Научная статья на тему 'Губернское жандармское управление, как основа структуры Отдельного корпуса жандармов (на примере Самарского губернского жандармского управления)'

Губернское жандармское управление, как основа структуры Отдельного корпуса жандармов (на примере Самарского губернского жандармского управления) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1896
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ЖАНДАРМОВ / ГУБЕРНСКОЕ ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / ДОЗНАНИЕ / СЛЕДСТВИЕ / SPECIAL GENDARME CORPS / PRINCIPAL GENDARME DEPARTMENT / POLICE DEPARTMENT / INQUIRY / INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пащенко А. П.

Статья посвящена анализу организации и деятельности Самарского губернского жандармского управления в 1865 1905 г.г. Анализируется порядок формирования Отдельного корпуса жандармов, структура, полномочия, взаимодействие с другими органами власти. Особое внимание обращается на изменение статуса чинов Отдельного корпуса жандармов в ходе реформирования правоохранительной системы. В статье рассматриваются особенности деятельности Самарского губернского жандармского управления на примере конкретных дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principal Gendarme Department as the basis of the Special Gendarme Corps structure (the Samara Principal Gendarme Department as example)

The article presents the analysis of formation and activities of Samara Principal Gendarme Department in 1865 1905. The order of formation of the Special Gendarme Corps, its structure, authorities and interaction with other structures of powers are under discussion. Special attention is paid to the changes in the status of ranges during the reforms of law-enforcement agencies. Some particular aspects of Samara Principal Gendarme Department activities and its performance in the region are studied.

Текст научной работы на тему «Губернское жандармское управление, как основа структуры Отдельного корпуса жандармов (на примере Самарского губернского жандармского управления)»

10.2. ГУБЕРНСКОЕ ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ, КАК ОСНОВА СТРУКТУРЫ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ЖАНДАРМОВ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ)

Пащенко А.П., соискатель кафедры теории и истории государства и права Самарского юридического института ФСИН России руководитель отдела налоговых споров ЗАО ФПК «СВ»

Аннотация. Статья посвящена анализу организации и деятельности Самарского губернского жандармского управления в 1865 - 1905 г. г. Анализируется порядок формирования Отдельного корпуса жандармов, структура, полномочия, взаимодействие с другими органами власти. Особое внимание обращается на изменение статуса чинов Отдельного корпуса жандармов в ходе реформирования правоохранительной системы. В статье рассматриваются особенности деятельности Самарского губернского жандармского управления на примере конкретных дел.

Ключевые слова: Отдельный корпус жандармов, губернское жандармское управление, департамент полиции, дознание, следствие.

Официальный указ об учреждении жандармской организации — корпуса жандармов — появился 28 апреля 1827 года. Целью его было создание четкой системы жандармских органов в центре и на местах, выполнявших обязанности наблюдательной, конной городской и военной полиции. Впервые официально было введено понятие «корпус жандармов» как единой организации со своим руководством, штатом и местными отделениями. Как отмечает Галвазин С.Н. «...ни один из государственных институтов не пользуется такими широкими полномочиями и не выполняет таких разнообразных функций, как Жандармерия, перед ней пресмыкаются все власти и учреждения, в случае нужды она даже вправе арестовать начальника края. И все это могущество — следствие ее политической деятельности»1.

С 1867 г. основным звеном структуры Отдельного корпуса жандармов стали губернские жандармские управления. Положение 1867 г. различало жандармские управления столиц, отдельных округов и губернские управления первой и второй категории. Самарское губернское жандармское управление относилось ко второй категории. Различия основывались на размерах губерний, этнографических и экономических условиях выражались в большей или меньшей штатной численности и сумме добавочного жалованья, выплачивавшегося чинам. Самарская губерния была недав-

1 Галвазин С.Н. Охранные структуры Российской империи. Формирование аппарата, анализ оперативной практики. М. 2001. С. 96.

но создана (образована в 1851 г.), стратегически важное место в Российской империи, в тот исторический момент, не занимала. Однако, на примере Самарской губернии можно рассмотреть устройство губернских жандармских управлений на большей части территории Российской Империи, так как основу составляли именно управления 2 категории в 43 губерниях.

