Научная статья на тему 'Гуманистические педагогические идеи в концепциях воспитания древнего мира и античности'

Гуманистические педагогические идеи в концепциях воспитания древнего мира и античности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акъюлова М. З.

В статье рассматриваются первые гуманистические педагогические идеи в концепциях воспитания древнего мира и античности, утверждающих принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистические педагогические идеи в концепциях воспитания древнего мира и античности»

Список литературы:

1. Бреус Е.В. Основы теории и практики перевода с английского языка на русский. - М., 2003.

2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». - М., 1997.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 2001.

4. Комиссаров В.Н. Теория перевода. - М.: «ВШ», 1990.

5. Миньяр-Белоручев Р.К. Теория и методы перевода. - М.: Московский Лицей»,1996.

6. Мыльцева Н.А. Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка): дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.

7. Образцов П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова. - Орел: ОГУ, 2005.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В КОНЦЕПЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОСТИ

© Акъюлова М.З.*

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак

В статье рассматриваются первые гуманистические педагогические идеи в концепциях воспитания древнего мира и античности, утверждающих принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

Первое упоминание о гуманизме как учении мы находим в трудах древних философов. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, социально-этическим проблемам характерна для таких мыслителей, как Конфуций, Пифагор, Сократ, Эпикур, Соломон, Демокрит, Платон, Аристотель и Квинтилиан и др. Так, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Философский смысл гуманистического воспитания заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот

* Старший преподаватель кафедры Гуманитарных дисциплин, кандидат педагогических наук.

материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о гуманистическом воспитании. Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н.э.), который оставил своеобразный свод правил нравственного поведения. Вот несколько характерных пифагорейских наставлений педагогического характера: правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика, ибо если одна или другая сторона противится, то поставленная задача не будет решена; изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно и достигает цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно.

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами гуманистического воспитания, относится Демокрит (460-370 до н.э.). Он рассматривал воспитание как дело, сопряженное с риском потерпеть неудачу. Чтобы этого не произошло, предлагалось воспитывать на положительных примерах, упражнять в нравственных поступках, сообразовывать воспитание с детской природой. Философ полагал, что «главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта» [2, с. 48].Одним из первых Демокрит сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, сравнивая природу человека и космоса. Демокрит высоко оценивал роль семейного воспитания, главное в котором - учить следовать положительному примеру родителей; упражнять детей в навыках правильного поведения. И все же основными мотивами самосовершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача педагога - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, с помощью убеждения.

Сократ (469-370 гг. до н.э.) в своих трудах отмечал, что «высшим идеалом нравственности является добродетель» [3, с. 11-12]. Его ведущая педагогическая идея - нравственное самосовершенствование, основанное на глубоком и объективном самопознании. Не случайно, что его целью воспитания стал девиз «Познай самого себя», а исходным пунктом философии фраза «Я знаю, что ничего не знаю». Он довел до совершенства такой метод обучения, как беседа. Не предлагая готовых знаний и решений, но пробуждая мыследеятельность своих учеников с помощью четко и логично поставленных и сформулированных вопросов, он подводил их к самостоятельному поиску ответов и, как следствие, приобретению новых знаний. Сократ, первым в истории европейской философской мысли обратившийся к проблемам индивидуальной свободы и нравственного совершенствования личности, признавал за каждым человеком право на критическое отношение к

авторитетам и самостоятельный поиск истины, в т.ч. и в области нравственных категорий. В беседах со своими учениками использовал метод «наводящих» вопросов, с помощью которых помогал им самим для себя как бы заново открывать или опровергать сложившиеся понятия и устоявшиеся мнения. Этот метод в истории педагогики получил название «сократический». Многое из учения Сократа о философской личности оказало влияние на развитие педагогической науки. Вместе с тем, история педагогики обходит стороной те вопросы, которые не оказали подобного влияния. Эти вопросы - о решениях личности, диктуемых ее совестью, о личностных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества - составили философскую основу гуманистической педагогики. Человек не должен проходить путем испытаний, закаляющих его волю и характер, что составляло суть традиционного воспитания. Ему необходимо пройти путем познания самого себя. Самое ценное в человеке -это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, т.е. истину, можно познать и усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Путем к такому руководству души является умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами для создания таких условий у Сократа были майев-тика и ирония. Майевтика - в буквальном переводе с греческого означает «повивальное искусство», т.е. умение оказывать помощь при рождении. У Сократа майевтикой называлось искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных проблемных вопросов. Они задавались Сократом в беседах. Ирония - тонкая, скрытая насмешка; прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. Первоначально - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что в действительности думает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). У Сократа ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того, чтобы они могли из своих заключений узнать о своем невежестве и направить свои усилия к истине. Сократ действительно пробуждал и направлял естественный ход человеческой мысли. Однако в отличие от современных ему последователей, а также от тех, кто приходил им на смену в течении двух тысячелетий развития формирующей педагогики, Сократ никогда не принуждал к правильным ответам. В противном случае он бы предал свою собственную идею - добровольного, свободного и самостоятельного постижения истины.

