Социально-культурные процессы развития общества
УДК 316.6
DOI 10.34823/SGZ.2021.6.51714
А.В. ПОПОВА кандидат социологических наук, заместитель декана факультета политологии Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова*
С.А. БУТЫРИНА кандидат философских наук, доцент Московского государственного университета спорта и туризма**
М.М. СИМОНОВА кандидат социологических наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации***
Гуманитарные аспекты управления человеческими ресурсами как важнейшее направление развития социальной ответственности бизнеса
В статье отмечается значимость культуры в деле повышения социальной ответственности бизнеса. Культура способствует большему взаимопониманию и цивилизованному становлению всех отношений: социальных, производственных, политических, нравственных, информационных. Культура -моральный
* Попова Анна Вячеславовна, e-mail: ap.prm2017@gmail.com
** Бутырина Станислава Альбиновна, e-mail: s6354986@yandex.ru
*** Симонова Маргарита Михайловна, e-mail: MMSimonova@fa.ru
императив, выражающийся во владении большинством населения повседневным набором положительных качеств, необходимых для успешного развития ответственности всех и каждого.
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, культура, общество.
A.V. POPOVA Candidate of Sociological Sciences, Department of History and Theory of Politics Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University
S.A. BUTYRINA Сandidate of philosophical sciences, associate Professor, Moscow State University of Sports and Tourism
M.M. SIMONOVA Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology and Human Capital Development, Financial University under the Government of the Russian Federation
Humanitarian aspects of human resource management as the most important area of development of the company's social responsibility
The article notes the importance of culture in increasing the social responsibility of business. Culture contributes to greater mutual understanding and civilized formation of all relations: social, industrial, political, moral, informational. Culture is a moral imperative, expressed in the possession by the majority of the population of the daily set of positive qualities necessary for the successful development of the responsibility of one and all.
Keywords: social responsibility of business, culture, society.
В современной управленческой науке накоплен большой опыт исследований влияния гуманитарных аспектов на развитие социальной ответственности бизнеса, подкрепленных квалифицированными социологическими и социально-психологическими исследованиями.
Проблема в том, чтобы собственники и руководители функционирующей экономики стремились освоить эти знания и умело использовали в компаниях. Не знающий меры эгоизм бизнеса, превращает во второстепенное самого человека, культуру, просвещение и психологию людей. Не только бизнес, но и многие представители научного сообщества находятся под большим влиянием экономизма и не считают даже образовательный фактор одной из движущих сил рационального управления. Между тем в мире признано, что культура ведения бизнеса оказывает существенное влияние на весь комплекс взаимоотношений в обществе.
Организационная культура в системе трудовых отношений в индустриальную эпоху формировалась на основе тейло-ристско-фордистско-веберианской схемы организации производственного процесса и линейной структуры управления, в которой подчинение выстраивается по цепочке «снизу вверх»: каждый подчиненный орган управления подчиняется только одному вышестоящему. В 30-50-х гг. сформировались предпосылки перехода к иной управленческой культуре под влиянием идей Э. Мэйо, Д. Морено, К. Леви и др., обосновавших теорию «человеческих отношений». В этой теории главным является признание значимости субъективных факторов -трудовой мотивации, потребностей и нужд работников, удовлетворенности характером и условиями труда, реакции работников на комплекс социально-психологических параметров. Стало серьезно продвигаться внимание к работникам и забота о них, корпоративный дух в производственных компа-ниях1. Постепенно сформировались новые представления о культуре организации и поведения человека на производстве. Все они ориентировались на достижение заинтересованности работников в конечных результатах и успешной деятельности производственных организаций в целом2.
Статус работников, разнообразные неформальные связи стали играть все большую роль в организации и все сильнее влиять на эффективность труда.
Известный социолог Н. Дж. Смелзер увидел корреляцию «школы человеческих отношений» с идеями Фрейда о значении для человека группового единства и лидерства в группе. В
1 Mayo E. The cocial Problems of an industrial Civilization. L., 1949.
2 Туринова Л. Культура бизнеса и трудовые отношения. М., Человек и труд, 2008, №10, с. 63.
