Научная статья на тему 'Проблемы формирования общекультурных компетенций при обучении в вузе (на материалах Приморского края)'

Проблемы формирования общекультурных компетенций при обучении в вузе (на материалах Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошевая Ольга Николаевна, Романова Ольга Брониславовна

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с реализа- цией компетентностного подхода при изучении дисциплин базовой части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» основных об- разовательных программ бакалавриата. В статье представлены результаты конкретного социологического исследования, которое позволило выявить основные проблемы, связанные с формированием общекультурных компе- тенций, сформированных при изучении социологии, как типичной дисци- плины гуманитарного, социального и экономического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошевая Ольга Николаевна, Романова Ольга Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования общекультурных компетенций при обучении в вузе (на материалах Приморского края)»

Кошевая О.Н., Романова О.Б.

Проблемы формирования общекультурных компетенций при обучении в вузе (на материалах Приморского края)

Problems of general cultural competency in teaching in high school (on materials of Primorsky Krai)

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с реализацией компетентностного подхода при изучении дисциплин базовой части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» основных образовательных программ бакалавриата. В статье представлены результаты конкретного социологического исследования, которое позволило выявить основные проблемы, связанные с формированием общекультурных компетенций, сформированных при изучении социологии, как типичной дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла.

Ключевые слова: Реформа российской системы образования; ком-петентностный подход; общекультурные компетенции; общие общекультурные компетенции, социальные общекультурные компетенции; профессиональные общекультурные компетенции

This article is devoted to the analysis of the problems related to realization of the method of competence during the studying of the basic part of cycle "Humanities, social and economic cycle" main educational attainment. In the article you can find results of the sociological research making it possible to detect cardinal problems of forming of general cultural competence, which are formed during studying sociology as standard subject of humanities, social and economic cycle.

Key words: Reform of Russian's educational system; method of competence; total general cultural competence; social general cultural competence; professional general cultural competence

Российская система образования реформируется уже более полутора десятков лет. Но пока нет общего мнения о том, каким должно быть содержание инноваций внедряемых ныне в соответствии с требованиями Болонской декларации.

В соответствии с требованиями Болонской декларации, в настоящее время в Российской Федерации в действие вводятся государственные образовательные стандарты третьего поколения. Одна из инноваций нового государственного стандарта - формирование в процессе обучения в вузе компетенций общекультурных и профессиональных, взамен уже ставших привычными «знаний, умений и навыков».

В Российском образовании наблюдается глубоко укоренившаяся в сознании и практике педагогов и студентов приверженность к

субъектно-объектной парадигме обучения. Цель обучения в рамках субъектно-объектной парадигмы обучения: передавать обучаемому студенту как объекту обучения профессиональные знания и навыки. Важнейшими характеристиками субъектно-объектной модели образования являются [5, 17]: 1) поточно-групповая организация учебного процесса; 2) громоздкость государственных образовательных стандартов; 3) ограничения инициативы преподавателей; 4) сложность в обеспечении индивидуализации студентов; 5) низкий уровень вариативности методов и форм обучения; 6) преобладание авторитарных подходов к обучению. Основной проблемой реализации субъектно-объектной образовательной парадигмы является формирование ситуативного учебного интереса к изучаемым дисциплинам и как результат функциональная неграмотность в сфере профессиональных и социальных отношений.

Присоединение России к Болонскому соглашению предполагает переход к субъектно-субъектной учебной парадигме, когда студент является полноправным участником учебного процесса [15]. Цель учебной деятельности в рамках субъектно-субъектной парадигмы образования: формирование социальных компетенций (т.е. совокупности интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, которые позволяют выпускнику адекватно действовать на их основе в любых ситуациях, возникающих в сфере социальной, и/или научной, и/или профессиональной деятельности). Основными характеристиками субъектно-субъектной модели образования являются: 1) автономия университетов;

2) инициатива преподавателей; 3) индивидуализация учебной деятельности студентов; 4) академическая мобильность студентов; 5) вариативность методов и форм обучения.

Очевидно, что одна из инноваций, внедряемых ныне повсеместно в отечественных вузах — применение компетентностного подхода в процессе подготовки будущего профессионала в вузе. С какими же проблемами могут столкнуться участники образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в процессе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла?

Для ответа на данный вопрос, прежде всего, необходимо определить, какие компетенции необходимо формировать у студентов в процессе изучения дисциплин цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» основных образовательных программ бакалавриата.

Вопрос о том, каковы содержательные характеристики компетент-ностной модели образования, все еще остается открытым. На основе анализа публикаций, посвященных проблемам вступления России в Бо-лонский процесс, можно выделить три основных подхода к определению компетентностной модели выпускника вуза [1-6, 8, 13, 15, 17-19]: европейский, нормативный и альтернативный.

