Научная статья на тему 'Развитие гуманистической направленности управленческой деятельности руководителей системы образования: постановка проблемы'

Развитие гуманистической направленности управленческой деятельности руководителей системы образования: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие гуманистической направленности управленческой деятельности руководителей системы образования: постановка проблемы»

РАЗДЕЛ VIII ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 371

Л. А. Веретенникова

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Российское общество на современном этапе подвергается постоянным экономическим, социальным, духовным трансформациям, которые отличаются уникальностью, детерминированной философско-исторической онтологичностью России. С одной стороны, это колоссальный духовный, культурный, ментальный потенциал нации, концентрация которого осуществлялась веками, тысячелетиями, с другой - низкий уровень экономического развития, четко прослеживаемая тенденция к коммерциализации социальной сферы, в том числе образования. Различные проявления данной дихотомии духовного и социального указывают на неспособность общества организовать социальную жизнь на крепком фундаменте национальной культуры, философском осмыслении самобытности России, проистекающем из понимания исторического пути ее народа. В настоящее время в различных контекстах поднимается проблема поиска национальной идеи. Ее содержательное насыщение идет не за счет оптимизации внутреннего потенциала нации, а исходя из внешней ориентации на декларирование желаемого положения в мировом сообществе. Это может привести к усилению отрыва нации от своих истоков, своих корней.

Процессы, происходящие в российском образовательном пространстве, изоморфны процессам, протекающим в обществе в целом. В данном случае также можно констатировать, что огромный потенциал, накопленный педагогической наукой и практикой, остался во многом не востребован реальной политикой, регулирующей развитие образования. Отмечая данную тенденцию, В. И., Загвязинский вскрывает наличие конфронтации между реальными стратегическими регуляторами политики и основными положениями традиционной для отечественной педагогической науки гуманистической человекоориентированной парадигмы: «Происходит сползание к технократической парадигме, для которой характерен примат средств над целью, прагматических ориентиров, стандартов и алгоритмов над смыслом, мыслью и чувством. Технократическая парадигма подменяет собой культурно-ценностную парадигму, согласно которой образование связано с усло-

виями погружения становящейся личности в культуру, с освоением ее ценностей и традиций, с развитием способности к творчеству» [2, с. 11 ]. Политика, осуществляемая в направлении модернизации отечественной системы образования, противоречит не только национальным научно-педагогическим традициям, но и мировым гуманистическим тенденциям. В подтверждение этого тезиса можно обратиться к результатам исследования Ю. С. Давыдова Г1]. Ученый тщательно проанализировал нормативно-законодательную базу реформирования системы образования России я сравнил ее с аналогами, рейдирующими развитие европейского образования. Им было выявлено заложенное в этих документах, несоответствие между декларированием следования интеграционным европейским процессам в рамках Болонского соглашения и невключением в законодательную базу российского образования важнейшего гуманистического элемента - отношения к образованию как к общественному благу и общественной ответственности. Общественные блага неконкурентны, в отличие от частных, и не носят исключающий характер- т. е невозможно исключить кого-либо из процесса пользования этими благами. Если к обозначенной проблеме прибавить еще •четко определяемый курс на инвестиционною привлекательность высшего образования, ког,уа развивается только то. во что вкладывает деньги потенциальный потребитель услуг, те перспектива развития отраслей, которые не дают быстрой отдачи в ситуации современных рыночных отношений, позитивной не является. Это в первую очередь отразится на подготовке кадров для системы образования и т развитии тек научных областей, в которых преимущественно и выражен гуманистический вектор исследований в области духовности, культуры и нравственности.

Установлению определенного баланса духовно-ценностного и прагматического и выравниванию сложившейся противоречивой ситуации может способствовать оптимизация процесса профессиональной подготовки управленческих кадров, придание ей гуманистической направленности. Руководящее звено в любой профессиональной системе, в том числе и в системе образования, выполняет функцию трансмиссии внешних, заданных политикой тенденций, во внутренние, организационные, и наоборот. Профессиональное поведение руководителя подвергается ярко выраженной двойной детерминации: внутренней (со стороны организации) и внешней (со стороны государства): гармонизация влияния данных векторов во многом определяется субъектной позицией управленца как профессионала: культурой, мировоззрением, ценностными установками. Эта напряженная внутренняя работа субъекта является' проявлением духовного развития личности. Управленческая деятельность руководителя всегда сопряжена со степенью нравственной ответственности за результаты приложения своих усилий по отношению к судьбам людей, которые в нее включены.

