Научная статья на тему 'К вопросу о деятельности жандармерии России накануне Февральской революции (по материалам Курского губернского жандармского управления)'

К вопросу о деятельности жандармерии России накануне Февральской революции (по материалам Курского губернского жандармского управления) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БЕЛГОРОД / ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА / АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНДАРМСКОГО КОРПУСА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИ НЕБЛАГОНАДЕЖНЫХ ЛИЦ / KURSK GUBERNIA GENDARMERIE ADMINISTRATION / BELGOROD / FEBRUARY REVOLUTION OF 1917 / ASPECTS OF GENDARME CORPS ACTIVITY / LAW ENFORCEMENT STRUCTURE / IDENTIFICATION OF POLITICALLY UNRELIABLE PERSONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрыкин Н. Н.

В статье рассматриваются различные аспекты деятельности жандармского корпуса в январе-феврале 1917 г. на материалах Белгородского, Грайворонского, Корочанского, Старооскольского и Новооскольского уездов. Анализируется отчет о работе жандармерии уездного звена и переписка помощника начальника Курского губернского жандармского управления со своим руководителем накануне Февральской революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON THE ACTIVITIES OF THE GENDARMERIE RUSSIA ON THE EVE OF THE FEBRUARY REVOLUTION (ON MATERIALS OF KURSK PROVINCIAL GENDARMERIE MANAGEMENT)

The article examines various aspects of the activities of the gendarme corps in January-February 1917 on the materials of Belgorod, Graivoronsky, Korochansky, Starooskolsky and Novoоskolsky districts. The report on the work of the gendarmerie of the district level and the correspondence of the assistant chief of the Kursk Gubernia Gendarmerie with his leader on the eve of the February revolution are analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деятельности жандармерии России накануне Февральской революции (по материалам Курского губернского жандармского управления)»

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНДАРМЕРИИ РОССИИ НАКАНУНЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ)

TO A QUESTION ON THE ACTIVITIES OF THE GENDARMERIE RUSSIA ON THE EVE OF THE FEBRUARY REVOLUTION (ON MATERIALS OF KURSK PROVINCIAL GENDARMERIE

MANAGEMENT)

УДК 93:34

H.H. ПЕТРЫКИН

(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

NICHOLAS N. PETRYKIN

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Аннотация: в статье рассматриваются различные аспекты деятельности жандармского корпуса в январе-феврале 1917 г. на материалах Белгородского, Грайворонского, Корочанского, Староосколь-ского и Новооскольского уездов. Анализируется отчет о работе жандармерии уездного звена и переписка помощника начальника Курского губернского жандармского управления со своим руководителем накануне Февральской революции.

Ключевые слова: Курское губернское жандармское управление, Белгород, Февральская революция 1917 года, аспекты деятельности жандармского корпуса, правоохранительная структура, выявление политически неблагонадежных лиц.

Abstract: the article examines various aspects of the activities of the gendarme corps in January-February 1917 on the materials of Belgorod, Graivoronsky, Korochansky, Starooskolsky and Novoоskolsky districts. The report on the work of the gendarmerie of the district level and the correspondence of the assistant chief of the Kursk Gubernia Gendarmerie with his leader on the eve of the February revolution are analyzed.

Keywords: Kursk Gubernia Gendarmerie Administration, Belgorod, February Revolution of 1917, aspects of gendarme corps activity, law enforcement structure, identification of politically unreliable persons.

Особое, во многом трагичное место в истории России занимает 1917 год. Как отметил В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию, «мы не должны тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь», «уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия», а «2017 год должен стать годом объективного, честного и глубокого анализа событий Февральской и Октябрьской революций» [1].

Во многом трудности изучения этого периода связаны, прежде всего, со сложившимися в исторической литературе стереотипами в оценке дея-

тельности силового аппарата государства. Любая революция - это всегда противостояние сил, где на первом рубеже одной из сторон всегда выступают правоохранительные структуры государства.

