Научная статья на тему 'Гуманистические идеи русского космизма'

Гуманистические идеи русского космизма Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
129
56
Поделиться
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ЧЕЛОВЕК / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КОСМИЗМ / СВОБОДА / СМЕРТЬ / АНТРОПОКОСМИЗМ / АНТРОПОДИЦЕЯ / НООСФЕРА

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Некрасов Сергей Иванович, Иванисова Анастасия Юрьевна

Рассматриваются фундаментальные мировоззренческие основания человеческого бытия, предложенные в концепциях русского космизма; показано, что представители этого направления в русской философии в качестве фундамента будущего человечества утверждают гуманистические ценности.

HUMANISTIC IDEAS RUSSIAN COSMISM

The article deals with the fundamental philosophical foundation of human existence, you are on the principles of adjustable, spiritual and moral potential, it is shown that the representatives cosmism usmat-regarded the future of humanity is built on love and humanity.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Гуманистические идеи русского космизма»

2012

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 182

УДК 1.091.08

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ РУССКОГО КОСМИЗМА

С.И. НЕКРАСОВ, А.Ю. ИВАНИСОВА

Рассматриваются фундаментальные мировоззренческие основания человеческого бытия, предложенные в концепциях русского космизма; показано, что представители этого направления в русской философии в качестве фундамента будущего человечества утверждают гуманистические ценности.

Ключевые слова: гуманизм, человек, духовность, нравственность, космизм, свобода, смерть, антропокосмизм, антроподицея, ноосфера.

Человек в концепциях русского космизма представлен как активная космическая сила. Для решения проблем глобально-планетарного масштаба, которые встанут перед человечеством после преодоления смерти и достижения бессмертия, считали русские мыслители, его ум, сердце и душа должны стать выше тех пороков, которые человечество накопило за всю свою предыдущую историю. Человек через духовно-нравственное самосовершенствование должен «преобразиться». И каждый из мыслителей видел по-своему этот путь преображения.

Умов Н.А., размышляя о совершенствовании нравственных начал в человеке, исходил из своего учения о «стройности». Он говорил, что «стройность» создает сам человек. К духовному росту личности ведет человеческая воля, способная подчинять чувства человека. «Эволюция невозможна без отбора требований натуры, ... человеческая совесть в области сознательной -воля - является орудием этого отбора, препятствующим живому вернуться в те условия, которые не соответствуют его месту в природе, и при которых его существование было невозможно. В то время как вне живого процессы природы выражаются в разрушении стройных движений беспорядочными, эволюция живого развивает типы, которые с большим и большим успехом борются с нестройностями природы, и сами становятся источниками возрастающей стройности. И в этом отношении в настоящую минуту впереди всех стоит человек, который в своих движениях, в своих воздействиях на природу, в построении машин, в своей психической деятельности (мысли и чувства), в науке и в этике создает стройность» [8, с. 133]. Стройность, вносимая человеком в окружающий мир, а также законы общества, ведут и к «стройности» нравственных устоев человечества.

Создание высоконравственного человека Н.А. Умов видит, во-первых, в «духовной связи» существующего поколения с уже «вымершим живым миром на нашей планете». «К такому убеждению, - пишет он, - призывает нас наука; оно предотвратит многие делаемые нами ошибки в понимании требований и потребностей нашей природы, она разъяснит нам весь эгоизм применения любви только в пределах представляющейся нам неподвижною современности, все бессердечие наше по отношению к будущности человечества, Пора подняться на эту ступень...» [7, с. 117]. Духовная связь поколений - связующее звено между будущим и прошлым, дающее импульс к пробуждению лучших нравственных качеств индивидуума: добра, ответственности, долга, сострадания, и главное, - совести. «Стройность чувств» ведет человека к высшему проявлению «стройности» - к этическим идеалам, которые у мыслителя очень тесно соприкасаются с христианскими идеалами нравственности. Необходимым компонентом достижения «стройности» является любовь, считал мыслитель. Но просто обладать любовью, по его мнению, недостаточно, нужно придать любви «векториальные свойства, твердо установить то направление, в котором должна развертываться таящаяся в ней сила». В качестве регулятора жизни человека Н.А. Умовым рассматривается Логос - синтез научного знания и любви. Логос («слово жизни») организует всю человеческую жизнь, отсекая от неё грех и зло, оставляет только «вектор - любовь».

