Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР АВГУСТОВСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1945 г.'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР АВГУСТОВСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1945 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Августовская революция / гуманизм / демократическая республика / антиколониализм / мирные методы / национальное единство / August revolution / humanity / a democratic republic / anti-colonialism / peaceful methods / national unity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чан Тхи Минь Тует

В неспокойном XX в. Августовская революция 1945 г. стала по-настоящему переломным моментом, предметом гордости как вьетнамского народа, так и других колониальных народов в борьбе за независимость. Это великое событие привлекало внимание многих отечественных и зарубежных исследователей, которые по-разному рассматривали данную тему. Целью статьи является подтверждение глубокого гуманистического характера Августовской революции на основе анализа её значения для истории Вьетнама и процесса деколонизации в мировом масштабе, а также мирного способа её осуществления в условиях национального согласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC NATURE OF THE AUGUST REVOLUTION OF 1945 IN VIETNAM

In a turbulent XX century the August Revolution was a watershed moment and a matter of pride both for the Vietnamese and other colonized people in the struggle for independence. This great event has attracted the attention of national and international researches who considered it in a different way. The article is aimed at confirmation the humanistic nature of the August Revolution by analyzing its impact on the history of Vietnam and on the process of decolonization on a global scale as well by reviewing its non-violent and peaceful manner in facilitating national rapprochement.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР АВГУСТОВСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1945 г.»

Чан Тхи Минь Тует

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР АВГУСТОВСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1945 г.

Аннотация. В неспокойном XX в. Августовская революция 1945 г. стала по-настоящему переломным моментом, предметом гордости как вьетнамского народа, так и других колониальных народов в борьбе за независимость. Это великое событие привлекало внимание многих отечественных и зарубежных исследователей, которые по-разному рассматривали данную тему. Целью статьи является подтверждение глубокого гуманистического характера Августовской революции на основе анализа её значения для истории Вьетнама и процесса деколонизации в мировом масштабе, а также мирного способа её осуществления в условиях национального согласия.

Ключевые слова: Августовская революция, гуманизм, демократическая республика, антиколониализм, мирный метод, национальное единство.

HUMANISTIC NATURE OF THE AUGUST REVOLUTION OF 1945 IN VIETNAM

Abstract. In a turbulent XX century the August Revolution was a watershed moment and a matter of pride both for the Vietnamese and other colonized people in the struggle for independence. This great event has attracted the attention of national and international researches who considered it in a different way. The article is aimed at confirmation the humanistic nature of the August Revolution by analyzing its impact on the history of Vietnam and on the process of decolonization on a global scale as well by reviewing its non-violent and peaceful manner in facilitating national rapprochement.

Keywords: August revolution, humanity, a democratic republic, anti-colonialism, peaceful methods, national unity.

Введение

Выбор Августовской революции в качестве темы исследования обусловлен прежде всего её особой важностью. За тысячи лет существования вьетнамского народа произошла только одна революция, и это была именно Августовская революция 1945 г. Президент Хо Ши Мин неоднократно подчёркивал, что она стала великим переломным моментом и чудесной переменой в жизни вьетнамского народа. Как считает Коммунистическая партия Вьетнама, Августовская революция является одной из трёх величайших побед вьетнамского народа за время существования партии. Исследование Августовской революции не только позволяет углубить понимание этого великого события, но и вносит вклад в объяснение процесса развития Вьетнама. Как говорил французский историк Шарль Фурньо, «практически все события после 1945 г. [во Вьетнаме] прямо или косвенно связаны с Августовской революцией»1.

Августовская революция важна не только для Вьетнама. Она носит эпохальный характер, так как положила начало процессу деколонизации во всем мире. Глубокое понимание этого события позволит лучше разбираться в особенностях национально-освободительного движения и борьбе против колониализма — крупной тенденции современной эпохи.

