Научная статья на тему 'Группа «Пермь Активная» как медиафеномен'

Группа «Пермь Активная» как медиафеномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
318
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пермь / городское пространство / флешмоб / информационные группы / «ВКонтакте» / «Пермь Активная» / культура соучастия. / Perm / urban space / flash mob / information groups / VKontakte / Perm Active / participatory culture.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пустовалов Алексей Васильевич, Сидорова Полина Ильинична

В статье исследуется феномен «Перми Активной» – сообщества в социальной сети «ВКонтакте», возникшей изначально как объединение городских флешмоберов и эволюционировавшей затем во вторую по значимости информационную группу Перми. При исследовании инициируемых группой мероприятий ставится вопрос: как на успех онлайниздания и журналиста (гражданского или журналиста СМИ) влияет то, что они вовлечены в события, о которых пишут?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пустовалов Алексей Васильевич, Сидорова Полина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«PERM ACTIVE» GROUP AS A MEDIA PHENOMENON

The article explores the phenomenon of «Perm Active», a community in «VKontakte» social network, which arose initially as an association of urban flashmobers and then evolved into the second most important information Perm group. In the study of the events initiated by the group, the question is posed, how does the success of the online publication and the journalist (civil or media journalist) affect the fact that they are involved in the events about which they write? «Perm Active» is compared to «My City Perm», the largest group in the town of VKontakte using a media meter «Popsters» in such important indicators as number of friends, posts, likes, reposts, views and engagement rate (daily ER), taken over the entire period of existence of groups; in a similar way we compare two «Overheard» which works in tandem with «Perm Active» and «My City Perm». In both cases, the engagement rate of the group we are studying is higher than that of its larger rivals. This may mean that the success of the group and the citizen journalist who runs it depends on his involvement in the events he write about.

Текст научной работы на тему «Группа «Пермь Активная» как медиафеномен»

Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35)

УДК 070 DOI 10.24411/2070-0695-2020-10115

А. В. Пустовалов

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь П. И. Сидорова

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь

ГРУППА «ПЕРМЬ АКТИВНАЯ» КАК МЕДИАФЕНОМЕН

В статье исследуется феномен «Перми Активной» - сообщества в социальной сети «ВКонтакте», возникшей изначально как объединение городских флешмоберов и эволюционировавшей затем во вторую по значимости информационную группу Перми. При исследовании инициируемых группой мероприятий ставится вопрос: как на успех онлайн-издания и журналиста (гражданского или журналиста СМИ) влияет то, что они вовлечены в события, о которых пишут?

Ключевые слова: Пермь, городское пространство, флешмоб, информационные группы, «ВКонтакте», «Пермь Активная», культура соучастия.

В советскую эпоху общественная (в том числе - досуговая) активность молодёжи была регламентирована - в таких организациях, как пионерия, комсомол; и по сей день многие полагают, что она возможна лишь в таком виде, то есть будучи направляемой «сверху». Пермь даёт интересные примеры форм стихийной самоорганизации молодёжи, когда массовые городские инициативы возникали «снизу» и только потом, будучи уже полностью оформившимися, получали одобрение и поддержку муниципальных властей; причём наличие новых форм коммуникации позволяет создавать по следам этих мероприятий собственный - и широко востребованный! - новостной продукт.

Объект нашего интереса - сообщество «Пермь Активная»: это редкий пример информационной группы «ВКонтакте», которая не только агрегирует «чужие» новости, но и сама является ньюсмейкером, инициируя события городского масштаба. Ни один другой городской паблик, кроме «Перми Активной», не проводит оффлайн-мероприятия: это первая (возможно -единственная) пермская группа, которая стала не просто новостным интернет-комьюнити, а целым сообществом активных пермяков.

