Научная статья на тему 'ГУДВИЛЛ-КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ГУДВИЛЛ-КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГУДВИЛЛ-КОММУНИКАЦИИ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горохов Владимир Маркович, Простякова Вероника Алексеевна

В статье рассматриваются понятия «гудвилл» и «корпоративная социальная ответственность», и их взаимосвязь. Особое внимание уделено влиянию корпоративной социальной ответственности на гудвилл компании, не выделенное ранее в других научных работах отечественных исследователей. В ряду ключевых понятий, характеризующих природу социальных коммуникаций, понятие «гудвилл» отсутствует. Для его определения необходимо представить, хотя бы кратко, его генезисы, сущностные признаки, определяющие применение термина в корпоративной социальной ответственности и связях с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Горохов Владимир Маркович, Простякова Вероника Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУДВИЛЛ-КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Гудвилл-коммуникации в структуре корпоративной социальной ответственности

Владимир Горохов, Вероника Простякова

В статье рассматриваются понятия «гудвилл» и «корпоративная социальная ответственность», и их взаимосвязь. Особое внимание уделено влиянию корпоративной социальной ответственности на гудвилл компании, не выделенное ранее в других научных работах отечественных исследователей. В ряду ключевых понятий,характеризующих природу социальных коммуникаций, понятие «гудвилл» отсутствует. Для его определения необходимо представить,хотя бы кратко, его генезисы, сущностные признаки, определяющие применениетермина в корпоративной социальной ответственности и связях с общественностью.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, гудвилл-коммуникации, связи с общественностью.

© Горохов Владимир Маркович

доктор филологических наук, профессор,

заведующий кафедрой рекламы и связей

с общественностью факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), reklama202@mail.ru

© Простякова Вероника Алексеевна

младший научный сотрудник кафедры рекламы

и связей с общественностью факультета

журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), vprostyakova@mail.ru

Введение

Исследованию как корпоративной социальной ответственности, так и гудвиллу посвящено немало работ отечественных и зарубежных исследователей. Среди ключевых работ необходимо отметить основные исследования гудвилла, проведенные П.Д. Ликом (1921), Р.Х. Нельсоном (1953), Л.Р. Дикси и Ф. Тиллардом (1976), Б. Барлевом (1973), Ф.Х. Эпштейном (2006), А.Х. Слейтером (1995); труды Е.А. Ершовой (2013), анализирующей исторические аспекты становления гудвилла, А.А. Карпы-чевой (2010), рассматривающей классификацию гудвилла, В.И. Захаровой (2014), изучающей медиативные средства деловых коммуникаций; работы представителей московской научной школы, исследователей корпоративной социальной ответственности М.Г. Шилиной (2017), Л.Н. Федотовой (2014) посвященные взаимоотношениям связей с общественностью, рекламы, журналисти ки и «корпоративной социальной ответст венности», Е.Ю. Благова (2010), Е.Л. Варта новой, Н.В. Ткачевой (2008), М. Г. Шилиной С.А. Вартанова (2019), рассматривающие категорию доверия в гибридных комму никациях; работы зарубежных теорети ков: А. Керолла (1991), Р. Фридмана (1970)

Понятие «гудвилл» (goodwill) можно рас сматривать с трех позиций: экономической

юридической и коммуникационной. Так как гудвилл исследуют экономисты, юристы, медиааналитики, социологи, изучение данного феномена является междисциплинарным. Мы рассматриваем влияние корпоративной социальной ответственности (КСО) на формирование гудвилла с точки зрения коммуникаций.

Таким образом, можно определить следующие цели данного исследования: рассмотреть предпосылки возникновения гудвилла, корпоративной социальной ответственности, проанализировать их взаимосвязь и влияние на деятельность современной компании.