данном конкретном случае исследователи сделали вывод о важности создания небольших, четко организованных групп рабочих. Практика подтвердила этот вывод: созданные первичные группы были способны оказывать влияние на объемы выпуска и качество всей продукции завода1.
Если считать, что бизнес - категория сугубо экономическая и цели тут преимущественно экономические, то социально-психологическое содержание функционирования и развития бизнеса может восприниматься лишь как вторичный, второстепенный, периферийный фактор. В науке, да и в жизни на этот счет тоже сталкиваются друг с другом две парадигмы: 1) социальная психология в деле бизнеса требует своего учета во вторую и даже в последнюю очередь; 2) экономические и социально-психологические компоненты - равнодействующие. Суть второй парадигмы в том, что социально-психологический аспект необычайно важен и включает в себя полновесный учет психологических особенностей не только конкретных людей, работающих в данной сфере бизнеса, но и больших мегагрупп: от социальных и национальных групп до стран и народов. Экономический облик и общий имидж страны и ее народа во многом обусловлены исторически закрепившимися в жизни психологическими особенностями хозяйствования и проживания населяющих ее народов, её культурой.
Человек присутствует в экономической реальности. В формуле З. Фрейда - «психология предопределяет историю» -выражена одна парадигма. В формуле К. Маркса - «история предопределяет психологию» - другая. Маркс таким образом связал возможность становления социализма с коллективистской психологией, вырабатываемой у пролетариата общественным характером производства. Н. Козиенко в книге «Оптимальная экономика: проблемы политэкономии и теории общества» выводит основной экономический закон из способности и стремления человека к осмыслению мира в эстетических, то есть вне логических категорий, что оборачивается его стремлением к безграничному росту потребностей. «Мотивация деятельности человека, - пишет Н. Козиенко, - носит фатальный характер и предопределяется бессознательным»2. Просто в потреблении остро нуждаются все и всегда.
1 Смелзер Н. Дж. Теория Фрейда. (Психоаналитическая теория). М., Социологические исследования, 1991, № 9, с. 101-102.
2 Козиенко Н. Капитализм или оптимальная экономика: как распорядится история. ЛГ, 2009, №46, с. 11.
Безграничный рост потребностей - это действительно закон. Известный отечественный историк Н. Кареев считал, что основной принцип видовой жизни заключается в борьбе за существование, основной же принцип жизни общественной - в солидарности. Конечно, живя в обществе, люди не перестают быть животными организмами, находящимися между собой в борьбе за существование, но именно не эта борьба, а нечто ей противоположное ложится в основу общественной жизни1.
Согласно Конту, непосредственной основой социологии является психология. Там, где нет психической жизни, не может быть и жизни общественной. «Сами экономические отношения, - писал Н. Кареев, - которые другая гипотеза кладет в основу всех общественных явлений, то есть все случаи взаимного обмена услуг или продуктов труда, на каких бы условиях этот обмен ни происходил, делаются возможными лишь на почве психического взаимодействия. Экономический материализм удаляет всю социальную психику из экономической структуры общества, игнорируя тот важный факт, что лежащие в основе экономические отношения сами по себе являются лишь определенными результатами психологического взаимодействия между людьми»2.
Многие исследователи считают, что теоретически понять общество невозможно без самого внимательного отношения к внутреннему миру личности, а это внутреннее отношение признается еще неполным без этического элемента. Изначально социальная природа бизнеса предполагает знание руководителями бизнеса души народа. Отстраненность от этого непродуктивна.
Существует очень большой объём литература, затрагивающая социальную психологию делового поведения людей в различных странах. Очень поучительные книги для делового человека, которому в эпоху глобализации предстоит иметь дело с партнерами из разных стран и для себя почерпнуть нечто полезное.
Об Америке можно, например, прочитать со ссылкой на Тоффлера: «одним из принципов деловой культуры американцев считается стремление из всего получать доход»3. Американцы считают себя исключительной и самой лучшей на-
1 Кареев Н. Введение в изучение социальных наук. СПб, 1903, с. 109.
2 Там же, с. 21.
3 Культура и поведение - 90 стран глазами бизнесмена. М.: ФИНТРА, 1993, с. 264.
цией в мире. Они должны преуспевать всегда и во всем. У них плохо не может быть. Их страна лучшая в мире. Все в мире должно быть так, как у них1.
