Общество: философия, история, культура. 2023. № 5. С. 65-69. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 5. P. 65-69.
Научная статья УДК 165.742:37.034 https://doi.org/10.24158/fik.2023.5.8
Гуманистическое мировоззрение инженера XXI века
Мадина Нусратовна Кюребекова1, Максим Сергеевич Белинов2
■^Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современности - формированию гуманистического мировоззрения инженера, важной составляющей которого является соответствующее образование, социальные принципы и моральные ценности. Определена взаимосвязь гуманистической направленности обучения и мировоззрения инженера, его миропонимания и мировосприятия. Акцентируется внимание на особенностях этического знания прикладного назначения, призванного стать фундаментом инженерной этики и гуманистического мировоззрения. Отмечается, что для инженера оно предполагает учет этических соображений и социальных последствий при разработке и внедрении новых технологий. Подчёркнута социальная роль инженерной этики, моральная ответственность человека перед обществом и окружающей средой. Знания в области науки, техники и этики призваны помочь ему в решении социальных и культурных проблем. Представлен качественный образ «инновационного» инженера XXI века, как условие гуманистической перспективы развития и преобразования российского общества.
Ключевые слова: гуманистическое мировоззрение, прикладная этика, мировоззрение инженера, этика в вузе, гуманистическое образование, инженер XXI века
Для цитирования: Кюребекова М.Н., Белинов М.С. Гуманистическое мировоззрение инженера XXI века // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5. С. 65-69. https://doi.org/10.24158/fik.2023.5.8.
Original article
Humanistic Worldview of the XXI Century Engineer
Madina N. Kurebekova1, Maxim S. Belinov2
12Yaroslavl State Technical University
Abstract. The article focuses on a topical problem of our time - the formation of a humanistic worldview of an engineer, an important component of which is an appropriate education, social principles and moral values. The interrelation of humanistic orientation of training and outlook of the engineer, his world-understanding and world-view has been determined. The focus is on the peculiarities of applied ethical knowledge designed to become the foundation of engineering ethics and a humanistic worldview. It is emphasized that for an engineer it involves taking into account ethical considerations and social consequences in the development and implementation of new technologies. The social role of engineering ethics, the moral responsibility of man to society and the environment is emphasized. Knowledge of science, technology and ethics is designed to help an engineer in solving social and cultural problems. The qualitative image of the "innovative" engineer of the XXI century is presented as a condition for the humanistic perspective of the development and transformation of Russian society.
Keywords: humanistic worldview, applied ethics, engineer's worldview, ethics in higher education, humanistic education, engineer of the XXI century
For citation: Kurebekova, M.N. & Belinov, M.S. (2023) Humanistic Worldview of the XXI Century Engineer. Society: Philosophy, History, Culture. (5), 65-69. Available from: doi:10.24158/fik.2023.5.8 (In Russian).
Введение. Происходящие изменения в обществе напрямую связаны с технико-технологическим преобразованием мира. В прошлом инженерия рассматривалась в основном как техническая область с упором на проектирование и создание эффективных систем и сооружений. Сегодня техногенная цивилизация со множеством технологий, пронизывающих различные стороны жизни, привела общество к гуманитарному кризису. Инженерно-техническая деятельность в условиях современности остается значимой и приобретает новый смысл, важным признается формирование гуманистического мировоззрения инженера.
© Кюребекова М.Н., Белинов М.С., 2023
В наше время люди начали понимать, что самый опасный и губительный дефицит - гуманитарный, выражающийся в отсутствии в обществе проявлений гуманизма, добра, справедливости и совести, в утрате человеком смысла жизни. Все это может негативно повлиять на результаты деятельности инженера. Поэтому только гуманитарная культура, гуманистическая идеология и культурно-гуманистическая парадигма общественного развития, приобретшие сегодня буквально императивный, универсальный и судьбоносный характер, могут спасти современную цивилизацию от насилия, агрессии, процессов расчеловечивания, деградации и дегуманизации, от различных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов, от самоуничтожения и гибели (Орешников и др., 2020).
Трансформация инженерного образования предполагает построение креативной образовательной среды технического университета с учетом интеграции учебного и исследовательского процессов. Инженерная наука и технологии могут кардинально изменить общество, разрушить или создать новые отрасли экономики, решить проблемы, но при этом необходимо учитывать ответственность человека перед обществом и окружающей средой за результаты такой преобразовательной деятельности.