Актуальность изучения темы Августовской революции также обусловлена тем, что она привлекает внимание многих иностранных исследователей. Среди них французские историки и политики, такие как Филипп Девилье, Поль Мус, Жан Сантени и Шарль Фурньо; американские исследователи, такие как Стэнли Карнов, А.Л. Патти, У.Дж. Дукер и Бортон. Высокую оценку на Западе получила книга норвежского историка Стейна Тоннесона, в которой автор использовал большое количество архивных материалов и интервью со свидетелями описанных событий. Он подчеркивал: «Хоть в этой книге особое внимание уделяется вопросу вакуума власти накануне Августовской революции, автор не считает, что она произошла в силу удачного стечения обстоятельств. Напротив, революция произошла лишь благодаря тщательной и слаженной работе сил Вьетминя»2. Российский историк Е.В. Кобелев посвятил несколько эмоциональных страниц Августовской революции и подтвердил: «Августовская революция имеет право войти в историю мирового революционного движения как один из лучших примеров революционного искусства и революционного творчества народных масс во главе с марксистско-ленинской парти-

ей»3. На международной конференции «Вьетнам в ХХ в.», проходившей в сентябре 2000 г., Августовская революция была одной из восьми основых тем. Вне зависимости от того, насколько объективны или предвзяты были прозвучавшие в ходе конференции оценки, большая часть зарубежных исследователей подтвердила общенациональный характер революции, особо отметила роль Вьетминя, таланты Хо Ши Мина и то огромное значение, которое Августовская революция имела не только для Вьетнама, но и для всего мирового национально-освободительного движения.

К сожалению, вьетнамские авторы, проживающие за рубежом, часто отрицают успехи Августовской революции. Из-за антикоммунистической идеологии с целью отрицания заслуг компартии Вьетнама эти люди через вьетнамские радиостанции и социальные сети распространяет информацию о том, что Августовская революция — это лишь «удача» Вьетминя. Искажение причин её победы особенно часто пробивается на поверхность в дни празднования годовщин этого события. Однако правда остается правдой; прошедшие со дня Августовской революции 75 лет лишь свидетельствуют о её ценности и важности. Разъяснение гуманистического характера революции будет способствовать как подтверждению её особого значения и уникальности, так и опровержению необъективных заявлений о ней.

Значение и характер революции нельзя провозгласить просто так; они могут быть «измерены» только уровнем освободительного движения и степенью её влияния на историческое развитие. В прошлом борьба за независимость, не приводившая к смене общественного строя, называлась только восстанием, а не революцией, и в истории Вьетнама было много таких восстаний. С другой стороны, революция — это не просто замена одной правящей власти на другую. Рево-

4

люция «должна разрушить старое ради нового» , и это новое должно быть более прогрессивным. С учётом этого Августовская революция была поистине великой; её глубокий гуманистический характер проявляется в следующих аспектах:

• Августовская революция свергла французский колониальный режим, избавила Вьетнам от гнета фашистской Японии и способствовала развитию национально-освободительного движения во всем мире

Человеческая история представляет собой смесь факторов развития и факторов, препятствующих развитию. Капитализм также соответствует этому принципу. Развитие капитализма привело к феномену, противоречащему развитию — колониализму — «режиму, который низводил людей до животных и сильно дискредитировал так

называемый цивилизованный мир»5. Независимо от аргументов, колониализм всё ещё остается грязным пятном в истории человечества.

Для французских колонизаторов Индокитай был «самым красивым цветком в колониальном саду». Поэтому почти целое столетие здесь «убийство человека считалось нормальным»6. В сентябре 1940 г. японские милитаристы «запрыгнули» в Индокитай, и вьетнамскому народу приходилось терпеть двойное насилие. В таких ужасных обстоятельствах он жаждал сразиться с захватчиками. Однако борьба с империализмом может быть успешной только под руководством партии.