Кризис русского самосознания, преобладание формы над содержанием, в том числе и в политической полиции, предопределили последующий ход событий на несколько десятков лет. Особый интерес представляет изучение проблемы на материалах отдельно взятой губернии, в том числе низшего уездного звена.

По состоянию на 1 января 1917 г. в России насчитывалось 75 губернских жандармских управлений. Суммарная численность всех жандармских управ-

лений составляла 14 667 человек. Столичные ГЖУ относились к первому разряду по числу штата личного состава. ГЖУ второго разряда располагались в наиболее крупных городах (Казань, Новгород, Киев, Варшава) [2]. По состоянию на 10 октября 1916 года Курское ГЖУ возглавлял полковник Мрочкевич. В штат всего Курского губернского управления входило 3 вахмистра, 18 унтер-офицеров и 2 писаря, их них в аппарате Курского губернского управления несли службу 1 вахмистр, 10 унтер-офицеров и 2 писаря; в управлении в Льговском, Рыльском, Путивльском, Суджанском и Дмитриевском уездах (располагалось в Курске) — 1 вахмистр и 4 унтер-офицера. В управлении в Белгородском, Грайворонском, Корочанском, Старооскольском и Новооскольском уездах (располагалось в Белгороде) осуществляли свою деятельность 1 вахмистр и 4 унтер-офицера [3].

Исторически сложилось, что начиная с первого шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа и до начала XX столетия в «ведомство голубых мундиров» набирали лиц, «сколько возможно испытанной нравственности, уверенных искренне в пользе своего назначения». Большинство авторов, изучающих историю создания и функционирования корпуса жандармов в Российской Империи, отмечают высокую культуру жандармских офицеров, их вежливость, терпение и внимательность при обращении с подследственными. Не только применение насилия в отношении граждан, но даже неуважительный тон был не допустим для чинов жандармского корпуса. Вопросам подбора кадров уделялось особое внимание. Считая службу своему Отечеству священным долгом, большинство жандармов во время службы не знали таких понятий, как «предательство» или «взятка», при том, что размер жалования жандармских офицеров был невысок и их нельзя было отнести к богатым слоям населения. Практически никто из них не пошел на службу к новому режиму при крушении самодержавия. Не изменив присяге, очень многие жандармские офицеры были убиты не за что иное, как за свою деятельность по защите интересов Российской Империи [4].

Анализируя воспоминания русских революционеров об их взаимоотношениях с чинами Отдельного корпуса жандармов, пришедших на службу в XIX столетии, ряд авторов обращают внимание на исключительное внимание жандармов к нуждам арестованных, на их «преувеличенную галантность» в противовес манере поведения революционеров, «фонтанами изливающих желчь». «Посмотрите, как сдержаны, как тактичны жандармские полковники! Вы можете бросить ему в глаза какое угодно оскорбление - он не вспылит; вы можете говорить с ним как угодно резко - он будет с вами тем почтительнее, вы можете поймать его на слове и уличить в противоречии, во лжи, в

глупости - он не будет защищаться, он замолчит и не проронит ни одного слова» - писал деятель русского революционного движения, уроженец Нового Оскола Курской губернии В.П. Махновец (известный под псевдонимом Бахарев). А русский писатель М. Горький удивлялся тому, что жандармы при допросах революционеров вели себя так, как будто считали совершенное ими преступление несчастьем, в первую очередь для самих допрашиваемых, воспринимали совершенный ими поступок как «печальную ошибку молодости» [5].

С 1894 г. в составе губернских жандармских управлений стали функционировать службы наружного наблюдения, ориентированные на выявление политически неблагонадежных лиц. По состоянию на 5 сентября 1910 г. в Курском губернском жандармском управлении наружное наблюдение осуществляли 13 филеров — секретных сотрудников наружного наблюдения. Однако после упразднения розыскного пункта при Курском губернском жандармском управлении, произошедшем 5 сентября 1910 г., остался лишь один сотрудник, работающий по линии наружного наблюдения в Курске, и один сотрудник — в Белгородском и иных уездах. Отдельное направление работы курировала так называемая «внутренняя агентура», представители которой, согласно уже рассекреченным документам, являлись членами различных партий. Так, некий Морозов Т.Ф., являясь членом партии социалистов-революционеров Старооскольского уезда, состоял на связи в Курском губернском жандармском управлении [6].

