Научная статья на тему 'Гуманитарная дипломатия в деятельности Международного Комитета Красного Креста'

Гуманитарная дипломатия в деятельности Международного Комитета Красного Креста Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарная дипломатия / международное гуманитарное право / Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца / Международный Комитет Красного Креста / Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца / Национальные Общества Красного Креста и Красного Полумесяца / Humanitarian Diplomacy / International Humanitarian Law / International Red Cross and Red Crescent Movement / International Committee of the Red Cross / International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies / National Red Cross and Red Crescent Societies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алибалаев Мурадин Мемедханович, Мартыненко Евгений Владимирович

В статье рассматривается роль гуманитарной дипломатии в работе Международного Комитета Красного Креста (далее – МККК). Актуальность настоящей статьи обусловлена текущей сложной геополитической ситуацией в мире, где МККК применяет гуманитарную дипломатию в своей деятельности. Целью статьи является проведение комплексного анализа гуманитарной деятельности МККК как инструмента воздействия на участников вооруженных конфликтов, включая как государства, так и негосударственных акторов. Авторами проанализированы Основополагающие документы Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также специальная литература, учебники, монографии на русском и английском языках. В статье применены общенаучные методы и метод анализа ситуаций, позволившие определить рамки научного исследования, уточнить основные понятия и категории. В процессе подготовки статьи применены такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, аналогия, абстрагирование и обобщение. Рассматривается уникальное положение МККК, его историческая роль и современные вызовы, с которыми он сталкивается в мире, где традиционные подходы к дипломатии меняются под воздействием глобализации и информационных технологий. В статье рассматриваются особенности деятельности МККК как субъекта международных отношений и то, что отличает его гуманитарную дипломатию от дипломатии государств; вызовы, которые ставят перед МККК глобальные перемены; решения некоторых государств прибегнуть к комплексному подходу в политической, военной и гуманитарной сферах; революционные подходы МККК в области информационных технологий, а также то, что делает МККК для решения вышеупомянутых вызовов. Гуманитарная деятельность МККК многогранна и выражается в наблюдении за условиями содержания военнопленных и задержанных лиц, распределении предметов первой необходимости пострадавшим лицам, оказании медицинской помощи больным и раненым, воссоединении семейных связей, которые были утрачены в результате вооруженных конфликтов, иных ситуаций насилия и т.д. Гуманитарная дипломатия МККК, менее признанная в силу исторической склонности к непубличному подходу, сегодня сталкивается с условиями, которые в современном мире не располагают к такой «скрытности». Несмотря на то, что МККК придерживается позиции осторожности, он осуществляет свою деятельность в эпоху, характеризующуюся многосторонней дипломатией, взаимосвязанными отношениями и использованием цифровых методов коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алибалаев Мурадин Мемедханович, Мартыненко Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian Diplomacy in the activities of the International Committee of the Red Cross

The article examines the role of Humanitarian Diplomacy in the work of the International Committee of the Red Cross (hereinafter ICRC). The relevance of this article is based on the current complex geopolitical situation in the world, where the ICRC is using Humanitarian Diplomacy in its activities. The purpose of the article is to provide a comprehensive analysis of the ICRC's humanitarian activities as an instrument of influence on the participants of armed conflicts, including both states and non-state actors. The authors analyzed the Fundamental Documents of the International Red Cross and Red Crescent Movement, as well as special literature, study books, monographs in Russian and English. In the article the general scientific methods and the method of analysis of situations were used, that allowed to define the framework of scientific research, to clarify the main concepts and categories. In the process of drafting the article such general scientific methods of study as analysis, synthesis, deduction, induction, comparison, analogy, abstraction and generalization were applied. The article considers the unique position of the ICRC, its historical role and modern challenges it faces in a world where traditional approaches to diplomacy are changing under the influence of globalization and information technologies. The article examines the peculiarities of the ICRC's activities as a subject of international relations and that facts that distinguish its Humanitarian Diplomacy from the diplomacy of states; the challenges posed to the ICRC by global changes; the decisions of some states to take an integrated approach in the political, military and humanitarian spheres; the ICRC's revolutionary approaches in the field of information technology; and what the ICRC is doing to address the above-mentioned challenges. The ICRC's humanitarian activities are multifaceted and take the form of monitoring the conditions of prisoners of war and detainees, distributing relief supplies to affected persons, providing medical care to the sick and wounded, restoring family links that have been lost as a result of an armed conflicts, other situations of violence, etc. The ICRC's Humanitarian Diplomacy, less recognized because of its historical tendency towards a non-public approach, now faces conditions that in modern world do not lend themselves to such “hiddenness”. Despite its cautious stance the ICRC operates in an era characterized by multilateral diplomacy, interconnected relationships and digital communication methods.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная дипломатия в деятельности Международного Комитета Красного Креста»

