Научная статья на тему 'СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПРЕССИВНЫХ СЛОВ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ'

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПРЕССИВНЫХ СЛОВ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Средства массовой информации / экспрессивность / узуальные и окказиональные новообразования. / Mass media / expressiveness / usual and occasional neoplasms.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Г. А. Хамидуллаева, Вероника Целых

В статье анализируются семантические особенности экспрессивных слов в публицистической речи, выявляются средства их создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the semantic features of expressive words in publicistic speech, identifies the means of their creation.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПРЕССИВНЫХ СЛОВ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПРЕССИВНЫХ СЛОВ В

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Г. А. Хамидуллаева

Преподаватель кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области

Вероника Целых

Студент 2 курса Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются семантические особенности экспрессивных слов в публицистической речи, выявляются средства их создания.

Ключевые слова: Средства массовой информации, экспрессивность, узуальные и окказиональные новообразования.

ABSTRACT

The article analyzes the semantic features of expressive words in publicistic speech, identifies the means of their creation.

Keywords: Mass media, expressiveness, usual and occasional neoplasms.

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху глобализации язык средств массовой инофармации ориентирован на повышение экпрессивности. Это отражается на свех уровнях языка, а словообразовательный уровень русского языка обладает богатейшими ресурсами для экспрессивизации речи.

В публицистической речи встречаются различные типы новообразований, позволяющие назвать не только новое явление, предмет, но и экспрессивно перекодировать его, дать оценку. Современная газета дает обильный материал для наблюдений за образованием различных типов новообразований (узуальных и окказиональных).

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Категорию экспрессивности можно рассматривать как функциональную категорию, базирующуюся на коннотативных элементах лексического значения, необычном словоупотреблении, новизне и оригинальности речи.

Рассмотрим примеры экспрессивного словообразования в публицистическом стиле речи:

1) Хейтеры - ненавистники, недоброжелатели, завистники, склочники, которые испытывают злобу, неприязнь по отношению к чему-либо.

2) Контрсанкция - мера, принимаемая одним государством против другого в ответ на его санкции.

3) Ретроградный - реакционный, отсталый.

4) Топ-клуб - сильнейший, престижный спортивный клуб.

5) Санпропускники - это специальные помещения с оборудованием, обеспечивающим строгий санитарно-гигиенический контроль для предприятий и организаций, где это необходимо. К таким организациям относятся больницы, где больные проходят через санпропускник.

6) Блогер - это человек, который ведет онлайн-дневник, "блог", регулярно публикует в нем новые записи.

7) Блогинг - это ведение своего блога.

8) Оренбуржье - территория Оренбургской области.

9) Ковид-сертификат - это цифровой документ о вакцинации, который позволит путешествовать в ЕС.

10) Постковидный синдром - (симптомы, длящиеся свыше 12 недель, не объяснимые альтернативным диагнозом, способные меняться со временем, исчезать и вновь возникать, затрагивая многие системы организма).

11) Антивакцинаторство, также антипрививочное движение, противопрививочное движение - общественное движение, оспаривающее эффективность, безопасность и правомерность вакцинации, в частности -массовой вакцинации. Скептическое отношение к вакцинации включает в себя полный отказ от вакцинаций, отказ от отдельных вакцин, а также изменение сроков и схем иммунизации относительно рекомендуемых медицинскими учреждениями. Антиваксер человек этого движения.

12) Удалёнка - модный в XXI веке принцип организации работы без необходимости физического присутствия сотрудника в офисе.

13) Дистанционка - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

14) Флеш-тату - переводной рисунок на тело или волосы. Главное - эта тату временная.

15) Тест-драйв - поездка на автомобиле для оценки его ходовых качеств и общих потребительских свойств.

16) Бедняцкий - свойственный бедняку, характерный для него. Принадлежащий бедняку.

17) Допинг - "инговое" окончание слова означает, что это глагольное существительное означающее действие, именно процесс приёма веществ/препаратов для улучшения ...

18) «Русиано» - это кофе американо, названный так на русский манер.

19) Решала это - тот, кто за определённую плату оказывает услуги посредника по урегулированию проблем в различных вопросах, используя свои связи среди нужных кругах

20) Самоволка - сленговое обозначение самовольного оставления военнослужащим расположения воинской части или места службы на короткий срок.

21) Незамерзайка - это жидкость для обмывания ветровых стекол автомобиля в период холодов, представляющая собой концентрат из спиртов.

22) Социалка - система социального обеспечения, социальные льготы, привилегии.

23) Заказуха - произведение, созданное по заказу, за плату, а также практика создания таких произведений

24) Матрешка-фейс - новый тренд в западной косметологии. В странах Европы - повальное увлечение «русскими» лицами.

25) Оскародоносец - тот, кто награжден премией Оскар

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, опираясь на анализ приведенных примеров, мы включаем в сферу экспрессивного словообразования следующие словообразовательные явления:

1) весь фонд словообразовательных морфем (суффиксов и префиксов), которые служат целям экспрессивизации речи, т.е. выражают оценку ("хейтеры", "блогер", "блогинг", "удалёнка", "дистанционка", "бедняцкий", "допинговое", "социалка", "заказуха" и т.д.);

2) словообразовательные экспрессивы, стилистическая маркированность которых возникает без участия экспрессивных морфем ( "ковид-сертификат", "антивакцинаторство", "флеш-тату", "тест-драйв", "матрешка-фейс" и т.д.)

REFERENCES

1. Балли Ш. Язык и жизнь. М., 2003

2. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. - М., 1958

3. Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1961

4. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: Проблемы семантики. Новосибирск, 1986

5. Исмаилова, Х. Н. (2021). Становление великого гения узбекской литературы алишера навои. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 76-83.

6. Исмаилова, Х. Н. (2021). Великая «хамса»(пятерица) а. навои как художественный прорыв тюркской литературы. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 67-72.

7. Исмаилова, Х. Н. (2021). Особенности выражения национальной ментальности в «пятерице» алишера навои»(на материале поэмы «смятение праведных»). Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 57-66.

8. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Academic research in educational sciences, 2(8), 518-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.