Научная статья на тему 'Грузинский миссионер Cв. Епископ иоанн Манглели (Манглисский)'

Грузинский миссионер Cв. Епископ иоанн Манглели (Манглисский) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕР / MISSIONARY / ДЕРБЕНТ / DERBENT / БОГОМУДРИЕ / КАВКАЗ / CAUCASUS / КАРТИНА МИРА21 / PICTURE OF THE WORLD21 / PIOUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пачуашвили (Митрополит Николай) П.Г.

Из настоятелей Хирсского монастыря1 на миссионерском поприще особенно потрудился в XVIII веке хорошо известный в истории Грузинской церкви св. Иоанн, епископ Манглели, из фамилии Саакадзе (+28 марта 1751 г.), святые мощи которого почивают в Тифлисском Сионском кафедральном Соборе, почти пред (немного правее) Сионской иконы Божьей Матери. Этот знаменитый и неустрашимый миссионер, получивший свое богословское образование в высшей школе Давидо-Гареджийской Бертубанской пустыни, в духе апостольской ревности подвязался в 1724-1751 гг. в Дербенте, Астрахани и на Северном Кавказе, во многих местах основывая монастыри, школы и церкви и везде не скудною рукою обильно распространяя лучи Христианскаго богомудрия. Особенно много потрудился он над просвещением Осетин и Ингуш и потому его вполне заслуженно могут считать новым просветителем их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Georgian missionary of St. Bishop John Manglely (Manglis)

From the abbots of the Hirssky Monastery1 in the missionary field, the well-known in the history of the Georgian Church of St. John, bishop of Manglely, from the name of Saakadze (+28 March 1751), whose holy relics rest in the Tiflis Cathedral of Sion, almost before (slightly to the right) of the Sion Icon of the Mother of God. This famous and intrepid missionary, who received his theological education in the higher school of the David-Gareja Bertuban desert, was tied up in the spirit of apostolic jealousy in 1724-1751. In Derbent, Astrakhan and the North Caucasus, establishing monasteries, schools and churches in many places and spreading the rays of Christian God-wise abundantly with their meager hand. Especially much he worked on enlightenment Ossetian and Ingush and therefore he can be considered quite deservedly a new enlightener of them.

Текст научной работы на тему «Грузинский миссионер Cв. Епископ иоанн Манглели (Манглисский)»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 597-606

Грузинский миссионер Cв. епископ Иоанн Манглели (Манглисский)

П.Г. Пачуашвили (Митрополит Николай)

Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный

Свято-Тихоновский гуманитарный университет»

115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая д. 23 стр. 5а

Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox

University of Humanities"

Novokuznetskaya str., 23, building 5a, Moscow 115184 Russia

Ключевые слова: миссионер, Дербент, богомудрие, Кавказ, картина мира21. Key words: missionary, Derbent, pious, the Caucasus, picture of the world21. Резюме: Из настоятелей Хирсского монастыря1 на миссионерском поприще особенно потрудился в XVIII веке хорошо известный в истории Грузинской церкви св. Иоанн, епископ Манглели, из фамилии Саакадзе (+28 марта 1751 г.), святые мощи которого почивают в Тифлисском Сионском кафедральном Соборе, почти пред (немного правее) Сионской иконы Божьей Матери. Этот знаменитый и неустрашимый миссионер, получивший свое богословское образование в высшей школе Давидо-Гареджийской Бертубанской пустыни, в духе апостольской ревности подвязался в 1724-1751 гг. в Дербенте, Астрахани и на Северном Кавказе, во многих местах основывая монастыри, школы и церкви и везде не скудною рукою обильно распространяя лучи Христианскаго богомудрия. Особенно много потрудился он над просвещением Осетин и Ингуш и потому его вполне заслуженно могут считать новым просветителем их.