В рамках европейского подхода при описании модели выпускника используют понятия «достижения в обучении» и «компетенции». Достижения в обучении — это то, что студент (как субъект учебной деятельности) должен узнать, понять и стать способным продемонстрировать после окончания обучения [18, 19]. Компетенции — динамическая комбинация знаний, понимания, навыков и способностей [18, 19].

В рамках европейского подхода к достижениям в обучении и компетенциям, формируемым в процессе осуществления учебной деятельности, относят: 1) инструментальные (когнитивные способности, методологические способности, технологические способности и лингвистические способности); 2) межличностные способности (индивидуальные способности как социальные навыки (социальные интеракции и кооперация));

3) системные (способности и навыки, относящиеся к целым системам (комбинирование понимания, восприятия и знания, приоритет в при-

обретении требуемых инструментальных и межличностных компетенций)).

Нормативный подход определяет компетенции как способность применять знания,умения и личностные качества дляуспешной деятельности в определенной области [7, 9] .Так, в процессе учебной деятельности у студента должны быть сформированы следующие компетенции: 1) - общекультурные (универсальные); 2) профессиональные (а) социально-технологические, (б) исследовательские, (в) организационно-управленческие, (г) социально-проектные).

В рамках альтернативного похода, предлагается выделять следующие компетенции, формируемые в процессе учебной деятельности [13]: 1) профессиональные компетенции (когнитивные (понимание происходящего), социоинженерные, просветительские); 2) общие компетенции (умение быстро перенастроиться на новые программы, владеть базовыми умениями, общим уровнем культуры); 3) социальные компетенции (знание иностранного языка, способность к проектированию, планированию, исследовательские навыки, способность применять знания на практике, генерировать идеи, теоретическая и социальная толерантность, готовность к эмпатийному восприятию и т.д.).

Для всех рассмотренных выше компетентностных моделей образования сходным является то, что целью изучения каждой учебной дисциплины, предусмотренной государственным стандартом, являетсяформи-рование компетенций посредством учебной деятельности [2, 7, 9].

Для выявления основных проблем, связанных с осуществлением компетентностного подхода при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла нами было осуществлено эмпирическое исследование.

В качестве типичной дисциплины базовой части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» основных образовательных программ бакалавриата была выбрана дисциплина «Социология».

В качестве основной цели эмпирического исследования было обозначено следующее: выявить степень соответствия общекультурных компетенций сформированных при изучении социологии как типичной дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла, тем общекультурным компетенциям, которые, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения призваны формировать дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла.

В качестве объекта эмпирического исследования были определены студенты высших учебных заведений, изучающие социологию как дисциплину цикла гуманитарных, социальных и экономических наук.

В качестве предмета эмпирического исследования нами были обозначены общекультурные компетенции, формируемые при изучении социологии.

Теоретическую основу данного исследования составили работы М.В. Артамонова, В.В. Гаврилюк, С.И. Григорьева, Г.А. Ивахненко, М.В. Ларионовой, Н.П. Нарбут, Г.И. Осадчей и др. [1-6, 8, 13, 15, 1719].

В качестве нормативных основ исследования были использованы: решение коллегии Минобрнауки России по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» [9]; макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [7], федеральные государственные образовательные стандарты высшего

профессионального образованияпо направлениям подготовки экология, менеджмент и международные отношения [10-12]; учебная программа курса социология [16].

Эмпирическое исследование было проведено в ноябре-декабре 2009 г. на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Генеральная совокупность включает в свой состав студентов, изучающих социологию как дисциплину гуманитарного, социального и экономического цикла, предусмотренную федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. По своему типу данная совокупность является бесконечной, т.е. ее объем по сравнению с объемом репрезентативной случайной выборки несоизмеримо велик.

Выборочная совокупность, сформированная в рамках данного эмпирического исследования, представляет собой целевую выборку,сформированную методом отбора критических случаев (т.е. случаев критически важных для понимания происходящего). В состав выборки вошли 27 студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, изучавших на тот момент социологию и успешно прошедших тестовый отборочный I тур межвузовской студенческой олимпиады по дисциплине «Социология». При составлении выборки мы руководствовались принципом: «Если студенты, успешно прошедшие первый отборочный тур не сформировали при изучении социологии общекультурные компетенции, которые, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения призвана формировать социология как дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла, то все остальные студенты тем более не имели возможности сформировать необходимые общекультурные компетенции». Межвузовская студенческая олимпиада по дисциплине «Социология « была проведена на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в соответствии с приказом ректора ВГУЭС от 26 ноября 2009 г. на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. В I туре олимпиады приняли участие 212 студентов (в том числе 189 студентов Владивостокского государственного университета экономки и сервиса, 8 студентов Дальневосточного государственного университета им. В.В. Куйбышева (г. Владивосток) и 14 студентов Морского государственного университета им. Г.И. Невельского (г. Владивосток) ).

