Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как условие развития индивидуальности студентов педагогических вузов'

Самостоятельная работа как условие развития индивидуальности студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Инна Анатольевна

Рассматривается понятие «индивидуальность» через ее основные характеристики. Выделены четыре основных компонента в структуре индивидуальности студента педвуза. Разработаны требования к организации СРС, обеспечивающей развитие индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как условие развития индивидуальности студентов педагогических вузов»

управлять и возможности реализовывать власть, которую в свое время М. Вебер называл «легитимной формой насилия». В данном случае управление рассматривается как процесс воздействия управляющего субъекта, в основе которого лежит достижение личностно значимых для него целей. Этот подход выстраивается не на гуманистических позициях, поскольку человеческий ресурс чаще всего выступает как средство достижения обозначенного поставленными задачами результата. Вместе с тем в процессе осмысления сущности управленческой деятельности присутствовали и гуманистические векторы.

А. Файоль один из принципов управления формулировал как «власть - ответственность». Он писал, что руководитель, имеющий власть, должен обладать «мужеством ответственности», чем больше власти - тем выше степень ответственности. Ответственность не только за решение производственных задач - за судьбы людей, за успешность их профессиональной самореализации. На современном этапе развития социальных отношений эта проблема особенно актуальна. Ее катализатором является некая дихотомия в управленческой теории и практике. С одной стороны, декларируются самоценность и приоритетность отдельно взятого человека, личности, человекоцентристский подход в определении стратегии управленческой деятельности. Реально же, на технологическом уровне, направленность проявляется в скрытом от самого человека использовании его как средства. Какой позиции в своей управленческой практике будет придерживаться руководитель, во многом зависит от интенциональности его личности, от индивидуальной смыслообразующей составляющей, формирующей модель его профессионального поведения; от того «нравственного императива» (И. Кант), который лежит в основе принимаемых им управленческих решений.

Литература

1. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и новые реформы системы российского образования / Ю.С. Давыдов // Педагогика. 2005. № 7. С. 3-7.

2. Загвязинский, В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития

образования / В.И. Загвязинский // Педагогика. 2005. № 6. С. 10-14.

3. Мамардашвили, М. К. Введение в философию / М.К. Мамардашвили. СПб.: Азбу-ка-классика, 2002. 832 с.

4. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Канг. СПб.: Наука, 1999. 471 с.

5. Соловьев, B.C. Национальный вопрос в России / B.C. Соловьев // Собр. соч.: в 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 1. 687 с.

6. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. М.: Контроллинг, 1991. 104 с.

И.А.ИВАНОВА

(Волгоград)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕКИХ ВУЗОВ

Рассматривается понятие «индивидуальность» через ее основные характеристики. Выделены четыре основных компонента в структуре индивидуальности студента педвуза. Разработаны требования к организации СРС, обеспечивающей развитие индивидуальности.

Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества первой половины XXв., в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что нравственный, мобильный, способный к саморазвитию своих духовно-уникальных особенностей человек представляет собой основной ресурс страны. Следовательно, система образования должна создать условия для формирования личности, обладающей данными качествами. Гуманистические цели современного образования предполагают раскрытие всей полноты личностных проявлений человека. Человек, как цель педагогического процесса, выступает как личность, определяющая свободно и ответственно свою позицию

© Иванова И.А., 2007

среди других. А индивидуальность - это отражение уникальности, самобытности личности, реализующей себя в творческой деятельности [7].

Обобщая работы философов, педагогов, психологов-антропологов о сущности индивидуальности, в качестве ее основных характеристик следует выделить самобытность, открытость и субъектность.

Открытость подразумевает неисчерпаемость, незавершенность самоосуществле-ния личности, ее открытость бесконечным возможностям.

Самобытность человека заключается в «тотальности, самоценности творческой и свободной личности, открытой для всяких возможностей» [1: 41]. Самобытность проявится только в том случае, если человек будет не адаптироваться к жизни, а изменять ее в соответствии со своим духовно-нравственным миром. И при этом он будет исходить не из культа личной свободы и личного успеха, а из стремления передать другим знания и опыт, открыть перед ними новые смыслы явлений, т. е. будет созидать.

Субъектность характеризует человека в аспекте его преобразующей активности. Открытость и субъектность являются категориями динамическими, способствующими развитию индивидуальности.

