Лингвистические источники и справочные материалы
А.В. Карпова
Неизвесные источники для формирования корпуса мемуарных текстов «Клуба мемуаристов» группы «Блумсбери» в архиве Королевского колледжа Кембриджского университета
В статье описывается процесс поиска и описания неизвестных мемуарных очерков участников группы Блумсбери, хранящихся в архивном центре Королевского колледжа Кембриджского университета. На основе проведенного исследования формируется корпус мемуарных текстов, который позволит в дальнейшем исследовать их структурные особенности и коммуникативный потенциал.
Ключевые слова: мемуарные тексты, формирование корпуса мемуаров, архивное исследование.
Мемуарные тексты в последние годы привлекают повышенное внимание лингвистов. Это связано с тем, что они являются благодатным материалом как для рассмотрения типологии текстов и речевых жанров, так и для исследования антропоцентрических аспектов языка1.
Являясь свидетельствами ушедшей эпохи, мемуарные произведения могут быть источником исторических сведений, образцом языка эпохи и жанра, примером индивидуальной художественной особенности мемуариста. В стандартной ситуации мемуары являются воспоминаниями о событиях, свидетелем которых был сам автор и о которых он хочет рассказать людям, не участвовавшим в них. Мемуары несут в себе идею передать свой взгляд на историю, создать, закрепить в словесности некоторый отрезок действительности автора, пропущенный через призму его сознания. В большинстве случаев адресат мемуарного произведения приобщается к чуждому ему опыту автора текста.
© Карпова А.В., 2017
Однако известны примеры, когда эта схема работала несколько иначе, в частности таким примером может служить Клуб мемуаристов английского сообщества Блумсбери, где мемуары участников в основной своей массе были посвящены событиям, общим для них для всех. Группа Блумсбери окончательно оформилась около 1910 года и со временем заняла прочное место на лондонской общественной арене. Членами группы являлись писатели Вирджиния Вулф, Литтон Стрэчи, Эдвард Морган Форстер, экономист Джон Мейнард Кейнс, журналисты Леонард Вулф и Десмонд Маккарти, художники Роджер Фрай, Ванесса Белл, Дункан Грант, критик Клайв Белл и др. Не имея общей сферы деятельности (как-то писательский кружок или союз художников), участники группы объединились под эгидой общих взглядов и идей, а также благодаря прочным родственным и дружеским связям.
В рамках группы Блумсбери в 1920 г. был организован Клуб мемуаристов, который просуществовал до 1964 г. В первоначальный состав Клуба вошло так называемое ядро Блумсбери, а именно Клайв и Ванесса Белл, Леонард и Вирджиния Вулф, Десмонд и Молли Маккарти, Эдвард Морган Форстер, Роджер Фрай, Мейнард Кейнс и Литтон Стрэчи. Участники поставили себе цель встречаться раз в квартал и зачитывать друг другу свои мемуары. Авторы делились своим воспоминаниями с людьми, которые также были свидетелями описываемых событий. Они не столько сообщали что-то новое, сколько искали подтверждения, пытались вовлечь своих коллег в процесс вспоминания. Процесс создания мемуарных текстов Клуба была так же важен как и их презентация. Участники этого сообщества несколько раз в год собирались специально для того, чтобы зачитать и обсудить собственные мемуары. Мемуарные тексты становились для них с одной стороны формой коммуникации внутри сообщества, с другой его связующим звеном, находящимся в центре всего коммуникативного процесса.
Подобная нехарактерная форма создания и представления мемуарных текстов вызывает живой интерес и заслуживает подробного изучения, в связи с чем нами предпринимаются попытки исследовать данное сообщество. Однако данное исследование оказалось затруднено тем, что значительная часть мемуарного наследия не издана, поэтому нами был предпринят архивный поиск мемуарных текстов участников Клуба мемуаристов, о результатах которого мы собираемся рассказать в данной статье.
По сведениям С.П. Розенбаума2, исследователя жизни и творчества участников группы Блумсбери, за все время существования Клуба в нем было зачитано около 120 очерков. На каждой из встреч свои мемуары обычно зачитывали два-три человека, после прочте-
ния происходило открытое обсуждение услышанного. Протокола встреч не велось, историю встреч Клуба оказалось возможным частично восстановить только по отрывочным записям в дневниках и упоминаниям в письмах.
