Научная статья на тему 'Гуманитарное сотрудничество как фактор интеграции ОДКБ'

Гуманитарное сотрудничество как фактор интеграции ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
920
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ФАКТОР / ИНТЕГРАЦИЯ / ОДКБ / HUMANITARIAN COOPERATION / FACTOR / INTEGRATION / CSTO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Халанский Игорь Викторович

Статья посвящена аспекту развития гуманитарного сотрудничества как одного из весомых факторов интеграции в формате ОДКБ. В настоящее время именно гуманитарное сотрудничество обладает свойством, позволяющим цементировать любые виды кооперации. При этом важное значение имеет также ценностная ориентация, которая создает основу для интеграции и позитивного результата в ходе межгосударственного и международного сотрудничества. Освещается необходимость разработ-ки внятной, четко очерчивающей идеологической составляющей ОДКБ, которая была бы понятной как государствам-членам, так и международным партнерам. Усиление гуманитарного сотрудничества в виде безукоризненного соблюдения норм политической культуры, уважения и сохранения многообразия цивилизаций в мире, а также признания многовариантности путей развития разных стран, должны выгодно отличать различные евразийские объединения, в том числе ОДКБ, от западных, и особенно, североамериканских интеграционных проектов. Акцентируется внимание на аспекте борьбы за влияние в культурном и образовательном пространстве Центральной Азии. В настоящее время в университетах и других высших учебных заведениях Центральной Азии открываются всевозможные центры по изучению различных языков мира - английского, немецкого, японского, французского. Все большую популярность в последнее время приобретает китайский язык. Многие студенты уезжают в Китай на учебу, оценивая перспективы своего профессионального роста и дальнейшего трудоустройства. Большое количество американских, европейских и азиатских грантов и программ по обмену студентами и аспирантами буквально изобилуют в новых независимых государствах Центральной Азии, что неизбежно приводит к «вымыванию» перспективных и высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN COOPERATION AS A FACTOR OF INTEGRATION CSTO

The article is devoted to the development dimension of humanitarian cooperation as one of the biggest factors in the integration of the CSTO. Currently, it has the property of humanitarian cooperation, allowing all types of cement cooperation. At the same time it is also important value orientation, which provides a framework for integration and a positive result in interstate and international cooperation. The need to develop a coherent, clearly outlining the ideological component of the CSTO is highlighted, which would be understandable to both Member States and international partners. Strengthening of humanitarian cooperation in the form of compliance with impeccable political culture, respect and safeguard the variety of civilizations in the world, as well as the recognition of multiple routes of different countries should favorably distinguish different Eurasian union, including the CSTO, of the western and particularly North American integration projects. The attention is focused on the aspect of struggle for the influence in cultural and educational space of Central Asia. Currently, universities and other institutions of higher education in Central Asia have opened various centers for the study of different languages English, German, Japanese, and French. The increasing popularity is gaining Chinese nowadays. Many students go to China to study, assessing the prospects of their professional growth and further employment. A large number of American, European and Asian grants and programs for the exchange of students and postgraduates are rich in the newly independent states of Central Asia, which inevitably leads to a «washout» of promising and highly qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное сотрудничество как фактор интеграции ОДКБ»

УДК 327.3

Халанский Игорь Викторович Igor Khalansky

ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ОДКБ

HUMANITARIAN COOPERATION AS A FACTOR OF INTEGRATION CSTO

Статья посвящена аспекту развития гуманитарного сотрудничества как одного из весомых факторов интеграции в формате ОДКБ. В настоящее время именно гуманитарное сотрудничество обладает свойством, позволяющим цементировать любые виды кооперации. При этом важное значение имеет также ценностная ориентация, которая создает основу для интеграции и позитивного результата в ходе межгосударственного и международного сотрудничества. Освещается необходимость разработки внятной, четко очерчивающей идеологической составляющей ОДКБ, которая была бы понятной как государствам-членам, так и международным партнерам. Усиление гуманитарного сотрудничества в виде безукоризненного соблюдения норм политической культуры, уважения и сохранения многообразия цивилизаций в мире, а также признания многовариантности путей развития разных стран, должны выгодно отличать различные евразийские объединения, в том числе ОДКБ, от западных, и особенно, североамериканских интеграционных проектов.

