Научная статья на тему 'Гуманистическая традиция в российском образовании'

Гуманистическая традиция в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1232
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ / HUMANIZATION / HUMANISTIC TRADITION / SCHOOL OF HUMANITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова И. С.

В статье сделана попытка анализа гуманистических идей в отечественном образовании. Только ли декларируется гуманизация образования или на ее принципах строится образование в современной школе?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic Tradition in Russian Education

An attempt to analyze the humanistic ideas in the domestic education has been made in the paper. Is the humanitarian education only being declared or on its principles the education is being based in the modern school?

Текст научной работы на тему «Гуманистическая традиция в российском образовании»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

И.С. Парфенова

Ключевые слова:

гуманизация, гуманистическая традиция, школа человечности.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье сделана попытка анализа гуманистических идей в отечественном образовании. Только ли декларируется гуманизация образования или на ее принципах строится образование в современной школе?

Статьи, посвященные проблемам гуманизации, чаще всего начинаются с фраз «В этот переломный момент...» или «В наше трудное время крушения идеалов, безнравственности...», или «Во времена переоценки ценностей...». И это, по сути, совершенно правильно. Именно тогда, когда страна испытывает трудности, когда люди устают от постоянного негатива, который их окружает, от ощущения безысходности, то, как правило, идеи гуманистов в общественном сознании занимают лидирующие позиции. Отношение к человеку как к ценности признается первостепенным.

Гуманизация касается многих процессов, происходящих в обществе. Не стоит в стороне от этого процесса и образование.

Обратимся к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». В статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» среди положений, на которых принципы основываются, декларируется и «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоува-

жения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [ 1] .

Идеи гуманной педагогики зародились еще в античной философии.

Позже гуманисты эпохи Возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень и др.) выдвигали на первый план культ человека и выступали против всего, что, по их мнению, закрепощало личность.

Однако принято говорить о становлении педагогики как гуманистической науки о воспитании и обучении начиная с XVII века (Я.А.Коменский, Дж. Локк и др.).

Дальнейшее свое развитие идеи гуманной педагогики получили в трудах французских материалистов (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро); поддерживали эти идеи и русские просветители (В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков), русские революционеры-демократы (А.Н. Радищев, А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский).

В Х1Х-ХХ вв. появились разные течения: абстрактный гуманизм, практический гуманизм, универсальный гуманизм (Н.А.Добролюбов, Н.И.Пирогов, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой).

После революции П.П.Блонский, С.Т.Шацкий приняли участие в создании новой школы - «школы человечности».

В 70-80-е годы педагоги-новаторы (Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов, М.П.Щетинин) воплощали на практике идеи гуманистической педагогики.

Насколько традиционны идеи отечественной гуманистической педагогики? Анализ исследований известных деятелей Х1Х-ХХ вв. позволяет выделить некоторые основные тенденции.

Прогрессивно настроенные педагоги выдвинули одной из первых идею всенародного образования. М. В. Ломоносов привлекал внимание общественности к проблеме всенародного просвещения. Ученый считал делом первой необходимости распространение образования во всех слоях русского общества. Именно общество должно взять на себя обязанность по обеспечению равного образования для всех людей. Такова была идея В. Г. Белинского. Опора на всенародное образование стала одной из отличительных черт русского общественно-политического движения.

Любовь к ребенку и уважение к нему - следующая идея гуманистической педагогики.

Н.И.Новиков активно защищал детей, полагая, что помимо обязанностей у них есть права, которые никто не может подавлять.

Н.А.Добролюбов, отстаивая эту идею, требовал предоставления ребенку

свободы и самостоятельности. В своей статье «О значении авторитета в воспитании» он отмечает: «Искусства обращаться с детьми нельзя передать дидактически; можно только указать основания, на которых оно может утверждаться, и цель, к которой должно стремиться. И мы думаем, главное, что должен иметь в виду воспитатель, - это уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего - правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, - заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из корыстных видов похвалы и награды» [6, с. 154].

Большое значение сторонники гуманистического образования придавали принципу, известному как принцип природосообразности, суть которого в том, что процесс воспитания должен следовать за процессом естественного развития детей и учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. На принципе природосообразности основывался в своей деятельности М.В.Ломоносов, понимая, что в воспитании детей следует опираться на факторы природного развития ребенка. Он был горячим сторонником индивидуального подхода в обучении, суть которого, по его мнению, состояла в учете склонностей каждого ребенка.

