ми и в совокупности с ними обеспечивают профессионально-личностное становление обучающегося как специалиста и профессионала, владеющего квалификацией менеджера образования.
Личностно-творческая стадия предусматривает два этапа курсового обучения (личностно-профессиональный, консал-тинг-модераторский), каждый из которых сопровождается проектными практиками в форме творческих мастерских и студий модератора-консультанта. В совокупности они обеспечивают обретение обучающимся личностно-профессиональной компетентности руководителя, интегрально характеризующей его как мастера, модератора и консультанта в единстве и взаимосвязи их функций, востребуемых информационным обществом.
Логика реализации стадий и соответствующих этапов опережающей управленческой подготовки учитывает уровневый характер и неравномерность становления базовых компонентов личностно-профес-сиональной компетентности гуманитарно-ориентированного руководителя. При этом педагогический процесс курсового обучения проектируется в виде последовательности ситуаций саморазвития и гуманитарной ориентировки курсантов, овладевающих базовыми для данного этапа обучения метапрофессиональными и лич-ностно-профессиональными специальными компетенциями, адекватными ведущему компоненту личностно-профессиональной компетентности руководителя и предмету его труда.
Методическое обеспечение дидактического процесса управленческой подготовки осуществляется посредством реализации «семейства» учебных программ.
На нормативно-квалификационной стадии это следующие программы: а) введение в специальность (педагог как будущий руководитель), б) освоение норм и алгоритмов управления образовательным учреждением (руководитель как специалист), в) овладение квалификацией (руководитель как профессионал). На личностно-творческой стадии программы: а) «Мастер-класс руководителя», б) «Управленческая студия модератора», в) «Кон-салтинг-менеджмент в современном образовании».
Литература
1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. М., 1980.
2. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. М., 2000.
3. Колесникова, И.А. Развитие профес-сионально-педагогического качества в системе непрерывного образования / И.А. Колесникова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2003. № 1.
4. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. № 5.
5. Подчалимова, Г.Н. Теория и практика проектирования содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ Г.Н. Подчалимова. Курск, 2004.
6. Сахарчук, Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход / Е.И. Сахарчук. Волгоград, 2003.
7. Сериков, В.В. Общая педагогика: избр. лекции / В.В. Сериков. Волгоград, 2006.
8. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Нар. образование. 2003. №2.
Л.А.ВЕРЕТЕННИКОВА
(Барнаул)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Раскрывается миссия управленца в современной системе образования. Сформулированы ключевые противоречия современной управленческой деятельности в сфере образования. Рассматриваются различные стратегии управленческой практики и их основания.
Российское общество на современном этапе подвергается постоянным экономическим, социальным, духовным трансформациям, которые отличаются уникально -
© Веретенникова Л.А., 2007
стью, детерминированной философско-исторической онтологичностью России. С одной стороны, это колоссальный духовный, культурный, ментальный потенциал нации, концентрация которого осуществлялась веками, тысячелетиями. С другой стороны, низкий уровень экономического развития, четко прослеживаемая тенденция на коммерциализацию социальной сферы, в том числе образования. Различные проявления данной дихотомии духовного и социального указывают на неспособность общества организовать социальную жизнь на крепком фундаменте национальной культуры, философском осмыслении самобытности России, проистекающем из понимания исторического пути ее народа. В настоящее время в различных контекстах поднимается проблема поиска национальной идеи. Ее содержательное насыщение идет не за счет оптимизации внутреннего потенциала нации, а исходя из внешней ориентации на желаемое положение в мировом сообществе. Это может привести к усилению отрыва нации от своих истоков, своих корней.
