Гуманитарная мысль в современном Китае
Т. М. Махаматов*
2 июля 2012 года профессорско-преподавательский состав кафедр философии Финуниверситета, ВЗФЭИ и кафедры социально-гуманитарных наук ВГНА имел замечательную возможность в рамках межкафе-дрального и международного сотрудничества организовать и провести научную дискуссию по проблемам развития современной китайской философии с участием одного из выдающихся представителей китайской философии, профессором Пекинского педагогического университета Чжан Байчунем.
Открыл дискуссию заведующий кафедрой «Философия» Финуниверситета, профессор А. Н. Чумаков. Он подчеркнул, что Чжан Бай-чунь — один из ведущих современных философов Китая, крупнейший ученый в области русской философии и всех ждет интересный разговор о том, что есть сегодня китайская философия.
От имени ректората участников научной дискуссии приветствовал директор Центра международного сотрудничества Финансового университета при Правительстве Российской Федерации П. С. Селезнев. Он сказал, что Финансовый университет имеет тесные связи с университетами Китая и в октябре ожидается приезд ректора Пекинского педагогического университета для установления более тесного контакта и связей, в том числе в области научного сотрудничества. П. С. Селезнев пожелал участникам дискуссии удачи и плодотворной работы.
Слово для основного доклада профессором А. Н. Чумаковым было предоставлено профессору Чжан Байчуню. «Я очень рад, — отметил Чжан Байчунь, — что имею сегодня возможность общаться со столь обширной профессиональной аудиторией». Подчеркнул, что в их университете давно созрел план тесного сотрудничества с ведущими российскими философами и сегодня он уже находит свое кон-
кретное воплощение. Так, в Пекинском педагогическом университете совсем недавно профессором А. Н. Чумаковым была прочитана серия лекций, которая вызвала значительный интерес у слушателей. «Мы уверены, — подчеркнул Чжан Байчунь,— что это только начало реализации наших больших планов в сфере международных связей с Россией».
Далее докладчик рассказал немного о себе. В 1993 году он закончил философскую аспирантуру в России. Всегда интересовался русской религиозной философией. Сейчас он заведует кафедрой религиоведения в Пекинском педагогическом университете. Большую часть своей научной жизни посвятил переводу на китайский язык трудов русских философов В. В. Соловьева, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, Л. И. Шестова. В последнее время написал и издал две монографии — «Современная русская религиозная философия» и «Дух дышит».
Значительную часть своего времени профессор Чжан Байчунь посвящает работе в Центре Россиеведения Пекинского педагогического университета. В Центре собраны крупные специалисты по России из совершенно разных областей: историки, политологи, филологи, философы, а также специалисты в области образования. Философов немного, и не все в должной мере владеют русским языком. Центр издает журнал «Русская литература и культура». Это единственный журнал по русской культуре. Государство считает основной задачей Центра именно регионоведение. Но несмотря на это ученым Центра удается не изменять свом научным интересам. «Думаю и я никогда не изменю своей любви к русской религизной философии», — сказал Чжан Байчунь.
Далее он предложил раскрывать содержательную сторону проблемы развития современной китайской философии в ходе дис-
* Махаматов Таир Махаматович — доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]
куссии с учетом интересов аудитории. Идея участниками дискуссии была поддержана, а направление последующего обсуждения проблемы было предложено профессором Т. М. Махаматовым.
Прежде всего его волновали вопросы о том, чем объясняется интерес докладчика именно к русской религиозной философии и пользуются ли спросом написанные профессором книги, а также проблема распространения православия в современном Китае.
В своем ответе профессор Чжан Байчунь подчеркнул, что в современном Китае остается в большей степени востребованной марксистская философия. Как и в других странах, после распада СССР взгляды китайских философов были обращены к западной философии. Но, по его мнению, это несправедливо, так как между Китаем и Западом есть еще Россия. Сама по себе западная философия хороша, но это, образно выражаясь, «дорогое кладбище». На самом деле китайцы плохо понимают западную философию, так как она холодна и прагматична. Русская философия больше затрагивает китайскую душу. Размышляя о перспективах развития Китая, следует сказать, что китайцам большую помощь может оказать именно русская философия. Подтверждением тому являются 10 тысяч православных, живущих сегодня в Китае. Это немного, но дело не в количестве, а в качестве. Ведь именно русская православная традиция духовно более близка китайской философии.