Н.И.Новиков одним из первых затронул вопрос о необходимости изучения детей и учета их индивидуальных особенностей. В. Г. Белинский выступал против представлений о том, что ребенок - это tabula rasa, на которой воспитатели могут писать все, что им вздумается, ведь в развитии есть свои закономерности, с которыми надо считаться, а воспитательные средства должны соответствовать периодам развития ребенка.

Многие философы, педагоги и психологи пришли к убеждению, что успех развития человека во многом зависит от моральных факторов. Приверженцы этой точки зрения выдвигали идею нравственного воспитания на первый план.

Одним из первых о пользе нравственного воспитания писал известный историк-энциклопедист В.Н.Татищев: «Истинное бо увеселение в детях есть разум и способность к приобретению добра, а отвращению зла» [13, с.51].

Высоко ценил нравственность М.В.Ломоносов. Наиболее важным в воспитании молодых людей он считал такие добродетели, как благочестие, великодушие, мудрость, незлобивость. Н.И.Новиков выделял нравственное воспитание, имеющее предметом образование сердцем. Существенным условием формирования в детях высокой нравственности К.Д.Ушинский считал гуманные отношения, полагая, что влияние на ученика возможно при дружеских контактах.

Школа человечности предполагает наличие учителя, в деятельности которого преобладает гуманистическая направленность.

М. Ю. Ломоносов полагал, что учитель не должен быть легкомысленным лукавцем, он должен быть совестливым и добросердечным человеком, уважающим своих учеников и относящимся к ним без презрения.

«Для ребят, - писала Н. К. Крупская, - идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными».

С момента появления первых идей гуманистического образования прошли столетия, но их суть мало изменилась.

Е.Н.Шиянов условно выделил ряд гуманистических установок учителя:

установка на принятие любого ученика, каков он есть;

эмпатическое понимание ученика;

установка на открытое, доверительное общение с учащимися.

«В конце ХХ века мировая общественность на всех уровнях, включая и государственно-политический, признает, что гуманизм является основополагающим принципом и критерием общественного прогресса» [10, с. 237].

Проанализировав научные публикации, А.Б. Орлов приходит к выводу о существовании двух основных значений термина «гуманизация». С одной стороны, «гуманизацию» понимают как приближение к человеку, очеловечивание учебного материала, средств его преподавания и усвоения.

С другой стороны, «термин «гуманизация» используется также для обозначения либерализации и демократизации стиля педагогического общения, когда на смену авторитарно-командным отношениям между педагогом и учащимся приходят более мягкие (равноправные, демократические, человечные) отношения, когда педагогический арсенал вместо окрика, команды, наказания и т.п. пополняют более гуманные формы педагогического взаимодействия: совет, просьба, поощрение и т.п., когда традиционный фронтальный способ организации занятий замещается различными способами группового обучения и т.п.» [9, с. 145].

Нисколько не умаляя важности этих двух подходов, А.Б. Орлов обращает внимание на то, что действительная гуманизация школы не может быть сведена только к изменениям содержания образования и стиля педагогического общения, поскольку школа - это не столько знания и отношения между людьми, сколько сами люди [см.: 9].

«Подлинный, наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования - это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гар-

монизация личности каждого педагога и каждого ученика, включенных в образовательный процесс» [9, с. 146].

Более детально подходит к процессу гуманизации С.В.Иванова: «Гуманизация образования неотделима, с одной стороны, от уважительного отношения к личности, от процессов совершенствования самого человека и возрастания его духовного потенциала, с другой - от повышения личной ответственности человека за свою собственную судьбу, за судьбу мира; должна базироваться на организационных подходах, обеспечивающих условия для гуманизации образования со стороны государства и общества» [7, с. 13].

Таким образом, можно отметить, что вопрос гуманизации образования традиционен, несмотря иногда на разные представления об этом процессе.

Н.П.Юдина отмечает, что в педагогике прочно утвердилось представление о гуманистической традиции, которая по отношению к глобальной, носит частный характер. «Идейно-практическое ядро гуманистической педагогической традиции представлено аксиологическими утверждениями о ценности личности, антропоориентированной целью воспитания («Человек как предмет воспитания», по К.Д.Ушинскому), природосообраз-ной организацией педагогического процесса, ориентацией образования на творческое развитие личности» [5, с. 50-51 ].