Обращение к такому материалу, с одной стороны, побуждает нас вернуться к одному из классических вопросов профессиональной журналистики - должен ли журналист быть просто фиксатором происходящих событий или вовлекаться, влиять на них, быть важной составляющей общественного диалога? В 1920-х это стало главным тезисом спора между журналистом Уолтером Липпманом и учёным Джоном Дьюи [8]; в 1990-х аргументы Дж. Дьюи были использованы медиакритиком Джеем Розеном, ставшим на Западе одним из основоположников направления, которое определяют как civic journalism (что уместно перевести как социально-активная журналистика, чтобы не путать с непрофессиональной гражданской журналистикой), или public journalism (общественная журналистика). Дж. Розен подчёркивал: «Общественная журналистика пытается позиционировать журналиста в политическом сообществе в качестве ответственного члена с полной заинтересованностью в общественной жизни <... > Чтобы заставить общественную жизнь работать, журналисты готовы заявить о прекращении своего нейтралитета по определенным вопросам - например: справляется ли сообщество со своими проблемами, привлекает ли политическое внимание то, на что оно претендует» [14. С. 75]. Дэвид Пэрри, профессор университета штата Алабама, в своей работе «Roots of Civic Journalism», определяя принципы этого нового течения, в свою очередь, заявлял: «Газеты и журналисты должны стать активными участниками жизни сообщества, а не просто беспристрастными наблюдателями» [12].

С другой стороны, рассуждая о деятельности современных так называемых непрофессиональных, или гражданских журналистов, то есть обычных граждан, создающих собственный новостной контент, «играющих активную роль в процессе сбора, отчетности,

анализа и распространения новостей и информации» [7], мы хотим подчеркнуть, что сегодня активная позиция по отношению к новости, нахождение «внутри», а не «вне» её, характерна практически для всех медиа, включаемых в соответствующую группу (participatory media); в свою очередь, это служит для вовлечения других людей в общественные процессы [13]. На нынешний день зачастую соучастие гражданина, обычного человека в процессе создания новости - это почти базовый атрибут этой самой новости. Неслучайно учёные на рубеже XX-XXI веков говорят в связи с подобными процессами о нарождающемся новом типе культуры - культуре соучастия (в противоположность прежней культуре потребления); в её рамках человек - не просто пассивный потребитель (консьюмер), а соучастник и даже - производитель (просьюмер) того, что он потребляет [11]. Американский учёный Генри Дженкинс определяет её как культуру «1) с относительно низкими барьерами для художественного самовыражения и гражданской активности; 2) с сильной поддержкой для творчества и обмена своими творениями с другими людьми; 3) с некоторой формой неформального наставничества, при которой то, что известно наиболее опытным, передается новичкам; 4) члены которой считают, что их вклад имеет значение; 5) где члены чувствуют некоторую степень социальной связи друг с другом (по крайней мере, их заботит то, что другие люди думают о том, что они создали). Не каждый участник обязан вносить свой вклад, но все должны верить, что он может внести свой вклад, когда будет готов, и что то, что он внесет, будет надлежащим образом оценено» [10].

Интересно, что отечественные учёные уже попробовали рассмотреть в рамках дженкинсовской парадигмы культуры соучастия явления, подобные тем, которые мы рассматриваем в данной статье. Так, А. К. Касаткина в работе «"ВКонтакте" с историей: историческая культура соучастия в группе "Ретро Обнинск"» делает это для описания «просьюмерского» режима циркуляции контента в цифровых социальных сетях, показывая функционирование «исторической культуры соучастия» в условиях новых медиа [2]; К. Р. Романенко в работе «От культуры соучастия к политике соучастия» говорит о «внезапном» появлении школьников и студентов, молодёжной аудитории «ВКонтакте», участвующей в акциях протеста по всей стране, создающей по их следам в соцсетях мемы, видеоролики и пр. [3. С. 210-211]. Мы же прежде рассматривали пермские группы в целом (структура, функции, роль в городском пространстве), лишь отчасти задевая вопрос об их отношении к participatory media [5. C. 239].

Возвращаясь к группе «Пермь Активная», отметим, что её история восходит в 2008 году (в период президентства Д. Медведева, когда, по мнению исследователя В. Абашева, в России началось развёртывание мощной волны новой урбанистической революции [1. C. 201]), когда в Перми появилось небольшое сообщество молодых людей, занимавшихся проведением весёлых флешмобов и желающих интересно провести время. Тогда почти все участники знали друг друга; они назвали себя «FlashPerm» и создали «ВКонтакте» маленькую уютную группу «для своих», куда выкладывали фотографии с мероприятий и координировали их проведение (https://vk.com/ club11018682). (Один из авторов статьи лично участвовал в описываемых событиях, поэтому мы оставляем за собой право описывать и датировать их без ссылок на внешние источники).