Основанием для выделения компонентов в структуре индивидуальности является совокупность личностно значимых для человека ценностных ориентаций, мотивов, деятельности. На каждом жизненном этапе некоторые компоненты будут варьироваться в соответствии с ведущей деятельностью и центральными новообразованиями. Так, в структуре индивидуальности студента педвуза мы выделяем познавательно-мировоззренческий, мотивационный, созидательно-преобразовательный и духовно-нравственный компоненты.

Содержание познавательно -мировоз -зренческого компонента основывается на опыте познания, осмысления и понимания мира и себя. Для студента как субъекта учебной деятельности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обработка результатов анкетирования студентов на тему «Знаете ли вы себя?» показала, что обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы чаще (67%)

носят мировоззренческий характер. В то же время развитие студента связано с познавательными процессами и умениями, такими как внимание, воображение, память, восприятие, умения видеть и формулировать проблему, ставить вопрос. Поэтому мотив познания является определяющим фактором для развития индивидуальности студентов.

Содержание мотивационного компонента индивидуальности студента основывается на сложившихся в психологии представлениях о мотивации как структурном свойстве личности, интегральными характеристиками которого является совокупность устойчивых, личностно значимых мотивов и связанных с ними ценностных ориентаций (С.Л. Рубинштейн). Студент осознает цели, потребности и мотивы, которые побуждают его не только овладевать знаниями, но постоянно находиться в поиске новых способов познания, чтобы достигнуть большего. Бесконечное разнообразие и изменчивость жизненного пространства требуют активности личности не только в выборе тех конкретных ценностей, которые ей ближе, но и в их творческом соотнесении, гармонизации [2].

Содержание созидательно-преобразова-тельного компонента учитывает владение студентом разными группами способов, или умений созидания: самопознания, самосовершенствования, преобразовательной (творческой) деятельности, продуктивного взаимодействия с другими людьми. Творческий потенциал, творческие способности позволяют успешно, самостоятельно и активно осуществлять учебную деятельность. Творчество как одна из ведущих характеристик феномена индивидуальности рассматривается учеными как жизненная необходимость человека (А Бергсон, А.Г. Маслоу, Ф. Ницше, К. Роджерс,

Э.В. Соколов). Обработка результатов анкетирования (ФИЯ, немецко-английское и французско-английское отделения, 4-й курс), направленного на выявление оценки студентами своих мотивационных состояний при выполнении различных видов работ показала, что у 61% учащихся показатель мотивации повышается при выполнении видов работ, требующих творческой активности. Так, у студентов не-мецко-английского отделения этот показатель равен 7, французско-английского -8 по 10-балльной шкале. Особенностями творческой деятельности студентов явля-

ются уход от идеального образца, необходимость самовыражения, проявление творческой активности для достижения поставленной учебной цели.

Ценностные ориентации самоопределения, духовного планирования, нравственного поступка, веры, убеждения как показатели духовно-нравственного компонента становятся элементами социально-нрав-ственного или личностного, духовного самоопределения - выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение молодых людей характеризуется тем, что они уже начинают действовать, осознавая свои духовно-нравственные ориентиры, реализуя свои планы, утверждая тот или иной образ жизни, начинают осваивать выбранную профессию. Это предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности, что является важным компонентом индивидуальности.

Обобщая, отметим, что показателями индивидуальности являются познавательная творческая деятельность, целеустремленность, инициатива, самопознание, самосовершенствование , самоопределение, самостоятельность в принятии решений, ответственность.

О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк [3] рассматривают развитие индивидуальности через совершенствование психических качеств, основных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметнопрактической и экзистенциональной, т. к. «развивать можно только то, что уже дано или в отношении чего имеются определенные предпосылки к развитию» (Там же: 25). Р.У. Богданова педагогический смысл развития индивидуальности связывает с расширением компонентов опыта созидательной жизни человека [1: 57]. В нашем исследовании, опираясь на описанные сущностные характеристики индивидуальности и ее компоненты, мы будем понимать развитие индивидуальности как творческую активность, усилия человека, направленные на создание нового (самобытного) в своем внутреннем и во внешнем мире. Говоря иначе, развитие индивидуальности основано на проявлении студента как человека самосоактуализирующе-гося, способного к саморефлексии, стремящегося к самоопределению. Самобытность студента как субъекта учебной

деятельности проявляется в созидательных процессах, в интеллектуальной активности, что связано с мотивационной структурой личности, системой ее ценностных ориентаций. Индивидуальность студента может быть предъявлена окружающим людям, если он стремится к осмыслению своих жизненных позиций, чувств и эмоций и их выражению с помощью определенных средств.