История развития гудвилла

Впервые понятие «гудвилл» было упомянуто в 1571 г. в одной из лекций, прочитанных в Лондонской школе экономических и политических наук. Следующим упоминанием можно считать лекцию, прочитанную Френсисом Мором в 1891 г. в Эдинбурге. В этой лекции Ф. Мор с сожалением отмечал, что не представляется возможности цитировать какого-нибудь автора, имеющего работы по указанной теме, в связи с полным отсутствием информации по предмету (цит. по: Ершова, 2013: 7). В связи с развитием промышленности в конце XIX - начале XX в., гудвилл стал развиваться более активно, так как он стал интересовать предпринимателей, инвесторов, акционеров компаний.

Самым известным определением гудвилла считается определение лорда Элдона: «...гудвилл... это не что иное, как вероятность того, что старые заказчики, пользующиеся услугами бизнеса, вновь обратятся к этому бизнесу». В 1901 г. лорд Линдли уточнил определение гудвилла как «.вещь, которую очень легко описать, но которую трудно уточнил определение. Это доходы и преимущества, полученные от доброго имени компании, ее репутации и связей. Именно это и привлекает клиентов к той

или иной компании. Именно это отличает сложившийся бизнес от вновь образованного» (цит. по: Ершова, 2013: 9). Дословно в переводе с английского понятие «гудвилл» (goodwill ) означает «добрая воля».

Несмотря на различные подходы к трактовке гудвилла, следует отметить, что чаще всего гудвилл понимается как деловая репутация. В бухгалтерских документах гудвилл определяется в виде разницы между покупной ценой и стоимостью всех активов и обязательств компании1.

Гудвилл - один из наиболее ценных по стоимости нематериальных активов. Как и у любого актива, его стоимость может быть положительной или отрицательной, увеличиваться или уменьшаться, обесцениваться в зависимости как от внешних, так и от внутренних факторов.

Р.Х. Нельсон (1953: 493) одним из первых выделил следующие компоненты гудвилла: список клиентов, организационные расходы, расходы на развитие бизнеса, товарные знаки, фирменные наименования и бренды, секреты производства и секретные формулы, патенты, авторские права, лицензии, договоры франчайзинга, возможность получения сверхприбылей.

Дж.Р. Кэтлетт и Н.О. Олсон (1968: 76) предлагают более расширенный вариант компонентов гудвилла: сильная управленческая команда, выдающийся менеджер по продажам или отдел продаж, слабость менеджмента конкурирующих компаний, эффективная реклама, наличие секретных производственных процессов, доброжела -тельные трудовые отношения, высокие кредитные рейтинги, полученные вследствие установившейся репутации, тренинговые программы для сотрудников, благоприятное сотрудничество с другими компаниями, стратегическое местоположение, благоприятное для бизнеса нормативно-правовое регулирование.

Согласно стандартам, уточненным в 1991 г. Американским обществом оцен-

щиков (American Society of Appraisers, ASA2), кационная компонента приобретает все в понятие «гудвилл» входят следующие большее значение. показатели: авторитетность и известность Некоторые исследователи рассматрива-компании, обширная база лояльных кли- ют гудвилл в системе деловых коммуника-ентов, проверенная сеть поставщиков и ций. Медиативный процесс, протекающий деловых партнеров, местонахождение, на стыке репутационного менеджмента, номенклатура производимой продукции, имиджмейкинга, бренд-менеджмента, а узнаваемость торговой марки, отработан- также формирования стиля и известности ные каналы сбыта продукции. какой-либо личности или организационной

Как мы видим, в собственно экономи- системы, протекает эффективно в случае ческих характеристиках обнаруживается интеграции компонентов гудвилл-комму-коммуникационная компонента, фиксиру- никации (Захарова, 2014: 65). Стоит отме-ющая отношения с клиентами, со знако- тить, что связи с общественностью являют-вой целевой аудиторией. Гудвилл с самого ся социальной коммуникацией, которую начала рассматривался исследователями можно отнести к гудвилл-коммуникации. прежде всего как нематериальный актив, и Социальные коммуникации подразделя-стадии его развития, которые, в частности, ют на коммуникацию публичную и непуб-выделяют Я. Динг, Дж. Ричард, Х. Столовый личную. Публичная коммуникация - вид (2008) определяются с экономической точ- социальной коммуникации, которая имеет ки зрения. Авторы фиксируют четыре ос- открытый общественный статус, реализуется новных этапа: в публичном пространстве. Непубличная