Коммунистическая партия Вьетнама, появившаяся в 1930 г., в течение 15 лет тщательно готовила силы. Определив возможность и дождавшись благоприятных международных условий, она решительно мобилизовала весь народ для проведения всеобщего восстания с целью захвата власти. С силой, подобной приливу или водопаду, Августовская революция не только позволила избавиться от французского колониального господства, которое длилось более 80 лет, но и свергла японских милитаристов, правивших более пяти лет. С этого момента вьетнамский народ вступил в новую эру — эру независимости и свободы, ассоциируемую с социализмом; вьетнамцы, некогда бывшие рабами, стали хозяевами своей страны; Коммунистическая партия Вьетнама превратилась из нелегальной в правящую. Генерал Во Нгу-ен Зяп сказал, что самым важным событием двадцатого века было то, что «Вьетнам — первая страна среди колониально зависимых, которая встала на путь борьбы, чтобы привести революцию к победе»7.

Отрезав важное «звено» колониальной системы, Августовская революция ознаменовала начало процесса деколонизации во всём мире, прежде всего во французских колониях. Говоря об этом влиянии, Хо Ши Мин писал: «Августовская революция оказала прямое и очень большое влияние на двух наших друзей — Камбоджу и Лаос. Августовская революция увенчалась успехом, народы двух стран — Камбоджи и Лаоса — восстали против империалистов и потребовали не-зависимости»8. Британский исследователь Томас Ходжкин также отмечал: «Августовская революция 1945 г. во Вьетнаме была самым важным событием в мировой истории после Октябрьской революции в России. Это была первая успешная революция, в результате которой удалось свергнуть колониальную администрацию; она обозначила закат колониальной эпохи, которая начала уступать место эпохе деко-лонизации»9. Говоря о масштабе Августовской революции, норвежский историк Стейн Тоннесон писал: «Вьетнамская революция важна

не только в контексте Вьетнама... Среди коммунистических революций вьетнамская революция оказалась одной из самых жизнеспособных и значительных»10.

Не только сражаясь, но и побеждая в схватке с такими реакционными силами, как колониализм и фашизм, Августовская революция продемонстрировала свой глубоко гуманистический характер.

• Августовская революция свергла устаревший феодальный режим, установила первую демократическую республику в Юго-Восточной Азии и сделала народ хозяином общества

Августовская революция была победой не только национально-освободительного, но и демократического движения. Вьетнамский феодализм существовал тысячи лет, но к XIX в. стало очевидно, что он очень консервативен и отстал. Столкнувшись с нашествием французских колонизаторов, вьетнамский феодальный класс оказался совершенно беспомощен. Неспособность к сопротивлению вкупе с желанием остаться у власти породила трусость. Династия Нгуенов решила пожертвовать национальными интересами в пользу своих, принять роль марионеток и приспешников и работать над предотвращением и подавлением антифранцузской борьбы вьетнамского народа.

Предательство интересов страны династией Нгуенов заставили Фан Бой Тяу прийти к следующему выводу: «Как Маньчжурская династия в Китае, так и вьетнамская династия Нгуенов подобными решениями обрекли себя на верную смерть»11. Победа Августовской революции разрушила прогнившую монархию, марионеточное государство и привела к созданию первой демократической республики в Юго-Восточной Азии. Массы трудящихся, которые ещё недавно были рабами, стали творцами истории и хозяевами нового Вьетнама. Эпоха независимого Вьетнама сменила период истории, когда Вьетнам называли «французским Индокитаем». Определяя государство как Демократическую Республику Вьетнам, Компартия Индокитая и Хо Ши Мин объединили демократические ценности с такими ценностями, как «независимость, свобода и счастье», утвердив тем самым гуманистические идеалы нового государства. Сразу после Августовской революции Хо Ши Мин четко заявил: «Мы можем бороться за свободу и независимость, но, если люди будут умирать от голода или холода, свобода и независимость никому не будут нужны. Люди ценят свободу и независимость только тогда, когда они накормлены и одеты»12. Освобождение людей означало их свободу не только от иностранного господства, но и от угнетения, эксплуатации, голода, невежества; оно давало возможность сделать их счастливыми. Это гума-

низм в действии, настоящая гуманность и чистый дух, исходящие из политики и курса, избранного Хо Ши Мином и Коммунистической партией Индокитая.

