Научная статья на тему 'Гуманистическая сущность литературы (на примере творчества народных поэтов Башкортостана Н. Наджми и А. Атнабаева)'

Гуманистическая сущность литературы (на примере творчества народных поэтов Башкортостана Н. Наджми и А. Атнабаева) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЗМ / ОБРАЗНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА / ГЕРОИЗМ / ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гареева Гульфира Нигаматовна

В произведениях Н.Наджми, вошедших в поэтические сборники «Волны», «Неожиданный дождь», «Земля и песня», «Стихи и поэмы» и в произведениях Ангама Атнабаева, вошедших в сборники «Разговор с сердцем», «Встреча с молодостью», «Я обращаюсь к тебе», «Любовь моя, тоска моя», «Дороги сердца», «Ты всегда со мной», «Годы оставляют песни», «Мелодии колокольчика» и др. наблюдается стремление проникнуть в глубинные пласты общественного развития. Поэтов, прежде всего, интересует сущность человеческого бытия, ценность жизни. Гуманистические взгляды поэтов особенно ярко выражены в стихах и поэмах, написанных на тему Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая сущность литературы (на примере творчества народных поэтов Башкортостана Н. Наджми и А. Атнабаева)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 821.512.141.09

Гареева Гульфира Нигаматовна

Д.ф.н., профессор БашГУ г. Уфа, РФ E-mail: gareevagulfira@mail.ru

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ (на примере творчества Народных поэтов Башкортостана Н.Наджми и А.Атнабаева)

Аннотация

В произведениях Н.Наджми, вошедших в поэтические сборники «Волны», «Неожиданный дождь», «Земля и песня», «Стихи и поэмы» и в произведениях Ангама Атнабаева, вошедших в сборники «Разговор с сердцем», «Встреча с молодостью», «Я обращаюсь к тебе», «Любовь моя, тоска моя», «Дороги сердца», «Ты всегда со мной», «Годы оставляют песни», «Мелодии колокольчика» и др. наблюдается стремление проникнуть в глубинные пласты общественного развития. Поэтов, прежде всего, интересует сущность человеческого бытия, ценность жизни. Гуманистические взгляды поэтов особенно ярко выражены в стихах и поэмах, написанных на тему Великой Отечественной войны.

Ключевые слова

Лиризм, образность, художественная деталь, гуманистические идеи, чувства патриотизма, героизм,

философские размышления. символический образ

Народный поэт Башкортостана, лауреат государственной премии РСФСР имени М.Горького и Республиканской государственной премии имени С. Юлаева Н. Наджми в литературу пришел в конце 1930-х годов. Первый сборник стихов «Капельки» был издан в 1950-м году. Вслед за первой книгой выходят поэтические сборники «Волны» (1955), «Неожиданный дождь» (1960), «Земля и песня» (1962), «Стихи и поэмы» (1964). Лучшим его лирическим стихам характерны глубокий лиризм, тонкий юмор, яркая образность. С первых же поэтических произведений Н.Наджми показал себя непревзойденным мастером художественной детали. В таких самобытных произведениях Н.Наджми, как «Капли», «Несчастье», «Стих», «Взгляд сверху» и многие другие, наблюдается стремление проникнуть в глубинные пласты общественного развития. Поэта, прежде всего, интересует сущность человеческого бытия, ценность жизни.

Драматические события Великой Отечественной войны предоставили возможность Н.Наджми для раздумий о смысле жизни и природе героизма. Поэма Н.Наджми «Баллада о песне» наполнена героическим пафосом, лиризм в ней органически связан с остродраматической формой ситуаций. Поэма открывается размышлениями о времени: «Сказало Время: - У меня нет времени!.. - И понеслось». Поэт описывает день начала войны: конные состязания, впереди всех несется на своем скакуне лихой джигит, скоро финиш, скоро криками восторга будут приветствовать победителя. А вместо этого парня встретила пустая площадь, тишина. В образе безымянного джигита автор подразумевает своего друга, поэта Малиха Хариса. Впоследствии этот джигит оказывается героем поэмы, которую писал Малих Харис, «урывая время от боев». Не успев завершить свое произведение о фронтовике, Малих сам вступает в бой, «поэму продолжает он теперь в качестве солдата» и погибает геройски. Так в балладе оказываются два героя, которые сливаются в единый, величественный образ Малиха Хариса. В поэме Н.Наджми «Баллада о песне» не дается последовательное изображение этапов жизни героя, в центре - несколько ярких, исторически важных событий и острых драматических ситуаций, которые наиболее ярко раскрывают характер героя. Активное участие башкирской поэзии в борьбе за Родину автор раскрыл на примере подвига талантливого молодого башкирского поэта Малиха Хариса, героически погибшего на фронте. Идея бессмертия героической поэзии, борющейся за свободу народа, является одной из основных идей этого произведения [1, c.355-356].

