Научная статья на тему 'Групповое взаимодействие в коммуникативном обучении иностранным языкам'

Групповое взаимодействие в коммуникативном обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOREIGN LANGUAGE / FEATURES OF VERBAL INTERACTION / GROUP WORK / SPEECH SKILLS / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY / COMMUNICATION COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Ю. З.

The article discusses various popular forms of group interaction of students in the process of learning foreign languages and the impact of such forms on the activation of speech-cognitive activity of students. The importance of the use of group work and the interaction of students taking into account specific goals and stages of the educational process is analyzed, and the need for an active position of a university teacher in the group work of students is noted. It is marked that the work on mastering a foreign language and the development of high-quality communicative competence among students requires its further development and improvement, including the use of constantly modernizing information and communication technologies. It is noted that group learning to a large extent contributes to the fact that students develop better cognitive abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUP INTERACTION IN FOREIGN LANGUAGES COMMUNICATIVE TEACHING

The article discusses various popular forms of group interaction of students in the process of learning foreign languages and the impact of such forms on the activation of speech-cognitive activity of students. The importance of the use of group work and the interaction of students taking into account specific goals and stages of the educational process is analyzed, and the need for an active position of a university teacher in the group work of students is noted. It is marked that the work on mastering a foreign language and the development of high-quality communicative competence among students requires its further development and improvement, including the use of constantly modernizing information and communication technologies. It is noted that group learning to a large extent contributes to the fact that students develop better cognitive abilities.

Текст научной работы на тему «Групповое взаимодействие в коммуникативном обучении иностранным языкам»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-79-2-294-301

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

Ю.З. Богданова

Государственный аграрный университет Северного Зауралья г. Тюмень, Россия bogdanowa2907@mail.ru

ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОММУНИКАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

[Yulia Z. Bogdanova Group interaction in foreign languages communicative teaching]

The article discusses various popular forms of group interaction of students in the process of learning foreign languages and the impact of such forms on the activation of speech-cognitive activity of students. The importance of the use of group work and the interaction of students taking into account specific goals and stages of the educational process is analyzed, and the need for an active position of a university teacher in the group work of students is noted. It is marked that the work on mastering a foreign language and the development of high-quality communicative competence among students requires its further development and improvement, including the use of constantly modernizing information and communication technologies. It is noted that group learning to a large extent contributes to the fact that students develop better cognitive abilities.

Key words: foreign language, features of verbal interaction, group work, speech skills, non-linguistic university, communication competences.

В современном высшем образовании изучение иностранных языков играет важную роль. И это не случайно, поскольку знание, например, английского, немецкого или китайского языков существенно увеличивает шансы будущего специалиста-агрария быть востребованным и успешным на рынке труда [1; 2; 3; 4; 9].

Сам процесс обучения иностранным языкам отражает смену подходов и приоритетов, поиск наиболее приемлемой и максимально эффективной учебно-методической деятельности. Определенные формы преподавания в последнее время претерпевают существенные изменения.

Недостаточно широкое распространение активных форм в обучении иностранным языкам в неязыковых вузах нередко связано с проблемой слабой оснащенности занятий современными техническими средствами, слишком большой нагрузкой преподавателей, небольшим количеством аудиторных часов, отведенных дисциплине. Тем не менее необходимо исследовать и развивать совместную деятельность педагога и студентов, четко организовывать учебный процесс, оптимально используя имеющиеся ресурсы и полноценно осуществляя речевое общение и взаимодействие.

Речевое воздействие - это конкретная речевая деятельность между субъектами общения, которая направлена на получение определенной реакции на речь и высказывания другого субъекта. В нашем случае, это речевое взаимодействие педагог - студент. Речевое взаимодействие способствует тому, что наилучшим образом используется учебное время, студенты эффективнее усваивают материал, а сам учебный процесс выходит на новый качественный уровень. На сегодняшний день исследователями выделяются три вида речевых взаимодействия:

1. Говорение - живой диалог или монолог, в котором принимают участие два и более участника.

2. Письмо - письменное взаимодействие между двумя и более людьми.

3. Чтение заключается в восприятии адресатом смысла содержания, которое адресовал его автор [11].

Именно формы групповой работы являются наиболее адаптированными к процессу обучения иностранному языку. На таких занятиях студенты могут лучше взаимодействовать друг с другом, обсуждать задания и искать наилучшие пути к их качественному выполнению. Соответственно в ходе занятий будут быстрее развиваться коммуникативные умения и навыки, студенты будут намного результативнее изучать иностранный язык, поскольку смогут обсуждать неясные на данный момент вопросы и находить наилучшие пути решения речевых заданий по иностранному языку. Как следствие, умения и навыки по получению необходимой квалификации будут только улучшаться [8, с. 25].