Постепенно масштаб мероприятий расширялся, приходили всё новые и новые люди; Артём Феоктистов, стоявший у истоков «FlashPerm», решил поискать новые пути и в 2011 году создал «ВКонтакте» группу «Пермь Активная» (https://vk.com/permactive) - не только для освещения флешмобов, но других событий, интересных молодым, активным, неравнодушным жителям города. Группа быстро набрала популярность; к сегодняшнему дню вслед за Артёмом Феоктистовым, создателем обоих проектов, мы можем констатировать, что вокруг «Перми Активной» сформировалось «многотысячное сообщество пермяков, любящих свой город и формирующих понятие "горожане" в самых лучших его смыслах» [4].

Некоторые мероприятия группы проводятся в Перми уже около 10 лет и более. Среди них -«День мыльных пузырей», который традиционно проходит весной: участникам предлагается запастись мыльными пузырями и пускать их как можно больше. Летом на пермской набережной проходит фестиваль «Перми Активной», в рамках фестиваля проходит «Водное побоище», вступить в битву предлагается с любым оружием, которое умеет стрелять водой, это может быть детский водный пистолет или просто бутылка с отверстием, участники встречаются на поле битвы; сухим не удается уйти никому. Подобно водному, проходит «Мягкое побоище»: правила те же, но вместо воды - мягкое оружие, подушки, игрушки. А вот «Парад супергероев» - это

костюмированное шоу, которое можно сравнить с Хеллоуином, костюмы начинают шить задолго до парада, выбирая, кем же стать в этом году. До 2018 года ежегодным был «Парад Зомби», однако шествие было отменено из-за жалоб местных мусульман и представителей Русской православной церкви; в итоге вместо парада зомби был устроен «Пижамный парад».

В 2019 году впервые был проведен «Чемпионат по поеданию хот-догов»: каждый желающий мог принять участие, достаточно было взвеситься, чтобы определить свою весовую категорию, победители получили кубки и ценные призы. Мероприятия «Перми Активной» сегодня проводятся при поддержке администрации города, что свидетельствует о лидирующих позициях группы в молодежном информационном поле.

Зимой же в традиционном ледовом городке в Перми группа организует снежные забавы, например, «Снежное побоище» (массовая битва на снежках) или «Весёлый снеговик» (конкурс на самого классного снеговика).

«Пермь Активная» (далее - «ПА») занимает второе место по популярности среди «городских пабликов» социальной сети «ВКонтакте» в городе Перми и насчитывает более двухсот тысяч подписчиков. При этом максимальное количество просмотров отдельного поста может достигать пятидесяти тысяч просмотров (минимальное - около трёх тысяч).

Основной конкурент группы, паблик «Мой город - Пермь!» (далее - «МГП»), имеет четыреста тридцать подписчиков (что в два с половиной раза больше), однако количество просмотров здесь варьируется от девяноста до трех тысяч: то есть максимум просмотров здесь не намного выше и не пропорционален числу подписчиков.

При помощи сервиса «Popsters.ru» мы провели сравнение двух групп по важнейшим показателям за всё время их существования.

Таблица 1

Сравнение показателей активности двух крупнейших групп г. Перми (данные на 24.11.2019

за весь период их работы)

Группа Создана Друзья Посты Лайки Репосты Коментарии Просмотры ЕЬШау

Мог! город Пермь 15.3.2011 430 181 55 017 17 млн 1,35 млн 2,3 млн. 836 млн. 1,5 %

Пермь Активная 14.9.2011 204 766 101 598 14 млн 719 тыс. 1,7 млн. 500 млн 2,8 %

Обе группы возникли в 2011 году, то есть ведут свою деятельность уже 8 лет. Мы видим, что «Мой город Пермь», главная группа города, в два раза обгоняет «ПА» по количеству друзей (при этом в два раза уступая по информационной активности, по количеству публикаций). При двукратном превосходстве в друзьях «МГП» ненамного обгоняет по общему количеству лайков (17 и 14 млн), комментариев (2,3 и 1,7 млн) и просмотров (836 и 500 млн); за счёт большей активности подписчиков средний ЕКОау, коэффициент вовлечённости аудитории (подробнее о ЕЯ см. [9]) за весь период существования у «Перми Активной» существенно выше (2,8 % и 1,6 %). У каждой из групп есть своё «Подслушано», продолжающее и дополняющее основную группу (соответственно, они составляют первое и второе по величине городские «Подслушано»).