Процессы, происходящие в российском образовательном пространстве, изоморфны процессам, протекающим в обществе в целом. В данном случае также можно констатировать, что огромный потенциал, накопленный педагогической наукой и практикой, остался во многом не востребован реальной политикой, регулирующей развитие образования. Отмечая данную тенденцию, В.И. Загвязинский в своей статье вскрывает наличие конфронтации между реальными стратегическими регуляторами политики и основными положениями традиционной для отечественной педагогической науки гуманистической человеко-ориентированной парадигмы. «Происходит сползание к технократической парадигме, для которой характерен примат средств над целью, прагматических ориентиров, стандартов и алгоритмов -над смыслом, мыслью и чувством. Технократическая парадигма подменяет собой культурно-ценностную парадигму, согласно которой образование связано с условиями погружения становящейся личности в культуру, с освоением ее ценностей и традиций, с развитием способности к творчеству» [2: 11]. Политика, модернизации отечественной системы образования про-
тиворечит не только национальным науч-но-педагогическим традициям, но и мировым гуманистическим тенденциям. В подтверждение этого тезиса можно обратиться к результатам исследования Ю.С. -Давыдова. Ученый тщательно проанализировал нормативно-законодательную базу реформирования системы образования России и сравнил ее с аналогами, регулирующими развитие европейского образования. Им было выявлено заложенное в этих документах несоответствие между декларированием следования интеграционным европейским процессам в рамках Болонского соглашения и невключением в законодательную базу российского образования важнейшего гуманистического элемента - отношения к образованию как к общественному благу и общественной ответственности. Общественные блага неконкурентны, в отличие от частных, и не носят исключающего характера, т.е. невозможно исключить кого-либо из процесса пользования этими благами. Если к обозначенной проблеме прибавить еще четко определяемый курс на инвестиционную привлекательность высшего образования, т. е. развивается только то, во что вкладывает деньги потенциальный потребитель услуг, то перспектива развития отраслей, которые не дают быстрой отдачи, в ситуации современных рыночных отношений позитивной не является. Это, в первую очередь, отразится на подготовке кадров для системы образования и на развитии тех научных областей, в которых преимущественно и выражен гуманистический вектор исследований в области духовности, культуры и нравственности.
Установлению определенного баланса духовно-ценностного и прагматического и выравниванию сложившейся противоречивой ситуации могут способствовать оптимизация процесса профессиональной подготовки управленческих кадров, придание ей гуманистической направленности. Руководящее звено в любой профессиональной системе, в том числе и в системе образования, выполняет функцию трансмиссии внешних, заданных политикой тенденций, во внутренние, организационные, и наоборот. Профессиональное поведение руководителя подвергается ярко выраженной двойной детерминации: внутренней
(со стороны организации) и внешней (со стороны государства): гармонизация влияния данных векторов во многом определяется субъектной позицией управленца как профессионала: культурой, мировоззрением, ценностными установками. Эта напряженная внутренняя работа субъекта отражает духовное развитие личности. Управленческая деятельность руководителя всегда связана с нравственной ответственностью за результаты приложения своих усилий по отношению к людям, которые в нее включены.
Как убеждают результаты проведенного исследования, профессионально и личностно значимая для управленца экзистенциальная ситуация нравственного понимания собственной управленческой деятельности, переосмысления ее ключевых целей и задач может быть создана в условиях образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).
Нами было выявлено, что на развитие гуманистической направленности управленческой деятельности руководителя системы образования влияют активизация профессионального самосознания руководителя как субъекта управленческой деятельности; выявление векторов направленности собственной управленческой деятельности в плоскости субъект-субъектных отношений; умение анализировать и оценивать свое профессиональное поведение в интенсивных конфликтных ситуациях. Огромный, не использованный ранее в педагогической науке методологический потенциал, упорядочивающий систему прилагаемых ментальных, педагогических, психологических и организационных усилий субъектов по развитию гуманистической направленности собственной управленческой деятельности, содержится в философской антропологии. Философско-ан-тропологический подход предполагает оптимизацию системы педагогических средств и методов в контексте научной логики обучения взрослых, которая способствует интенсификации ментальной активности субъектов управленческой деятельности по осмыслению и развитию собственной ценностной профессиональной позиции в соотношении с философско-нравственными константами-императива-ми.
