Коржан Эдуард Алексеевич
Групповое самоопределение военнослужащих как фактор социализации курсантов военных училищ
В статье анализируются основные аспекты социального самоопределения военнослужащих и их влияние на эффективность института армии. Обосновывается необходимость формирования у курсантов военных училищ установок, направленных на повышение эффективности социали-зационных процессов в армии.
Ключевые слова: армия, мировоззрение, групповое самоопределение, курсанты военных училищ.
Group self-determination of the military personnel as factor of socialization of cadets of military colleges
In article the main aspects of social self-determination of the military personnel and their influence on efficiency of institute of army are analyzed. Need of the developed forming at cadets of military colleges of the installations directed to increase in efficiency of sotsializatsionny processes in armies.
Key words: army, outlook, group self-determination, cadets of military colleges.
Одним из основных условий адекватного функционирования любого социального института является наличие преемственности носителей институциональных функций. Институционально определенная деятельность предполагает наличие специфических ценностно-целевых установок, соответствующих знаний и навыков, понимания сложившейся внутри институциональной среды системы отношений и ее принятия [1]. Вне этих условий попытка включения человека в институциональную среду приведет к несоответствию между его личными качествами и теми требованиями, которые предъявляются к носителям институционально определенной активности. Вследствие этого человек оказывается не в состоянии выполнять свои обязанности, а его участие в институциональной деятельности можно оценивать в лучшем случае как малоэффективное, а в худшем - как деструктивное.
В научной литературе выделяются два основных механизма подготовки членов общества к осуществлению институциональной деятельности: 1) внешний, связанный с формированием необходимых качеств до принятия человека в институциональную среду, в которой он должен выполнять определенные функции; 2) внутренний, связанный с включением неподготовленного человека в институциональную среду и формированием в процессе профессиональной деятельности необходимых качеств [2]. Если институт армии рассматривать в данном контексте, то можно сделать вывод о том, что рядовой состав вооруженных
сил проходит основную подготовку после призыва, т. е. непосредственно во время службы.
В то же время организация подготовки кадрового состава вооруженных сил является предметом многочисленных дискуссий. Следует обратить внимание на то, что практика включения в институт армии непрофессионалов и лишь в дальнейшем осуществления их обучения допустима только в отношении рядового состава, в то время как командный состав изначально должен обладать высоким уровнем подготовки. В связи с этим закономерным является то, что подготовка младшего командного состава осуществляется в специализированных образовательных организациях, в которых курсанты получают возможность приобретения необходимых компетенций.
Требования к офицерам существенно шире и предполагают не только знание военного дела, но и способность выстраивания конструктивных отношений с подчиненными, разрешения возникающих конфликтов, влияния на мировоззрение подопечных, их ценностные установки и мотивы.
В связи с этим актуальной проблемой является профессиональная подготовка офицерского состава, направленная в первую очередь на социализацию военнослужащих, формирование у них профессиональных качеств, навыков, необходимых для успешного выполнения служебных задач, мировоззрения, а также социально-коммуникативных практик.
Вопрос о том, какие модели взаимоотношений должны присутствовать в воинском коллективе, представляет большой исследовательский интерес, поскольку армия только внешне воспринимается как «военная машина» - ме-
116
ханизм, в котором основное значение имеет исполнение приказов и следование должностным инструкциям.
Если вспомнить историю, исход многих конфликтов связан с боевым духом военнослужащих, их способностью к самопожертвованию, с проявлениями патриотизма и героизма. Следует отметить, что существование в военных частях таких явлений, как коррупция, дезертирство, конфликты внутри воинского коллектива, приводит к снижению его боеспособности. Внушительные цифры небоевых потерь, а также показатели правонарушений в рядах российской армии красноречиво свидетельствуют о том, что социальный аспект жизни военнослужащих, их система ценностей и способы взаимодействия имеют чрезвычайно большое значение. Таким образом, социальное мировоззрение военнослужащих -один из определяющих факторов функционирования института армии. И здесь большое значение приобретает способ самоопределения военнослужащих.
Рассматривая особенности группового самоопределения военнослужащих, следует обратить внимание на важный момент: эффективная деятельность в процессе боевых действий предполагает преобладание общих целей над частными. Это проявляется в том, что участие в боевых действиях напрямую противоречит инстинкту самосохранения. Например, в ходе войны солдатам приходится совершать действия, которые могут расцениваться как неприемлемые с точки зрения общих установок морали (убийство противников).
По этой причине индивидуальные мотивы представляют собой ту часть мировоззрения военнослужащих, которая, как правило, подлежит преодолению в ходе выполнения служебных обязанностей. Следует отметить, что соотношение коллективных ценностей и индивидуальных в данном случае сильно смещено в сторону первых. При этом речь идет сразу о двух формах коллективного самоопределения: с одной стороны, военнослужащий позиционирует себя как часть института армии, а с другой -как часть общества, безопасность которого он защищает. Однако, если проанализировать характер самоидентификации военнослужащих, можно выделить и третье основание коллективного самоопределения - социальные связи, формируемые в рамках той группы, к которой относится конкретный военнослужащий.
Таким образом, основными аспектами самоопределения военнослужащих становятся статусно-ролевая принадлежность к институту армии, патриотические установки и наличие конструктивных социальных связей внутри воинского коллектива.