Такая же сложная судьба постигла сами тексты мемуаров, прочитанные в Клубе. Некоторые из участников, относясь серьезно к своим очеркам, сохранили их или даже позднее переработали в более обширные автобиографические произведения. Другие же, напротив, писали отрывочно, не всегда следовали своим записям во время выступления, не стремились сохранить написанное. Отсутствие перечня прочитанных мемуаров также не позволяет сложить целостное впечатление о деятельности Клуба мемуаристов и полном объеме их мемуарного наследия. На данном этапе изучения деятельности Клуба требуется собрать полный перечень как опубликованных, так и не опубликованных мемуаров и неоконченных мемуарных отрывков участников Клуба мемуаристов группы Блумсбери.
На сегодняшний день известно, что из примерно 120 прочитанных в Клубе мемуаров, сохранились около 80 очерков, большинство из которых так и не было опубликовано и до сих пор хранится в различных архивных центрах. Для полноценного понимания деятельности Клуба как сообщества, а также цельного охвата его творческого наследия, необходимо знакомство с как можно большим количеством мемуаров участников. В данной статье мы расскажем о предпринятом нами поиске материалов участников Клуба мемуаристов, хранящихся в архивном центре Королевского колледжа Кембриджского университета. Поскольку полный перечень мемуаров не известен, то интерес для нас представляют все находящиеся в архиве мемуарные очерки, как оконченные так и не оконченные. Вопрос о том, зачитывались ли все представленные в архиве мемуары в Клубе еще предстоит выяснить.
Архивный центр Королевского колледжа Кембриджского унвер-ситета состоит из двух подразделений: «Архив колледжа» (College archives), где преимущественно собраны материалы деятельности Королевского колледжа с момента его основания в 1446 г. и «Современный архив» (Modern Archives), в котором хранятся коллекции документов частных лиц. Современный архив был основан в 1930 г. и преимущественно содержит бумаги различных культурных деятелей XX века, традиционно в архив поступают материалы именитых выпускников Королевского колледжа. Архив открыт для посетителей по предварительной записи, большая часть его материалов доступна для ознакомления. Ограничения распространяются только на письма, корреспонденты которых до сих пор живы, а также на материалы личного характера, касающиеся кого-то из ныне живущих
людей. Просмотр этих материалов возможен только с письменного разрешения заинтересованных лиц.
В «Современном архиве» хранятся коллекции материалов следующих участников Клуба мемуаристов: Э.М. Форстера, Дж.М. Кейн-са, Р. Фрая, Ф. Партридж, А. Гарнетт, а также материалы В. Белл и Д. Гранта в составе коллекции «Бумаги Чарльстона».
Поскольку Форстер, Кейнс и Фрай были выпускниками Королевского колледжа, в архиве содержатся обширные коллекции их творческого наследия. Основной массив документов Э.М. Форстера, Дж.М. Кейнса и Р. Фрая был передан архиву частично самими авторами, а частично после их смерти родственниками или по завещанию. Архив также продолжает пополнять эти коллекции, приобретая различные документы на аукционах.
Коллекции Ф. Партридж и А. Гарнетт также были составлены из материалов, переданных в архив частично самими авторами, частично после их смерти. Однако Партридж и Гарнетт не являются выпускниками Королевского колледжа, их документы были приняты благодаря значимости их авторов для культурной жизни Великобритании, а также из-за тесной связи авторов с другими фондообразователями. Фигура Фрэнсис Партридж стала широко известной благодаря её дневникам и критическим работам, также свою роль сыграла её принадлежность к группе Блумсбери и Клубу мемуаристов во второй половине XX века. Бумаги Анжелики Гарнетт, дочери В. Белл и активного участника, а позднее хранителя наследия группы Блумсбери, также органично дополнили многочисленные материалы участников Блумсбери. Пополнение этих коллекция продолжается.
Немногочисленные мемуарные очерки В. Белл и Д. Гранта являются частью обширной коллекции «Бумаги Чарльстона», которая разбита между архивом Королевского колледжа и архивом лондонского музея Тейт. Эта коллекция была собрана детьми В. Белл — Квентином Беллом и Анжеликой Гарнетт, а также исследователями творчества этих художников. Название коллекции происходит от дома Чарльстон, расположенного на юге Великобритании, недалеко от Брайтона, где Белл и Грант провели большую часть жизни. Основной массив архивных материалов, составляющих эту коллекцию, изначально хранился в Чарльстоне. Позднее он по частям был приобретен Королевским колледжем и Тейт, некоторые материал дублируются в архивах фотокопиями.