Полагаем, что основной причиной сокращения наружного наблюдения в 1910 году стало неудовлетворительное качество поступающей информации в Курское губернское жандармское управление от внутренней агентуры. Отсутствие необходимой информации - это отнюдь не результат купирования революционных проявлений, а недоработка Корпуса жандармов в важнейшем направлении их деятельности. Полагаем, что проблема эта коснулась не отдельно взятого управления, а была повсеместна и носила общий характер, так как причины тому лежали во внутренней мотивации жандармов. Современники отмечали, что офицеры и унтер-офицеры откровенно брезговали общением с лицами, дающими информацию на своих товарищей. Будучи представителями офицерской среды, считали информаторов предателями, а потому мало кто из чинов жандармов мог в интересах службы результативно исполнять возложенные на них в оперативном плане обязанности [7]. Таким образом, отсутствие интереса к революционной литературе, неприятие революционных идей позволило представителям жандармского корпуса сохранить клятву верности Отечеству, но не само Отечество.

Характерной особенностью среды, в которой функционировали силовые ведомства дореволюционной России, явилось то, что не только губернаторы, отвечающие за спокойствие и безопасность в своих губерниях, но и Департамент полиции фактически не имели никакой власти в отношении личного состава корпусов жандармов, так как последние подчинялись лишь своему начальству, штабу и командиру корпуса. Данное обстоятельство имело не только очевидные плюсы независимости жандармских чинов от местных властей, но, по мнению ряда авторов, для силовых ведомств являлось положением противоестественным и отрицательно влияло на единство и сплоченность немногочисленных полицейских сил [8].

В начале XX века уровень образовательного и культурного ценза для зачисления кандидатов на службу в жандармы был снижен. Большинство лиц, пришедших на службу в губернские жандармские управления, не были специалистами политического розыска и оказались не готовы к росту революционного движения и борьбе с ним. Указанные обстоятельства стали следствием той политики, которую с сожалением еще в 1906 году обозначил шеф жандармов П.Н. Дурново в своем ходатайстве в военное министерство о снижении образовательного ценза для зачисления кандидатов на службу в Корпус жандармов, мотивируя это «... крайними затруднениями при комплектовании офицерами частей и подразделений Отдельного корпуса жандармов.». Таким образом, к 1917 г. губернские жандармские управления в большинстве случаев представляли собой не что иное, как канцелярии для переписки и бумажной регистрации негласно поднадзорных [9].

Изученные нами документы Государственного архива Белгородской области свидетельствуют о формальном исполнении чинами Курского губернского жандармского управления своих обязанностей. Вникая в содержание поступающих запросов и читая формальные ответы на них, мы видим действительные оперативные позиции помощника начальника Курского губернского управления в Белгородском и иных уездах. На многочисленные запросы ответы предоставлялись достаточно быстро. Как правило, хватало 21 дня для того, чтобы запрос с момента его регистрации в Курске поступил в Белгород, затем на его основании был сделан запрос исправнику в Грайворон или Новый Оскол, получен оттуда ответ в Белгород и на его основании дан ответ в Курск [10], а в некоторых случаях хватало и 3-х дней [11]. Мы приходим к выводу, что отнюдь не проведению мероприятий уделялось должное внимание при исполнении запросов, а ответам на них в возможно короткий срок. Отсутствие сведений, формальный подход, вот та атмосфера, те очки, через которые чины Курского губернского жандармского управле-

ния в Белгородском и других уездах смотрели на поступающие запросы в отношении политически неблагонадежных лиц, давая шаблонные ответы об отсутствии у них какой-либо информации.

