Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛИШЕРА НАВОИ В ПОЭМЕ «СМЯТЕНИЕ ПРАВЕДНЫХ»'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛИШЕРА НАВОИ В ПОЭМЕ «СМЯТЕНИЕ ПРАВЕДНЫХ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алишер Навои / поэт-гуманист / просвещенная монархия. / Alisher Navoi / humanist poet / enlightened monarchy.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ф Абдужабборова, А Жабборова, Н Зоитова, У Уктамова, С Уразбекова

В статье рассматриваются гуманистические взгляды Алишера Навои в поэме «Смятение праведных»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the humanistic views of Alisher Navoi in the poem "Confusion of the Righteous"

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛИШЕРА НАВОИ В ПОЭМЕ «СМЯТЕНИЕ ПРАВЕДНЫХ»»

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛИШЕРА НАВОИ В ПОЭМЕ

«СМЯТЕНИЕ ПРАВЕДНЫХ»

Ф. Абдужабборова, А. Жабборова, Н. Зоитова, У. Уктамова, С. Уразбекова

Студенты 2 курса ЧГПИТО

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются гуманистические взгляды Алишера Навои в поэме «Смятение праведных»

Ключевые слова: Алишер Навои, поэт-гуманист, просвещенная монархия.

ABSTRACT

The article examines the humanistic views of Alisher Navoi in the poem "Confusion of the Righteous"

Keywords: Alisher Navoi, humanist poet, enlightened monarchy.

ВВЕДЕНИЕ

Произведения Алишера Навои занимает достойное место в сокровищнице мировой литературы.

Навои - отважный патриот своего государства. В своих произведениях он часто упоминал идеи умного и справедливого правителя, который бы построил процветающее государство с мирными и благополучными гражданами. И в этом он ярко проявляется как государственный и общественный деятель, который ратует за целостность государства. Благодаря Алишеру Навои столица Хорасана второй половины XV в. становится одним из развитых государств Востока.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Вершиной творчества Навои является «Хамса» или «Пятерица». Как известно, жанр этот зародился в XII веке, родоначальником был известный поэт того времени Низами Гянджави. История литературы знает множество поэтов, пытавшихся писать «Хамсу», но самыми совершенными признаны «Пятерицы» только Низами, Амира Хосрова Дехлеви и Навои. «Хамса» Навои была создан на староузбекском языке.

В «Пятерице» Алишер Навои выступает как истинный гуманист. Его гуманистические идеи созвучны с ренассансными идеями Запада. В 1483 году

Алишер Навои завершил философско-нравоучительный дастан «Смятение праведных». Этот дастан получил широкую популярность.

В дастане «Смятение праведных» Алишер Навои описывает окружающую среду на основе реалистического метода. Окружающая среда Навои мрачна. Поэт везде сталкивается с несправедливостью, бесправием и мракобесием. Народ живет в нищете.

ОБСУЖДЕНИЕ

В дастане поэт затрагивает общественно-политические, философские и морально-этические проблемы той эпохи, которые своими корнями уходят в реальную жизнь.

В третьей беседе «О султанах» мы видим образ султана, который благоденствует и угнетает простой народ. Образ султана «духовно нищего» противопоставляется народу, который «духовно выше степенью» чем султан.

Ты благоденствуешь, а твой народ

В невыносимых бедствиях живет.

Но труженик, и в бездне нищеты,

Духовно выше степенью, чем ты.

Предстанут пред владыкою времен

Тот, кто гнетет, и тот, кто угнетен.

Награду угнетенный обретет,

А на тебя проклятие падет.

Поэт предупреждает, что и на угнетающего народ падет проклятие. Далее поэт дает наставления султану:

Пусть для народа шах добро творит

И за добро творца благодарит.

Установи закон добра взамен

Насилия - «И будешь ты блажен!»

Да, здесь ты - царь, но царь на краткий срок...

«Так осчастливь людей!» - сказал пророк.

В этих строках Алишер Навои ярко проявляется как гуманист. Его волнует судьба простого народа.

У Навои ненавистное отношение и к служителям религии ислама, шейхам, фанатикам ислама, которые не меньше феодалов угнетают и грабят народ и держат людей в невежестве и духовной нищете.

В четверной беседе «О лицемерных шейхах» мы видим образ шейха, которого поэт описывает как «лицемера», «дармоеда», «обманщика», «вора».

Образу противопоставляется простой народ, относящийся к нему с полным доверием:

И, полн доверья, слушает народ Невежественный - все, что он поет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, почти в каждой главе придворным, вельможам, судьям, законоведам, писцам Алишер Навои противопоставляет простой народ. Он не только возвеличивает простой народ, но и призывает его быть благородным, щедрым, честным, верным.

Для Навои идеальным является государство, правитель которого забоится о судьбе простого народа. Он окружен образованными, благородными, щедрыми людьми.

REFERENCES

1. И.А.Каримов. Высокая духовность-непобедимая сила. Ташкент. 2008.

2. Алишер Навои. Сочинения в 15-ти томах. Т.10 «Смятение праведных», Ташкент. 1963-1968

3. Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М. - Л., 1948.

4. Захидов В.Ю. Мир идей и образов Алишера Навои.-Ташкент:Узлитиздат, 1961

5. Иззат Султан. Книга признаний Навои. Ташкент. Издательство Гафура Гуляма. 1985.

6. Исмаилова, Х. Н. (2021). Становление великого гения узбекской литературы алишера навои. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 76-83.

7. Исмаилова, Х. Н. (2021). Великая «хамса»(пятерица) а. навои как художественный прорыв тюркской литературы. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 67-72.

8. Исмаилова, Х. Н. (2021). Особенности выражения национальной ментальности в «пятерице» алишера навои»(на материале поэмы «смятение праведных»). Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 57-66.

9. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Academic research in educational sciences, 2(8), 518-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.