Важную роль в развитии гуманистической педагогической мысли античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.). Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни чело-

века, которое надо начинать с раннего возраста. Он рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино свет и тень, добро и зло. Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить к преодолению отрицательных природных потенций. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (сегодня это именуется дифференциацией образования сообразно призванию человека и общественным потребностям).

В области нравственного воспитания Аристотель (384-322 гг. до н.э.), выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум - таковы три источника нравственного воспитания. Аристотель полагал, что «семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании» [4, с. 17].

Эпикур (341-270 г. до н.э.) считал, что «человек не должен быть игрушкой судьбы. Чем лучше человек познает законы происходящего, тем с большей свободой он может выбирать способ действия и лучше устраивать свою жизнь». Продолжил и развил эту мысль римлянин Квинтилиан (42118 гг. н.э.): «Ум, которому свойственна свобода, становится бодрее» [1, с. 57].

Основную цель духовного развития личности педагогика древних видела в воспитании нравственной мудрости. Различение праведного и ложного, верное нахождение пути помысла и поведения - в достижении такой способности и заключалась мудрость. Так, Соломон (965-926), один из наиболее почитаемых фигур в педагогической традиции Древнего Востока, рассматривал мудрость как способность к различению добра и зла, которая находит свое воплощение как в высокой духовности идеалов, так и в практической этике повседневного поведения. В своих притчах Соломон обратил внимание на внутреннюю сущность человека. В этих притчах содержится ориентация для подрастающего человека во всех сферах и ситуациях, с которыми тот может столкнуться или в которые может попасть.

Размышляя о природе человека, яркая фигура римской философской и педагогической мысли - Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. н.э.) высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая однако такие свойства единственными. Справляться с дурными наклонностями помогает воспитание. Чтобы достичь педагогических результатов, считал Квин-тилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно. Воспитание должно формировать свободного человека. Дети - «драгоценный сосуд», с которыми надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику. При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские каче-

ства. Учитель должен заменять ученику отца, приучать питомца мыслить и действовать самостоятельно. Квинтилиан полагал, что нравственное становление личности предпочтительно в условиях семейного воспитания: «нравственность детей будет в большей безопасности вне толпы товарищей».

Обобщая высказывания философов античности, можно сказать, что суть гуманизма в их понимании сводится к человеколюбию, вниманию к личности, воспитание у него таких качеств, как благородство и стремление к свободе личности. Первые гуманистические педагогические идеи находят свое отражение и становятся приоритетными в концепциях воспитания древнего мира и античности, утверждающих принцип всестороннего и гармоничного развития. Особую ценность среди наследия античных мыслителей имеет идея о природосообразном воспитании, согласно которой педагог призван учитывать заложенные природой в ребенке жизненные силы и стремление к познанию мира, деятельности и развитию, способствуя проявлению этих сил. Античные философы в качестве главной цели гуманистического воспитания выдвигали идею достижения человеком жизненного успеха, создания единства потребностей и способностей, освобождения интеллекта от негативных высших явлений. Их абстрактный философский идеал характеризуется поиском ценностей, гармонизирующих интересы личности и общества.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. - С. 57.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

3. История образования и педагогической мысли: краткое учеб. пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. - С. 11-12.

4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: учеб. для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1987. - С. 17.

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ «НАПОЛНЕНИЯ» ЧАСТЕЙ СВОЕГО СОЧИНЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ЧАСТЬЮ «С» ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

© Бабкина С.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 37, г. Москвы

В данной статье предлагается алгоритм написания сочинения в рамках части «С» ЕГЭ, который соответствует применяемым критериям оценки и помогает систематизировать работу с текстом.

* Учитель русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.