Таблица 2

Сравнение показателей активности двух крупнейших групп «Подслушано» г. Перми (данные на 24.11.2019 за весь период их работы)

Группа Создана Друзья Посты Лайки Репосты Коментарии Просмотры ЕЬШау

Подслушано Пермь 17.07.2015 404 тыс. 60 тыс. 14 млн. 303 тыс. 4,6 млн. 1,3 млн 2,9 %

Пермяки (Подслушано Пермь) 12.11.2013 123 тыс. 109 тыс. 6,7 млн 85 тыс. 4,2 млн 223 млн 4%

«Подслушано» «Мой город Пермь» (https://vk.com/podslushanoperm) - крупнейшее в крае (404 тыс. подписчиков), у «Перми Активной» соответствующий проект - «Пермяки (Подслушано Пермь)», (https://vk.com/permyaky) - меньше (123 тыс.), но коэффициент вовлечённости аудитории

за весь период существования выше более чем на единицу (2,9 % и 4 %). Отметим также более активную роль админа «Пермяки. Подслушано Пермь» (зачастую в этой роли выступает всё тот же Артём Феоктистов): он не только обращается к подписчикам с традиционными пожеланиями доброго дня или вечера или поздравляет с праздниками, но приглашает вместе прогуляться, потусоваться и пр. - то есть подписчики имеют возможность познакомиться и пообщаться с ним. Здесь видим тот же посыл, что и «ПА»: деятельность не для того, чтобы продвинуть себя, а для того, чтобы всем стало интереснее.

Итак, можно констатировать, что в «Перми Активной», как и в «Пермяки. Подслушано Пермь», аудитория более вовлечённая и лояльная, чем у их крупнейших конкурентов, прежде всего за счёт большей вовлечённости в процесс создания новостей и ведения групп самих организаторов.

Остановимся на новостном контенте «Перми Активной». Большую его часть занимают публикации подписчиков - пермяков, которые они присылают в предложенные новости: чаще всего этого фото с указанием авторства. Таких материалов в «ПА» больше, чем в «МГП». Разбирая подобные публикации, можно предположить, что деловым людям, интересующимся исключительно новостями, неинтересно просматривать посты с большим количеством картинок, поэтому они выбирают сообщество, несущее больше информативности («Мой город Пермь»). Соответственно, в аудитории «ПА» меньше деловых людей, но больше молодёжи, озабоченной тем, как интереснее и ярче провести досуг (и, возможно, рассказать об этом другим).

Для публикаций «Перми Активной» характерен такой популярный сегодня формат, как карточки, они представляют собой картинку с логотипом паблика, картинкой по теме, ярким заголовком и кратким описанием случившегося события. В отличие от «Медузы», «Лентача» или того же «Мой город Пермь», новость-карточка здесь обходится без сопровождающего текста: она одна и есть новость. Таким способом группа может выразить своё мнение по поводу события иронично и ненавязчиво: очень часто текст новости абсолютно формален, однако сопровождающая картинка четко выражает мнение автора по теме. Часто используется популярный мем или фото известных личностей, происшествий для создания настроения. В пермском информационном поле такой формат использует только «Пермь Активная», на прочтение новости с карточки требуются считаные секунды, она комфортна в использовании. Такая карточка на свободных просторах Пермнета стала ёмким и удобным носителем информации: пользователи «ПА» пересылают своим знакомым одну её, обходясь без сопровождающего текста.