Также в Современно архиве хранится несколько коллекций, имеющих прямое отношение к группе Блумсбери и Клубу мемуаристов, однако не содержащих никаких мемуарных заметок. Это сборная коллекция под заглавием «Блумсбери» (номер коллекции
GBR/0272/PP/BLM3), в которую вошли корреспонденция участников Блумсбери, несколько бумаг В. Вулф, газетные вырезки и рукописи материалов о Блумсбери. Коллекция Джулиана Белла (номер коллекции GBR/0272/PP/JHB) - сына Ванессы Белл - поэта и также выпускника Королевского колледжа, он был убит во время гражданской войны в Испании и поэтому практически не участвовал в заседаниях Клуба. И коллекция Лидии Лопоковой-Кейнс (номер коллекции GBR/0272/PP/LLK) — русской балерины и позднее жены Дж.М. Кейнса. Лидия Лопокова участвовала в заседаниях Клуба, однако в данной коллекции не содержится её мемуарных очерков.
В ходе работы в Современном архиве основное внимание было уделено непосредственно мемуарным очеркам. Ограниченное время, выделенное на работу в архиве, не позволило нам просмотреть корреспонденцию и дневниковые записи, в которых могла бы содержаться информация о заседаниях Клуба и прочитанных мемуарах. Данное исследование планируется сделать во время последующих визитов в архив.
В общей сложности выявлено было 36 мемуарных очерков, принадлежащих 6 авторами - участникам Клуба мемуаристов.
Мемуары из коллекции Э.М. Форстера
Наиболее обширный корпус мемуарных заметок принадлежит перу Э.М. Форстера. Общий объем коллекции бумаг Форстера (GBR/ 0272/PP/EMF — The Papers of Edward Morgan Forster) составляет 63 картона и 72 тома и охватывает временной промежуток с 1777 по 2015 гг. Сюда входят как бумаги самого Форстера, так и бумаги его семьи, а также обзоры его работ и публикации о нем.
В мемуарной коллекции Форстера (EMF/114 — Memoirs) сохранилось 17 наименований его рукописных мемуаров, а также машинописи, выполненные им самим или его друзьями. В состав коллекции входят 2 подшивки (gatherings), 189 отдельных листов, а также тексты из 2 записных книжек, содержащих в себе материалы нескольких смежных подразделов. Материалы охватывают временной промежуток с 1894 по 1963 гг. В общей сложности мемуарная коллекция представлена 21 единицей хранения.
Форстер был одним из самых плодовитых участников Клуба, этим можно объяснить его богатое, по сравнению с остальными, мемуарное наследие. Тематически весь обширный корпус мемуарных текстов можно разделить следующим образом: мемуары о детстве, мемуары о жизни и службе за границей, мемуары о творчестве, мемуары о личной жизни.
К детским воспоминаниям можно отнести четыре мемуарных очерка. Это рукопись воспоминаний о матери, предположительно написанных после её смерти в 1945 г. Рукопись под номером 11/11/A5 не озаглавлена и содержит небольшой очерк об отношения Форстера со своей матерью. Похожая по построению рукопись (11/16) содержит воспоминания о дядя Уильяме Форстере. Предположительно написанная в 1920 г., рукопись является частью одной из записных книжек Форстера, в которых он записывал варианты писем, наработки для романов и воспоминания. Мемуары о дяде представлены на страницах 65-68, не озаглавлены.
Два других мемуарных очерка о детстве касаются воспоминаний Форстера о жизни в фамильных поместьях. В первом (11/14) описываются его детские годы в поместье Рукснест, куда они с матерью переехали после смерти отца. Воспоминания о детстве в этом поместье играли важную роль в жизни Форстера, который позднее воплотил образ этого дома в своем романе «Говардс-энд». Рукописные воспоминания содержатся в отдельной записной книжке, к ним также прилагаются карта и схемы расположения комнат в доме и обустройства сада. Другой мемуарный очерк (11/17) описывает воспоминания Форстера о доме тети «Вэст Хэкхерст», в котором он также жил некоторое время вместе со матерью. Очерк озаглавлен «West Hackhurst: A Surrey Ramble», к нему прилагаются два письма от Кэтрин Бриджес и Фанни Фаррер, которые упоминаются в мемуарах, и вырезка из газеты от 17 мая 1924 г.
