Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Я. А. КОМЕНСКОГО (К 430-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Я. А. КОМЕНСКОГО (К 430-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитание / гуманизм / личность / образование / обучение / педагогика / пансофия / школа.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стожко Н. Ю., Стожко Д. К., Шиловцев А. В., Некрасов С. Н., Сорокина Н. И.

Современный мир переживает эпоху глобального кризиса буквально во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Сфера образования и воспитания в этом отношении не составляет исключение. Наиболее опасными проявлениями этого кризиса в образовании сегодня являются его дегуманизация, формализация и технологизация. В условиях цифровой революции и тотального распространения глобальных информационных сетей участники образовательного процесса становятся зависимыми от господствующего в них контента и в гораздо меньшей степени проявляют свою субъектные способности к познанию и освоению новой реальности. В связи с этим особый интерес представляет исторический опыт гуманистической педагогики, накопленный наукой за прошлые годы. Гуманизм как система мировоззрения, в которой высшей ценностью становится сам человек, человеческая личность, внес значительный вклад в педагогиче6скую науку. Среди таких выдающихся педагогов – гуманистов прошлых веков, как Т. Мор, М. Монтень, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, и др. был и выдающийся чешский мыслитель, философ, писатель и педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), 430 лет со дня рождения которого исполнилось в 2022 г. Его идеи в области педагогической дидактики, в формировании содержания и организации педагогического процесса в определенных отношениях предвосхитили появление таких распространенных сегодня теорий, как концепция «развивающего образования» Л. С. Выготского, «Я-концепция» К. Роджерса, «когнитивного конструктивизма» Ж. Пиаже, «коммуникативной педагогики» В. Караковского и др. Целью исследования является выявление связи идей Я. А. Коменского с последующим развитием гуманитарных наук и с современностью, и с возможностями их практического использования. В статье представлен анализ философских и мировоззренческих оснований педагогики Я. А. Коменского, ее гуманистического и личностно ориентированного характера, раскрыто ее значение для формирования гармонично развитого человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Я. А. КОМЕНСКОГО (К 430-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

СТОЖКО Наталия Юрьевна,

доктор химических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и химии Уральского государственного экономического университета;

e-mail: [email protected]

СТОЖКО Дмитрий Константинович,

кандидат философских наук, доцент кафедры креативного управления и гуманитарных наук Уральского государственного экономического университета;

e-mail: [email protected]

ШИЛОВЦЕВ Андрей Владимирович,

кандидат исторических наук доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, e-mail: [email protected]

НЕКРАСОВ Станислав Николаевич,

доктор философских наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета; профессор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, e-mail: [email protected]

СОРОКИНА Наталья Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного аграрного университета, e-mail: sorokina.nataly.iv@gmail. com

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Я. А. КОМЕНСКОГО (К 430-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Аннотация. Современный мир переживает эпоху глобального кризиса буквально во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Сфера образования и воспитания в этом отношении не составляет исключение. Наиболее опасными проявлениями этого кризиса в образовании сегодня являются его дегуманизация, формализация и технологизация. В условиях цифровой революции и тотального распространения глобальных информационных сетей участники образовательного процесса становятся зависимыми от господствующего в них контента и в гораздо меньшей степени проявляют свою субъектные способности к познанию и освоению новой реальности. В связи с этим особый интерес представляет исторический опыт гуманистической педагогики, накопленный наукой за прошлые годы. Гуманизм как система мировоззрения, в которой высшей ценностью становится сам человек, человеческая личность, внес значительный вклад в педагогичебскую науку. Среди таких выдающихся педагогов - гуманистов прошлых веков, как Т. Мор, М. Монтень, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, и др. был и выдающийся чешский мыслитель, философ, писатель и педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), 430 лет со дня рождения которого исполнилось в 2022 г. Его идеи в области педагогической дидактики, в формировании содержания и организации педагогического процесса в определенных отношениях предвосхитили появление таких распространенных сегодня теорий, как концепция «развивающего образо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-257-265 NIION: 2018-0076-10/22-1063 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1261

вания» Л. С. Выготского, «Я-концепция» К. Роджерса, «когнитивного конструктивизма» Ж. Пиаже, «коммуникативной педагогики» В. Караковского и др. Целью исследования является выявление связи идей Я. А. Коменского с последующим развитием гуманитарных наук и с современностью, и с возможностями их практического использования. В статье представлен анализ философских и мировоззренческих оснований педагогики Я. А. Коменского, ее гуманистического и личностно ориентированного характера, раскрыто ее значение для формирования гармонично развитого человека.

Ключевые слова: воспитание, гуманизм, личность, образование, обучение, педагогика, пансофия, школа.