Вместе с тем обращает на себя внимание ведомость о деятельности чинов штата Курского губернского жандармского управления в Белгородском, Грайворонском, Корочанском, Старо-оскольском и Новооскольском уездах за весь 1916 год. Из данного документа видно, что в 1916 г. ни от офицеров, ни от унтер-офицеров сообщений прокурорскому надзору и полиции по общим преступлениям не поступало. Дела в порядке Положения о государственной охране, утвержденного 14.08.1881 г., в производстве не находились. Донесения о происшествиях, имевших особое значение, в том числе донесения по основному направлению деятельности, отсутствовали вовсе. По всем пяти уездам произведено лишь 3 дознания и исполнено 2 поручения. Около 10-ти поездок за год было совершено исправниками Курского губернского жандармского управления по каждому из уездов. Входящих бумаг в течение года было 2045 (!), исходящих 1652 [12]. Количество поездок унтер-офицеров по своему участку по отношению к количеству бумаг (помноженных на скорость их исполнения) говорит о том, что бумажной работе уделялось куда большее значение, чем следовало бы, а реальной работе, напротив, непозволительно мало. Сосредоточенность на внешних формах мешала инициативной и живой работе, которая требовалась государству [13]. Жандармским чинам того времени не хватило понимания значимости оперативной работы во всей её полноте. Не хватило образования, чтобы замечать разницу между революционными и либеральными партиями и не путать их представителей [14]. Являясь частью оскудевшего, в нравственном смысле, общества, жандармы к 1917 году функционировали по инерции, не чувствуя приближающейся трагедии. Временно исполняющий обязанности начальника Курского губернского жандармского управления в Белгороде помощник сообщал своему начальнику управления в рапорте от 01.02.1917 г.: «Доношу, что в минувшем январе месяце ко мне поступило одно отдельное требование от начальника Киевского губернского жандармского управления в порядке Правил о местностях, объявленных состоящими на военном положении, которое было исполнено в том же месяце и представлено начальнику названного управления. Формальных дознаний в поряд. 1035 ст. Уст. уг. суд. и переписок по охране в январе месяце с.г. в производстве моем не было» [15].

Изученные нами материалы свидетельствуют о том, что формальные отписки на запросы в отношении конкретных лиц, без информации по существу,

были приемлемы для руководителей Курского губернского жандармского управления, которое, по-видимому, не было исключением из числа других управлений жандармского ведомства. Полагаем, что в правоохранительной структуре крайне важно видеть суть вещей, а не их форму. Под внешним благополучием зачастую скрываются проблемы, которые подобно тлетворному растению пускают корни в нетронутую почву и произрастают там, вместо того чтобы быть обнаруженными и выкорчеванными во всей своей неприглядности, чтобы иссохнуть под палящими лучами солнца. События

февраля 1917 года убедительно показали нам, что в жандармском ведомстве, в первую очередь призванном заниматься выявлением политически неблагонадежных лиц и пресечением их противоправной деятельности, накануне Февральской революции 1917 года отсутствовала информация о реальной угрозе революционных событий, охвативших всю страну уже через несколько дней. Февральская революция стала причиной ликвидации ведомства, не обеспечившего защиту общества от потрясений государственного масштаба.

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL:http://www. kremlin.ru/events/president^ews/53379(дата обращения: 01.12.2016).

2. Новоселов М.Ю. Губернские жандармские управления: история создания и структура // Молодой ученый. 2014. №11. С. 286-268.

3. Курское губернское жандармское управление (III разряд) [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL:http:http://www. regiment.ru/MVD/B/III/19.htm (дата обращения: 01.12.2016).

4. Горяйнов В.М. Офицеры и корпус жандармов Российской Империи // Ученые записки Курского государственного университета. 2016. № 2 (38). С. 20-25.

5. Лаврёнова А.М. Чины отдельного корпуса жандармов в восприятии российских революционеров // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2014. № 19 (141). С. 21-32.

6. СалтыкГ.А. Степанова Е.И. История губернских жандармских управлений Российской Империи в конце XIX - начале XX вв. // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 2. С. 99-105.