Мемуары о жизни и службе за границей представлены девятью позициями, некоторые тексты представлены в двух вариантах — машинописном и рукописном. Воспоминания о жизни в Индии представлены четырьмя позициями. Мемуары под номером 11/4 описывают службу Форстера в качестве секретаря при дворе Махараджи в Девасе и его сложные отношения со своим предшественником на этом посту, полковником Лесли. Мемуары не датированы и не озаглавлены. По предположениям архивистов, изначально они были написаны в одной из записных книжек Форстера (номер хранения 3/9), но позднее листы с воспоминаниями были вырваны и хранятся отдельно. Вторые мемуары индийского периода (11/6) под заглавием «Everything is ready for the worship» содержатся в одной из записных книжек на странице 101, датированы октябрем 1921, не окончены. В мемуарах описывается литургия во время праздника в Девасе. Этот же эпизод Форстер упоминает в своей книге об Индии «Холм Деви»6. Мемуары под номерами 11/7/1 и 11/7/2 являются вариантами одного мемуарного очерка под названием «Kanaya» и описывают отношения Форстера со своим парикмахером Канайей в Девасе в 1921 г. Под номером 11/7/1 представлена рукопись воспоминаний, не да-
тированная и не озаглавленная. Под номером 11/7/2 содержатся машинопись и ее фотокопия. Машинопись носит заглавие «Капауа». По предположениям архивистов, воспоминания были напечатаны Дж.Р. Экерли, другом Форстера, в 1950х., его же рукой проставлена дата написания воспоминаний — март-сентябрь 1921 г.
Египетский период в жизни Форстера представлен его воспоминаниями о египетском друге Мохаммеде эль Адле, с которым Форстер познакомился во время службы в Красном кресте и образ которого позднее воплотил в своем романе «Поездка в Индию». Под номером 11/10/1 содержится рукопись воспоминаний. Воспоминания были написаны в период с 5 августа 1922 по 27 декабря 1929. Форстер начал их писать после получения новостей о смерти Мохаммеда эль Адла, копия письма прилагается к мемуарам. Под номером 11/10/2 содержатся материалы, использовавшиеся при написании мемуарного очерка под номером 11/10/1. Сюда входят рукописные очерки, сделанные во время жизни в Каире, три записи разговоров с Мохам-медом эль Адлом, одно переписанное от руки письмо от Мохаммеда эль Адла, две визитные карточки и трамвайный билет.
Немецкий период представлен воспоминаниями о службе в качестве гувернера у детей герцогини фон Арним в поместье Нассен-хайд в Померании. Рукописный вариант мемуаров хранится под номером 11/13/1, его дублирует машинопись под номером 11/13/2, к печатному варианту прилагается машинописная аннотация Форстера, в остальном тексты идентичны. Ни рукопись, ни машинописный вариант не датированы и не озаглавлены. Рукописный вариант является частью одной из записных книжек (номер хранения 3/9) и находится на странице 63-65.
Мемуары под номером 11/8 описывают визит Форстера в Краков, где он должен был встретиться со своей польской переводчицей, мадам Мышлаковской. Мемуары не окончены и не датированы, предположительно были написаны в 1932 г.
Мемуары, описывающие творческий процесс и писательскую карьеру, в коллекции Форстера представлены в количестве шести единиц хранения. Две из них — под номерами 11/1/1 и 11/1/2 — описывают впечатления Форстера от поэзии А. Хаусманна и личное знакомство с этим поэтом. Небольшой очерк о поэзии Хаусманна и о встрече с ним находится под номером 11/1/1 и является частью одной из записных книжек Форстера (номер хранения 3/9). Предположительно воспоминания были написаны в мае-июне 1928 г. Под номером 11/1/2 находится продолжение очерка 11/1/1, шире освещающее отношения Форстера и Хаусманна, к воспоминаниям прилагается газетная вырезка от 11 ноября 1936, в которой Форстер рецензирует некоторые поэмы Хаусманна. Также на первой
странице есть приписка Чарльза Морриса, друга Форстера, о том, что эти воспоминания были написаны для «одного кембриджского сообщества».
Мемуары под номером 11/2 описывают встречи в группе Блумсбери и в Клубе мемуаристов, согласно записям архивистов, предположительно мемуары зачитывались на встрече Клуба 17 ноября 1920 года. Мемуары состоят из семи страниц, однако пятая страница была утеряна после 13 апреля 1994. Данные воспоминания могут представлять для нас особый интерес, поскольку описывают участников Клуба мемуаристов и входят в серию мемуаров, которые члены группы писали друг о друге и о своем сообществе. Мемуары, озаглавленные «Death of a Clock», под номером 11/5 написаны Форстером под впечатление остановившихся дома часов. Они являются частью одной из записных книжек Форстера (стр. 256).
