(РЕЖЕ (ПЕШЛЬЮЕ ОБРЛЬСШЕ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ
Н.Г. Гараева, старший научный сотрудник ИПП ПО РАО, кандидат филологических наук, М.А. Шуленкова, преподаватель русского язы1ка и литературы1 Камского автомеханического техникума
Гуманитаризация - объективный путь развития мирового образования. Она вызвана ведущей тенденцией развития человечества - масштабным осознанием роли человека в общественном прогрессе. Как инструмент реализации ценностнообразующей функции всей образовательной системы она становится «сверхпотребностью» в эпоху исторической ломки и связана с качеством деятельности людей, их духовным миром и интеллектом.
За счет ориентаций системы образования на специалиста, у которого сформирован гуманитарный подход к человеческой деятельности, развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта [1].
На основе гуманитарных знаний формируется мировоззрение человека, его убеждения, т. е. происходит осознание места личности в мире, степени ее ответственности за совершаемые действия и поступки с позиций социальной значимости.
Темой журнала «Вопросы образования» [2] стала «самая непростая проблема российского образования» (Л.Л. Любимов) - гуманитарное об-
40
разование. Опубликованы материалы «круглых столов», семинаров и дискуссий, прошедших в апреле - декабре 2006 года в г. Москве. Публикации свидетельствуют о разбросе мнений по этой непростой проблеме, подчеркивают ее актуальность и наделяют высшим приоритетом.
Должно ли гуманитарное образование давать знания и учить мыслить, или же воспитывать гражданина и патриота своей Родины? Должны ли быть полезными гуманитарные дисциплины? Что для них существенно? Что представляет собой практическая гуманитаристика? Каковы его скрытые резервы? Новые смыслы и ценности гуманитарного образования -информационные технологии в гуманитарном образовании и др.- вот неполный круг проблем, оказавшихся в дискуссионном поле.
Чрезвычайно высокая актуальность (практически императивная) гуманитарного образования сегодня подчеркивается и акцентируется, оно наделяется высшим приоритетом как главный инструмент реализации ценностнообразующей функции образовательной системы.
Среднее специальное образование: опыт, проблемы
Задачей гуманитарного образования становится, наряду с усилением профессионализма, общекультурная подготовка - формирование образованного, культурного специалиста с развитыми интеллектуальными навыками и личностными свойствами.
По данным опроса РОМИР [3], комплекс гуманитарных дисциплин можно разделить на три группы по востребованности в обществе и популярности среди студентов - «лидеры» - экономика и право, «перспективные» - социология и психология, «аутсайдеры» - филология, история, культурология, педагогика и философия.
Дискуссионное поле в данной области оказалось безграничным - от обнаружения тенденций размывания границ между гуманитарными и негуманитарными науками до причин кризиса гуманитарного образования в Гарварде. Оживленно обсуждались отдельные направления гуманитарного образования:
- Гуманитарное образование как политическое действие;
- Структуризация российской гуманитарной среды;
- Информационные технологии в гуманитарном образовании;
- Практическая гуманитаристика;
- Гуманитарные стратегии в современном мире;
- Гуманитарное знание: «кризис перепроизводства»?
- Должны ли быть полезными гуманитарные дисциплины и др.
Дискуссия ввела в оборот обновленную терминологию: «гуманитарное пространство», «гуманитарная составляющая», «гуманитарная среда»,
«гуманитарный контекст», «гуманитарный быт», «гуманитарная культура», «гуманитарный канон», «гуманитарная сфера», «гуманитарный человек» и т. д.
По международным стандартам к гуманитарным специальностям относятся: религия и религиоведение, языки (родной или иностранный), история, философия, археология, этика и предметы, являющиеся прикладными по отношению к перечисленным.
К социальным наукам: психология, социология, политическая наука, т. е. экономика и информатика и отдельно искусство: музыка, дизайн, аудио-, видео.
Гуманитарные науки относятся к человеку, социальные - к обществу.
По российскому классификатору гуманитарные науки - экология, юриспруденция, международные отношения, искусство, физическая культура.
