Е Л Ь С Т
i гратота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 4. С. 555-562 | 2021. Volume 6. Issue 4. P. 555-562
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Гуманитарное образование в российской высшей школе в условиях цифровой революции: факторы успеха и пути оптимизации
Скворцова Е. М., Воскресенская Н. О.
Аннотация. Цель исследования - поиск путей оптимизации гуманитарного образования в современной высшей школе в условиях цифрового общества. В статье изучается опыт ведущих российских вузов гуманитарного профиля с точки зрения возможности его использования другими образовательными учреждениями для повышения качества своей работы. Научная новизна состоит в выявлении базовых параметров образовательного процесса, совершенствование которых способно содействовать оптимизации современной высшей гуманитарной школы в целом. Результатом исследования являются рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса при преподавании гуманитарных дисциплин в вузе университетского типа, которые могут быть полезны при разработке стратегии инновационной перестройки системы гуманитарного образования в современной российской высшей школе.
EN
Humanities Education in the Russian Higher School
under Digital Revolution: Success Factors and Ways of Optimisation
Skvortsova E. M., Voskresenskaya N. O.
Abstract. The purpose of the study is to find ways to optimise the humanities education in modern higher school in the digital society. The article examines the experience of the leading Russian universities in the field of the humanities from the viewpoint of its potential use by other educational institutions to improve the quality of their work. Scientific novelty consists in identifying the basic parameters of the educational process, the improvement of which can contribute to the optimisation of modern higher school as a whole. The result of the study amounts to recommendations for optimising the educational process during teaching the humanities at a university-type institution, which can be useful in developing a strategy for the innovative restructuring of the humanities education system in the modern Russian higher school.
Введение
Актуальность исследования определяется очевидной важностью гуманитарного образования для жизни общества на всех этапах существования человеческой цивилизации: освоение именно гуманитарных наук способно сформировать у обучающихся те качества, без которых успешное развитие социума невозможно в принципе: в их числе навыки логического, критического и инновационного мышления, ориентированность на высокие духовные и гражданские ценности, широкий кругозор и стремление к познанию нового, желание и способность анализировать накопленный исторический опыт и прогнозировать возможные тенденции развития страны и мира в будущем, толерантность к другим культурам и мнениям, коммуникабельность [6; 9; 10; 12]. Следовательно, постоянное изучение гуманитарного образования с целью выявления тех его элементов, которые должны быть изменены для того, чтобы сделать образовательный процесс более эффективным и соответствующим потребностям настоящего времени, представляется насущной научной и практической задачей, имеющей стратегическое значение для поступательного развития России. В условиях цифровой революции, когда новейшие технологии оказывают разноплановое и часто неожиданное воздействие на все сферы человеческого бытия, в том числе и на все стороны образовательного процесса, кардинальным образом трансформируя многие его базовые параметры, необходимость исследования гуманитарного образования приобретает особенно актуальный характер.
Таким образом, анализ существующих практик преподавания дисциплин гуманитарного профиля в современной высшей школе и поиск путей их оптимизации с учетом новейших технологических возможностей и ограничений следует признать одной из приоритетных национальных задач.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210088
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
В данной статье авторами поставлены следующие задачи для выявления факторов успешности высшего гуманитарного образования:
- проанализировать на материале ведущих вузов России гуманитарного профиля содержательный контент обязательной профессиональной и вариативной частей учебных программ по фундаментальным направлениям гуманитарной подготовки «История» и «Философия»;
- обобщить используемые в высшей школе гуманитарного профиля приемы и методы обучения и проверки знаний студентов;
- охарактеризовать взаимодействия преподавателя и студента в учебно-воспитательном процессе.
В статье использовались методы: историко-сравнительный, историко-генетический, историко-типо-логический, историко-системный; использованы профильная научная литература, материалы социологических опросов, данные официальных сайтов российских университетов, ресурсы Интернета, материалы профильных интернет-форумов и чатов.
Теоретической базой исследования выступают труды ведущих специалистов в области теории и практики гуманитарного образования, в том числе М. М. Бахтина и А. Д. Урсула, классиков отечественной педагогики -К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. В работе использовались результаты исследований современных российских ученых, занимающихся проблемами гуманитарного образования: В. С. Безруковой, Т. П. Воробьевой, Е. А. Елизовой, С. В. Хомутцова, С. Г. Спасибенко, Е. К. Чиркуновой [1; 2; 4; 5; 8; 11; 13-15], изучен опыт ведущих гуманитарных университетов страны в организации учебного процесса в текущих условиях.