ПРОБА ПЕРА / FIRST STEPS

Научная статья / Research article

Гуманитарная дипломатия в деятельности Международного Комитета

Красного Креста

М. М. Алибалаев

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3587-9719; e-mail: 1042210040@pfur.ru

Е. В. Мартыненко

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4285-9959; e-mail: martynenko-evl@pfur.ru

Аннотация: В статье рассматривается роль гуманитарной дипломатии в работе Международного Комитета Красного Креста (далее - МККК). Актуальность настоящей статьи обусловлена текущей сложной геополитической ситуацией в мире, где МККК применяет гуманитарную дипломатию в своей деятельности. Целью статьи является проведение комплексного анализа гуманитарной деятельности МККК как инструмента воздействия на участников вооруженных конфликтов, включая как государства, так и негосударственных акторов. Авторами проанализированы Основополагающие документы Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также специальная литература, учебники, монографии на русском и английском языках. В статье применены общенаучные методы и метод анализа ситуаций, позволившие определить рамки научного исследования, уточнить основные понятия и категории. В процессе подготовки статьи применены такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, аналогия, абстрагирование и обобщение. Рассматривается уникальное положение МККК, его историческая роль и современные вызовы, с которыми он сталкивается в мире, где традиционные подходы к дипломатии меняются под воздействием глобализации и информационных технологий. В статье рассматриваются особенности деятельности МККК как субъекта международных отношений и то, что отличает его гуманитарную дипломатию от дипломатии государств; вызовы, которые ставят перед МККК глобальные перемены; решения некоторых государств прибегнуть к комплексному подходу в политической, военной и гуманитарной сферах; революционные подходы МККК в области информационных технологий, а также то, что делает МККК для решения вышеупомянутых вызовов. Гуманитарная деятельность МККК многогранна и выражается в наблюдении за условиями содержания военнопленных и задержанных лиц, распределении предметов первой необходимости пострадавшим лицам, оказании медицинской помощи больным и раненым, воссоединении семейных связей, которые были утрачены в результате вооруженных конфликтов, иных ситуаций насилия и т.д. Гуманитарная дипломатия МККК, менее признанная в силу исторической склонности к непубличному подходу, сегодня сталкивается с условиями, которые в современном мире не располагают к такой «скрытности». Несмотря на то, что МККК придерживается позиции осторожности, он осуществляет свою деятельность в эпоху, характеризующуюся многосторонней дипломатией, взаимосвязанными отношениями и использованием цифровых методов коммуникации.

Ключевые слова: гуманитарная дипломатия, международное гуманитарное право, Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный Комитет Красного Креста, Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Национальные Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Для цитирования: Алибалаев М. М., Мартыненко Е. В. Гуманитарная дипломатия в деятельности Международного Комитета Красного Креста // Постсоветские исследования. 2024; 4(7):424-431.

Humanitarian Diplomacy in the activities of the International Committee of the

Red Cross

Muradin M. Alibalaev

RUDN University, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3587-9719; e-mail: 1042210040@pfur.ru

Evgeny V. Martynenko

RUDN University, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4285-9959; e-mail: martynenko-evl@pfur.ru

