Научная статья на тему 'Гуманитарное образование и управление знаниями в условиях глобализации: к постановке проблемы'

Гуманитарное образование и управление знаниями в условиях глобализации: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / GLOBALIZATION / KNOWLEDGE MANAGEMENT / HUMANITARIAN EDUCATION / CULTURAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буденкова Валерия Евгеньевна, Савельева Елена Николаевна

Рассматривается проблема специфики и значения гуманитарной компоненты управления знаниями в современных условиях. Актуальность данной темы обусловлена изменениями экономико-политической и социально-культурной сфер, вызванных глоба-лизационными процессами, а также дегуманитаризацией российской высшей школы. Предметом анализа выступают высшее образование и технологии управления знаниями в условиях глобализации. Рассматриваются принципиальные положения новой гуманитарной парадигмы как образовательной стратегии, в контексте которой эффективное управление знаниями является необходимой компонентой формирования и развития современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буденкова Валерия Евгеньевна, Савельева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian education and knowledge management in globalization conditions: towards the definition of problem

In the article the problem of a specific character and value humanitarian components of knowledge management in modern conditions is considered. The importance of this topic is caused by globalization and its influence on economic, political, social and cultural changes firstly, and dehu-manitarization i.e. decrease of humanities value in modern Russian higher school, secondly. The subject of analysis is the higher education (content and the principles) and technologies of knowledge management in the globalization conditions. First of all, the necessity of cultural studies of the globalization is pointed. Thus, in the humanities area of attention there are new strategy of the person behaviour and activity, new levels of management and forecasting, new type of the person. «The person of Ше globalization epoch» is characterized by skill to adapt for variations of social, cultural and the information environment, capacity to form relations on principles of respect, openness and tolerance, readiness for constant self-development. New humanitarian paradigm, integrating results of various disciplines in comprehension of the global world realities and called up to define the person's world-view in the XXI century, is able to form such qualities. Among the most important ideological components of this paradigm innovation strategy of continuous education takes especial place. Realization of this educational strategy, as a way of the mankind problems decision and as the basis of social and cultural progress, requires the development of new knowledge management technologies. Knowledge management should stimulate cognitive activity of the person and develop his professional and personal competences. The key position in this process belongs to humanitarian education which tasks include not only "transfer" of knowledge, but formation of new type person. Tomsk State University еexperience shows, that creation and actualization of special humanitarian (in particular, cultural) educational programs, helps graduates to be success in professional sphere and a public life. So, for instance, the program «Forming of professional, personal and general cultural competences by means of cultural science Student of XXI century» directed on the development of tolerance, creativity, communicative competence for students, can be an example of efficient knowledge management in the higher school.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное образование и управление знаниями в условиях глобализации: к постановке проблемы»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология 2013. № 2 (22)

УДК 130.2+316.42+378

В.Е. Буденкова, Е.Н. Савельева

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Рассматривается проблема специфики и значения гуманитарной компоненты управления знаниями в современных условиях. Актуальность данной темы обусловлена изменениями экономико-политической и социально-культурной сфер, вызванных глобализационными процессами, а также дегуманитаризацией российской высшей школы. Предметом анализа выступают высшее образование и технологии управления знаниями в условиях глобализации. Рассматриваются принципиальные положения новой гуманитарной парадигмы как образовательной стратегии, в контексте которой эффективное управление знаниями является необходимой компонентой формирования и развития современного человека.

Ключевые слова: глобализация, управление знаниями, гуманитарное образование, культурологическое знание.