STOZHKO Natalia Yurievna,

doctor of chemical sciences, professor, Head of the Department of Physics and Chemistry Ural State Economic University

STOZHKO Dmitry Konstantinovich,

PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Creative Management and Humanities Ural State Economic University;

SHILOVTSEV Andrey Vladimirovich,

Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

NEKRASOV Stanislav Nikolaevich,

doctor of philosophical science, Professor of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University; Professor Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

SOROKINA Natalya Ivanovna,

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Ural State Agrarian University

HUMANISTIC PEDAGOGY Y. A. KOMENSKY (ON THE 430TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH)

Annotation. The modern world is experiencing an era of global crisis in literally all spheres of human life. The sphere of education and upbringing is no exception in this respect. The most dangerous manifestations of this crisis in education today are its dehumanization, formalization and technologization. In the context of the digital revolution and the total spread of global information networks, participants in the educational process become dependent on the content that dominates them and, to a much lesser extent, show their subjective abilities to learn and master a new reality. In this regard, the historical experience of humanistic pedagogy, accumulated by science over the past years, is of particular interest. Humanism as a system of worldview in which man himself, the human personality, becomes the highest value, has made a significant contribution to pedagogical science. Among such outstanding teachers - humanists of past centuries, as T. More, M. Montaigne, F. Rabelais, E. Rotterdamsky, F. Rabelais, and others, there was also an outstanding Czech thinker, philosopher, writer and teacher Jan Amos Comenius (1592- 1670), whose 430th birthday was celebrated in 2022. His ideas in the field of pedagogical didactics, in the formation of the content and organization of the pedagogical process, in certain respects, anticipated the emergence of such theories that are widespread today, such as the concept of"developmental education" by L. S. Vy-gotsky, "Self-concept" by K. Rogers, "cognitive constructivism" by J. Piaget, "communicative pedago-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

gy" by V. Karakovsky and others. with the possibility of their practical use. The article presents an analysis of the philosophical and ideological foundations of Ya. A. Komensky's pedagogy, its humanistic and personality-oriented nature, and reveals its significance for the formation of a harmoniously developed person.

Key words: upbringing, humanism, personality, education, training, pedagogy, pansophia, school.

Введение

Научное творчество Я. А. Коменского довольно многообразно. Его работы, хотя и сравнительно нечасто, но все-таки издаются и доступны читателям [1; 2; 3]. Проходят и международные конференции, посвященные научному наследию Я. А. Каменского (г. Москва, Институт стратегии развития образования РАО, 2018; г. Ростов-на-Дону, РГМУ, 2022 и др.).

Историография о нем также достаточно обширная. Особенно много о творчестве Я. А. Коменского писали в прошлом столетии. Среди работ авторов того времени можно назвать исследования Р. Альтова [4], И. Брамбора [5], Е. Бран-диса [6], Н. К. Гончарова [8; 9], П. В. Горностаева [10; 11], Ж. Карпей [12], М. В. Кратохвила [13], Д. О. Лордкипанидзе [14], Б. Н. Митюрова [15], А. Я. Плеханова [16], З. И. Ривкина [17], А. А. Смирнова [18], С. В. Смоляницкого [19; 29], Л. А. Степашко [21], О. Я. Фроловой [22], Н. К. Чапаева [23], А. А. Чума [24; 25], М. Шагинян [26] .

Среди сравнительно новых исследований о творчестве Я. А. Коменского, относящихся уже к XXI столетию, также можно назвать работы П. В. Белых [27], А. Б. Белоусовой [28], И. Гронцовой [29], А. З. Гусейнова и Г. Д. Турчинова [30], А. Н. Джуринского [31], В. А. Зайчук [32], А. Н. Коберник [33], И. В. Куницыной [34], А. А. Лозановой [36], Л. Н. Овиновой и Е. Г. Шрейбера [37], Л. В. Попова [38], М. Прохазки [39], Г. В. Сориной и В. С. Месь-ковой [40].

Я. А. Коменский был философом, педагогом, филологом, писателем и исследователем природы, занимавшимся физикой, химией, биологией и т.д. В истории мировой науки ученых такого масштаба принято относить к категории энциклопедистов. Конечно - в широком смысле слова, поскольку в узком значении энциклопедистами считались ученые - авторы французского «Энциклопедического (толкового) словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), среди которых наибольшей известностью пользуются Вольтер, Дидро, Кондорсе и др. Но об этих ученых мир узнал лишь через сто лет после Я. А. Коменского, которого можно с полным основанием считать предтечей и одним из первых европейских ученых - энциклопедистов, создателем гуманистической педагогики, в центре которой была поставлена личность самого учащегося, его интересы и потребности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Важнейшим средством формирования личности человека, по мнению Я. А. Коменского, должна была служить идея софийности - представление о мудрости, конкретизированное им в форме всестороннего образования (обучения).

