7. Kipling, R. Something of Myself [Text] / Rudyard Kipling. -Cambridge University Press, 1991.
8. Lycett, A. Rudyard Kipling [Text] / A. Lycett. - London: Phoenix, 2000.
9. Ricketts, H. The Unforgiving Minute [Text]: A Life of Rudyard Kipling / H. Ricketts. - London: Chatto & Windus, 1999.
10. Weygandt, A. M. Kipling's Reading and Its Influence on His Poetry [Text] / A. M. Weygandt. - Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 1939.
11. Wilson, A. The Strange Ride of Rudyard Kipling [Text] / A. Wilson. - London: Secker & Warburg, 1977.
УДК 821.111
М. Ю. Лукинова
ГРУППА БЛУМСБЕРИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Литературное направление модернизм, сложившееся в недавнем по историческим параметрам пространстве конца XIX - начала XX веков, уже в чем-то стало традицией и классикой, которую перекрывает стремящийся на смену постмодернизм. Однако стоит подробнее вглядеться в традицию и классику для прогнозирования тенденций развития литературного процесса в будущем.
Кроме того, как отмечается в современных исследованиях, само название «модернизм» также подвергается переосмыслению, проводится разграничение между «modern» - современным и «culture of modernity» - культурой современности. Такая тенденция объясняется методологическим плюрализмом и определенными успехами ученых 1980-х гг. в области исследования культуры. В частности, Буш-манова Н. И. ссылается на опыт представителей «нового историзма»
в изучении культуры Ренессанса, оживление интереса западных ученых к культурно-историческим аспектам теории М. М. Бахтина, компаративные исследования современной, послевоенной ситуации в Европе и США, возникновение таких межпредметных академических дисциплин, как «британоведение» (British Cultural Studies) и др., которые не могли не сказаться на подходах к изучению литературы модернизма [3].
Группа Блумсбери, о которой много написано в зарубежном литературоведении, но при этом в отечественном литературоведении не возникло целостной картины, а лишь эпизодические исследования, послужила своего рода истоком зарождения поэтики модернизма. Главой, вдохновителем, критиком считается английская писательница Вирджиния Вулф, а все остальные представители шествуют в шлейфе ее таланта и литературных экспериментов и поисков.
В группу или кружок входили писатели-модернисты В. Вулф (дочь Л. Стивена), ее подруга Вита Сэквилл-Уэст, Литтон Стрейчи, Э. М. Форстер, Д. Гарнетт, художники Дора Каррингтон и Дункан Грант, историки искусства К. Белл и Р. Фрай, экономист Джон Мейнард Кейнс, ориенталист Артур Уэйли, философ и математик Бертран Рассел и др.
Вирджиния Вулф вошла в литературу модернизма, совершив два важных открытия: использовала понятие «модерн» для обозначения нового характера литературы и занималась расшифровкой этого понятия в своей эссеистике и романном творчестве. Она также провозгласила «русскую точку зрения» и русскую литературу органичной частью мирового духа и интеллектуальной деятельности человечества. Интересно, что возможно определенную «русскую роль» сыграл и факт присутствия в Группе Блумсбери русской балерины Лидии Лопуховой. В октябре 1918 г. Джон Мейгард Кейнс, английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории, кавалер ордена Бани, встретил русскую балерину дягилевс-кой антрепризы Лидию Лопухову на первых послевоенных сезонах в Лондоне. Кейнс влюбился в Лидию, когда она танцевала в дягилевс-кой постановке «Спящей красавицы» Чайковского в лондонском театре Альгамбра. Они поженились, а Кейнс даже стал балетным меценатом и сочинял балетные либретто.
пективе она оказала большое влияние в становлении модернизма, и творчество ее представителей во многом повлияло на развитие многих западных литератур. Взгляды блумсберийцев, влиятельных в 1910-1930-х гг. и переживших в 1960-е своего рода второе рождение, противостояли викторианским принципам, они отстаивали художественный поиск, независимость в жизни и в искусстве. Члены группы демонстрировали приверженность дружбе, общению, искусству. «Блумсбери» - группа друзей-единомышленников, сыграла важную роль в становлении английского модернизма и английской «новой критики».
Основой их этики и эстетики послужило учение преподавателя Кембриджского университета, английского философа Джорджа Э. Мура (1873-1958), изложенное в работе «Принципы этики» (1903): он отождествляет этическое и эстетическое; удовольствие, получаемое от человеческого общения и восприятия прекрасного, - самое главное в жизни.
