технология» РХТУ им. Д.И. Менделеева, 100 студентов 4-го курса, по специальности «Химическая технология» МГУ им. М.В. Ломоносова, 100 студентов 4-го курса Факультета молекулярной и химической физики Московского физико-технического института.
Основное внимание было уделено отношению студентов к социально-гуманитарному образованию, оценке компетенций, сформированных в результате посещения гуманитарных курсов по выбору.
Была сформирована предварительная гипотеза: у студентов рассматриваемых университетов, в силу преобладания технических дисциплин, общекультурные компетенции могут быть сформированы не выше среднего уровня.
Общекультурные компетенции были разделены в соответствии с ФГОС ВПО: компетенции социального взаимодействия, компетенции самоорганизации и самоуправления, компетенции системно-деятельностного характера.
Компетенции социального взаимодействия:
• Способность к работе в коллективе
• Способность понимать и анализировать социально значимые процессы и проблемы
• Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, совещания, деловая переписка
• Обладание основами психологии и социологии, позволяющими понять психологические особенности межличностного взаимодействия и организации общества
• Лидерские качества, умение руководить коллективом
• Знание и способность применять моральные и этические нормы
• Толерантность
• Знание и применение прав и свобод человека и гражданина, участие в политической жизни
Компетенции самоорганизации и самоуправления:
• Способность и готовность к саморазвитию, повышению квалификации
• Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
• Ответственность за качество своей деятельности и ее последствия
• Владение методами физического воспитания и укрепления здоровья, достижения должного уровня физической подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Компетенции системно-деятельностного характера:
• Использование компьютера, знание основных программ (Office)
• Знание и использование основных законов естественнонаучных дисциплин, методов математического анализа и моделирования, экспериментального исследования
• Восприятие, обобщение, анализ информации, постановка цели и выбор путей ее достижения
• Понимание экологических и техногенных последствий деятельности человека, роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для сохранения и развития цивилизации
• Умение логически, аргументировано, строить устную и письменную
речь
• Знание базовых ценностей мировой культуры
• Знание хотя бы одного иностранного языка на уровне, обеспечивающем успешную деятельность
• Способность ориентироваться в основах экономики, владение методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда
• Способность понимать и использовать в своей деятельности правовые основы
Средняя оценка степени сформированности общекультурных компетенций составила 3,6 по 5-балльной шкале.
В Таблице 1 можно увидеть, что наиболее сформированными отмечены компетенции системно-деятельностного характера и компетенции самоорганизации и самоуправления. Ни одну из предложенных компетенций студенты не оценили как сформированную в полном объеме. Возможно, привычный способ рационального мышления студентов технических вузов не позволяет им максимально оценивать свои знания в сфере гуманитарных дисциплин, так как это не профильные для них предметы. Основная учебная нагрузка в период обучения приходится на профилирующие дисциплины, предметы гуманитарного цикла составляют минимальный объём от всей
учебной нагрузки. Недостаточно сформированными были названы такие общекультурные компетенции, как способность понимать и использовать в своей деятельности правовые основы, знание и применение прав и свобод человека и гражданина, участие в политической жизни (средняя оценка 2,9). Правовая культура рассматривается студентами вузов как отражение социально-правовой действительности российского общества. Основные тенденции восприятия правовых феноменов свидетельствуют о недостаточном уровне правовой грамотности, низкой социально-правовой активности. Социально-экономическая ситуация и особенности развития основных социальных институтов не способствуют повышению доверия к учреждениям права. И в целом, проблема не в том, что граждане России не хотят соблюдать законы, а в том, что те, кто призван действовать от имени власти в соответствии с законами и формировать благоприятное правовое поле, создают негативную правовую ситуацию, вызывая тем самым скепсис в отношении целесообразности соблюдения законов.
Таблица 1.