Abstract: From the abbots of the Hirssky Monastery1 in the missionary field, the well-known in the history of the Georgian Church of St. John, bishop of Manglely, from the name of Saakadze (+28 March 1751), whose holy relics rest in the Tiflis Cathedral of Sion, almost before (slightly to the right) of the Sion Icon of the Mother of God. This famous and intrepid missionary, who received his theological education in the higher school of the David-Gareja Bertuban desert, was tied up in the spirit of apostolic jealousy in 1724-1751. In Derbent, Astrakhan and the North Caucasus, establishing monasteries, schools and churches in many places and spreading the rays of Christian God-wise abundantly with their meager hand. Especially much he worked on enlightenment Ossetian and Ingush and therefore he can be considered quite deservedly a new enlightener of them. [Pachuashvili P.G. (Metropolitan Nicholas) Georgian missionary of St. Bishop John Manglely (Manglis)]

Период служения святого Иоанна Манглели совпал со сложной политико-экономической ситуацией. С 20-х годов XVIII столетия в Восточной Грузии господствовали вначале

османы, а затем персы. Не прекращались и набеги лезгин. В годину столь тяжких испытаний огромное значение придавалось деятельности светских и духовных лиц, I половина XVШ века же в этом смысле действительно была исключительной: в Грузии именно тогда появились осененные Божьей благодатью люди, возложившие на свои плечи бремя спасения своего народа.

Св. Иоанн Манглели, в миру Иосиф Саакадзе, родился в 1666 году в семье князя Георгия Саакадзе. Он воспитывался в Бертубанском монастыре Давид-Гареджийской обители и с младых лет приобщился к монашеству. «Был взращен в послушничестве и монашестве и долгие годы провел в Бертубанской обители, стены кельи его и поныне орошены слезами оного», - писал о нем деятель 18-го века св. Гавриил Мцире (упоминание от 17 марта).2

В другом месте читаем: «Помимо всего прочего очевидно, сколь мягок был он сердцем, сострадателен и милостив к сирым, убогим и страждущим. Следовали за ним многие сирые, дети иноземцев и бедняков, и он сам воспитывал их на собственные средства и своим трудом,.. обучая их языкам, Слову и Закону Божьему, по желанию оных наделяя мирскими знаниями и внушая страх Божий»3.

Понемногу росло число учеников святого отца, среди которых было немало чужеземцев. Некоторые из них пришли к нему, узрев чудо.

Один лезгин, который примерно в 1716 году участвовал в погроме владений князя Амилахвари в селе Чала, стал свидетелем и очевидцем чуда, когда удивительное сияние (вспышка) купольного креста на Самтависском храме4 поразило полчища леков, расположившихся к югу от него на вершине т. н. «Черного леса»5. Узрев это чудо, упомянутый лезгин явился к св. Иоанну, принял христианство и вступил в Бертубанское братство Давид-Гареджийского монашества. Здесь же он принял сан и стал вести отшельническую жизнь. Впоследствии этот человек написал книгу «Манна», в которой воздавал хвалу православной церкви.

В 1714 году в Картли воцарился Иессе, который был мусульманином. Он стремился растоптать христианскую веру и

насадить непристойности, характерные для мусульманского вероучения. Царь вступил в противозаконный брак с родственницей, за что был осужден католикосом и духовенством, в особенности же св. Иоанном, который к тому времени уже был настоятелем Бертубанского монастыря.6 Из этого примера явствует, что слову св. Иоанна в Грузии того времени придавалось особое значение, и его личность пользовалась огромным авторитетом в миру.

Иессе не внял увещеваниям священнослужителей, обличивших его, но их молитвами нечестивому царю недолго довелось править: шах Ирана призвал на царствование Вахтанга VI. Иессе был пленен и заключен в крепость.

Св. Иоанн своей добродетельной и духовной жизнью распространял в народе православное вероисповедание, неустанно радел о нравственном и моральном совершенствовании людей. В 1717-1719 годах св. Иоанн был рукоположен в епископы, и ему была поручена кафедра в Манглисской епархии.7

Но скоро из-за разорения османами Манглисской кафедры и споров в епархии св. Иоанн был вынужден удалиться настоятелем в Хирсский монастырь в Кахетии и там продолжать свое богоугодное дело.