Произведенный анализ социальной, педагогической ситуации позволил выявить ключевые противоречия между:
- прагматической, функциональной направленностью государственной политики в области развития системы образования и внутренней устремленностью субъектов этой системы к национальной и мировой гуманистической образовательной традиции;
- осознанием российской научной общественностью потребности в высококвалифицированных руководителях с ярко выраженными духовно -нравственными, гуманистическими профессиональными ценностями и отсутствием системных действий в управлении национальным образованием по развитию соответствующих организационно -педагогических условий для их формирования;
- потенциальной готовностью системы ДПО осуществлять развитие гуманистической направленности управленческой деятельности руководителей системы образования и наличием объективных препятствий в этом: отсутствием соответствующей идеологии и четко заданных целевых ориентиров, предъявлением жестких требований к конкретной функциональности образовательных программ, а также недостаточной теоретической разработанностью возможностей достижения данного результата;
- убежденностью руководителей системы образования в гуманистической направленности своей управленческой деятельности и неподтверждением в полной мере гуманистических характеристик при ее целенаправленном анализе и глубоком осмыслении (так называемое противоречие между иллюзорным восприятием ситуации и реальным, основанном на конкретном анализе).
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования качественного совершенствования управления педагогическим взаимодействием субъектов системы ДПО с целью методологического и теоретического обоснования личностной устремленности руководителей системы образования к осмыслению собственного опыта управленческой деятельности и развития ее гуманистической направленности.
Миссия управленца в современной системе педагогического образования при-
обретает особое значение, обусловленное спецификой происходящих в российском обществе экономических, социальных, ценностных, смысловых трансформаций. Одно из направлений государственной политики в сфере образования, которое четко прослеживается в реализации национального проекта, - создание конкурентной среды. Конкуренция поощряется как между региональными образовательными учреждениями, так и внутри педагогических коллективов. Следовательно, в управлении образованием в России делается «прививка» американской ценностной идеологии к отечественным национальным традициям, в том числе и к отечественной управленческой культуре. Конкуренция -это органическая стихия существования американской нации, которая формировалась из переселенцев, готовых к жесточайшей борьбе за материальные блага. Культовой философией американского общества конца XIX в. стал социальный дарвинизм Г. Спенсера, ключевым постулатом которого был тезис о выживании сильнейшего, применительно к жизни человека и общества. Идеи Г. Спенсера способствовали процветанию духа индивидуализма в американском обществе.
В российской национальной среде конкуренция приводит к глубинному внутреннему кризису, т.к. не подкрепляется ни национальным менталитетом, ни генетической памятью, ни накопленным историческим опытом. К данному выводу можно прийти, изучив труды выдающихся русских мыслителей В.О. Ключевского, Н.А. Бердяева, C.JI. Франка, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др. Русский человек, испокон веков живший общинно, по своей сути является глубоко укорененным в группе. Поэтому любое противостояние внутри сообщества, к которому он испытывает причастность, порождает у него чувства напряжения, тревоги и даже агрессии. В этой ситуации многое зависит от личностной позиции управленца, от развитого чувства справедливости и от той системы ценностно-нравственных координат, которые лежат в их основе.