В произведении много места уделено кульминационным моментам, а другие элементы сюжета

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

намечаются как бы мимоходом - еле приметными, но характерными штрихами. Уменьшение объема изображаемых событий и обстоятельств способствует повышению плотности повествования. В результате возрастает острота столкновений, драматизм борьбы, предоставляется возможность для глубоких философских размышлений. В поэме мастерски использован художественный прием неожиданного превращения кнута в руках всадника - участника сабантуя - в саблю, этот прием поэт умело использует для изображения внезапности и драматичности начала Великой Отечественной войны. Тем самым достигает образного показа резкого изменения жизненного уклада советских людей, готовность народа дать отпор врагу. С усилением драматизма поэмы связано также частое обращение поэта к кинематографическим приемам, к асиндетонам - словам, которые в смысловом отношении мало связаны между собой.

Поэма «Ворота» Н.Наджми посвящена показу становления характера рядового советского человека, о формировании его взглядов на мир. В ней ворота воспринимаются как символический образ, конкретизирующий своеобразный этап человеческой жизни. Образ «ворот» приобретает в произведении значение главного композиционного стержня поэмы. Соотнося вехи развития, как личной, так и общественной жизни с открытием новых и новых ворот, поэт достигает наглядности и выразительности сложных явлений действительности. Деревенский малыш открывает ворота, ведущие со двора его дома в поле. Через многие годы, переехав в город, уже юноша открывает ворота в науку, в большой мир. За четыре военных года, пройдя через горнило боев, он входит победителем в Бранденбургские ворота. Символический образ ворот появляется и там, где поэт говорит о своих поисках верного пути к людским душам.

Тема любви к родной земле сплетается в творчестве поэта с темой патриотизма. В цикле стихов «Возвращаясь из Индии» Н.Наджми мастерски использовал индийские легенды о Гималаях как о недосягаемом рае. В этих стихах мотивы советского патриотизма, чувств любви и преданности к отчизне являются основными, они наполнены чувством гордости за свою Родину. Возвращаясь домой, поэт пролетает над «крышей мира» - величественными, таинственными Гималаями. Эти горы как бы завидуют ему, поднявшемуся ввысь, одолевшему вершины, на которые веками не ступала нога человека. Раздумья Н. Наджми о родной земле, о стране, о народном духе, о языке, о народных напевах - основа поэм «Дьявол», «Урал». В них раскрывается трагизм судеб людей, оторванных от родной земли.

Гуманистические взгляды поэта особенно ярко выражены в стихах и поэмах, написанных на тему Великой Отечественной войны. В стихах и поэмах «Мать», «Березы», «Баллада о песне», «Рубашка» война предстает как бедствие, разрушающее прекрасные человеческие мечты, как великая трагедия, уносящая миллионы жизней. В поэме «Рубашка» поэтическая деталь рубашка символизирует несгибаемый дух народа во время тяжелых испытаний, преемственность духовных традиций. Всепобеждающая сила жизни усиливает оптимизм поэм и стихотворений «Рябина», «Ранний снег», «Вы не вернулись на родную землю», «Разговор со знаменем». Поэма «У колыбели» и десятки стихов поэта проникнуты идеей борьбы за мир.

Народный поэт Башкортостана Ангам Атнабаев пришел в литературу в 1950-ые годы. В 1958 году вышел первый поэтический сборник автора «Разговор с сердцем». Вслед за первой книгой появились десятки новых: «Встреча с молодостью» (1961), «Я обращаюсь к тебе» (1963), «Любовь моя, тоска моя» (1968), «Дороги сердца» (1971), «Ты всегда со мной» (1972), «Годы оставляют песни» (1975), «Мелодии колокольчика» (1978) и др. Особенны лирические герои А. Атнабаева - это неповторимые образы современников, чье детство и отрочество совпало со временем жесточайшего испытания, с годами Великой Отечественной войны. Война в произведениях А. Атнабаева является мерилом нравственных и духовных позиций человека.