Среди сочинений Я. А. Коменского стоит отметить такие, как книга «Открытая дверь языков всех наук» (1631 г.), учебник по физике (1632 г.), Книга для родителей по воспитанию детей «Материнская школа» (1633 г.), Учебник по латинскому языку, научный трактат «Новейший метод преподавания языков» (1647 г.), Учебная книга «Видимый мир в картинках» (1658 г.), а также работы «Правила поведения», «О культуре природных дарований», «Законы благоустроенной школы» и др. Но главными и наиболее известными его сочинениями стали «Пансофия» (1639 г.) и «Великая дидактика» (1657 г.). Именно в этих сочинениях изложены главные фундаментальные и прикладные идеи ученого, дано его философское видение образования как духовно-нравственного и социально-культурного феномена.

Результаты исследования

Я. А. Коменский жил в сложное время, когда в странах Западной Европы распространялась Реформация и обострялась борьба между ее представителями, с одной стороны, и католиками - клерикалами (инквизицией, иезуитами) с другой стороны. Одним из центров этой борьбы как раз и была Чехия, (в том числе и ее историческая область Моравия), родина Я. А. Коменского, где еще за сто лет до его рождения появилось гуситское движение - своеобразная форма анти-като-лицизма, а его создатель, религиозный реформатор Ян Гус и его ближайшие соратник Иероним Пражский погибли на костре за свои идеи (1415 г., 1416 г.). Но с гибелью реформаторов гуситское движение не только не угасло, но и приобрело по-настоящему революционный характер, а его представители - табориты и особенно хилиасты (радикальная часть) вели открытую вооруженную борьбу не только против католической церкви, но и против ее главного светского апологета - Римского императора [41,320].

Еще больше ситуация обострилась в 1618 г., когда в Праге произошло событие, послужившее одним из поводов к началу Тридцатилетней войны на европейском континенте: группа чешских дво-

рян выбросила из окна дворца двух императорских наместников, а Чехия (Богемия) восстала против власти австрийских Габсбургов. Однако после окончания Тридцатилетней войны в Чехии вновь началась католическая реакция, людей насильственно обращали из протестантизма в католицизм, а, система образования вновь оказалось в руках иезуитов [42, с. 249].

Вот как описывает это чешский историк Франтишек Палацкий (1798-1876 гг.) в своей «Истории чешского народа», переведенной на русский язык известным славистом - историком Н. П. Задерацким (1874): «Это религиозное превращение чешской мысли потребовало многих жертв... С побежденным протестантизмом началась борьба вновь устроенных учреждений католической церкви разрушением всех его памятников, а также произведений чешской литературы двух предшествующих столетий. Розыск и сожжение чешских книг, как зараженных ересью, было одной из главных забот иезуитских миссий по городам и селам» [42, с. 250].

Все эти события сыграли свою решающую роль в формировании мировоззренческих и, прежде всего, философских взглядов Я. А. Комен-ского. Оставаясь религиозным по своей натуре, он был в полном смысле слова патриотом своей страны, высказывался за сохранение национального (чешского) языка и национальной (чешской) литературы. Выступая против преследований инакомыслящих со стороны церковной реакции, он был гуманистом, т.е. человеком, искавшим эталон общества, думавшим о человеческой душе и убежденным в несправедливости такого порядка, при котором процветает социальное неравенство и социальная несправедливость.

Подлинный мир он считал не юдолью зла и несчастий, а гармоничной совокупностью взаимосвязанных между собой явлений, созданной Богом и воплощающей поставленные им цели. Ключевая из этих целей - известная формула из Св. Писания: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Понятно, что в представлениях мыслителя подлинный мир - это мир правильный, истинный, но, одновременно, и мир должного, а не сущего, будущего, а не настоящего. Однако, Я. А. Коменский не был утопистом, подобно многим своим предшественникам и современникам (Т. Мору, Л. Валла, Т. Кампанелле, Ф. Гвиччардини и др.), рисовавшим фантастические благословенные страны, острова и города далеко от своей родины. Он искренне верил в то, что существует реальный путь построения «царства Божьего» на земле - путь обучения, образования и воспитания. Оставаясь в рамках религиозно-философской парадигмы мышления, Я. А.

Коменский особую надежду отводил духовно-нравственному воспитанию и системно-комплексному образованию людей.

Путь к исполнению главной цели образования (к совершенствованию человека) - это накопление в себе мудрости или, как выразятся спустя триста лет на этот счет представители русской философии идеал-реализма (И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. Ф. Эрн и др.) «сил добра». Мы не случайно здесь вспомнили о русском «идеал-реализме», поскольку идею софиологии, с которой, по существу, ранее выступил Я. А. Коменский, активно развивали впоследствии многие русские философы - представители этого философского течения (С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.). Справедливо суждение, согласно которому философию образования Я. А. Коменского можно трактовать как «философию общего дела» [43, с. 37]. В России идеи «философии общего дела» наиболее ярко сформулировал Н. Ф. Федоров [44], В. А. Кожевников, Н. П. Петерсон и др.