Россия - самобытная страна со своеобразным опытом управленческой деятельности. Никто не оспаривает факт влияния особенностей национального менталитета на формирование устойчивых ха-
рактеристик, проявляющихся в деятельности представителей нации, в том числе и в управленческой деятельности. В свое время русский философ B.C. Соловьев в работе «Россия и национальный вопрос» выстроил интересную ассоциативную цепочку, заметив, что каждый народ, желая похвалить свою страну, невольно указывает то качество, которое является ключевым в объяснении особенностей национального характера. Так, например, англичане говорят: «старая добрая Англия», подчеркивая тем самым такую характеристику, как консерватизм, опора на традиции, осторожное и взвешенное отношение к нововведениям - эти черты легко выявляются при анализе английского менеджмента. Философ не писал об Америке, но аналогия легко улавливается: американцы обычно говорят «деловая Америка», тем самым еще раз указывая на прагматический характер американской нации -не случайно менеджмент как наука и как вид профессиональной деятельности зародился именно в США, и именно там прославился «отец научного менеджмента» Ф.У. Тейлор. B.C. Соловьев в своих рассуждениях о России отмечал, что русские используют выражение «Святая Русь». В этой емкой и значительной фразе можно усмотреть некий намек на иррационализм, лежащий в основе действий народа нашей страны. Спонтанность, стихийность, импульсивность, отсутствие долгосрочного прогноза - отчасти эти качества оказывают влияние на формирование российской модели управления. Во многом сложная современная социально-экономическая ситуация в нашей стране обусловлена недостаточной эффективностью национальной системы управления. Позитивно изменить сложившуюся ситуацию, нивелировать действие некоторых национальных черт, не лучшим образом влияющих на качество управления, можно за счет повышения культурного и образовательного уровня представителей системы управления. Одним из важнейших векторов данного процесса являются формирование и развитие профессиональной управленческой культуры у субъектов управленческой деятельности, ее гуманистической направленности.
В обыденном сознании существует стереотипное отождествление возможности
управлять и возможности реализовывать власть, которую в свое время М. Вебер называл «легитимной формой насилия». В данном случае управление рассматривается как процесс воздействия управляющего субъекта, в основе которого лежит достижение личностно значимых для него целей. Этот подход выстраивается не на гуманистических позициях, поскольку человеческий ресурс чаще всего выступает как средство достижения обозначенного поставленными задачами результата. Вместе с тем в процессе осмысления сущности управленческой деятельности присутствовали и гуманистические векторы. А. Файоль один из принципов управления формулировал как «власть - ответственность». Он писал, что руководитель, имеющий власть, должен обладать «мужеством ответственности», чем больше власти - тем выше степень ответственности. Ответственность не только за решение производственных задач - за судьбы людей, за успешность их профессиональной самореализации. На современном этапе развития социальных отношений эта проблема особенно актуальна. Ее катализатором является некая дихотомия в управленческой теории и практике. С одной стороны, декларируются самоценность и приоритетность отдельно взятого человека, личности, человекоцентристский подход в определении стратегии управленческой деятельности. Реально же, на технологическом уровне, направленность проявляется в скрытом от самого человека использовании его как средства. Какой позиции в своей управленческой практике будет придерживаться руководитель, во многом зависит от интенциональности его личности, от индивидуальной смыслообразующей составляющей, формирующей модель его профессионального поведения; от того «нравственного императива» (И. Кант), который лежит в основе принимаемых им управленческих решений.
Литература
1. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и новые реформы системы российского образования / Ю.С. Давыдов // Педагогика. 2005. № 7. С. 3-7.
2. Загвязинский, В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития
образования / В.И. Загвязинский // Педагогика. 2005. № 6. С. 10-14.
3. Мамардашвили, М. К. Введение в философию / М.К. Мамардашвили. СПб.: Азбу-ка-классика, 2002. 832 с.
4. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Канг. СПб.: Наука, 1999. 471 с.
5. Соловьев, B.C. Национальный вопрос в России / B.C. Соловьев // Собр. соч.: в 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 1. 687 с.
6. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. М.: Контроллинг, 1991. 104 с.
И.А.ИВАНОВА
(Волгоград)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕКИХ ВУЗОВ
Рассматривается понятие «индивидуальность» через ее основные характеристики. Выделены четыре основных компонента в структуре индивидуальности студента педвуза. Разработаны требования к организации СРС, обеспечивающей развитие индивидуальности.
Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества первой половины XXв., в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что нравственный, мобильный, способный к саморазвитию своих духовно-уникальных особенностей человек представляет собой основной ресурс страны. Следовательно, система образования должна создать условия для формирования личности, обладающей данными качествами. Гуманистические цели современного образования предполагают раскрытие всей полноты личностных проявлений человека. Человек, как цель педагогического процесса, выступает как личность, определяющая свободно и ответственно свою позицию
© Иванова И.А., 2007