В изображении героического характера современников, в раскрытии главной сути эпохи особое место занимает поэма А.Атнабаева «Мой современник». В этом произведении поэт особое внимание выделяет идейно-эстетическим связям поколений, преемственности духовно-нравственных традиций. Поэт восславляет героизм народа, восстановившего из руин страну, создавшего мощную материально-техническую базу народного хозяйства. История и современность, народ и личность - эти проблемы в поэме показаны в тесной связи с мотивами трудового и боевого героизма:

Поэма «Мой современник» написана в форме обращения автора к своему современнику. Автор успешно пользуется данным эффективным приемом поэтического обращения для усиления лирического

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

настроя произведения. Романтическое звучание произведения усиливает трезвый взгляд автора на трудности эпохи. Для воплощения общих черт характера своих ровесников, сформировавшихся в сложное военное время, поэт нашел убедительные поэтические образы. Современники поэта прощались с детством рано. И поэт видит в этом не драму поколения, а настоящие испытания на человеческую прочность. Большое место в поэме уделяется идейно-эстетическим связям между современностью и периодом Великой Отечественной войны, между людьми современности и грядущими поколениями. Тема неразрывного единства личности и эпохи, общности интересов, а также попытки художественного исследования внутреннего мира человека, его духовности нашли свое отражение во многих поэтических произведениях А. Атнабаева, в том числе и в стихах «Вращение» и др.

Еще в начале 1960-х годов А. Атнабаев в стихотворении «Где же белые березы?» публицистически заостренно поднял проблему судьбы родной земли. Тревожные мысли о природе, об экологии Башкортостана, о менталитете народа стоят в центре многих стихов поэта, созданных в 1970-1990-ые годы. Стихотворениям о молодости, о любви присущи лиричность, легкий юмор. Сатирические стихотворения А. Атнабаева обличают пороки общества, лицемерие, низменные устремления, бездуховность. Своеобразный момент перестройки во второй половине 1980-х годов, потребительско-иждивенческое отношение некоторых людей к обновлению жизни А. Атнабаев разоблачил в стихотворениях «Из одного - сто», «Якобы не замечают», «Пустое обещание», «Очереди, очереди» и др [2, c.122].

А. Атнабаев успешно работал и в жанрах драматургии. В драмах «Он вернулся» и «Приговор матери» изображены острые конфликты, труднопреодолимые противоречия, показаны резкие столкновения положительных и отрицательных персонажей, глубокий психологический процесс преодоления ими душевных противоречий. В этих пьесах в процессе острых драматических перепитий, трагических коллизий раскрывается духовный мир героев.

Гуманистическая сущность драмы «Он вернулся» (1960) заключается в образе главного героя произведения Тимербулата - патриота, человека несгибаемой воли, прошедшего адские муки в фашистских концлагерях. Образ Тимербулата воспитывает ненависть к фашизму. Тимербулат, получив контузию на фронте в годы Великой Отечественной войны, попал в плен, затем - в фашистский концлагерь, оттуда с приходом союзников - в Южную Америку и только через много лет смог вернуться на свою Родину. Обо всем этом сообщается в отрывочных рассказах и воспоминаниях героя после его возвращения домой. Из этих рассказов вырисовывается образ настоящего патриота, человека несгибаемой воли, сильного духом. Однако содержание драмы составляют не воспоминания Тимербулата о прошлом. События в драме происходят в течение недели после возвращения Тимербулата в родную деревню. Драматический узел сюжета составляет острая психологическая ситуация: жена Тимербулата, Марзия, считая мужа погибшим, заново вышла замуж и родила от второго мужа троих детей. Тимербулат не может строить свое счастье, разрушив счастье других. Он не винит Марзию в неверности, ибо то, что произошло с его семьей, - следствие той же жестокой войны. Когда Марзия пытается как-то оправдаться, Тимербулат с тоской говорит: «Эта война беспощадно надсмеялась над судьбами миллионов. Телесные раны, нанесенные войной, возможно, и зажили уже, но сердечные раны еще долго будут кровоточить». Автор удачно пользуется приемом образного, иносказательного выражения мысли. Зритель, например, хорошо понимает, что имеет в виду Марзия, когда говорит, что посаженная Тимербулатом яблоня засохла, а посаженная Хамитом - быстро принялась и пошла в бурный рост, ибо сказанное Марзией касается не только приусадебного сада, в нем отражена судьба Тимербулата. Жизнь героев драмы, их страдания пробуждают глубокое сочувствие в зрителе и одновременно вызывают в нем ненависть к войне. В этом заключается гуманистическая сущность произведения.

Список использованной литературы:

1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т.5. - Уфа: Китап, 1993. - C. 355-356.

2. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т.6. - Уфа: Китап, 1996. - C. 122.

© Гареева Г.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.