ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИВЕРЖЕНИЯ НОСИРА ХУСРАВА
ИСМАИЛИЗМУ
Хоким Каландаров
В данной статье автор, ссылаясь на исследования востоковедов и собственные научные выводы, приводя неоспоримые доказательства, определил время перехода Носира Хусрава в исмаилизм и выявил причины и предпосылки его принадлежности к данной ветви.
Ключевые слова: Носир Хусрав, Ислам, исмаилизм, персидско-таджикская литература, классическая поэзия, религиозные мотивы.
THE CAUSES OF THE COMMITMENT OF NASIR KHUSRAW TO THE ISMAILI
Hokim Kalandarov
Having referred to the researches of the orientalists and his own scientific findings, and citing conclusive evidence, the author identified the time of transition of Nasir Khusraw to Ismaili, and revealed the causes and background of his belonging to this branch in the article.
Key words: Nosir Khusraw, Islam, Ismailism, the Persian-Tajik literature, classical poetry, religious motives.
Сведения об авторе: Хоким Каландаров - старший научный сотрудник Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан, тел: (992) 93 4892626, e-mail: hokim k@mail.ru
Information about the author: Hokim Kalandarov - senior researcher of the Institite of Language, Literature, Oriental Studies and Written Heritage of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, tel. (+992) 93 4892626, e-mail: hokim k@mail.ru
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ НАСИРА ХУСРАВА
Назарамонов Ш.П.
Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддин Айни
Известно, что гуманизм в значении мировоззренческого принципа находит свои первоначальные выражения в ранней стадией развития цивилизации. Гуманизм и связанных с ним терминов, часто применяемых в учениях современных исследователей и методологических принципах, основываются на централизации человеческого опыта. Эти различные теории и концепции, несмотря на то, что значительно отличаются друг от друга по содержанию, склонны к антропоцентрическому акценту проблемы. Протагор антропоцентризм выражает в следующей общеизвестной фразе: «Человек есть мерою всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Для исследования содержания и направленности гуманизма Насира Хусрава, на наш взгляд, важно определить точку опоры. Прежде всего, нужно отметить, что Насир Хусрав как и другие философы и мыслители средневековых времен развития мусульманской философии гуманизм отнесли к неестественным наукам, а точнее к практической философии. Также необходимо отметить, что несмотря на то, что в этой философии мы можем сталкиваться с такими понятиями как знание о душе, этика и домоводство, которые входят в гуманитарные аспекты науки, но нельзя целиком соотнести понятие гуманизм к ним.
В современной философской науке гуманизму даются многочисленные различные трактовки и если суммировать их, то получим следующие результаты: во-первых, под гуманизмом понимают убеждение в возможности и способности человека в сторону его
совершенствования, установление его личностные качества, принципов достижения счастья, степени удовлетворения его интересов и потребностей в обществе; во-вторых, гуманизм рассматривается как этическая категория, которая характеризирует человека как наивысшая ценность с его же идеалами, раскрывающимися их суть в его свободе и счастье. И наконец, нельзя сбрасывать со счета и гуманизм как идейно-культурное движение гуманистов эпохи Возрождения в Европе. В наше время, гуманизм становится более практичный и прагматичный, смысл который отражен в следующих словах М. Хайдеггера в известном его «Письме о гуманизме» (1947), в котором он заявил, что «гуманизм» означает теперь, если только мы решимся сохранить это слово, только одно: существо человека существенно для истины бытия».
Для нашей работы важен такой подход к гуманизму, что принципы гуманизма могут быть построены на философско-этической и антропологической основе, с учетом его персоналистической структуры. Гуманность в этом отношении это нечто, которое является объектом человечности, человеколюбия и оно должно находиться в отношении взаимополагания с другими формами духовно-практического самоопределения человека и человечества. Этот подход близко к определению гуманизма в «Философском энциклопедическом словаре», где гуманизм определяется как «исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающих благо человека критерием оценки социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми».
В произведениях Насира Хусрава, конечно же, нельзя найти этот термин в такой его трактовке. Другое дело, когда речь идет о человеке, о тенденции в сторону восхваления и возвышения человека, его благородства, то в смысловом знаке можно говорить об их эквивалентности с гуманизмом. Но это только верхняя часть гуманизма в философии этого мыслителя.