Собственно говоря, «философия» переводится с греческого как «любовь к мудрости». При этом у Я. А. Коменского речь идет не о случайной или единичной мудрости, а о мудрости всеобщей, общечеловеческой, о пансофии т.е. о всеобщей философии - всеобщей любви к мудрости. Иными словами, чешский педагог рассуждал об общественном сознании, интеллекте, мировоззрении и психологии, о всеобщем характере образования.

Сам термин «пансофия» напоминает схожие по своей конструкции термины с приставкой «пан», означающей всеобщий характер обозначаемого предмета. Например, «пантеизм» (философское учение, объединяющее Бога и Природу в одной сущности), «панславизм» (всеобщее славянство), пандемия (всеобщая эпидемия) и др. И здесь видна опять-таки авторская отсылка к будущему, поскольку единой, унитарной и универсальной философии не существовало ни во времена, когда жил Я. А. Коменский, ни сейчас. Сама религиозная философия во времена Я. А. Коменского была внутренне разобщенной. Помимо философии католицизма и протестантизма в ней существовала и философия различных ересей - альбигойцев, богомилов, вальденсов, гуситов, катаров и др. Стремление гармонизировать религиозное мировоззрение, собственно, и послужило одним из мотивов создания учения о пансофии.

Но, поскольку Я. А. Коменских не был богословом и теологом, подобно своим предшественникам Фоме Аквинскому (1225-1274 гг.) или Николаю Кузанскому (1401-1461 гг.), он направил свою пансофию (любовь к мудрости) на сферу педагогики и попытался создать систему целостного, разностороннего, наиболее полного обучения, в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

которой наряду со специальными предметами (агрономия, математика, физика) присутствовали бы и гуманитарные предметы (история, философия, география и др.). Именно благодаря усилиям Я. А. Коменского мы сегодня имеем именно такое системное и комплексное образование как в средней, так и в высшей школе.

Правомерно суждение о том, что пансофия у Я. А. Коменского нацелена на изучение «предельных явлений», а это позволяет обнаружить определенную экзистенциальную ее направленность. Данный тезис, вероятно, выглядит спорным, но думается, что в условиях «больших перемен», каковыми стали Реформация и Тридцатилетняя война в Европе, взгляды серьезных философов и педагогов (а Я. А. Коменский, безусловно, был таковым) не могли не претерпеть существенную трансформацию, а их носители не могли не пытаться «посмотреть за горизонт», чтобы представить себе новые (экзистенциальные) проявления сущего. И хотя есть мнение о том, что для понимания реальности настоящего и будущего существуют разные принципы, а такой экзистенциальный подход уводит от жизни и лишает ее реального основания, способствует тому, что в познании царствуют произвол и хаос [30, с. 9], вряд дли он справедлив в отношении к творчеству Я. А. Коменского. Прогностическая направленность его представлений была связана не с простым созерцанием мира, и не с отвлеченными фантазиями или спекуляциями, а с воспитанием личности человека как творца реальности, как ее созидателя. Иными словами, можно отметить субъектную направленность образовательной программы Я. А. Коменского, суть которой состояла в превращении ученика из объекта внешнего воздействия в субъекта образовательного процесса, в формировании субъектных способностей учащихся (продуктивно-творческого воображения, трудолюбия, способности к самоорганизации, самоидентификации, к нормотворчеству).

Я. А. Коменский придавал важное значение в процессе обучения (образования) также и чувственному восприятию и полагал, что «нет ничего в интеллекте, чего не было бы прежде в ощущениях». Это позволяет считать мыслителя склонным к сенсуализму, хотя категорично утверждать это вряд ли стоит. Дело в том, что, придавая особое значение чувственному восприятию, ученый никоим образом не отвергал значение разума как средства понимания реальности. И здесь было бы правомерно отметить переходный и эклектический взгляд автора на саму педагогику, в которой он, естественно, апеллировал не только к чувствам ученика и его наблюдательности, но и к его разуму, сознанию, логике, психике.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Известно, что в разные исторические эпохи общественная и личная психология также меняется, соответственно, меняются и конкретные (возрастные, профессиональные) особенности обучающихся (например, в настоящее время мы наблюдаем быструю акселерацию, или цифрови-зацию сознания людей, или виртуализацию их личной и даже общественной жизни, чего не было еще полвека назад). Этим изменениям способствовали определенные материальные предпосылки: появление «Internet» (1969 г.), развитие генных технологий (технология CRISPR - редактирования генома, 2014 г.) и т.д. Все это не могло не оказать влияния на психологию человека.

