Научная статья на тему 'Управление деловой репутацией в менеджменте компаний сферы коммуникационных услуг'

Управление деловой репутацией в менеджменте компаний сферы коммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / АКТИВЫ КОМПАНИИ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ И НЕФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габуева Лилия Георгиевна

В статье анализируются существующие методы управления стоимостью гудвилла и предлагаются количественные методы оценки развития деловой репутации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business reputation (goodwill) management at companies working in the sphere of communication services

The article analyzes the current management methods of goodwill value and offers quantitative methods of goodwill development level assessment.

Текст научной работы на тему «Управление деловой репутацией в менеджменте компаний сферы коммуникационных услуг»

дело за репутацией

управление деловой репутацией в менеджменте

компаний сферы коммуникационных услуг

Габуева Лилия Георгиевна

аспирантка кафедры ФАПО, РАНХиГС при Президенте РФ, Руководитель службы внешних коммуникаций, ООО «ЭйджисМедиа Си Эс»

liliagabueva@gmail.com

Аннотация

В статье анализируются существующие методы управления стоимостью гудвилла и предлагаются количественные методы оценки развития деловой репутации.

Ключевые слова: корпоративные финансы, интеллектуальный капитал, активы компании, нематериальные активы, оценка деловой репутации, финансовые и нефинансовые факторные показатели для управления стоимостью деловой репутации

За рубежом управление активами представляет собой развитую область теории и практики, истоки которой прослеживаются с XIX века и которая эволюционировала в исторической ретроспективе вслед за сменой парадигмы менеджмента. Акценты сместились на концепцию экономического роста, которая является наиболее востребованной в вопросах практического управления корпоративными финансами или asset-менеджмента. Нематериальные активы (НМА), являясь частью активов предприятий, выделяются по своей экономической природе и методам оценки для целей управления стоимостью бизнеса.

Деловая репутация

как конкурентное преимущество

Управление стоимостью НМА в бизнесе актуализируется на российском рынке на фоне отказа от жесткого государственного регулирования и прихода во многие сектора рынка крупных зарубежных компаний. Включение ряда вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью, в документы Соглашений под эгидой Всемирной Торговой Организации (ВТО), в положения по

среативная экономика, 2013, № 9(81)

торговым аспектам прав интеллектуальной собственности («ТРИПС»), в соглашения о торговле товарами («ТРИМс») и услугами («ГАТС») и др. и обсуждение их на международных межправительственных встречах, говорит о значимости исследований нематериальных активов для общества в целом, как в прикладном, так и в научном планах. Вопрос формирования новых конкурентных преимуществ российских компаний, в основе которых знания и информация, генерируемые человеческим ресурсом, связан с возможностями выделения деловой репутации, или гудвилла, из структуры НМА. Выделение деловой репутации происходит на основе особой экономической природы, а также специфической неидентифи-цируемой части бухгалтерского учета. Не существует единого, общепризнанного и достоверного описания алгоритма построения имиджа и репутации организации. Вместе с тем, следует признать, что формирование положительной деловой репутации самым тесным образом связано с созданием устойчивого корпоративного имиджа. При этом следует отметить, что зачастую такие близкие понятия, как «деловая репутация», «имидж», «бренд», «индивидуальность», «известность» и «авторитет» используются как синонимы, тождественные термины. Репутация компании, или гудвилл (от английского - добрая воля), часть нематериальных активов, зависящая от положительного имиджа, наличия стабильных деловых связей, известности фирменного наименования и фирменной марки. Потенциал репутации неоднороден по своему содержанию и зависит и от отношения к компании со стороны покупателей, клиентов, партнеров, органов государственного управления, а также от оценки качества и надежности производимой продукции, услуг компаний, и от оценки товарного знака, и от оценки уровня менеджмента.