Становление Форстера как писателя, а также его отношение к писательскому мастерству мы можем увидеть в его воспоминаниях под номерами 11/9 и 11/12. Печатный текст под номером 11/9 описывает процесс создания мемуаров, он является частью одной из записных книжек (стр. 77-85) и предположительно был написана в 1930-х годах. Рукопись под номером 11/12 описывает писательскую карьеру Форстера, она носит заглавие «My Books and I» и также является частью записной книжки (стр. 68-71).
Воспоминания о личной жизни Форстера представлены двумя единицами хранения и описывают интимные отношения автора. В рукописи 11/3 Форстер вспоминает своего давнего друга Чарли Дея, с которым он не виделся несколько лет. Рукопись не озаглавлена и не датирована, однако предположительно была написана в 1930-х годах. Рукопись под номером 11/14 является описанием различных интимных отношений и состоит из четырех частей, разбитых по датам: I. 1879-1890, II. 1890-1893, III 1893-189-, а также часть IV, которая не датирована, носит название «My Writings» и в отличие от первых трех частей является описанием творческого процесса. Предположительно Форстер писал эти мемуары в период с начала 1920-х по 1964 гг. Данные мемуары являются частью записной книжки Форстера под номером 12/8, для исследований также доступна фотокопия данных мемуаров под номером EMF/12/8.
Мемуары из коллекции Р. Фрая
Коллекция бумаг Роджера Фрая (GBR/0272/PP/REF - The Papers of Roger Eliot Fry) составляет 34 картона и представлена бумагами, негативами и фотографиями. Она охватывает временной
промежуток с 1873 по 1969 гг. В мемуарной коллекции материалов Р. Фрая, которая входит в подраздел «Fry writings» (REF/1) мы находим восемь мемуарных текстов, относящихся к периоду с 1920 по 1929 гг.
Мемуары под номерами 1/171 и 1/172 посвящены одному и тому же периоду времени, в них Фрай вспоминает свое обучение в частной школе Саннигхилл в 1877 г. Вариант 1/171 представлен в виде рукописи, машинописи и фотокопии машинописи, машинопись была сделана В. Вулф в 1930-х., когда она готовила книгу воспоминаний о Фрае. Рукопись и машинописный текст имеют незначительные расхождения. Мемуары носят заглавие «Клуб мемуаристов», что дает возможность предположить, что они писались непосредственно для чтения в Клубе. Вариант 1/172 представлен только в виде рукописи, которая также носит название «Клуб мемуаристов». Оба варианта схожи по содержанию, однако вариант 1/172 содержит больше информации о жизни в школе.
Три мемуарных текста описывают детские воспоминания Фрая. Один из них (номер 1/170) является законченным рассказом об отце Фрая, сэре Эдварде Фрае, и о том, как они зимой катались в парке на коньках. В конверте содержатся рукопись, напечатанный вариант и фотокопия напечатанного варианта, разночтения между рукописью и напечатанным текстом незначительные, мемуары не озаглавлены. Предположительно мемуары были написаны в 1920х годах. В двух других мемуарных текстах описываются детские годы Фрая, прошедшие в доме №6 по улице Хайгейт в Лондоне. Имея общую тональность, эти очерки оказываются разными по содержанию. Один из них (номер 1/169) подробно описывает сад перед домом и детские впечатления Фрая от растущих там маков. Очерк представлен в виде рукописи, не озаглавлен и не датирован, на обратной стороне второго листа есть карандашная зарисовка двух сидящих женщин, по силуэтам они напоминают В. Вулф и Л. Лопокову-Кейнс, соратников Фрая по Клубу мемуаристов. Второй очерк (номер 1/168) содержит воспоминания Фрая о детстве, которые включают в себя воспоминания о сестрах и прислуге, а также о соседях. Он также представлен только в виде рукописи, не озаглавлен и не датирован.