Справедливо мнение о том, что новые данные психологии иначе характеризуют многие возрастные и профессиональные особенности человека. При этом нельзя не заметить, что Я. А. Коменский нацеливал учителя на то, чтобы в процессе обучения отслеживать развитие таких особенностей и развивать личность ученика, ее психологические качества и способности к деятельности с учетом возможностей того или иного возраста. «Великий педагог тем самым закладывал научный фундамент под будущие психолого-педагогические дисциплины - возрастную психологию и возрастную педагогику» [23, с. 214], а также под концепцию развивающего обучения, которая получила широкое распространение лишь в середине ХХ в. благодаря теории культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.

Пансофия Я. А. Коменского - это некая «глобальная» философия образования, или, выражаясь языком русского философа В. С. Соловьева, «философия всеединства», которая рассматривает мироздание в его органичном единстве бытия, как универсум. Можно сказать, что пансофия Я. А. Коменского как бы предвосхитила многие направления развития философской мысли будущего. С ее помощью он стремится раскрыть единство мира и его бытия. Насколько это ему удалось - вопрос отдельный, поскольку сами по себе философские взгляды мыслителя хотя и были религиозными и вполне в духе эпохи, но носили эклектический характер. И в духе эпохи сфера знания (ноосфера, как называл ее позднее В. И. Вернадский) представлялась чешскому мыслителю как «пневматосфера» - сфера духа (термин Т. де Шардена).

Собственно, пансофию автор определяет следующим образом: «Пансофией я называю то, что могло бы служить живым отражением мира -отражением, где все было бы одно с другим связано, друг друга поддерживало, было бы друг для друга плодотворно» [1, с. 71]. Пансофия в воспитании - это всеобъемлющее, универсальное вос-

питание, в основе которого лежит органичный взгляд на мироустройство, религиозная основа его восприятия и понимания, и философское отношение к сущему. Я. А. Коменский дает в своих сочинениях обоснование природной целесообразности.

Существует мнение о том, что Я. А. Комен-ский «переоценивал роль воспитания, видя в нем главное средство борьбы против «испорченности человеческого рода» и установления общественного благополучия» [30, с. 6]. Думается, что это суждение необходимо рассматривать в контексте самих исторических эпох. В разное время роль воспитания может усиливаться, возрастать, а в другие периоды, наоборот, снижаться. Там и тогда, где и когда духовно-нравственные традиции в обществе сильны, само воспитание не требует чрезвычайных усилий, и ребенок находится в благоприятной моральной среде. Но тогда, когда рушатся эти духовно-нравственные устои (как это происходит сейчас), роль воспитания, конечно, становится исключительной. Поэтому «бросать камни» в тех, кто придает воспитанию особое значение вряд ли уместно, гораздо лучше и полезнее было бы посмотреть на конкретную историческую эпоху, когда об этом самом воспитании писалось.

И здесь мы обнаруживаем, что, с одной стороны, именно на рубеже Средних веков и Нового времени в обществе стал быстро распространяться атеизм, что не могло не вызвать глубокой озабоченности в среде религиозных педагогов. С другой стороны, сама церковь служила отрицательным примером для религиозного воспитания и образования, что вызвало к жизни такое явление, как Реформация в странах Западной Европы, представители которой выступали за изменение не только в самой церкви, но и в системе образования и воспитания. В частности, в отношении самой личности учащегося, которую все чаще предлагалось воспитывать не только в духе почитания канонов веры, кротости и послушания, но и в духе критического отношения к фактам и канонам, в духе самостоятельности и трудолюбия.

А это была уже новая воспитательная парадигма, свойственная именно началу Нового времени. Я. А. Коменский полагал, что обучение (учеба) как форма трудовой деятельности требует от ученика и от учителя напряжения мысли, воли, характера, и физического напряжения [23,179]. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе [33]. Тем самым обучение превращалось из рутинного и репродуктивного процесса в процесс активного и творческого развития самой личности.

Заключение

Характеризуя образовательную систему Я. А. Коменского, можно сказать, что она полностью напоминает современную школу: начальное образование, среднее образование, высшее базовое образование (бакалавриат), высшее законченное образование (аспирантура, магистратура, ординатура). В связи с этим, чтобы не повторяться, воспроизведем следующее суждение: «Ян Амос Коменский по праву считается родоначальником той системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие. Изменялись формы правления, сходили со сцены политические режимы, умирали сами собой педагогические эксперименты или педагогическое шарлатанство, - а школа продолжала и продолжает учить детей в рамках все той же классно-урочной системы, которую великий педагог создавал в XVII веке» [45].

Тот значительный духовно-нравственный и гуманистический потенциал, который содержится в философии образования, в философском обосновании процесса, характера и содержания обучения у Я. А. Коменского, может быть востребован, а также практически использован и в современной системе образования, в условиях формирования новой реальности, в контексте растущей общей культурной, политической и социально-экономической турбулентности и нестабильности. Стремясь к инновациям в условиях глобального кризиса современного образования, исследователям стоит вспомнить о научном наследии Я. А. Коменского, поскольку известно, что «новое - это хорошо забытое старое».