Среди слагаемых деловой репутации следует выделять: качество товаров и услуг; квалификацию руководства; успех на российском рынке; лидерство в своей отрасли; успех на внешнем рынке; инвестиции в развитие. Когда люди придерживаются высокого мнения о компании, у нее

вопрос формирования

российских

компании связан с возможностями выделения деловой

из структуры НМА

появляется больше возможностей, ее текущая деятельность становится все более эффективной. Плохая репутация может иметь противоположный эффект - люди не доверяют компании, ее товарам и услугам и тому, что она сама о себе сообщает. Таким образом, очевидно, что хорошая репутация выгодна и с точки зрения менеджмента, и с финансовой точки зрения.

Деловая репутация в системе управления стоимостью НМА

По нашему мнению, особое место гудвилла в системе управления стоимостью НМА заключается в том, что как часть портфеля гудвилл представляет будущие выгоды от использования совокупности активов предприятия, синергетического взаимодействия между ними. Деловая репутация в отличие от других нематериальных активов, не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит компании на праве собственности, не может быть отчуждена или существовать отдельно от компании, ее невозможно передать, продать или подарить. При этом при слияниях и поглощениях компаний стоимость компаний увеличивается при наличии положительной деловой репутации. В ряде российских компаний на различных рынках, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности встает вопрос о возможностях отражения гудвила в балансе, его оценках. Международная практика предусматривает выделение гудвилла как неидентифици-рованного НМА, в российской практике актуальны методы оценки для постановки гудвилла на баланс.

При этом нам представляется, что очень важным является выработка отраслевых специфических для различных рынков подходов к данным течениям оценки и учета деловой репутации. Так, для рынка сферы услуг, очень важным является факт связи деловой репутации с корпоративной культурой, внутренней организацией бизнес-процессов и факторами рыночного позиционирования. Управление стоимостью деловой репутации с учетом средств PR (связи с общественностью) является актуальным и мало изученным направ-

деловая репутация

в отличие от других нематериальных активов, не может быть

самостоятельным

лением менеджмента, которое дополняет традиционные финансовые оценки идентифицируемых активов.

Данное направление, по нашему мнению, следует рассматривать как расширение организационно-управленческих технологий ведения бизнеса, оказывающих влияние на оценку стоимости собственности и содействующих коммерческой реализации проектов, а также усилению рыночного позиционирования компаний. Автор, считает, что следует выделять известные определения гудвилла и систематизировать их для целей управления стоимостью с учетом средств PR. Данные средства дополнят известные определения деловой репутации для целей бухгалтерского и налогового учета активов, определения для целей юридической идентификации стоимости, а также другие нефинансовые понятия и характеристики деловой репутации в рейтинговых исследованиях.

Таким образом, управление стоимостью деловой репутации предполагает определение и идентификацию данного актива в менеджменте, выбор способов его оценки и учета стоимости деловой репутации в балансе организаций. При этом только на рынке финансовых услуг и в банковском секторе существует централизованные рекомендации по оценкам гудвилла при принятии управленческих решений и для целей оценки эффективности использования активов. Для компаний, оказывающих коммуникационные и маркетинговые услуги на российском рынке может быть предложена модель текущего формирования и перспективного управления стоимостью деловой репутации, включающая этапы:

1) отбор групп факторов (финансовых и нефинансовых), оказывающих существенное влияние на текущий гудвилл компании;

2) измерение динамики количественных факторных показателей по группам и годам;

3) нормирование значений показателей для устранения разнонаправленности измерителей и оценок;

4) выбор функции оценки показателей (чем больше, тем лучше; чем меньше, тем лучше; чем больше, тем лучше, но до определенных значений

оценка гудвилла может

осуществляться на основе применения рыночного подхода при наличии сформированного рынка

Таблица

Примерный перечень факторных финансовых и нефинансовых показателей для управления стоимостью деловой репутации на рынке коммуникационных услуг

финансовыйфакторныйпоказательдля компаний, ведущих учет гудвилла Финансовый факторныйпоказательдлякомпаний,неве-дущих учет гудвилла

Доляделовойрепутаииивбалансовой (рыночной) стоимости компании Темпы роста оборота компании