Основной заработок «Перми Активной» приносит реклама. «ПА» - сообщество, которое умеет дружить, объединяет вокруг себя ещё 16 групп («Пермь Активная», «Пермь Вконтакте», «Подслушано Пермяки», «Авто Пермь», «Пермь Инфо», «Типичная Пермь», «Пермь Онлайн», «Афиша Пермь», «Афиша Пермь», «Подслушано Гайва», «Пермь Афиша», «Подслушано в Перми», «Пермь Live», «Живая Пермь», «Куда сходить в Перми?», «Добрянка всё обо всём», «Добрянка-Спрашивай») [6]. Таким образом, «Пермь Активная» - флагман целого флота групп-друзей (у «МГП» флот поменьше); такое содружество помогает проводить более удачную маркетинговую политику, давая рекламу в те группы, где находится более подходящая аудитория. Как полагают организаторы, их группы в целом охватывают до 2/3 населения города. Можно подытожить, что начинание, которое появилось в 2008 году из желания внести разнообразие в досуг молодых людей, сначала совершенно добровольное, некоммерческое, сегодня превратилось в крупнейший городской проект, который может хорошо зарабатывать, сам себя окупать.

Далее, чтобы лучше оценить масштаб влияния сообщества на городское пространство, проведём анализ трёх крупнейших мероприятий «Перми Активной».

«День мыльных пузырей» - мероприятие, которое занимает первое место среди них. «День мыльных пузырей» проводится в городе с 2009 года, и каждый раз собирает большое количество участников.

Всего в группе 83 поста (2011-2019 годы), посвящённых «Дню мыльных пузырей». Они получили 12,3 тыс. лайков, 2 тыс. перепостов, 874 комментария и почти миллион просмотров.

С 2012 года новости о «Дне мыльных пузырей» начали попадать в городские СМИ; оно освещается чем дальше, тем активнее. Через Google-поиск мы нашли 53 публикации о нём, 10 из них - за 2018 год, 20 - за 2019. (Интересно, что масштаб мероприятия постоянно растёт: по данным организаторов, в последние годы его посещаемость превысила количество 10 тыс. человек).

Разберем другие крупные летние и зимние мероприятия «Перми Активной». Традиционно они проходят в рамках фестивалей - под названием, соответственно, «Лето» и «Зима» - и включают несколько событий сразу. Летний фест проходит на камской набережной, парке имени Горького и также на городской эспланаде; во времена фестиваля «Белые ночи» проходил и там.

«Мокрое побоище» - самое яркое событие, которое может повторяться несколько раз за летний сезон. Оно проводится уже около 10 лет. Самое первое «Мокрое побоище» проходило с использованием уже несуществующего фонтана на площади перед «Театром-Театром», тогда по закону можно было использовать воду из него, а также искупаться в нем по завершению действа. Суть «Мокрого побоища» - облить как можно больше участников из любого «оружия»: водных пистолетов, бутылок - всего, что позволит фантазия. С изменением законов вода на мероприятие стала поставляться организаторами, а само место проведения было перенесено.

Разберем активность пользователей в постах «Перми Активной», посвященных «Мокрому побоищу». Всего на эту тему мы обнаружили 67 публикаций (2012-2019 годы), получивших 7,6 тыс. лайков, 1 тыс. перепостов, 873 комментария, 487 тыс. просмотров.

Городские СМИ стали упоминать о «Мокром побоище», так же, как и о «Дне мыльных пузырей», с 2012 года - к тому времени группа «Пермь Активная» стала заметным явлением в городском информационном пространстве. И здесь та же тенденция: оно освещается чем дальше, тем активнее. Через Google-пoиcк мы нашли 19 публикации о нём, 4 из них - за 2018 год, 10 - за 2019.

Второй ежегодный фестиваль проходит зимой, и его проведение можно связать с традиционными зимними развлечениями. Место проведения - ежегодный зимний городок около главной городской елки. Главное мероприятие - «Снежное побоище». Оно представляет собой битву снежками: участники делятся на два лагеря и устраивают настоящий, хотя и шуточный, бой. Уже при взгляде на фотографии мероприятия можно видеть масштабность его проведения. Всего на эту тему мы обнаружили 18 публикаций (2012-2019 годы), получивших 2,2 тыс. лайков, 348 перепостов, 140 комментариев, 86 тыс. просмотров. Городские СМИ пишут «Снежном побоище» с 2013 года. Тенденция здесь та же: освещение чем дальше, тем активнее. Через Google-пoиcк мы нашли 22 публикации о событии, 4 из них - за 2018 год, 12 - за 2019.