Социальные науки - социология и социальная работа.
Л.Л.Любимов видит смысл современного гуманитарного образования в интеллектуальном и моральном перевоспитании, а в русской литературе видит источник нравственного идеала и гуманизма, который призван сформировать нового человека России - «рефлексивного, диалогичного, коммуникативного, ищущего команду единомышленников... мыслящего в либеральном и модернистском контексте». Исторический вектор развития России ждет именно такого человека, утверждает ученый.
В.В. Анашвили [4] относит к гуманитарному образованию науки,транс-лирующие ценностный мир, образование, в котором человек выступает
Казанский педагогический журнал
5'2006
не как средство, а как цель... Для гуманитарного образования ключевой термин - «наслаждение» миром, гармонией бытия, цвета, музыки...
Любой гуманитарный процесс -это всегда постановка проблемы сохранения человека, раскрытия его. Е.Н. Пенская [5] гуманитарное образование видит как связующее звено -оно учит воображению.
С. Г. Кардонский [6] считает, что гуманитарным образованием закладываются нормы отношения к миру, т. е. представления, что в этом мире заслуживает внимания.
Е.Ф. Сабуров [7] уверен, что ничто, кроме гуманитарного образования, не способно на деле повышать качество потребительского капитала человека, того капитала, который на протяжении жизни нарабатывается, побуждая к непрерывному росту потребности в образовании.
Я.И. Кузьминов [8] гуманитарное образование связывает с повышением качества нашего потребления. «Человек живет ради самореализации, которую мы вправе назвать хоть наслаждением, хоть поиском удовлетворения. Гуманитарное образование дает человеку возможность существенно, резко повысить качество своего потребления, чего он не имел бы при отсутствии его».
В.С. Собкин [9] предлагает включить студента в такое чтение, которое дает толчок к развитию, осознанию того, какое интеллектуальное и эстетическое наслаждение он может получить благодаря этим текстам.
П.Д. Венедиктова [10] считает, что умение читать текст составляет суть гуманитарного образования.
А.И. Журавлева [11] подчеркивает необходимость изучения гуманитарных дисциплин (истории и филологии) для национальной безопасности России.
Доминик Лакапра [12] утверждает, «что гуманитарные дисциплины обращают нас к феномену дара и великодушия...»
Дух либеральности, щедрость и дар существен для гуманитарных дисциплин в том смысле, который притязает на нечто важное и особенное, но вместе с тем постоянно открытое для спора и состязания.
Роуз Эллен Леси [13] уверен, что получить удовольствие от мышления, ради него самого, от чтения волнующих книг, продуктивно, хотя они (книги) никогда не помогут найти работу. Гуманитаристика развивает интересы, пристрастия и склонности, от которых, кажется, нет никакой пользы. Но они позволяют приобрести набор навыков, а это действительно имеет значение. В процессе изучения гуманитарных дисциплин встречаемся с противоречиями. А возможность производить конструктивные противоречия -это та возможность, которую способны вскармливать гуманитарные дисциплины. Они предлагают совершенно особый стиль видения противоречивого мира.
Дискуссия констатировала слабость рефлексии гуманитарного образования и факт отсутствия у гуманитарного знания четких контуров и границ.
Гуманитарные дисциплины в принципе не могут иметь краткосрочной пользы или приносить немедленную технологическую выгоду. Но они спо-
42
собствуют улучшению качества жизни, учат мыслить, давать оценку самым разным явлениям жизни, они являются символом «культурного капитала», компонентом значимого опыта жизни.
Гуманистическое отношение к прошлому предполагает, что оно все еще остается частью настоящего и имеет важные последствия для будущего. Отдельные его стороны допустимо критиковать, но их необходимо знать.
Элементами гуманитарного подхода в средней профессиональной школе следует признать:
1. Фундаментальность знаний по гуманитарным предметам.
2. Гуманитарность как универсальность.
3. Гуманитарность как толерантность.
4. Гуманитарность как умение работать с языком.
5. Гуманитарность как умение обосновать.