Проблема, на которую хотелось бы обратить внимание, - специфика и значение гуманитарной компоненты управления знаниями в современных условиях. Актуальность данной темы обусловлена рядом причин объективного и субъективного характера, общемировых и специфически национальных. К объективным и общемировым следует отнести глобализацию и обусловленные ею изменения в политике, экономике, социально-культурной сфере. Что касается субъективных и специфически национальных, то имеется в виду негативная тенденция, характеризующая современную российскую высшую школу - дегуманитаризация. Данная тенденция - «новый поворот» в образовательной политике властей1, проявлением которого стали призывы и шаги к сокращению бюджетных мест на гуманитарных специальностях и направлениях, уменьшение объема гуманитарных дисциплин в вузах на непрофильных факультетах и т.д.2 Снижение гуманитарной компоненты в высшем образовании - тенденция не только не обоснованная, но и опасная, в контексте вызовов современной цивилизации. Глобализация и есть главный вызов, который меняет характер отношений между государствами, социальными группами, актуализирует формирование нового типа личности, предъявляет обществу, а, значит, и системе образования новые требования. Одним из таких требований становится постоянная готовность индивида наращивать свой «интеллектуальный капитал», умение быстро адаптироваться к различ-

1 Одним из первых идею сокращения бюджетных мест на гуманитарных специальностях высказал экс-министр образования и науки А. Фурсенко, выступавший на заседании московского правительства в июне 2008 г. И хотя в выступлении шла речь о юристах и экономистах, сокращения с 2009 г. затрагивают практически все гуманитарные специальности.

2 Чтобы убедиться в справедливости данного утверждения, достаточно сравнить образовательные стандарты по математике и физике 2000 и 2011 гг. Кроме того, в официальном перечне приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации нет ни одного социально-гуманитарного.

ным социальным и производственным контекстам, нацеленность на саморазвитие и самосовершенствование.

Таким образом, предметом нашего анализа выступают высшее образование (его содержание и принципы), технологии управления знаниями в условиях глобализации. Глобализация - тема весьма популярная в современной литературе. Однако в работах, посвященных сущности этого процесса, преобладает политико-экономический ракурс. Предлагаются определения, обусловленные исследовательским интересом к становлению глобальной экономики и формированию нового экономического миропорядка. Глобализация рассматривается как усиливающаяся взаимосвязь государств и регионов, образующих мировое сообщество, их интеграция в единую систему с общими для всех правилами экономического, политического и культурного поведения. «В тени» же остаются иные - не экономические - проявления и следствия глобализации.

Однако среди важнейших «эффектов» глобализации следует отметить не только универсализацию хозяйственной жизни, но и динамизацию социокультурного развития; формирование единого информационно-коммуникационного пространства; возрастание напряжения в национальных взаимоотношениях, влекущее за собой повышение взаимной зависимости и взаимной ответственности государств, народов и культур. Культурологический интерес не укладывается в рамки понимания глобализации как процесса, обусловленного экономическим и технологическим прогрессом. Видение «эффектов глобализации» в ракурсе культурологического знания не ограничивается обращением «людей, товаров, типов продукции и социально-политических моделей на рынке, который открыт и более или менее упорядочен» [1. С. 127]. Особое значение приобретают культурные составляющие предполагаемой гомогенизации мира, концептуализированные в рамках гуманитарного дискурса. Так, в сфере его интересов оказываются новые стратегии поведения и деятельности, новые уровни управления, предвидения, прогнозирования и другие проблемы, связанные с созданием единого глобального сообщества как политико-социально-экономической суперсистемы. В данном контексте особое значение приобретает задача формирования нового типа личности, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям, максимально восприимчивой к расширению информационной среды, умеющей выстраивать отношения на принципах уважения, открытости, толерантности, готовой к диалогу. Назрела потребность в разработке концепции «человека эпохи глобализации», а также в поиске способов формирования тех качеств, которые характеризуют новое глобальное мышление.

Сегодня вполне уместно говорить о становлении новой гуманитарной парадигмы, интегрирующей знания и опыт различных дисциплин в осмыслении реалий глобального мира и призванной определять мировоззрение человека XXI в. Среди важнейших составляющих названной парадигмы хотелось выделить аспект, имеющий непосредственное отношение к новационным образовательным стратегиям, формирующим человека третьего тысячелетия. Речь идет об идее непрерывного образования как основании социокультурного развития, а также о связанной с этой идеей задачей разработки новых технологий управления знаниями.

«Учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать» [2] - базовые принципы образования XXI в. Потребность человека в саморазвитии, его постоянная готовность к обновлению знаний и практических навыков - залог успешности в условиях информационного общества и превращения знания в экономический ресурс. Одним из направлений реализации идеи «образования на протяжении всей жизни» стала технология управления знаниями или knowledge management. Зародившись в последние десятилетия прошлого века как средство повышения конкурентоспособности компаний и организаций в ситуации рынка и формирования экономики знаний, эта технология быстро вышла за рамки экономических потребностей, и сегодня «управление знаниями» претендует на роль стратегического принципа социокультурного развития. В этом качестве управление знаниями может стать новой гуманитарной технологией формирования человека третьего тысячелетия. Поскольку мы рассматриваем управление знаниями именно в таком контексте, имеет смысл остановиться на специфике данного подхода. В

1

классической трактовке управление знаниями является направлением менеджмента и понимается как «систематические процессы, благодаря которым знания, необходимые для успеха организации, создаются, сохраняется, распределяются и применяются» [3. С. 10]. У. Букович и Р. Уильямс полагают, что управление знаниями - процесс, с помощью которого организации удается извлечь прибыль из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в ее распоряжении [4]. В определении вновь превалирует экономическое видение ситуации, поскольку акцент делается на организационную составляющую управления знаниями, т. е. на тех, кто управляет, и на сами процессы управления. «Противоположной» же стороне - персоналу компаний, работникам предприятий, т. е. носителям знания, - уделяется гораздо меньше внимания. Практически не рассматривается содержательная сторона указанных процессов, и не входят в исследовательский интерес качества и характеристики, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно работать в «компании - производителе знания».

Однако именно «человеческий фактор» является ключевым в управлении знаниями и представляет особый интерес для исследования. Уже отмечалось, что новая социокультурная реальность актуализирует новый тип личности -готовой к самообучению, способной нестандартно мыслить и творчески решать профессиональные и жизненные задачи. Принцип постоянного обучения является своего рода квинтэссенцией этих требований. Обучение на разных этапах жизни и карьеры человека и, соответственно, управление знаниями преследуют разные цели и осуществляются по-разному. Все виды обучения и образования можно разделить на формальные и неформальные. Формальные структуры и институции, доминирующие на первых этапах жизненного пути, призваны дать человеку образование (общее, специальное, высшее). Школа, особенно высшая, дает человеку знания, умения, навыки, которые в будущем служат базисом непрерывного обучения и саморазвития.

1 Следует отметить, что в менеджменте различают «управление знаниями» и «менеджмент знаний». Можно (с известной степенью приблизительности) сказать, что они соотносятся как идеология компании (менеджмент) и технология ее реализации (управление). Но в контексте наших рассуждений данное различие несущественно.

Управление знаниями здесь - это управление мотивациями, потребностями, интересами человека с целью профессионального и личностного становления. На следующем (неформальном) этапе имеющиеся у индивида компетенции используются как для реализации и приращения знаний в профессиональной сфере, так и для успешной деятельности в разных областях общественной жизни. «Управление знаниями» в таком контексте заключается в формировании среды, способной стимулировать познавательную активность и создавать условия для постпрофессионального образования. Одним из таких условий является организация коммуникативного пространства, где, наряду с поиском и обменом информацией, важную роль играет умение слушать и слышать. Это относится и к отдельным компаниям, и к обществу в целом. Коммуникативный характер современной культуры определяет значение гуманитарных компетенций в жизнедеятельности человека. Так актуализируется роль гуманитарного образования в управлении знаниями.