Теоретик Б. Р. Фрай устроил в 1910 г. выставку, на которой впервые в Англии были представлены П. Сезанн, П. Гоген, А. Матисс, В. Ван Гог. Он считал жизнь воображения более значительной, чем реальная жизнь человека. В искусстве находил особую систему ценностей, стимул и квинтэссенцию жизни, но не ее копию. Лишь небольшая часть публики восприняла искусство Мане и Матисса, Ван Гога и Сезанна как значительное и принципиально новое явление. Среди тех, кто приветствовал импрессионистов, была и Вулф. Импрессионизм присущ ее прозе. Любовь к созерцанию прекрасных предметов, особенно произведений искусства и живописи наложила отпечаток на технику В. Вулф. Процесс мышления, поток мыслей эсте-тизирован, его собственно нельзя назвать потоком, потому что поток «нерасчленим и непрерываем», в то время как внутренний мир, индивидуальное сознание ее героев или героинь легко членится на «атомы впечатлений».
Еще один представитель группы «Блумсбери» Клайв Белл считал, что оценка произведений искусства не требует знания жизни, это мир эстетического наслаждения, где присутствует Бог и высшая гармония [6].
Время становления модернизма характеризуется бурными социальными процессами, ускорением темпов жизни, разрушением монолитных систем в науке и искусстве, возникновения различных направлений, течений. Вместе с тем различные группировки и течения отразили некоторые общие черты. Прежде всего, это зависимость литературы от психологии З. Фрейда, влияние психоанализа и концепции искусства, творчества как формы сублимации.
Отвергая на первой экспериментальной стадии традиционные типы повествования, провозглашая технику потока сознания единственно верным способом познания индивидуальности, модернисты отказывались от существующих стереотипов и систем. Приспособление к новому строю, еще окончательно не сформировавшемуся, текучесть жизни и мысли, отказ от однолинейной зависимости причины и следствия, традиционного сюжета, вызов всякой определенности, культ относительности и дезинтеграции - очевидные признаки модернизма [6].
Основной корпус исследований творчества В. Вулф содержит работы, рассматривающие ее разноплановые и не до конца четко определенные в жанровом плане произведения в следующих аспектах:
■ своеобразного блуждания по глубинам человеческого сознания, по потаенным уголкам души, которые открываются герою в ходе ассоциативного мышления и воспоминаний;
■ зарисовок настроения, психологического состояния, попытки средствами языка, слова передать ощущение, не столько саму мысль, сколько процесс;
■ интермедиального характера произведений: иногда организация романа подчиняется музыкальной форме. Таков, например, роман «К маяку», выдержанный в форме сонаты, состоящей из трех частей программного характера: «Окно», «Время проходит» и «Маяк». Маяк - символ, объединяющий разрозненные мысли и эпизоды в целое. Сюда можно отнести и анализ импрессионистской техники письма, сопряженный с психологическим исследованием нескольких потоков мыслей- роман «Волны»;
■ экспериментов с жанрами : поэтичного романа - фантасмагорической биографии «Орландо», действие которого происходит параллельно в трех веках и шутливой биографии спаниеля «Флаш»;
чество писательницы сквозь призму фрейдизма. В качестве примера можно назвать книгу Э. Абель «В. Вулф, Творчество и психоанализ» (1989), в которой автор не только выделяет в романах писательницы отголоски теории Фрейда, но и анализирует связь философско-эсте-тических взглядов группы Блумсбери с психоанализом. Интерес исследователей к анализу произведений В. Вулф в свете психологии и, в частности теории Фрейда, не ослабевает и в 90-е годы XX века (романы «Миссис Деллоуэй» и «К маяку»).