Проблема духовности, нравственности человека К.Э. Циолковским специально не разрабатывалась. Но в его «космической философии» можно обнаружить несколько моментов непосредственно касающихся этих вопросов. Ученому далеко не безразличен был нравственный аспект решения многих космических проблем, так как от этого зависит конечный результат деятельности человека. «Нравственность Земли» совпадает с космической нравственностью, на это нам' «указывает» разум. «Не будет кругом меня страданий - и я тогда не подвергнусь им в этой или бесконечной будущей жизни...» [9, с. 375]. Овладение космосом, считает мыслитель, задача не столько технологическая, сколько нравственная. Разрабатывая идею «лучистого человечества», К. Э. Циолковский подчеркивает, как важно человеку приобрести «духовную целостность». Он считает, что в «лучистую» стадию человечество войдет, лишь достигнув вершины духовности и нравственности. Именно эта сторона каждого отдельного «Я» и спасет личность. Достичь вершин духовности, по К.Э. Циолковскому, как нам представляется, и есть подойти к «лучистой» фазе, так как, вероятнее всего, под этой фазой он имел в виду духовное состояние человечества. Здесь у ученого К.Э. Циолковского просматриваются христианские мотивы.

Мыслитель уверен, что первым шагом к вершинам духовного и нравственного совершенства должно быть получение человеком свободы слова, печати, собраний. То есть он должен научиться свободе выражения мысли. Затем человеку необходимо иметь средства для жизни в обществе, чтобы он не совершал насилия над другими лицами в обществе для получения этих средств. А для того, чтобы у него были средства к жизни, у него должно быть право на труд. Человек будет трудиться и иметь все необходимое. «От насилия он будет огражден, от нужды избавлен. К чему же ему тогда притворяться и лицемерить!» [9, с. 377]. Следующим этапом на пути «преображения» человека мыслителем указана борьба убеждений. Через борьбу убеждений человек подойдет к пониманию истины, которая должна подсказывать человеку его место «сообразно своей полезности».

На наш взгляд, в построениях философа упущен очень важный момент - труд души человека, совершенствование его внутреннего мира, его чувств, эмоций. Конечно, социальные факторы оказывают на личность определенное влияние. Но человек своими чувствами, переживаниями и радостями и сам совершенствует свое духовно-нравственное начало. Более того, совершенствование человека К.Э. Циолковский видит еще и через «отбор» в обществе: «плохое, или уклонившееся к дурному, оставляется без потомства». Он считает (и с этим нельзя согласиться), что те, кто оставлены без потомства, «не страдают» от этого, так как «родительских инстинктов и страстей» у них нет. Есть только «себялюбие». Это утверждение мыслителя весьма сомнительно.

Проблеме духовного «преобразования» уделял большое внимание В.И. Вернадский. Им была выделена новая форма биогеохимической энергии, которую он назвал «энергией человеческой культуры». Именно эта форма энергии, по мнению ученого, является нравственно-определяющей силой в разумной деятельности человека. Рассуждая о «духовной силе» человека и общества в целом, он подчеркивает важность «самостоятельной творческой, работы» личности. Во всех областях культурной, жизни, науке, философии, религии, искусстве, общественной жизни, «нельзя забывать, - пишет он, - что всякая... духовная творческая работа, накладывает отпечаток на весь духовный облик человека...» [6, с. 163]. Духовно-нравственные начала в человеке будут влиять, по мнению философа, на результаты развития биосферы. Проблема эта важна, считал учёный, так как человечество вступило в ту фазу развития биосферы, когда «жизнь человечества... стала неделимой, единой». Стремление к духовному росту, развитие нравственных начал в человеке в процессе «единения» человечества - задача планетарного плана, считает В.И. Вернадский. Ведь человечество должно стремиться к гармонии, которую указывает нам космос. В.И. Вернадский ратует за высокую духовность на основе творческого потенциала человека, за его нравственные начала на основе развития культуры. Именно творчество, культуру, разум, духовность ученый определяет как исходные позиции в «преображении» человека, считая, что человеку дано самосовершенствоваться.

Необходимо отметить, что духовно-нравственная сторона развития личности прослеживается у ученого в основном через тему «великого чувства любви». И здесь наблюдается, на наш взгляд, связь с христианской темой всепобеждающей любви. «Поймет человек, что не может он любить человечество, не любя отдельных лиц, поймет, что не любовью будет его сочувствие к человечеству, а чем-то холодным, чем-то деланным... раз он не забудет самого себя, всё свои помыслы, все свои мечты и желания в одном великом чувстве любви» [6, с. 154]. Вместе с тем, идеи В. И. Вернадского о творческом потенциале и роли культуры в деле самосовершенствования человека предполагают очень активную, преобразующую позицию человека в структуре биосферы, основанную на широком спектре знаний и определенном уровне разума. Такая позиция учёного не соответствует христианским канонам.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В центре антропологических исканий Н.А. Бердяева также были вопросы духовно-нравственного самосовершенствования человека. Он считал этику основным вопросом своей эпохи. Анализируя поведение человека, Н. А. Бердяев ищет базу этической системы и приходит к выводу, что основой здесь может быть только духовность, как отправная точка доведения человека В поисках этической системы человека и первой части его триединой ипостаси - духа, мыслитель связывает понятие «укрепление Духа» с «верховной ценностью» мира - Богом. «Он был распят миром, но Он же является верховной ценностью» [4, с. 286]. Борьба с порочностью требует от человека укрепления духа (через веру в Бога). Для этого, считает мыслитель, никаких ограничений свободы человека быть не должно.

