Научная статья на тему 'ГРОТ - АРХИТЕКТУРНЫЙ КАПРИЗ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ'

ГРОТ - АРХИТЕКТУРНЫЙ КАПРИЗ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ПАРК / ПАВИЛЬОН / ЛАНДШАФТ / ГРОТ / ПЕЩЕРА / ПЕЙЗАЖ / САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гефнер О.А.

Грот - парковое сооружение, воссоздающее образ природной пещеры, является наиболее постоянным архитектурным акцентом садово-парковых композиций на протяжении многих веков. В процессе исторического развития в соответствии с правящим стилем изменялся образ сада, его назначение и насыщение архитектурными объектами. Однако, ландшафтный павильон грот, появившись во времена Античности, с легкостью «поселялся» в садах Возрождения и барокко, в парках эпохи классицизма, эклектики, модерна и даже постмодернизма, виртуозно меняя свое архитектурное «обличие». Данная статья - это попытка разгадать секрет завидного «долголетия» паркового павильона грот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROTTO - AN ARCHITECTURAL WHIM IN LANDSCAPE ART

The grotto - park structure, recreating the image of a natural cave, is the most permanent architectural accent of garden and park compositions for many centuries. In the process of historical development, in accordance with the ruling style, the image of the garden, its purpose and saturation with architectural objects changed. However, the grotto landscape pavilion, having appeared during Antiquity, easily "settled" in Renaissance and Baroque gardens, in parks of the Classical, eclectic, modern and even postmodernism eras, masterfully changing its architectural "appearance". This article is an attempt to unravel the secret of the enviable "longevity" of the Grotto park pavilion.

Текст научной работы на тему «ГРОТ - АРХИТЕКТУРНЫЙ КАПРИЗ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ»

Грот - архитектурный каприз в садово-парковом искусстве

Гефнер Ольга Александровна

доцент кафедра истории и теории архитектуры, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, о-hefner.box@mail.ru

Грот - парковое сооружение, воссоздающее образ природной пещеры, является наиболее постоянным архитектурным акцентом садово-парковых композиций на протяжении многих веков. В процессе исторического развития в соответствии с правящим стилем изменялся образ сада, его назначение и насыщение архитектурными объектами. Однако, ландшафтный павильон грот, появившись во времена Античности, с легкостью «поселялся» в садах Возрождения и барокко, в парках эпохи классицизма, эклектики, модерна и даже постмодернизма, виртуозно меняя свое архитектурное «обличие». Данная статья - это попытка разгадать секрет завидного «долголетия» паркового павильона грот.

Ключевые слова: архитектура, парк, павильон, ландшафт, грот, пещера, пейзаж, садово-парковое искусство.

Исторически пещера или грот для первобытного человека -первое жилое пристанище, архитектором которого является сама природа. Очевидная функциональность и мистическая окраска природного сооружения, благодаря «подземному» расположению, вызывали особый интерес у зодчих Древнего мира и Античности.

В Древней Греции первые садово-парковые объекты «нимфеи» (святилище) - богопочитаемые места с водным источником в центре - часто устраивались вблизи гротов и пещер природных или рукотворных. Ниша - естественная форма пещеры - становится прообразом апсиды в храмовых сооружениях, а грот, участвуя в садово-парковых композициях, воплощается в архитектурных формах, не теряя при этом природной сути. Пример такого воплощения можно увидеть в древнеримской вилле «Тибуртина», в ландшафтном ансамбле «Канопа», который император Адриан посвятил погибшему в Египте фавориту Антиною. Композиционным завершением бассейна Канопа является апсида, расположенная в склоне естественного перепада рельефа и когда-то пронизанная падающими струями воды, символизирующая и египетский храм Серапис и грот одновременно (рис. 1).

со см о см

О Ш

т

X

Рис. 1. Древний Рим. Вилла «Тибуртина». «Каноп». https://a-a-ah-

ru.s3.amazonaws.com/upbads/items/109983/133727/large_59d3fb98a81 89672409032.jpg

Союз архитектуры и природы особенно явно прозвучал в гроте Буонталенти в садах Боболи в эпоху Возрождения. Природные мотивы «встраиваются» в симметричный фасад входа в грот, оставляя главенствующую роль архитектуре (рис.4). Но когда попадаешь в интерьер, перевес сил явно становится в пользу природного воплощения. Скульптуры знаменитых четырех рабов Микеланджело, как будто вырывающиеся из скал, расположены по углам внутреннего пространства грота, тем самым придавая архитектурность и порядок природному хаосу. Настенную живопись и скульптуры обрамляют пещерные «жители» - раковины, сталактиты, камни (рис.3).