В качестве метода сбора первичной социологической информации был выбран метод анализа документов. Основой исследования послужили целевые личные документы, а именно: эссе студентов на тему: «Роль и место социологического знания в моей социальной и профессиональной деятельности (будущей профессиональной деятельности)». Эссе в рамках конкурсного задания сочиняли студенты, приглашенные к участию во II туре межвузовской студенческой олимпиады по дисциплине «Социология» (т.е. прошедшие I тур олимпиады).

В процессе обработки данных был осуществлен ремонт выборки, в результате которого количество эссе, формирующих основу исследования, было уменьшено с 27 до 24 работ. Причиной уменьшения выборочной совокупности послужили следующие причины: а) отсутствие согласованности отдельных частей предложений (был попросту непонятен смысл высказываний студента) и отсутствие логики изложения в одной работе; б) плагиат (два студента представили одинаковые эссе, как оказалось, добытые в ресурсах сети Интернет). Таким образом, в исследовании приняли участие студенты следующих специальностей: экология (2 чел.), управление персоналом (2 чел.), коммерческая деятельность (2

чел.), менеджмент (3 чел.), экономика управления (4 чел.), государственное и муниципальное управление (5 чел.), международные отношения (6 чел.).

В качестве основного метода анализа данных был использован метод контент-анализа, позволивший выявить наличие у студентов общекультурных компетенций, которые, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения призвана формировать социология как дисциплина гуманитарного, социального и экономического цикла.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и в соответствии с содержанием учебной программы курса «Социология», были определены следующие цели и задачи курса [7, 9-12, 16].

Целью курса социологии является [16]: а) дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; б) помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы; в) способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

На рисунке 1 схематично представлена структура и цель социологии как учебной дисциплины, разработанная нами в соответствии с требованиями, представленными в макете федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образованияпо направлениям подготовки: экология, менеджмент и международные отношения; и-по учебной программе курса социологии [7, 9-12, 16].

Общие задачи курса социологии предполагают изучение [16, С.4]: а) основных этапов становления социологии как области научного знания и основных теоретико-методологических подходов к изучению общества; б) социального взаимодействия и социального контроля, а также массового сознания;в) общества и его структуры и базовых социальных институтов; г) мировой системы и процессов глобализации; д) социальных групп, общностей и особенностей их функционирования; е) особенностей осуществления стратификационных процессов; ж) специфики социальных изменений и роли культуры в указанном процессе; з) личности, ее места и роли в обществе.

Примеры конкретных задач (соответствующих первым трем темам) социологии как учебной дисциплины представлены на рисунке 2.

Результатом выполнения задач социологии как учебной дисциплины должно быть формирование у студента следующих качеств:

1) наличие обобщенного учебно-познавательного интереса (познавательные интересы студента не зависят от внешних требований, выходят за рамки изучаемого материала, студент ориентирован на общие способы решения системы задач);

2) способность к самостоятельной постановке новых учебных целей (студент в состоянии самостоятельно сформулировать новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне, познавательные цели выходят за пределы требований программы);

3) способность к обобщению учебных действий (студент опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с

Рисунок 1

Структура и цель социологии как учебной дисциплины

Социокупыпурная динамика

Личность Социология как наука История социологии

Социальное неравенство

С

Мир-системный анализ

Социология как учебная дисциплина

Цель: формирование общекультурных и профессиональных комтетенций (т.е. возможности вообразить интересующую проблему, найти пути решения и реализовать принятое решение используя возможности «взвешенного» социологического знания, включающего теорию, прикладные знания, умения, навыки, знание методологии и методики социологического исследов ания)

Социальный Общество как социальная система Контроль и массовое сознание

институт

Методология социологических исследований

>

Социальные взаимодействия

Социальные общности

Рисунок 1

Примеры задач (соответствующих первым трем темам) социологии как учебной дисциплины

7. Сформировать готовность использовать результаты социологических исследований в профессиональных и социальных целях 6. Сформировать толерантность к социологическому знанию 5. Уметь динамично перенастроиться и использовать альтернативные, новые и/или инновационные социологические подходы к решению профессиональных задач 4. Сформировать способность интерпретировать с точки зрения различных социологических подходов реальные факты социальной жизни 3. Сформировать способность к использованию социологического подхода при решении профессиональных задач 2. Уметь использовать