Акцентируется внимание на аспекте борьбы за влияние в культурном и образовательном пространстве Центральной Азии. В настоящее время в университетах и других высших учебных заведениях Центральной Азии открываются всевозможные центры по изучению различных языков мира — английского, немецкого, японского, французского. Все большую популярность в последнее время приобретает китайский язык. Многие студенты уезжают в Китай на учебу, оценивая перспективы своего профессионального роста и дальнейшего трудоустройства. Большое количество американских, европейских и азиатских грантов и программ по обмену студентами и аспирантами буквально изобилуют в новых независимых государствах Центральной Азии, что неизбежно приводит к «вымыванию» перспективных и высококвалифицированных специалистов

The article is devoted to the development dimension of humanitarian cooperation as one of the biggest factors in the integration of the CSTO. Currently, it has the property of humanitarian cooperation, allowing all types of cement cooperation. At the same time it is also important value orientation, which provides a framework for integration and a positive result in interstate and international cooperation. The need to develop a coherent, clearly outlining the ideological component of the CSTO is highlighted, which would be understandable to both Member States and international partners. Strengthening of humanitarian cooperation in the form of compliance with impeccable political culture, respect and safeguard the variety of civilizations in the world, as well as the recognition of multiple routes of different countries should favorably distinguish different Eurasian union, including the CSTO, of the western and particularly North American integration projects.

The attention is focused on the aspect of struggle for the influence in cultural and educational space of Central Asia. Currently, universities and other institutions of higher education in Central Asia have opened various centers for the study of different languages — English, German, Japanese, and French. The increasing popularity is gaining Chinese nowadays. Many students go to China to study, assessing the prospects of their professional growth and further employment. A large number of American, European and Asian grants and programs for the exchange of students and postgraduates are rich in the newly independent states of Central Asia, which inevitably leads to a «washout» of promising and highly qualified specialists

Ключевые слова: гуманитарное сотрудничест- Key words: humanitarian cooperation, factor, inte-во, фактор, интеграция, ОДКБ gration, CSTO

Гуманитарное сотрудничество — одно из центральных направлений в современной системе международных отношений, цель которого заключается в содействии развитию способностей людей всех стран, регионов и континентов. На наш взгляд, главная функция гуманитарного сотрудничества — это создание атмосферы взаимопонимания между союзническими государствами, народами, их населяющими, взаимодействие в области развития человеческого потенциала.

Следует также отметить, что гуманитарное сотрудничество в ОДКБ является одним из самых перспективных и эффективных направлений взаимодействия [ 1 ]. Более того, именно эта составляющая является мостом, которое может объединить все страны организации. Так, в военно-политическом направлении ОДКБ в основном проводятся совместные войсковые и специальные учения, помощь в военно-техническом оснащении. Что касается сотрудничества в экономической сфере, то здесь пальма первенства отдается Таможенному союзу, ЕЭП и Евразийскому экономическому союзу. В гуманитарной же сфере нет никаких препон для студенческого, научно-технического, культурного обмена, оказания гуманитарной помощи, развития здравоохранения и мн.др. На наш взгляд, усиление гуманитарного сотрудничества в виде соблюдения поликультурности, уважения и сохранения многообразия цивилизаций в мире, а также многовариантности путей развития разных стран, будет во многом отличать данное объединение от западных, и особенно, североамериканских интеграционных проектов.

Следует отметить, что именно гуманитарное сотрудничество обладает свойством, позволяющим цементировать другие виды кооперации.

При этом важное значение имеет ценностная ориентация, которая созда-

ет основу для интеграции и позитивного результата в ходе межгосударственного сотрудничества. В этом отношении интересными представляются результаты исследований неевропейского регионализма в ракурсе сравнения с практикой развития постсоветских организаций. При рассмотрении таких организаций, как Африканский союз, Лига арабских государств, АСЕАН выявлено, что в развивающихся странах для региональных организаций на первый план выходят не столько задачи совместного решения проблем, таких как общая внешняя угроза, терроризм, а скорее на первоначальном этапе разделяемые подходы относительно суверенитета, выживания режимов, невмешательства во внутренние дела и пр. [3; С. 20].