Демократическая Республика Вьетнам подтверждает положение народа как «хозяина страны». На первых выборах в истории Вьетнама люди могли свободно избирать талантливых людей, которые будут управлять страной от их имени. Говоря о качественном отличии республиканского демократического режима от старого, глава нового государства Хо Ши Мин заключил: «Органы власти всей страны от городов до сёл являются государственными служащими народа, т. е. нужны для того, чтобы брать на себя общие дела народа, а не угнетать людей, как это было в годы французского и японского господства. Мы должны делать всё, что может принести пользу народу. Всего, что может навредить народу, мы должны всеми силами избе-гать»13. Таким образом, Августовская революция возвысила не только национальные, но и демократические права — вечную ценность человечества.

• Победа Августовской революции достигнута очень быстро и мирным путем

При обсуждении революционных методов классики марксизма-ленинизма не исключали возможность проведения революции мирным путем. Однако до 1945 г. такой революции в истории не было. Подход Мао Цзэдуна «винтовка рождает власть» говорит о жестокости борьбы за власть.

В 1945 г. вьетнамское общество требовало одновременного решения всех трёх проблем: национальной, демократической и гражданской. Следовательно, Августовская революция должна была избавить Вьетнам от иностранного гнёта, свергнуть феодальный режим и создать более прогрессивный. Эти цели лишь усилили решимость в проведении революции. В действительности Августовская революция произошла очень быстро и почти без кровопролития. Это по-настоящему редкий случай в истории. Но так произошло неслучайно.

Победа Августовской революции — это сочетание благоприятных объективных условий: умение предвидеть возможность победы, способность подготовить для неё почву и воспользоваться этой возможностью, а также высокий уровень боевой подготовки вооруженных сил Вьетминя. Красная Армия объявила войну и нанесла поражение японским милитаристам в Азии, вынудив японское правительство сдаться (13 августа 1945 г.), тем самым создав уникальную возможность для стран, которые находились в зависимости от Японии. Это

условие было необходимым; для того, чтобы успешно провести революцию, также требуется достаточное условие, т. е. высокий уровень организации. Голод в начале 1945 г. заставил массы требовать серьёзных изменений. Поэтому, когда Вьетминь издал приказ о всеобщем восстании, на него откликнулись не только народные массы, но и представители высших классов. Таким образом, учитывая совокупность внутренних и внешних факторов, Августовская революция произошла быстро (в течение двух недель) и почти бескровно (рис. 1). Американская писательница Леди Бортон в работе «Хо Ши Мин — путешествие» отметила: «Августовская революция уникальна в мировой истории: восставшие захватили власть мирным путем»14. В своей жизни патриот Фан Тю Чинь всегда выступал против насилия, потому что боялся, что оно «заведёт нацию в тупик и создаст ей дурную славу»15. Радикальная победа без потерь — уникальная особенность Августовской революции и свидетельство её гуманности.

Рис. 1. Утро 19 августа 1945 г. Митинг у Ханойского оперного театра.

Источник: tuyengiao.vn

Быструю и решительную победу Августовской революции ряд зарубежных исследователей объясняли «вакуумом власти». Первым, кто использовал это выражение, был американский историк Уильям Дуй-кер, который сам же утверждал: «Сами по себе объективные условия не делают революций, и здесь заслуга принадлежит коммунистам. В других колониальных странах вакуум власти мог быть заполнен некоммунистическими националистическими силами. Но во Вьетнаме националисты не смогли бросить вызов колониальной администрации... Только Компартия Индокитая обладала должным пониманием всех стратегических тонкостей ситуации, которое позволило ей вы-

ступить вовремя. Именно это и принесло ей успех»16. Л.А. Патти, возглавлявший группу американских разведчиков, присутствовавших в то время во Вьетнаме, также признавал: «Конечно, Хо Ши Мин не смог бы добиться успеха, если бы его Компартия Индокитая не была

организована и хорошо подготовлена к захвату власти. Годы подго-

17

товки не прошли даром» .