В глобализирующемся мире на первый план среди разнообразных способностей и ценностей выходят гибкость мышления, креативность, умение принимать решения и работать в команде, ответственность, личностная и социальная зрелость, а также толерантность и коммуникативная компетентность. Среди обозначенных качеств, характеризующих мышление личности нового типа, подготовленной к эффективной деятельности в динамично меняющемся мире, толерантность занимает особое место. Акцентуация указанной характеристики человека третьего тысячелетия связана с рядом негативных тенденций, вызванных глобализационными процессами. Речь идет об унификации национально-культурной самобытности и гомогенизации всего разнообразия культур, что, в свою очередь, атрофирует способность к диалогу с «иными», «неродственными», «непонятными» культурами. На этой почве возникают многочисленные локальные и глобальные конфликты, возрастает напряженность в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Поэтому воспитание толерантности является насущной потребностью современной культуры и одной из приоритетных задач гуманитарного образования1 . В противном случае глобализационные процессы рискуют разъединить, а не объединить мировое сообщество. Сферой, где толерантность может из абстрактной идеи превратиться в реальный регулятор человеческих взаимоотношений, являются коммуникации и создаваемое ими коммуникативное пространство. Коммуникация как продуктивный диалог, цель которого -взаимопонимание, невозможна без толерантного отношения его участников друг к другу, без обоюдной готовности к уступкам. Поэтому задача образования - формировать толерантность, поддерживая и развивая тем самым коммуникативный потенциал культуры. Условием формирования толерантности является осознание различий, что, в свою очередь, предполагает обязательное изучение других культур. Именно образовательная среда является важнейшим фактором, формирующим и поддерживающим способность человека и социума к интеграции на принципах уважения, взаимопонимания и ответственности.

1 Важность знания других культур для эффективного продвижения продукта на международных рынках отмечают И. Нонака и X. Такеучи [9. С. 268-272].

Глобализация, предъявляя новые требования к образованию, создает и условия для их реализации. Расширение информационного пространства, высокая академическая мобильность, доступность дистанционного образования, различные формы партнерства, благоприятствующие осуществлению совместных проектов и обмену студентами и преподавателями, развитие культурно-образовательного туризма - все это свидетельства перехода образования в новое качество и формирования мирового научно-образовательного пространства. Процесс становления глобальной образовательной системы находится в самом начале, но уже сейчас вопрос о содержании образования и о методах обучения, т.е. вопрос «чему и как учить?», становится предметом размышлений и острых дискуссий многих «заинтересованных лиц». Свою точку зрения мы хотим изложить на примере российского университетского образования и, в частности, Томского государственного университета.

С одной стороны, университет рассматривается в качестве главного ресурса классического (универсального) образования, соединяющего фундаментальную научную подготовку с высоким уровнем общей культуры. Традиционно общий уровень культуры определял широту эрудиции и интеллектуальный базис личности. С другой стороны, такая модель университета вытесняется «профессиональной», в первую очередь, ориентированной на подготовку специалистов высокого класса в конкретных областях.

Не секрет, что реалии современной действительности способствуют определенной меркантилизации знаний. Однако вопрос «для чего это пригодится?» применительно к гуманитарной компоненте образования (обязательной для классического университета), в частности к культурологическим дисциплинам, должен быть снят. Расширение гуманитарного горизонта именно сегодня - в условиях глобализации - чрезвычайно важно. Для будущих специалистов секрет успеха не только в приобретении суммы неких знаний, но и в умении сочетать между собой данные, до того не сочетавшиеся, менять правила игры, разрабатывать нестандартные модели и креативные концепции. Развитие подобных способностей, имеющих отношение, по мнению Ж.-Ф. Лиотара, к сфере воображения, проблематично в рамках узкопрофессиональной ориентации. «Если преподавание должно обеспечивать не только воспроизводство компетенций, но и их прогресс, то соответственно необходимо, чтобы передача знания не ограничивалась передачей информации, а учила бы всем процедурам, способствующим увеличению способности сочленять поля, которые традиционная организация знаний ревностно изолировала друг от друга» [5. С. 126].