Если вернуться в историю создания ОДКБ, то в 90-е гг. для членов ДКБ стимулом сотрудничества было стремление сохранить остатки советской ценностно-идеологической общности, чем потребность в отражении внешних угроз, чем можно объяснить неразвитость функциональных механизмов структуры в тот период, в то время как сменившаяся новая ценностно-идеологическая ориентация Украины, Молдавии и Туркменистана была причиной отсутствия интереса к участию в ДКБ после развала СССР. Чуть позже, в связи со сменой внешнеполитической ориентации Грузии, Азербайджана и Узбекистана, количество стран-членов ОДКБ уменьшилось, а фактическая стагнация в функциональном наполнении и отсутствии интереса в реформировании структуры обусловило период «простоя» организации.

Можно с определенной долей справедливости сказать, что члены ОДКБ порой дают разные оценки внешнеполитическим событиям, что показывает отсутствие единой ориентации в международных вопросах, а это обстоятельство значительно затрудняет процессы консолидации структуры. Также следует отметить наличие

культурных различий народов, составляющих организацию. Ещё более важную роль в дистанцировании государств друг от друга играют стереотипы большинства населения стран-членов относительно друг друга. В средствах массовой информации порой встречаются публикации, задающие негативный тон восприятия этой структуры. Генеральный секретарь Н. Бордюжа отметил, что некоторые «друзья» ОДКБ воспринимают организацию в качестве жандарма, который будет обеспечивать влияние России [4]. Именно для «снятия» таких стереотипов, для укрепления взаимодействия в других сферах, совместного прогресса всех государств ОДКБ существует необходимость активного продвижения гуманитарного сотрудничества.

Над любой коалицией либо союзом будет всегда нависать угроза распада, если она будет основываться лишь на военном сотрудничестве или экономической кооперации. Сегодня единая Европа объединяется на фундаменте не только экономической интеграции и политической воли, но и на основе культурной схожести. Только благодаря ломке стереотипов в отношении вчерашних врагов (немцы-французы, немцы-поляки, итальянцы-словенцы и т.д.) удалось объединить разные по политическому строю и экономическому порядку государства. То же самое можно сказать и в отношении формирующихся союзов в Южной Америке, фундаментом которых служит, наравне с экономическим ростом и политической солидарностью, культурная близость.

Если же рассмотреть такой союз-долгожитель, как НАТО, который позиционирует себя исключительно в качестве военно-политического блока государств, то и здесь мы увидим присутствие культурно-гуманитарной составляющей. Так, главенствующие в альянсе США на основе двусторонних отношений активно продвигают своё присутствие в сферах культуры и образования, здравоохранения и науки, техники и медицины. Поэтому данный союз сумел просуществовать более шестидесяти лет, несмотря на все политические разногла-

сия. Здесь же следует подчеркнуть, что западные мозговые центры уделяют большое внимание вопросам моделирования позитивного образа НАТО. Так, к примеру, существует распространенное убеждение, что вхождение в ЕС станет реальностью только при условии, если страна-кандидат является членом НАТО. То есть налицо взаимозависимость и прочная связь между военным блоком и интеграционным проектом. В этом аспекте следует усилить координацию и взаимосвязь между ОДКБ и ЕАЭС, что усилит привлекательность организации.

В рамках того же гуманитарного сотрудничества альянс преуспел в создании образа активного борца против международного терроризма. При всем этом аспект размытости понятия «терроризм» и возможности его эксплуатации для собственных эгоистичных целей умалчивается. По крайней мере, НАТО нашел свое место в системе обеспечения международной безопасности. В этом смысле важно найти и ответить на вопрос — в чем специфика ОДКБ и какие ценности и идеи она будет продвигать? Этот вопрос особенно актуален на фоне отождествления НАТО с союзом демократических стран с общими ценностями. Более того, есть зависимость между союзом с НАТО и инвестиционными потоками, которая подтверждает тот факт, что гуманитарная составляющая играет большое значение в деле укрепления военной организации.

В ОДКБ гуманитарное сотрудничество осуществляется через культурное присутствие соотечественников, российские и про-российские СМИ, помощь в обеспечении учебниками русскоязычных школ и многим другим направлениям.

То, насколько успешным будет взаимодействие в сферах гуманитарного развития и экономической кооперации, зависит, насколько организация перерастает из конъюнктурного образования в крепкую организацию с прочной основой. Важность гуманитарного сотрудничества заключается в том, что отдельным направлением деятельности НАТО является защита ценностей демократии, свободы личности, эко-

номики свободного предпринимательства, и верховенства закона [5]. Если сравнивать направления деятельности ОДКБ, то они не уделяют большого внимания гуманитарному измерению. Однако уже сегодня видны попытки переосмыслить роль и назначение организации.