Рассмотрим подробнее обозначенные аспекты социального самоопределения военнослужащих. Что касается наличия конструктивных социальных связей между участниками коллектива, то речь идет о значимом, однако необязательном условии корректного несения воинской службы. Боевое товарищество -важный стимул, определяющий стремление к взаимовыручке и чувство ответственности по отношению к сослуживцам. При этом даже в условиях неблагоприятного психологического климата в коллективе возможно эффективное выполнение военнослужащими своих служебных обязанностей. В данном случае приоритетное значение имеет рассмотренный выше момент преобладания коллективных целевых установок и ценностей над индивидуальными. Например, личная неприязнь между сослуживцами может отойти на второй план в процессе выполнения служебных задач.
Следует отметить, что военнослужащие не всегда имеют возможность установить личный контакт до того момента, когда им придется осуществлять совместные действия. Таким образом, отношения в коллективе - безусловно, важный фактор повышения эффективности несения службы, однако же не необходимый. При этом возникает вопрос о том, какие личностные установки военнослужащих помогают им профессионально выполнять свои обязанности. На наш взгляд, наиболее эффективно идея ценности социальной группы реализуется в случае, если тема боевого товарищества имеет абстрактный характер: ценность приобретает не столько конкретный коллектив, сколько группа как таковая.
В качестве одного из важнейших мотивов, определяющих конструктивную социальную ориентацию в армейской среде, следует отметить признание приоритетности социального института армии военнослужащими. Под приоритетностью понимаются два основных аспекта: признание значимости институционально определенных интересов армии и той системы ценностей, которая сложилась на его уровне; профессиональное самоопределение военнослужащего.
Как известно, институт армии стремится к формированию отлаженного механизма взаимодействия военных, закрепленного в Уставе, и четкой иерархической структуры взаимоотношений военнослужащих, основанной на системе воинских званий и должностей. Это определяет жесткую систему иерархического подчинения, в рамках которой обязанности военнослужащего существенно шире, чем у гражданских лиц, в то время как их права в определенной степени ограничены той структурой взаимодействия, которая принята в армейской
117
среде. Таким образом, социально-правовой статус военнослужащего существенно отличается от статуса гражданского лица. Это определяет значимость так называемой вторичной социализации, которая происходит в процессе включения новых членов общества в институциональную структуру армии.
Следует отметить, что, помимо принятия ролевого аспекта взаимодействия в рамках института армии, немаловажное значение имеет то, как сами военнослужащие оценивают свой статус. И здесь важную роль играют два аспекта: внешняя и внутренняя статусная определенность военных. Внешняя определенность -это в первую очередь принадлежность к институту армии, рассматриваемая не включенными в него членами общества. Так, например, во время активных боевых действий, в особенности при условии защиты государства от внешней угрозы, социальный престиж армии (и, соответственно, военнослужащих) существенно возрастает по сравнению с мирным периодом.
Вместе с тем следует отметить, что, помимо внешней социальной определенности военнослужащих, немаловажное значение имеет система статусов, которая присутствует внутри института армии. Фактически продвижение по
1. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева /под ред. М.С. Ковалевой. М, 1998.
2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.
3. Плотников В.В., Бабенков В. А. Социально сберегающий потенциал института образования //Вестн. Орлов. гос. ун-та. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 5(46).
4. Нарыков Н.В. Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму // Общество и право. 2014. № 1(47).
5. Жежель Л. В. Структура ценностно-ориентированного воспитания курсантов в военном вузе // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. № 4.
карьерной лестнице в военной среде связано с развитием необходимых личных качеств военнослужащих, а также эффективным выполнением службных задач в течение определенного периода времени.
Отдельного внимания заслуживает такой аспект социального самоопределения военнослужащих, как осознание целей и функций армии. Здесь ценность обеспечения безопасности общества, которое защищает армия, соотносится со значимостью самой армейской структуры. Вследствие этого обнаруживается прямая взаимосвязь между уровнем патриотизма военнослужащих и их мотивацией к успешному выполнению обязанностей.
Таким образом, рассмотренные выше установки социального самосознания военнослужащих (патриотизм, включенность в армейскую среду, осознание важности коллективных интересов, а также соотношение возможности личной самореализации с институционально определенными механизмами социального развития в армии) должны формироваться в рамках образовательной деятельности курсантов военных училищ, что может существенно увеличить боеспособность российской армии и свести к минимуму деструктивные социальные процессы в ней [4; 5].
1. Parsons T. The system of modern societies / transl. from English by L.A. Sedov and A.D. Kovalev/ ed. by M.S. Kovaleva. Moscow, 1998.
2. Merton R. Social Theory and social structure. Moscow, 2006.
3. Plotnikov V.V., Babenkov V.A. Socially saving potential of the institute of education // Bull. of Oryol State University. Ser.: New Humanitarian Research. 2015. № 5(46).
4. Narykov N.V. Socio-cultural approach to the national idea, fatherland, patriotism // Society and law. 2014. № 1(47).
5. Zhezhel L.V. The structure of value-oriented education of cadets in a military college // Bull. of Kostroma State University. Ser.: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2012. № 4.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Коржан Эдуард Алексеевич, соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета; тел.: +7872521375.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
E.A. Korzhan, Applicant of the Chair of Philosophy and Sociology of the Adyghe State University; ph.: +7872521375.
118