Для более глубокого осмысления вопроса о значении человека в произведениях Насира Хусрава, прежде всего, требуется постулирование понятийного инструментария к философскому исследованию проблемы человека, как диалектика общего, особенного, единичного, субъективного, природного, социального. Об этом в целом было сказано в предыдущем параграфе работы, но по отношению к вопросу о гуманизме оно должно быть рассмотрено шире. Так, проблема человека в его философии - это вопрос о сущности человека и способе его существования, о соотношение его с бытием. Решение этого вопроса предполагает включение человека в состав бытия, иными словами, преодоление отрыва человека от бытия и бытия от человека в теоретическом плане.
Здесь также хотелось бы добавить, что фундаментальной методологической проблемой является соотношение общего, особенного и единичного. Применительно к человеку, Насир Хусрав трансформирует эту проблему как соотношение человеческого, конкретно-исторического, сущности и существования, конечности и бесконечности человека и т.д. Другими словами, антропоцентризм гуманистических идей Насира Хусрава бесспорен. Мыслитель, прежде чем анализировать этот вопрос в конкретно-исторической форме человека, оперирует общими, логическими понятиями, стремясь показать - как эта форма изменяется и развивается. Он пишет: «Телосложение есть то, чем индивиды различаются от друга и то, чем по форме люди похожи друг на друга. Например, если Зейд и Амр по фигуре считаются людьми, но с разными формами они различаются друг от друга». Далее он пишет: «...причина различия этих фигур по совпадению форм заключается, в первую очередь, в том, что вид имеет ибда'исткую форму, в то время как индивид имеет порождающую форму, т.е. сперва каждый вид состоял из пару мужского и женского родов человека и не человека.Разумные доводы об утверждении ибда'исткой пары, особенно человеческой, указывают на то, что из числа людей индивидом, которого мы сегодня видим, является тот, у кого есть дети, и который сам является дитя другой [пары]». И сделает вывод: «Поэтому, индивиды людские изменяются в сторону меньшего и большего количества, но вид не меняется».
Эту часть своих умозаключений, дальше мыслитель развивает в рамках логических понятий - «род (джинс), вид (навъ), видоотличительный признак (фасл), собственный признак (хасса) и акциденция (араз)». Например, смысл собственного признака (хасса) разъясняет следующим образом: «Смысл собственного признака (хасса) заключается в том, что [он есть способ], которым один вид отделяется от других видов своего рода. Важнейшую роль в этом процессе играет система ценностей данного индивида, или, точнее сказать, механизм ценностной ориентации. В процессе целеполагания и осуществления жизненных проектов индивид руководствуется определенным нравственным идеалом. Его деятельность неотделима от ценностной ориентации, которая носит и индивидуальный характер, и социальный характер, так как эта деятельность происходит в обществе и невольно вырабатывается механизм, обеспечивающая связь индивида с обществом.
В интерпретации Насира Хусрава эти положения обозначены следующим образом: «У людей должны быть семь похвальных свойств, чтобы можно было назвать его мудрым: первое, его деяние должно быть в соответствии с его суждением; второе, его производство должно быть безупречным; третье, его слова - верными; четвертое, его характер - хорошим; пятое, его решение - верным; шестое, его дела - чистыми; седьмое, его знание - истинным». Воплощение этих благих качеств мыслитель желает видеть согласно религиозной интерпретации в поведение пророка и имама, а согласно светской - в поведение управляющих обществом, мудрецов и интеллектуалов. Он пишет: «И цель деяний пророков Бога вся добрая и заключается в совершении благого и хорошего, удалении нечистого и зла, что приемлемо для Всеобщего Разума. А все, что приемлемо для Всеобщего Разума, приемлемо и для Бога - да возвеличат Его!».
А также:
Се кавм андар чахон ашрафтаринанд Зи мардум, он чи хоссонанд, инанд: Нахустин поя бартар анбиёрост В-аз ин поя фурутар авлиёрост. Сеюм поя хакимони чахонанд, Ки аспи дониш аз гардун чахонанд.