Известна знаменитая американская улыбка и поговорка: «Улыбайся, когда на душе тошно, улыбайся, когда на душе кошки скребут, улыбайся, когда хочется в петлю. Улыбайся, всегда улыбайся!» Если при встрече на вопрос: «Как дела?» -будет дан ответ: «О'кей!», значит, у вас все в порядке. В противном случае вы аутсайдер2.
Литературу об особенностях поведения американцев в деловой сфере надо изучать российским предпринимателям -можно не только узнать специфику их психологии, но и многому поучиться в ведении бизнеса.
Англичане и французы в названной выше литературе представлены на некотором противопоставлении. Если у англичан господствует правило «Соблюдай формальности» и на этом строится их чопорность, то о французах пишется другое: «При обсуждении каких-либо деловых проблем французы часто отвлекаются и уходят от темы, затрагивая, казалось бы, вопросы, не имеющие отношения к данной проблеме. Но французские менеджеры в итоге предложат решение в собственной интерпретации и выдвинут иную проблему». Французы стремятся к постоянным новациям, улучшению своего имиджа, возвышенному стилю жизни. Для французов честь превыше прибыли3. Это спорное суждение легко можно опровергнуть хотя бы тем, что в свою президентскую кампанию Н. Саркози брал деньги у авторитарного руководителя Ливии М. Каддафи.
Восхваляемая авторами английская чопорность очень неплохо иногда сказывается на трудовых взаимоотношениях. Приказы и распоряжения никогда не отдаются в жесткой форме. Всегда следует обращение «Вы бы не могли...», «Будьте любезны» и т. п. Если руководитель (менеджер) критикует подчиненного, то делается это таким образом, чтобы подчиненный сначала узнал о своих заслугах и лишь потом - о промахах. Это весьма существенный прием, который стимули-
1 Там же, с. 10-11.
2 Макашов И.Н., Овчинникова Н.В., Чистякова К.А. Этика и культура управления. М.: Спутник, 2010, с. 361.
3 Культура и поведение - 90 стран глазами бизнесмена. М.: ФИНТРА, 1993, с. 64.
рует и одновременно мотивирует работника на недопущение в будущем таких промахов или ошибок1.
Изучающие Японию исследователи в первую очередь отмечают то, что черты делового поведения там отработаны веками. Как считает английский исследователь Р.Д. Льюис, Япония - это «общество-паутина»: «Это социум, в котором все его члены жестко взаимозависимы и между ними устанавливается строгая иерархия моральных и социальных обязанностей, как по вертикали, так и по горизонтали»2.
Характеризуя деловое поведение японцев, Р.Д. Льюис предложил учитывать некоторые его особенности теми, кто с ними выстраивает деловые контакты. Учитывать их особенно важно при переговорах. Японская сторона, как правило, стремится получить максимальное количество информации о клиентах в целях изучения. На переговорах они прилагают все усилия, чтобы сблизить интересы команд. Если к японцам на переговорах проявляют грубость, нетерпение, недоверие, нарушение протокола или изменение условий, они покидают переговоры. Чтобы переговоры были успешными, «вы должны им понравиться, и они должны доверять вам от всего сердца, иначе сделки не бывать»3.
Русский национальный характер выглядит после описания немецкого особенно рельефно. В частности, Н. Бердяев писал: «Россия - страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды. Россия - самая небуржуазная страна в мире. В русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства. Россия - страна бытовой свободы. В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание. Она вечно печалится о горе и страдании народа и всего мира, и мука ее не знает утоления. Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Сам русский атеизм религиозен»4.
«Западноевропейский человек, - согласно Бердяеву, -чувствует себя сдавленным малыми размерами пространства земли и столь же малыми пространствами души. Он привык
1 Там же, с. 28.
2 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 1999, с. 351.
3 Там же, с. 355-359.
4 Бердяев Н. Падение священного русского царства. М.: Астрель, 2006, с. 29.
возлагаться на свою интенсивную энергию и активность. Возьмем, например, немца. Он чувствует себя со всех сторон сдавленным, как в мышеловке. Шири нет ни вокруг него, ни в нем самом. . Немец должен презирать русского человека за то, что тот не умеет жить, устраивать жизнь, организовать жизнь, не знает ничему меры и места, не умеет достигать возможного»1.