Практическая значимость исследования состоит в обобщении передового опыта работы ведущих российских гуманитарных вузов и разработке возможных путей совершенствования гуманитарного образования с учетом возможностей и особенностей цифрового общества.
Содержательный контент обязательной профессиональной и вариативной частей учебных программ по фундаментальным направлениям гуманитарной подготовки «История» и «Философия» как фактор успеха высшего гуманитарного образования
Важность высшего гуманитарного образования для поступательного развития человечества подтверждается всем ходом его исторического развития. Средневековые европейские университеты даже в условиях догматического религиозного мировоззрения выступали продолжателями великой античной традиции, призванной подготовить свободного человека к свободному участию в общественной жизни и нацеленной на формирование у слушателей качеств исследователя. От студентов требовались широта и креативность мышления, необходимые при изучении окружающего мира и улавливании его закономерностей; без фундаментального гуманитарного образования выработка таких качеств вряд ли была бы возможна. Университетское образование Нового времени, усилив внимание к гуманитарным дисциплинам, еще более способствовало увеличению скорости общественного развития, и, как закономерный итог, за неполных два века - XIX и XX -человечество прошло путь от общества аграрного к индустриальному и постиндустриальному [11, с. 50-60].
В современной Европе университетское образование строится в рамках Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 году. Болонский формат, ориентированный на создание новых педагогических возможностей для студентов и преподавателей, дал российским вузам больше свободы в составлении учебных программ для бакалавров и магистров и позволил наполнить учебные курсы тем содержанием, которое, с точки зрения университетов, необходимо для обеспечения требуемого уровня преподавания. Современное гуманитарное образование в отечественной высшей школе реализуется на базе широкого комплекса наук, в числе которых, в частности, филология, языкознание, лингвистика, литературоведение, культурология, религиоведение, искусствознание, психология, антропология, этнография, когнитивистика, экономика, юриспруденция, социология, политология, педагогика, антропология. Фундаментальными направлениями гуманитарной подготовки традиционно считаются история и философия.
Анализ гуманитарных дисциплин, обязательных для изучения бакалаврами в ведущих вузах страны (МГУ им. М. В. Ломоносова, ВШЭ, РАНХиГС, РГГУ, МГИМО, ГАУГН, РУДН) по профилям «История» и «Философия» показывает, что в их круг неизменно входят науки «классического типа», такие как всеобщая и российская история, историография, источниковедение, теория и история исторического знания, историческая статистика, философия, история философии, методология науки, логика, онтология и теория познания, этика и эстетика. Исключением из общего правила является дисциплина «Математические методы в исторических исследованиях», которая читается далеко не во всех ведущих вузах, что представляется их явным упущением; отметим, что данная дисциплина, впервые введенная в число обязательных профессиональных дисциплин на Историческом факультете МГУ еще в 1970-е годы, имеет полную и качественную учебно-методическую инфраструктуру. Профессиональные обязательные дисциплины, проверенные многолетней практикой академического образования и взятые вместе, закладывают базовые константы гуманитарного знания и формируют базовые профессиональные компетенции.
Вариативные же части учебных программ, предлагающие студентам десятки «дисциплин на выбор», существенно различаются по вузам и факультетам, что, как представляется, должно быть оценено как момент очевидно положительный: данный подход, позволяющий студенту выбрать свою собственную образовательную траекторию, полностью соответствует болонскому образовательному формату. В числе популярных вариативных
курсов по профилю подготовки «История» отметим историческую конфликтологию, историю войн и вооруженных конфликтов, историю российской государственности, историческую демографию, историческую этнологию, историю идей, историю науки и техники, историю русской эмиграции, микроисторию и историю повседневности, историю семьи, историю детства, историю гуманитарного знания. По профилю подготовки «Философия» студентам предоставляются на выбор такие учебные курсы, как философия гуманитарных наук, философские проблемы конкретно-научных дисциплин, философия физики, математики, химии, биологии, основные проблемы истории русской философии.
