Научная статья на тему 'Самовоспитание как компетенция в профессиональной подготовке студента'

Самовоспитание как компетенция в профессиональной подготовке студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина И. Г.

Рассматривается возможность изучения самовоспитания как компетенции в профессиональной подготовке студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самовоспитание как компетенция в профессиональной подготовке студента»

возрастных, типологический, психолого-педагогических, социальных, организационных; - гуманистическая образовательная среда - это совокупность условий целенаправленного формирования личности на основе принципа гуманизма как ведущей общечеловеческой ценности.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. - С. 7-50.

2. Бабошина Е.Б. Культурологическая модель гуманистической образовательной среды // Школа. - 2002. - № 6. - С. 22-26.

3. Бедерханова В.П. Технологии в гуманистической парадигме образования // Школьные технологии. - 2008. - № 6. - С. 20-25.

4. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Мо-ложавенко, И.А. Соловцова / Под ред. Н.М. Борытко. - Изд. 2-е, испр. м доп. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 284 с.

5. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, A.M. Байбаков / Под ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

6. Загвязинский В.В, Амонашвили, Ш.А., Закирова, А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 3-10.

7. Мыльцева Н.А. Языковое образование в специализированных вузах: реализация основных принципов гуманистической педагогики // Наука и школа. - 2007. - № 3. - С. 10-13.

8. Романцов М.Г. Инновационность образования и гуманистические ценности будущих специалистов // Наука и школа. - 2003. - № 3. - С. 11-16.

9. Талалова Л.Н. Эволюция гуманистичеких идей и современная философия образования // Наука и школа. - 2004. - № 2. - С. 21-25.

10. Шиянов Е.И., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - 336 с.

САМОВОСПИТАНИЕ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА

© Савина И.Г.*

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Рассматривается возможность изучения самовоспитания как компетенции в профессиональной подготовке студента.

* Доцент кафедры Психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

Современный научный мир наблюдает переориентацию оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании [1-3].

Компетентностный подход разрабатывают следующие ученые: О.В. Акулова, В.И. Байденко, И.С. Батракова, В.А. Болотов, В.В. Давыдова, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, П.Г. Щедровицкий и др. в аспектах проблемного поля своих исследований.

Теория компетенций разработана Э.Ф Зеером, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Г.К. Селевко, В.В. Сериковым и др. отечественными учеными.

Термины «компетенция» и «компетентность» широко используются в последнее время в исследованиях, посвященных воспитанию и обучению в высшей школе. В то же время анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по этой проблеме, особенно истории ее становления, показывает, всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки самих понятий компетенция и компетентность.

Прежде всего, отметим, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Согласно первому варианту, наиболее эксплицитно представленному в Глоссарии терминов ЕФО (1997), компетенция определяется как:

1. способность делать что-либо хорошо или эффективно;

2. соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;

3. способность выполнять особые трудовые функции.

Там же отмечается, что «... термин компетентность используется в тех же значениях. Компетентность обычно употребляется в описательном плане».

В рамках такого отождествления этих понятий (Л.Н. Болотов, B.C. Лед-нев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков]) авторы подчеркивают именно практическую направленность компетенций: «Компетенция является, таким образом, сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике» [5, с. 59]. Эта же позиция не разграничения понятий компетенция и компетентность характерна и для большинства зарубежных исследователей этой проблемы.

Второй вариант рассмотрения соотношения понятий компетенция и компетентность сформировался в 70-х годах в США в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике [18].

Хомским Н. было отмечено «... Мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае ... употребление является

непосредственным отражением компетенции» [18]. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию... [18]. Обратим здесь внимание на то, что именно «употребление» - есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», «потенциального». Употребление, по Н. Хомскому, «в действительности» в реальности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками и т.д., т.е. связано с самим говорящим, с опытом самого человека.

Таким образом, в 60-х годах прошлого века уже как «бы было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее и трактуется как основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и лично стно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [13]. При этом отметим, что сами понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались и ранее - в быту, литературе; его толкование приводилось в словарях.

Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение:

- компетенция (от латинского сошрйепйа - принадлежность по праву):

1. круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;

2. круг вопросов, в которых данное лицо обладает полномочиями, опытом [11; с.241];

- компетентность:

1. обладание компетенцией;

2. обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [11, с. 241].

Слово «компетенция» буквально означает согласованность частей, соразмерность, симметрию. Согласно этимологии, основные формообразующие признаки компетенции - соответствие, совпадение.

Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». В словаре современного русского литературного языка компетентность рассматривается как 1) свойства компетентного, осведомленность; 2) правомочность» [14].

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие «компетентный» как 1) знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией» [14].

Анализ научной литературы показывает, что проблема компетентности является междисциплинарной, поскольку различные ее аспекты рассматриваются в философии, психологии, педагогике, социологии, экономике и др. Мы считаем, что возможно по отношению к процессу самовоспитания определить свои позиции относительно понятия «компетентность» и «компетенция».

Компетентность - основывающаяся на знаниях интеллектуально и лич-ностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность

человека, которая предопределяет успешность. Компетентность определяет ту структуру в личности, которую необходимо развить для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Само - означает: 1) активность личности при решении задач, способность сознательно и произвольно совершать поступки и выполнять действия; 2) спонтанность, непроизвольность протекания процессов, действий.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. С.

- систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие, на формирование базовой культуры личности. С. - это комплексное образование, позволяющее: 1) проявлять уверенность в эффективности собственных действий; 2) осуществлять духовное обогащение (развитие); 3) обеспечивает развитие познавательных возможностей личности студента; 4) позволяет обладать креативными чертами как основы творческого потенциала. С. выступает как процесс создания образа «Я» [17].

«Компетентность» самовоспитания - это личностно-профессиональное самосовершенствование личности как субъекта профессиональной деятельности.

«Компетенция» самовоспитания - владение способами, приемами самовоспитания.

Список литературы:

1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. - М.: НИИВО, 1994.

2. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования.

- М., 2003.

3. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. - Самара, 2001.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педаго-гиеская академия, 1995. - 328 с.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.

6. Ги Лефрансуа. Психология для учителя. - Прайм-Еврознак, 2003. -416 с.

7. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов / ЕФО. - 1997.

8. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14).

9. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И.А. Зимней. - М., 2003.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

11. Краткий словарь иностранных слов. - М., 1952.

12. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001.

13. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - № 8.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -Изд-во «Азъ», 1992.

15. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Пед. Общество России, 1998. - 640 с.

16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

17. Сластенин В.А., Исаев, Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: уч. пособие. - М.: Школа Пресс, 1997. - 512 с.

18. Хомский Н. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов / Европейский фонд образования. ЕФО. - 1997.

19. Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс] / Центр «Эйдос». - Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.