социологического знания для решения профессиональных задач

1 .Понять роль и место социологического знания в профессиональной деятельности

6.Понимать «язык» различных социологических теорий (речь идет о разрыве между потребностью в новом понимании и прежними «языками» или теориями) 5. Уметь применять социологические теории при анализе научных проблем в иных (не социологических) областях научного знания 4.Сформироовать

способность проинформировать население, коллег,

работодателей и др. о возможностях использования социологических теорий, представлений и идей в повседневной жизни и при решении профессиональных проблем 3.Уметь социологически интерпретировать реальные факты социальной жизни с различных теоретических позиции 2.Уметь использовать социологические теории и их отдельные положения для совершенствования профессиональной деятельности 1 .Понять логику исторического развития социологической теории

9.Сформировать способность обработать и проинтерпретировать результаты эмпирического социологического

исследования 8.Уметь создать инструмент эмпирического социологического исследования (анкету, бланк интервью, схему эксперимента, бланк наблюдения и т.д.)

7.Уметь разработать программу эмпирического исследования 6.Сформировать способность социологически генерировать идеи 5 .Сформировать исследовательские навыки 4. Сформировать способность организовывать и планировать социальное и социологическое

исследование 3.С формировать способность к разработке

новых социальных и социологических проектов 2.Понять роль эмпирического исследования и его результатов в совершенствовании: а) социальной деятельности, б) профессиональной деятельности, в) деятельности организации, г) социальной политики на различных уровнях

1 .Понять назначение программы социологического исследования, возможности применения и ограничения

в использовании методов сбора, обработки и анализа данных

Методология социологических исследований

хода», выводя новый способ из этого принципа);

4) способность применять актуальный рефлексивный контроль (решая новую задачу, студент самостоятельно обнаруживает ошибки, выраженные несоответствием типовой схемы и новых условий задачи. Студент в состояниивнести коррективы в схему, решая задачу самостоятельно);

5) способность к актуально-адекватной прогностической оценке действий (приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия).

В результате изучения курса социологии студенты должны сформировать следующие общекультурные компетенции [16, с. 5]:

1) иметь представление о возможностях применения социологических подходов и методов исследования к анализу проблем профессиональной сферы;

2) иметь высокую мотивацию и интерес к изучению социологических аспектов профессиональной деятельности;

3) сформировать побудительные мотивы к углубленному изучению социологических аспектов профессиональной деятельности;

4) иметь интеллектуально-познавательную потребность в изучении социологии;

5) сформировать собственный взгляд на роль и место социологического знания и возможности его применения в сфере профессиональной деятельности;

6) уметь использовать факты, полученные в ходе социологического исследования для принятия решения в сфере профессиональной деятельности;

7) избавиться от различного рода социальных предубеждений (таких как «все/всем известно» или наоборот — «ничего не известно» и т.п.);

8) научиться грамотно и четко выражать свою мысль при изложении социологических фактов, описании социологических явлений, процессов;

9) освоить научный стиль изложения результатов социологического исследования, осуществленного в сфере профессиональной деятельности.

Нам, ссылаясь на работы Г.И.Осадчей, представилось возможным разграничить в структуре общекультурных компетенций следующие группы компетенций [13]: а) общие общекультурные — умение быстро перенастроиться на новые программы, владеть базовыми умениями, общим уровнем культуры, б) социальные общекультурные — знание иностранного языка, способность к проектированию, планированию, исследовательские навыки, способность применять знания на практике, генерировать идеи, теоретическая и социальная толерантность, готовность к эмпатийному восприятию и т.д., в) профессиональные общекультурные— когнитивные (понимание происходящего), социоинженерные, просветительские.

От курса социологии мы ожидаем формирования у студентов следующих общих общекультурных компетенций: а) толерантность к социологическому знанию; б) способность к адаптации в изменяющихся социокультурных условиях.

К социальным общекультурным компетенциям мы отнесли: а) понимание места и роли социологического знания в социальной деятельности; б) понимание «языка» различных социологических теорий и способность интерпретировать с их позиций реальные факты социальной жизни; в) способность доходчиво проинформировать любого человека (группу или общность) о содержании социальной проблемы, путях ее

решения и возможностях реализации решения на основе социологического знания; г) способность решать социальные проблемы с использованием социологических подходов, теорий и их отдельных положений (в том числе с использованием альтернативных, новых и инновационных теорий); д) наличие навыков организации и проведения социологических исследований в социальной сфере; е) готовность использовать результаты социологических исследований в социальных целях.