Тем более, что в условиях кризиса современного глобализма, когда новым участником системы образования выступает поколение «Альфа», для которого нормами (универсалиями) становятся личная свобода, кастомизация, развлечение, скорость, инновации, проблемная ориентированность в содержании и организации учебного процесса, склонность к игровым практикам, индивидуализированный и самообразовательный формат деятельности, а также отличающие это поколение от поколения клиповый тип мышления, многозадачность и сложности с концентрацией внимания [46, с. 40], происходит размывание идеала и целей самого образования, что реально грозит самой образовательной системе энтропией. И в этом отношении исторический опыт педагогики, в частности, наследие Я. А. Коменского представляются крайне полезными.

Список литературы:

[1] Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. А. Красновского. М.: Педагогика, 1955. - 655 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

[2] Я. А. Великая дидактика / Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

[3] Антология гуманной педагогики: Комен-ский. М.ИД Амонашвили, 2002. - 224 с.

[4] Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М., 1959. - 150 с.

[5] Брамбора Последний период литературной деятельности Яна Амоса И. Коменского // Советская педагогика. 1964. № 7. С. 97-105.

[6] Брандис Е. «Мир в картинках» Я.А. Коменского // Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. Москва, 1980. С. 17-18.

[7] Гончаров Н. К. Великий гуманист // Советская педагогика. 1967. № 12. С.75-80.

[8] Гончаров Н. К. Ян Амос Коменский и современность. К 300-летию со дня смерти // Советская педагогика. 1970. № 9. С. 116-126.

[9] Горностаев П. В. «...Исправно заботиться о своём здоровье». Я.А. Коменский о физическом воспитании // Физическая культура в школе. 1995. № 6. С. 43-46.

10] Горностаев П. В. Проблемы изучения языков в наследии Я.А. Коменского // Иностранные языки в школе. 1992. № 3/4. С. 35.

[11] Горностаев П. В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. 1993. № 5. С. 86-88.

[12] Карпей Ж. Коменский: компас и карта // Педагогика. 1993. № 5. С. 82-84.

[13] Кратохвил М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского. М., 1991. - 192 с.

[14] Лордкипанидзе Д. О. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский. - М., 1957. - 32 с.

[15] Митюров, Б.Н. Славянские истоки педагогики Я.А. Коменского // Педагогика. 1995. № 1. С. 109-113.

[16] Плеханов А. Я. А. Коменский: материнская школа // Дошкольное воспитание. 1992. № 5/6. С. 41-45.

[17] Равкин З. И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. № 5/6. С. 81-85.

[18] Смирнов А. А. Ян Амос Коменский и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1970. № 6. С. 17-33.

[19] Смоляницкий С. В. Три века Яна Амоса Коменского. М., 1987. - 208 с.

[20] Смоляницкий С. В. Я. А. Коменский и мы // Советская педагогика. 1987. № 6. С. 109-113.

[] Степашко Л. А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5/6. С. 86-88.

[21] Фролова, О. Я. А. Коменский о воспитании и обучении детей в семье // Дошкольное воспитание. 1981. № 11. С. 35-36.

[22] Чапаев Н. К. Введение в курс «Философия и история образования. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 1998. - 249 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

[23] Чума, А. А. Судьба «Преддверия» Я. А. Коменского в России // Советская педагогика. 1989. № 5. С. 115-119.

[24] Чума, А. А. Учебные книги Яна Амоса Коменского в московских «разноязычных» школах начала XVIII века // Советская педагогика. -1960. № 12. С. 112-117.

[25] Шагинян М. Отец современной педагогики // Семья и школа. 1970. № 11. - С. 20-23.

[26] Белых П. В. Педагогические взгляды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фробеля. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https:// nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/ library/2019/12/22/pedagogicheskie-vzglyady-ya-a-kamenskogo-zh-zh

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[27] Белоусова А. Б. Образовательная концепция Яна Амоса Коменского и ее реализация в современной лингводидактике // Иностранные языки вконтексте межкультурной коммуникации. 2021. № 13. С.172-177.

[28] Гронцова И. Социально-педагогические воззрения Я. А. Коменского // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т.7. № 3. С.16-31.

[29] Гусейнов А. З., Турчин Г. Д. Я. А. Комен-ский - классик научной педагогики. Саратов: Изд-во Саратовского ГУ, 2015. - 69 с.

[30] Джуринский А. Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 2000. - 117 с.