Сегодня основными формами обучения иностранному языку в вузе является индивидуально-групповые формы организации учебного процесса. Рассмотрим и охарактеризуем самые распространенные формы группового взаимодействия в изучении иностранного языка [7]:

1. Работа в парах.

Работа в парах - групповое взаимодействие учащихся, с помощью которого студенты могут изучать иностранный язык и закреплять приобретенные знания в процессе взаимодействия не только с преподавателем, но и между собой. Здесь необходимо выделить составные части такой работы: предоставление задания, поиск путей его решения и контроль за данным процессом со стороны преподавателя.

На первом этапе преподаватель предоставляет группе задание и дает конкретную модель его выполнения (полную или частичную). Для качественного результата в этом случае четко прописываются алгоритмы его выполнения, то есть студенты должны четко понимать, что именно нужно сделать и каким образом. В процессе работы в группах сам процесс контролируется преподавателем, который наблюдает за деятельностью студентов и по необходимости помогает найти правильный ответ или решение. В конце занятия выполненные задания обсуждаются в группах и делаются соответствующие выводы.

Как следствие, в ходе проведенной работы в группах студенты способны приобрести следующие знания и навыки:

• осваивают ведение диалогов и способы общения на иностранном языке;

• учатся работать в парах и решают поставленные задачи на основе консенсуса (договариваться и принимать коллективное решение задачи);

• каждый может озвучить и доказать собственную позицию;

• учатся задавать вопросы, направленные на решение поставленных задач и т.д. [5, с. 287].

На этапе закрепления главная цель - направление конкретных коммуникативных действий на студентов. При этом подкреплять их какой-либо моделью для качественного выполнения уже не нужно.

2. Работа в тройках.

Еще одна форма группового взаимодействия - работа в тройках; эта форма взаимодействия является более гибкой и при этом студенты могут обмениваться между собой большим количеством информации. В тройках учебное воздействие (ориентировочное, исполнительское и контролирующее) происходит полноценнее, что позволяет совмещать эти этапы и быстрее достигать поставленных целей.

3. Взаимодействие в больших группах.

В таких группах зачастую участвуют 3-7 студентов (каждая группа делится на несколько команд). Процесс общения для решения поставленных задач и заданий проходит как между членами одной команды, так и с представителями других команд. Подобный обмен информацией способствует решению поставленных преподавателем задач и помогает намного качественнее обучаться иностранному языку [5, с. 229].

Необходимо обязательно сказать, что все рассмотренные формы групповой работы и взаимодействия способствуют развитию не только учебных навыков, но и коммуникативной составляющей, улучшающей межличностное общение, что безусловно может пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности. После окончания неязыкового вуза, в том числе аграрного, овладев профильной специальностью и одновременно навыками общения на иностранном языке, выпускники значительно повышают свои шансы на работу в крупных совместных компаниях, предприятиях, учреждениях.

При работе в группах в ходе обучения иностранному языку преподаватель должен создавать доброжелательную и плодотворную атмосферу, уметь найти общий язык с каждым из студентов, не переходить на личности (не унижать, не уменьшать даже, казалось бы, незначительные достижения студентов в учебном процессе). Педагог должен быть активным участником групповой работы и при необходимости подталкивать студентов к верному решению. Не следует упускать из вида того, что в групповой работе необходимо регулярно использовать новые информационно-коммуникационные технологии и средства сети Интернет. Разнообразный контент видео- и аудиороликов (в том числе собственного производства), мульфильмы, фильмы, выпуски новостей - все это существенно улучшает процесс групповой работы в изучении иностранного языка. Используя эти средства, студенты успешнее усваивают изучаемый материал и выполняют практические задания [6, с. 204]. Обучение при этом становится адресным, интересным и увлекательным познавательным процессом.

Безусловно, не следует забывать о том, что обучает все-таки преподаватель, а не технологии сами по себе. Гармоничное взаимодействие между личностью педагога и использованием новых информационных технологий позволяет значительно расширить рамки учебного процесса, сделать его эффективнее и результативнее.

Таким образом, говоря о различных формах группового взаимодействия при изучении иностранных языков, необходимо отметить, что с их применением удается делать процесс обучения более интересным и индивидуальным. Здесь каждый участник активен, работает на результат, может максимально полно раскрыть свою индивидуальность и творческие составляющие, может сам оценить товарища и услышать оценки своей деятельности.