Как показывает опыт, новые принципы обучения необходимо строить на основе компетентностной ориентации. В этом случае формируется особое отношение к знанию, ценность которого не ограничивается суммой специализированной информации, но предполагает развитие навыков аналитической работы, творческих подходов, расширение форм и методов исследований и т.п. В результате студенты, получающие профессиональную квалификацию согласно «вертикальной структуре наук», имеют тем не менее потенциальную возможность реализоваться в иной сфере деятельности. Подобная «горизонтальная мобильность» чрезвычайно важна в свете состояния современного знания, характеризующегося «инновационностью и быстрым ростом

на основе объединения различных научных дисциплин, постоянно меняющихся и непрерывно обновляющихся междисциплинарных конфигуративных рисунков» [6. С. 10]. Дополнительным фактором, актуализирующим компе-тентностный подход, является возможность профессионального роста выпускника, что особенно важно в свете сложностей трудоустройства студенческой молодежи, связанных с проблемами экономического характера, в том числе нестабильностью рынка труда. Подготовленный студент приобретает умение актуализировать разнообразные, неспецифические для своей деятельности знания для решения профессиональных проблем и выстраивать на их основе эффективные стратегии поведения и деятельности.

Томский государственный университет, получивший статус Национального исследовательского, «видит свою миссию в сохранении и приумножении духовных ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов» [7]. Свой высокий статус исследовательского университета ТГУ поддерживает благодаря сочетанию принципов классического университетского образования с современными подходами и технологиями. В ряду таких технологий можно рассматривать инновационно-образовательную программу «Формирование профессиональных, личностных и общекультурных компетенций средствами культурологических дисциплин - студент XXI века», реализация которой демонстрирует готовность университета решать сложные социально значимые задачи, в том числе посредством поддержки гуманитарных дисциплин и развития культурологического знания. Программа формирования необходимых компетенций у студентов различных факультетов средствами культурологических дисциплин была разработана и внедрена преподавателями и сотрудниками института искусств и культуры ТГУ в 2008 г. [8]. Дисциплины, изучаемые в рамках курса «Культурология» студентами разных факультетов, в комплексе ориентированы на формирование и развитие таких способностей и навыков, как взаимодействие со специалистами неродственных областей, освоение культурного наследия человечества, адаптивность к контекстам, нормам и ценностям культур (региональных, национальных, локальных), готовность к меж-конфессиональному и межкультурному диалогу. Междисциплинарная методологическая основа программы обусловливает эффективность и практическую результативность применения знаний в мультикультурном пространстве современного мира. Таким образом, данная программа, как целенаправленное, систематическое формирование у студентов определенных личностных и профессиональных качеств, может служить примером управления знаниями в формализованной среде.

Результатом освоения данной программы становится не только воспитание высокопрофессионального специалиста в конкретной области, но человека, способного к личностному росту, толерантного и уважающего ценности иных культур, умеющего принимать решения, ответственного, социально зрелого. Именно эти качества характеризуют новый тип личности, или «человека эпохи глобализации», раскрывающего свой творческий, личностный, гуманистический потенциал в профессиональной деятельности.

Подводя итоги, можно утверждать, что высшая школа должна взять на себя ответственность не только за воспитание профессиональных качеств, но и за формирование нового глобального мышления. В этом случае университет «вновь обретет свою изначальную интеллектуальную и социальную миссию в рамках общества в качестве гаранта универсальных ценностей и культурного наследия» [2].

Литература

1. Деррида Ж. Глобализация, мир и космополитизм // Космополис. 2004. №2. С. 125-140.

2. Делор Ж. Образование: необходимая утопия (доклад ЮНЕСКО). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 04.01.2013).

3. РумизенМ.К. Управление знаниями. М.: АСТ, 2004. 318 с.

4. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. М.: ИНФРА-М., 2002. 504 с.

5. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. 159 с.

6. Петрова Г.И. Междисциплинарность университетского образования как современная форма его фундаментальности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Томск, 2008. №3 (4). С. 7-14.

7. Миссия Томского государственного университета. [Электронный ресурс]. - URL: http:// tsu.ru/content/common/missiya.php (дата обращения: 04.01.2013).

8. Буденкова В.Е., Савельева Е.Н. Инновационно-образовательная программа «Формирование профессиональных, личностных и общекультурных компетенций средствами культурологических дисциплин - студент 21 века» как опыт реализации междисциплинарного подхода в учебном процессе в классическом университете // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Томск, 2008. №3 (4). С. 123-128.

9. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.