Научная статья на тему 'Гуманитарная образованность как качество личности'

Гуманитарная образованность как качество личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
256
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / HUMANITARIAN EDUCATION / SPIRITUAL CULTURE / PERSONALITY / QUALITY OF BEING EDUCATED IN HUMANITIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чернякова Н.С.

В статье рассматриваются особенности гуманитарной образованности как особого качества личности, которое выражается в развитии аналитических, критико-рефлексивных способностей, позволяющих личности осуществлять ценностно содержательную деятельность и достигать взаимопонимания с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная образованность как качество личности»

Чернякова Н.С.

доктор философских наук, профессор

Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ КАК КАЧЕСТВО

ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности гуманитарной образованности как особого качества личности, которое выражается в развитии аналитических, критико-рефлексивных способностей,

позволяющих личности осуществлять ценностно содержательную деятельность и достигать взаимопонимания с другими людьми.

Ключевые слова: гуманитарная образованность, личность, духовная

культура, качества личности.

Keywords: humanitarian education, spiritual culture, personality, quality of being educated in humanities.

Если мы зададимся вопросом, какими качествами обладает гуманитарно-образованная личность, - то должны будем признать, что начитанность, информированность, обширный объем знаний - при всей их неоспоримой значимости для развития личности - не следует отождествлять ни с гуманитарной образованностью, ни тем более - с высокой духовной культурой.

Гуманитарная образованность - это особое качество личности, выражающееся в способности самостоятельно мыслить, осуществлять профессиональную деятельность высокого уровня сложности.

Гуманитарная образованность создает реальные, а не мнимые возможности для самореализации, поскольку для того, чтобы выбирать: свой тип культуры, свой жизненный путь, свою профессию, своих друзей и т.д. -

необходимо обладать реальной возможностью судить, сравнивать, ранжировать и проч.

Субстрат, из которого создается собственный смысл, никогда не бывает продуктом исключительно собственного творчества. Все формы специализированного духовного производства призваны создавать

такую «духовную пищу», которая помогает отдельным личностям выстраивать собственный духовный мир; поддерживает, развивает, утешает, вдохновляет субъектов культуры, существующих в обществе. Художественные образы, научные и философские идеи, религиозные доктрины позволяют любому человеку увидеть то, что без этих идей и образов он разглядеть не может, а если и видит, то не находит способов для выражения своих чувств и мыслей. Из эстетического наслаждения, из знания, из поиска смысла строится, создается, формируется духовный мир субъекта культуры. В этом мире рождаются и существуют не только идеальные образы всех возможных продуктов культуры (как идеальных, так и материальных), но и идеальные образы, в которых воплощены представления данного субъекта культуры о смысле собственного существования, о сущности и идеалах воплощения Истины, Добра и Красоты.

Однако функцией различных видов духовного производства: науки, философии, религии, искусства и т.д. - является создание отнюдь не духовной культуры различных субъектов, а всего лишь таких идеальных продуктов: научных знаний, философских систем, теологических учений, художественных произведений и т.д., - которые способны обеспечить объективные условия и средства формирования духовной культуры конкретных субъектов, образующих данное общество.

Специальной целью гуманитарного образования является использование этих объективных условий и средств в процессе формирования личности с таким набором компетенций, который позволяет личности не только самостоятельно распредмечивать содержание

идеальных продуктов, но и развивать собственную духовную культуру.

Достижение этой цели возможно только на основе развивающегося гуманитарного познания, которое является познанием ценностносмыслового содержания человеческой жизнедеятельности и созданных человеком продуктов культуры. Специфика этого вида познания состоит в том, что оно опирается на интерпретацию материальных носителей и форм выражения идеального и создает новый смысл как условие понимания изучаемого продукта/текста культуры.

Научить понимать, интерпретировать, анализировать духовное содержание произведений культуры - это задача гуманитариев. Они выступают в роли не только создателей идеальных продуктов, но и учителей, наставников, проповедников, знающих духовное наследие, владеющих средствам и способами выявления смыслов. Филологи, историки, искусствоведы, религиоведы, культурологи и другие представители гуманитарного познания выявляют и исследуют смыслы уже созданных продуктов культуры, делают их идеальное содержание доступным для личностного потребления и способствуют передаче выявленных смыслов другим субъектам культуры.

Гуманитарное образование становится одним из важнейших социокультурных факторов развития духовной культуры личности только в том случае, когда:

- поднимает культурную компетентность личности на уровень проникновения в сущность культуры;

- позволяет осуществлять ценностно-содержательную деятельность в любой профессии и сфере жизни;

- формирует осознанное отношение к свободе нравственного выбора и понимание ценностных пределов культуротворческой деятельности;

- помогает осознать и отстаивать собственную культурную

идентичность;

- делает возможным самостоятельное и ответственное принятие решений в сфере межкультурного взаимодействия;

- встраивает профессиональную деятельность любого вида в контекст культурно-многообразного мира;

- побуждает к расширению горизонта собственной культурной компетентности.

Гуманитарно образованная личность - это вовсе не ходячий энциклопедический справочник, находящийся в режиме постоянного цитирования классиков и ссылок на чье-то авторитетное мнение, а потому не способный к живому диалогу ни с самим собой, ни с реальным собеседником.

Знание - это не просто один из элементов сознания. Знание - это сама суть сознания. Быть в сознании - значит знать о бытии хотя бы одного сущего - себя самого. Знание во множественном числе, в качестве множества знаний о различных объектах заполняет собою сознание. Качество сознания определяется характером тех знаний, которые оно содержит. Именно поэтому сознание специалиста с высшим образованием по определению отличается от сознания неспециалиста, хотя бы в одном аспекте -профессиональном.

Сознание специалиста с высшим гуманитарным образованием содержит специфическое знание о самих путях и способах получения любого знания, о формировании самой способности сознательного, целесообразного действия.

Однако знать о ценностном содержании произведения культуры и осуществлять ценностно-содержательную деятельность самому - это в принципе не одно и то же. Сложность развития духовного мира человека такова, что отсутствие у личности гуманитарной образованности может сочетаться с высоким уровнем развития духовной культуры, потому что, в конечном счете, только нравственность как ценностная ориентация на Добро,

по существу и происхождению, является прямым и непосредственным выражением социальной сущности человека. И если гуманитарная образованность становится фактором развития духовной культуры личности, то только потому, что сама является особым качеством, которое выражается:

- в рефлексивном отношении к окружающему миру и своей собственной жизни;

- в развитой способности оперировать идеальными объектами: мыслями, идеями, концепциями;

- в высоком уровне понимания ценностно-смыслового содержания культуры и своей собственной профессиональной деятельности;

- в умении размышлять и самостоятельно извлекать смыслы из продуктов культуры, интерпретировать произведения профессионального духовного производства;

- в знании языков различных сфер культуры, умении самостоятельно ориентироваться и свободно перемещаться в пространстве культурного многообразия;

- в способности вести диалог: выражать себя в слове и вслушиваться в слово, улавливать и артикулировать мысли, аргументировать свое мнение, выстраивать рассуждение.

Таким образом, гуманитарная образованность не сводится к начитанности и знакомству с шедеврами художественного творчества, но выражается в развитии аналитических, критико-рефлексивных качеств сознания, позволяющих личности осуществлять ценностно содержательную деятельность и достигать взаимопонимания с другими людьми. Гуманитарная образованность личности тем выше, чем больше языков культуры она знает, чем свободнее перемещается в пространстве культурного многообразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.