4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eidos.ru/-journal/2005/1212.htm.
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М: Москов. психоло-го-соц. инст., 2005. - 216 с.
6. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М: Исследо-ват. центр проблем качества подг. специалистов, 2005. - 114 с.
7. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland. - 27-30 March 1996.
8. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe. - Strasburg, 1997.
8. Зимняя И.А. Ректор ВУЗа. - 2005. - № 6. - С. 13-29.
9. Паничев С. А. Дедуктивный подход к структурированию содержания высшего естественно-научного образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2004. - 36 с.
10. Щербакова О.Ю. Формирование социально-педагогической компетенции учителя в региональной системе повышения квалификации по именным образовательным целям: дис. канд. пед. наук. - Тольятти, 2005. - 200 с.
11. Рекомендации парламента и совета Европы от 18.12 06 г. «Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни - европейские рамочные установки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adukatar.net/wiki/mdex.
12. Winter D.G, McClelland D.C., Stewart A.J. A new case for the liberal arts. - San Francisco: Josse Baas, 1981.
13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО, 23 апреля 2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eidos.ru/ news/compet.htm.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© Рудомётова Л.Т.*
Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан
В статье представлены основные принципы гуманистического образования, рассмотрен процесс становления гуманистической педагогики. А также выделены черты гуманистической составляющей в контексте компетентностного подхода.
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.
Гуманистическая направленность компетентностного подхода.
Гуманизация образования по-прежнему является кардинальной задачей, от решения которой в значительной мере зависит будущее России. Гуманистическое сознание людей как средство социальной ориентации -это то, к чему мы стремимся.
В новой концепции высшего образования в России в рамках компетентностного подхода акцент переносится с узкопрофильного подхода к подготовке специалистов на их многостороннее интеллектуально-духов -ное развитие [7, с. 10]. Перед преподавателем встаёт важная задача, заключающаяся в воспитании образованных специалистов, способных определять и анализировать возникающие проблемы, находить оптимальные способы их решения.
Гуманизация образования нацелена на:
- усиление тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируют педагогов на формирование у человека са-мостоятельности и критического мышления;
- установление таких отношений между преподавателем и студентом, которые способствовали бы подготовке квалификационных специалистов, способных решать профессиональные задачи не только теоретически, но и практически.
Современный этап развития образования может быть справедливо охарактеризован как переходный. Радикальные трансформации в психологии, расширение и углубление личностно-ориентированных и развивающих парадигм психологии, бесспорно, влияют на развитие педагогических теорий и создают фундамент для совершенно новой педагогической практики, вырастающей на иной культуре образования, которая базируется на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношений преподавателя и студента.
Гуманизм как широкое обще философское понятие представляет собой мировоззрение, утверждающее ценность человеческого существования, свободу и суверенность прав каждого человека, достоинство личности.
Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Принцип гуманизма - признание ценности человека как личности, провозглашая его права и свободу и счастье, развитие способностей. В этом случае критерий оценки деятельности социальных институтов - благо человека, человечность как желаемые нормы отношений.
В педагогике понятие «гуманизм» рассматривается как фактор воспитания нового человека или его принцип, как средство воспитания гуманных отношений [10, с. 38].
Гуманизм и гуманность - латинские слова (ЪитапиБ и Иитап^Б). Ни-тапиБ - человеческий, свойственный человеку; человечный, Человеколюбивый; высокообразованный. Нитап^Б - человеческая природа, челове-
колюбивый; человеческое достоинство; человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утончённый вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Проведённый нами сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба этих понятия связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека [10, с. 39].
Гуманизм как система взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашён в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой природы, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей человека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу ведущих мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство и т.д.
Большую роль для становления гуманистической педагогики сыграли работы Дж. Дьюи (1859-1952), американского философа-идеалиста, который, прилагая идеи гуманизма к общеобразовательному процессу, стал основателем педагогики, центром и смыслом которой является ребёнок.
Согласно теории Дж. Дьюи и разработанной на её основе методике обучения, основной фигурой образовательного процесса является ученик, его потребности, способности, мышление. Роль учителя в процессах обучения и воспитания должна сводиться в основном к руководству самостоятельной образовательной деятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.
Центральным фактором мышления по его мнению, являются рассуждения.
Другим вкладом Дж. Дьюи в становление гуманистического подхода можно считать сформулированные им ещё в 20-х гг. XX в. принципы взаимоотношений педагогов и обучающихся, не утратившие своего значения и для современной педагогики. Он выделял следующие принципы гуманистического образования:
- прямота (применение таких педагогических методов, которые концентрировали внимание обучающегося на то, что он должен делать, а не на то, как педагог относится к его деятельности);
- непредубеждённость (разрешение и поощрение разнообразия в действиях обучающихся при решении учебных задач);
- целеустремлённость (поглощённость, занятость, полная заинтересованность предметным содержанием ради него самого);
- ответственность как компонент интеллектуального отношения к миру. (Человек в процессе обучения должен научиться рассматривать вероятные последствия любого проектируемого шага и учитывать их в деятельности, а не просто признавать возможность наступления таких последствий).