Три категории людей в мире самые чтимые, Те, кто относятся к особой такие: Первая ступень относима к пророкам, Ниже находятся святые люди, А третья - мудрецы всего мира, которые прокатят коня знания по свету.
Во главе светского общества он видит правителя - шаха, эмира или короля, который для управления своим государством должен иметь помощника, советника или опору в лице визира со здравым умом, интеллектом: Мулкро устувор кардасти Ба вазире дабиру ботадбир... Нест бар акли мир хеч далел Рохбартар зи номахои дабир.
Ты упрочил свое владение, С опорой на толкового визиря, Для разума эмира нет другого довода, Чем направляющих писем этого устроителя.
Обобщая все эти высказывания Насира Хусрава, можем сказать, что гуманистические идеи в них проявляются в том, что человек для человека - высшая ценность. Другими словами, человек стремится к тому, чтобы из его же среды выделялись более совершенные люди, которые могут быть служить ему, его обществу, или же, - в общественной среде ценится тот человек, который обладает большего знания и
профессионален в своем деле. При этом каждый должен знать свое место, способности, а также и меру своего поведения. Эта ценность приоритетна по отношению ко всем другим ценностям: материальным или духовным, природным или социальным.
Итак, Насир Хусрав в свои гуманистические идеи осмысляет человечество через лицо единственного числа, в частности свое «Я» в масштабах всего человечества. В этом случае его гуманизм служит как лифт, соединяющий человека и человечество, поднимающий человека от его «Я» до «мы» всех людей. Со ссылкой на философов (это понятие, под которым Насир Хусрав подразумевает древнегреческих философов и восточных перипатетиков), мыслитель этот тезис обосновывает следующим образом: «Тогда философы сказали, что каждый человек, когда говорит «Я», под ним подразумевает совокупность тела и души, несмотря на то, что он еще может говорить -«мое тело», «мое сердце», «мои руки, ноги и голова», «мое милосердие и щедрость», «мое движение и слова» и другое, но все эти частичные признаки принадлежат «Я».
Гуманизм Насира Хусрава заключается также в признании многообразия и единства человечества как равноценные признаки. Вместе с тем, его гуманизм выступает против попыток разорвать это единство, изолировать какую-то часть людей от остального человечества. Он пишет: «...скажем, что множество людей происходит от той первой пары (т.е. Адам и Ева - Н.Ш.). Та пара была родом для этих видов людей, где один вид - индус, второй - турок, третий - эфиоп и другой - еврей. И подобно тому, родом тысячи алавитов всего мира была одна пара, т.е. Али и Фатима». Здесь нужно отметить, что в силу средневековой ментальной ограниченности и религиозно-миссионерских задач, возлагавших на мыслителя, гуманистические идеи Насира Хусрава не могли быть не освобождены от осмысления человечности как фундаментальную ценность, которая могла быть независимо от своей сословной или иной групповой и индивидуальной принадлежности, на примере пророков: «.те люди, которые, по твоему мнению, непокорны пророку, на самом деле покорны ему, ибо не могут противодействовать последователям пророка. Не каждый, кто не совершает молитву, обладает силой пророка и этой силой довлеет над ним, подобно тому как хотя баран не перевозит груз и корова не пашет землю, тем не менее, они подвластны человеку как вьючный верблюд и бык-землепашец, над которыми человек господствует». Но здесь важно то, что он ориентируется на конкретного человека, на индивидуума и на человека как уникальное явление. Он пишет: «Превращение Богом человека в господина своего внешнего [телесного] царства, без всякого предварительного повиновения, есть аргумент того, что он желает сделать человека и господином своего внутреннего [духовного] мира, если он повинуется использовать обе своих сил - силу практическую и силу теоретическую».
На его взгляд, человеколюбие - это любовь к человеку как таковому, как живому существу. Оно предполагает и любовь к себе, и любовь к ближним и дальним, т. е. к подобным себе, ко всему человечеству.
Фикандан дусти бо кас салим аст, Вафо бурдан ба сар кори азим аст Маранчон кас, махохаш узр аз пас, Ки бадкори бувад озурдани кас. Зи мардум зодаи, бо мардуми бош, Набояд дев будан одами бош!