• Августовская революция способствовала укреплению национального единства

История человечества доказывает: общественное возмущение в ходе революции приводит к трагедии для старого режима. Во время Великой французской буржуазной революции (1789) король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта были казнены, когда революционеры заявили: «Людовику XVI нужно умереть, потому что республике нужно жить». Император Бао Дай до своего отречения не мог не беспокоиться о судьбе своей семьи и ближайших чиновников. Он выразил желание, чтобы революционное правительство не дискриминировало этих людей и сохранило гробницы династии Нгуенов.

От излишне радикальных действий революционные массы Вьетнама удержал очень мудрый «дирижер» — Хо Ши Мин. Благодаря ему передача власти прошла хотя и в очень бурной, но мирной революционной атмосфере. Не было ни чисток, ни «кровавой бойни», ни личной мести. Напротив, Августовская революция освободила императора от должности и позволила ему стать гражданином независимой страны. После победы революции Хо Ши Мин объявил, что новое правительство не будет возбуждать уголовные дела за старые преступления, и попросил «народные комитеты не арестовывать людей без доказательств, не конфисковывать имущество незаконно»18. Веря в патриотизм вьетнамского народа и реализуя стратегию великого национального единства, Хо Ши Мин пригласил многих патриотов и некоторых бывших феодалов в революционный правительственный аппарат. Среди них Хюинь Тхук Кханг, Буй Банг Доан, Нгуен Ван То, Фан Ке Тоай, Фам Кхак Хое, Ву Динь Хое, Фан Ань, Хоанг Минь Зям, Тон Тхат Тунг, Хо Дак Зи, Нгуен Ван Хуен, Хоанг Суан Хан и др. Вера в людей, отстаивание стратегии национального согласия, отказ от мести старому правительству — это выражение духа демократии и человечности. Сам Хо Ши Мин говорил об уникальности Августовской революции: «Любая успешная революция не проходит без пролитой крови. В некоторых странах обезглавливают своих королей, некоторые уже много лет находятся в гражданской войне, убивая друг друга... В нашей стране император отрекся от престола <...> классы

объединились»19. Можно утверждать, что во время великого поворотного момента в истории Хо Ши Мин продвигал национальные традиции доброты и терпимости.

Заключение

Августовская революция 1945 г. стала не только важной вехой в истории Вьетнама, но и крупным событием в истории колониальных народов. Её победа стала результатом целого ряда факторов. Это и благоприятный международный контекст, созданный благодаря победе Красной Армии над фашизмом. Это и точное предсказание возможности революции, тщательная подготовка сил и решительное использование возможностей Вьетминя под руководством Коммунистической партии Индокитая и Хо Ши Мина. Это пробуждение и сильное стремление к независимости и свободе всего вьетнамского народа. Таким образом, хотя в августе 1945 г. во всех странах Юго-Восточной Азии были революционные ситуации, только Вьетнам и Индонезия завоевали независимость.

Как отмечает историк Шарль Фурньо, Августовская революция во Вьетнаме была настоящей победой: «Это была не просто передача власти из рук колониальных властей в руки местного высшего класса, а полноценный переворот во всех аспектах политики, общества, культуры, что является отличительной чертой революции, осуществлённой народными массами»20. Свергнув французский колониальный режим, избавившись от гнёта милитаристской Японии и создав первую демократическую республику в Юго-Восточной Азии, Августовская революция сделала вьетнамский народ хозяином своей страны. Революция также положила начало распаду колониализма в мировом масштабе и воодушевила народы на борьбу за независимость, свободу и справедливость. Устраняя несправедливость, борясь за общечеловеческие ценности, Августовская революция отличалась своим глубоко гуманистическим характером Это выразилось в том, что она достигла успеха быстро и почти без кровопролития.

Победа Августовской революции высветила эпохальную истину: небольшая страна с небольшим по численности населением при наличии правильного курса и понимания, как укрепить народный дух и воспользоваться благоприятными международными условиями, может добиться успеха в борьбе за свободу и независимость. Августовская революция — законная гордость вьетнамского народа. Сегодня в основе выполнения целей «Независимость — Свобода — Счастье»,

являющихся лозунгом государства, рожденного после Августовской революции, лежит уважение человеческих ценностей и признание идей революции.