Уровень сформированности общекультурных компетенций студентов
Компетенция Средняя оценка
Использование компьютера, знание основных программ (Office) 4,3
Способность и готовность к саморазвитию, повышению квалификации 4
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям 4
Знание и использование основных законов естественнонаучных дисциплин, методов математического анализа и моделирования, экспериментального исследования 4
Ответственность за качество своей деятельности и ее последствия 4
Знание и способность применять моральные и этические нормы 3,9
Восприятие, обобщение, анализ информации, постановка цели и выбор путей ее достижения 3,8
Способность к работе в коллективе 3,8
Понимание экологических и техногенных последствий деятельности человека, роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для сохранения и развития цивилизации 3,7
Умение логически, аргументированно строить устную и письменную речь 3,7
Владение методами физического воспитания и укрепления здоровья, достижения должного уровня физической подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности 3,7
Толерантность 3,5
Знание базовых ценностей мировой культуры 3,5
Знание хотя бы одного иностранного языка на уровне, обеспечивающем успешную деятельность 3,5
Способность понимать и анализировать социально значимые процессы и проблемы 3,5
Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, совещания, деловая переписка 3,3
Обладание основами психологии и социологии, позволяющими понять психологические особенности межличностного взаимодействия и организации общества 3,3
Лидерские качества, умение руководить коллективом 3,2
Способность ориентироваться в основах экономики, владение методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда 3
Способность понимать и использовать в своей деятельности правовые основы 2,9
Знание и применение прав и свобод человека и гражданина, участие в политической жизни 2,9
Следует отметить, что недостаточно сформированными оказались компетенции социального взаимодействия (способность к работе в коллективе, толерантность, способность осуществлять деловое общение, лидерские качества, умение руководить коллективом), хотя именно данные компетенции влияют на характер взаимоотношений человека с обществом. По мнению психологов, индивидуально-психологические особенности студентов технических вузов отличаются некоторыми свойствами, ограничивающими свободное общение и межличностное взаимодействие во время занятий. Например, из 80 человек, являющимся слушателями одного из элективных гуманитарных курсов (из числа опрошенных студентов), лишь 15 % обладают хорошими коммуникабельными способностями и стабильным характером. В последние годы всё больше появляется студентов, акцентуированных по шкале
гипертимность, демонстративность, возбудимость, эмотивность, что свидетельствует о склонности к невротическому типу поведения. В поведении данные качества проявляется либо в излишней замкнутости, нежелании активно участвовать в деловых играх или публичных дискуссиях, либо наоборот, чрезмерной вербальной активности, неусидчивости, авторитарном мышлении, что не способствует эффективному усвоению знаний. Например, участие в ролевых играх, дискуссиях, у многих вызывает боязнь выглядеть смешными в глазах окружающих. По данным исследования В.Н. Куницыной, такие личностные качества, как застенчивость, склонность к интроверсии, повышенная сензитивность, препятствуют общению. Как правило, трудности в общении испытывают люди с заниженной самооценкой, авторитарные и конфликтные личности [4]. Низкое самоуважение, социальная тревожность, внутренняя скованность, страх перед возможностью быть непонятым или отвергнутым, безынициативность затрудняют обучение, в целом, не способствуют формированию компетенций социального взаимодействия.
Известно, что уверенно чувствует себя тот, кто в своей деятельности опирается на свои психологические особенности. Без полноценного общения, студенты чувствуют себя менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от авторитетных лиц, не способными к высказыванию собственного мнения. Практика показывает, что большое значение имеет работа в группах и парах, так как постепенно происходит включение в групповые процессы, появляется стремление к самостоятельности при решении учебных задач, желание высказывать своё и уважать чужое мнение. Общекультурные компетенции самого преподавателя влияют на формирование аналогичных компетенций у студентов. Преподаватель гуманитарных дисциплин в большей степени, нежели другие педагоги, выполняет гуманитарно-воспитательную функцию в отношении студентов. Образование, являющееся частью и отражением культуры, не может состояться без опоры на культуру личности педагога, только личность может воспитать личность вследствие совместной деятельности педагога и студента.
Анализ ответов на вопрос «Насколько важны следующие качества преподавателя гуманитарных дисциплин для формирования у Вас общекультурных компетенций?» показал, что самыми важными качествами преподавателя гуманитарных дисциплин студенты считают следующие:
• Умение доносить знания до студентов (52 % студентов сказали, что это важное качество);
• Умение заинтересовать аудиторию (51,7 % студентов полагают, что это важное качество преподавателя);
• Уровень знаний по преподаваемой дисциплине (51 % студентов полагают, что это важно, 24 % — что это скорее важно, чем не важно);
• Читает лекции систематично, ясно, выделяет главные моменты (50,7 % студентов сказали, что это важное качество, 24 % — что это скорее важно, чем не важно).