Установить дружбу с кем-то благочестиво, Проявлять верность - великое дело. Не оскорбляй человека, чтоб потом не извинился, Плохое дело - когда обидят кого-то. Ты родился от человека, будь с людьми, Нельзя быть дивом, будь человеком!
Насир Хусрав в своих принципах о человеколюбии не исключает в отдельных случаях неприязненного отношения к конкретному человеку. Но в любом случае
человеколюбивый человек не знает ненависти, презрения, пренебрежения к людям. Для него дурно поступающий человек скорее достоин жалости, чем ненависти, презрения. Он пишет:
Машав касро ба кин хонабарандоз, Ки хар кас бад кунад, ёбад бади боз... Гузар аз тундию аз тундхуи, Тавозуъ пеша гиру тозаруи.
Не держи зла на кого-то в сердце, Ибо поступившего вредно, настигнет зло. Переступай грубости и жестокости, Сохрани спокойствие и не теряй лицо.
Итак, характерной чертой гуманистических идей Насира Хусрава заключается в том, что он в гуманизме если не ищет, то отбрасывает на второй план заботу о человеке, и говорит даже не о любви к человеку, а уважении к нему. Он через свой рационализм направляет человека к активному отношению к любой форме деятельности, начиная от познания мира, и до производства материальных благ. Понятие забота если даже не отпадает от его точки зрения, то она - уже другой смысл, пассивный смысл, на примере заботы родителей о детях, здоровых о больных и т.п. Это смысл, который не несет в себе познание и самопознание, проникновение во внутренний мир субъекта познания. Другими словами, в заботе о ком-либо человек не проявляет себя как активная, созидательная, субъективно-деятельная сила; он в этом процессе не «овнутряется» и не становится средством утверждения себя в качестве значимой личности. Насир Хусрав пишет:
Чавр бар бева в-ятими худ макун, Эй ситамгар, бар тани бева в-ятим. З-он маком андеш, к-он чо хамбаранд Бо раият хам амиру хам заим.
Не примени насилие к жене и сироте, Ты угнетатель по отношению к ним. Ты думай о том месте, где все одинаковы, В управлении есть и эмир и угнетенный.
Также:
Айби тани хеш бибояд-т дид, То нашавад чон-т гирифтори хеш. Ёри ту тимор надорад зи ту, Чун ту надори худ тимори хеш.
Найди недостаток свой в организме, С тем, чтобы душа не страдала им. Твой друг не заботится о тебе, Если ты сам не заботишься о себе.
Здесь мы уже сталкиваемся с проблемой соотношения гуманизма и насилия. Насилие в своем этимологическом значении обозначает применение силы, опора на силу, действие с помощью силы. Оно может быть как физическим, так и психологическим и быть интерпретировано как разновидность отношений господства или власти. В вышеприведенном первом примере можно выделить характеристику насилия, которая, прежде всего, представляет собой отношение между людьми, в котором один подчиняет себе другого с узурпацией его воли, навязывая ему свою волю. Но нельзя забывать и о том, что любое насилие порождает ответное насилие.
Насир Хусрав не сторонник насильственного подавления насильника, так как оно больше болезненно, когда ты становишься соучастником насилия, но и не отказывает бороться против насилия. Но человек может иметь свободный выбор - быть лучше среди
лучших, т.е. когда он не наносит страдание другому человеку. Здесь, выбор делается не в пользу собственного блага, а в пользу блага другого человека: Кина накашам чу узр хохи, Бал чурм ба узр даргузорам.
Не держу зла, если прощение просишь, Твою вину меняю на прощение.
Но мыслитель не говорит об альтруистическом предпочтении спасения физической жизни другого человека за счет гибели собственной нравственной безупречности. Он не поддерживает и внутреннее немстительное милосердие и беззлобное человеколюбие, так как трудно преодолеть месть и злобу по отношению к тому, что совершает насилие, несмотря на то, что оно может быть необходимым и полезным для решения вопроса. Насир Хусрав также пишет:
Ба хоб андар аст, эй бародар, ситамгар, Чи хдрра шудасти бад-он чашми бозаш? Гар уро зиёни касон суд бошад, Надонад хирадманд боз аз гурозаш...