6. Гуманитарность как обучение рефлексивному мышлению (формирование рефлексивного мышления -важный компонент гуманитарного образования).
7. Гуманитарность как путь к творчеству через искусство.
8. Философско-историческое понимание гуманности.
9. Гуманитарность как формирование образного мышления.
10. Гуманитарность как умение работать с информацией.
11. Гуманитарность - синоним гуманистичности.
12. Гуманитарность как развитие коммуникабельности.
13. Гуманитарность как освоение организационной технологии.
Навыки и компетенции формируются при изучении гуманитарных дисциплин в следующих видах учебной деятельности [14]:
- работа с информацией, источниками;
- формирование исследовательской позиции;
- исследование;
- оформление результатов своей работы;
- коммуникативные и организаторские навыки (работа в команде, общение, социализация);
- применение различных принципов мышления;
- целостное видение мира;
- способность делать правильный выбор;
- наличие своей точки зрения, ее обоснованность;
- способность к творчеству;
- способность к рефлексии;
- заинтересованность в учебе;
- понимание, а не заучивание;
- фундаментальность знаний;
- ответственность;
- толерантность;
- умение говорить;
- умение работать с языком. Согласно опросу 1500 россиян [15]
среди гуманитарных специальностей, которые нужны сегодня России и пользуются популярностью, в первую шестерку входят:
юриспруденция, право - 78% опрошенных;
менеджмент, управление - 64%; экономика - 62%; журналистика - 34%; психология - 28%; международные отношения -22%;
Казанский педагогический журнал
5'2006
филология, лингвистика - 4% - 14-е место, причем по другой шкале измерений место это колеблется от 14-го до 18-го. Показатели интереса по ссу-зам РТ выше на несколько пунктов, но также неутешительны.
Во многих странах словесность не относится к гуманитарным дисциплинам, а рассматривается как инструмент обучения пониманию текста через грамматические и психологические интерпретации, реконструкцию смысла и имеет герменевтическую установку на смыслопонимание. Герменевтическая установка требует обращения к тексту как явлению культуры.
Современная лингвистика в лице видных ученых признала своим главным объектом текст. Среди словесных текстов, оказывающих наибольшее влияние на смыслопонимание студента, важное место занимают прецедентные тексты - значимые для личности во все времена в познавательном и эмоциональном отношении. Среди них - Библия, произведения Гомера, Сервантеса, Шекспира, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого и др. писателей, чьи произведения столетиями служат основой обучения филологии и приобщения к мировой культуре. На их основе изучается национальный язык и литература - они составляют костяк фоновых знаний культурного человека.
Среди прецедентных текстов татарской литературы, безусловно, на первом месте поэтическое творчество Габ-дуллы Тукая.
Отличительная особенность таких текстов заключается еще и в том, что их значение не ограничивается рамками одной дисциплины: их ценят,
читают, изучают и вне учебных занятий, а степень их присутствия в публичной сфере является показателем общей культуры данной среды, ее богатства и разнообразия.
«Герменевтика [16] (истолковать, комментировать, разъяснять) - «искусство понимания», толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Происхождение термина «герменевтика» указывает на Гермеса, «передающего вести богов смертным». Герменевтика возникла в древности как уяснение пророческого слова (прорицания оракула). Основными ее сферами были филологическое толкование классических поэтов, смысл священных текстов».
Понимать можно только то, что обладает «индивидуальностью»: душевную жизнь свою и другого человека, художественное произведение, исторический памятник. Дело истолкователя текста - повторно осуществить в себе акт творения «гения». Истолкователь может понять автора лучше, чем он понимал сам себя.
Герменевтическая интерпретация текста включает в себя чтение (все виды), анализ текста первоисточника, определение темы, идеи, проблематики, основной мысли, выделение главной и второстепенной информации, заключенной в художественном тексте.
В статье М.Арапова «Когда текст обретает смысл» [17] приводятся результаты международного исследования уровня знаний подростков по литературе. По его итогам из 32-х возможных мест Россия занимает 27-е! Только две страны имеют заметно худшие результаты: Мексика и Бразилия. Это скандально низкие ре-
44
зультаты для России, имевшей в недавнем прошлом первые места. В чем же автор видит причину?