Интересно, что у «Перми Активной» почти нет фотоальбомов, посвящённых собственным мероприятиям. Но у главного конкурента «ПА», группы «Мой город Пермь», в период с 2011 до 2015 года опубликовано несколько альбомов, посвящённых мероприятиям «Перми Активной»: есть 4(!) альбома, посвящённых «Дню мыльных пузырей» (497, 382, 90 и 39 фото, 2012-2015 годы), также есть альбомы «Парац Зомби» (449 фото), «Снежное побоище» (107 фото), «Мокрое побоище» (63 и 162 фото), «Мягкое побоище» (288 и 289 фото); снимки обычно весьма тепло комментируются пользователями. Очевидно, после 2015 года эта группа поменяла политику и перестала публиковать фотографии с мероприятий конкурента. Однако сам факт, что в течение ряда лет «Мой город Пермь» это практиковала, говорит о том, что данные мероприятия воспринимались именно как общегородские, как часть культурной жизни Перми (не связываясь с «ПА»),

Примечательно, что мероприятия «Перми Активной», главного конкурента «Мой город Пермь!», всегда входят в топ рубрики «Куда сходить бесплатно?». Возможно, благодаря этому отмечается немалый приток аудитории, однако ссылки на организаторов и официальные встречи всегда отсутствуют.

Можно констатировать, что мероприятия «Перми Активной» охватывают все сезоны и все крупные публичные места города (эспланаду, набережную, парк Горького и пр.); об этих мероприятиях так или иначе знает большинство горожан - зачастую даже не соотнося их с ребятами из «Перми Активной». Очевидно, они не тщеславны и их устраивает роль безымянных инициаторов: им достаточно знать, что город станет интереснее, а жизнь горожан - более яркой.

Именно благодаря подобным мероприятием «Пермь Активная» - это не просто название паблика, а наименование целого движения молодых пермяков, которые ведут активный образ жизни и участвуют в мероприятиях. Иллюстрировать это может то, что в инстаграмме хештег #пермьактивная занимает второе место среди пермских хештегов, сразу после хештега #пермь. Очевидно, что пользователи ставят этот хештег, не только выкладывая фотографии с мероприятий «Перми Активной»: он стал неким подразумеваемым стандартом для обозначения интересных городских событий.

Также подчеркнём, что популярность мероприятий сообщества и успешность информационной группы «ПА» не всегда коррелируют. Как свидетельствует статистика, в группах-событиях, посвящённых конкретным мероприятиям («День мыльных пузырей», «Мокрое побоище», «Парад Супергероев», «Мягкое побоище», «Забег ростовых кукол» и пр.), ставит своё «Обязательно приду» или «Возможно приду» лишь некоторая часть участников, которые потом приходят на событие, а основная их масса даже не связывает эти мероприятия с группой «Пермь Активная»! С другой стороны, информационный «урожай» мероприятий в группе (фотографии, лайки, комментарии и пр. пользователей) -лишь малая часть успеха группы «ВКонтакте»; большая её часть - это новости городской жизни.

В обоих случаях организаторы имеют разную, но, что важно отметить, очень отзывчивую аудиторию; именно она роднит оба феномена - офлайновой и онлайновой активности группы. Постоянная искренняя и вовлечённая работа её команды с аудиторией - вот что отличает «Пермь Активную» от её более крупного соперника; это, как мы видим, выражается в объективно более высоком ER, коэффициенте вовлечённости участников.

Итак, обращаясь к описанным выше явлениям, мы можем констатировать, что вовлечение журналиста (гражданского или журналиста СМИ) в описываемые им события способствует вовлечённости аудитории - и в плане более активного её участия в этих событиях, и в плане более активной обратной связи на создаваемые им новости (например, в случае с социальными сетями - в виде лайков, комментариев, перепостов и пр.).