Гуманитаризация высшей технической школы предполагает прежде всего формирование у будущих специалистов, инженеров гуманитарной культуры - необходимой составляющей их профессиональной культуры. В рамках гуманитаризации и гуманизации студент в процессе обучения осваивает культуру, получает не только специальную информацию и знания, но и приобщается к высшим духовным ценностям, к мудрости, осознает смысл всего происходящего в его жизни, приобретает навыки рефлексивно-критического, творческого, диалогового и гуманистического мышления (Исаченко, 2022).
Инженерное образование учит концентрироваться на технических аспектах своей работы, таких как эффективность, безопасность и надежность. Сегодня изменение его базовых основ предполагает вовлечение в построение образовательного процесса представителей бизнеса, инновационных производств, научной среды. При этом обучающиеся активно присоединяются к научно-прикладным разработкам, знакомясь на практике со всеми стадиями создания нового продукта или услуги. Формирование инженерных кадров нового поколения предполагает внедрение в образовательный процесс перспективных педагогических технологий и подходов: проектных, проблемно-исследовательского и активного (интерактивного) обучения, CDIO-подхода (Conceive - Design - Implement - Operate), GREEN STEAM-подхода (Science - Technology -Engineering - Art - Math) и ряда других (Алисеенко, 2022).
Однако учет социального и экологического воздействия на специалиста технического профиля требует формирования у него другого набора навыков и взглядов. Нахождение правильного баланса между этими двумя группами соображений может быть сложной задачей для самостоятельного решения.
Гуманистическое мировоззрение инженера. Гуманистическая картина мира представляет собой взгляд на мир, основанный на человеческих ценностях и моральных принципах. Человек - это центр всего сущего, а его духовное и физическое благополучие являются наивысшей ценностью. Гуманистическая картина мира включает в себя идею, что общество должно быть построено на основе принципов справедливости, осознания важности защиты окружающей среды, сохранения природных ресурсов и сокращения любых проявлений неравенства. В целом гуманистическая картина мира инженера предполагает уважение к людям, их потребностям, ориентацию на создание технологий, которые приносят пользу и не причиняют вреда, а также понимание своей роли в развитии общества и проявление заботы о будущем нашей планеты.
Многие инженерные программы не обеспечивают всестороннего образования студентов по гуманитарным темам, таким как общественная этика, социальная справедливость и устойчивое развитие. Это может привести к тому, что инженеры окажутся недостаточно подготовленными для решения более широких проблем, связанных с последствиями их работы. Гуманитаризация высшего образования требует новых подходов и приемов при подготовке выпускников технического вуза, заключающихся в интеграции профессиональных и гуманитарных дисциплин. Без овладения духовными ценностями, культурным наследием человечества, морально-этическими нормами поведения невозможно обеспечить проникнутое гуманизмом духовное развитие и творчество обучающихся, в том числе и в техносфере (Старчикова, 2019).
Наряду с традиционными инженерными дисциплинами гуманистическое инженерное образование включает в себя обучение таким мягким навыкам, как лидерство, коммуникация и критическое мышление. Гуманистическое инженерное образование также может предполагать участие в проектах, ориентированных на решение реальных проблем, с которыми сталкиваются люди в различных областях жизни, таких как здравоохранение, экология, транспорт и другие.
Мировоззрение инженера - это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, которая формируется в процессе современного инженерного образования.
Гуманистическое же мировоззрение технического специалиста предполагает учет этических соображений и социальных последствий при разработке и внедрении в эксплуатацию новых технологий. Инженеры признают важность разработок, которые приносят пользу всем людям, независимо от социально-экономического статуса, расы, пола или других факторов. Каждый человек имеет право на свободу, равенство и справедливость, а также на прекращение насилия и конфликтов, на экологически чистую и устойчивую среду обитания, на защиту прав и гражданских свобод. Правильное понимание принципа ответственности - это новое мировоззрение, в котором инженер свою профессиональную деятельность воспринимает как особую область собственной жизни (Бураков, Дмитриева, 2020).