Образовательный контент магистерских программ в ведущих гуманитарных вузах также разнообразен и, как представляется, создает все необходимые возможности для фундаментальной подготовки магистра в той сфере теоретического или прикладного знания, которую он для себя выбрал. Среди современных магистерских программ, привлекающих внимание гуманитариев и способных содействовать росту гуманитарного знания и гуманитарной культуры в обществе в целом, выделим «Историю диаспор и миграций», предметом изучения в которой являются диаспоры всего мира и те процессы, которые происходят в них на современном этапе; программу «История современного мира», в которой в числе прочего исследуется эволюция специализированных форм знания: академического, научно-гуманитарного, экспертного, - что принципиально важно для более точной «настройки» у студентов-магистрантов теоретического мышления; программу «Визуальная культура», направленную на изучение технологий создания визуальных образов, психологии их восприятия и воздействия на человека и общество. Востребованная программа «Философская антропология» нацелена на философское осмысление различных интеллектуальных и духовных практик, атрибутами которых, в частности, являются музыка, танец и двигательная культура. В рамках так же широко востребованной магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» помимо наук гуманитарного спектра изучаются такие дисциплины, как дискретная математика, компьютерная лингвистика, программирование, базы данных, теория вероятностей и математическая статистика. Итак, предлагаемые ведущими университетами страны магистерские программы гуманитарного профиля нацеливают обучающихся на анализ актуальных вопросов современного знания, как гуманитарного, так и других отраслей, что представляется правильной образовательной стратегией, способной продвинуть вперед гуманитарные исследования и гуманитарное образование с использованием возможностей других наук.
Возможность выбора учебных курсов позволяет студентам бакалавриата и магистратуры организовать учебный процесс с учетом своих научных интересов, что соответствует важнейшему принципу Болонской образовательной системы - индивидуальному подходу к каждому обучающемуся. Важно, что возможности выбора студентами учебных курсов не ограничиваются лишь дисциплинами вариативной части данного факультета; студенты могут выбрать дисциплины смежных образовательных программ, а также дисциплины, читаемые на других факультетах и в других университетах - от нанопсихологии и когнитивной экономики до квантовой физики и астробиологии. Формируемая таким образом индивидуальная образовательная траектория усиливает междисциплинарный характер образования, что отвечает потребностям междисциплинарных научных исследований, становящихся все более распространенными.
Современный образовательный процесс обнаруживает внутри себя сближение двух главных тенденций: во-первых, повышается значение интегрального фундаментального знания, во-вторых, индивидуализируются и персонализируются образовательные траектории студентов. Здесь, однако, есть свои ловушки, создаваемые борьбой двух дидактических начал: с одной стороны, это общепринятый образовательный стандарт, воплощенный в стандартных учебных программах и персонифицированный в преподавателях, которые, впрочем, при преподавании обязательных дисциплин обязаны следовать общим установкам; с другой - образовательная траектория, которая выстраивается обучающимися индивидуально, часто интуитивно и непоследовательно. При этом сама константа индивидуального образования представляется абсолютно целесообразной. Очевидно, что в ближайшем будущем она будет только нарастать, и в ней надо научиться ориентироваться и студентам, и преподавателям, роль которых существенно меняется: преподаватель становится тьютором, задача которого -показать студенту перспективу выбранной им траектории образования и, таким образом, помочь сделать разумный выбор; в условиях огромных и все более увеличивающихся объемов образовательных услуг этот выбор сам по себе превращается в важнейшую образовательную процедуру [2; 5; 10]. Отметим также, что под влиянием достижений цифровой революции особую роль в создании «индивидуальных образовательных маршрутов» в рамках системы «вариативного обучения» играют цифровые «онлайн» и «оффлайн» технологии, которые, делая необязательным перемещение студента во времени и пространстве для получения образовательных услуг, способны обеспечить ему полноценный образовательный процесс в удобных для него пространственно-временных условиях. Очевидно, что в этом отношении цифровая революция дает участникам образовательного процесса такие возможности, которых никогда раньше не было в истории человечества.