К профессиональным общекультурным компетенциям были отнесены: а) понимание места и роли социологического знания в профессиональной деятельности; б) понимание «языка» различных социологических теорий и способность интерпретировать с их позиций реальные факты, связанные с осуществлением профессиональной деятельности; в) способность доходчиво проинформировать коллег и работодателей о содержании социальной проблемы, путях ее решения и возможностях реализации решения на основе социологического знания; г) способность решать профессиональные проблемы с использованием социологических подходов, теорий и их отдельных положений (в том числе, с использованием альтернативных, новых и инновационных); д) наличие навыков организации и проведения социологических исследований в профессиональной сфере; е) готовность использовать результаты социологических исследований в профессиональных целях.

В результате осуществленного исследования были получены следующие результаты:

Общие общекультурные компетенции у студентов, принявших участие в исследовании, сформированы на удовлетворительном уровне.

Подавляющее большинство студентов (23 чел. из 24 чел.) продемонстрировали высокий уровень толерантности к социологическому знанию и социологии как учебной дисциплине и области научного знания. Так, например, студенты отмечали, что «...мы вовлечены в социальные отношения и социологические знания нам необходимы.», «... социологические знания востребованы в профессиональной деятельности каждого человека.»,«. социология позволяет каждому разобраться во всевозможных проблемах.», «.социология мне жизненно необходима. Она необходима всем т.к. она дает четкое представление об обществе и всех происходящих в нем процессах.», «.специалист может достичь успеха в профессиональной деятельности только обладая базовыми социологическими знаниями.».Необходимо отметить, что один участник исследования высказался крайне отрицательно в адрес социологии как дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла. Он отмечал, что «. социологические знания мне не пригодятся и успешно забудутся в ближайшее время, особенно знания об истории социологии. Мне не нужно изучать социологию, т.к. о социологических знаниях мне расскажет телевидение.».

Лишь четверть опрошенных (6 чел.) свидетельствуют о вкладе социологии в формирование такой компетенции как способность к адаптации в изменяющихся социокультурных условиях. Так, студенты отмечали, что «.социология позволяет осуществить анализ изменяющихся социальных условий, что является условием выживания и дальнейшего развития индивида, социальных групп и общества в целом.», «.социология позволяет противодействовать изменяющимся условиям, противодействовать профессиональной депривации.», «.социология позволяет научиться управлять человеческими ресурсами в различных условиях, в том числе и в условиях кризиса, когда необходимо уметь быстро менять стратегии и модели поведения.», «.социология позволяет учесть ошибки прошлого и успешно адаптироваться к условиям настоящего и избежать повторения ошибок в будущем.», «.социология помогает в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изменяющихся условиях ориентироваться в общественной жизни, объективно оценивать происходящее, выявлять конфликтные и потенциально конфликтные ситуации и находить пути решения...», «...социология помогает критически мыслить, сформировать широкий взгляд на социальные процессы в которые мы включены и успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям.», «... социологические знания необходимы каждому человеку, который хочет развиваться, быть в центре событий и не стоять на месте.».

Социальные общекультурные компетенции у студентов, принявших участие в исследовании, сформированы на крайне неудовлетворительном уровне.

Понимание места и роли социологического знания в социальной деятельности выказали чуть более половины участников исследования (15 чел.). Так, студенты отмечали что «.социологическое знание позволяет мне более эффективно выстроить межличностное взаимодействие ... сформировать широкий кругозор, иметь собственное мнение.», «для меня полезным знанием оказалось знание о реакциях людей на ситуативные условия, о поведении людей в толпе, о возможностях управления людьми. социология помогает создать комфортную среду обитания для человека.», «.социологическое знание облегчает жизнь и ориентацию человека в обществе.», «.социологическое знание может помочь любому человеку в решении его бытовых проблем и принятии жизненно важных решений.», «.социология позволяет подготовить нас к любой деятельности осуществляемой в социальной сфере.», «.социология позволяет более отчетливо видеть и объяснять те социальные силы, которые влияют на нашу жизнь. Социология позволяет под новым углом зрения увидеть знакомые всем обыденные отношения между людьми и их объединениями.», «.социология помогает конструктивно решать социальные проблемы.».Один студент, приявший участие в исследовании, отмечает, что социология не занимает какого-либо важного места в жизни общества и не играет какой-либо значимой роли, так он пишет: «.граждане в России еще не доросли до такого уровня, чтобы с умом применять социологические знания, не доросли до этого даже члены правительства РФ.».

Готовность использовать результаты социологических исследований в социальных целях выказала треть студентов (8 чел.). Так, они отмечали в своих работах, что: «.данные социологических исследований мне необходимы для того, чтобы победить в выборах на должность главы администрации моего района в 2014 г..», «.необходимо использовать результаты социологических исследований в обыденной жизни для решения жизненных проблем.», «... при принятии жизненно важных решений необходимо опираться на социологический материал.»,«.ре-зультаты социологических исследований позволяют более успешно планировать свои действия в социальной сфере.», «.социология помогает проанализировать факты и жизненные ситуации и приять правильное решение.».