Понимание Н. А. Бердяевым «свободы» идет от христианского ее понятия - самосовершенствование человека. И это относится напрямую к совершенствованию духовной сферы субъекта. Свобода понимается мыслителем как внутренняя энергия, которая помогает человеку самоопределиться в отношении добра и зла, но свобода, считает философ, не должна сводиться к. своеволию. У человека должна быть свобода высшего плана, которая является сутью Бога и Царствия Божия. В богословии это трактуется как «нравственная свобода», контролируемая Богом. В учении Н. А. Бердяева мы находим принцип антроподицеи, т. е. оправдания человека в творении, в нем получает развитие теодицея (оправдание Бога в творении). Раскрывая понятие свободы, мыслитель отмечает, что все достоинство творения, все совершенство человека - в присущей ему свободе. «Власти космически-органического над человеческим духом нужно противопоставлять не механически-техническое, не рационализацию, а свободу духа, начало личности, не зависящее, ни от организма, ни от механизма. Рабству человека у общества нужно противопоставлять ... дух, свободу духа и личности, в своем духовном качестве не зависящую от общества и природы» [3, с. 184]. Свобода - внутренний признак самой сути каждого человека, а отсюда идет и свобода выбора: либо в отношении свободного соединения с Богом, либо в отношении греха.

Мыслитель с горечью, замечает: «Машинная,.. техническая цивилизация опасна, прежде всего, для души. Сердце с трудом выносит прикосновение холодного металла, оно не может жить в металлической среде. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца как ядра души» [4, с. 269]. Н.А. Бердяев относит природу «сердца» к духовной природе, ко второй части триединой ипостаси - к «душе». Но философ вкладывает в это понятие моральную автономию личности, ее способность к моральному выбору и самоопределению, - то есть все то, что называется «свободой» по отношению к личности. Если личность триипостасна, значит, понятие свободы должно относиться и к душе. Философ утверждает, что творческое начало в человеке («Свободное Творчество») возможно лишь на основе высокой духовности и нравственного закона самого человека. В работах Н.А. Бердяева есть понятие - «этика закона». Анализируя узаконенную этику и узаконенное христианство, мыслитель указывает на некоторую зависимость их от обстоятельств и событий в обществе и предлагает рассматривать нравственные вопросы с точки зрения «чистой совести». Если все вопросы этики и морали будут решаться законодательством с «чистой совестью», то можно будет бороться в обществе за человечность. «Наиболее трудно защищать и утверждать человечность в жизни общества. Между тем

как человечность есть основа должного, желанного общества. Мы должны бороться за новое общество, которое признает высшей ценностью человека, а не государство, общество, нацию... Человечность требует более глубокой, духовной революции» [1, с. 315]. Мыслителем сделана успешная попытка обозначить путь человека к «преображению», т. е. к овладению человеком такими духовно-нравственными ценностями, которые «вернут» его к гармонии космоса, из которой он вышел, но утратил в своей душе, в своих помыслах и поступках.

Булгаковым С.Н. человек также ставится в «центр мира». Однако в отличие от Н.А. Бердяева, он не отводит человеку столь активную роль в «преображении» - в преодолении греха, в достижении высокой духовности. Его рассуждения ведутся вокруг «Божественной Софии», причем, культурный элемент - красота, искусство, чувства человека - стоит на первом плане, так как все это - душевный мир человека, который, и подлежит изменению вместе с миром внешним на пути к божественному идеалу. Человек, обладая силами природы, «творит из них что хочет. Он создает как бы свой мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту - он творит культуру...» [5, с. 131]. Источник творчества личности философ видит в духовности и нравственной свободе. «Творчество требует для своего существования двух условий' наличности, во-первых, замысла, свободы изволения и, во-вторых, мощи свободы исполнения... Несвободное творчество есть не творчество, но механизм» [5, с. 132]. Человеческое творчество, утверждает Н. А. Булгаков «софийно». Человек не обладает таким могуществом, чтобы самому ему было по силам создать «новый мир» - мир безгрешный. Творчество человека основывается на реальной причастности его к «Божественной Софии», проводящей в мир «божественные силы Логоса». Размышляя о создании нового мира, фактически безгрешного мира, на основе со-фийности, мыслитель не учел, что человек не воссоздает безгрешный рай, который был до изгнания из него Адама и Евы, а строит преображенный мир, в который он вносит что-то свое. Создание такого мира может идти на основе нравственного идеала, который вырабатывает для себя человечество. Духовность человека будет определяться его взаимодействием с Софией, обязательное условие творческой деятельности - свобода, необходимый элемент - культура.