• статический этап (1880-1897); коммуникация - вид социальной комму-

• ослабленный статический этап никации, не имеющей открытого общест-(1897-1970); венного статуса (Шилина, 2012:198). Также

• динамический этап (1970-2001); стоит отметить, что гудвилл не является от-

• актуарная стадия (2001 - настоящее страненным активом, существующим сам время). по себе, он связан с медиативным процес-

На первых двух этапах гудвилл не счи- сом, происходящим в любой компании. тался активом и подлежал списанию. В на- Так как деловая репутация является ком -стоящее время гудвилл стал рассматри- понентом гудвилла, он косвенно вовлечен ваться как актив, который может принести в медиативные коммуникации компании. фирме существенные выгоды. Более того, он представляет собой ком-

Благодаря гудвиллу понятие «дело- понент, вокруг которого и складываются вая репутация» приобрело оттенок эко- медиативные коммуникации, в которые номической категории и стало восприни- вовлечены деловые коммуникации, свя-маться как материальная ценность, име- зи с общественностью и маркетинговые, ющая конкретный финансовый эквивалент. рекламные коммуникации. И если ключевыми факторами, влиявши- Примечательно, что Институт изучения ми на капитализацию компании, являют- репутации (Reputation Institute) выделил ся ее прибыль и рост продаж, то сегодня основные макротренды в развитии кор-все чаще в основе экономического успеха поративной репутации в 2019 г., и в этом лежит восприятие инвесторами перспек- списке элементы КСО занимают несколько тив компании, ее корпоративного статуса основных позиций3. и социальной ответственности. Рост ре- В России гудвилл стали изучать в конце путации автоматически ведет к повыше- 1990 гг., и связано это было с появлением нию капитализации фирмы, а коммуни- международных компаний на российском

рынке (в бухгалтерском учете гудвилл на- в этой области, учитывая непростую причал фигурировать с 2000 гг.). Но сейчас с роду гудвилла, носят междисциплинар-переходом на международные стандарты ный характер. Исследований, посвящен-финансовой отчетности (МСФО), размеще- ных анализу корпоративной социальной ний акций на IPO, появлением стандартов ответственности как одного из компонен-корпоративных социальных отчетов, оте- тов гудвилла, способного не только влиять чественные компании уделяют феномену на развитие компании, но и на стоимость гудвилла больше внимания. Например, с этого актива, в России пока не проводи-июля 2016 г. Госкорпорация «Росатом» пер- лись. Эта статья попытка соотнести эти два вой в России начала использование авто- понятия и попытаться определить точки матизированную систему расчета индек- соприкосновения и факторы влияния КСО са деловой репутации и формирования на гудвилл и технологий связей с общест-рейтинга поставщиков атомной отрасли. венностью на гудвилл.

Как отметил генеральный директор «Фог-софта», подразделения «Росатома», Ми- Корпоративная социальная хаил Фогилев: «Обычно риск заключения ответственность в системе гудвилла контракта с недобросовестным поставщи- В настоящее время корпоративная соком оценивается как Булева алгебра - да циальная ответственность - это не только и нет: если организация уже попала в ре- деятельность по формированию лояль-естр недобросовестных поставщиков, то ности среди сотрудников компании, она ее не допускают до участия в торгах, а не вышла на метауровень в управлении ком-попала - участвуй, сколько хочешь. Систе- панией, косвенно влияя на деятельность ма, созданная для "Росатома", использует компании, ее деловую репутацию, гудвилл. математический аппарат, который позво- С появлением международных стандартов ляет переводить нарушения поставщиков отчетности КСО, многие компании стали не в баллы и использовать для оценки заявки просто публиковать общий годовой отчет участника на торгах критерий "негативная с включением раздела «Социальная ответ-деловая репутация"»4. ственность компании» или «Управление