[31] Зайчук В. А. Педагогические взгляды и идеи Я. А. Коменского. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://www.uchportal.ru/ publ/26-1-0-11794

[32] Классно-урочная система в учениях Я. А. Коменского. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.evkova.org/referaty/ klassno-urochnaya-sistema-v-ucheniyah-yaakomenskogo

[33] Коберник А. Н. Взгляд в будущее: фило-софско-педагогическое творчество Я. А. Коменского и современность // Balkan Scientific Review/ 2019. № 1 (3). C. 38-42.

[34] Куницына И. В. Взгляды Я. А. Комен-ского в свете современного обучения и воспитания / Учитель создает нацию. Мат. III Межд. Науч.-практ. конф. Грозный, 2018.C.279-284

[35] Лозанова А. А. Дидактические взгляды Яна Амоса Коменского // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2019. Т. 9. № 10. С.419.

[36] Овинова Л. Н., Шрейбер Е. Г. Актуальность идей Я. А. Коменского о воспитании нравственности для современной педагогики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т.7. № 3. С.8-15.

[37] Попов Л. В. «Вечное беспокойное странствие» Яна Амоса Коменского // Вестник Московского университета. Серия? Педагогическое образование. 2016. № 4. С.3-16.

[38] Прохазка М. Ян Амос Коменский как вдохновитель развития социально-педагогического мышления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т.7. № 3. С.22-27.

[39] Сорина Г. В., Меськов В. С. Вперед к Коменскому (глобальный характер проекта Коменского в современных условиях) // Ценности и смыслы. 2012. № 4. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vpered-k-komenskomu-globalnyy-harakter-proekta-komenskogo-v-sovremennyh-usloviyah/ viewer

[40] Мацек Й. Табор в гуситском революционном движении. В 2-х т. М.: Изд-во ин. лит., 1956 - 1959. Т.1. - 586 с.; Т. 2. - 572 с.

[41] Палацкий Ф. Краткий очерк истории чешского народа / пер. Н. П. Задерацкого. Киев: Тип. М. П. Фрица, 1872. - 260 с.

[42] Степанова А. С. Педагогическая философия Яна Амоса Коменского и В. Ф. Одоевского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1. № 5. С. 36-48.

[43] Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М.: Эксмо, 2008. - 752 с.

[44] Корнющенко Д. И. «Философия образования»- неуловимая структура современной педагогики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://lit.lib.rU/k/kornjushenko_d_i/text_0040. shtml

[45] Гончарова В. А. Принцип построения идеала в антропологии современного образования // Философия образования. 2022. Т. 22. № 1. С.38-58.

Spisok literatury:

[1] Comenius Ya. A. Selected pedagogical works / ed. A. A. Krasnovsky. M.: Pedagogy, 1955. -655 p.

[2] Ya. A. Great didactics / Comenius Ya. A., Locke D., Rousseau J. J., Pestalozzi I. G. Pedagogical heritage. M.: Pedagogy, 1989. - 416 p.

[3] Anthology of humane pedagogy: Comenius. M. ID Amonashvili, 2002. - 224 p.

[4] Alt R. The progressive nature of Comenius' pedagogy. M., 1959. - 150 p.

[5] Brambora The last period of the literary activity of Jan Amos I. Comenius // Soviet Pedagogy. 1964. No. 7. S. 97-105.

[6] Brandis E. "The World in Pictures" by Ya.A. Comenius // Brandis E. From Aesop to Gianni Rodari. Moscow, 1980. S. 17-18.

[7] Goncharov N.K. Great humanist // Soviet Pedagogy. 1967. No. 12. P.75-80.

[8] Goncharov N. K. Yan Amos Comenius and the present. To the 300th anniversary of death // Soviet Pedagogy. 1970. No. 9. S. 116-126.

[9] Gornostaev P. V. "... To properly take care of your health." Ya.A. Comenius on physical education // Physical culture at school. 1995. No. 6. S. 43-46.

10] Gornostaev P.V. Problems of learning languages i n the heritage of Ya.A. Comenius // Foreign languages at school. 1992. No. 3/4. S. 35.

[11] Gornostaev P. V. Universal education of the entire human race // Pedagogy. 1993. No. 5. S. 86-88.

[12] Karpey J. Comenius: compass and map // Pedagogy. 1993. No. 5. S. 82-84.

[13] Kratokhvil M. V. Life of Jan Amos Comenius. M., 1991. - 192 p.

[14] Lordkipanidze D.O. Great Czech teacher Jan Amos Comenius. - M., 1957. - 32 p.

[15] Mityurov, B.N. Slavic origins of pedagogy Ya.A. Comenius // Pedagogy. 1995. No. 1. S. 109113.

[16] Plekhanov A. Ya. A. Comenius: maternal school // Preschool education. 1992. No. 5/6. pp. 41-45.

[17] Ravkin Z. I. The great school reformer // Pedagogy. 1992. No. 5/6. pp. 81-85.

[18] Smirnov A.A. Yan Amos Komensky and problems of psychology // Questions of psychology. 1970. No. 6. S. 17-33.