• использования интертекста (в докторской диссертации Н. И. Бушмановой «Проблемы интертекста в литературе английского модернизма (проза Д. X. Лоренса и В. Вулф)» автором исследуется модернистский интертекст в письмах, дневниках, эссе Лоренса и Вулф, изучаются литературно-эстетические аспекты их прозы (интертекстуальный, рецептивный, психологический, культурологический) [3]
В плане влияния эстетики Группы Блумсбери на творчество В.Вулф можно отметить диссертационное исследование Андреевских О С., где приводятся ссылки на зарубежные работы, такие как монография Дэвида Даулинга «Эстетика Блумсбери и романы Форстера и Вулф» / Dowling, David. Bloomsbury Aesthetics and the Novels of Forster and Woolf. - London, 1985 [1]. Так же рассматривается, как шла работа писательницы над итоговой биографией «Роджер Фрай», о том, какую роль в жизни писательницы играл Фрай, отмечается труд Дж. К. Джонстона «Группа «Блумсбери. Исследование творчества Э. М. Форстера, Литтона Стрэйчи, Вирджинии Вулф и их окружения» (The Bloomsbury Group. A Study of E. M. Forster, Lytton Strachey, Virginia Woolf and their Circle) Johnstone J.K. The Bloomsbury Group. A Study of E. M. Forster, Lytton Strachey, Virginia Woolf, and their Circle. - London, 1954), где подробно описывается история взаимоотношений блумсберийцев, их творческая и философская установка. Вызывает интерес и книга «Группа «Блумсбери». Собрание мемуаров, комментарий, критика» (The Bloomsbury Group. A collection of Memoirs, Commentary and Criticism) - сборник воспоминаний и статей членов группы и их современников [1].
Сама Группа Блумсбери иногда рассматривается в частности, в американском литературоведении, в плане кризиса, но не духовных,
культурных или социальных проблем, а в плане кризиса интимных отношений [12].
Обратимся далее к менее известным или менее представленным в отечественном литературоведении представителям Группы Блумс-бери.
Литтон Стрейчи, английский биограф, литературовед, эссеист, известен иронической трактовкой своих биографических героев, влиянием на создание школы психологической биографии. В разговоре, общении видел средство обнаружения новых идей. Его первое эссе «Два француза» (Two Frenchmen) появилось в новом «Индепендент ривью» («Independent Review») в 1903 г. В течение последующих пятнадцати лет Стрэйчи написал множество биографических и критических очерков и в другие журналы - «Спектейтор» («Spectator»), «Нью куотерли» («New Quarterly»), «Нью стейтсмен» («New Statesman») и «Эдинбург ривью» («Edinburgh Review»). В 1912 г. опубликовал свою первую книгу Вехи французской литературы (Landmarks in French Literature). В сборник биографий «Выдающиеся виктори-анцы» (Eminent Victorians, 1918 г.) вошли краткие биографические исследования о Флоренс Найтингейл, Т.Арнолде, кардинале Маннинге и генерале Ч.Гордоне. Ее отличают блестящий стиль и удачное использование юмора при жизнеописании исторических лиц. В следующей имевшей шумный успех книге Стрэйчи «Королева Виктория» (Queen Victoria, 1921) юмор слегка приглушен. Его третий биографический труд, «Елизавета и Эссекс» (Elizabeth and Essex, 1928), был принят публикой прохладнее, чем первые два [8].
В исследованиях, рассматривающих взаимовлияние творчества авторов- блумсберийцев, проводятся параллели между романами В.Вулф «Орландо» и Л.Стрейчи «Елизавета и Эссекс», а также соответственно между романами «Между актами» и «Королевой Викторией».
Вита Сэквилл-Уэст - английская поэтесса, писательница и садовод. Романтический сад Sissinghurst, пожалуй, самый посещаемый сад в Англии. Он не уступает в популярности своей создательнице, чья бурная жизнь всегда была в центре всеобщего внимания. Виктория Сэквилл-Уэст, или Вита, как ее называли близкие знакомые, происходила из старинного аристократического рода, который всегда
Вита Сэквилл-Уэст вызывала очень сильные чувства у всех, кто ее знал. Ее либо любили, либо ненавидели, но никто не оставался к ней равнодушным. Ее свободолюбие и стиль жизни часто становились причиной публичных скандалов. В. Сэквилл-Уэст была плодовитым автором: ее перу принадлежит 55 книг, в том числе 7 сборников стихов и рассказов, 12 романов и 22 книги документальной прозы, несколько пьес, исторические и биографические эссе.
Первые литературные работы Виты увидели свет в 1910 г. Она сочиняла поэмы, новеллы, исторические романы, биографические очерки, статьи и книги по садоводству. «Сад», написанный в 1939 г. вышел лишь в 1946 г. и получил литературную премию Хайнеманна.
С 1946 г. благодаря публикациям в «Observer», а позже с появлением книги «В твоем саду» Вита стала известна не только в обществе и среди интеллектуалов, но и приобрела популярность среди целого поколения садоводов по всему миру [4].