Лишь один студент отметил наличие таких компетенций как: «Способность решать социальные проблемы с использованием социологических подходов, теорий и их отдельных положений(в том числе с использованием альтернативных, новых и инновационных теорий)» и «Наличие навыков организации и проведения социологических исследований в социальной сфере»:«.летом текущего года хочу принять участие в выборах в депутаты районного совета депутатов. Мне нужно собрать примерно 300 голосов. Поэтому я уже готовлюсь провести опрос среди жителей этого округа, чтобы знать, какие они имеют проблемы, чтобы выстроить свою избирательную программу.», «... когда я возглав-

лял молодежное движение я устраивал опросы с целью сбора информации о необходимости молодежного движения (проводил анкетирование и разговаривал с жителями своего поселка)».Стоит также отметить, что, по словам студента, он сформировал указанные компетенции задолго до изучения социологии как учебной дисциплины.

Ни один студент, принявший участие в исследовании, не указал на наличие таких компетенций, как: «Понимание «языка» различных социологических теорий и способность интерпретировать с их позиций реальные факты социальной жизни» и «Способность доходчиво проинформировать человека (группу или общество) о содержании социальной проблемы, путях ее решения и возможностях реализации решения на основе социологического знания».

Чуть лучше обстоит дело с формированием профессиональных общекультурных компетенций у студентов, принявших участие в исследовании, но и эти компетенции сформированы на крайне неудовлетворительном уровне.

Так, например, большинство студентов, принявших участие в исследовании (20 чел.), отметили высокое значение социологического знания в профессиональной деятельности. Роль и место социологического знания в профессиональной деятельности студенты оценивали следующим образом: «.в профессиональной сфере мне придется неоднократно прибегать к социологическим знаниям. мне необходимо уметь осуществлять конкретные исследования и использовать полученные данные для решения профессиональных проблем.», «.социометрические процедуры позволят мне наладить благоприятный социально-психологический климат в коллективе.», «.мне, как будущему специалисту, необходимы социологические знания. мне важно знать закономерности определяющие выбор поведенческих моделей индивидом илигруппой.», «.социология позволяет сформировать качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.», «. моя сфера профессиональной деятельности немыслима без использования социологических знаний.», «.специалист должен хорошо владеть методологическим аппаратом социологии.», «.социологическая информация помогает профессионалу принять грамотное и взвешенное решение.», «.социологические знания позволяют более грамотно использовать трудовые ресурсы.», «. игнорирование социологических знаний в профессиональной деятельности может привести к негативным последствиям.», «.социология изучает поведение человека в различных экономических системах и благодаря данной функции, роль и место социологического знания очень велико в моей профессиональной деятельности.», «.социология необходима в моей профессиональной деятельности прежде всего для составления прогнозов развития социального объекта.», «.социология позволяет моделировать социальные процессы и решать профессиональные проблемы. Без осознания социальных проблем, я не смогу решать даже малейшую часть возникающих профессиональных проблем.». Необходимо отметить, что один студент дал негативную характеристику роли и месту социологического знания в профессиональной деятельности: «.в профессиональной деятельности необходимо руководствоваться практическими знаниями, опытом и удачей, а не социологическими знаниями. работодателя нужны не умные работники, а опытные.».

Значительная часть студентов (16 чел.) указали на наличие такой компетенции как «Готовность использовать результаты социологических исследований в профессиональных целях»: «.в профессиональной деятельности мне придется неоднократно прибегать к социологическим знаниям. Результаты социологических исследований позволят мне,

как госслужащему, боле грамотно выстроить свою работу.», «.зная интересы местного населения, мы можем развивать наиболее перспективные области производства или услуг или, по мере необходимости, продвигать товар и воздействовать на разные группы потребителей.», «.мне в профессиональной деятельности необходима будут социологическая информация для выработки вариантов управленческого решения. управления и осуществления контроля над социальной ситуацией.», «.я должен уметь предсказывать социальные процессы и на их основе принимать обоснованные высокопрофессиональные решения.», «результаты социологических исследований необходимо применять с целью оптимизации существования человека, общества и окружающей среды, а также для выявления закономерностей характеризующих взаимоотношения между человеком, обществом и биосферой. Результаты социологических исследований позволят мне более успешно планировать свои действия в профессиональной сфере.», «.я смогу использовать результаты социологического исследования для оптимизации издержек на оплату труда и смогу оптимизировать систему мотивации труда сотрудников.».