[19] Smolyanitsky S. V. Three centuries of Jan Amos Comenius. M., 1987. - 208 p.

[20] Smolyanitsky S. V. Ya. A. Comenius and we // Soviet Pedagogy. 1987. No. 6. S. 109-113.

[] Stepashko L.A. Man in the concept of Ya.A. Comenius // Pedagogy. 1992. No. 5/6. pp. 86-88.

[21] Frolova, O. Ya. A. Komensky on the upbringing and education of children in the family // Preschool education. 1981. No. 11. S. 35-36.

[22] Chapaev N. K. Introduction to the course "Philosophy and history of education. Ekaterinburg: Publishing House of RGPPU, 1998. - 249 p.

[23] Plague, A. A. The fate of Ya. 1989. No. 5. S. 115-119.

[24] Chuma, A. A. Educational books by Jan Amos Comenius in Moscow "multi-lingual" schools of the early 18th century // Soviet Pedagogy. -1960. No. 12. S. 112-117.

[25] Shaginyan M. Father of modern pedagogy // Family and school. 1970. No. 11. - S. 20-23.

[26] Belykh P. V. Pedagogical views of Ya. A. Comenius, J. J. Rousseau, F. Frobel. - [Electronic resource]. - Access mode - URL: https://nsportal.ru/ shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/ library/2019/12/22/pedagogicheskie-vzg-lyady-ya-a-kamenskogo-zh-zh

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

[27] Belousova A. B. The educational concept of Jan Amos Comenius and its implementation in modern linguodidactics // Foreign languages in the context of intercultural communication. 2021. No. 13. P.172-177.

[28] Grontsova I. Socio-pedagogical views of Ya. A. Comenius // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences. 2015. V.7. No. 3. P.16-31.

[29] Huseynov A. Z., Turchin G. D. Ya. A. Comenius - a classic of scientific pedagogy. Saratov: Publishing House of the Saratov State University, 2015. -69 p.

[30] Dzhurinsky A.N. History of Pedagogy. M.: VLADOS, 2000. - 117 p.

[31] Zaichuk V. A. Pedagogical views and ideas of Ya. A. Komensky. - [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-11794

[32] Class-lesson system in the teachings of Ya. A. Comenius. - [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.evkova.org/referaty/klassno-urochnaya-sistema-v-ucheniyah-yaakomenskogo

[33] Kobernik A. N. A look into the future: the philosophical and pedagogical work of Ya. A. Comenius and modernity // Balkan Scientific Review / 2019. No. 1 (3). C. 38-42.

[34] Kunitsyna I. V. Views of Ya. A. Komensky in the light of modern education and upbringing / The teacher creates a nation. Mat. III Intl. Scientific-practical. conf. Grozny, 2018.C.279-284

[35] Lozanova A. A. Didactic views of Jan Amos Comenius // Bulletin of Medical Internet Conferences. 2019. V. 9. No. 10. P. 419.

[36] Ovinova L. N., Shreiber E. G. Relevance of the ideas of Ya. A. Komensky about the education of

morality for modern pedagogy // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences. 2015. V.7. No. 3. P.8-15.

[37] Popov L.V. "Eternal restless wandering" by Jan Amos Comenius // Bulletin of the Moscow University. Series? Teacher Education. 2016. No. 4. P.3-16.

[38] Prochazka M. Jan Amos Komensky as an inspirer for the development of socio-pedagogical thinking // Bulletin of the South Ural State.

[39] Sorina G. V., Meskov V. S. Forward to Comenius (the global nature of the Comenius project in modern conditions) // Values and meanings. 2012. No. 4. - [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vpered-k-komen-skomu-globalnyy-harakter-proekta-komensko-go-v-sovremennyh-usloviyah/viewer

[40] Macek J. Tabor in the Hussite revolutionary movement. In 2 vols. M.: Publishing house in. lit., 1956 - 1959. Vol. 1. - 586 p.; T. 2. - 572 p.

[41] Palatsky F. Brief essay on the history of the Czech people / transl. N. P. Zaderatsky. Kyiv: Type. M. P. Fritz, 1872. - 260 p.

[42] Stepanova A.S. Pedagogical philosophy of Jan Amos Comenius and V.F. Odoevsky // Domestic and foreign pedagogy. 2017. V.1. No. 5. S. 36-48.

[43] Fedorov N. F. Philosophy of the common cause. M.: Eksmo, 2008. - 752 p.

[44] Kornyushchenko D. I. "Philosophy of education" is an elusive structure of modern pedagogy. -[Electronic resource]. - Access mode: URL: http://lit. lib.ru/k/kornjushenko_d_i/text_0040.shtml

[45] Goncharova V.A. The principle of building an ideal in the anthropology of modern education // Philosophy of Education. 2022. V. 22. No. 1. P. 38-58.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.