Наиболее оценённым при жизни оказался её вклад в поэзию, ныне незаслуженно почти забытую. Равнодушие к политике, как к пустому занятию, не оставляющему следа, делало её неспособной создавать социально злободневные стихи. И хотя стихотворения «К ловчему» и «Выезд с ружьём», выступающие против традиций английской охоты, выражают её возмущение существованием кровавых видов спорта в мире, полном войн, Вита не желала иметь дела с политическими и социальными реалиями. Поэзия всегда была самым интимным творчеством Виты, делала её по-настоящему счастливой. Именно за поэзию она получила две свои литературные премии. Её стихи печатались в журналах, ещё при жизни входили в сборники авторов-модернистов. Поэма «Земля» - самый известный стихотворный труд Виты, эта поэма была удостоена премии Готорндента в 1926 г. Джеймс Ривз включил её в антологию поэзии георгианцев в 1962 г. Сборник «Избранные стихотворения», удостоенный премии Готорндента в 1933 г., отразил внутреннюю противоречивость Виты, свойственную ей во многом.
При своей жизни Вита, как писательница, превосходила свою подругу Вирджинию Вулф по популярности. Однако, по прошествии времени, стало очевидным: влияние Вулф на литературу оказалось
намного более сильным. Примечательно, что связанная как с ведущими представителями консервативного литературного истеблишмента, так и с интеллектуалами Блумсбери, Вита вполне соответствовала понятию «георгианец»: её стихи включались в антологию геор-гианской поэзии Эдварда Марша, она творила в период расцвета этого стиля, её творчеству свойственны как упорядоченная стилистика, так и использование пасторальных мотивов. Роман «Эдвардианцы» является одним из наиболее известных произведений Виты. Эдвар-дианец - англичанин эдвардианской эпохи, современник короля Эдуарда VII. В романе Вита попыталась воссоздать мир своего детства и юности, окончание которых совпало со вступлением на престол Георга V. Также писательницей было написано несколько биографий.
Среди прочих произведений Виты можно отметить роман «Большой Каньон» 1942 г., написанный в жанре альтернативной истории, что не совсем вписывается в рамки модернизма. Можно предположить, что этим романом писательница как бы заглянула в будущее, которое получило впоследствии название постмодернизма. В книге показана история США, после победы Германии в европейской войне, когда Америка была отдана в её владение.
Романы Э. М. Форстера, оставаясь малоизвестными для широкого российского читателя, весьма популярны в англоязычных странах, и особенно в Великобритании, где он является культовой фигурой и ассоциируется с высокими нравственными принципами и «золотым» эдвардианским прошлым страны. Творчество Форстера представляет собой любопытный феномен: несмотря на то, что свой последний роман он написал в 1924 г., на протяжении всех последующих лет Форстер воспринимался как «современный» писатель и пользовался заслуженным уважением. После смерти Форстера в 1970 г. популярность его произведений пошла на спад, но вскоре интерес к его творчеству возобновился: это произошло, прежде всего, благодаря его многолетней дружбе с В. Вулф и тому вкладу, который Форстер внёс в развитие колониальной литературы своим романом.
Популярность романов Форстера поддерживалась и превосходными экранизациями с участием лучших английских кино- и драматических актёров. «Неожиданно Форстер из современного писателя превратился в классика - из числа тех, по чьим романам можно сни-
р. 84].
Благодаря своим гуманистическим взглядам, которые он упорно защищал на протяжении всей жизни, в Англии XX века Форстер стал восприниматься как воплощение порядочности, высоких нравственных принципов, терпимости и здравого смысла, другими словами, как своеобразный нравственный ориентир. Действие шести романов Форстера происходит в эдвардианскую эпоху, когда Англия была крупнейшей колониальной державой и ещё не утратила своего лидирующего положения на мировой арене. Образы, элементы сюжета, мотивы, символы с завидным постоянством переходят из одного произведения Форстера в другое. Неизменными остаются и гуманистические взгляды автора, его вера в непреходящую ценность человеческой индивидуальности и личной свободы, а также близких взаимоотношений между людьми, - ценности, которые он не устаёт утверждать в своих романах, новеллах и эссе.
Литературная полемика с В. Вулф способна пролить свет на отношение Форстера к модернизму. Во многом ему были чужды затемнение смысла, намеренная усложнённость текста и увлечённость всевозможными техническими приёмами, направленными на обнаружение художественной условности, свойственные писателям-модернистам. Ему была непонятна характерная для них озабоченность «методом»: «Писатель, который проявляет слишком большой интерес к своему методу, никогда не сможет быть более чем просто интересным», - пишет он в «Аспектах романа» [2, с. 83].
