V.E. YUZHANIN, V.Yu. BABUNOV
УДК 343.8 ББК 67.409.13
Ю1и
GROUP CLASSIFICATION OF PRISONERS AND ITS ROLE IN ACHIEVEMENT OF GOALS OF PUNISHMENT
Annotation: the article deals with the issues of classification and grouping of prisoners within one correctional institution according to criminological, psychological and pedagogical criteria. Special attention is paid to the study
of prisoners adaptation in correctional institutions.
Key words: classification of prisoners, grouping, adaptation.
ВЯЧЕСЛАВ ЕФИМОВИЧ ЮЖАНИН, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-исполнительного права (Академия ФСИН России); ВАЛЕРИЙ ЮРЬЕВИЧ БАБУНОВ, аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин (Коломенский государственный педагогический институт)
E-mail: [email protected]
ГРУППОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ И ЕЕ РОЛЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы классификации и распределения осужденных по группам внутри исправительного учреждения по криминологическим и психолого-педагогическим критериям. Особое внимание уделено изучению адаптации осужденных в ИУ.
Ключевые слова: классификация осужденных, распределение, адаптация.
Система классификации осужденных к лишению свободы имеет вертикальное строение: во главе ее стоит уголовно-правовая классификация, в рамках которой определяется уголовно-исполнительная, а в пределах последней - групповая классификация. Вся эта трехзвенная классификационная система в итоге замыкается на достижении целей наказания: обеспечении социальной справедливости (распределение по видам режима, дозирование кары), предупреждении новых преступлений (раздельное содержание) и исправлении (изменение условий отбывания наказания, оптимальное распределение по отрядам).
Если уголовно-правовая и уголовно-исполнительная классификации осужденных определяются нормами права, то групповая классификация - администрацией исправительных учреждений (ИУ). Осуществляется она на основе криминологических, педагогических и психологических критериев при распределении осужденных по отрядам, бригадам, группам.
Групповой классификации осужденных в наших ИУ уделяется недостаточное внимание, так как она не получила развития как
одно из направлений уголовно-исполнительной политики. В то же время в международных документах и в уголовно-правовой политике многих зарубежных стран ей уделяется особое внимание как основе ресоциализации осужденных и обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.
Так, ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными подчеркивает необходимость их разделения по прошлой судимости, юридическим причинам заключения и предшествующего обращения с ними. Разделение несовершеннолетних осужденных должно обеспечивать защиту их физической, психической и моральной целостности и благополучия (ст. 28 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы). Европейские пенитенциарные правила рекомендуют среди осужденных на длительные сроки определить тех, кто представляет угрозу для себя, персонала и других осужденных.
В зарубежных странах групповую классификацию (в основном по критериям криминологическим и безопасности) проводят перед началом отбывания наказания при опре-
делении вида режима тюрьмы. Таким образом, в отличие от российской, групповая классификация этих стран имеет правовую основу. Осужденных после приговора суда изучают, оценивают и классифицируют в распределительных тюрьмах (диагностических центрах), прежде чем направить их в соответствующие пенитенциарные учреждения, имеющие определенный уровень охраны, надзора (безопасности).
При оценке личности (риска) учитывают: характер преступления; уровень опасности для общества в случае его побега; предыдущие попытки совершения побегов и доступ к помощи за пределами тюрьмы; потенциальную угрозу для остальных заключенных; угрозу для свидетелей, а также результаты других оценок, проведенных соответствующие ми ведомствами, например полицией.
Таким образом, в западных странах осужденных распределяют в тюрьмы в зависимости от того, какую они представляют опасность для пенитенциарной системы (стремление к побегу, нападению на администрацию, притеснению других осужденных и т. п.). Классификационная система этих стран непосредственно не связана с прошлым (совершенным преступлением, прошлой судимостью), а имеет отношение к обеспечению процесса исполнения наказания.
В законодательстве России в силу сложившихся традиций и в связи с недавним принятием новых Европейских пенитенциарных правил многие виды групповой классификации не предусмотрены, например выделение категории молодых осужденных, распределение осужденных в зависимости от угрозы безопасности, разделение несовершеннолетних осужденных с учетом защиты их физического, психического и морального благополучия и др.
Опрос сотрудников ИУ показал, что по-прежнему при распределении осужденных по отрядам большое значение придается производственному принципу (36,6 %), хотя он уже не доминирует в исправительном процессе, так как основное внимание уделяется профессиональному обучению осужденных и закреплению на производстве трудовых навыков обучаемых (в центрах трудовой адаптации и производственных мастерских).
Однако в 39 % ИУ осужденных распределяют в отряды с учетом криминологичес-
ких критериев (криминальная направленность преступления, приверженность к соблюдению тюремной субкультуры, принадлежность к категории «авторитетов» преступного мира и пр.) и 25 % - психолого-педагогических (стремление к исправлению, педагогическая запущенность и пр.). Значит, в ИУ наметился постепенный переход к новой системе распределения осужденных по отрядам, основанный на критериях, учитывающих конечный результат работы администрации - исправление осужденных.