Три мемуарных очерка описывают время, проведенное Фраем за границей. Воспоминания под номером 1/165 описывают путешествие Фрая в компании Пьерпойнта Моргана, американского богача, по Италии в поисках ценных произведений искусства в мае 1907 г. Рукопись не датирована и не озаглавлена. Написанные по-французски воспоминания «L'histoire de Josette» и «Dr. Coue» описывают период, когда Фрай жил во Франции и проходил терапию у доктора Куэ. Воспоминания о докторе Куэ (номер 1/167) написаны в виде
письма к своей знакомой и, скорее, являются не воспоминаниями, а обсуждением психологического метода Куэ. Предположительно мемуары были написаны после 1922 г., поскольку в 1922 г. Фрай проходил лечение в клинике доктора Куэ. Воспоминания о возлюбленной Фрая Жозет (номер 1/166) также описывают период лечения у доктора Куэ, однако сосредоточены на описании проблем Жозет и её последующем самоубийстве. Рукопись включает в себя заметки о Жозет, наброски к мемуарам о ней, а также поэтические произведения, к ней также прилагаются две фотографии гипсового надгробия, выполненного Фраем. Воспоминания были написаны в марте-апреле 1924. Копии воспоминаний о Жозет также находится в коллекции «Бумаги Чарльстона» в архиве Королевского колледжа и в коллекции архивного центра музея Тейт.
Мемуары из коллекции Дж.М. Кейнса
Коллекция материалов Дж.М. Кейнса является одной из самых обширных в Современном архиве, Кейнс был видным политическим деятелем, внес большой вклад в развитие экономики. Его переписка, рабочие бумаги, черновики его работ занимают значительное место в архиве и постоянно привлекают исследователей. Его архивная коллекция «The Papers of John Maynard Keynes» (GBR/0272/PP/ JMK) состоит из 143 картонов и 69 томов и охватывают временной промежуток с 1868 по 1951 гг.
Кейнс был разноплановой личностью, оставившей большое письменное наследие, в котором Блумсбери и Клуб мемуаристов занимают лишь небольшую часть. В коллекции Кейнса сохранилась его обширная переписка с другими участниками Блумсбери, однако из двух известным мемуарных текстов7 Кейнса в коллекции удалось найти лишь один из них. Мемуары «My early beliefs» находятся в разделе коллекции «Personal Papers» (JMK/PP) под номером 15А (JMK/PP/15A). Также, в поисках других мемуарных заметок, были просмотрены подраздел «Essays in Biography» (JMK/B), где содержатся подготовительные материалы к одноименному сборнику, в который позднее вошли оба мемуарных очерка, и подраздел «Organizations and Clubs» (JMK/OC), где могла бы содержаться информация о Клубе мемуаристов, однако никаких других мемуаров в коллекции Кейнса найти не удалось.
Мемуары «My early beliefs» в точности, лишь с минимальными грамматическими изменениями, повторяют текст, опубликованный в сборнике «Essays and sketches in Biography»8. В архиве находит-
ся не рукопись, а уже отпечатанный на машинке текст, в котором от руки карандашом написано заглавие и место и год публикации мемуаров. В конце текста стоит дата 9 сентября 1938. Отдельно к мемуарному очерку также прилагается синяя папка, в которой, по всей видимости, ранее хранились мемуары. На папке стоит отметка о том, что мемуары были переданы в архив лордом Каном, выпускником Кембриджа.
Никаких других документов, имеющих отношение к Клубу мемуаристов, в коллекции Кейнса обнаружено не было. Местонахождение вторых опубликованных мемуаров «Dr. Melchior» на данный момент не известно.
Мемуары из коллекции «Бумаги Чарльстона»
Архивная коллекция «Бумаги Чарльстона» — The Charleston Papers (GBR/0272/PP/CHA) объединяет в себе творчество и корреспонденцию нескольких участников группы Блумсбери, однако наиболее широко в ней представлены материалы В. Белл, Д. Гранта и Р. Фрая. Общий объем коллекции — 30 картонов, материалы относятся к временному промежутку с 1869 по 1964 гг.
Все мемуарные тексты разного авторства собраны в подразделе «Memoirs» (CHA/3), который составляет 5 конвертов, относящихся к периоду с 1924 по 1947 гг. В этот подраздел входят три мемуарные очерка В. Белл (CHA/3/1) общий объем которых составляют 7 листов и 1 записная книжка, одна фотокопия машинописного текста мемуаров Р. Фрая (CHA/3/2) общим объемом в 67 листов в отдельном конверте и мемуарный очерк Д. Гранта (CHA/3/3), представленный в виде записной книжки, которая содержит 36 листов мемуаров.
Из мемуаров Р. Фрая в данной коллекции находится только отпечатанная на машинке копия мемуаров «L'histoire de Josette» (номер 3/2). Оригинал данного мемуарного очерка хранится в его личной коллекции (см. выше «Мемуары из коллекции Р. Фрая»9). Общий объем мемуаров составляет 67 листов в отдельном конверте, к мемуарам также прилагается одна фотокопия рукописного письма Фрая к Жозетт.