Другим важнейшим фактором, определяющим успех или провал учебных курсов гуманитарного профиля, является их конкретное информационное наполнение. Сейчас, в эпоху "Digital", когда темпы научно-технического прогресса и объемы информации стремительно увеличиваются, ситуация в этой сфере является в целом неоднозначной. С одной стороны, к настоящему времени человечество накопило гигантский объем информации, разработало эффективные способы ее сохранения, обработки, передачи и использования. Современные информационные ресурсы как на традиционных, так и на новейших носителях таковы, что теоретически позволяют выстроить любой учебный курс с максимально высокой степенью детализации. С другой стороны, важно не только то общее количество информации, которую преподаватель помещает в данный учебный курс
и которую должен будет усвоить студент, но и то, какой именно материал отбирается для изучения: качество информационного образовательного контента напрямую определяет степень полноты и точности анализа и обоснованности выводов. Отметим здесь, что в этом процессе исключительно важную роль играет личность преподавателя: очевидно, что его информационная опытность и информационные предпочтения окажут влияние на методы работы с информацией и информационные интересы студентов. Так как информационный образовательный контент дисциплины является критически важным параметром и фактором успеха любого учебно-педагогического процесса, то и задача по оценке его качества приобретает первоочередное значение. Однако, несмотря на свою очевидную важность, такой анализ в современных условиях все еще представляет собой практически невыполнимую задачу и пока может быть выполнен только в ограниченном - точечном - масштабе; впрочем, в будущем, и, вероятно, уже в ближайшем, искусственный интеллект и нейросети смогут объективно анализировать образовательный контент любых гуманитарных учебных курсов и оценивать их качество.
Таким образом, анализ базовых параметров современного образовательного контента по фундаментальным направлениям гуманитарной подготовки «История» и «Философия» показывает, что корректное в академическом и персональном плане сочетание обязательных профессиональных и вариативных дисциплин, их качество, количество, возможность свободного к ним доступа является фактором, определяющим уровень успешности высшего гуманитарного образования в России.
Приемы и методы обучения и проверки знаний студентов
как фактор успешности образовательного процесса в высшей школе гуманитарного профиля
Важнейшая задача высшего гуманитарного образования заключается в формировании знаний, навыков и умений, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня в дидактической практике ведущих вузов страны все профессиональные навыки принято делить на «жесткие» ("hard skills") и «мягкие» ("soft skills").
В круг «жестких» входят те, которым можно научить с помощью четких алгоритмов и инструкций и затем проверить полученные результаты на экзамене: навыки такого рода формируются и легко проверяются при изучении математики, иностранного языка, работы с компьютером. Усвоение "hard skills" определяется работой левого полушария мозга, а результат может быть выражен в тестовом измерении интеллекта через IQ-технологии. Считается, что «жесткие» профессиональные навыки способны долго оставаться неизменными вне зависимости от направления избранной человеком деятельности или места работы. «Мягкие» навыки измерить и сертифицировать дипломом гораздо сложнее: дело в том, что они во многом зависят от характера человека и приобретаются его личным опытом, часто методом проб и ошибок, без инструкций и пошаговых решений. Для выработки «мягких» навыков требуется эмоциональность, способность человека к эмпатии, развитость функций правого полушария головного мозга, деятельность которого с большим трудом отслеживают EQ-технологии.
"Soft skills" относят к универсальным компетенциям будущего, важнейшую часть которых составляют навыки работы с людьми: не случайно в числе ведущих «мягких» навыков выделяют коммуникативность, готовность слышать и понимать партнера, склонность к работе в команде, креативность, уравновешенность, сдержанность, пунктуальность, способность к самоконтролю и самодисциплине. Показательно, что студенты Московского гуманитарного университета наиболее важными приобретенными ими за время учебы качествами назвали умение анализировать информацию и делать обобщения (40,4%), ставить цели и находить пути их достижения (32,7%) и умение работать в коллективе (23,3%) [7]. Овладение "soft skills" непосредственно связано с формированием у студентов потребности к поиску новаторских подходов и нетривиальных решений проблем ("innovative skills"), а также духовных компетенций - "spiritual skills", которые, отметим это особо, студенты могут выработать, изучая именно фундаментальные дисциплины гуманитарного цикла и прежде всего философию и историю.
Ценностно-смысловые ориентиры обучения в российской образовательной традиции всегда играли ведущую роль [4, с. 441-442], и неслучайно выдающиеся русские педагоги - К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский - ратовали за воспитание человека с большой буквы [8, с. 31-38]. Итак, качество подготовки специалистов-гуманитариев зависит от выработанных у них профессиональных навыков, личностных и новаторских свойств и ценностных установок [3, с. 29].