И сегодняшняя активность авторов и аудитории соцсетей при создании и восприятии новостей - не только один из удачных примеров пояснения того, что такое participatory culture, культура соучастия, но и, возможно, мотиватор для большей общественной активности журналистов СМИ; конкуренция с новостями, использование методов гражданских журналистов позволяет предположить, что социально-активная (civic journalism) общественная (public journalism) журналистика может переживать в наши дни новый подъём.

Список литературы

1. Абашев В. В., Печищев И. М. Городские сетевые издания как агенты урбанизации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). URL: http://joumals.csu.ru/index.php/znak/ article/view/115 (дата обращения: 23.11.2019).

2. Касаткина А. К. «ВКонтакте» с историей: историческая культура соучастия в группе «Ретро Обнинск» //История. 2017. Том 8 Выпуск 7 (61). URL: https://history.jes.su/s207987840001933-5-l/?sl=ru (дата обращения: 23.11.2019).

3. Романенко К. Р. От культуры соучастия к политике соучастия // Социология власти. 2018. Т. 30. № 3. С. 210-217. URL: http://www.socofpower.ranepa.ru/files/docs/3_2018/ll---.pdf (дата обращения: 23.11.2019).

4. Паблику «Пермь Активная» исполнилось семь лет // Федерал Пресс. 14 сентября 2018. URL: https://fedpress.ru/news/59/society/2129821 (дата обращения: 23.11.2019).

5. Пустовалов А. В. Крупнейшие пермские информационно-коммуникативные группы «ВКонтакте»: структура, функции, роль в городском пространстве // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 236-241. URL: http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/ view/117 (дата обращения: 23.11.2019).

6. Рекламные пакеты Перми Активной. URL: https://vk.com/market-64395252 (дата обращения: 23.11.2019).

7. Bowman S., Willis С. We Media: How Audiences are Shaping the Future of News and Information. The Media Center at the API, 2003. URL: http://www.hypergene.net/wemedia/weblog.php (дата обращения: 10.02.2019).

8. Civicjournalism: History //Wikipedia. The Free Encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/ wiki/CivicJournalism#History (дата обращения: 23.11.2019).

9. Engagement rate // Popsters.ru. 17 мая 2017. URL: https://popsters.ru/blog/post/55 (дата обращения: 23.11.2019).

Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35)

10. Jenkins H. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education For the 21st Century (Part One). October 19, 2006. URL: http://henryjenkins.org/2006/10/confronting_the_ challenges_of.html (дата обращения: 23.11.2019).

11. Participatory Culture // Wikipedia. The Free Encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Participatory_culture (дата обращения: 23.11.2019).

12. Perry D. K. Roots of Civic Journalism: Darwin, Dewey, and Mead. Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 2003, 168 p.

13. Rheingold H. Using Participatory Media and Public Voice to Encourage Civic Engagement // Civic Life Online: Learning How Digital Media Can Engage Youth. Cambridge, MA: The MIT Press, 2008. 97-118. URL: https://www.issuelab.org/resources/881/881.pdf (дата обращения: 23.11.2019).

14. Rosen J. What Are Journalists For?. Yale University Press. 1999. 338 p.

«PERM ACTIVE» GROUP AS A MEDIA PHENOMENON

Pustovalov A. V, Perm State University, Perm, theyareeverywhere@gmail.com SidorovaP. I., Perm State University, Perm, pollyspring@yandex.ru

The article explores the phenomenon of «Perm Active », a community in « VKontakte » social network, which arose initially as an association of urban flashmobers and then evolved into the second most important information Perm group. In the study of the events initiated by the group, the question is posed, how does the success of the online publication and the journalist (civil or media journalist) affect the fact that they are involved in the events about which they write?

«Perm Active» is compared to «My City Perm», the largest group in the town of VKontakte using a media meter «Popsters» in such important indicators as number of friends, posts, likes, reposts, views and engagement rate (daily ER), taken over the entire period of existence of groups: in a similar way we compare two «Overheard» which works in tandem with «Perm Active » and «My City Perm». In both cases, the engagement rate of the group we are studying is higher than that of its larger rivals. This may mean that the success of the group and the citizen journalist who runs it depends on his involvement in the events he write about.