Annotation: The article examines the role of Humanitarian Diplomacy in the work of the International Committee of the Red Cross (hereinafter - ICRC). The relevance of this article is based on the current complex geopolitical situation in the world, where the ICRC is using Humanitarian Diplomacy in its activities. The purpose of the article is to provide a comprehensive analysis of the ICRC's humanitarian activities as an instrument of influence on the participants of armed conflicts, including both states and non-state actors. The authors analyzed the Fundamental Documents of the International Red Cross and Red Crescent Movement, as well as special literature, study books, monographs in Russian and English. In the article the general scientific methods and the method of analysis of situations were used, that allowed to define the framework of scientific research, to clarify the main concepts and categories. In the process of drafting the article such general scientific methods of study as analysis, synthesis, deduction, induction, comparison, analogy, abstraction and generalization were applied. The article considers the unique position of the ICRC, its historical role and modern challenges it faces in a world where traditional approaches to diplomacy are changing under the influence of globalization and information technologies. The article examines the peculiarities of the ICRC's activities as a subject of international relations and that facts that distinguish its Humanitarian Diplomacy from the diplomacy of states; the challenges posed to the ICRC by global changes; the decisions of some states to take an integrated approach in the political, military and humanitarian spheres; the ICRC's revolutionary approaches in the field of information technology; and what the ICRC is doing to address the above-mentioned challenges. The ICRC's humanitarian activities are multifaceted and take the form of monitoring the conditions of prisoners of war and detainees, distributing relief supplies to affected persons, providing medical care to the sick and wounded, restoring family links that have been lost as a result of an armed conflicts, other situations of violence, etc. The ICRC's Humanitarian Diplomacy, less recognized because of its historical tendency towards a non-public approach, now faces conditions that in modern world do not lend themselves to such "hiddenness". Despite its cautious stance the ICRC operates in an era characterized by multilateral diplomacy, interconnected relationships and digital communication methods.

Key words: Humanitarian Diplomacy, International Humanitarian Law, International Red Cross and Red Crescent Movement, International Committee of the Red Cross, International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies, National Red Cross and Red Crescent Societies.

For citation: Muradin M. Alibalaev, Evgeny V. Martynenko Humanitarian Diplomacy in the activities of the International Committee of the Red Cross // Postsovetskie issledovaniya = PostSoviet Studies. 2024; 4(7):424-431 (In Russ.)

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца (далее -Международное Движение) является

крупнейшим в мире гуманитарным объединением, чью задачу можно описать следующим образом: облегчать страдания

людей, защищать жизнь и здоровье человека и обеспечивать уважение к человеческой личности, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций. Оно представлено практически во всех странах мира и пользуется поддержкой миллионов добровольцев1.

Вышеупомянутое Международное

Движение состоит из следующих компонентов: Международный Комитет Красного Креста (далее - МККК), Национальные Общества Красного Креста и Красного Полумесяца (их в настоящее время 191) и Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (далее - МФОККиКП).

МФОККИКП - это гуманитарная некоммерческая организация, которая координирует и направляет международную помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

МККК работает по всему миру, оказывая помощь людям, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов и в других ситуациях насилия, а также распространяя знания о международном гуманитарном праве (далее - МГП)2.

Национальные Общества Красного Креста и Красного Полумесяца выступают в качестве помощников государственных властей своих стран в гуманитарной сфере и предоставляют целый ряд услуг, включающих оказание помощи в чрезвычайных ситуациях, осуществление медицинских и социальных программ, распространение знаний о МГП и т.д.

МККК в рамках своей глобальной миссии по усилению защиты и помощи лицам, пострадавшим от вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия, применяет особый подход к гуманитарной дипломатии [Бюньон 2005: 108-122].

Гуманитарная дипломатия МККК - это стратегия воздействия на стороны вооруженных конфликтов и других участников, будь то государства или

1 Конституция Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. URL: https://www.ifrc.org/sites/default/files/2021 -08/01_IFRC-Constitution-2019-EN.pdf (дата обращения

30.04.2024).

негосударственные структуры. Оно осуществляется через сеть устойчивых отношений - двусторонних и многосторонних, официальных и

неофициальных [Громогласова 2018: 124].

Рассмотрим особенности МККК как субъекта международных отношений и то, что отличает его гуманитарную дипломатию (и то, как ее непосредственно применяют делегаты) от дипломатии государств; вызовы, которые ставят перед МККК глобальные перемены, выражающиеся в изменении ролей и поведения различных акторов на международной арене; решения некоторых государств прибегнуть к комплексному подходу в политической, военной и гуманитарной сферах; революционные подходы МККК в области информационных технологий, а также то, что делает МККК для решения вышеупомянутых вызовов.