Основанный Стефаном Хирсотим в VI веке Хирсотий монастырь с самого же начала своего существования имел огромное значение для миссионерского дела. Служившие здесь духовные лица энергично боролись за распространение христианства среди лезгин и других народов Северного Кавказа. В числе настоятелей монастыря особые заслуги в миссионерском деле принадлежат св. Иоанну.

Из-за сложившейся в 1724 году в Грузии невыносимой обстановки царь Вахтанг VI со своей свитой был вынужден удалиться в Россию.

В том же году и святитель Иоанн Манглели тоже покинул Грузию и продолжил свое святое дело в горах Кавказа. Вначале он в сопровождении 11 священнослужителей прибыл в Дербент. Здесь, вооружившись лопатой, он собственноручно построил и освятил церковь. Своей святой жизнью и чудесами св. Иоанн обратил на себя внимание местных жителей, и по всему

Северному Кавказу вскоре разнеслась молва о святости нового подвижника, увеличилось число желавших получить его благословение, многие из которых стали учениками святого отца. Постепенно ширилось братство св. Иоанна Манглели, в которое еще в 1736 году входили архимандрит Евдей, игумен Герман, монашествующие священники Даниил и Илларион; священники: Иаков, Варфоломей, Николай, Виссарион; протодиакон Варнава, иеродиакон Макарий, ризничий Георгий, келейник Давид, иподиаконы: Иаков, Григорий, Христефор, Василий, певчие: Иоанн, Георгий, Иаков, диакон архимадрита Макарий и служка его Спиридон (Архив Св. Синода. 1725 г. № 192).

Разумеется, лишь собственными силами и только на свои средства св. отцу не удалось бы возводить церкви и монастыри, он нуждался в вещественной подмоге. Вахтанг VI и Петр I высоко оценили значение деятельности св. Иоанна и оказывали ему огромную материальную поддержку.

Благодаря этому апостольское служение еще больше усилилось, и Христово учение внедрялось в народе успешно. С благословения Священного Синода и при содействии генерала-фельдмаршала князя Долгорукова св. Иоанн в 1729 году воздвиг на месте Успенской деревянной церкви каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Им же был построен храм во имя святой великомученицы Екатерины.

В 1737 году св. Иоанн Манглели оставил своих учеников в Дагестане, а сам перебрался в Астрахань и остановился в Троицком монастыре. Там же, в Астрахани находился в то время эмигрировавший из Грузии в Россию царь Вахтанг VI со своей свитой - представителями прогрессивного грузинского общества.8

Св. Иоанн и в Астрахани оставил плоды своего служения и здесь тоже воздвиг церковь св. Иоанна Богослова, которую впоследствии, в 1744 (или 1746) году российское правительство преобразовало в монастырь и настоятелем назначило ученика св. Иоанна архимандрита Германа.9 (Этот монастырь сгорел в 1749 году).

Там в Астрахани до св. Иоанна дошли сведения о том, что у грузин, населяющих Кизляр10, не было церкви. Христианство испытывало трудности и в Осетии, поэтому святой отец прибыл

из Астрахани в Кизляр.

Для переселившихся из Грузии православных св. Иоанн Манглели построил в Кизляре Крестовоздвиженскую церковь и при содействии архимандрита Даниила для подготовки проповедников в 1738 году основал учебное заведение. Особые усилия св. Иоанн Манглели приложил к обращению в христианство осетин и ингушей. В построенном им монастыре крестились многие осетины.

Св. Иоанн Манглели со своими учениками неутомимо и неустанно трудились, обучали и распространяли христианство среди северокавказских народов, оказывая на них столь благотворное влияние, такое число людей обратили в христианскую веру, особенно же осетин, что св. Иоанн Манглели действительно по праву может считаться новым просветителем Осетии.

Своей святой жизнью, красноречием и духовной мощью св. Иоанн Манглели снискал огромное уважение и любовь горских народов, и в их памяти на протяжении долгого времени сохранялись предания о чудесах, творимых святым отцом.