Насильник погружен в сон, о, брат мой, Разве обманчив его открытый один глаз? Если ему выгода от вреда кому-то, Разумному непонятно это немыслимое дело.
В гуманистических идеях Насира Хусрава в дело вступает такой ориентир морального и правового поведения, которое является как бы золотое правило, т.е. не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе: Ангушт макун рахна ба дар куфтани кас, То кас накунад рахна ба дар куфтанат мушт.
Пальцем не стучи в дверь кого-либо, нарушая его покой, Дабы стуками кулаков в дверь не нарушили твой покой.
Это возможно лишь проявлением доброты и она единственно возможное проявление любви по отношению к слабому человеку, и оно любовь сильного человека. Мыслитель говорит о нашей нужде и в том, и в другом. Эта любовь, которая сильно отличается от любви, например, матери к ребенку.
Другой аспект этой проблемы заключается в том, что Насир Хусрав рассматривает антропоцентризм в своей гуманистической философии перенесением внимания с проблем онтологических на этические в рамках изучения всей картины мира и с пониманием проблемы соотношения божественного и природного начал. В этом вопросе выделим следующие моменты:
Первое, в гуманистической философии Насира Хусрава мир это область человеческой деятельности, т.е. предназначение человека в мире как высшее существо, которое способен преобразовать его. Хотя философ считает человека господином мира, но не противопоставляет его другим существам, так и самому себе, а раскрывает в них гармоническое единство божественного и природного, духовного и материального начал. Он пишет: «Стало быть, мы выяснили, что человек является господином всего того, что ценно и полезно с сотворения. Он на земле заместитель Создателя мира». В другом месте: «Каждый, кто взглянет проницательным оком на цвета, запахи, вкусы, фигуры и другие значения, найдя их связанными с этой постоянно изменяющейся, метаморфозирующей и текучей субстанцией., познает, что цель Создателя этого чрезвычайно удивительного создания заключается в том, чтобы человек, осведомившись об этих значениях, узнал, что этих упорядочивающих значений также есть упорядоченный сам по себе мир». Из этого следует, что Бог Насиром Хусравом рассматривается только как творческое начало и вообще, он не отвергает сотворение человека Богом и бессмертие души человека. Но говоря о человеческой природе, которая
вписывается в единую с ней природу мироздания, мыслитель склоняется в сторону гармонического строения мира и человека. В этой же гармонии заложено гуманистический подход к видению и познаванию природы человека, на которой далее Насир Хусрав строит и учение о человеческой нравственности, теории о человеческом благородстве, концепцию достоинства человека и др.
Насир Хусрав говорит о природе в широком смысле слова и определяет ее таким образом: «Природа как заместитель Общей Души и она ответственна за сохранение частей телесного существа в их форме». И говорит - «в чем заключается определение природы? Скажем: «Это одна из сил души, вступившая в основу четырех действующих стихии». С учетом того, что по Насиру Хусраву человек как микрокосм является аналогом макрокосма, т.е. Вселенной, то следует, чтобы и у человека была своя природа. Здесь снова берется в расчет неразрывное единство тела и души, материального и духовного начал, и осуществление человеком своего предназначения требует не борьбы природой, а напротив, - следования природе. Он пишет: «Стало быть истинно то, что частные души имеют общие души, которая охватывает окружающую природу. Также, среди представителей науки и мудрости принято считать, что форма человека есть микрокосм, а большой мир - макрокосм. Тогда скажем, что части макромира, который является Вселенная, разбросаны везде. Их польза может проявляться только в микромире, который является человек, и у которого эти части скоплены в одном теле». Но «мир природы со всеми частными и общими признаками существует в мире разума и души в смысле того, что природное имеет характеристику места, времени и изменения его состояния». Вместе с тем, «действователем дела мира является общая природа как одной из сил Всеобщей Души, которая доминирует над миром субстанций, а сохранение ее вида, формы, объема и различия действия приходится на долю природы».