Судебная реформа 1864 г. оказала существенное влияние на функции жандармерии. Новые Судебные уставы о жандармах вообще не упоминали, и корпус оказался в нелепом положении, так как не было понятно, каким нормативным актом регулируется его деятельность2. Такая ситуация была исправлена 19 мая 1871 г. принятием «Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений». Этот акт вводил жандармерию в число участников уголовного процесса, предоставив ей право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям, причем жандармам вменялось в обязанность содействовать прокуратуре и полиции в обнаружении уголовных преступлений. Жандармы были обязаны сообщать в прокуратуру и полицию о всех замеченных преступлениях и проступках, подсудных общим судебным установлениям. В тех случаях, когда до прибытия полиции следы преступления могли быть уничтожены, а подозреваемый мог скрыться. жандармы были обязаны принять меры к сохранению следов и задержанию подозреваемого. Прокурор имел право, с согласия начальника губернского жандармского управления, назначать жандарма для проведения дознания по уголовному преступлению, причем последний в таком случае действовал в полном объеме предоставленных законом прав, не стесняясь присутствием чинов общей полиции. Специальный раздел Правил 19 мая 1871 г. определял порядок производства дознаний по государственным преступлениям, в ходе которых жандармы имели право совершать ряд следственных действий - осмотры, освидетельствования, обыски и выемки.

Наблюдательный состав Отдельного корпуса жандармов, переименованный в 1875 г. в дополнительный штат Отдельного корпуса жандармов, состоял из унтер-офицеров, в задачу которых входил сбор информации о настроении умов в Империи. Унтер-офицеры размещались в губерниях и уездах в специальных пунктах из расчета по два человека на пункт.

В штат Самарского губернского жандармского управления с 1867 г. по 1871 г. входили: начальник, адъютант, секретарь и два писаря. Состав управления постоянно менялся в сторону увеличения штата, что было обусловлено как увеличением количества жителей губернии, так и изменением размера территории губернии3. Так в 1871 г. были добавлены должности помощников начальника управления: в Николаевский уезд (г. Балаково) штабс-капитан Клюев Николай Андреевич, в Новоузенский уезд (слобода Покровская) капитан Васильев Николай Петрович. В 1876 году штат помощников начальника Самарского губернского жандармского управления был расширен еще одной должностью - помощником в Бугурусланском, Бугульмин-ском и Бузулукском уездах был назначен капитан Спиргатис Владимир Карлович4.

2 Перегудова З.И. Политический сыск России 1880 - 1917. М. 2000. С. 109.

3 Памятный календарь за 1869 г. Самара. С. 48

4 Памятный календарь за 1876 г. Самара. С. 65.

Пробелы в российском законодательстве

2'2009

Таким образом, дополнительный штат Самарского губернского жандармского управления состоял из помощников начальника губернского жандармского управления и состоящих при них нижних чинов. Помощникам начальника губернского жандармского управления поручались для наблюдения два или более уездов. Состоявшие при них нижние чины (жандармы) составляли команду, которая состояла из вахмистра и унтер-офицеров. Каждый уезд делился на участки, причем в каждый участок назначались два жандарма, из которых назначался старшим. Город или селение, где квартировали участковые жандармы, назывался жандармским пунктом. Старший жандарм нес службу наравне с младшим, но старший, кроме того, вел от своего имени всю служебную переписку и отвечал за порядок и целость своей канцелярии. Младший жандарм на пункте подчинялся старшему и исполнял все его законные требования5.

В 1880 г., при упразднении 3 Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, за-ведывание корпусом жандармов поручено министру внутренних дел, на правах Шефа жандармов, при чем, однако, в военном отношении корпус жандармов по-прежнему оставлен был в подчинении военного министра. Указ от 25 июня 1882 года, сохранив за министром внутренних дел звание Шефа жандармов и значение главноначальствующего над всеми управлениями и частями корпуса жандармов (за исключением частей, состоящих в военных округах), непосредственное управление корпусом вверил одному из товарищей министра, заведывающему полицией, с наименованием последнего командиром корпуса жандармов. Командир этот в строевом, инспекторском и военносудном отношениях пользовался правами и властью командующего войсками военного округа; по строевой части он действовал через штаб корпуса, а по предметам, относящимся до обнаружения и исследование преступлений - через департамент полиции МВД6.