Также высоко студентами были оценены следующие качества преподавателя гуманитарных дисциплин:
• Уважение к студентам (41,7 % студентов полагают, что это важно, 23,3 % — что это скорее важно, чем не важно);
• Демонстрирует высокую культуру речи (40,7 % студентов полагают, что это важно, 35 % — что скорее важно, чем не важно);
• Коммуникабельность, доброжелательность, терпимость (40 % студентов сказали, что это важное качество, 32 % — что это скорее важно, чем не важно);
• Учит анализировать изучаемые явления, способствует развитию навыков самостоятельной творческой работы (39 % студентов сказали, что это важное качество, 27 % — что это скорее важно, чем не важно);
• Любовь к преподаваемой дисциплине (38 % студентов полагают, что это важно, 32 % сказали, что это скорее важно, чем не важно)
Следующие качества преподавателя гуманитарных дисциплин получили самые низкие оценки студентов:
• Готовность оказывать помощь студентам во внеурочное время (только 26,7 % студентов сказали, что это важное качество);
• Внешний вид (26,7 % студентов полагают, что это важно);
• Пунктуальность (26,3 % студентов сказали, что это важное качество).
В данном вопросе респонденты были достаточно единодушны. Результаты говорят о том, что студенты больше ценят в преподавателе профессиональные, а не личностные качества.
По Диаграмме 1 можно проследить, какие формы занятий по гуманитарным дисциплинам предпочитают студенты в зависимости от вуза, в котором они обучаются.
31,833,431,8
Формы занятий по гуманитарным дисциплинам, формирующие
общекультурные компетенции
(по вузам; допускалось несколько ответов)
42,2 41,9
36,2 37,6 35,1
30,8—31,6
21,6
23
34,7 32 33,3 35,7
39,3
36,9
25
32,131
Лекции Семинары Деловые игры, Проектная Мастер-классКурсовая работа Научно-
тренинги деятельность исследовательская
деятельность
□ МГУ им. М.В. Ломоносова ПМФТИ ШРХТУ им. Д.И. Менделеева
Диаграмма 1. Формы занятий, предпочитаемые студентами в
зависимости от вуза
Существует зависимость между вузом, в котором обучаются респонденты и формами занятий по гуманитарным дисциплинам, которым они отдают предпочтение. Студенты МГУ им. М.В. Ломоносова полагают, что общекультурные компетенции в большей мере формируют семинары (42,2 %), курсовая работа (35,7 %); наименьший интерес студенты МГУ проявляют к деловым играм, тренингам (30,8 %). Студенты МФТИ отдают предпочтение деловым играм, тренингам (37,6 %), лекциям (33,4 %), мастер-классам (32 %), проявляя наименьший интерес к семинарам (21,6 %). Студенты РХТУ им.
Д.И. Менделеева выбирают проектную деятельность (41,9 %), курсовую работу (39,3 %), научно-исследовательскую деятельность (36,9 %), наименьший интерес проявляют к деловым играм, тренингам (31,6 %).
Студенты МГУ им. М.В. Ломоносова ориентированы на традиционные формы занятий (семинары, лекции). Необходимо отметить, что, в отличие от студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева и студентов МФТИ, у студентов МГУ им. М.В. Ломоносова предпочтения не ярко выражены, что может свидетельствовать о том, что обучение в данном вузе наиболее сбалансировано, или о доминировании в преподавании традиционных методов обучения. Студенты РХТУ им. Д.И. Менделеева отдают предпочтение формам занятий, связанным с научно-исследовательской деятельностью, стратегией развития, реализуемой в университете: фундаментальная наука — прикладная наука — производство. В РХТУ им. Д.И. Менделеева фундаментальные и прикладные исследования осуществляют более 40 выпускающих кафедр и 20 проблемных научно-исследовательских лабораторий, что объясняет интерес студентов к научно-исследовательской деятельности. Студенты МФТИ, где преобладают инженерные дисциплины, научно-исследовательская деятельность, практическое применение полученных знаний, ориентированы на формы обучения, максимально приближенные к профессиональной деятельности (тренинги, мастер-классы, творческий подход). Гуманитарные курсы по выбору в МФТИ введены в учебные планы студентов достаточно давно, поэтому инновационные методы преподавания стали привычными для студентов данного вуза, в частности, такие интерактивные методы обучения, как пресс-конференции, лекция-диалог, работа в парах, позволяющие повысить мотивацию студентов к усвоению знаний по гуманитарным курсам.