Гуманитарная деятельность МККК многогранна и выражается в наблюдении за условиями содержания военнопленных, распределении предметов первой необходимости пострадавшим лицам, оказании медицинской помощи больным и раненым, воссоединении семейных связей, которые были утрачены вследствие вооруженных конфликтов, и т.д.

Гуманитарная дипломатия МККК, менее признанная в силу исторической склонности к непубличному подходу, сегодня сталкивается с условиями, которые в современном мире не располагают к такой «скрытности». Несмотря на то, что МККК придерживается позиции осторожности, он осуществляет свою деятельность в эпоху, характеризующуюся многосторонней

дипломатией, взаимосвязанными

отношениями и использованием цифровых методов коммуникации.

МККК часто называют «исключительной структурой», отличающейся от

неправительственных организаций (далее -НПО) благодаря своему международному признанию, которое наделяет МККК особыми правами и обязанностями

2 Устав Международного Комитета Красного Креста. URL: https ://www .icrc .org/ru/document/ustav-

mezhdunarodmgo-komiteta-krasnogo-kresta-prinyatyy-18-dekabrya-2014-g-i-vstupivshiy-v (дата обращения 30.04.2024).

[Абашидзе, Марочкин, Егоров, Верещетин, 2016:576]

Это утверждение подкрепляется тремя ключевыми наблюдениями.

Начнем с того, что создание МККК в 1863 г. было результатом частной инициативы, он функционировал как организация, деятельность которой регулировалась положениями статьи 66 АТ Гражданского кодекса Швейцарии. Несмотря на то, что штаб-квартира МККК находится в Женеве и имеет прямую принадлежность к Швейцарии, сфера его деятельности распространяется на весь мир. При этом гуманитарная позиция МККК остается обособленной от швейцарской, МККК намеренно воздерживается от участия в швейцарской внешней политике. Чтобы обозначить эту автономию и определить рамки их взаимодействия, 19 марта 1993 г. произошло важное событие - МККК и Федеральный совет Швейцарии подписали соглашение о штаб-квартире1.

Наконец, нельзя не отметить, что МККК обладает не только обязанностями, но и особыми правами. Государства заключают с МККК соглашения, направленные на укрепление сотрудничества или содействие соблюдению международного

гуманитарного права. Они также заключают соглашения о штаб-квартире, которые предоставляют делегатам МККК привилегии и иммунитеты, необходимые для их работы2.

Кроме того, МККК может наделяться особым статусом в рамках международных межправительственных организаций. Так,

резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 октября 1990 г., одобренной 138 из 159 государств-членов, МККК был предоставлен статус наблюдателя при ООН3. Этот статус дает МККК широкий доступ к ключевым площадкам ООН, включая Совет Безопасности. Сопоставимый статус наблюдателя был предоставлен только МФОККиКП4 и Мальтийскому ордену5.

Еще одна иллюстрация такого особого признания выделяется на региональном уровне. В 1994 году МККК и Организация Исламской конференции, которая в настоящее время именуется Организацией Исламского Сотрудничества (далее - ОИС) и в которую входят 56 государств, подписали соглашение о сотрудничестве [Черчиль Эвумбуэ-Мононо, Карло Фон Флуэ 2003: 849]. В соответствии с этим соглашением МККК имеет право участвовать в качестве наблюдателя во всех саммитах глав государств и правительств, встречах министров иностранных дел и технических сессиях, представляющих взаимный интерес, организуемых ОИС.

Отличительной особенностью МККК является также его роль на мировой арене, где его взаимодействие с другими организациями регулируется нормами международного публичного права. Действуя в соответствии с принципами международного гуманитарного права, которое регулирует поведение сторон во время вооруженных конфликтов и обеспечивает защиту отдельных лиц (таких как раненые, больные, потерпевшие

1 Agreement between the International Committee of the Red Cross and the Swiss Federal Council", IRRC, No. 293, 1993, pp. 152-160. URL: https://casebook.icrc.org/case-study/agreement-between-icrc-and-switzerland (дата обращения 30.04.2024).