В материалах В. Белл удалось найти только три фрагментарные заготовки для будущих мемуаров, которые, согласно архивной описи, были предназначены для Клуба мемуаристов. Две из них являются отрывочными воспоминаниями о её отце и о её погибшем сыне Джулиане Белле. Очерк об отце под номером 3/1/2 описывает чувства, которые испытывала Белл, разбираясь в бумагах, остав-
шихся после смерти отца. Текст не окончен, не озаглавлен и не датирован. В очерке о Джулиане Белле под номером 3/1/3 В. Белл записывает свои воспоминания о погибшем сыне. Воспоминания были написаны в отдельной записной книжке формата А5, первые 18 страниц заполнены мемуарами, остальные пустые. Воспоминания датированы июлем 1937 г. Третий очерк (номер 3/1/1) представляет собой отрывки из переписки с Дж.М. Кейнсом за период с 1916 по 1921 гг. и небольшое неоконченное вступление для будущих мемуаров о Кейнсе, которые В. Белл, по всей видимости, хотела выстроить на основе их переписки. Сами воспоминания не окончены, не датированы и не озаглавлены.
Мемуарное наследие Д. Гранта представлено в коллекции Королевского колледжа фотокопией рукописи мемуаров о жизни в Париже в 1906-1907 годах и озаглавленных просто «Memoir» (номер 3/3). К данной фотокопии в архиве прилагается две оригинальные чистые тетради, в начале одной из них написано «Paris, 1906», что дает возможность предположить, что тетради предназначались либо для ведения дневника еще в Париже, либо для написания парижских мемуаров. Оригинал данных мемуаров хранится в архивном центре музея Тейт10. Мемуары не датированы, состоят из двух частей, посвященных 1906 и 1907 годам соответственно. Объем первой части мемуаров составляет 24 страницы, объем второй — 12 страниц.
Мемуары из коллекции А. Гарнетт
Некоторые мемуарные материалы В. Белл и Д. Гранта также входят в коллекцию бумаг А. Гарнетт (GBR/0272/PP/AG), немногочисленную и состоящую преимущественно из корреспонденции и материалов других участников группы Блумсбери. Общий объем коллекции — 4 картона, бумаги коллекции относятся к временному промежутку с 1917 по 1980.
Мемуарные тексты В. Белл и Д. Гранта входят в подраздел «Memoirs, drawings and other papers» (AG/2), который состоит из 6 конвертов и охватывает период с 1917 по 1978 гг. В данном подразделе мы находим наброски В. Белл к её мемуарам «Mad Mary» (AG/2/2), которые зачитывались в Клубе мемуаристов и позднее были опубликованы в третьем номере журнала «Charleston magazine»11. Наброски написаны от руки и представлены на двух листах. Предположительное время написания — июнь 1920 г.
Также в этой коллекции находятся два наброска к мемуарам Д. Гранта, которые представляют собой скорее отрывочные пред-
ложения. Оба наброска входят в подраздел «Notes on Vanessa Bell and Bloomsbury by Duncan Grant» (AG/2/5), который состоит из двух листов в отдельном конверте и охватывает временной промежуток с 1960 по 1969 гг. Это оригинальные рукописные наброски. Один из них описывает ощущения после смерти В. Белл, второй касается воспоминаний о группе Блумсбери. Последний, не смотря на свою краткость и отрывочность, представляет интерес для дальнейшего исследования, поскольку, по всей видимости, является последним из серий заметок участников о группе Блумсбери. В нескольких несвязных на первый взгляд предложениях, этот отрывок при последующем изучении может пролить свет на определенные темные пятна в истории группы.
Других материалов, относящихся к Клубу мемуаристов, в коллекции Гарнетт обнаружено не было. Мемуаров самой А. Гарнетт в данной коллекции также найти не удалось, хотя известно, что она являлась участником Клуба мемуаристов в поздний период его существования.
Мемуары из коллекции Ф. Партридж
Последняя коллекция архива, имеющая отношение к Клубу мемуаристов, представлена бумагами Ф. Партридж (The Papers of Frances Catherine Partridge - GBR/0272/PP/FCP). Объем коллекции — 36 картонов и 20 частей, бумаги коллекции относятся к временному промежутку с 1905 по 2004 гг. Мемуары Ф. Партридж находятся в подразделе «Memoirs» (FCP/4), их объем составляет три конверта и они относятся к периоду с 1930 по 1980 гг.