От учащихся требовались умения самостоятельно работать с текстом. Им предлагался короткий рассказ о женщине, дом которой смывает селевой поток. От наводнения спаслась рысь, перебравшись на террасу ее дома, стала издавать рык. Какое-то время вооруженная женщина и зверь готовятся напасть друг на друга. Но женщина, вместо того чтобы стрелять, бросает рыси окорок. К утру вода спадает, а на крыльце женщина находит обглоданную кость от окорока. Рассказ называется «Дар». К нему поставлено много вопросов, один из которых такой: «Почему у рассказа такое название?» Максимальное количество баллов получили те, кто понял, что название - метафора. Автор трактует кость как послание, исполнение морального смысла. Современные учащиеся оказались не готовы интерпретировать подобные тексты, до большинства из них не дошел метафорический смысл идеи художественного произведения: они привыкли заучивать готовые интерпретации. Автор статьи считает, что учащимся необходим каталог - «словарь идей», причем сквозной, чтобы он охватывал все стороны традиционно раздробленного на дисциплины образования.
Текст обретает смысл, когда встречает читателя, который знает, что он хочет в нем найти. Чем богаче словарь идей, которым располагает читатель, тем больше информации содержит для него текст.
Преимущества подобного словаря в том, что он интерпретирует и крити-
чески анализирует тот поток сообщений, который сегодня обрушивается на молодое поколение. От словаря идей - к словарю гуманитарных понятий, который мог бы повлиять на весь интеллектуальный климат в нашей стране.
Мы составили свой словарь герменевтических идей, который презентовали студентам и преподавателям ссузов РТ для использования при анализе художественных текстов по татарской литературе. Оказалось, что отсутствие подобного словаря ощущают и преподаватели русской литературы, которая решает те же учебные задачи. Процесс работы организуем по тому же алгоритму: вопросы-ответы, комментарии ответов и их уместности, определяем для себя кругозор студентов, их орфографическую и пунктуационную зоркость.
Целями герменевтической интерпретации текста является рациональное объяснение и интуитивное понимание, чувствование. Любой текст, ситуация, явление потенциально содержат в себе смысл, а механизм актуализации - присвоение личностью смыслов любому явлению. Таким образом, смыслы каждый раз создаются человеком и одновременно существуют в нем.
Обнаружение смысла текста, т. е. смыслопонимание,- функция занятий по литературе - выявление действенных смыслов обучения позволяет одновременно обнаружить большую часть действенных гуманитарных смыслов гуманитарного воспитания.
Научить студентов пониманию текстов, научных и художественных,-цель их интерпретации. В начале сло-
Казанский педагогический журнал
5'2006
во даем тем, кто больше читал, интереснее и свободнее говорит и пишет о прочитанном, с интересом слушает, задает толковые вопросы, имеет выраженную потребность претворять неопределенное стремление к чему-то высокому и прекрасному в конкретные поступки и свершения. Вдумчивое чтение развивает способность получать удовольствие от чтения, потребности наслаждаться Мандельштамом, регулярно анализировать трудные для восприятия стихи, например, японские хокку и пятистишья и обсуждать сложные философские проблемы. Настойчиво и систематически на занятиях работать с классическими литературоведческими статьями и требовать их понимания - вот неполный круг требующих интерпретации проблем ссузовского курса литературы. Герменевтическая интерпретация текста задает ориентиры понимания его смысла.
Смысл - это воспринятое личностью значение какого-либо явления, предмета, знака; идеальное содержание, выделить идею сущности, предназначение, конечная цель, ценность чего-либо.
Смысл личностный - понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» (Л.Н. Толстой) осознается как «значение-для-меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Опреде-
ление личностного смысла выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания» [18].
Порыв студентов к высокому и прекрасному требует подкрепления. Им может стать игровая форма подачи литературного материала по творчеству А.С. Пушкина. После чтения стихотворений о высоких порывах души мы провели драматическую инсценировку - «Лицейские годы» Пушкина, где студенты исполняли роли лицейских друзей поэта.
