Научная статья на тему 'ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)'

ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВЕНЬ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крюкова А.В.

В статье рассматриваются вопросы формирования гармоничных отношений между родителями и их детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с помощью группового психологического консультирования. Предложена программа групповых психологических консультаций и данные эксперимента, которые подтверждают эффективность данной формы консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

А.В. Крюкова

ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

В статье рассматриваются вопросы формирования гармоничных отношений между родителями и их детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с помощью группового психологического консультирования. Предложена программа групповых психологических консультаций и данные эксперимента, которые подтверждают эффективность данной формы консультирования.

Ключевые слова: групповое консультирование, родители детей с интеллектуальными нарушениями, показатели, уровень гармоничных отношений, методики.

Институт семьи имеет большое влияние на развитие общества, поэтому проблемы, связанные с ним, представляют интерес для специалистов различных сфер. Семья - первая и самая важная школа для ребенка, где родители, выступая в роли учителей, создают картину своей будущей жизни, учат преодолевать трудности и передают культурные ценности. Отсутствие адекватных семейных отношений приводит к нарушению умственного развития и проблемам с социализацией личности ребенка. Поэтому необходимо уделять как можно больше внимания трем основным факторам воспитания детей:

- эмоциональные: чувства родителей по отношению к своему ребенку, эмоции родителей, показывающие оценку своей родительской позиции;

© А.В. Крюкова, 2021.

- познавательные: стиль поведения родителей, умение организовывать совместную деятельность детей и родителей, удовлетворяя потребности их «особенных» детей;

-поведенческие: знание и понимание родителями потребностей своих детей с ограниченными возможностями [1, с.32].

Детально изучив литературу как отечественных, так и зарубежных исследователей по проблеме формирования родительского отношения к детям с умственной отсталостью, мы обнаружили, что многие ученые предлагают проводить групповое консультирование, поскольку родители в основном получают поддержку от других родителей, что способствует их развитию. участие родителей в жизни общества и снижение концентрации проблем со здоровьем ребенка.

Поэтому считаем эффективной разработку программы групповых консультаций для родителей с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые направлены на исправление и исправление недостатков психики или поведения человека с использованием специальных психологических средств и методов.

Для того чтобы выявить уровень гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью, нами был проведен констатирующий эксперимент. Для этого мы использовали такие методики как: методика PARI, тест В. В. Ткачевой «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии», тест Е. Б. Новиковой «Мера заботы о ребенке» [3, с.79]. Проанализировав результаты по методикам, мы сделали вывод, что большинство родителей имеют низкий (42%) и средний уровень (42%) гармоничного отношения родителей к детям с ОВЗ.

На основе этих показателей мы разработали программу группового консультирования для родителей детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Программа групповых консультаций создавалась с учетом следующих задач:

- работа с родителями над эмоциональной и сенсорной составляющими воспитания;

- формирование у родителей навыков и умений налаживать конструктивные отношения с ребенком, преодолевать кризисные ситуации;

- повышение самооценки родителей;

- обучение родителей приемам слушания, построению грамотных отношений с ребенком, приемам коррекции эмоционального состояния и неконфликтного общения.

Занятия с группой проводились один раз в неделю. Групповые занятия включали разминку, интеграционные упражнения, тренировочный компонент, снятие эмоционального стресса, анализ домашних заданий и подведение итогов. Программа групповых консультаций представлена в таблице 1.

Таблица 1

Программа групповых консультаций для развития гармоничного отношения _родителей к детям с умственной отсталостью._

Тема консультации Цель консультации Содержание консультации

Групповая консультация «Знакомство» Участники знакомят друг друга с правилами групповой работы и формулируют свои собственные ожидания от обсуждения. 1) Приветственные слова ведущего, формулировка правил работы в группе. 2) Упражнение «Самопрезентация». 3) Упражнение «Я - ребенок!». 4) Упражнение «Я - родитель!». 5) Домашнее задание. 6) Ответы на вопросы, консультации (по необходимости).

Лекция «Особенности психологии детей с УО» Проводить воспитательную работу с родителями о детях с ограниченными интеллектуальными возможностями. 1) Информирование родителей о стилях семейного воспитания, особенностях родительского отношения в семье, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта, и влияние дефекта ребенка на микроклимат в семье. 2) Рассмотрение вопроса о значимости семьи в процессе формирования личности ребенка с отклонениями в психическом развитии.

Тренинг «Родители и дети» Развивайте способность сопереживать ребенку, находите новые способы взаимодействия, осваивайте новые способы слушать. 1) Упражнение «Разминка». 2) Упражнение «Пожелание». 3) Обсуждение домашнего задания. 4) Упражнение «Безоценочное принятие ребенка». 5) Упражнение «Принимаю, чувствую, слышу». 6) Домашнее задание.

Окончание таблицы 1

Тема консультации Цель консультации Содержание консультации

Тренинг «Умею слушать и слышать» Развивайте способность сопереживать ребенку, находите новые способы взаимодействия, осваивайте новые способы слушать. 1) Упражнение «Цвет». 2) Упражнение «Чувства». 3) Обсуждение домашнего задания. 4) Упражнение «Я тебя слышу». 5) Домашнее задание.

Тренинг «Общение» Развитие чуткости к себе и ребенку, построение грамотных отношений с ребенком. 1) Упражнение «Художник». 2) Упражнение «Рефлексия». 3) Упражнение «Невербальное общение». 4) Обсуждение домашнего задания. 5) Домашнее задание.

Тренинг «Я сам!» Чтобы научить развивать отношения с ребенком, нужно их понять, изучить понятия «зона следующего развития» и «зона актуального развития». 1) Упражнение «Море волнуется раз: животные». 2) Обсуждение домашнего задания. 3) Упражнение «Я сам и мы вместе». 4) Упражнение «Реальное - идеальное». 5) Упражнение «Проблема». 6) Домашнее задание.

Тренинг «Конфликты с детьми» Определение оптимального поведения родителей в конфликтных ситуациях с детьми. 1) Упражнение «Мостик». 2) Упражнение «Компромисс». 3) Упражнение «Ссора». 4) Обсуждение домашнего задания. 5) Домашнее задание.

Групповая консультация «Подведение итогов» Подведение итогов работы, оценка эффективности консультаций. 1) Упражнение «Зеркало». 2) Упражнение «Багаж». 3) Упражнение «Письма». 4)Обсуждение итогов занятий. 5) Упражнение «Теплое прощание». 6)Домашнее задание.

В этой программе широко использовались игровые упражнения, методы арт-терапии, лекции, психогимнастика и методы тимбилдинга, которые, по словам Э.С. Романовой, помогают понять себя, визуализировать образы, двигаться вперед на личном уровне и действовать обобщенно на ментальные характеристики участников [2, с.39].

После реализации программы группового консультирования нами был проведен контрольный эксперимент, для выявления эффективности данной программы. Результаты контрольной диагностики представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение родителей экспериментальной группы по уровням сформированности гармоничного отношения родителей к детям с интеллектуальными отклонениями

В ходе сравнения показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявлена положительная динамика высокого и среднего уровней сформированности родительского отношения и его компонентов.

Делаем вывод, что представленная нами гипотеза подтвердилась: процесс формирования гармоничного отношения родителей к детям с ограниченными интеллектуальными возможностями стал более эффективным после определения структуры и компонентов родительского отношения, их диагностики и коррекции с помощью программы групповых консультаций. формировать гармоничное родительское отношение к детям с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Библиографический список

1.Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 1986. - 32с.

2.Романова, Е.С., Потемкина, О.Ф. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с., С.39.

3.Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014.

КРЮКОВА АЛЁНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П Астафьева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.