Как видно, Насир Хусрав во внутреннем конфликте человеческого тела занимается поиском согласия и гармонии. Это относится как к природе самого человека, так и к положению человека в окружающем его мире - мире природы и общества также получает свое оправдание. Говоря о человеческой природе, мыслитель далеко уходит от интерпретации вопроса с аскетическим уклоном, который присущ религиозному учению. Но нужно иметь в виду обстоятельство, что здесь мы имеем дело с философией Насира Хусрава. Когда речь пойдет в религиозном русле, он естественно не может позволять себе представление совершенно свободного и идеального существа-человека. В этом случае, человек, точнее его тело, описывается ничтожным и тщетным существом, его земная жизнь временным, и не зависящим от него, т.е. проявляется аскетическое настроение в полном смысле этого слова. Философ пишет: «Поскольку человек на протяжении всей своей жизни находит себя в границе «теперь», постольку его прошлое время ежечасно увеличивается в силу увеличения количества его движений», а также следующие строки: Ба молу мулку ба икболи дахр гарра машав, Ки ту хануз аз оташ надидаи чуз дуд. Чахон масал чу яке манзилест бар раху халк Дар у хама гузарад фавч-фавч зудозуд.
Не гордись мирским имуществом, богатством и счастьем Ибо ты в огне кроме дыма ничего больше еще не видел. Мир подобен жилищу для прохода и народа, в котором все протекает толпою и очень часто.
В этом растворялся бы гуманизм, о котором столько говорили. Но Насир Хусрав освобождает человека от подобного рода аскетизма, привязывая его к освобождению от него, к борьбе и преодоление земных трудностей. Он не призывает людей к уходу от мира, отказу от собственной природы как величайший подвиг ради спасения души, они не имеют для ценности в его гуманистической морали. Мыслитель пишет: «Каждый, кто в этом мире преуспевает в науках, все дальше уходит от тех наслаждений, к которым сопричастен вместе с животным, как мудрецы, ученые, философы, которые довольствовались малым пропитанием и занимались поиском науки и мудрости, не
насыщаясь ими». Спасение души он видит в совершенстве духовного и телесного, в их гармоничном развитии: «Поскольку таково обстоятельство, скажем, что душа человека до своего поселения в тело не знала наслаждения и не обладала желанием, напротив, она была живой субстанцией, достойной получить вечные блаженства».
В этих словах можем обнаружить, что главным достоинством философско-гуманистической линии Насира Хусрава является признание того факта, что человек не может быть сведён к совокупности материально-социальных отношений. Он больше делает акцент на творческую субъективность человека и через такое начало в человеческом бытии в его взглядах раскрывается гуманизм.
И наконец, гуманистические идеи Насира Хусрава во многом строятся на философско-антропологическое и этическое основание. О философско-антропологическом аспекте гуманизма мыслителя речь пойдет в следующей главе нашей работы. Что же касается его этического аспекта, то он ориентирован на то, что гуманизм признается как развитие человеческой добродетели во всех его формах и в полной мере. Он подразумевает не только такие качества и этические категории, как человечество, понимание, доброта, сострадание, милосердие, но и такие более строгие характеристики, как стойкость, мужество, рассудительность, красноречие и даже любовь к чести. Таким образом, гуманист не может быть просто сидячий и изолированный человек, он требует от него быть участником активной жизни. Так же, как действие без знания считалось бесцельной и бесполезным, так и знание без действия отвергается им как бесплодным и несовершенным старанием. В гуманисте Насира Хусрава требуется тонкий баланс действия и созерцания, баланс, который родился не в их компромиссе, а во взаимодополняемости. В подкреплении этих тезисов Насир Хусрав пишет: «Мы сказали, что действие и знание потому исходят от человека при помощи справедливости, что человек состоит из двух субстанций: одна из них - духовная познающая субстанция, она есть душа; вторая - материальная практическая субстанция, она есть тело. Каждый, кто ставит эти две субстанции в подчинение своему Творцу, есть человек справедливый. Когда он достойным образом поступает с каждым и находит это приятным и по отношению к себе, то он творит справедливость и остерегается насилия».
Так, для Насира Хусрава знание и наука являются важнейшим фактором, определяющим пути развития человека, и он будущее человека видел в степени постижения им этой науки, которая должна и материальные, и духовные блага. Познание же объективного мира должно способствовать и самопознанию людей, научить их знанию добра и зла. Главный постулат его учения в этом смысле в книге «Кушоиш ва рахоиш» («Разрешение и освобождение») обозначен так: «Баррас, то бидони, бишнос, то бирахи («Достигни, чтобы узнать, познай, чтобы спастись»)».