В 1743 году св. Иоанн Манглели прибыл в Москву. По сведениям архива Священного Синода, он в 1744 году сблизился с известным грузинским духовным деятелем Иосифом Самебели.11

Св. Иоанн Манглели и Иосиф Самебели вознамерились построить специальную постояннодействующую миссию для распространения и проповедничества христианского вероучения среди кавказских горцев.

Они составили проект и в 1746 году за подписью Иосифа Самебели представили его Св. Синоду. Св. Синод утвердил означенный проект и основал т. н. «Комиссию по восстановлению христианства в Осетии», которой были выделены средства на существование и работу.

В миссии было объединено грузинское духовенство, хорошо владевшее осетинским языком, знавшее нравы и обычаи этого народа и местоположение горных местностей. Многие из них в прошлом были членами братства Св. Иоанна Манглели. Делами миссии заведовал лично св. Иоанн Манглели. Исполнительным руководителем миссии считался грузинский

архимандрит Пахомий, которому помогали два грузинских игумена и несколько архидьяконов.12

После кончины Св. Иоанна Манглели Синод назначил руководителем миссии архимандрита Пахомия, для которого даже была составлена инструкция, как управлять миссией.

Хотя миссия и была основана для распространения христианства среди осетин, но предполагалось, что под ее опекой будут все горские народы Кавказа.

После Пахомия деятельностью миссии управляли грузинский архимандрит Григорий (1767 г.), а затем русские духовные лица, при которых грузины состояли лишь в помощниках.

Первым из них был архимандрит Порфирий Лебедев. В 1793 году надзор за комиссией препоручили грузинскому архиепископу Гайозу (Нацвлишвили), бывшему ректору Телавской духовной семинарии, который напечатал церковные книги на грузинском и русском языках.

Вслед за Гайозом руководство миссией перешло в руки экзарха Грузии Феофилакта Русанова, и, наконец, когда в Тифлисе открылось «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», миссия вообще прекратила свое существование13.

***

Поистине, великими были усилия св. Иоанна Манглели, предпринимавшиеся им не только ради благополучия собственного народа, но и для обращения в православную веру жителей другого государства, укрепления их в этой вере и ее увековечения путем строительства церквей и монастырей.

Св. Иоанн Манглели почил 28 марта 1751 года в возрасте 85 лет в Кизляре в построенном им самим же Крестовоздвиженском монастыре. В завещании он велел похоронить себя в Грузии в Давидгареджийской святой обители, пустыни св. Иоанна Крестителя, где провел первые годы своего отрочества. Однако ввиду сложности и опасности пути в Грузию или того, что пустынь св. Иоанна Крестителя к тому времени утратила былое значение, его просьбу выполнить не удалось, и бренные останки святого были преданы земле там же в Кизляре, в Крестовоздвиженском монастыре с благословения

епископа Астраханского Иллариона.

Спустя год, по преданию, св. Иоанн Манглели явился императрице Елизавете, прося перевезти его прах на родину, в Грузию, что и было исполнено в 1752 году братом св. Иоанна отставным поручиком гусарского полка князем Николаем Саакадзе.

Пустынь св. Иоанна Крестителя на тот момент была упразднена, по причине чего с благословения Священного Синода и по приказанию правившего в тот период царя Теймураза мироточащие останки святятителя были преданы земле в Сионском соборе, пред иконой Манглисской Пресвятой Богородицы.

«Множеством лампад и литаний воздали ему почести, и многие высокородные с благоговением приняли частицы клобука и рясы его и вокруг во славу Богородицы воздвигли ему ковчег добрый»14.

Св. Гавриил Мцире в своей книге «Ставрофори» («Нести свой крест») описывает чудеса, творимые св. Иоанном Манглели:

«Однажды блаженный св. Иоанн служил, стоя перед алтарным столом. Согласно правилу во время исполнения псалма «Святый Боже» крест архиерею должен подать священник и при этом облобызать ему руку. Но поскольку священник еще не закончил читать молитву, архиерей сам потянулся за крестом. В этот момент все священники узрели, что крест взмыл в воздух на одну пядь и как бы сам собой лег ему в руку. И крестом тем святитель благословил находящихся во храме»15.