Ссст-сшзниестсимсстиделсесйрепута-иуии6алансовой(рыночной)стоимости НМА Темпы роста прибыли компании

Ссотнсшзниестоимосгиделовсйрегуа-иуии6алансовой(рыночной)стоимости чистых активов Динамика рыночной доли компании

Сосянсшзниестсимостиделовойрепута-иуии6алансовой(рыночной)стоимости внеоборотных активов Долябюджетовновыхклиентоввобороте компании

Сосянсшзниестсимостиделовойрепута-иуии6алансовой(рыночной)стоимости оборотных активов Рентабельность активов

Стоимостьделовойрепутаииина1-го работающего Коэффиииентобщихиадминистративных издержек

Соотношениевсловойприбыликомпа-нииистоимостиделовойрепутаиии Отношение задолженности к активам

Литература

1. Габуева Л.Г., Попандопуло А.И. Вопросы учета и оценки деловой репутации производителей медицинских услуг при использовании различных форм государственно-частного партнерства в здравоохранении // Экономика здравоохранения. -2009. - № 7. - С. 3-9.

2. Карпова Н.Н. Интеллектуальная собственность и ВТО // Российское предпринимательство. - 2012. -№ 2 (200). - с. 16-26. - http:// www.creativeconomy.ru/ articles/22773/.

и других более сложных зависимостей), а также их эталонных значений для рынка (бизнеса);

5) разработка подходов к интегральной оценке влияния всех факторных показателей деловой репутации на перспективы развития бизнеса;

6) учет оценочных интегральных значений факторов деловой репутации для выработки тактических и стратегических управленческих решений.

В таблице представлен подход к оценке управляемых количественных финансовых и нефинансовых показателей формирования и управления стоимостью деловой репутацией. Оценка гудвилла может осуществляться на основе применения рыночного подхода при наличии сформированного рынка, или доходного подхода на основе измерения доли в выручке, или затратного, а также на основе оценки себестоимости

я экономика, 2013, № 9(81)

создания объекта или оценки величины экономии на издержках при использовании гудвилла. Преимущественным подходом в сфере услуг для оценки стоимости гудвилла является, по нашему мнению, доходный метод, позволяющий оценить увеличение прибыли компании за счет отдачи от PR -связей, улучшения внутренней организационной структуры компании, ее имиджа на рынке.

Вывод

В условиях стремительно растущего российского рынка сформированные теоретические определения деловой репутации, а также существующие зарубежные и отечественные методические подходы по применению правил учета, оценки гудвилла требует дальнейшей детальной проработки и совершенствования. Отбор факторов, влияющих на деловую репутацию, требует классификации в зависимости от сферы экономики, в том числе, посредством количественной оценки степени влияния систем управления персоналом, изменения имиджа, партнерских отношений, отношений со СМИ, рыночного позиционирования и отзывов клиентов, покупателей и т.д.

Литература

Е.И., Дьяконова ь деловой

уров-

ня развития // Креативная экономика. - 2012. - № 7 (67). - C. 119-124. - http:// www.creativeconomy.ru/ articles/24102/. 4. Макарова М.Е. Взаимосвязь и соотношения нематериальных акти-

репутация и гудвилл // ини-

0. - № 3 Вып. 2 (155). - с. 34-40. -http://www.cгeativeconomy. ги/агйс1ез/10574/. 5. Экономические основы

циональная модель / Под общей ред. Габуевой Л.А. -М.: Дело, 2012. - 323 с.

Lilia G. Gabueva

Postgraduate student of FAPO (Faculty of Academic Educational Programs), RANHiGS (Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration) under the President of the Russian Federation, Head of External Communications Department, LLC Aegis Media CS

Business reputation (goodwill) management at companies working in the sphere of communication services

Abstract

T

he article analyzes the current management methods of goodwill value and offers quantitative methods of goodwill development level assessment. Keywords: corporate finance, intellectual capital, the company's assets, intangible assets, goodwill assessment, financial and non-financial factors used for management of goodwill costing

менеджмент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.