В гуманистических идеях Насира Хусрава как один из ключевых моментов особое место занимает проблема добра и зла, свободы и справедливости, которые достаточно широко и всесторонне исследованы в трудах почти всех предыдущих ученых, изучавших учение нашего философа. К примеру, Х.Додихудоев рассматривая эту концепция вместе с категорией справедливости, в учение Насира Хусрава выделяет естественную справедливость и естественное добро, «вложенные в природу стихий (огонь, воздух, вода и земля) их творцом и тем более эта справедливость с его точки зрения должна существовать в обществе. Справедливость и добро в данном аспекте у Насира Хусрава носят теолого-натуралистический характер и разъясняются с позиции телеологической концепции». Мы же развивая эту мысль в фокусе гуманистической традиции мыслителя с точки зрения ее структуры, скажем, что в его учение можно проследить три различимых пласта гуманизма: народно-патриотический, религиозный и светский гуманизм.
Народно-гуманистическая традиция имеет глубокие корни и восходят к древним временам таджикско-персидской культуре, особенно к митраизму, зороастризму, а также к эпохи сасанидского и саманидского правления. Этой традиции свойственны чувства человеколюбия и сознания высоких нравственных качеств, во главе которых он ставит добро, восходящее к прошлому его народа и патриотизму и в которых он видит большую ценность. К примеру, мыслитель пишет:
Номи наку гузин, ки бад-он чун бихонамат, Дар чон-т шоди ояду дар дил-т хуррами. Булфазли Балъами битавони шудан ба фазл, Гар нести ба нисбат Булфазли Балъами
Установи доброе имя, которым бы я тебя назвал, В душе бы была чувства радости и удовольствия. Можно стать Абу ал-Фазлом Бал'ами мудростью, Хотя не можешь быть им по достоинству. В религиозном гуманизме Насир Хусрав можно проследить одухотворенность человека, что символом и смыслом человеческой жизни может быть духовное бессмертие, и что человеческая жизнь продолжается благодаря своему необыкновенному предназначению, т.е. он смертен - телесно, но бессмертен - духовно, т.е. его душа будет жива до тех пор, пока мир существует. Он пишет: «... мы выяснили, что душа человека появилась в теле не из тела, ибо тело конечно. Поскольку тело конечно, а душа бесконечна, постольку человеческая душа появилась из некой бесконечной субстанции», т.е. душа человека бесконечна, как и ее субстанция.
Теперь о светском гуманизме. Этот гуманизм во взглядах Насира Хусрава ярко не выражен и имеет аллегорический смысл. В общем-то, он раскрывается через смысл человеческой жизни, связанной с концепцией свободы. Смыслообразующим началом ценностной ориентации должна стать индивидуальная свобода. Нужно отметить, что этот гуманизм продукт рационалистической тенденции эпохи Просвещения Европы, согласно которого опровергается любые сверхъестественные усилия для решения проблем и объяснения реалии человеческого бытия. Светский гуманизм Насира Хусрава в этом смысле, конечно же, не отражает европейскую ее формулировку и не имел бы возможность отрицать непосредственное волеизъявление Бога в мирские дела. Но, когда речь идет о провозглашение человека, его право на свободу и счастье, проявление и развитие своих положительных способностей как наивысшая ценность, то здесь гуманизм Насира Хусрава заслуживает внимание. Он пишет: «.человек как наивысшая форма рождения мира, способен отразить формы мира в своей душе, сделать ее изящней и снова вывести в наружу эту изящность для грубой субстанции, также как и мудрость, которую он обладает, может моделировать ее в виде речения и писания».
Таким образом, гуманизм Насира Хусрава строится на антропоцентризм, ставящий во главу угла человека, для которого необходимо осознание своей сущности, значения и цели жизни и свое главенствующее положение в мире и в бытии с другими существами. Это положение, которое полагает познание и преобразование материального мира на основе собственной воли и разума. Этот гуманизм и антропоцентризм, тем не менее, не нарушают равновесие в понимании отношений между человеком - как хозяином материального мира и Богом как первопричиной всего сущего.