Все эти высказывания отнюдь не потеряли актуальности. Но кто сегодня читает Николая Бердяева или Питирима Сорокина? Какие-то редкие читатели. А ведь прочитай нашему человеку вот эти высказывания Николая Бердяева, и он задумается. Потому что нельзя не задуматься над таким своеобычным текстом, когда от сарказма в адрес немца, сдавленного, как в мышеловке, он стремительно переходит к полному убеждению, что немец должен презирать русского человека за то, что он не умеет устраивать и организовывать свою жизнь, за его славянскую безбрежность.
Самоуничижение нам, конечно же, не нужно, но конструктивно-критическое отношение к себе в целях нашего движения вперед просто необходимо. Особенно в бизнесе, где труднее всего делать то, что не обязательно, но необходимо. Это относится прежде всего к реализации принципов социальной ответственности бизнеса. Следует при этом пристально посмотреть на те особенности в деловом поведении разных народов, которые, конечно же, не подлежат прямому копированию, но могут быть использованы для самосовершенствования.
Мы не будем приводить здесь широко представленный в литературе анализ характерных черт делового поведения многочисленных народов, но на некоторых все-таки еще остановимся. Об итальянцах, например, говорится, что они так общительны, что и в деловых переговорах пускаются в рассказы о своих семейных делах, проведенных отпусках, делятся своими огорчениями и надеждами. При этом к пунктуальности все-таки относятся терпимо2. Очень ценится зрелый возраст, он отождествляется с мудростью3. В Греции, как отмечает тоже английский исследователь А. Фиада, получают признание управляющие, умело использующие социально-психологические методы управления. В науке существует
1 Бердяев Н. Падение священного русского царства. М.: Астрель, 2006, с. 71.
2 Культура и поведение - 90 стран глазами бизнесмена. М.: ФИНТРА, 1993, с. 128-132.
3 Лонней Д. Эти странные испанцы. М.: Эгмонт Россия Лтд., 1999, с. 66-69.
фактологическое подтверждение того, что они добиваются наилучших результатов1.
Особо надо сказать о Дании и Швеции. Это королевства, но это никак не мешает им создавать социальное государство. Деловая культура Дании, как пишут ее исследователи Х. Дерби и С. Харрис, опосредована атмосферой социальной ответственности. «Перед тем как начать любое дело, претворить в жизнь любую идею, датчане должны найти ответ на вопрос, насколько это все полезно для общества2. О Швеции немало поучительного написал Р.Д. Льюис: «Шведские менеджеры умело работают с сотрудниками, используя свое обаяние, мягкий, но убедительный стиль общения и умные психологические подходы. Они хороши как руководители, потому что должны быть такими!». И другие исследователи отмечают массу положительного в шведской деловой культуре. Шведам присуще широкое обсуждение производственных и иных проблем с персоналом. Хотя это несколько удлиняет время подготовки и принятия решений, но зато не страдают качество и выигрыш в делах. И это сокращает дистанцию между управляющими и работниками. «Отличительными чертами такой культуры, - пишет П. Берлин, - являются самореализация и атмосфера равенства»3.
Культура в деле повышения социальной ответственности бизнеса выступает весьма многоцветным фактором. Культура может сделать феномен богатства вполне приемлемым для общества и в состоянии перевести на более высокий уровень все трудовые усилия. Культура способствует большему взаимопониманию и цивилизованному становлению всех отношений: социальных, производственных, политических, нравственных, информационных. Забота о культуре как явлении и как предметной характеристике индивидуумов и социальных групп, различных общностей и организаций всегда считалась делом государства и творческой элиты. Сегодня такая забота настоятельно требуется со стороны новых рыночных структур, наших могущественных корпораций и всего бизнеса в целом. Причем забота как о материальных и нематериальных культурных ценностях, так и обо всех разнообразных сторонах проявлений культуры в жизни человека и общества.
1 Фиада А. Эти странные греки. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000, с. 68-69.
2 Дерби Х, Харрис С., Гользен Т. Эти странные датчане. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002, с. 12.
3 Берлин П. Эти странные шведы. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001, с. 88.