Перевод А. Леонова

Примечания

1 Fuorniau, Charles. Nhûng côi nguôn cùa Cach mang Thang Tam // Viêt Nam trong thé ky XX. Hà Nôi: Nxb Chinh tri quoc gia, 2001. Tr. 58.

2

Tonneson, Stein. The Vietnamese Revolution of 1945: Roosevelt, Ho Chi Minh and de Gaulle in a Word at War. Oslo: PRIO, 1991. P. 412.

3 Côbelép E. Bông chi HÔ Chi Minh. Hà Nôi: Nxb Chinh tri — Hành chinh, 2010. Tr. 370.

4 HÔ Chi Minh. Toàn tâp. Hà Nôi: Nxb Chinh tri quoc gia, 2011. Tâp 2. Tr. 284.

5 HÔ Chi Minh. Op. cit. Tâp 1. Tr. 190.

6 Ibid. Tr. 346.

7 ' '

' См.: Viêt Nam trong thé ky XX. Hà Nôi: Nxb Chinh tri quôc gia, 2001. Tr. 44.

8 HÔ Chi Minh. Op.cit. Tâp 7. Tr. 26.

9 Hodgkin, Thomas. Cach mang Viêt Nam và môt vài bài hoc // Thé giâi bàn vê Viêt Nam Nam. Tâp 2. Hà Nôi: Viên Thông tin Khoa hoc xi hôi, 1976. Tr. 224.

10 Tonneson, Stein. Op. cit. P. 425—426.

11 Phan Bôi Châu. Niên bièu. Hà Nôi: Nxb Vân — Sù — Bia, 1957. Tr. 44.

12 HÔ Chi Minh. Op. cit. Tâp 4. Tr. 175.

13 HÔ Chi Minh. Op. cit. Tâp 4. Tr. 64.

14 Borton, Lady. HÔ Chi Minh — môt hành trinh. Hà Nôi: Nxb Thé giâi, 2012. Tr. 95.

15 См: Nguyên Quang Thang. Phan Châu Trinh — Cuôc dôi và tac phâm. Nxb Tp Hô Chi Minh, 1987. Tr. 231.

16 Duiker, Wiliam J. The communist Road to Power in Vietnam. Boulder Co, Westview Press, 1981. P. 100—101.

17 PattiL.A. Tai sao Viêt Nam? Nxb Bà Nâng, 1995. Tr. 336.

18 HÔ Chi Minh. Op. cit. Tâp 4. Tr. 50.

19 HÔ Chi Minh. Op. cit. Tâp 4. Tr. 47—48.

20

Fourniau Charles. Op.cit. Tr. 58.

Библиографический список

Borton, Lady. Hô Chi Minh — môt hành trinh [Бортон Леди. Хо Ши Мин — путешествие]. Hà Nôi: Nxb Thé giâi, 2012.

Côbelép E. Bông chi HÔ Chi Minh [Кобелев Е. Товарищ Хо Ши Мин]. Hà Nôi: Nxb Chinh tri — Hành chinh, 2010.

Duiker, Wiliam J. The communist Road to Power in Vietnam. Boulder Co, Westview Press, 1981.

Ho ChiMinh. Toan tap [Хо Ши Мин. Полное собрание сочинений]. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia, 2011. T. 1, 2, 4, 7.

Nguyen Quang Thang. Phan Chau Trinh — Cuoc dai va tac pham [Нгуен Куанг Тханг. Фан Тяу Чинь — Жизнь и творчество]. Nxb Tp Ho Chi Minh, 1987.

Patti L.A. Tai sao Viet Nam? [Патти Л.А. Почему Вьетнам?]. Nxb Da NSng, 1995.

Phan Boi Chau. Nien bieu [Фан Бой Тяу. Хроника]. Ha Noi: Nxb Van — Su — Dia, 1957.

Tonneson, Stein. The Vietnamese Revolution of 1945: Roosevelt, Ho Chi Minh and de Gaulle in a Word at War. Oslo: PRIO, 1991.

Viet Nam trong the ky XX [Вьетнам в ХХ веке]. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.