НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы гуманитаризации профессионального образования в России сегодня привлекают пристальное внимание научной общественности и приобретают особую актуальность. В связи с этим 18 ноября 2010г. Российская Академия образования, Министерство образования и науки Республики Татарстан; Академическая образовательная Ассоциация гуманитарного знания; Академия наук Республики Татарстан, Общественная палата Республики Татарстан, Академия социального образования, Управление ГИБДД МВД по РТ; ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей» на базе Института педагогики и психологии профессионального образования РАО провели Всероссийскую научно-практическую конференцию «Гуманитарная составляющая профессионального образования», посвященную Году учителя.
В конференции приняли участие 132 человека из Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Владивосток, Самара, Пермь, Йошкар-Ола, Уфа, Чистополь, Набережные Челны и др).
Приветствия участникам конференции поступили от: Аппарата президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан,
Министерства образования и науки РТ, Академии наук РТ, Министерства по делам молодежи, спорта и туризма РТ, Министерства культуры Республики Татарстан, Общественной палаты РТ и Академической образовательной Ассоциации гуманитарного знания.
На пленарном заседании прозвучали доклады Читалина Н.А., д.п.н., профессора; Терехова П.П., д.п.н., профессора; Чошанова М.А., USA, University of Texas; Ахмадеевой Р.Ш., к.п.н., доцента; Курашова В.И., зав. кафедрой философии КНТУ; Садофьева В.А., директора ГОУ СПО «Казанский технологический колледж»; Пугачевой Н.Б., д.п.н., профессора; Заляловой А.Г., директора ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж»; Гильмеевой Р.Х., д.п.н., профессора; Щербакова В.С., к.п.н., доцента; Трегубовой Т.М., д.п.н., профессора; Масленниковой В.Ш., д.п.н., профессора.
Обсуждение научной проблематики конференции было продолжено на заседаниях 4 секций:
1. Интеграция социокультурной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы;
2. Инновационные технологии реализации культуроформирующего содержания гуманитарных и профессиональных дисциплин;
Казанский педагогический журнал
5-6' 2010
3. Формирование духовно-нравственной безопасности специалиста в процессе гуманитарной подготовки;
4. Безопасность дорожного движения: аспекты формирования профессиональной компетентности.
Многие научные сообщения были посвящены анализу состояния гуманитарной составляющей профессионального образования: ценности, значимости, возможности и необходимости формирования гуманитарной компетентности будущего специалиста в контексте концепции модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитар-
ной образованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство. Были представлены научно-теоретические и практико-ориентированные наработки лаборатории педагогического образования и гуманитарной подготовки ИПППО РАО, включенные в целостный процесс интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки на основе теоретико-прикладных моделей, учебных планов, программ и блочно-модульно-кейсовых технологических версий формирования культуры и гуманитарной образованности будущих специалистов.
Р.Х.Гильмеева, доктор педагогических наук, профессор
КРУГЛЫЙ СТОЛ: КРИТЕРИИ ОТБОРА И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО прошло заседание Круглого стола по теме «Критерии отбора и принципы формирования содержания высшего технического образования на основе компетентностного подхода»
На обсуждение были вынесены вопросы, затрагивающие проблемы содержания образования в рамках инновационного развития современного производства (Читалин Н.А. зам. директора института по научной работе, д.п.н., профессор). Теория обоснования содержания образования и его обновления, а также критерии отбора и принципы формирования содержания высшего технического образования были раскрыты в выступлении с.н.с лабора-
тории, к.п.н.Полосина А.Н. Гуманитарная компонента содержания образования в высшей технической школе отражена в докладе с.н.с. лаборатории, к. ист. н. Хаплехамитова Р.Б. О проблемах мотивации обучения студентов вуза в гуманитарной сфере выступила зав.кафедрой гуманитарных дисциплин КГТУ, д. и. н. профессор, Коршунова О.Н. В выступлении ст. преподавателя Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций КГТУ им. Туполева Частухиной В.А. была затронута проблема отбора на основе компетентностной модели и модульной структуры такого содержания образования бакалавров экономики, которое обеспечивало бы их системой профессиональных компетенций,