Для формирования у студентов необходимых компетенций преподаватели ведущих центров высшего гуманитарного образования в России практикуют такие приемы и методы аудиторной работы, как проблемные лекции, лекции-дискуссии, мастер-классы, мозговые штурмы, игровые реконструкции исторических событий, деловые и ролевые игры, занятия на базе музеев, библиотек и архивов, участие в профильных экспедициях: археологических, этнографических, фольклорных, - практикумы, коллоквиумы, тестирования, опросы: фронтальные, перекрестные и блиц; одним из наиболее эффективных учебных приемов считается командная работа студентов над коллективными проектами, как практического, так и теоретического характера.
Отметим, что для выработки проектного мышления студентов и их способности к коллективной командной инновационной деятельности - тех приоритетов, которые, как считается, сегодня двигают вперед высшую школу [15, с. 175-179], студенту, как правило, необходимо изучить не одну, а целый ряд дисциплин: в этом случае междисциплинарный подход к образованию становится обязательным, а создание единой междисциплинарной образовательной среды - важной задачей преподавателей.
В ведущих вузах страны функционируют научные лаборатории и научно-исследовательские центры гуманитарного профиля, в работе которых могут участвовать заинтересованные студенты-бакалавры и магистры.
Ключевым элементом образовательного процесса в гуманитарном вузе и одним из факторов его успеха является умение преподавателя задавать студентам правильные вопросы; оценим искусство «ставить вопросы» как одну из самых перспективных методик развития гуманитарного образования и отметим, что умение корректно формулировать вопросы так или иначе востребовано во всех без исключения формах учебной аудиторной и внеаудиторной работы.
Данные приемы и методы организации образовательного процесса позволяют сочетать традиционную модель изучения историко-философских дисциплин, основанную на принципе «изучаем все основные факты с древнейших времен до наших дней», с инновационным подходом, который предполагает обязательность проблемной постановки вопроса. Цифровые технологии в этом отношении предоставляют большие возможности: применение в образовательном процессе электронных образовательных программ, электронных учебных «онлайн» и «оффлайн» курсов, тестовых электронных баз, электронных образовательных платформ, в том числе платформы МооШе, создают отличные условия для выработки требуемых знаний, умений и навыков. Новейшие цифровые технологии дают возможность преподавателю с большей точностью и объективностью оценивать способности, профессиональные интересы студентов и сформированные у них компетенции; определим данную роль цифровых технологий как фактор, содействующий успеху образовательного процесса в гуманитарном вузе.
Очевидно, что важнейшим элементом учебного процесса является проверка и оценка знаний, умений и навыков студента; в отношении гуманитария важен не только объем усвоенной им информации, но и процесс поиска ответа на различные вопросы, как стандартные, так и нестандартные; важна и мера творчества в предлагаемых студентом решениях; на экзамене также должна оцениваться способность студента эффективно пользоваться полученным знанием. Для проверки различных навыков и умений должны применяться различные формы экзамена - от полностью компьютеризированных, осуществляемых без какого-либо участия преподавателя, до проводимых исключительно в формате личного общения студента и преподавателя. Для оценки сформированных навыков командной работы перспективной представляется практика приема экзамена не в традиционном индивидуальном формате, а сразу у группы студентов, объединенных в команду непосредственно на экзамене; в этом случае проверяются не только фактические знания и умение работать с информацией, но и умение студентов распределять и согласовывать рабочие роли, слышать и понимать друг друга.
Большая и давняя проблема высшего гуманитарного образования - обыкновение многих студентов списывать на экзамене, что негативно сказывается и на образовательном процессе в целом, и на его воспитательной составляющей в частности. Отметим, однако, что в ряде случаев на экзамене нет необходимости запрещать экзаменующимся пользоваться любой доступной им литературой, как учебной, так и научной. Отметим также, что методы борьбы со списыванием в отечественной образовательной традиции разработаны слабо, в то время как возможности цифровых технологий дают в этом плане студентам новые и очень большие возможности. Очевидно, что наиболее эффективным средством борьбы со списыванием может быть подготовка преподавателем таких экзаменационных вопросов, ответы на которые в принципе списать невозможно за отведенное на экзамен время. Однако эта стратегия, осознаваемая многими преподавателями как теоретически верная в плане требуемого результата, воплощается в жизнь очень слабо, в значительной степени потому, что подготовка экзаменационных билетов такого рода потребует большого труда уже от самих преподавателей. Другой стратегией, в наибольшей степени гарантирующей невозможность списывания на экзамене, являются устные «мгновенные» - без подготовки - ответы студентов на вопросы преподавателя. Важно, что в этом случае проверяется не только объем фактических знаний студентов и их умение оперировать фактами, но и такие свойства будущего специалиста, как креативность мышления и скорость реакции. Однако данный экзаменационный формат в силу его явного субъективного элемента - личности оценивающего педагога - в современной высшей российской школе оказался почти не востребован.