Существуют как различные подходы к корпоративной социальной ответствен-определению гудвилла, так и многочис- ностью», но давать отчеты по определен-ленные способы оценки гудвилла. Класси- ному стандарту, разработанному различ-ческими методами оценки считаются ме- ными международными организациями тод экспертной оценки, метод избыточных (например, британским Институтом соци-прибылей. Кроме того, рейтинги, которые альной и этической отчетности). Данный составляют журнал Fortune, газета Financial отчет представляет собой документ, в кото-Times, различные индексы, например, рей- ром компания публикует данные о резуль-тинг Доу Джонса по наиболее финансо- татах социальной политики, экологической во устойчивым компаниям (The Dow Jones стабильности, корпоративном управлении. SustainabilityIndex) и т.д. Существует несколько видов международ-

В России гудвилл соотносят с деловой ных стандартов отчетности корпоратив-репутацией, но это не совсем корректно, ной социальной ответственности: АА1000 поскольку деловая репутация является со- AS, ISO 26000, SA 8000, GRI. Отметим, что в ставляющей гудвилла. Отметим, что со- России пока нет единого, универсального ставляющие гудвилла могут варьировать- вида социального отчета, пока применя-ся, поэтому феномен гудвилла до сих пор ется стандарт социальной ответственности остается малоизученным, а исследования организации CSR-2008.

17

Понятие «корпоративная социальная от- нятие «ответственность» относится к ком-

ветственность» стало активно применяться муникационным стратегиям, «отношения

в начале 1970 гг. Синоним термина - по- с обществом» включают в себя партнер-

нятие «стейкхолдеры» (заинтересованные ские отношения с различными заинтересо-

стороны), лица, на которые оказывает вли- ванными сторонами, «отношения с бизне-

яние деятельность организации. Это влия- сом» охватывают отношения между КСО и

ние опосредованно коммуникационными основными бизнес-процессами (например,

методами, в том числе и методами связей процессом продаж), «стратегия» состоит

с общественностью. из концептуальных конструкций, кодов и

К концу XX века были сформированы ценностей КСО внутри организации, «отно-

основные теории корпоративной соци- шения с персоналом» относятся к правам

альной ответственности: человека и трудовым правилам в органи-

• Теория корпоративного эгоизма, раз- зации и строятся на основе наработанных работа нная М. Фридманом (1970) и Д. Хен- в теории паблик рилейшнз методик. дерсоном (2003). Основное направление Теория заинтересованных сторон под-КСО - эффективное использование огра- черкивает, что «экономическая и социаль-ниченных ресурсов с целью максимизации ная цель корпорации состоит в том, что-прибыли, действуя при этом в рамках пра- бы создавать и распределять повышенное вового поля. Такой подход сводится к ответ- благосостояние и ценность для основных ственности бизнеса исключительно перед групп заинтересованных сторон, не отда-своими собственниками (акционерами); вая предпочтение одной группе» (CLarkson

• Теория корпоративного альтруизма, 1995: 112). Согласно этой точке зрения, кор-разработанная Комитетом по экономи- порации также обязаны поддерживать об-ческому развитию США, цель КСО заклю- щественные группы, не являющиеся акцио-чается в том, что предприниматели обяза- нерами. То есть речь идет об адекватном ны воздействовать на повышение уровня прочтении феномена целевой аудитории. благосостояния населения; С середины 2000 гг. исследователи на-

• Теория разумного эгоизма, по кото- чали рассматривать КСО в качестве ресур-рой КСО сводится к успешному ведению са, который может не только стать мости-бизнеса, что сокращает потери прибыли ком для отношений с заинтересованны-в будущем (Киварина,2013). ми сторонами, но и приносить прибыль

Нельзя не отметить исследование, про- от своей деятельности компании (напр.,

веденное А. Кероллом (1979: 499), который Porter, Kramer, 2006; Becchetti, Ciciretti,

дал одно из классических определений GiovanneLLi,2013).