<

т о х

X

Рис. 2. Флоренция. Сады Боболи. Грот Буонталенти. https://landscape.totalarch.com/files/gardens/boboli/013.jpg

Рис.4. Кусково. Грот.

https://thumbs.dreamstime.com-kuskovo-84255919.jpg

Рис. 3. Флоренция. Сады Боболи. Грот Буонталенти. Интерьер. https://live.staticflickr.com/214/466973831_535a025d45_b.jpg

Стиль барокко внес свои коррективы в образ паркового павильона. Роскошная помпезная архитектура захватила лидерство, оставив небольшой шанс природным материалам про-участвовать в основном в интерьере грота. Так в усадьбе Кусково на берегу Итальянского пруда по проекту крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, был построен павильон Грот, олицетворяющий союз стихий камня и воды. Скульптурная композиция на вершине большого купола в виде фонтана со струей воды, взмывающей вверх, а также ребра купола из волнообразной черепицы, имитирующие струи воды из этого фонтана отражали идею синтеза стихий снаружи (рис.4). Для отделки интерьеров Грота Шереметев пригласил «гротических дел» мастера Иоганна Фохта. Природные материалы - стекло, мох, туф, а также более 20 видов ракушек, которые были привезены из Красного, Японского, Средиземного и других морей, создали именно декор интерьера Грота, подчиняясь объемно-пространственному решению архитектурного замысла (рис.5). В результате экзотический интерьер, напоминающий подводное царство, контрастировал с внешним архитектурным образом павильона и производил эффект неожиданности («ахах»), что являлось характерной особенностью стиля барокко в садово-парковом искусстве.

Рис. 5. Кусково. Грот. Фрагмент интерьера. https://ic.pics.livejournal.com/archistorik/72633956/617515/617515_origin

al.jpg

С наступлением эпохи классицизма в садово-парковом искусстве регулярные композиции ландшафтных объектов уступают место пейзажным. В это время романтичных и сентиментальных настроений, создаваемых в парках, павильон грот практически теряет свой архитектурный образ и возвращает изначально природный облик пещер, в отличие от другой парковой архитектуры, напоминающей античные храмы. Для усиления эмоционального фона композиция парка развивается в соответствии с определенным сценарием, в котором павильон грот наделен мистической историей или мифологическим сюжетом. Например, посещение английского парка Стоурхед идет по строго определенному маршруту, философскому пути в соответствии с сюжетом поэмы Виргилия «Энеида». Грот занимает ключевое место в литературной канве парка и вовсе не является архитектурным акцентом ландшафтной композиции, так как его образ сродни природной пещере, затерянной в пейзажном парке. Хозяин и автор парка Хоар сознательно создает незаметный легкий вход в грот и более сложный выход по узкой извилистой лестнице, проводя параллель с Аверном -преддверием ада, куда стремится герой поэмы Эней на встречу с умершим отцом. Грот, посвященный реке Стоур, состоит из трех сводчатых помещений с нимфой и бородатым богом реки (рис.6). Живописный проем в стене грота обрамляет великолепный пейзаж противоположного берега и превращает грот в прекрасную видовую точку (рис.7).

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

Сл>

Рис. 7. Англия. Стоурхед.

https://www.royal-oak.org/wp-content/uploads/2014/08/DarkStourhead-lowres-Autumn-2013-_National-Trust-17.jpg

fO CN О

сч in

О Ш

m

X

<

m о х

X

сталагмитами и подземным озером, по которому плавает золотой челн из ракушек (рис.9). Король мечтал о постановке оперы Вагнера «Тангейзер» в сказочных декорациях грота, который был оборудован всевозможными техническими новшествами. В Гроте Венеры электрический генератор фирмы Siemens с помощью вращающихся стеклянных пластинок создавал эффекты цвето-музыки, а паровой двигатель мог не только прогревать холодную пещеру, но и вызывать колебание волн в подземном озере.