Таким образом, фактором успеха образовательного процесса в высшей школе гуманитарного профиля являются разнообразные приемы и методы обучения и проверки знаний студентов, используемые как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе; степень их эффективности во многом зависит от того, насколько они соответствуют конкретным задачам, которые преподаватель ставит перед студенческой аудиторией, а также от уровня подготовки самих студентов; важное значение для формирования требуемых знаний, навыков и умений и их проверки имеют новейшие цифровые технологии в сочетании с методами традиционными, их оптимальный баланс способен перевести учебный процесс в высшей гуманитарной школе на более высокий уровень.
Характер взаимодействия преподавателя и студента в учебно-воспитательном процессе
Успех гуманитарного образования напрямую зависит от вовлеченных в этот процесс участников и от характера их межличностных отношений. Так как полноценного человека невозможно воспитать духовно и взрастить интеллектуально вне эмоционального общения людей друг с другом: именно на стыке интеллекта и эмоций происходит процесс смыслообразования - важнейшего продукта гуманитарного знания, то и учеба студентов должна быть организована таким образом, чтобы максимально использовать возможности межличностных контактов студентов друг с другом и с преподавателем. Очевидно, что личность педагога играет исключительно важную роль на всех стадиях образовательного процесса; проявляемая во всем своем многообразии и в полном объеме в формате очных классических занятий, личность преподавателя зафиксирована также в создаваемом им образовательном контенте: в учебных пособиях, тестовых базах, образовательных
программах, электронных учебных курсах, вопросах викторин. Представляется, что цифровые образовательные технологии вовсе не сводят ее на «нет» и не вступают в противоречие с технологиями традиционными, а, напротив, дополняют их, открывая новые педагогические возможности. Общение в режиме "online" не накладывает принципиальных ограничений на интеллектуальные и эмоциональные контакты преподавателя и студента и не мешает ни преподавателю, ни студентам быть рациональными либо эмоциональными в тех моментах образовательного процесса, где и когда они считают это необходимым. Предположим, что эмоциональная составляющая в определенном объеме сохраняется в образовательном процессе и в режиме "offline", рациональная же составляющая в этом случае сохраняется полностью.
Одна из главных задач преподавателя в процессе межличностного общения - выработать у студента стремление работать не на оценку как таковую, не на формальную демонстрацию своей информированности по тому или иному стандартному вопросу; запас фактических знаний есть вещь безусловно важная для успеха образовательного процесса, но вместе с тем определенно недостаточная. Необходимо, чтобы студент понимал, что его главной целью является его собственная интеллектуальная работа по формированию качественного гуманитарного знания как точного и объективного образа реальности в форме принятых в современной науке и практике понятий и представлений, на базе которых он сможет находить требуемую информацию и оперировать ею для решения поставленных задач. Важно также, чтобы студент понимал, что его ключевая задача в процессе обучения - развить у себя такие качества, как любознательность, грамотно расставленные познавательные приоритеты, мыслительная гибкость, критическое мышление, желание и умение работать на достижение интеллектуального результата не только в индивидуальном режиме, но и в команде. Преподаватель должен показывать студенту положительные элементы и новые возможности гуманитарного образования, в том числе в выработке индивидуальной образовательной траектории и движения по ней: данная практика, нацеливая человека на непрерывный процесс пополнения своих знаний и навыков на протяжении всей жизни, неслучайно становится все более востребованной обществом. Важно также воспитывать в студенте понимание того, что его равная с преподавателем вовлеченность в образовательный процесс есть обязательный фактор их общего успеха, а создание творческого климата в общении с педагогом - их совместная и обязательная к выполнению задача.