Классификацию осужденных целесообразно производить с момента поступления осужденных в ИУ. Одновременно с распределением их по группам должна быть составлена программа ресоциализации. В настоящее время в штатах колонии есть психологи и социальные работники, которые вполне квалифицированно могут это сделать. Но для того чтобы составить заключение о личности осужденного, необходимо иметь полную информацию о ней. Осужденный по прибытии в учреждение поступает в карантинное отделение и находится в нем до 15 суток (ч. 2 ст. 79 УИК РФ). Этого времени недостаточно, чтобы провести обследование осужденного, сделать заключение о направленности его поведения и составить программу его ресоциализации.
Подобную проблему успешно решают в некоторых исправительных учреждениях. Так, в ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия в отдельном изолированном участке создан центр психолого-педагогической и социальной работы с осужденными в количестве не более 200 человек1. Возглавляет его начальник, при нем создается совет воспита-телей и координационный совет, в который, помимо опытных сотрудников колонии, входят представители общественных и религиозных формирований. За центром закреплены психолог, социальный работник, сотрудники отдела безопасности и оперативной работы.
Перед центром поставлены следующие задачи:
- создание условий для обеспечения целостности и последовательности воспитательного процесса на основе выявления личностных особенностей осужденных;
- классификация осужденных и определение дифференцированного применения средств их ресоциализации;
- восстановление социальных связей осужденных с родственниками и утерянных документов;
- формирование у осужденных навыков поведения в условиях жизни в колонии и общественно значимых планов на перспективу после освобождения;
- своевременное выявление и устранение личностных ситуативных проблем в среде осужденных, разрешение конфликтных ситуаций;
- вовлечение в работу самодеятельных организаций;
- рациональное использование потенциала общественных и религиозных объединений, родственников в духовно-нравственном воспитании осужденных и выработке у них установки на правопослушный образ жизни;
- снижение уровня рецидивной преступности.
Пребывание осужденного в адаптационном отряде, на наш взгляд, должно заканчиваться выработкой рекомендаций для определения осужденному того или иного режима отбывания наказания (обычный, облегченный или строгий) и составлением примерной программы его ресоциализации.
В настоящее время в ИУ наметился процесс перевода осужденных, содержащихся на облегченных условиях, в изолированные участки (в 57 % обследованных нами колоний). Медленнее, но все же решается вопрос об их переводе на покомнатное содержание. На вопрос: «Начат ли в Вашей колонии перевод осужденных на покомнатное содержание?» -сотрудники колоний ответили следующим образом: «да, стремимся переводить всех» -4 %; «переводим только осужденных, содержащихся в облегченных условиях отбывания наказания» - 16 %; «нет» - 80 %.
Таким образом, абсолютное большинство ИУ России не перешло на построение новой структуры отрядной системы, позволяющей положительно характеризующимся осужденным находиться в более цивилизованных условиях проживания.
Строгие условия отбывания наказания рассчитаны на злостных нарушителей и ли-
деров уголовной среды и должны предусматривать усиление карательных и предупредительных возможностей наказания с направлением осужденных в запираемые помещения со строгими условиями содержания, помещения камерного типа, тюрьму с усилением охраны и надзора за ними путем постановки их на профилактический учет и проведением специальной воспитательной работы. Выявить таких осужденных можно с начала срока отбывания наказания.
Положительный опыт подобного выявления существовал в 80-х годах XX века в УИТУ УВД Саратовского облисполкоме?. Информация о наиболее криминогенной части осужденных поступала в УИТУ уже из следственных изоляторов (СИЗО), и таких лиц заблаговременно ставили на учет. В то же время всех прибывших в колонию осужденных направляли в отдельный участок, где их изучали и дополнительно проверяли информацию, полученную из СИЗО. Осужденных привлекали к дежурству, уборке помещения, работам по благоустройству территории колонии. Тех из них, кто придерживался «воровских» традиций и отказывался выполнять эти требования, водворяли в штрафной изолятор, а затем переводили в помещения камерного типа и одновременно ставили на профилактический учет до исправления. В современных условиях их следовало бы дополнительно переводить в строгие условия отбывания наказания с последующим содержанием в отдельном изолированном участке.
Абсолютное большинство (89 %) опрошенных нами практических работников ИУ поддержали мнение о том, что хорошо продуманное, научно обоснованное распределение осужденных по отрядам способно повлиять на сокращение рецидива преступлений.
1 См.: Положение о центре психолого-педагоги-ческой и социальной работы с осужденными ФГУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия
2 См.: Перестройка на марше. Опыт УИТУ УВД Саратовского облисполкома по совершенствованию исправительно-трудовой деятельности. Саратов, 1988. С. 5-6.