Царь Георгий XII (1798-1800) дважды велел вскрывать захоронение св. Иоанна Манглели, и оба раза ему довелось узреть исцеленными детей, находившихся при смерти, стоило им лишь прикоснуться к мощам святого.

В первый раз могилу вскрыли тогда, когда тяжким недугом занемог царевич, и врачи объявили эту болезнь неизлечимой. По приказанию царя мощи св. Иоанна Манглели наследнику возложили на чело, и царевич исцелился.

«Лишь только приподняли крышку ковчега, как в воздухе разлилось благоухание, и все узрели, что на мощах святого, подобно росе, проступили капли мира»16.

На другой год по приказу государя усыпальница святого вскрывалась еще раз ввиду болезни второго ребенка царя -царевны Тамар. И та тоже исцелилась на диво челяди и самим врачевателям, которые православными не были17.

В ознаменование двух этих чудес царь Георгий пожертвовал св. Иоанну Манглели икону в чеканном серебряном окладе с золоченой надписью: «Во исцеление чад моих... жертвую тебе, святой Иоанн Манглели, икону - покровительницу нашу с ликом твоим, лета 1799, месяца апреля 8-го»18.

Впоследствии царь Георгий обратился к католикосу Антонию с просьбой вскрыть захоронение и ковчег с останками св. Иоанна Манглели и в третий раз, чтобы излечиться от снедавшей его водянки.

22 декабря в Сионскую церковь прибыли Католикос Антоний II, архиепископ Устин, митрополит Иоанн Бодбели (Бодбийский), Стефаний Руствели и стали служить молебен. После молебна они извлекли ковчег и внесли в царскую опочивальню. Государь с великими мольбами, рыданиями и верой припал к святым мощам.

Присутствовавшая при этом царица Мариам рыдала и все вторили ей. Царю Георгию полегчало. Генерал Лазарев по этому поводу говорил протоиерею Иосифу Цинамдзгвришвили: «Теперь вижу, сколь близок царь Георгий к Господу. По просьбе царя было совершено таинство миропомазания, и он снова почувствовал облегчение19.

Существовала малая нерукотворная икона Господа с мощами св. Иоанна Манглели, которую носил на груди католикос Грузии Антоний II. Она хранилась в алтаре Анчисхатского храма в Тбилиси.

Св. Иоанн Манглели достойно и бескорыстно исполнил ту важнейшую миссию, которую возложил на него Господь. Велики его заслуги перед страной и народом. Католикос Антоний в своем «Мерном слове» живописуя личность св. Иоанна, использует эпитеты, которые еще раз подчеркивают честь, добродетель и святость подвижника: Иоанн - великое солнце постников, Аки пророк Илия, взошедший над пустынью, Упоминаемый с песнопениями и славословием,

Исполненный благодати, отринувший зло -Славлю тебя...

Труды твои пастыревы - образ и зерцало постников. Подобны Слову Христову пред учениками Его. Ты сияешь и осеняешь других Светом своим... Просветитель наш дивный! .........Иоанн!20

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Имеется в виду основанный преподобным Стефаном Хирсским (память 28

января) монастырь в Восточной Грузии в VI в.

2. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. V, Тб., С.128.

3. Св. Гавриил Мцире. 1982. Духовные сказания душ боголюбивых. Краткие

ведомости для грузинских писателей, Тб. С. 127.

4. Храм в селе Самтависи Каспского района. 1030 г.

5. Похожее событие Вахушти Багратиони датирует 1728 годом, когда лезгины

подступили к селу Чала, убили сына Реваза Амилахвари Эрасти, разорили Чала, угнали тысячу пленных и ушли. Описываемый К. Карбелашвили поход лезгин (Центр. госуд. историч. архив Грузии. #1461, л. 42), возможно, связан именно с событиями 1728 года. Таким образом, указанный факт должен отражать историческую действительность, поскольку в тот период постоянные набеги лезгин на Грузию, в особенности же Кахетию, ставили население Грузии в невыносимые условия, и урегулировать эту проблему никоим образом не удавалось.