Лишь трое участников исследования указали на наличие такой сформированной компетенции как «Наличие навыков организации и проведения социологических исследований в профессиональной сфере». Так, например, студенты отмечали, что «.в ходе изучения социологии я стала способна проводить социологические опросы и использовать полученные результаты в исследовательских работах.», «.использование результатов проведенных мной опросов позволило сделать мое отделение молодежного движения «Молодая гвардия» более успешным.», «. при составлении бизнес-плана коммерческого предприятия мне пришлось учитывать данные социологического исследования. Для того чтобы выполнить поставленные передо мной задачи с наибольшим успехом.».

Лишь два студента, на наш взгляд, сформировали такую компетенцию как «Понимание «языка» различных социологических теорий и способность интерпретировать с их позиций реальные факты, связанные с осуществлением профессиональной деятельности». Так в своих работах они отмечали что «. сравнение различных точек зрения социологов и исследователей из других областей научного знания позволяет выявить допущенные ошибки.», «. статусно-ролевая теория и теории социального контроля хорошо подходят для описания ролевого поведения спортсменов и формирования значимых для спортивной деятельности качеств личности.».

О наличии у одного из студентов сформированной компетенции «Способность решать профессиональные проблемы с использованием социологических подходов, теорий и их отдельных положений (в том числе с использованием альтернативных, новых и инновационных)» свидетельствует следующее высказывание «.реализовать себя в спорте, достичь высоких спортивных результатов и заполучить высокий социальный статус в большей степени способны лица с девиантным поведением при условии наличия некоторых специальных условий.».

О необходимости в профессиональной деятельности такой компетенции как «Способность доходчиво проинформировать коллег и работодателей о содержании социальной проблемы, путях ее решения и возможностях реализации решения на основе социологического знания» не упомянул ни один студент, принявший участие в исследовании.

Таким образом, на основе полученных эмпирических данных можно сделать вывод о том, что общекультурные компетенции, сформированные при изучении социологии, как типичной дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла, не соответствуют в полной мере

тем общекультурным компетенциям, которые, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения, призваны формировать дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла.

Следовательно, участники образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в процессе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла закономерно столкнутся со следующими проблемами:

1. Восприятие студентами дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла как второстепенных дисциплин, «лишних в учебном плане», как дисциплин, не оказывающих существенного влияния на формирование профессиональных навыков.

2. Восприятие студентами дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла как обладающими инструментальной, а не терминальной ценностью. В подавляющем большинстве студентам необходим, прежде всего, сам по себе зачет или высокая оценка за экзамен для получения стипендии или высокого аттестационного балла, а не компетенции, формируемой в процессе изучения дисциплин, которые позволят в будущем стать высококлассным специалистом в своей области профессиональной деятельности.

3. Мотивация студентов на получение баллов в ущерб знаниям зачастую делает затруднительным использование новых методик при проведении практических занятий (т.е. знания не обладают для студентов терминальной ценностью, которая практически полностью замещается ценностью инструментальной).

4. Отсутствие интереса к теоретическим разделам дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. И, как следствие, низкий уровень мотивации студентов к подготовке к семинарским занятиям и восприятие теоретических разделов дисциплин как не имеющих никакой практической ценности.

5. Краткость курса: за один семестр, отведенный на изучение социологии, студенты не успевают усвоить и развить необходимые компетенции (связанные в первую очередь с формированием навыков и способностей организации и проведения научных исследований в социальной и профессиональной сфере). И как результат, по окончании изучения учебных дисциплингуманитарного, социального и экономического цикла студенты испытывают затруднения в практическом использовании полученных знаний в своей социальной и профессиональной деятельности.

6. Сложность внедрения инновационных форм и методов обучения. Традиционные методы работы со студентами на лекционных и семинарских занятиях не позволяют в полной мере сформировать необходимые компетенции. Использование инновационных форм и методов обучения, требует от студентов дополнительных усилий. К тому же интерес к занятиям, которые проводятся в инновационной форме, как правило, проявляют студенты так называемых «элитных» специальностей, конкурс на которые является традиционно высоким и требует хорошей подготовки.

7. Неготовность студентов технических и естественно-научных специальностей изучать дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла на младших курсах. Студенты третьих-четвертых курсов указанных специальностей оказываются более подготовленными к восприятию дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла и легче формируют необходимые в социальной и профессиональной деятельности компетенции, нежели студенты первых-вторых курсов.

8. Необходимость разработки многовариантных учебно-

методических материалов в соответствии с реализуемыми направлениями профессиональной подготовки студентов.