Keywords: Perm, urban space, flash mob, information groups, VKontakte, Perm Active, participatory culture.

References

1. Abashev, V. V. & Pechishchev, I. M. (2018) Gorodskiye setevyye izdaniya как agenty urbanizatsii [Local online media as agents of urbanization]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field of Media Education], 4 (30), pp. 201-214, available at: http://journals.csu.ru/ index.php/znak/article/view/115 (accessed: 23.11.2019). (InRuss.).

2. Kasatkina A. K. (2017). «VKontakte» s istoriyey: istoricheskaya kiil'tiira souchastiya v gruppe «Retro Obninsk» [«VKontakte» with history: the historical culture of complicity in the «Retro Obninsk» group]. Istorya [History], vol. 8, issue 7 (61), available at: https://history.jes.su/s207987840001933-5-l/?sl=ru (accessed: 23.11.2019). (In Russ.).

3. Romanenko K. R. (2018). Ot kiil'tury souchastiya к politike souchastiya [From culture of participation to participation policy]. Sotsiologiya vlasti [Sociology of Power], 3, vol. 30, pp. 210-217, available at: http://www.socofpower.ranepa.ru/files/docs/3_2018/ll—.pdf (accessed: 23.11.2019). (In Russ).

4. Pabliku «Perm Aktivnaya» ispolnilos 'sem 'let [Public «Perm Active» is seven years old] (2018). Federal Press [Federal Press], available at: https://fedpress.ru/news/59/society/2129821 (accessed: 23.11.2019). (InRuss.).

5. Pustovalov A. V. (2018). Krupneyshiye permskiye informatsionno-kommunikativnyye gruppy «VKontakte»: struktura, funktsii, гоГ v gorodskom prostranstve [The largest Perm information and

communication groups «VKontakte»: structure, functions, role in urban space]. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field of Media Education], 4 (30), pp. 236-241, available at: http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/117 (accessed: 23.11.2019). (In Russ.).

6. Reklamnyyepakety «Permi Aktivnoy» [«Perm Active» Proposal Packages] (2019). Available at: https://vk.com/market-64395252 (accessed: 23.11.2019). (In Russ.).

7. Bowman S., Willis C. (2003). We Media: How Audiences are Shaping the Future of News and Information. The Media Center at the API, available at: http://www.hypergene.net/wemedia/weblog.php (accessed: 10.02.2019).

8. Civicjournalism: History (2019), in: Wikipedia. The Free Encyclopedia, available at: https:// en.wikipedia.org/wiki/Civic_journalism#History (accessed: 23.11.2019).

9. Engagement rate (2017). Popsters.ru, available at: https://popsters.ru/blog/post/55 (accessed: 23.11.2019).

10. Jenkins H. (2006). Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education For the 21st Century (Part One), available at: http://henryjenkins.org/2006/10/confronting_the_challenges_ of.html (accessed: 23.11.2019).

11. Participatory Culture (2019). Wikipedia. The Free Encyclopedia, available at: https:// en.wikipedia.org/wiki/Participatory_culture (accessed: 23.11.2019).

12. Perry D. K. (2003). Roots of Civic Journalism: Darwin, Dewey, and Mead. Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 168 p.

13. Rheingold H. (2008). Using Participatory Media and Public Voice to Encourage Civic Engagement. Civic Life Online: Learning How Digital Media Can Engage Youth. Cambridge, MA: The MIT Press, pp. 97-118, available at: https://www.issuelab.org/resources/881/881.pdf (accessed: 23.11.2019).

14. Rosen J. (1999). What Are Journalists For? Yale University Press, 338 p.

Пустовалов Алексей Васильевич - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь.

theyareeverywhere @gmail .com

Сидорова Полина Ильинична - магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь.

pollyspring@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Пустовалов А. В., Сидорова П. И. Группа «Пермь активная» как медиафеномен // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 120-127. DOI: 10.24411/2070-0695-202010115.

Pustovalov A. V., Sidorova P. I. «Perm active» group as a media phenomenon // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35), pp. 120-127. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.