КСО: социальная ответственность бизне- В последние годы тенденция к взаи-

са включает в себя экономические, право- мосвязи между гудвиллом и корпоратив-

вые, этические и дискреционные ожида- ной социальной ответственностью была

ния, которые общество имеет в отношении зафиксирована в США. Исследования, про-

организаций в данный момент времени. веденные американскими учеными, выя-

С развитием КСО появились и новые вили определенное влияние КСО на уве-

подходы - например, М. Виланова, Дж. Ло- личение или уменьшение гудвилла. Ком-

зано и Д. Аренас (2009) предлагают рассма- пании, развивающие и поддерживающие

тривать КСО в следующих направлениях: корпоративную социальную ответственность

ответственность, отношения с обществом, способны наращивать гудвилл, а не разви-

отношения с бизнесом, стратегия и отно- вающие - и вовсе лишиться этого ресурса.

шения с персоналом. В этой модели по- Необходимо отметить, что гудвилл - един-

ственная компонента, с помощью которой можно реально зафиксировать влияние деловой репутации компании в стоимостном выражении .

Этические, политические и интегратив-ные теории КСО предполагают, что менеджеры в компаниях с развитой корпоративной социальной ответственностью склонны придерживаться более высоких стандартов поведения, потому что у них есть стимул быть честными, заслуживающими доверия и этичными в бизнес-процессах.

В связи с развитием корпоративной социальной ответственности и признанием ее на международном уровне, КСО вышла на одно из первых мест по взаимодействию с гудвилл - стала его дополнением, компонентом в системе оценке нематериальных активов. Таким образом, понятие гудвилл намного шире, чем деловая репутация. Взаимосвязь КСО с гудвиллом дает компаниям не только экономическую, но и социальную стабильность. С. Чо, С. Ли и Р.Дж. Пфайфер (2012) отмечают, что деятельность КСО помогает уменьшить коммуникационную асимметрию между фирмой и ее заинтересованными сторонами. То есть фирмы, которые заботятся о развитии КСО, должны быть более ответственными перед своими партнерами. Эта цель достигается на основе коллаборативной модели КСО, гудвилла и коммуникационной стратегии связей с общественностью.

Заключение

Рассмотрев различные подходы к определению понятия «гудвилл» и способы его оценки, считаем целесообразным скорел-лировать гудвилл с теорией связей с общественностью как междисциплинарного зна-

ния. КСО имеет довольно широкий спектр задач, выходящий за рамки традиционных подходов и связанных со многими аспектами общественной жизни: политикой, экономикой, культурой и т.д. В этом смысле можно говорить об интегративном, синер-гетическом взаимодействии КСО, связей с общественностью и экономической теории, которые существуют в реперных точках этих сфер научного знания, в частности в точке пересечения экономических категорий связей с общественностью как формы коммуникации. Трактуемые в экономической теории проблемы связей с клиентом, деловая репутация, экономическая информация находятся во вполне определенных соотносимых координатах, равно интересующих как исследователей экономики, так и исследователей коммуникаций и связей с общественностью. Таким образом, можно зафиксировать и особый коммуникационный статус гудвилла, который прорастает различными гранями в смежные научные дисциплины. То есть в связях с общественностью можно выделить важную сферу, в которой интересы экономики и интересы коммуникаций находятся в тесном, непосредственном взаимодействии. В статье зафиксирована реальная, существующая связь между экономической парадигмой и современными коммуникационными технологиями: в современныхусловиях коммуникации становятся элементом экономики. Если раньше эти сферы расходились, то теперь они объективно взаимодействуют и понятие «гудвилл» таким образом становится категорией принадлежащей как к экономической теории коммуникации, так и к теориям коммуникаций и связей с общественностью.

19

Примечания

1 ПБУ 14/2007. Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)» (зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 № 10975).

2 American Society of Appraisers. Режим доступа: https://www.appraisers.org/

3 What is Driving your Company's Reputation? Режим доступа: https://insights. reputationinstitute.com/homepage/what-is-driving-your-companys-reputation

4 Информационная система станет одним из основных инструментов оценки рисков при проведении закупок для нужд ГК, ее акционерных обществ и подведомственных ФГУП. Режим доступа: https://fogsoft.ru/press_center/news/sistema-rascheta-indeksa-delovoj-reputacii-dlja-rosatom/

Библиография

Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюции концепции. СПбГУ: Высш. шк. менеджмента, 2010.