Окончательное формирование гуманистической концепции образования принято связывать с именем американского психолога и педагога К. Роджерса (1902-1987). Он является основоположником человекоценстриро-ванного подхода (person-centrered approach) в образовании. Учёный считал, что нельзя изменить человека, передавая ему готовый опыт, можно лишь создать атмосферу, способствующую его развитию. Роджерс предположил новую модель образования - модель концентрации на личности.
Гуманистические идеи Дьюи и Роджерса были продолжены в работах Г. Олпорта и А. Маслоу, выдвинувших теорию развития способностей, в том, числе творческих и профессиональных, под влиянием стремления личности к самоактуализации.
Принципам гуманистической педагогики большое внимание уделяли и отечественные учёные. Согласно исследованиям H.A. Мыльцевой одним из таких учёных был Ш. Амонашвили. В своей работе «Личностно-гуман-ная основа педагогического процесса» он выделяет множество исходных педагогических позиций предопределяющих установление отношений между педагогом и учащимися. Назовём те, которые на наш взгляд являются главными:
- управление процессом, обучения с позиции интересов обучающихся, а не интересов педагога;
- постоянное проявление веры в возможности и перспективы каждого учащегося;
- сотрудничество с учащимися в процессе обучения;
- этическое отношение к учащимся, уважение и поддержка их достоинства.
Компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, т.е. он является гуманитарным в своей основе.
Мера развития человека, мера развития ребёнка, подростка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом.
В гуманистической направленности мировоззрения в компетентност-ном подходе обобщённая система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека.
Так, В.П. Бедерханова анализируя гуманистическую парадигму образования выделяет следующие черты гуманистически ориентированного обучения, которые нашли своё отражение в компетентностном подходе [3, с. 21]:
- студент сам или совместно с преподавателем определяет педагогические цели;
- студент имеет право на проектирование содержания обучения и на свой темп его усвоения;
- студент имеет право на собственное мнение и его защиту;
- студент имеет право на спонтанность.
Непременное условие гуманистического подхода в образовании, что в свою очередь является главным для компетентностного подхода - уважение к личности студента, его достоинству, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации, самодвижения и развитие.
При этом нельзя забывать о справедливой требовательности, соразмерной, индивидуально направленной, сочетающейся с тактом и этичностью. Гуманистическая педагогика отдает предпочтение демократическому стилю общения преподавателя и студента. При таком стиле общения студент выступает не как пассивный объект педагогического воздействия, а как полноправный, активный творческий субъект, обладающий знанием, позицией, наделенный способностью самостоятельного мышления и внутренней нравственностью.
К субъективным условиям развития личности в педагогическом процессе относятся: морально-психологический климат, структурные особенности, характер отношений, виды деятельности, уровень самоуправления, культурные характеристики (социальные качества личности и воспитанность, коммуникабельность).
Согласно исследованиям Н.М. Борытко [5, с. 13], одним из принципов организации педагогического процесса на основе компетентностного подхода является принцип его гуманистической направленности. Данный принцип выражает необходимость сочетания целей общества и личности при несомненном приоритете интересов личности по отношению к интересам государства. Гуманистичность, демократичность, нравственность свойственны подлинно педагогическому общению и выражаются в стремлении преподавателя видеть в студенте индивидуальность, личность, обладающую чувством собственного достоинства, самолюбием, имеющую свои интересы, планы, намерения, свое окружение и образ жизни.
Таким образом, в основании положений и принципов компетентностного подхода лежат идеи гуманистической педагогики. А именно:
- главные задачи образовательных учреждений - помощь учащемуся в его свободном развитии, а также сохранение и развитие его свободы как условие успеха образования;
- в гуманизации педагогического процесса важным является максимально полный учёт объективных условий развития учащегося:
возрастных, типологический, психолого-педагогических, социальных, организационных; - гуманистическая образовательная среда - это совокупность условий целенаправленного формирования личности на основе принципа гуманизма как ведущей общечеловеческой ценности.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. - С. 7-50.
2. Бабошина Е.Б. Культурологическая модель гуманистической образовательной среды // Школа. - 2002. - № 6. - С. 22-26.
3. Бедерханова В.П. Технологии в гуманистической парадигме образования // Школьные технологии. - 2008. - № 6. - С. 20-25.
4. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Мо-ложавенко, И.А. Соловцова / Под ред. Н.М. Борытко. - Изд. 2-е, испр. м доп. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 284 с.
5. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, A.M. Байбаков / Под ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
6. Загвязинский В.В, Амонашвили, Ш.А., Закирова, А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 3-10.
7. Мыльцева Н.А. Языковое образование в специализированных вузах: реализация основных принципов гуманистической педагогики // Наука и школа. - 2007. - № 3. - С. 10-13.
8. Романцов М.Г. Инновационность образования и гуманистические ценности будущих специалистов // Наука и школа. - 2003. - № 3. - С. 11-16.
9. Талалова Л.Н. Эволюция гуманистичеких идей и современная философия образования // Наука и школа. - 2004. - № 2. - С. 21-25.
10. Шиянов Е.И., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - 336 с.
САМОВОСПИТАНИЕ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА
© Савина И.Г.*
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Рассматривается возможность изучения самовоспитания как компетенции в профессиональной подготовке студента.
* Доцент кафедры Психологии, кандидат педагогических наук, доцент.