Художественный текст, помимо герменевтических смыслов, обладает смыслами педагогическими. Педагогические смыслы текста имеют цель побудить стремление к совершенству, переживание интереса к человеку, нацеленность на изменение поведения к лучшему и возникают его интерпретации. Эти цели реализуются в следующих приемах: комментирование текста и перевод его на язык реальных жизненных обстоятельств, диалог с автором текста, интерпретация текста с позиций различных субъектов учебного процесса и т. д.
Смыслы, запечатленные в текстах - это культурные смыслы, но они во многом совпадают с педагогическими, поскольку педагог - транслятор культуры. Каждый педагог задается вопросом: что значит приобщить к культурным традициям студентов, как привить гуманитарную культуру, как воспитать культурного человека? Опыт показывает: надо привить потребность самостоятельно и систе-
46
матически учиться, самостоятельно думать, получить навыки самоопределения, проводить собственные маленькие исследования, стараться понять любой текст, думать над ним, обсуждать его, испытывать радость от постижения скрытого смысла текста. Добиваться личностного изменения: «нащупать связь времен» при разборе стихотворений и других текстов, ощущать культурное пространство как память о прошлом, ведущем к пониманию настоящего. Одна из задач гуманитарной науки - по-иному открывать картину мира, чтобы студенты узнали и полюбили свое место в мире и испытали потребность внести свою лепту, чтобы все в жизни было правильно. Чтобы не пропал и не иссяк тот энергетический импульс, которого без желания не существует, необходимо его постоянно, изо дня в день подпитывать, запечатлевать. Чтобы получить рациональную мысль, надо помнить, что у всякой мысли есть достоинство - она способна породить другую. Сам по себе единственный смысл жизни - поиск смысла.
Работа с текстами позволяет активизировать ценностно-смысловые начала учебного труда студента, формировать его личностные смыслы: стремление к совершенству, готовность к труду и др.
Высокая эмоциональность традиционной русской культуры позволяет «прощупывать» эффективные тексты и художественные средства, которые создают образно-эмоциональную интуитивную основу для понимания жизненных явлений. Это наиболее полная форма предъявления смыс-
лов. Процесс и результат извлечения смыслов из текста - это понимание. Уровни же понимания соответствуют культурному уровню. Литература как учебная дисциплина учит заключать мышление в правильные, логические формы.
Развитие смысловой стороны речи студента должно находиться в центре внимания словесника. Педагог осознает, что существует «другой» взгляд на его предмет - восприятие языка как спрессованного веками феномена философии, духовной культуры в целом. Система духовно-нравственных понятий является умственным инструментарием, ориентиром личности в мире, который дает импульс к жизни. Основу «практической философии» человека составляют понятия истина и правда, добро и зло, свобода и воля, стыд и совесть, вера, красота, судьба, друг, честь, честность, Отечество и другие, с которыми студент входит в культуру как царство смыслов. Одним из возможных путей «присвоения» этих понятий и превращения их в «собственность» является метод концептуального, т. е. смыслового, анализа слова, цель которого - дать по возможности полное знание о слове - понятии.
Концептуальный анализ включает в себя знания о слове, его лексический разбор, расширение знаний о мире. Национальный концепт, являющийся воплощением в слове ценностей культуры, есть результат сочетания лексического значения слова с социальным, с историческим опытом человека. Л.С. Выготский предупреждал: «Смысл слова никогда не является
■■■ 111111
4- I ■ ■ тп
Казанский педагогический журнал
5'2006
полным. В конечном счете он упирается в понимание мира и во внутреннее строение личности в целом». Язык базовых концептов культуры может стать для наших студентов путеводителем по этому миру и по дороге к себе, к самостоятельному мышлению. «Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир»,- утверждает ученый.
Слово может служить ключом ко многим сюжетам гуманитарного знания. В качестве творческого задания по литературе целесообразно выбрать контексты употребления одного из слов-сигналов по литературе. Конечная цель - составление «портрета» понятия с огромным ресурсом тексто-образования.