2 Соглашение между правительством Российской Федерации и Международным Комитетом Красного Креста о статусе МККК и его делегации (представительства) на территории Российской Федерации от 24.06.1992 г. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign policy/international contacts/international contracts/2 contract/58960/#sel=15:1: D9B,18:6:125 (дата обращения 30.04.2024).

3 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/45/6

принята 16 октября 1990 г. Предоставление Международному комитету Красного Креста статуса

наблюдателя ввиду особой роли и мандатов,

возложенных на него Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 года. URL:

https://www.unorg/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/45/ 6 (дата обращения 30.04.2024).

4 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/49/2 принята 19 октября 1994 г. Статус наблюдателя для Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Генеральной Ассамблее. URL: https://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/49/ 2 (дата обращения 30.04.2024).

5 Веб архив ООН. Наблюдатели. Суверенный Военный Мальтийский орден. URL: https://web.archive.Org/web/20150916044623/http://ww w.unorg/ru/members/intergovorg.shtml (дата обращения 30.04.2024).

кораблекрушение, военнопленные,

гражданские лица и т.д.), МККК осуществляет гуманитарную деятельность в ходе различных вооруженных конфликтов по всему миру. Следует отметить, что МККК сыграл важную роль в развитии международного гуманитарного права, активно участвует в его дальнейшем развитии и стремится обеспечить его соблюдение участниками вооруженных конфликтов.

Государства-участники Женевских

конвенций о защите жертв войны 1949 года возложили на МККК определенные обязанности в рамках международного гуманитарного права. Эти обязанности, например, включают в себя посещение военнопленных и создание центрального агентства по розыску информации о военнопленных и интернированных лицах. Эти государства признают МККК в качестве беспристрастного гуманитарного

учреждения и нейтрального посредника, поддерживая с ним тесные связи по каналам министерства иностранных дел,

министерства обороны, министерства юстиции и др.

Таким образом, МККК обладает международной правосубъектностью, хотя и с определенными ограничениями. Франсуа Буньон в своей работе, посвященной МККК и защите жертв войны, описывает эту ситуацию следующим образом: «[...] природа Комитета представляется парадоксальной: он был создан как частная организация, но черпает свои полномочия из международного права; его деятельность охватывает международные границы, хотя его члены -частные лица, все граждане Швейцарии; его действия основаны на международных договорах, в которых он не является непосредственным участником, что означает, что само его существование бросает вызов установленным правовым нормам» [Bugnion, François 2003: 420].

МККК, работая в условиях вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия, прилагает особые усилия к распространению знаний о международном гуманитарном праве и к его соблюдению. Гуманитарная деятельность МККК не ограничивается только непосредственной помощью

пострадавшим, но и включает обширные меры по предотвращению нарушений гуманитарного права и усилению международных стандартов защиты человеческой личности.

Применяется уникальный подход к гуманитарной дипломатии, который включает взаимодействие как с государственными, так и с

негосударственными акторами. Стратегия воздействия на стороны конфликтов заключается в создании и поддержании устойчивых двусторонних и многосторонних отношений, что позволяет МККК эффективно продвигать принципы и нормы международного гуманитарного права.

Уникальное положение в

международных отношениях отличается от традиционной дипломатии государств своими методами воздействия и способами решения глобальных гуманитарных проблем. Стратегические инициативы МККК направлены на решение вызовов, связанных с глобальными изменениями, такими как изменение ролей и поведения международных акторов, а также принятие комплексного подхода в политической, военной и гуманитарной сферах. Революционные подходы в области информационных технологий также играют важную роль в усилиях МККК по содействию соблюдению международного гуманитарного права.

Однако, несмотря на международное признание и доверие со стороны государственных и негосударственных акторов, МККК сталкивается с рядом вызовов как внешнего, так и внутреннего характера, где традиционные подходы к дипломатии трансформируются под воздействием глобализации и

информационных технологий. Эти вызовы охватывают различные аспекты, включая международные отношения,

технологическое развитие, изменение приоритетов государств и взаимодействие с новыми акторами на международной арене.