Продолжая разговор в заданном направлении, профессор Д. А. Силичев попросил уточнить следующий момент: «Все мы знаем,— сказал он,— что конфуцианство является идейной и идеологической основой в современном Китае. Оно по своей сути очень рационально. Как это соотнести с Вашим интересом к православию? И где больше, на Ваш взгляд, религиозности — в конфуцианстве или православии?»
«Конфуцианство построено действительно разумно», — подтвердил мысль Д. А Силичева профессор Чжан Байчунь. — «В нем господствует практический разум, и оно прагматично. А вот в православии нет рациональности, и поэтому, на мой взгляд, оно имеет большие
возможности для формирования в человеке духовных и нравственных ценностей».
У ассистента А. В. Волобуева возник вопрос о возможности влияния академической философии на принятие политических решений в Китае. А также он попросил профессора Чжан Байчуня дать оценку роли русской церкви в России сегодня.
«Академия общественных наук в Китае, — подчеркнул профессор Чжан Байчунь,— сегодня представляет собой формальное объединение, которое не может влиять на государственные структуры при принятии политических решений. Я думаю, что академики знают меньше о марксизме, чем политики. Правда, я искренне убежден, что необходимо четко различать философию Маркса и марксистскую идеологию. Что же касается русской православной церкви, то всем известна ее существенная роль в истории России и замены ей на сегодня нет. Конечно, церковь должна себя менять. Сегодня истинно воцерковленных людей мало, но потенциал к переменам есть, и это хорошо».
Вопрос о том, какие другие религиозные учения наряду с конфуцианством сегодня находят особое распространение в Китае, одновременно интересовал профессоров М. М. Скибицкого и А. В. Деникина.
«Религиозных течений много. Сегодня самое большое распространение получает протестантизм. Что же касается конфуцианства,
— ответил Чжан Байчунь, — должен сознаться, что сегодня оно не владеет Китаем. Многие молодые китайцы обучаются в вузах Европы и Америки. Возвращаясь, они плохо вливаются в китайскую реальность. Хотя вне сомнения основу культуры составляет конфуцианство, потому что именно оно описывает, как стать китайцем. Как ни прискорбно, но и культура Китая сегодня мертва».
Профессором Р. П. Трофимовой был задан практический вопрос. «Китай, —подчеркнула она, —это стабильная и долгоживущая цивилизация, которая продолжает держать курс на построение коммунизма. Может, правомерно нам пойти Вашим путем?»
«Хочу заметить, —ответил Чжан Байчунь, что коммунизм в Китае уже построен. Коммунизм по-китайски — это когда есть мясо и картошка и все хорошо одеты. Поэтому сегод-
ня китайцы строят нечто, что не имеет идеала. Правда, людям плохо жить без идеала, так как материальная сторона жизни не может быть самодостаточной. Подчеркну, что в Китае много острых проблем и не считаю наш путь идеальным. На мой взгляд, и в развитии России сегодня главными являются не экономические, а духовные проблемы».
Профессор В. В. Викторов попросил уточнить, достаточно ли в рассуждениях о русской душе опираться лишь на русскую религиозную философию, упуская из поля зрения философские идеи западников? «Конечно же, недостаточно, я с Вами полностью согласен»,
— ответил Чжан Байчунь.
Далее вопросы, заданные коллегами С. А. Просековым , Т. Т. Махаматовым, Е. Г. Пановым, Н. Н. Старченко, К. А. Зуевым, А. Д. Иоселиани, Н. М. Кишлаковой и другими, направили дискуссию в русло проблем преподавания философии в Китае. Итоги научной дискуссии были подведены профессором А. Н. Чумаковым, который отметил, что участники встречи еще раз убедились в необходимости подобного общения российских философов со своими зарубежными коллегами. Оно без сомнения способствует обогащению каждой из участвующих сторон.