Вопрос о влиянии группы Блумсбери на Форстера и о его принадлежности к ней остаётся одним из самых спорных и неоднозначных в современном литературоведении. Часть исследователей (Н. П. Михальская, К. В. Грансден) склонны считать это влияние незначительным и рассматривать Форстера прежде всего как писателя-реалиста, продолжателя традиций викторианского романа. Сильной стороной этой позиции, несомненно, является то, что в своих статьях и в «Аспектах романа» Форстер нередко подвергал критике модернистские «искания» в области художественной формы и художественного метода, указывая на их нецелесообразность и на невозможность с их помощью отразить жизнь целого общества во всём многообразии и сложности его внутренних связей [2].
С другой стороны, трудно допустить, что многолетние и близкие дружеские связи, существовавшие между Форстером и многими членами кружка (особенно с четой Вулфов и Робертом Фраем), прошли для него бесследно. С «блумсберийцами» Форстера роднила вера в ценность межличностных взаимоотношений, а также обострённый интерес к «жизни души». В «Аспектах романа» и целом ряде эссе ощущается знакомство Форстера с эстетической системой Р. Фрая и К. Белла. Так, в трудах Форстера неоднократно встречаются идеи об автономности искусства, об искусстве как отдельном, отличном от реальности и более совершенном мире, о роли подсознания и о вневременной природе творчества. Угадывается влияние Фрая и в рассуждениях Форстера о временной последовательности, лежащей в основе любого романа и организующей его в единое целое, равно как и в часто используемых им «музыкальных» аналогиях. Пишет Форстер и об эстетической эмоции, переживаемой читателем, когда он созерцает «ритмические» связи внутри литературного произведения, сходные с теми, что существуют внутри симфонии. Стремление к сложности и гармоничности связей, которые можно наблюдать, например, в бетховенской симфонии, - вот что, по Форстеру, должно определять творчество любого романиста.
Пожалуй, можно согласиться с мнением М. Брэдбери, писавшего о том, что творчество Форстера представляет собой своеобразный литературный парадокс: он и модернист, и нет. «Суть, вероятно, заключается в том, что Форстер не является модернистом в традиционном смысле слова, но, скорее, центральной фигурой в процессе перехода к модернизму...», - пишет критик [5].
В свете современных общемировых процессов и в первую очередь процесса глобализации, творчество Форстера приобретает новую значимость, поскольку в его произведениях поднимаются темы межкультурной коммуникации, толерантности и национального характера. Теория английского национального характера, которую Форстер развивал в своих художественных и публицистических работах, составляет гармоничную и неотъемлемую часть всей его философской и мировоззренческой системы, переходя в размышления о судьбе Англии и о судьбе европейского человека как такового, о проблемах взаимопонимания между представителями различных цивилизаций, Востока и Запада.
ные взаимоотношениям Форстера и членов группы Блумсбери, в особенности его личным контактам с одним из самых ярких членов объединения - Вирджинией Вулф. В их числе монографии Д. К. Джон-стона «Группа Блумсбери. Исследование творчества Э. М. Форстера, Литтона Стретчи, Вирджинии Вулф и их круга» (1963), Д. Доулинга «Эстетика Блумсбери и романы Э. М. Форстера и В. Вулф» (1985).
Еще одним произведением в рамках творчества Группы Блумс-бенри стал роман «Семейный портрет» (Portrait of a Marriage) был написан Найджелом Николсоном, сыном Виты и Харольда Николсо-на, писателем условно говоря второго ряда. Книга основана на дневниках и письмах его матери и рассказывает как о взаимоотношениях родителей, так и о роковой страсти Виты Сэквилл-Вест к Вайолет Трефусис, писательнице и светской львице. В 1990 г. режиссёром Стивеном Уиттекером, был снят одноименный фильм.
Гарнетт Дэвид родился в Брайтоне. Он происходил из английской писательской династии Гарнеттов: его отец Эдвард был писателем и редактором, дед Ричард - писателем и библиотекарем, мать Констанс - переводчицей русской литературы. Известность пришла к нему после выхода романа «Женщина-лисица» («Lady Into Fox»), который в 1922 г. получил премию Тейта. По его роману «Аспекты любви» («Aspects of Love») Эндрю Ллойд-Уэббер в 1989 г. написал мюзикл.