В условиях глобализации вооруженные конфликты и природные катастрофы часто имеют региональные и даже глобальные последствия, требующие международной координации и помощи. МККК должен

взаимодействовать с большим количеством государств и международных организаций, что усложняет процессы принятия решений и координации помощи ввиду уникального статуса МККК, обусловленного

Основополагающими принципами

Международного Движения.

Геополитическая ситуация во многих регионах мира очень изменчива, на сегодняшний день происходит более 110 вооруженных конфликтов. Некоторые из них попадают в заголовки СМИ, другие — нет. Если одни конфликты начались недавно, другие длятся десятки лет.

Развитие современных технологий, несмотря на свою пользу, также могут становиться вызовом для МККК. Необходимо адаптировать свою

деятельность под современные реалии, новые технологии предоставляют возможности для более эффективного сбора и распространения информации, однако также создают угрозы в виде киберопераций в информационном коммуникационном пространстве, фальсификации данных и распространения недостоверной

информации. МККК должен защищать свои информационные системы и одновременно использовать современные технологии для улучшения эффективности своих

гуманитарных операций.

В современном мире на арену выходят новые акторы, такие как международные корпорации, частные фонды и международные неправительственные

организации, которые могут как содействовать, так и конкурировать с традиционными гуманитарными

организациями в оказании помощи и защите прав человека. Деятельность МККК во многих регионах мира ставится под сомнение: так, например, на территории Турции МККК был вынужден прекратить свою деятельность и покинуть территорию государства [Pierre Ryter 2019: 217].

Популярность современных социальных медиа играет все более значимую роль в

формировании общественного мнения. МККК должен учитывать влияние медиа на восприятие его деятельности и эффективно использовать платформы для

информирования общественности,

мобилизации ресурсов и противодействия дезинформации [Богатырева 2018: 191-204].

Сбор и обработка больших объемов данных, включая личные данные пострадавших и доноров, ставят перед МККК задачу обеспечения их защиты в соответствии с международными

стандартами конфиденциальности. В 2022 году произошел взлом МККК, что поставило под угрозу персональные данные сотен тысяч человек: как данные сотрудников, так и данные благополучателей1 .

Эти вызовы требуют от МККК не только адаптации существующих подходов, но и разработки новых стратегий взаимодействия с государствами, другими международными организациями, частным сектором и гражданским обществом. Однако, несмотря на столь серьезные вызовы и угрозы, МККК остается признанным экспертом в гуманитарной сфере [Богатырева 2020: 3140].

МККК, столкнувшись с новыми вызовами в эпоху глобализации и цифровых технологий, остается ключевым актором в сфере международной гуманитарной дипломатии. Развитие информационных технологий, изменение ролей

государственных и негосударственных субъектов, а также новые формы вооруженных конфликтов и кризисов требуют от МККК адаптации его методов работы и взаимодействия с другими организациями.

Успешное преодоление современных проблем возможно благодаря глубокому пониманию нюансов МГП, умению взаимодействовать с различными

культурными и политическими системами, а также способности инновационно использовать технологические решения для защиты и помощи пострадавшим.

1 Cyber attack on ICRC: What we know. URL: https://www.icrc.org/en/document/cyber-attack-icrc-what-we-know (дата обращения 30.04.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные медиа и цифровые коммуникации открывают новые

возможности для повышения

осведомлённости о гуманитарных кризисах и мобилизации ресурсов, однако также увеличивают риски в сфере защиты данных и управления информацией.

МККК, используя свои уникальные полномочия и международное признание, должен оставаться примером непредвзятого

и нейтрального подхода к решению гуманитарных проблем. Соблюдение принципов нейтралитета и независимости в сочетании с активной гуманитарной дипломатией и сотрудничеством на международном уровне позволит МККК эффективно справляться с вызовами современности и вносить значимый вклад в продвижение гуманитарных стандартов и защиту прав человека по всему миру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

DurandA. Origin and evolution of the statutes of the International Red Cross //International Review of the Red Cross (1961-1997). 1983. Т. 23. №. 235. С. 175-208.