Сравнительный анализ степени сформированности общекультурных компетенций студентов
Как видно из Диаграммы 2, средняя оценка степени сформированности общекультурных компетенций 3,6 по 5-балльной шкале, что является средним результатом. Подтвердилась гипотеза о том, что общекультурные компетенции
студентов технических специальностей сформированы не выше среднего уровня.
Средняя оценка степени сформированности общекультурных компетенций
(в баллах; где 1- минимальный балл; 5-максимальный балл)
3,8
■ МГУ им. М.В. Ломоносова
■ РХТУ им. Д.И. Менделеева МФТИ
Диаграмма 2. Средняя оценка степени сформированности общекультурных
компетенций в зависимости от вуза
Средние оценки сформированности общекультурных компетенций почти не различаются студентами вузов, в которых обучаются респонденты. Так, в МГУ им. М.В. Ломоносова средняя оценка — 3,8 балла по 5-балльной шкале. МГУ им. М.В. Ломоносова является классическим университетом, воплощающим в себе лучшие традиции образования, направленные на воспитание и формирования широко образованного специалиста, поэтому при обучении технической специальности, гуманитарные дисциплины воспринимаются студентами на должном уровне, не воспринимаются как второстепенные. Средняя оценка сформированности общекультурных компетенций студентами РХТУ им. Д.И. Менделеева и МФТИ имеют почти равное количество баллов — 3,5—3,6 балла по 5-балльной шкале.
МФТИ осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации в различных областях современной науки и техники, это химическая и молекулярная физика, физическая и квантовая электроника, биологическая и
медицинская физика. На первом-втором курсах учебные планы разных факультетов отличаются незначительно и включают в себя предметы институтского цикла, общие для всех. Далее преобладают предметы факультетского цикла, которые постепенно знакомят студента с избранной специализацией. Как правило, на втором курсе студент выбирает себе конкретную специализацию и базовую кафедру. Завершается первый этап получения высшего образования итоговой государственной аттестацией, которая включает в себя государственные квалификационные экзамены по физике, математике и защиту выпускной квалификационной работы. По итогам обучения на первых четырех курсах и результатам государственной аттестации Государственная аттестационная комиссия присуждает студенту степень бакалавра. Приоритетная направленность обучения студентов МФТИ на специальные предметы факультетских циклов не уменьшает их интерес к гуманитарным дисциплинам, считая эти знания необходимой составляющей полноценного развития личности. Такое мнение студентов вполне закономерно, и оценка уровня сформированности общекультурных компетенций на 3,6 из 5 баллов вполне адекватна для технического университета такого уровня.
При ответе на вопрос: «Для чего, в первую очередь, могут быть полезны гуманитарные знания» студенты полагают, что гуманитарные дисциплины полезны для формирования мировоззрения, гражданской позиции (27,6 %) , в определении нравственного, морального выбора (15,6 %), для расширения образовательного горизонта (14,6 %), социальных связей (8,9 %), активного участия в жизни общества (8,4 %), принятия верных социально-экономических решений (6,9 %). Лишь 2,5 % студентов говорят о том, что гуманитарные знания могут быть полезны в качестве основы профессиональной деятельности. Данные результаты показывают, что такой выбор сделан, прежде всего, из-за технической специализации студентов, что, несомненно, сказалось на оценке роли гуманитарных дисциплин.