Рис. 6. Англия. Стоурхед. Грот.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/20/Sleeping_Statue.jpg

Рис. 9. Германия. Линдерхоф. Грот Венеры. Интерьер. https://zhitanska.com/wp-cbntent/uplbads/2021/04/Linderhbf-22.jpg

Павильон грот появляется и в садах постмодернизма в характерном для этого стиля формате ироничного цитирования приемов из истории садово-паркового искусства. Поэтому в парке Андре Ситроена в Париже семь бетонных параллелепипедов, поставленных по одной оси на одинаковом расстоянии друг от друга по традиции французских регулярных садов, символизируют именно гроты-нимфеи (рис.10). Но где же здесь традиционный союз природы и архитектуры? Вероятно, в парке Андре Ситроена грот-нимфей - это не отдельные бетонные павильоны, а объемно-пространственная композиция, включающая еще и водные объекты в виде каналов, расположенных на разных уровнях с двух сторон от минималистичных сооружений с разными проемами, лестницами, балконами. Фонтаны «разрушают» гладь поднятого над землей канала, в завершении которого устроен водопад и «акустический садик» (рис.11).

дай™ Щ -

_

Рис.8. Германия. Линдерхоф. Грот Венеры. Вход. https://www. mif-medyza. m/wp-cbntent/upbads/2016/12/01-121jpg

В садах периода эклектики, использующих приемы ландшафтной архитектуры предыдущих стилей наряду с техническими новшествами, павильон грот также занимает достойное место. Наиболее известный Грот Венеры был сооружен в огромном парке замка баварского короля Людвига II Линдерхоф. Внешне грот напоминает вход в естественную пещеру, но интерьер поражает своей грандиозностью (рис.8). Сказочный король Людвиг II создал домашний театр одного зрителя в рукотворной карстовой пещере со сталактитами,

Рис. 10.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d1/Parc_Andr%C3%A 9_Citro%C3%ABn_%40_Paris_%2829585530365%29.jpg

Рис. 11.

https://Lpinimg.com/474x/81/e1/65/81e165eb9a4b6be03f51ce0fcfd927d2--france-landscape-the-architect.jpg

Так, «прогуливаясь» по садам разных эпох и стилей, невольно удивляешься тому, с какой легкостью павильон грот «поселяется» в любом ландшафтном пространстве. Каковы же причины такой востребованности и «долголетия»? Сам факт того, что архитектурный образ павильона грот заимствован у природы, позволяет органично «вписать» подобные сооружения именно в ландшафтные объекты. Кроме этого, павильон создается на основе мирного «союза» архитектуры и природы, при котором «союзники» с легкостью попеременно уступают «лидерство» друг другу в зависимости от требований правящего стиля. Мистическое пространство подземного царства пещеры, созданной самой природой, перетекает в рукотворный павильон грот, что делает его особо привлекательным. «Легкий характер» павильона позволяет не претендовать всякий раз на статус композиционного центра, а наоборот, вызывает желание спрятаться в зарослях парка, что существенно облегчает задачу ландшафтного архитектора. Все эти и многие другие достоинства павильона грот вполне объясняют его игривое «шествие» по садам и паркам разных эпох и стилей.

Grotto - an architectural whim in landscape art Gefner O.A.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering JEL classification: L61, L74, R53

The grotto - park structure, recreating the image of a natural cave, is the most permanent architectural accent of garden and park compositions for many centuries. In the process of historical development, in accordance with the ruling style, the image of the garden, its purpose and saturation with architectural objects changed. However, the grotto landscape pavilion, having appeared during Antiquity, easily "settled" in Renaissance and Baroque gardens, in parks of the Classical, eclectic, modern and even postmodernism eras, masterfully changing its architectural "appearance". This article is an attempt to unravel the secret of the enviable "longevity" of the Grotto park pavilion. Keywords: architecture, park, pavilion, landscape, grotto, cave, landscape, landscape

art. References

1. Mikhailovsky I.B. Architectural forms of antiquity. - M.: Architecture-S, 2004. - 240

p.

2. Musatov A.A. Architecture of ancient Greece and ancient Rome. - M .: Architecture-

S,2006

3. Sokolskaya O.B. History of landscape gardening art: Textbook for universities. -

Moscow: Ed. INFRA-M, 2004

4. Ozhegov S.S. History of landscape architecture. Brief essay. - M. 1993. - 300 p.

5. Gorokhov V.A., Lunts L.B. Peace parks. - M.: Stroyizdat, 1985

Литература

1. Михайловский И.Б. Архитектурные формы античности. - М.: Архитектура-С, 2004. - 240 с.

2. Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима. - М.: Архитектура-С, 2006

3. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства: Учебник для вузов. - Москва: Изд. ИНФРА-М, 2004 г.

4. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Краткий очерк.- М. 1993.- 300 с

5. Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. - М.:Стройиз-дат,1985 г.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.