Романам Гарнетта свойственны мягкий юмор, парадоксальность, описание фантастических ситуаций. Некоторые вещи похожи на сказки. Так, в «Женщине-лисице» рассказывается о внезапном превращении молодой замужней женщины в лисицу, о том, как ее муж пытался ухаживать за ней и наблюдал, как в его жене остается все меньше человеческого. Роман «Человек в зоологическом саду» повествует о юноше, после ссоры с любимой девушкой продавшем себя в зоопарк, чтобы его показывали народу.
«Группа Блумсбери» - в равной степени и мятеж против истеблишмента (эпоха Викториантства), и явление нового истеблишмента (постколониальная эпоха). Особенно ясно это становится заметно в конце 20-х годов, когда «блумсберийцы» заняли центральное место в литературной и художественной жизни: они возглавляли издатель-
ства и редакции журналов, утвердились в качестве ведущих критиков в газетах, представляли социально влиятельный слой общества. В ту пору Вирджиния Вулф держалась от всех в стороне: одинокая фигура, дистанцирующаяся от кипучей массы проникшихся «духом Блумсбери», но при всем том она была и средоточием происходящего, ибо именно ей дано было полнее всего выразить отношение «блум-сберийцев» к миру. Она была «литературным сознанием» Блумсбери задолго до того, как стала романисткой, принадлежащей к соответствующей группе.
В свете вышеизложенного можно констатировать, что исследование творчества Группы Блумсбери целесообразно проводить в комплексе, рассматривая взаимовлияние эстетических методов, творческих концепций, сюжетного и жанрового многообразия творчества представителей Группы Блумсбери как школы или направления, вра-жающего концерт английской ментальноти. Гипотетически встает вопрос о создании блумсберийцами своеобразного макротекста, состоящего из произведений авторов Группы, его влияния на развитие модернистской литературы в целом, а также создания отдельных направлений, таких как, например, литературный туризм (в плане рассмотрения концепта «Лондон» а также создания образа парков района Блумсбери).
Список использованных источников
1. Андреевских, О. С. Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы «Блумсбери»: Вирджиния Вулф и Роджер Фрай [Текст]: диссертация на соискание ученой степени канд. филол. наук. - Нижний Новгород, 2005. - 163 с.
2. Брэдбери, Малькольм. Вирджиния Вулф [Электронный ресурс] / Малькольм Брэдбери; перевод А. Нестерова // Иностранная литература. - 2002. - №№ 12. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/inostran/ 2012/12/Ьг3Шт1.
3. Бушманова, Н. И. Проблема интертекста в литературе английского модернизма: Проза Д. Х. Лоренса и В. Вулф [Текст]: дисс. на соискание ученой степени доктора филол. наук / Н. И. Бушманова. -М., 1996. - 401 с.
4. Вита Сэквилл-Уэст [Электронный ресурс]: Литературное творчество. Материал сайта «Ботаника». - Режим доступа: http://4005.ru/ a/vita_sekvil-uest-literaturnoe_tvorchestvo.
5. Вита Сэквилл-Уэст [Электронный ресурс]: Материал из Вики-педии - свободной энциклопедии. Режим доступа: http:// ru.wikipedia. org/wiki.
6. Гатауллина, Е. Группа Блумсбери. Творчество Вирджинии Вулф [Электронный ресурс]: реферат по зарубежной литературе 20 века / Евгения Гатауллина; Башкирский государственный университет. - Уфа, 2003. - 27 с. - Режим доступа: http://coolreferat.com/Груп-па_Блумсбери_Творчество_Вирджинии_Вулф.
7. Пургина, Е. С. Концепция английского национального характера в романах Э. М. Форстера [Текст]: диссертация на соискание ученой степени канд. филол. наук / Е. С. Пургина. - Екатеринбург, 2008. - 205 с.
8. Alexander, Sam. Lytton Strachey [Electronic resource] / Sam Alexander. Access mode: http://modernism.research.yale.edu/wiki/ index.php/Lytton_Strachey.
9. Forster, E. M. Aspects of the Novel / E. M. Forster. -Harmondsworth: Penguin, 1981. - 205 p.
10. Furbank, P. N. E. M. Forster: A Life. Vol. 1: The Growth of the Novelist (1879-1914) / P. N. Furbank. - London: Cardinal: Sphere, 1977. - 271 p.
11. Hewitt, Karen. Undersnanding English Literature [Text]: scientific publication / Karen Hewitt. - [S. l.]: Perspecnive Hublicanions, 1997. -279 p.
12. Wolfe, Jesse. Bloomsbury and the crisis of intimacy [Text] / Jesse Wolfe. - Madison: The University of Wisconsin, 2004. - 257 p.