Однако, прекращение деятельности такой структуры, как 3 Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, существенно не отразилось на действиях губернских жандармских управлений или жандармских полицейских управлений железных дорог вплоть до 1904 - 1905 г.г. Какие-либо преобразования структурного характера: создание особого отдела департамента полиции, охранных отделений, филерских школ и т.п.; все это происходило где-то в столицах. На местах, в Самарском губернском жандармском управлении в частности, совершенствовалась работа только в методологическом аспекте, дознание же и следствие оставались на одном и том же уровне до первой русской революции 1905 года.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что до 1871 года Отдельный корпус жандармов представлял из себя спецслужбу с очень широкими, причем не регламентированными полномочиями по наблюдению и охранению порядка в Империи. После наделения в 1871 году жандармов правом проведения дознания и следствия по делам о государственных преступлениях Корпус стал превращаться в правоохранительный орган, что в итоге привело к слиянию с полицией, так как две структуры отличались только категориями дел, принимаемых к расследованию. В отличии от полиции

5 История полиции России. Исторический очерк и основные документы. М. 2001 С.160

6 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. СПб., 1894 г. Т. 11а, С. 718-719.

Отдельный корпус жандармов структурно не мог представлять из себя полноценный правоохранительный орган государства. Например, собирать оперативную информацию, проводить дознания и расследования по государственным преступлениям в Самарской губернии возлагалось на Самарское губернское жандармское управление, которое согласно строевому рапорту от 24 сентября 1897 года состояло из 39 человек: 1 штаб-офицера (начальник управления), 4 обер-

офицеров (помощники начальника в уездах), 2 писаря, 32 унтер-офицера. Причем, из этих 39 жандармов, один офицер, один вахмистр и пять унтер-офицеров находились в ведении начальника Саратовского губернского жандармского управления7. Следует также учитывать, что население Самарской губернии к началу 20 века составляло около 3-х миллионов человек. Иногда проблему нехватки людей удавалось решить за счет привлечения чинов полицейских жандармских управлений железных дорог, но узаконил такую возможность только приказ № 145 от 16 мая 1903 г. по Отдельному корпусу жандармов «О привлечении чинов ЖПУ к производству обысков по делам о государственных преступлениях». В указанном приказе говорилось следующее: «.из поступающих из департамента полиции сведений усматривается, что при возникновении в той или иной местности одновременно нескольких дознаний по делам о государственных преступлениях или даже одного, но сложного, требующих производства целого ряда обысков у лиц навлекающих на себя подозрение в преступной деятельности, наличный состав чинов губернского жандармского управления оказывается не всегда по численности своей достаточным. В виду изложенного Командир Корпуса изволит приказать в указанных выше случаях привлекать, но ожидая особого распоряжения Штаба, к производству обысков местных чинов жандармского полицейского управления железных дорог по предъявлению об этом требований со стороны начальников губернских жандармских управлений.

О каждом случае привлечения чинов жандармского полицейского управления железных дорог в помощь чинам дополнительного штата, немедленно доносить Штабу»8.

Следует также отметить, что очень часто жандармские чины привлекались для обеспечения проведений массовых мероприятий, в том числе и за пределами Самарской губернии. Так, согласно приказа начальника Самарского губернского жандармского управления 1878 года «назначенный в Николаевский уезд помощник мой капитан фон Франк, согласно предписаний Начальника Штаба Отдельного Корпуса Жандармов от 24-26 мая №№ 2684 и 2725, командируется с тремя унтер-офицерами дополнительного штата вверенного мне управления в Нижний Новгород, которые во все время Нижегородской ярмарки должны находиться в распоряжении Нижегородского губернского жандармского управления»9.

Следовательно, можно отметить распыление сил и средств губернских жандармских управлений, тем более при довольно широком круге задач, возлагаемых на данную структуру. Этот недостаток в работе гу-

7 ГАСО (Государственный Архив Самарской области). Ф. 468, Оп. 1, Д. 152, С 2об..-3.

8 ГАНО (Государственный Архив Нижегородской области). Ф. 918, Оп 2, Хр. 3, С.. 65.

9 ГАСО. Ф. 468, Оп. 1, Д. 16, С. 3.

бернских жандармских управлений лишал жандармов мобильности и эффективности действий.

Деятельность каждого губернского жандармского управления находила свое отражение в той или иной степени в Обзорах важнейших дознаний по делам государственных преступлений.