Такой вид работы помогает не только развивать речевые компетенции и эффективно использовать время в ходе учебной деятельности, но и в большей мере развивать личность обучающихся, формируя у них готовность работать в команде, полноценно сотрудничать и взаимодействовать, что очень важно для будущей профессиональной деятельности. Организацией групповой работы в аудитории как раз и создаются требуемые условия, чтобы формировалось и критическое мышление, и «гибкие навыки» [12, с. 140]. Групповая работа позволяет более полно вовлекать студентов в учебный процесс (он может больше общаться на изучаемом языке, и, как следствие - лучше его понимать). Взаимодействуя в малых и более крупных группах, студенты больше общаются и между собой, и с преподавателем. Вследствие всего этого обучающийся более качественно понимает и усваивает учебный материал, на формирование необходимых умений и навыков у него уходит гораздо меньше времени, существенно возрастает его творческая активность и познавательная самостоятельность.

Однако следует сказать о том, что работа над овладением иностранным языком и развитием у студентов качественной коммуникативной компетенции требует непрерывного совершенствования. Как показывает зарубежный и российский опыт, необходимо формировать активную личность, в том числе и личность преподавателя, которая будет иметь хорошие коммуникативные способности и будет готова работать в команде, качественно взаимодействовать с коллективом и лично отвечать за свою работу [10, с. 102].

Таким образом, групповые формы работы при изучении иностранных языков способствует тому, что у студентов более полно развиваются когнитивные способности, успешнее решаются поставленные задачи, качественнее происходит сотрудничество, развиваются риторические способности (ведение полемику, продуктивная дискуссия и т.д.).

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Богданова Ю.З. Возможности платформ online-образования в преподавании иностранных языков // Перспективы науки. 2017. № 11 (98).

2. Богданова Ю.З. Аудирование в процессе обучения немецкому языку в неязыковом вузе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 4.

3. Богданова Ю.З. Использование аутентичных материалов в преподавании немецкого языка в неязыковом вузе // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 2.

4. Богданова Ю.З. Аудиовизуальные технологии в процессе обучения иностранным языкам // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12.

5. Бронзова Л.И. Использование различных форм группового взаимодействия на занятиях по иностранному языку как средство оптимизации учебного процесса // Известия Тульского государственного университета. Государственные науки. 2014. Вып. 1.

6. Девтерова З.Р. Образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2011. № 9 (32).

7. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Высшая школа, 2009.

8. Павлова Е.А. Особенности организации групповой формы работы на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2011. № 9.

9. Потапова И.Н. Видео контент в процессе обучения иностранному языку // Сборник статей международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса». Государственный аграрный университет Северного Зауралья. 2018.

10.Скворцова Е.Е., Есина М.Г. Групповые технологии в обучении иностранному языку // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула, 2016. № 1 (17).

11.Торосян А.А. Речевое взаимодействие [Электронный ресурс]. URL: https://www.pglu.ru/upload/iblock/362/58.pdf (дата обращения 01.02.2020).

12.Шайхутдинова Х.А. Работа в малых группах как эффективное средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 2019. № 1 (41).

R E F E R E N C E S

1. Bogdanova Yu.Z. Possibilities of online education platforms in teaching foreign languages // Prospects of science. 2017. N 11 (98).

2. Bogdanova Yu.Z. Listening in the process of learning the German language in not language high school // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanitarian Sciences. 2019. N 4.

3. Bogdanova Yu.Z. The Use of authentic materials in the teaching of German language in not language high school // Humanities and social Sciences. 2019. N 2.

4. Bogdanova Yu.Z. Audio-visual technology in the process of teaching foreign languages // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanitarian Sciences. 2017. N 12.

5. Bronze L.I. The Use of various forms of group interaction in the classroom in a foreign language as a means of optimization of educational process // Proceedings of the Tula state University. State of the science. 2014. Vol. 1.

6. Devterova Z.R. Educational opportunities of new information technologies in teaching a foreign language in a non-linguistic University // Young scientist. 2011. N 9 (32).

7. Kitaygorodskaya G.A. Intensive training in foreign languages: theory and practice. Moscow: Higher school, 2009.

8. Pavlova E.A. Features of the organization of the group form of work in a foreign language lesson // Foreign languages in school. 2011. N 9.

9. Potapova I.N. Video content in the process of teaching a foreign language // Collection of articles of the international scientific and practical conference "Integration of science and practice for the development of the agro-Industrial complex" State agrarian University of the Northern Urals. 2018.

10.Skvortsova E.E., Esin M.G. Group technology in foreign language teaching // Humanitarian Bulletin of TSPU them. L.N. Tolstoy. Tula, 2016. N 1 (17).

11. Torosyan A.A. Speech interaction [Electronic resource]. URL: https://www.pglu.ru/upload/iblock/362/58.pdf (date accessed 01.02.2020).

12.Shaikhutdinova H.A. Work in small groups as an effective means of development of communicative competence at foreign language lessons // Vestnik of Samara state technical University. Series: Psychologist-pedagogical Sciences, 2019. N 1 (41).

_20 февраля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.