Ценность гуманистической традиции состоит в том, что она дает возможность раскрыть истинную сущность педагогической деятельности. Существование гуманистической традиции во многом обусловлено природой отношений « педагог - ученик».

А теперь обратимся к современной школе. Насколько в реальной жизни школы живы гуманистические традиции? Многие ответят, что существует они исключительно в декларативной форме. И во многом окажутся правы.

Школа - это образовательная структура, место, куда ребенок приходит учиться, но еще больше школа - это отношения. К сожалению, гораздо легче управлять школой, в которой царит авторитаризм. Школы, в которых пытаются создать дружелюбную атмосферу, требуют очень больших усилий и внутренних затрат. Зато дети в них не просто учатся, они в них живут. Это не значит, что процессу обучения уделяется недолжное внимание, это значит, что к нему подходят по-другому: создают мотивацию для учебы, пытаются учитывать индивидуальные особенности, раскрывают способности детей и т.д.

Борьба за высокие показатели в ЕГЭ, за место школы в рейтинге «Топ 300» доводит ситуацию до абсурда. И педагогов обвинить трудно - от них требуют результаты.

Кроме того, количество бумаг, которые требуют от педагога - за гранью разумного. Появление компьютера этот процесс упростило, но количество документов, которые необходимо предоставить, увеличилось в разы. Не стоит забывать и о том, что профессия учителя - это одна из немногих профессий, требующая еще и домашней подготовки: проверка тетрадей, подготовка конспектов уроков и т.п.

Но есть и другая сторона медали. Многие из нас слышат от своих детей фразы типа «мне бы сегодня только пятый урок пережить...». Этим уроком может оказаться ИЗО или музыка, которые идут раз в неделю, а если это русский язык или математика, которые идут практически каждый день? Школа превращается в стресс для ребенка, потому что сначала он борется со страхом перед нелюбимым уроком, а потом «отходит» от стрессовой ситуации. Какое уж тут усвоение нового материала!

В.М. Лизинский, рассуждая о легенде, связанной с педагогом, с его ценностью и важностью в обществе, отмечает: «Успех, счастье, смысл жизни педагога вполне укладываются в простую формулу: быть, знать, созидать, участвовать, творить, мыслить, быть достойным и быть нужным, чувствовать, помнить.Нужно уметь быть собой и быть привлекательным, нужно уметь так работать с информацией, чтобы она тревожила, возбуждала, звала, мотивировала, влекла к другой жизни, к новому, к поискам, к победам» [3, с. 246-247].

Тем не менее, во все времена были, есть и будут педагоги, которые преданы своему делу, для которых гуманизация образования - это процесс естественный, потому что именно так они представляют себе свою педагогическую деятельность.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ьйр://минобрнауки.рф

2. Алиева Л.В. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. -№5. - С. 19-26.

3. В поисках гуманистической реальности: сб. науч. тр. / Науч. ред. В. П. Бедерханова. Краснодар: Кубан. гос.ун-т, 2007.

4. Беляев Г.Ю. Актуальные модели воспитания: век ХХ1 // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - №5. - С. 26-39.

5. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретиче-

ские основы и исторический опыт реализации (конец XIX - 90-е гг. XX вв.) / Под ред. М. В. Богуславского и З. И. Равкина. М: ИТОиП РАО, 1998.

6. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1952 .

7. Иванова С.В. Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса: философско-методол. анализ: Автореф. дис.....д-ра филос.

наук. Москва, 2007. - 43 с.

8. Новикова Л.И., Кулешова И.В., Григорьев Д.В. Педагогическая реальность воспитательного пространства // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 1998. - № 3. - С. 14-20.

9. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. М.: Издательский дом «Логос», 1995.

10. Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции / Под ред. Б.Л.Вульфсона. М., 1995.

11. Селиванова Н.Л. Возможные направления изменения воспитания в современной социальной ситуации // Вопросы воспитания. - 2015. - №1.

- С.54-61.

12. Степанов П.В. Феномен толерантности // Классный руководитель. -2004. - №3.

13. Татищев В.Н. Избранные произведения. М.: Наука, 1979.

14. Шустова И.Ю. Роль педагогической поддержки в самоопределении старшеклассников // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - №5.

- С. 74-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.