Остановимся на слове «духовность» в иерархии ценностей: духовное начало, духовное насилие, духовный рост, духовный генофонд, нищета духа, духовные идолы, сила духа, духовный поиск, духовная смерть, духовная жизнь, духовное царство, духовный кризис, духовная культура...
Комментарии языковых фактов, этимологические справки также обладают мощным текстообразующим потенциалом в языке и культуре.
Общение со специалистами, уче-ными-языковедами - одно из необходимых условий при подготовке гуманитариев. Встречи с выдающимися учеными-педагогами могут стать ключевым моментом в выборе профессии, в уверенности в себе. Проведение экскурсий после уроков, чтение лекций создадут у студента представление, что приобретенные навыки непременно имеют значимый педагогический контекст.
Научить студентов видеть и соотносить собственное представление о мире с базовыми установками культуры, более гибко и адекватно реагировать на столкновение с иными ментальными моделями, которые широко представлены в мире, выражать свое ценностное отношение к русскому языку как важнейшей задаче лингвистического образования и формирования языковой компетентности - ежедневные заботы педагога.
Ценностное отношение педагога к языку проявляется:
- в готовности педагога максимально использовать возможности языка как средства общения, работать над совершенствованием своей речи;
- в способности влиять на окружающую речевую среду, совершенствовать ее, быть активным приверженцем языковых норм;
- в осознании языка:
а) как средства общения,
б) как культурной ценности,
в) как необходимого предмета изучения.
Педагог не должен упускать возможности повторять, что современный русский язык отражает утрату смысла с появлением новых, бессмысленных слов. Слова «тусоваться», «тусовка» буквально означают бессмысленное времяпровождение, хотя и бывают «политическими, научными». Словесник отметит движение современной эстрадной песни от смысла к бессмыслице, заметит, что «стеб» означает эффективное, но лишенное внутреннего смысла словотворчество. Кто, кроме словесника, может скорректировать этот процесс?
46
І І І І І І
ш
Литература:
1. Быков А.К. Взаимодействие школы и вуза в гуманитарном образовании учащихся и студентов / А.К. Быков.- М., 2006.
2. Любимов Л. Л. Самая непростая проблема российского образования / Л.Л. Любимов // Вопросы образования.- 2006.-№ 4.- С. 11.
3. Пенская Е.Н. Структуризация российской гуманитарной среды // Вопросы образования.- 2006.- № 4.- С. 63.
4. Анашвили В. В. Дискуссия по вопросам гуманитарного образования // Вопросы образования.- 2006.- № 4.-
С. 256.
5. Пенская Е.Н. Структуризация российской гуманитарной среды // Вопросы образования.- 2006.- № 4.- С. 64.
6. Кардонский С.Г. // Вопросы образования.- 2006.- № 4.- С. 252.
7. Сабуров Е.Ф. // Вопросы образования.- 2006.- № 4.- С. 259.
8. Кузъминов Я. И. // Вопросы образования.- 2006.- № 4.- С. 250.
9. Собкин В.С. Особенности литературного развития // Вопросы образования.- 2006.- С. 310.
10. Венедиктова П. Д. Уроки письма в университете // Вопросы образования.-2006.- № 4.- С. 35.
11. Журавлева А.И. // Вопросы образования.- 2006.- № 4.- С. 270.
12. Доминик Лакапра // Вопросы образования.- 2006.- № 4.- С. 240.
13. Роуз Эллен Леси. Практическая гу-манитаристика // Вопросы образования.-2006.- № 4.- С. 246.
14. Экспертное агентство «Солинг». Гуманитарные стратегии в современной школе // Вопросы образования.- 2006.-№ 4.- С. 350.
15. Галицкая Е.Г. Что такое гуманитарное образование? // Вопросы образования.- 2006.- С. 352.
16. Литературный энциклопедический словарь.- М., 1988.
17. Арапов М. Когда текст обретает смысл // Знание-сила.-2003.-№ 1.-С.47.
18. Словарь по педагогике (междисциплинарный).-М., Ростов-на-Дону: Изд-во Центр Март, 2005.