Как и у большинства профессионалов, у инженера миропонимание базируется на знаниях, опыте и образовании в конкретной области. Технические специалисты часто ориентированы на решение практических задач и применение научных знаний для создания новых и улучшения существующих технологий, проектирования и строительства объектов. Они оценивают различные альтернативы и выбирают оптимальное решение на основе учета действия технических и экономических факторов. Инженеры также заботятся о безопасности и стандартах качества в своей работе, осознавая, что их решения могут иметь далеко идущие последствия. В целом, миропонимание специалистов данного профиля базируется на научном подходе и обязательствах обеспечения качества, надежности и эффективности применяемых технологий и процессов.
Мировосприятие инженера - это сочетание эмоционального, психологического и интеллектуального опыта, которое формируется в процессе получения образования, ознакомления с технической литературой, практической работы, участия в проектах и общения с коллегами. Как следствие, осознание и оценка происходящего могут быть различными. Одни из них могут практиковать более техницистский, другие - более гуманистический подход в своей работе. Кроме того, наступила эпоха концептуально новых цифровых устройств и технологий. Среди них в первую очередь следует отметить мобильные и интерактивные технологии, технологии беспроводного доступа, технологии трехмерной визуализации и других. Они решительно настраивают людей на продуктивную работу с гипермедиа, интеллектуальными программами, обеспечивают контроль и мониторинг различных сторон жизни (Кувшинов, Харин, 2019).
Образование и этика инженера. Важную роль в формировании мировоззрения инженера играют программы обучения, а именно гуманитарные дисциплины, такие как философия, культурология, социология, которые, безусловно, дают представление об этих научных знаниях, но моральные ценности, этические принципы, особенности поведения в различных ситуациях все же остаются за рамками преподавания. Этика, особенно прикладная, имеет особое значение для профессиональной деятельности любого инженера, поскольку, работая с технологиями, которые могут воздействовать на человеческую жизнь и окружающую среду, он должен быть в курсе этических аспектов своей работы (Соболева, 2019).
Преподавание дисциплины «Прикладная этика» при подготовке студента-инженера в университете решило бы многие вопросы, в первую очередь способствовало бы формированию гуманистического мировоззрения будущего инженера за счет освоения обучающимися таких тем, как «Экологическая этика», «Биоэтика», «Ситуативная этика», «Этика гражданственности» и др.
Многие инженерные программы включают курсы по этике, которые предоставляют студентам необходимые знания и навыки, связанные с профессиональными обязанностями и решением морально-нравственных проблем. Однако, чтобы эти навыки были эффективными, они должны быть практически применяемыми и интегрированными во все аспекты инженерной работы. Рассмотрение реальных жизненных ситуаций и обсуждение возможных последствий, прогнозирование последствий своих поступков, анализ возможных неудачи, их причин - все это должно присутствовать в плане подготовки инженерного специалиста (Гаглоева, Намшуридзе, 2020).
Курс «Прикладной этики» может помочь студентам понять, что их будущая работа не сводится только к техническим аспектам. Они получают возможность взглянуть на свою работу с другой стороны и увидеть, как она может быть улучшена, чтобы удовлетворить более высокие стандарты качества.
В профессиональной деятельности инженеров нередко возникают ситуации, когда им приходится взаимодействовать с коллегами, заказчиками, конечными пользователями. Преподавание «Прикладной этики» поможет студентам развить свои навыки коммуникации, чтобы они могли объяснять сложные технические аспекты и представлять свои идеи эффективно.
Инженеры играют ключевую роль в создании и реализации новых технологий и инноваций, которые могут иметь серьезное влияние на общество и окружающую среду. Этот важный статус требует, чтобы они были осведомлены об этических вопросах, связанных с профессиональной
деятельностью. Инженерная этика помогает техническим специалистам осознать свою моральную ответственность за профессиональные действия, чтобы обеспечить безопасность, защиту окружающей среды и уважение прав других людей.
Инженеры могут столкнуться с конфликтом личных, частных и общественных интересов в ходе реализации своих трудовых обязанностей. Например, подвергнуться давлению со стороны руководства или инвесторов по реализации технических решений, наносящих вред окружающей среде или человеку, нарушающих принципы безопасности или качества, но при этом выгодных в экономическом отношении, или по созданию технологий, использование которых предполагается в неэтичных целях, например, для создания оружия массового поражения или нарушения приватности.