Таким средством является, по нашему мнению, самостоятельная работа студентов (СРС), т.к. данный вид деятельности способствует более эффективному овладению материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, способствует выработке и закреплению навыков творческой мыслительной активности и инициативы, стимулирует поиск новых нетрадиционных путей решения поставленных перед студентом задач, способствует росту мотивации учения. При соответствии определенным требованиям СРС будет способна обеспечить развитие индивидуальности студентов.

1. Создание творческой атмосферы на занятиях, признание за студентом права свободно творить себя, исходя из собственных способностей и возможностей наряду с выполнением набора обязательных заданий. Основанием для выделения этого требования является положение о том, что творческая активность может проявиться в полной мере только при увеличении в процессе обучения доли продуктивной деятельности, в ходе которой осуществляются саморефлексия и самокоррек-ция, что выражается в активизации всех процессов самости: самопознания, самоопределения, самосознании, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.

2. «Принцип полисубъектности», по определению A.B. Петровского и В.А. Петровского, когда имеет место опережающее лекцию самостоятельное изучение практического материала, что дает студенту возможность быть более активным на занятии и принять статус обучающего. Основанием для выделения этого требования является положение о том, что проявление интеллектуальной активности связано с мотивационной структурой личности, системой ее ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, связаны с тремя формами саморазвития: самоутверждением, самосовершенствованием и самоактуализацией.

3. Рациональное сочетание традиционных и инновационных форм и способов обучения, внедрение новых педагогических технологий (информационных технологий) и новых форм обучения, а именно - дистанционной (ДО), направленной на реализацию технологии личностно ориентированного образования, воспитания активной, творческой, самостоятельной, са-моразвивающейся, самоактуализирующий-ся личности (К. Роджерс, А.Г. Маслоу). Основанием для выделения этого требования является положение о том, что в результате интеграции ДО в очную форму обучения выявляются, учитываются и развиваются индивидуальные способности студентов, создается и совершенствуется индивидуальный стиль мышления, самодеятельности. Например, организация обсуждения проблемы в Интернет-форуме, которое является аналогом дискуссии на уроке, но при этом дает возможность «отсроченного по времени» высказывания, обдумывания ответа (столько, сколько необходимо для формулировки мысли), т. к. данный вид общения проходит offline. Это позволяет даже самым слабым студентам участвовать в дискуссии и наравне с сильными приходить к какому-либо решению, что им часто не удается на аудиторных занятиях в виду своих психологических особенностей.

4. Коллективизм выступает одним из условий проявления и развития индивидуальности человека (Т.П. Резник). Подлинный коллективизм - это не собрание безликих, «подстриженных под одну гребенку» индивидов, а объединение самобытных и неповторимых индивидуальностей. Поэтому определить цели и методы воспитания невозможно без учета диалектики коллективности и индивидуальности [6]. Основанием для выделения этого требования является положение о том, что работа в коллективе вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам. Тем самым устраняется резко выраженный индивидуализм, являющийся отрицательной стороной индивидуальности.

Следовательно, при организации СРС в соответствии с перечисленными требованиями она будет обеспечивать развитие индивидуальности студентов, т. к. эта познавательная творческая деятельность, в процессе которой творческая активность

студента как субъекта направлена на созидание, проявление своей самобытности и субъектности, способствует самоопределению и саморазвитию.

Литература

1. Богданова, Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: монография / Р.У. Богданова. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

2. Весна, Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека /Е.Б. Весна // Мир психологии. 1999. № 4. С.279 -285.

3. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. Калининград, 2000.

4. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя / Ю.М. Орлов. М.: Просвещение, 1991.

5. Прохорова, Н.А. Компетентностный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов: дис. ... канд. пед. наук/ Н.А. Прохорова. Казань, 2005.

6. Резник, Т.П. Проектная деятельность как средство формирования единства индивидуальности и коллективизма студентов педвузов (на материале преподавания иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук / Т.П. Резник. Волгоград, 2004.

7. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности /

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.

А.А. СТОЛИЦА (Таганрог)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Анализируются основные педагогические функции православной духовной музыки как компонента профессиональной подготовки учителя музыки.

В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. В результате перемен, произошедших в общественном сознании и государствен-

© Столица А.А., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.