6. Вахушти Багратиони, История царства Грузинского, Картлис цховреба, IV,

Тб., 1973. С. 494.

7. Манглиси, который расположен в Тетрицкаройском районе, в 60 километрах

к западу от Тбилиси, был одним из очагов распространения христианства в Грузии. Первая церковь бьша построена здесь в IV веке. Здесь же покоилось посланное св. императором Константином Великим подножие креста, на котором был распят Христос. С V века Манглиси стал центром епископата. В период правления Вахтанга Горгасала Манглисская епархия по рангу и значению занимала четвертое место в Грузии. Начиная с XV века к званию епископа Манглели (Манглисского) добавилось звание Тбилели (Тбилисского). Ввиду усиления турецкой экспансии в результате непрекращающихся войн в позднефеодальную эпоху Манглиси утратил прежнее значение. В настоящее время среди епархий Грузии по-прежнему действуют Манглисская и Тетрицкаройская епархии. В митре епископа Манглийского, которая согласно надписи была изготовлена в годы правления царицы Русудан (1223-1245), хранились гвоздь и подножие

Креста Господня.

8. 26 марта 1738 года царь Вахтанг VI скончался, и возможно, отъезд св.

Иоанна Манглели в Астрахань увязывается именно с этим событием.

9. Герман Тбилели с отрочества воспитывался в Давидгареджийском

Бертубанском монастыре под опекой Иоанна Манглели, стал архидиаконом, сопровождал святого Иоанна в Дербент, а затем в Россию. Здесь принял Герман Тбилели игуменство, и ему в 1744 году по представлению Иоанна было присвоено звание архимандрита. 17 января 1752 года он сопровождал останки св. Иоанна Манглели для погребения в Грузию. В 1755 году Герман Тбилели был тяжело ранен лезгинами, но ему удалось выжить. На протяжении трех лет Герман Тбилели руководил Тбилисской епархией. Впоследствии ввиду его преклонных лет епархию возглавил протоиерей Сионский Иоанн Осешвили. Герман Тбилели почил в весьма преклонном возрасте 84 лет. Погребен в Сионском соборе. О нем говорили, что во время совершения им святых таинств стены храма словно дышали и исполнялись чувствами.

10. Город Кизляр на юге России, в Республике Дагестан был основан в 1735

году как русская крепость на реке Терек. На западе граничит с Чеченской Республикой.

11. Архиепископ Иосиф (в миру Иосиф (Иосеб) Тамазович Кобулашвили или

Самебели, в русском написании - Хвабулов; 1676 - 1 сентября 1750, Саратов) - епископ Грузинской православной церкви, архиепископ Самебельский и Цилканский, затем епископ Русской православной церкви, викарий Новгородской епархии (без титула). Организатор издательской деятельности на грузинском языке, один из видных представителей грузинской диаспоры в России в первой половине XVIII века.

12. Центральный государственный исторический архив Грузии, л. ф.

П. Карбелашвили #1461. Фонд 54,55.

13. Бутков. П. Р. 1869. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803

год. Ч. 1. Сиб. С. 266-273. 14-16. Гавриил Мцире. Упомянутый труд. С. 126.

17. Иоселиани П. Жизнь царя Георгия XIII. С. 163.

18. Упоминаемая икона была утрачена в 1804 году при восстановлении

росписи Сиони, проводимой по повелению князя Цицианова. Об этом стало известно от протоиерея Сионского Гавриила. 19-20. Католикос А. Мерное слово. Подготовил к изданию, препроводил исследованиями, комментариями и словарем Ив. Лолашвили, Тб., С. 259.

21. Лазарев М.А. 2014. Языковая картина мира: анализ теоретических подходов. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 3(3): 465-475.

Получена/Received: 26.06.2017 Принята/Accepted: 03.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.