Очевидно, что преподаватель также должен принимать во внимание и новые тенденции и вызовы в сфере образования и, вероятно, открыто говорить о них со студентами. В числе таких вызовов - тот факт, что образование в современном мире становится более распределенным между обучающими структурами; диплом о полученном высшем образовании уже не воспринимается многими работодателями как единственно надежное подтверждение того, что выпускник обладает требуемым уровнем знаний и умений. Дипломы ряда вузов могут получить низкую оценку со стороны представителей бизнес-структур, а диплом бизнес-центра или online-курса в ряде случае для некоторых работодателей может оказаться предпочтительнее диплома университета. Такая ситуация влияет и на оценку необходимости получения образования со стороны многих студентов: нередко включаясь в трудовую деятельность еще до завершения полного университетского курса, они склонны копировать чисто прагматичное отношение своих работодателей к «излишним», с их точки зрения, гуманитарным предметам.
Преподаватель также должен учитывать факты влияния цифровых технологий на психологию многих представителей студенческой молодежи, сознание которых меняется под воздействием новейших цифровых технологий, становясь в определенной мере «клиповым» и игровым; обозначим это как «ловушку», естественным образом «подготовленную» для человечества цифровой революцией. Исследователи, фиксируя изменения в работе тех центров головного мозга человека, которые ответственны за межличностное общение, нередко связывают это именно с массовым проникновением в нашу жизнь цифровых технологий и приходят к выводу, что «поколение Google», проявляющее чудеса изобретательности в эксплуатации карманной памяти гаджетов, оказывается не всегда способным различать человеческие эмоции и адекватно на них реагировать [16, с. 21-29]. Такая ситуация требует от преподавателя не только понимания этих процессов, но и целенаправленного поиска новых путей для установления таких профессиональных личных контактов с обучающимися, которые в максимальной степени способствовали бы успеху образовательного процесса в гуманитарной высшей школе в условиях цифровой революции; отметим также, что и сами преподаватели, и нередко в весьма значительной степени, оказываются вовлеченными в эти же неоднозначные процессы.
Таким образом, личности преподавателя и студента в равной мере определяют успех высшего гуманитарного образования, и важнейшая исследовательская задача заключается в комплексном анализе характера их взаимодействий в учебном процессе.
Заключение
Опыт ведущих университетов страны в сфере гуманитарного образования по профилям «История» и «Философия» для бакалавриата и магистратуры следует признать успешным, соответствующим основным современным требованиям и заслуживающим изучения и распространения для оптимизации системы отечественного высшего гуманитарного образования. Один из факторов успеха высшего гуманитарного образования - корректное сочетание дисциплин, обязательных для изучения, и дисциплин вариативных. Фактором успеха является также использование разнообразных приемов и методов аудиторной и внеаудиторной работы, необходимых и достаточных для формирования требуемых компетенций. Интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие и взаимопонимание преподавателя и студента также способствует успеху образовательного процесса.
Для оптимизации системы высшего гуманитарного образования в России считаем целесообразным выполнение следующих рекомендаций:
1. Проведение комплексных исследований содержательного контента обязательной профессиональной и вариативной частей учебных программ российских вузов по фундаментальным направлениям гуманитарной подготовки.
Составление общей базы данных по вариативным курсам гуманитарного характера всех российских вузов; размещение данной информации в Интернете и обеспечение открытого к ней доступа для всех желающих.
Создание и внедрение в практику работы вузов программного обеспечения, способного анализировать и оценивать содержательный контент гуманитарных курсов, зафиксированный в части 5 РПД «Содержание дисциплины» в соответствии с требованиями ГОС+++.
2. Проведение комплексных исследований эффективности конкретных приемов и методов обучения и проверки знаний студентов, используемых в аудиторной и внеаудиторной работе в высшей школе гуманитарного профиля.
Составление общей базы данных по учебно-методическим приемам и методам, практикуемым при изучении дисциплин гуманитарного цикла с целью выявления и использования в учебном процессе традиционных и новейших цифровых технологий, способных обеспечить максимальную эффективность при формировании требуемых компетенций; размещение данной информации в Интернете со свободным к ней доступом.
3. Проведение комплексных исследований по проблеме взаимодействия преподавателя и студента в учебно-воспитательном процессе и привлечение внимания профессионального сообщества и широкой аудитории к этой проблеме путем публикации в СМИ профильных материалов.