Как отметил генеральный секретарь организации Н. Бордюжа, в последние годы происходит «трансформация организации из военно-политического блока в многофункциональную международную структуру безопасности» [6]. Это обусловлено тем, что в современном мире само понятие «безопасность» расширяется, а способы ее поддержания постоянно дополняются.

Таким образом, понятно, что существующая организация не является сугубо военно-политическим блоком государств, а нацелена на широкий спектр задач и долгосрочное сотрудничество.

Исследование опыта развития международных организаций показывает, что обычно хорошо работают те международные организации, которые имеют общий культурный фон, например, ЕС, НАФТА. По мнению С. Хантингтона, культурная идентичность играет весьма важную роль в международных отношениях, она является основой конденсирования человеческого общества, иными словами, культура исполняет роль «моста», через который разные народы могут легко понять друг друга [7]. Мировой опыт показывает, что в странах, имеющих сходную цивилизацию, облегчается взаимное доверие в области политического и экономического сотрудничества.

В настоящее время в Центральной Азии идет борьба за влияние в культурном пространстве. В университетах и других учебных заведениях открываются всевозможные центры по изучению различных языков мира — английского, немецкого, японского, французского. Все большую популярность в последнее время приобретает китайский язык. Многие студенты уезжают в Китай на учебу, оценивая перспективы своего дальнейшего трудоустройства. Большое количество американских, европейских и азиатских грантов и программ по

обмену студентами и аспирантами буквально изобилуют в Кыргызстане и приводят к «вымыванию» перспективных и высококвалифицированных специалистов.

Россия со своей богатой и более близкой культурой народам ЦА была и остается центром притяжения как культурного, так и цивилизационного характера. Весьма показательные данные получены в ходе исследования по заказу Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития в мае-апреле 2012 г., когда было опрошено около 13 тыс. человек (950...2000 в каждой стране) в 10 странах СНГ, включая Грузию. Так, в Кыргызстане на вопрос о желаемой стране для получения образования Россию выбрали 35 % респондентов, в Таджикистане — 36 %, в Казахстане — 30 %, в Узбекистане - 17 % [8; С. 59-60]. Подробные результаты исследования говорят о том, что постсоветское пространство, в частности Россия, постепенно теряет привлекательность в качестве места получения высшего образования.

Необходимо создавать условия инфраструктурного характера для нормального распространения русского языка, например, организовать систему обучения иностранных работников. В этом аспекте своевременным является основание круглосуточной интерактивной онлайн-школы, предназначенной для иностранцев и соотечественников, живущих за рубежом. Эта система образования реализуется в рамках целевой программы по русскому языку, берущая старт с 2016 г. [9].

Жизненно важным является сохранить за Россией центр образования и обучения молодых кадров, что будет параллельно способствовать более успешному функционированию ОДКБ.

В деле укрепления гуманитарного сотрудничества большие надежды дает решение о создании Аналитической ассоциации, которая позволяет получать аналитику, оценки не только собственных экспертов, но и экспертов других исследовательских центров, что дает независимый взгляд, который дополняет государственные позиции по тем или иным вопросам. Подобный уро-

вень оценки развития ситуации дополнит деятельность ОДКБ новым взглядом на возможные просторы сотрудничества, в том числе и в рамках культурно-гуманитарного взаимодействия.

Влияние ОДКБ — это также важный показатель развития и будущих перспектив структуры. ОДКБ не должна превращаться или ассоциироваться с продвижением интересов России в регионе, а скорее должна представлять собой союз независимых государств, объединенных общими интересами и ценностями евразийства. Необходимо соблюдать балансир в интересах, что даст дополнительный импульс в укреплении имиджа.

Учитывая трансграничный характер вызовов и угроз в современных условиях глобализации, показателем эффективности ОДКБ уже не может выступать ответственность, ограниченная лишь территорией стран-участниц. Для превращения ОДКБ в мощный инструмент реагирования требуется дальнейшая работа по повышению реальной эффективности с целью осуществления двух взаимосвязанных задач: укрепления единства в ракурсе упрочения внутриорганизационной дисциплины, а также адаптации борьбы с новыми трансрегиональными угрозами.