Как убеждают результаты проведенного исследования, профессионально и личностно значимая для управленца экзистенциальная ситуация нравственного понимания собственной управленческой деятельности, переосмысления се ключевых целей и задач может быть создана в условиях образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Нами было выявлено, что на развитие гуманистической направленности управленческой деятельности руководителя системы образования влияют: активизация профессионального самосознания руководителя как субъекта управленческой деятельности; выявление векторов направленности собственной управленческой деятельности в плоскости субъект-субъектных отношений; умение анализировать и оценивать свое профессиональное поведение в интенсивных конфликтных ситуациях. Огромный, не использованный ранее в педагогической науке, методологический потенциал, упорядочивающий систему прилагаемых ментальных, педагогических, психологических и организационных усилий субъектов по развитию гуманистической направленности собственной управленческой деятельности, содержится в философской антропологии. Философско-антропологический подход предполагает оптимизацию системы педагогических средств и методов в контексте научной логики обучения взрослых, которая способствует интенсификации ментальной активности субъектов управленческой деятельности по осмыслению и развитию собственной ценностной профессиональной позиции в соотношении с философско-нрав-ственными константан-императивами.

Проводимое нами иссле {ование носило комплексный характер, его архитектоника предполагала опору на достижения в смежных научных областях.

.Анализ проводимых за актуальный период педагогических исследований в области профессиональной подготовки, повышения квалификации и в целом профессионального развития руководителей системы образования дает основание утверждать, что научный поиск в основном направлен на повышение эффективности управления функционированием и развитием самой системы ДПО:

- с позиции выделения отдельных подходов к постдипломному образованию управленческих и педагогических кадров: Н. О. Вербицкая (вита-генный опыт), Л. В. Блинов (аксиологический), Н. Ю. Ерофеева (гендерный), П. А. Баранов (дифференцированный), Е, А. Маралова (праксиологический);

- с позиции всестороннего исследования отдельных направлений управления: Л. Ф. Савинова рассмотрела проектирование современной системы переподготовки педагога, Г. Н. 11одчалимова - ■ теорию и практику проектирования содержания ДПО руководителей школ, Н. А. Масюкова - теорию и практику проектной деятельности в системе повышения квалифика-

ции работников образования, Н. К. Зотова - педагогическое проектирование образовательных систем в постдипломном образовании, И. Р. Лазаренко - управление инновационными процессами в системе ДПО управленческих педагогических кадров;

— с позиции выявления специфики территориально-уровневого управления: В. Л. Ширяев исследовал теоретико-методологические подходы к моделированию системы постдипломного образования педагогических кадров в федеральном округе, И. В. Ильина-управление развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне, 3. Н. Сафина - интеграционные тенденции в становлении региональной системы образования взрослых, Н. Е. Орлихина - развитие региональной системы сетевой организации ДПО учителей;

- с позиции использования потенциала синергетики: А. П. Стуканов исследовал синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров, Д. Ф. Ильясов применил принцип регулируемого эволюционирования в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений, Т. А. Кашгунович обосновала парадигму самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов, Р. С. Димухаметов исследовал фасилитацию в системе повышения квалификации педагогов, В. Г. Виненко рассмотрел системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога.

Данные изыскания имеют высокий уровень социальной и научной востребованности. Вместе с тем, результаты проводимого нами многолетнего комплексного исследования убеждают, что у руководителей системы образования, выступающих субъектами педагогического процесса в системе ДПО, помимо потребности в повышении своей профессиональной компетентности, в не меньшей степени присугствует потребность в осмыслении собственного управленческого опыта, в его анализе через «призму» духовнонравственных ценностных ориентиров. Многие из них рассматривают образовательный процесс в системе ДПО как возможность углубленного общения с представителями своей профессиональной группы, что в свою очередь, является предпосылкой для определения уникального потенциала собственного развития как субъекта управленческой деятельности. Однако исследования, направленные на активизацию этого процесса педагогическими средствами, в рамках системы подготовки управленческих педагогических кадров практически отсутствуют, исследования, касающиеся педагогических кадров в целом также немногочисленны: Л. П. Илларионова исследовала формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педобразования, Р. У. Богданова - теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования, Ю. А. Любейко - научные основы творческого развития педагога в сист еме ДПО и др.