Стимулирование грантами исследований по проблеме «роль личностного фактора в осуществлении высшего гуманитарного образования».
При разработке конкретных мероприятий по выполнению данных рекомендаций необходимо, однако, иметь в виду, что ситуация в целом намного глубже и сложнее, чем это может показаться на первый взгляд: даже ясное понимание того, «что» именно надо сделать для решения данных проблем, не дает автоматически ответа на вопрос, «как» это может быть сделано; зафиксируем этот разрыв как явный тормозящий фактор в развитии педагогической науки и, как следствие, в практике высшего гуманитарного образования на современном этапе. Отсюда следуют и установки на анализ данного круга проблем в будущем. Выполнение этих рекомендаций возможно только при условии согласованных действий вузов, что предполагает абсолютную необходимость задействования административного ресурса, без которого данные рекомендации вряд ли могут быть реализованы в необходимом объеме и на должном уровне. Такая ситуация в значительной степени переводит проблему и перспективы ее дальнейшего исследования из научной в организационную плоскость, что, однако, в свою очередь, может и должно быть предметом дальнейшего научного анализа для оптимизации гуманитарного образования в российской высшей школе в условиях цифровой революции.
Финансирование | Funding
RU
EN
Публикация подготовлена по результатам исследований в рамках проекта «Стратегия гуманитарного образования», выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета при Правительстве РФ.
The reported study was funded by the Science Foundation of the Financial University under the Government of the Russian Federation as a part of the project "The Humanities Education Strategy".
Источники | References
1. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5. С. 7-10.
2. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 324 с.
3. Беркун С. Откуда берутся гениальные идеи? 10 мифов об инновациях. СПб.: Питер, 2011. 208 с.
4. Воробьева Т. П. Ценностно-смысловые ориентиры содержания обучения и стратегия развития отечественной системы образования // Молодой ученый. 2015. № 18 (98). С. 441-444.
5. Елизова Е. А. Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики // Молодой ученый. 2010. № 4 (15). С. 326-329.
6. Жужгова Н. В. Мировоззрение как условие формирования метапредметной компетентности // Школьная педагогика. 2016. № 1 (4). С. 24-27.
7. Ковалева А. И. Система образования как институт социализации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современного образования: доклады и материалы Национальной научной конференции. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2017/proceedings/Issues-Contemporary-Education.pdf (дата обращения: 21.07.2021).
8. Образование в России и в мире: исторический опыт и перспективы развития: монография / кол. авторов под ред. И. Н. Шапкина. М.: РУСАЙНС, 2019. 252 с.
9. Планкина Т. С. О процессе интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, 20-23 июня 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 109-112.
10. Симонов В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: монография. Волгоград: Перемена, 2000. 295 с.
11. Спасибенко С. Г., Дубровина Л. К. Творчество в процессе взаимодействия общества и личности // Социально-политический журнал. 1996. № 3. С. 50-67.
12. Степанчук О. А. Гуманитарные знания в системе современного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, 20-23 октября 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. 1. С. 24-27.
13. Урсул А. Д. Вектор футуризации: поворот к исследованию будущего // Философия и культура. 2015. № 12. C. 1767-1776.
14. Хомутцов С. В. Проблема гуманитаризации и гуманизации в современном российском образовании // Философия образования. 2008. № 3 (24). С. 74-81.
15. Чиркунова Е. К., Шехова Н. В. Компетентностный подход в организации и оценивании подготовки бакалавров // Инновации в системе высшего образования: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (г. Самара, 26 октября 2016 г.). Кинель: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. С. 175-179.
16. Skvortsova E. M. Spiritual Bare of Digital Calving of Anthroposphere // Human and Technological Progress towards the Socio-Economic Paradigm of the Future. Berlin - Boston: De Gruyter, 2020. Vol. 1. P. 21-29.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Скворцова Елена Михайловна1, к. ист. н., доц. Воскресенская Нина Олеговна2, к. ист. н., доц. 1 2 Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
Skvortsova Elena Mikhailovna1, PhD Voskresenskaya Nina Olegovna2, PhD
1 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 04.07.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.
Ключевые слова (keywords): гуманитарное образование; российская высшая школа; цифровая революция; оптимизация гуманитарного образования; учебно-воспитательный процесс; humanities education; Russian higher school; digital revolution; humanities education optimisation; teaching and educational process.