Таким образом, приоритетной целью и задачами изучения любой учебной дисциплины цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» основных образовательных программ бакалавриата является преодоление функциональной неграмотности и формирование у студента, как субъекта учебной деятельности, социальных компетенций наряду с компетенциями сугубо профессиональными.

Успешная реализация целей и задач учебной деятельности в процессе реализации компетентностной модели образования возможна при следующих условиях: а) обеспечение вариативности методов и форм обучения (в том числе и в рамках каждой учебной дисциплины); б) применение комплексных методов и систем оценки компетенций, формируемых в процессе обучения (в том числе и в процессе изучения конкретной дисциплины).

Литература

1. Артамонов М.В. Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство /М.В.Артамонов //Социс. 2008. № 1. [Электрон. ресурс] URL: http://www.isras.ru/socis.html [Дата обращения: 23.11.09]/

2. Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и повышение социальной компетентности как задачи образования / В.В.Гаврилюк //Социс. 2006. № 12. [Электрон. ресурс] URL: http://www.isras.ru/socis.html [Дата обращения: 23.11.09].

3. Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и повышение социальной компетентности как задачи образования / В.В. Гаврилюк //Социс. 2006. № 12. [Электрон. ресурс] URL: http://www.isras.ru/socis.html [Дата обращения: 23.11.09].

4. Государственные образовательные стандарты профессионального образования: Разработка стандартов 3 поколения// Российское образование. Федеральный портал // [Электрон. ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/portal/ spe/3v.htm [Дата обращения: 03.04.10].

5. Григорьев С.И. Экспертные оценки отношения россиян к реформе высшей школы / С.И.Григорьев //Социс. 2008. № 11. [Электрон. ресурс] URL: http://www.isras.ru/socis.html [Дата обращения: 23.11.09].

6. Ивахненко Г.А. Динамика мнений студентов о модернизации высшего образования / Г.А. Ивахненко //Социс. 2007. № 11. [Электрон. ресурс] URL: http://www.isras.ru/socis.html [Дата обращения: 23.11.09].

7. Ларионова М.В. Современные инструменты обеспечения качества программ /М.В. Ларионов //Институт международных организаций и международного сотрудничества ВШЭ (ИМОМС) [Электрон. ресурс] URL: http:// www.iori.hse.ru/tuning/materials/instruments_quality_programs.pdf.

8. Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 22.02.2007. .// Российское образование. Федеральный портал // [Электрон. ресурс] URL: http://www.edu. ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm [Дата обращения: 17.04.10].

9. Нарбут Н.П. Опыт применения принципов болонского процесса в социологическом образовании / Н.П.Нарбут, Д.Г.Подвойский, Ж.В.Пузанова, В.А.Цвык // Социс. 2008. № 9. [Электрон. ресурс] URL: http://www.isras.ru/socis. html [Дата обращения: 23.11.09].

10. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования: Решение коллегии Министерства образования и науки России от 31 января 2007 г. .// Российское образование. Федеральный портал // [Электрон. ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/310107s. htm [Дата обращения: 17.04.10].

11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияпо направлению подготовки 022000 Экология (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 795.// Российское образование. Федеральный портал // [Электрон. ресурс] URL:http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m795.html [Дата обращения: 17.04.10].

12. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияпо направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009г. №636. // Российское образование. Федеральный портал // [Электрон. ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m636.html [Дата обращения: 17.04.10].

13. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияпо направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 815.// Российское образование. Федеральный портал // [Электрон. ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m815.html [Дата обращения: 17.04.10].

14. Осадчая Г.И. Заметки социологического образования в России: рефлексия новых требований общества /Г.И.Осадчая // Социс. 2009. № 2. С. 105.

15. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электрон. ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/ prav/obr/5208.print/ [Дата обращения: 03.12.2009].

16. Сорока Ю.Г. Активация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в аудитории: искусство преподавания. Харьков. 2003. с. 95-113.

17. Социология: Учебная программа курса для студентов всех специальностей /Сост. О.Н.Кошевая Владивосток: Издательство ВГУЭС, 52 с.

18. Тюрина А.А. Образовательная ситуация в Дальневосточном регионе в представлениях студентов / А.А.Тюрина // Социс. 2008. № 11. [Электрон. ресурс] URL:http://www.isras.ru/socis.html [Дата обращения: 23.11.09].

19. Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) / С.А.Шаронова // Социс. 2008. № 1. [Электрон. ресурс] URL: http://www.isras.ru/socis.html [Дата обращения: 23.11.09].

20. Tuning Education Structures in Europe /ES. Educational and Culture. Socrates-Tempus.2006. // [Электрон. ресурс] URL: http://europa.eu.int/comm/ education/policies/educ/tuning/tuning_en.html [Дата обращения: 03.12.2009].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.