Чижевский А.Л. в своих работах почти не касается темы духовно-нравственного «преображения» человека. Однако все его произведения проникнуты одной мыслью - земно-космическая связь всех явлений должна основываться на высокой этической и моральной стороне личности. Человек, осуществляя эту связь, обязан достичь высоконравственных позиций в решении многих глобальных проблем. Человеку необходимо уяснить, что деятельность его может носить лишь созидательный, а не разрушительный характер. Ученик и последователь К.Э. Циолковского, он вспоминал' «Великое отвращение охватывало как Константина Эдуардовича, так и меня, когда мы думали о том, что могут появиться люди, которые свой ум и свое сердце отдадут чудовищному делу - созданию атомной смерти мира» [10, с. 154]. Созидательная деятельность человека, по А.Л. Чижевскому, должна носить оттенок моральной обязанности перед грядущими поколениями.

Идея духовно-нравственного «преображения» человека ставилась и решалась философами - космистами XX в. в различных аспектах. Стремление к цельному познанию и острое чувство значения духовного для человека сочетаются у них с верой в многообразие опыта, дающего возможность как можно глубже проникнуть в тайны человека. Они доверяют своему нравственному, интеллектуальному, эстетическому опыту, помогающему им раскрывать высочайшие человеческие ценности. Образ высоконравственного человека у космистов соотносится с понятием свободной, оптимистичной личности, активной в творческой деятельности, в преобразовании мира, в установлении связи с космосом. Характерной чертой такой личности является высокая степень духовности, которую достигает человек через самосовершенствование. Известно, что человек самосовершенствуется через призму своего идеала. Религиозные мыслите-ли-космисты подразумевали под этим Бога. Космисты-естествоиспытатели рекомендовали глубже вникать в понимание природы. Но ни теми, ни другими не был раскрыт механизм создания высоконравственного человека с высокой степенью духовности (хотя Н. А. Бердяев, на

наш взгляд, близко подошел к решению этой проблемы). Тем не менее, духовно-нравственные идеи космистов ценны, актуальны, востребованы и теперь - в век экологического кризиса, политических потрясений.

Сила космистов в том, что обосновали и нравственную и объективную необходимость активной эволюции, ноосферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Русский космизм. - М., 1993.

3. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Русский космизм. - М., 1993.

4. Бердяев Н.А. Человек и машина, проблема социологии и метафизики техники // Из истории русской гуманистической мысли. - М., 1993.

5. Булгаков С.Н. Софийность хозяйства // Русский космизм. - М., 1993

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989.

7. Умов Н.А. Роль человека в познаваемом мире // Русский космизм. - М., 1993.

8. Умов Н.А. Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина // Русский космизм. - М., 1999.

9. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе: научно-фантастические произведения. - Тула, 1986.

10. Чижевский Х.Л. Вся жизнь. - М., 1930.

11. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1976.

HUMANISTIC IDEAS RUSSIAN COSMISM

Nekrasov S.I., Ivanisova A.J.

The article deals with the fundamental philosophical foundation of human existence, you are on the principles of adjustable, spiritual and moral potential, it is shown that the representatives cosmism usmat-regarded the future of humanity is built on love and humanity.

Key words: humanism, human, spiritual, moral, Space Art, freedom, death, human-made Space Art, anthropodicy, noosphere.

Сведения об авторах

Некрасов Сергей Иванович, 1954 г.р., окончил Киевский государственный университет (1979), доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, академик РАЕ, академик Европейской академии естественной истории, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, лауреат золотой медали им. Вернадского «За особые заслуги в области отечественной науки», автор более 250 научных работ, область научных интересов - онтология и теория познания, философская антропология, этика, философия науки.

Иванисова Анастасия Юрьевна, окончила ГУГН (2008), секретарь-референт ректора МГТУ ГА, соискатель кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - проблемы русской философии, философской антропологии, философии культуры, русского космизма.