Уже давно назрела необходимость разработки внятной, четко очерченной идеологической составляющей ОДКБ, которая была бы понятной как государствам-членам, так и международным партнерам. На самом деле возникающие проблемы с внут-риорганизационной дисциплиной и отсутствием политической воли могут возникать вследствие отсутствия понимания государствами-участниками того, ради чего они сотрудничают.

В этом отношении свою нишу уже заняли ОБСЕ, НАТО [10] и Европейский Союз с ориентацией на либеральную идеологию, которая подразумевает либерально-демократическую политическую систему как в государствах-участниках, так и в самих организациях, а также многостороннее

разрешение конфликтов. Если говорить о незападных организациях, то на начальных этапах основой идеологии выступают разные формы панконтинентализма ( панарабизм, панафриканизм). Яркой отличительной чертой незападных организаций от ЕС и НАТО является идеологическое разнообразие стран-участниц, при которой демократичность политических систем не является критерием членства.

В ОДКБ, как прямой производной от СНГ [11], пока еще нет внятной идеологии, что обусловливает определённое непонимание международным сообществом того, чего хочет и к чему стремится эта структура. Вследствие этого представляется целесообразным выработать и придать идейное наполнение Организации таким образом, чтоб оно выполняло одновременно внутреннюю и внешнюю функции — сплочения стран-членов и укрепления международной репутации.

И все же гуманитарное сотрудничество стран-участниц ОДКБ реализуется не в полной мере, что говорит о необходимости укрепления диалога цивилизаций и культурного взаимодействия в рамках данной структуры, тем более, что его потенциал очень велик. Необходимо усилить мероприятия, направленные на формирование позитивного образа в виде семинаров и тренингов по злободневным проблемам, имеющим прямое отношение к структуре. Укреплению и интеграции также способствовал бы имидж организационных дел — информация о непосредственных результатах организации для широких слоев населения, которую можно подавать в виде брифингов или пресс-конференций.

Помимо всего изложенного гуманитарное сотрудничество должно быть гибким и своевременным. Именно эти качества позволят укрепить организацию и создать условия для создания собственного и специфического имиджа, без которого уже трудно представить дальнейшее развитие и упрочение положения на мировой арене.

Литература_

1. Выступление директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России А. Викторова от имени государств-членов ОДКБ на 26-й сессии Совета ООН по правам человека по вопросу о безопасности журналистов, Женева, 11 июня 2014 года. Режим доступа: http:// www.odkb-csto.org/international_org/detail.php? ELEMENT_ID=3604&SECTI0N_ID=127;

2. Генассамблея ООН распорядилась развивать сотрудничество с СНГ, ОДКБ и ШОС. Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/ international_ org/detail.php?ELEMENT_ID= 4110&SECTI0N_ ID=127 (дата обращения 12 ноября 2014 г.).

3. ОДКБ: ответственная безопасность / Под ред. И.Ю. Юргенса. М., 2011. С. 20.

4. Николай Бордюжа: ОДКБ не будет брать на себя полицейские функции. Режим доступа: http:// www.vb.kg/doc/259174_nikolay_borduja:_odkb_ ne_bydet_brat_na_sebia_policeyskie_fynkcii.html (дата обращения 24 января 2014 г.).

5. Стратегическая концепция НАТО. Лиссабон, ноябрь 2010 г.: справочник НАТО. М., 2010.

6. Николай Бордюжа: Для ОДКБ военная деятельность — не главное («Мировая политика»). Режим доступа: http://news.rambler.ru/18283181/ (дата обращения 26 марта 2014 г.).

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Ч. IV. М.: АСТ, 2003.

8. Интеграционный барометр ЕАБР 2012. СПб., 2012. С. 59-60.

9. Дмитрий Ливанов. В России создадут круглосуточную онлайн-школу русского языка. Режим доступа: http: //itar-tass.com/obschestvo/1320598 (дата обращения 16 июля 2014 г.).