Вартанова Е.Л., Ткачева Н.В. К вопросу о концепции социальной ответственности СМИ в контексте информационной безопасности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2008. № 5. С. 7-18.

Ершова Е.А. Гудвилл бизнеса. М.: Статут, 2013.

Захарова В.И Медиативные средства деловых коммуникаций // Коммуникология. 2014. № 6. С. 65-68.

Карпычева А.А. Многоаспектная классификация гудвилла // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 17. С. 57-62

Киварина М.В. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности // Приволжск. науч. вестн. 2013. № 12 (28). Ч. 1. С. 70-74.

ФедотоваЛ.Н. Взаимоотношения журналистики и связей с общественностью с обществом - создание системы регуляции // Медиаскоп. 2014. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1487

Хендерсон Д. Нужна ли бизнесу социальная ответственность? // Бизнес и общество. 2003. № 15. С. 24-26.

Шилина М.Г., Вартанов С.А. Доверие как категория теории коммуникации в парадигме цифровой экономики (к постановке научной проблемы) // МедиаАльманах. 2019. № 1. С. 20-38.

Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета. М.: РИЦ «Северо-Восток»; НИУ ВШЭ, 2012.

Шилина М.Г. Responsible Innovation, ответственные инновации как фактор социальной ответственности корпорации: формируя концептуальную рамку исследования // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2313

Barlev B. (1973) Business Combination and the Creation of Goodwill. Accounting and Business Research 3: 304-308.

Becchetti L., Ciciretti R., Giovannelli A. (2013) Corporate Social Responsibility and Earnings Forecasting Unbiasedness. Journal of Banking & Finance 37 (9): 3654-3668. DOI: 10.1016/j.jbankfin.2013.05.026

Carroll A.B. (1979) A Three-Dimensional Conceptual Model of Corporate Social Performance. Academy of Management Review 4 (4): 497-505.

Carroll A.B. (1991) The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders. Business Horizons 34 (4): 39-48.

Catlett G.R., Olson N.O. (1968) Accounting for Goodwill. AICPA: Accounting Research Study 10: 180-190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cho S., Lee C., Pfeiffer R.J. (2012) Corporate Social Responsibility Performance and Information Asymmetry. Journal of Accounting and Public Policy, Forthcoming 32 (1): 71-83. DOI: 10.2139/ssrn.2129509

Clarkson M. (1995) A Stakeholder Framework for Analyzing and Evaluating Corporate Social Performance. Academy of Management Review 20 (1): 92-117.

Dicksee L.R., Tilliard F. (1976) Goodwill and Its Treatment in Accounts. New York: Arno Press.

Ding Y., Richard J., Stolowy H. (2008) Towards an Understanding of the Phases of Goodwill Accounting in Four Western Capitalist Countries: From Stakeholder Model to Shareholder Model. Accounting, Organizations and Society 33 (7): 718-755.

Epstein P.H. (2006) The Transfer of Professional Goodwill. Corporate Business Taxation Monthly 8 (3): 40-42.

Friedman M. (1970) The Social Responsibility of Business Is to Increase Its. New York Times Magazine 32-33: 122-126.

Leake P.D. (1921) Goodwill: Its Nature and How to Value It. The Accountant 50 (2041): 81 -90.

Nelson R.H. (1953) The Momentum Theory of Goodwill. The Accounting Review 28 (4): 491-499.

Porter M.E., Kramer M.R. (2006) Strategy & Society: The Link between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review 84 (12): 78-92.

Slater A.H. (1995) The Nature of Goodwill. Australian Tax Review 24 (1): 31-39.

Vilanova M., Lozano J., Arenas D. (2009) Exploring the Nature of the Relationship between CSR and Competitiveness. Journal of Business Ethics 87 (1): 57-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.