Литература:
1. Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987. С. 378
2. Носири Хусрав. Девони ашъор (Диван стихов). Т. I. С. 589-590
3. Носири Хусрав. Девони ашъор // Куллиет. С.288.
4. Носири Хусрав. Джомеъ-ул-хикматайн (Свод двух мудростей). С. 118-119
5. Носири Хусрав. Зад ул-мусафирин (Припасы путников). С. 301
6. Носири Хусрав..Зод-ул-мусофирин. Душанбе, 2010. -С .57 (на тадж.яз)
7. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме Проблема человека в западной философии. М. 1988. -С. 340.
8. Назариев Р. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава (сравнительный анализ). Душанбе, 2011. С. 154
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ НАСИРА ХУСРАВА
Назарамонов Ш.П.
В статье рассматриваются гуманистические идеи как содержание философской антропологии Насира Хусрава, которые исследуются автором с позиции общечеловеческих норм и ценностей, выработанных человечеством на протяжении всей исторической эпохи.
Ключевые слова: Насир Хусрав, гуманизм, исмаилизм, философия, антропология, человеческая природа, светский гуманизм, религиозный гуманизм.
HUMANISTIC DIRECTION OF PHILOSOPHIC ANTHROPOLOGY OF NASIR
KHUSRAW
Nazaramonov Sh.
Humanistic idea as a content of philosophic anthropology of Nasir Khusraw is reviewed in this article. This point is researched by the author from the point of view of general human standards and values made by humanity during whole historical epoch.
Key words: Nasir Khusraw, humanism, ismailism, philosophy, anthropology, human nature, secular humanism, religious humanism.
Сведения об авторе: Назарамонов Шахбоз - старший преподаватель кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 908 775777, е-mail: nshahboz@mail.ru, shahboz vd@gmail.com;
Information about the author: Nazaramonov Shahboz - senior teacher of Philosophy Chair, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 908 775777, е-mail: nshahboz@mail.ru, shahboz vd@gmail.com;
ОМИЛ^ОИ СИЁСЙ ВА АМНИЯТИИ МУ^О^ИРАТ
Амонулло; Шуцой
Донишгоуи миллии Тоцикистон
Яке аз омили мухдме, ки метавонад сабаби мухочирпазирй ё мухочирфиристи шавад - ин омили сиёсй ва амниятист. Агар рохбарони чомеа ба тарифе амал намоянд, ки мардум эхсоси оромиш ва осоиш кунанд ва ба ояндаи худ ва фарзадонашон умедвор шаванд, на танхо худ ба сурати гурухй мухочират наменамоянд, балки он чомеа дар ин хусус дорои чозибае мешавад, ки метавонад дигар мардумеро, ки аз чихати сиёсй дар тангно карор доранд, ба он суй харакат диханд. Вале чунончи рафтор ва кирдори рохбарон ба гунае бошад, ки мардум на танхо эхсоси оромиш ва осоиш накунанд, балки тахти фишорхои зиёд карор гиранд, сайъ мекунанд аз он чомеа дурй гузинанд. Дуруст аст, ки дар холи хозир худуди 3% аз мардуми чахон мухочиранд ва дар кишвари худ зиндагй намекунанд, вале ин ба он маъно нест, ки хамаи онхое, ки бо вазъияти номатлуб дар кишваршон мондаанд аз вазъияти худ розиянд. Барои хамаи мардум на имкони мухочират аст ва на имкони низоъ ва даргирй бо давлат. Зеро хостахо ва орзухои афрод хатто дар як хонавода мумкин аст бисёр бо хам тафовут дошта бошад ва ин тафовути назархо ва дилбастагй ба ватан, хешовандон, нотавонихои молй, мушкилоти максад ва мавридхои дигар аз ин кабил ва низ умед ба оянда, сабаби мондагории аксари ин афрод аст.
Дар кишвархои ру ба инкишоф ба хусус кишвархое, ки ба далелхои гуногун нигарони амнияти худ хастанд, барои назорати бештар бар рафтори мардум, ба