7. Спиридович А.И. Записки жандарма. - Москва, 1991. 268 с.

8. Плужников С.Ю. Место и роль губернских жандармских управлений в системе органов политического сыска, последняя треть XiX - начало XX вв. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 2 (46). С. 97-100.

9. Опилкин А.С. Основные проблемы политической полиции Российской Империи в начале XX века глазами служащих департамента полиции и отдельного корпуса жандармов // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 31. С. 1.

10. Государственный архив Белгородской области (ГАБО). Ф. 101. Д. 137. Лл. 10, 10 об., 12, 13, 13 об., 14, 14 об., 15, 15 об.

11. ГАБО. Ф. 101. Д. 140. Л. 1.

12. ГАБО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 141. Л. 2 об, 3.

13. Лаврёнова А.М. Служба А.П. Мартынова в Саратовском охранном отделении (о кризисе идентичности в жандармской среде) // Новый исторический вестник. 2015. № 43. С. 99-116.

14. Егоров А.Н. Документы губернских жандармских управлений как источник формирования образа провинциального либерала (по материалам Вологодской и Новгородской губерний) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. Т. 1. № 3 (49). С. 34-37.

15. ГАБО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 141. Л. 4.

= References =

1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.12.2016 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa - URL:http://www.kremlin.ru/ events/president/news/53379(data obrashcheniya: 01.12.2016).

2. NovoselovM.Yu. Gubernskie zhandarmskie upravleniya: istoriya sozdaniya i struktura // Molodoi uchenyi. 2014. №11. S. 286-268.

3. Kurskoe gubernskoe zhandarmskoe upravlenie (III razryad) [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa - URL:http:http://www.regiment.ru/ MVD/B/III/19.htm (data obrashcheniya: 01.12.2016).

4. Goryainov V.M. Ofitsery i korpus zhandarmov Rossiiskoi Imperii // Uchenye zapiski Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 2 (38). S. 20-25.

5. Lavrenova A.M. Chiny otdel'nogo korpusa zhandarmov v vospriyatii rossiiskikh revolyutsionerov // Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie. 2014. № 19 (141). S. 21-32.

6. Saltyk G.A. StepanovaE.I. Istoriya gubernskikh zhandarmskikh upravlenii Rossiiskoi Imperii v kontse XIX - nachale XX vv. // Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. 2010. № 2. S. 99-105.

7. Spiridovich A.I. Zapiski zhandarma. - Moskva, 1991. 268 s.

8. Pluzhnikov S.Yu. Mesto i rol' gubernskikh zhandarmskikh upravlenii v sisteme organov politicheskogo syska, poslednyaya tret' XIX -nachalo XX vv. // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2007. № 2 (46). S. 97-100.

9. Opilkin A.S. Osnovnye problemy politicheskoi politsii Rossiiskoi Imperii v nachale XX veka glazami sluzhashchikh departamenta politsii i otdel'nogo korpusa zhandarmov // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. 2012. № 31. S. 1.

10. Gosudarstvennyi arkhiv Belgorodskoi oblasti (GABO). F. 101. D. 137. Ll. 10, 10 ob., 12, 13, 13 ob., 14, 14 ob., 15, 15 ob.

11. GABO. F. 101. D. 140. L. 1.

12. GABO. F. 101. Op. 1. D. 141. L. 2 ob, 3.

13. Lavrenova A.M. Sluzhba A.P. Martynova v Saratovskom okhrannom otdelenii (o krizise identichnosti v zhandarmskoi srede) // Novyi istoricheskii vestnik. 2015. № 43. S. 99-116.

14. Egorov A.N. Dokumenty gubernskikh zhandarmskikh upravlenii kak istochnik formirovaniya obraza provintsial'nogo liberala (po materialam Vologodskoi i Novgorodskoi gubernii) // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. T. 1. № 3 (49). S. 34-37.

15. GABO. F. 101. Op. 1. D. 141. L. 4.

(статья сдана в редакцию 20.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.