10. Интервью Дмитрия Рогозина российским экспертам в постоянном Представительстве России при НАТО 30 сентября 2010 года. Режим доступа: http: / /www.pircenter.org/media/content/ files/0/13406895500.pdf

11. Кузьмин Н. СНГ — новые сборки на старой платформе. Несмотря на свою неэффектив-

_References

1. Vystuplenie direktora Departamenta po gu-manitarnomu sotrudnichestvu i pravam cheloveka MID Rossii A. Viktorova ot imeni gosudarstv-chlenov ODKB na 26-y sessii Soveta OON po pravam cheloveka po voprosu o bezopasnosti zhurnalistov, Zhen-eva, 11 iyunya 2014 goda (Statement of the Director of the Humanitarian Cooperation and Human Rights department, the Russian Foreign Ministry A. Viktorov on behalf of the CSTO member states at the 26 th session of the UN Council on Human Rights on the safety of journalists, Geneva, 11 June 2014) Available at: http://www.odkb-csto.org/international_org/detail. php? ELEMENT_ID = 3604 & SECTION_ID = 127.

2. Genassambleya OON rasporyadilas razvivat sotrudnichestvo s SNG, ODKB i ShOS (The UN General Assembly has disposed to develop cooperation with the CIS, CSTO and SCO) Available at: http://www. odkb-csto.org/ internation-al_org / detail.php? ELE-MENT_ID = 4110 & SECTION_ID = 127 (accessed 12 November 2014).

3. ODKB: otvetstvennaya bezopasnost [CSTO responsible safety]. Ed. I.Yu. Yurgens. Moscow, 2011. P. 20.

4. Nikolay Bordyuzha: ODKB ne budet brat na sebya politseyskiefunktsii (Bordyuzha: CSTO will not take on police functions) Available at: http: // www. vb.kg/doc/259174_nikolay_borduja:_odkb_ne_ bydet_brat_na_sebia_policeyskie_fynkcii.html (accessed 24 January 2014).

5. Strategicheskaya kontseptsiya NATO. Lissabon, noyabr 2010 g. [NATO's Strategic Concept. Lisbon, November 2010]: guide NATO. Moscow, 2010.

6. Nikolay Bordyuzha: Dlya ODKB voennaya deyatelnost — ne glavnoe («Mirovaya politika») (Bordyuzha: CSTO military activity — is not important («World Politics») Available at: http://news.rambler. ru/18283181/ (accessed March 26, 2014).

7. Huntington S. Stolknovenie tsivilizatsiy [The Clash of civilizations]. Part IV. Moscow: AST, 2003.

8. Integratsionny barometr EABR 2012 [Integration Barometer EDB 2012]. St.-Petersburg, 2012. P. 59-60.

9. Dmitriy Livanov. V Rossii sozdadut kruglosutochnuyu onlain-shkolu russkogo yazyka (Dmitry Livanov. In Russia a twenty-four-hour online school of Russian language will be created) Available at: http: //itar-tass.com/obschestvo/1320598 (accessed 16 July 2014).

10. Interviyu Dmitriya Rogozina rossiyskim ekspertam v postoyannom Predstavitelstve Rossii pri NATO 30 sentyabrya 2010 goda (Interview with Dmitry Rogozin, Russian experts in the Permanent Mission of Russia to NATO September 30, 2010) Available at: http://www.pircenter.org/media/ content/files/0/13406895500.pdf

11. Kuzmin N. SNG — novye sborki na staroy platforme. Nesmotrya na svoyu neeffektivnost ...

ность... Эксперт-Казахстан. № 35-36 (326) / 12 сентября 2011 года. Режим доступа: http:// military-kz.ucoz.org/news/n_kuzmin_sng_novye_ sborki_na_staroj_platforme_ nesmotrj a_na_svoju_ neehffektivnost/2011-09-25-64.

Ekspert-Kazahstan. № 35-36 (326) / 12 sentyabrya 2011 goda (CIS — new constructions at the old platform. Despite its inefficiency ... Expert Kazakhstan. № 35-36 (326) / 12 September 2011) Available at: http://military-kz.ucoz.org/news/n_kuzmin_sng_ novye_sborki_na_staroj_platforme_ nesmotrj a_na_ svoju_neehffektivnost / 2011-09-25-64

Коротко об авторе _

Халанский И.В., канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой политологии, Киргизско-Российский Славянский университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика

igor_halanskii@mail.ru

Научные интересы: геополитика, история и теория международных отношений, современный политический процесс в России и Центральной Азии

_ Briefly about the author

I. Khalansky, candidate of historical sciences, associate professor, head of Political Science department, Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyz Republic

Scientific interests: geopolitics, history and theory of international relations, contemporary political process in Russia and Central Asia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.