В коллекции Партридж содержится три мемуарных очерка, согласно архивной переписи, все три очерка были написаны для участия в Клубе мемуаристов. Также они были включены в книгу воспоминаний Партридж «Memories»12.
Первые два очерка описывают детские воспоминания. В одном из них (номер 4/1) под названием «On Childhood» Партридж вспоминает свой детский дом и свое окружение. Воспоминания написаны от руки, первая страница утеряна. Сам текст воспоминаний не датирован, однако в архивном описании имеется информация о том, что он был написан в июле 1953 г. и зачитывался в Клубе 23 июля 1953 г. Общий объем воспоминаний составляет 29 листов. Данные воспоминания также были положены в основу первых двух глав книги Партридж «Memories». Второй очерк (номер 4/2) под названием «Odd diary extracts» является компиляцией различных дневнико-
вых записей Партридж, описывающих её детские годы, которые не представляют собой цельного текста воспоминаний. Текст написан от руки, в нем не дано указаний на то, какие именно фрагменты дневников и за какой период использовала Партридж. Однако текст имеет подзаголовок «Odd Diary Extracts from 1927 to 1938. Some printed in Memoirs 1980 Gollancz», из которого можно заключить, что в очерке использовались дневниковые записи с 1927 по 1938 гг.
Третий очерк (номер 4/3) описывает встречу и последующее общение Партридж и её мужа с Хейли Моррисом, известным в то время убийцей, жившем в затворничестве в своем особняке. Очерк отпечатан на машинке, однако в самом тексте имеются исправления от руки. Общий объем текста составляет 22 листа. Заглавие также написано от руки и звучит как «Hayley Morriss. Memoir Club», ниже стоит подзаголовок «1930». Из информации в заглавии можно предположить, что текст писался для Клуба мемуаристов или зачитывался в нем в 1930 г. Позднее данное воспоминание также было включено в книгу Партридж «Memories».
В заключение стоит сказать, что весь описанный здесь корпус текстов является лишь частью творческого наследия такого специфического объединения как Клуб мемуаристов. Еще предстоит изучить архивные материалы таких представителей Клуба как В. Вулф, Л. Вулф, Л. Стрэчи, Д. Гарнетт, К. Белл, Д. Маккарти и М. Маккарти, которые хранятся в различных архивных центрах Великобритании и США. Также необходимо продолжить изучении других мемуарных очерков описанных здесь авторов.
Примечания
1 См. напр. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Филинта, 2002., Михеев М.Ю. Дневник как эго-текст. М.: Водолей, 2007., Алпатов В.М. Об антропоцентрическом и системоцентрическом подходе к языку // Вопросы языкознания. 1993. №3.
2 Rosenbaum S.P. Bloomsbury Group Memoir Club. New York., 2014.
3 Здесь и далее номер коллекции будет представлен следующим образом — напр. GBR/0272/PP/BLM, где GBR является шифром архивов Великобритании, 0272 — шифром архивов Королевского колледжа Кембриджского университета, PP — шифром Современного архива Королевского колледжа, BLM — шифром коллекции.
4 Здесь и далее номер подраздела коллекции будет представлен следующим образом — напр. EMF/11, где EMF — шифр коллекции, 11 — шифр подраздела.
5 Здесь и далее номер единицы хранения будет представлен следующим образом — напр. 11/11/A, где 11 — шифр подраздела коллекции, 11/A — шифр единицы хранения внутри данного подраздела.
Forster E.M. The Hill of Devi. London, 1983. P. 308.
Мемуарные очерки Кейнса «Dr. Melchior» и «My Early Beliefs» впервые были опубликованы отдельным изданием под названием «Two Memoirs» (Kelly/ Hart-Davis. 1949. 106 p.). Позднее эти мемуары переиздавались в составе сборника «Essays and Sketches in Biography» (New York, 1965. и переизд.). Keynes J.M. Essays and sketches in Biography. New York. 1965. Номер коллекции GBR/0272/PP/REF, номер единицы хранения 1/166. Memoir by Duncan Grant of the year 1907, which he spent in Paris as an art student. Ref. no. TGA 8010/9/3. Charleston magazine. 1991. №.3, P.3-15. Partridge F. Memories. Robin Clark Ltd, 1982. 240 p.
6
7
8
9
10
11
12