Говоря о социологии и психологии, студенты отметили ее влияние на формирование следующих компетенций:
• Способность понимать и анализировать социально значимые процессы и проблемы (97 %)
• Толерантность (85 %)
• Способность к работе в коллективе (73 %)
• Лидерские качества, умение руководить коллективом (67 %)
• Знание и способность применять моральные и этические нормы (55 %)
• Обладание основами педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностного взаимодействия (49 %)
• Ответственность за качество своей деятельности и ее последствия (31 %)
• Способность и готовность к саморазвитию, повышению квалификации (25 %)
Оценивая влияние культурологии, студенты сказали о том, что данная дисциплина формирует следующие компетенции:
• Знание базовых ценностей мировой культуры (98 %)
• Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (95 %)
• Толерантность (63 %)
• Знание и способность применять моральные и этические нормы (63 %)
• Способность понимать и анализировать социально значимые процессы и проблемы (55 %)
Оценивая влияние политологии, студенты сказали о том, что данная дисциплина формирует следующие компетенции:
• Знание и применение прав и свобод человека и гражданина, участие в политической жизни (92 %)
• Способность понимать и использовать в своей деятельности правовые основы (87 %)
• Лидерские качества, умение руководить коллективом (64 %)
• Способность понимать и анализировать социально значимые процессы и проблемы (52 %)
• Ответственность за качество своей деятельности и ее последствия (31 %)
Таким образом, данные гуманитарные дисциплины в большей степени
оказывают влияние на формирование компетенций социального взаимодействия, компетенции самоорганизации и самоуправления, компетенции системно-деятельностного характера, очевидно, оказываются охваченными другими дисциплинами.
Гуманитарные дисциплины в вузах технического профиля рассматриваются студентами как необходимый элемент подготовки к будущей профессиональной деятельности. Гуманитарное знание дает возможность повысить общую культуру, интеллигентность, формирует гражданскую позицию, патриотизм, помогает вырабатывать социальные нормы поведения, обогащает знаниями межличностного общения. Студенты технических вузов всё больше понимают, что недостаточно быть узкими специалистами в своей сфере, поэтому стремятся понимать и самостоятельно осмысливать изменения в политике и экономике, культуре и социальной сфере, изменения в индивидуальных и общественных отношениях, изменения в идеальных моделях образа жизни и ее стандартов.
При анализе результатов эмпирической части исследования, были сформулированы следующие выводы.
Большинство студентов оценивают свои общекультурные компетенции на среднем уровне, оценка варьируется от 2,9 до 4, 3 по 5-балльной шкале. Почти половина опрошенных студентов полагает, что неспециалист в гуманитарной сфере должен быть широко образованным человеком. В зависимости от вуза, в котором обучаются респонденты, ситуация практически не меняется.
Что касается форм занятий по гуманитарным дисциплинам, то студенты проявляют интерес как к традиционным формам занятий — лекциям, семинарам, и в то же время ориентированы на получение знаний с помощью активных форм занятий — деловых игр, тренингов, проектов.
Результаты исследования влияния преподавателя на формирование общекультурных компетенций студентов говорят о том, что студенты больше ценят профессиональные качества преподавателя, нежели личностные. Определилась явная потребность в активной обратной связи между преподавателем и студентами. Например, предпочтение отдаётся лекции-диалогу, пресс-конференции, разбору кейс-ситуации, проведению деловых игр в рамках изучаемых тем.
Для улучшения подготовки по гуманитарным дисциплинам необходимо увеличить общее количество часов путём введения в педнагрузку практических занятий на закрепление теории, тем самым реализуя потребность студентов в отработке навыков организационного взаимодействия. Следует проводить больше дискуссий, ролевых игр, переходя тем самым к интенсивным занятиям, использовать как можно больше интерактивных технологий. Преподаватели должны способствовать тому, чтобы между ними и студентами существовала такая обратная связь, которая позволяла бы мотивировать студентов постоянно принимать во внимание замечания, пожелания по улучшению качества подготовки.
Список литературы:
1. Бронзино Л.Ю., Филатова М.Н. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среды вуза // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 6 (14). — С. 10.
2. Горылев А.И., Пономарева Е.А., Русаков А.В. Методология TUNING: компетентностный подход при определении содержания образовательных программ, 2011.
3. Гречухина Т.И. Формирование общекультурных компетенций у студентов университета: взаимосвязь процессов обучения и воспитания // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2012. — № 1. — С. 101—108.
4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб: Питер, 2001. — 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).