Чернякова Н.С.
доктор философских наук, профессор
Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ КАК КАЧЕСТВО
ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности гуманитарной образованности как особого качества личности, которое выражается в развитии аналитических, критико-рефлексивных способностей,
позволяющих личности осуществлять ценностно содержательную деятельность и достигать взаимопонимания с другими людьми.
Ключевые слова: гуманитарная образованность, личность, духовная
культура, качества личности.
Keywords: humanitarian education, spiritual culture, personality, quality of being educated in humanities.
Если мы зададимся вопросом, какими качествами обладает гуманитарно-образованная личность, - то должны будем признать, что начитанность, информированность, обширный объем знаний - при всей их неоспоримой значимости для развития личности - не следует отождествлять ни с гуманитарной образованностью, ни тем более - с высокой духовной культурой.
Гуманитарная образованность - это особое качество личности, выражающееся в способности самостоятельно мыслить, осуществлять профессиональную деятельность высокого уровня сложности.
Гуманитарная образованность создает реальные, а не мнимые возможности для самореализации, поскольку для того, чтобы выбирать: свой тип культуры, свой жизненный путь, свою профессию, своих друзей и т.д. -
необходимо обладать реальной возможностью судить, сравнивать, ранжировать и проч.
Субстрат, из которого создается собственный смысл, никогда не бывает продуктом исключительно собственного творчества. Все формы специализированного духовного производства призваны создавать
такую «духовную пищу», которая помогает отдельным личностям выстраивать собственный духовный мир; поддерживает, развивает, утешает, вдохновляет субъектов культуры, существующих в обществе. Художественные образы, научные и философские идеи, религиозные доктрины позволяют любому человеку увидеть то, что без этих идей и образов он разглядеть не может, а если и видит, то не находит способов для выражения своих чувств и мыслей. Из эстетического наслаждения, из знания, из поиска смысла строится, создается, формируется духовный мир субъекта культуры. В этом мире рождаются и существуют не только идеальные образы всех возможных продуктов культуры (как идеальных, так и материальных), но и идеальные образы, в которых воплощены представления данного субъекта культуры о смысле собственного существования, о сущности и идеалах воплощения Истины, Добра и Красоты.
Однако функцией различных видов духовного производства: науки, философии, религии, искусства и т.д. - является создание отнюдь не духовной культуры различных субъектов, а всего лишь таких идеальных продуктов: научных знаний, философских систем, теологических учений, художественных произведений и т.д., - которые способны обеспечить объективные условия и средства формирования духовной культуры конкретных субъектов, образующих данное общество.
Специальной целью гуманитарного образования является использование этих объективных условий и средств в процессе формирования личности с таким набором компетенций, который позволяет личности не только самостоятельно распредмечивать содержание
идеальных продуктов, но и развивать собственную духовную культуру.
Достижение этой цели возможно только на основе развивающегося гуманитарного познания, которое является познанием ценностносмыслового содержания человеческой жизнедеятельности и созданных человеком продуктов культуры. Специфика этого вида познания состоит в том, что оно опирается на интерпретацию материальных носителей и форм выражения идеального и создает новый смысл как условие понимания изучаемого продукта/текста культуры.
Научить понимать, интерпретировать, анализировать духовное содержание произведений культуры - это задача гуманитариев. Они выступают в роли не только создателей идеальных продуктов, но и учителей, наставников, проповедников, знающих духовное наследие, владеющих средствам и способами выявления смыслов. Филологи, историки, искусствоведы, религиоведы, культурологи и другие представители гуманитарного познания выявляют и исследуют смыслы уже созданных продуктов культуры, делают их идеальное содержание доступным для личностного потребления и способствуют передаче выявленных смыслов другим субъектам культуры.
Гуманитарное образование становится одним из важнейших социокультурных факторов развития духовной культуры личности только в том случае, когда:
- поднимает культурную компетентность личности на уровень проникновения в сущность культуры;
- позволяет осуществлять ценностно-содержательную деятельность в любой профессии и сфере жизни;
- формирует осознанное отношение к свободе нравственного выбора и понимание ценностных пределов культуротворческой деятельности;
- помогает осознать и отстаивать собственную культурную
идентичность;
- делает возможным самостоятельное и ответственное принятие решений в сфере межкультурного взаимодействия;
- встраивает профессиональную деятельность любого вида в контекст культурно-многообразного мира;
- побуждает к расширению горизонта собственной культурной компетентности.
Гуманитарно образованная личность - это вовсе не ходячий энциклопедический справочник, находящийся в режиме постоянного цитирования классиков и ссылок на чье-то авторитетное мнение, а потому не способный к живому диалогу ни с самим собой, ни с реальным собеседником.
Знание - это не просто один из элементов сознания. Знание - это сама суть сознания. Быть в сознании - значит знать о бытии хотя бы одного сущего - себя самого. Знание во множественном числе, в качестве множества знаний о различных объектах заполняет собою сознание. Качество сознания определяется характером тех знаний, которые оно содержит. Именно поэтому сознание специалиста с высшим образованием по определению отличается от сознания неспециалиста, хотя бы в одном аспекте -профессиональном.
Сознание специалиста с высшим гуманитарным образованием содержит специфическое знание о самих путях и способах получения любого знания, о формировании самой способности сознательного, целесообразного действия.
Однако знать о ценностном содержании произведения культуры и осуществлять ценностно-содержательную деятельность самому - это в принципе не одно и то же. Сложность развития духовного мира человека такова, что отсутствие у личности гуманитарной образованности может сочетаться с высоким уровнем развития духовной культуры, потому что, в конечном счете, только нравственность как ценностная ориентация на Добро,
по существу и происхождению, является прямым и непосредственным выражением социальной сущности человека. И если гуманитарная образованность становится фактором развития духовной культуры личности, то только потому, что сама является особым качеством, которое выражается:
- в рефлексивном отношении к окружающему миру и своей собственной жизни;
- в развитой способности оперировать идеальными объектами: мыслями, идеями, концепциями;
- в высоком уровне понимания ценностно-смыслового содержания культуры и своей собственной профессиональной деятельности;
- в умении размышлять и самостоятельно извлекать смыслы из продуктов культуры, интерпретировать произведения профессионального духовного производства;
- в знании языков различных сфер культуры, умении самостоятельно ориентироваться и свободно перемещаться в пространстве культурного многообразия;
- в способности вести диалог: выражать себя в слове и вслушиваться в слово, улавливать и артикулировать мысли, аргументировать свое мнение, выстраивать рассуждение.
Таким образом, гуманитарная образованность не сводится к начитанности и знакомству с шедеврами художественного творчества, но выражается в развитии аналитических, критико-рефлексивных качеств сознания, позволяющих личности осуществлять ценностно содержательную деятельность и достигать взаимопонимания с другими людьми. Гуманитарная образованность личности тем выше, чем больше языков культуры она знает, чем свободнее перемещается в пространстве культурного многообразия.