Абашидзе А.Х., Марочкин С.Ю., Егоров С.А., Верещетин В.С. Международное право: Учебник. Гриф МО РФ. Издательство: Инфпа-М, Норма, 2016.

Богатырева О. Н. Устойчивое гуманитарное воздействие как стратегическая цель деятельности Международного комитета Красного Креста / О. Н. Богатырева // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2020. № 6. С. 31-40.

Богатырева О. Н., Козыкина Н. В., Табаринцева-Романова К. М. Гуманитарная дипломатия Европейского союза в XXI веке // Научный диалог. 2018. № 4. С. 191-204.

Бюньон Ф. Международный Комитет Красного Креста и защита жертв войны. Пер.с фр. МККК, 2005. С. 108-122.

Громогласова Е.С. Гуманитарная дипломатия в современных международных отношениях: опыт системного исследования. М.: ИМЭМО РАН. 2018. 124 с.

Эвумбуэ-Мононо Ч., Флуэ К. Ф. Сотрудничество между МККК и Африканским союзом в области распространения знаний о международном гуманитарном праве //Международный журнал Красного Креста. 2003. №. 849-852. С. 362-388.

Bugnion F. The International Committee of the Red Cross and the protection of war victims. -Oxford: Macmillan/ICRC, 2003.

Ryter P. A personal experience in Turkey, Iran and China: The need for the ICRC to adapt in a multipolar world //International Review of the Red Cross. 2019. Т. 101. №. 910. С. 217-227.

REFERENCES

Durand A. Origin and evolution of the statutes of the International Red Cross //International Review of the Red Cross (1961-1997). 1983. T. 23. №. 235. S. 175-208.

Abashidze A.H., Marochkin S.YU., EgorovS.A., Vereshchetin V.S. Mezhdunarodnoe pravo: Uchebnik. Grif MO RF. Izdatel'stvo: Infpa-M, Norma, 2016.

Bogatyreva O. N. Ustojchivoe gumanitarnoe vozdejstvie kak strategicheskaya cel' deyatel'nosti Mezhdunarodnogo komiteta Krasnogo Kresta / O. N. Bogatyreva // Elektronnoe prilozhenie k «Rossijskomu yuridicheskomu zhurnalu». 2020. № 6. S. 31-40.

Bogatyreva O. N., Kozykina N. V., Tabarinceva-Romanova K. M. Gumanitarnaya diplomatiya Evropejskogo soyuza v XXI veke // Nauchnyj dialog. 2018. № 4. S. 191-204.

Byun'on F. Mezhdunarodnyi Komitet Krasnogo Kresta i zashchita zhertv voiny. Per.s fr. MKKK, 2005. S. 108-122.

Gromoglasova E.S. Gumanitarnaya diplomatiya v sovremennyh mezhdunarodnyh otnosheniyah: opyt sistemnogo issledovaniya. M.: IMEMO RAN. 2018. 124 s.

Evumbue-Monono CH., Flue K. F. Sotrudnichestvo mezhdu MKKK i Afrikanskim soyuzom v oblasti rasprostraneniya znanij o mezhdunarodnom gumanitarnom prave //Mezhdunarodnyj zhurnal Krasnogo Kresta. 2003. №. 849-852. S. 362-388.

Bugnion F. The International Committee of the Red Cross and the protection of war victims. - Oxford: Macmillan/ICRC, 2003.

Ryter P. A personal experience in Turkey, Iran and China: The need for the ICRC to adapt in a multipolar world //International Review of the Red Cross. 2019. T. 101. №. 910. S. 217-227.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Алибалаев Мурадин Мемедханович,

аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов. Москва, Россия. E-mail: 1042210040@pfur.ru

Мартыненко Евгений Владимирович, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов. Москва, Россия. E-mail: martynenko-evl@pfur.ru

Muradin M. Alibalaev, PhD student, Department of Theory and History of International Relations, RUDN University. Moscow, Russia. E-mail: 1042210040@pfur.ru

Evgeny V. Martynenko, PhD in Juridical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History of International Relations, RUDN University. Moscow, Russia. E-mail: martynenko-evl@pfur.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.