Если анализировать деятельность Самарского губернского жандармского управления по данным вышеуказанных обзоров и сохранившимся архивным документам, то можно сделать вывод об относительно небольшом количестве и однотипности дел, производство по которым относилось к ведению жандармов. Согласно указанным источникам в Самарской губернии в год проводилось около 30 расследований по государственным преступлениям, которые сводились к трем составам: принадлежность к преступному сообществу (революционному) и неблагонадежности, распространение запрещенной литературы и прокламаций, распространение ложных слухов политического характера. Так, согласно Ведомости по делам о государственных преступлениях производившихся в Самарской губернии с 1 июля по 1 октября 1881 года находим следующие сведения: «Дело о распространении преступных прокламаций. В конце мая появились в разных местах Самарской губернии прокламации преступного содержания. В июне привлечены к дознанию по обвинению в распространении прокламаций в г. Ставрополь - мещанин Василий Рукавишников, в Самаре - учитель городского училища Кузьма Банаков. Наконец, в сентябре по обвинению в том же преступлении задержаны: крестьянин Матвей Горбачев, бывший студент Михаил Началов и жена его акушерка Анна. Дознание производится. За сим произведено 15 дознаний 15 дознаний по обвинению в преступлениях, предусмотренных ст. 246 Уложения о наказаниях»10.

В Обзорах за 1882 и 1883 годы мы находим подобные сведения. Крестьянин Люблинской губернии Франц Петров Рябчевский, сорока лет, обвинялся в распространении возмутительных слухов о Членах Царствующего Дома. Произведены 2 дознания по ст. 246 Уложения о наказаниях11. Производилось 10 дознаний по преступлениям, предусмотренным ст. 246 и исследование об обстоятельствах, сопровождавших присылку по почте в слободу Кинель-Черкасскую Бугу-русланского уезда на имя крестьянина Ивана Хаустова преступной прокламации12.

Кроме Обзоров, которые публиковались Департаментом Полиции, начальники губернских жандармских управлений должны были направлять руководству собственные обзоры о политическом, социальном состоянии дел в губернии. Первоначально эти обзоры были слишком обширные и содержали много лишней, с точки зрения обеспечения безопасности, информации. Поэтому Департаментом Полиции был направлен начальникам губернских жандармских управлений циркуляр от 21.05.1887 г. № 1348, в котором было предложено помещать в политические обзоры губернии исключительно результаты наблюдения чинов ГЖУ за отчетный период, по предметам наиболее существенным.

Таким образом, до 1871 года губернские жандармские управления действовали больше как спецслужба, не обладая определенным правовым статусом и имея широкие полномочия. С 1871 года жандармерия, по-

10 ГАСО. Ф 468. Оп. 1. Д. 29. С. 16об..

11 ГАСО. Ф 468. Оп. 1. Д. 29. С. 93

12 Там же. С. 114.

лучив статус правоохранительного органа, по своим функциям стала во многом дублировать функции полиции, при этом располагая менее развитой и приспособленной структурой для осуществления правоохранительной деятельности. Распыление сил и средств губернских жандармских управлений, тем более при довольно широком круге задач, возлагаемых на данную структуру, лишал жандармов мобильности и эффективности их действий.

Список литературы:

1. Галвазин С.Н. Охранные структуры Российской империи. Формирование аппарата, анализ оперативной практики. М. 2001.

2. Перегудова З.И. Политический сыск России 1880 -1917. М. 2000.

3. История полиции России. Исторический очерк и основные документы. М. 2001

4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. С-Пб., 1894 г. Т. 11а,

5. Памятные календари за 1869 г. и 1876 г. Самара.

Отзыв

научного руководителя д.ю.н. профессора Финоген-товой О. Е. на статью А.П. Пащенко

«Губернское жандармское управление, как основа структуры Отдельного корпуса жандармов (на примере Самарского ГЖУ»

Статья А.П. Пащенко посвящена анализу деятельности Самарского губернского жандармского управления и влиянию на него Положения о губернских жандармских управлениях 1867 г.

Автор справедливо указывает на то, что судебная реформа 1864 г. оказала существенное влияние на функции жандармерии и выявляет особенности этого влияния. Так же в статье анализируются «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» от 19 мая 1871 г. Выявляется на основе архивных документов реальное положение дел в Самарском губернском жандармском управлении.

Новизну и значимость статье придают самостоятельно собранные автором, и впервые вводимые в научный оборот архивные документы по данной проблеме из фондов государственного архива Самарской области.

Выводы и основные положения статьи обоснованы и опираются на глубокий и многосторонний анализ. Статья А.П. Пащенко логична, написана на высоком научно-теоретическом уровне и рекомендуется к публикации.

Д.ю.н. профессор

Кафедры ТиИГиП

Самарского юридического института

ФСИН России, майор вн. Службы

О.Е. Финогентова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.