На современном этапе цивилизационного развития как никогда возникла потребность в формировании кодекса инженера всех направлений деятельности. В аналогичных действующих документах (в Европе, США) особая роль отводится экономической составляющей и нацеливанию технических специалистов на формирование лично-профессиональной ответственности перед работодателями. В современных реалиях существует потребность в кодексе инженера с ориентацией на морально-нравственный, этический, эстетический и экологический аспекты его деятельности. Нужен новый парадигмальный прорыв (Оа1а!апо, 2011).
Инженер XXI века. Гуманистический образ инженера XXI века предполагает, что такой специалист должен быть не только технически грамотным, но и обладать глубокими знаниями в области гуманитарных наук. Он должен быть способен на сотрудничество и командную работу, уметь анализировать и оценивать риски, учитывать множество факторов во время проектирования, включая экономические, социальные, экологические и этические.
Инженер должен быть готов обучаться на протяжении всей жизни, чтобы иметь возможность адаптироваться к быстро меняющимся условиям, а также учитывать и уважать различия индивидов в культуре, религии и языке. Такой инженер будет способен создавать технологии, которые облегчат жизнь людей и улучшат качество жизни в целом, учитывая при этом свою социальную ответственность за них.
Современный инженер - это специалист сформированного технико-информационного мышления, с потребностями в самосовершенствовании, самообразовании, обладающий способностями к творческой профессиональной деятельности (индивидуальной, в команде, сетевых инновационных творческих общностях), владеющий комплексом технико-информационных инновационных и общепрофессиональных компетенций (социокультурных, коммуникативных, исследовательских и др.) (Абросимова, Захаренко, 2019).
Итак, образ инженера XXI века должен состоять из следующих профессиональных и универсальных составляющих:
1. Знания и компетенции в области технических наук, математики, информатики и других специальных дисциплин.
2. Практический опыт работы с техническими системами и оборудованием.
3. Умение анализировать проблемы, формулировать задачи и решать их с помощью инженерных методов.
4. Креативность и инновационный подход при разработке новых технических решений.
5. Ориентация на результат и эффективную работу в команде.
6. Навыки коммуникации и презентации результатов своего труда.
7. Этика и ответственность в профессиональной деятельности.
Вывод. Инженер XXI века - это «инновационный инженер», который владеет не только высшим техническим образованием, но и гуманистическим мировоззрением. Его картина мира подразумевает, что он должен руководствоваться главным принципом - создавать технологии и решения, которые улучшают жизнь людей. Инженеры ориентированы на развитие и инновации, которые поддерживают прогресс в обществе.
Каждый технический специалист такого уровня должен понимать, что его работа заключается не только в создании конкретного востребованного продукта, но и в том, чтобы этот продукт был безопасным и удобным для людей, а также не причинял вреда окружающей среде. В связи с этим гуманистическое мировоззрение для инженера является насущной необходимостью, а этические знания - инструментом осуществления профессиональной деятельности.
В заключение следует отметить, что постепенное признание роли этических основ технической и технологической профессиональной деятельности в формировании будущего нашего общества внушает надежду на гуманистические перспективы общественного прогресса.
Список источников:
Абросимова О.М., Захаренко И.К. Формирование технико-информационных компетенций современного инженера в системе образования // Техническое творчество молодежи. 2019. № 5 (117). С. 48-51.
Алисеенко Д.С. Становление инженера нового типа в интересах решения глобальных проблем XXI века // Перспективная техника и технологии в АПК. Минск, 2022. С. 255-256.
Бураков В.А., Дмитриева К.В. Инженерная этика и моральный кодекс инженера // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер - 2020). М., 2020. С. 19-23.
Гаглоева Э.Н., Намшуридзе Г.Г. Инженерная этика в вузе // Матрица научного познания. 2020. № 6. С. 408-415.
Исаченко Н.Н. Гуманизация и гуманитаризация высшей технической школы как потребность современного общества // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика - 2022 : в 2 т. Тюмень, 2022. Т. 1. С. 332-336.
Кувшинов С.В., Харин К.В. Инженеры XXI века: от трехмерного восприятия к трехмерному мышлению! // Техническое творчество молодежи. 2019. № 5 (117). С. 6-9.