Произведенный анализ социальной и педагогической ситуации позволил выявить ключевые противоречия:

- между прагматической, функциональной направленностью государственной политики в области развития системы образования и внутренней устремленностью субъектов этой системы к национальной и мировой гуманистической образовательной традиции;

- между осознанием российской научной общественностью потребности в высококвалифицированных руководителях с ярко выраженными духовно-нравственными, гуманистическими профессиональными ценностями и отсутствием системных действий в управлении национальным образованием по развитию соответствующих организационно-педагогических условий для их формирования;

-между потенциальной готовностью системы ДПО осуществлять развитие гуманистической направленности управленческой деятельности руководителей системы образования и наличием объективных препятствий в этом: отсутствием соответствующей идеологии и четко заданных целевых ориентиров, предъявлением жестких требований к конкретной функциональности образовательных программ, а также недостаточной теоретической разработанностью возможностей достижения данного результата;

- между убежденностью руководителей системы образования в гуманистической направленности своей управленческой деятельности и непод-тверждением в полной мере гуманистических характеристик при ее целенаправленном анализе и глубоком осмыслении (так назьюаемое противоречие между иллюзорным восприятием ситуации и реальным, основанным на конкретном анализе).

Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования качественного совершенствования управления педагогическим взаимодействием субъектов системы ДПО с целью методологического и теоретического обоснования личностной устремленности руководителей системы образования к осмыслению собственного опыта управленческой деятельности и развития ее гуманистической направленности.

Поднимая проблему развития гуманистической направленности управленческой деятельности у руководителей системы образования, мы выявили некую двойственность проявления их отношения к принципам гуманизма. Исследование показало, что подавляющее большинство респондентов высказывали убежденность в высокой значимости гуманизации системы управления. Однако из этих же эмпирических материалов следует, что больше половины опрошенных в конкретных ситуациях, связанных с реализацией их должностных полномочий, во главу угла ставят цели их организации в целом (например, борьба за показатели рейтинга своего образовательного учреждения; решение задач позиционирования на рынке образовательных услуг и т. д.); свои личные интересы (статусное самоут-

верждение; возможность продвижения по управленческой вертикали; материальное вознаграждение; моральное поощрение со стороны вышестоящего руководства и т. д.). Данная тенденция прослеживается и при анализе конфликтных ситуаций в учебных заведениях. Причины их возникновения, а также определяемые руководством механизмы разрешения конфликтов наглядно демонстрируют, что гуманистические принципы не являются прикладным инструментарием в решении частных управленческих задач. Таким образом, очевидным является противоречие, обусловленное открытой декларацией руководителями системы образования гуманистических принципов как базовых для построения системы управления, и слабо выраженным включением этих принципов в их индивидуальную управленческую практику

Попытаться позитивно повлиять на вышеизложенную ситуацию можно в условиях образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Причем влияние должно осуществляться и через содержание обучения, и через формы организации образовательного взаимодействия. В содержании обучения мы считаем необходимым сделать акцент на такой проблемной области, как управленческая антропология, которая представляет творческую интеграцию философской антропологии, философии управления, гуманистической психологии, теории социального менеджмента, выстроенных в логике решения задач самореализации личности в профессиональной (в данном случае управленческой) деятельности. Через содержание этого знания можно воздействовать на глубинные уровни самосознания личности. Каждый думающий человек задается экзистенциальными но сути вопросами: Зачем я пришел в этот мир? В чем мое предназначение? Многие философы древности считали, что ответы на эти вопросы заложены в душе человека и могут актуализироваться при возникновении внутренней потребности в этом знании или при внешнем побуждении к его открытию в себе (Сократ). Рассматриваемые условия развития гуманистической направленности управленческой деятельности органично базируются на методологических принципах учения о человеке как о самоорганизующейся системе и таким образом приобретают в синергетическом подходе характеристики теоретико-гносеологической определенности.

Библиографический список

1. Давыдов, Ю. С, Болонский процесс и новые реформы системы российского образования / Ю. С. Давыдов // Педагогика. - 2005. - № 7. - С.3-7.

2. Загвязинский, В. й. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования / В. И. Загвязинский // Педагогика. - 2005. — № 6. - С. 10-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.