Орешников И.М., Шкерина Т.И., Мовсумзаде Э.М. Современная философия техники: предмет, проблемы, гуманистический смысл и предназначение // История и педагогика естествознания. 2020. № 3-4. С. 99-109. https://doi.org/10.24412/2226-2296-2020-3-4-99-109.
Соболева Е.И. Инженерная этика в контексте нравственного воспитания студентов технического вуза // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве. Самара, 2019. С. 187-191.
Старчикова И.Ю. Профессиональная и нравственная этика будущего инженера // Глобальный научный потенциал. 2019. № 5 (98). С. 109-111.
Catalano G.D. Tragedy in the Gulf. A Call for a New Engineering Ethic // Frontiers in Education Conference (FIE). N. Y., 2011. P. 31-32. https://doi.org/10.1109/fie.2011.6142702.
References:
Abrosimova, O. M. & Zaharenko, I. K. (2019) Formirovanie tehniko-informacionnyh kompetencij sovremennogo inzhenera v sisteme obrazovanija [Formation of Technical and Informational Competences of Modern Engineer in the System of Education]. Tehnicheskoe tvorchestvo molodezhi. (5 (117)), 48-51. (In Russian).
Aliseenko, D. S. (2022) Stanovlenie inzhenera novogo tipa v interesah reshenija global'nyh problem XXI veka [Formation of the Engineer of a New Type in the Interests of Solving Global Problems of the XXI Century]. In: Perspektivnaja tehnika i tehnologii v APK. Minsk, рр. 255-256. (In Russian).
Burakov, V. A. & Dmitrieva, K. V. (2020) Inzhenernaja jetika i moral'nyj kodeks inzhenera [Engineering Ethics and Moral Code of the Engineer]. In: Social'no-gumanitarnye problemy obrazovanija i professional'noj samorealizacii (Social'nyj inzhener-2020). Moscow, рр. 19-23. (In Russian).
Catalano, G. D. (2011) Tragedy in the Gulf. A Call for a New Engineering Ethic. In: Frontiers in Education Conference (FIE). New York, рр. 31-32. Available from: doi:10.1109/fie.2011.6142702.
Gagloeva, E. N. & Namshuridze, H. G. (2020) Engineering Ethics in Higher Education. Matrica nauchnogo poznanija. (6), 408-415. (In Russian).
Isachenko, N. N. (2022) Gumanizacija i gumanitarizacija vysshej tehnicheskoj shkoly kak potrebnost' sovremennogo ob-shhestva [Humanization and Humanitarization of Higher Engineering Education as a Need of Modern Society]. In: Gumanitarizacija inzhenernogo obrazovanija: metodologicheskie osnovy i praktika - 2022. Vol. 1. Tjumen, рр. 332-336. (In Russian).
Kuvshinov, S. V. & Harin, K. V. (2019) Inzhenery XXI veka: ot trehmernogo vosprijatija k trehmernomu myshleniju! [Engineers of XXI Century: from Three-Dimensional Perception to Three-Dimensional Thinking!]. Tehnicheskoe tvorchestvo molodezhi. (5 (117)), 6-9. (In Russian).
Oreshnikov, I. M., Shkerina, T. I. & Movsumzade, E. M. (2020) Modern Philosophy of Technology: Subject, Problems, Humanistic Meaning and Purpose. History and Pedagogy Natural Science. (3-4), 99-109. Available from: doi:10.24412/2226-2296-2020-3-4-99-109. (In Russian).
Soboleva, E.I. (2019) Engineering Ethics in the Context of Moral Education Students of a Technical University. In: Vospitanie v sovremennom kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve. Samara, рр. 187-191. (In Russian).
Starchikova, I. Yu. (2019) Professional and Moral Ethics of the Future Engineer. Global'nyjnauchnyjpotencial. (5 (98)), 109-111. (In Russian).
Информация об авторе М.Н. Кюребекова - кандидат философских наук, руководитель отдела развития студенческой научно-исследовательской деятельности Ярославского государственного технического университета, Ярославль, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=295620
М.С. Белинов - студент Ярославского государственного технического университета, Ярославль, Россия.
Information about the author M.N. Kurebekova - PhD, Head of the Department of Student Research Development, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=295620
M.S. Belinov - Student, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.05.2023.