УДК 72
doi: 10.55287/22275398 2022 3 115
ИЗЯЩНЫЙ ОБРАЗ ХРАМА ВЕСТЫ В ПЕЙЗАЖНЫХ САДАХ1 О. А. Гефнер
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Античная архитектура Древней Греции и Древнего Рима не перестает восхищать идеальными пропорциями, передающими гармонию Античного мира, и продолжает вдохновлять творцов на новые архитектурные подвиги. Возможно, в сравнении с всемирно известными архитектурными шедеврами Парфеноном или Колизеем, храм Весты в Тиволи, которому посвящена эта статья, не столь грандиозен. Но именно образ храма Весты органично вписался в знаменитые пейзажные парки, создав неповторимые живописные картины садов с тонким ненавязчивым архитектурным акцентом.
Ключевые слова
архитектура, пейзажный парк, павильон, ландшафт, храм Весты, ротонда, круглый периптер
Дата поступления в редакцию
12.11.2022
Дата принятия к печати
15.11.2022
Ш
ОС
о
I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
а) б)
Рис. 1. Храм Весты в Тиволи. I в. до н. э. а)—разрез, план, деталь, б) — фасад
1 Статьи VII Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры», посвященной 190-летию со дня основания Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (ЛИСИ — СПбГАСУ), 2015
X
га ^
га и
X
г
*
га т
Ш С
Л н и и ш
го Е го а х т га
^ £
ш ю
I °
е '5
ш л
|_ I
< I
■ т
О 5
Храм Весты—круглый периптер — был построен в I веке до нашей эры в городе Тибур (Тиволи). Восемнадцать изящных коринфских колонн окружали целлу—круглый в плане объем—место, где проводились обряды. Поскольку Веста была богиней домашнего очага, в храме поддерживался священный огонь, а в центре перекрытия существовал проем для выхода дыма.
Впечатление от изысканной архитектуры храма усиливает его расположение. Храм Весты возвышается на краю живописной скалы, а его основание словно является продолжением каменного склона. Завораживающую картину завершали четыре водопада реки Аньене, создававщие контраст со спокойными гармоничными формами храма Весты, имеющего несколько вытянутые пропорции в расчете восприятия храма издалека снизу. Возможно, такая искусная постановка храма Весты в неповторимый ландшафт привлекала и вдохновляла художников на создание знаменитых пейзажей, в которых доминирует античный храм. В XVIII в. Храм Весты изображали Джузеппе Вази и Джованни Баттиста Пиранези в своих офортах, романтичные пейзажи с водопадом и храмом в Тиволи писали живописцы: Юбер Робер, Гаспар ван Виттель (Ванвителли), Гаспар Дюге, Адам Эльсхаймер, Х. В. Дитрих и многие другие.
Т*'
Ч"
*
V
Рис. 2. «Водопады Тиволи». Робер Юбер. Дитрих Христиан Вильгельм Эрнст2
Рис. 3. «Водопад в Тиволи» 1745 г.3
https://gaUerix.ru/fuIlpic/74a512f92be74648343f8ee848282382/
https://i.pinimg.com/originals/f6/85/82/f68582914519f3241affc6c814147931.jpg
2
Вглядываясь в эти картины, нетрудно заметить, что живописцы любовались храмом Весты с разных сторон, уделяя особое внимание прекрасной природе, а античная архитектура, не теряя достоинства, гармонично завершала пейзаж. Эту необыкновенную вариативность видов мог обеспечить именно круглый периптер, который, благодаря своей форме, предполагает круговой обзор и не диктует определенный ракурс.
Известно, что в числе других причин пейзажная живопись художников XVIII века, выезжающих на пленер в прекрасную Италию, повлияла на становление нового пейзажного стиля в садово-парковом искусстве. Ландшафтные архитекторы, восхищаясь картинами с итальянской природой и античной архитектурой, стремились воссоздать изображенный художниками сюжет в пейзажных парках. А полотна художников с водопадами в Тиволи и храмом Весты, вероятно, указали на «фотогеничность» круглого периптера в природной среде и «обрекли» его на возрождение во многих парках в разных странах в статусе храма—садового павильона, являющегося более или менее точной репликой античного образца.
Один из образов храма Весты был воплощен в парке Стоу в Англии в храме Античной добродетели, олицетворяющем идеальную гармонию древних времен. Его интерьер украшали статуи античных философов: Сократа, Гомера, Ликурга и Эпаминондаса, представляющих философию, поэзию, закон и военный гений. Наиболее именитые представители английской аристократии в храме Античной добродетели придавались философским разговорам. Круглый периптер не только поддерживает античную тематику заветного места парка Елисейских полей, но и является архитектурной доминантой прекрасного пейзажа.
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
Рис. 4. Парк Стоу4
Рис. 5. Храм Античной добродетели5
X
га ^
га и
X
г
*
га т
Ш С
В 1781 - 1784 годах в России в Павловском парке в излучине реки Славянки по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона был построен Храм Дружбы—парковый павильон в виде круглого периптера. Образ античного храма Весты был взят за основу, но гениальный Камерон, перекрыв все сооружение единым куполом, создал неповторимый архитектурный шедевр. «Любовь, почте-
4 https://2.bp.blogspot.com/-5UCwdyDW5FM/WOPZn9XkTRI/AAAAAAAAWd4/_ItUKzd9e9URjEK7QEdTArP_LkdnAEmuQCLcB/ 81600/28.]рд
5 https://i.pinimg.com/originals/9d/62/e8/9d62e8d5410f00a3e042e9aed2a904b6.jpg
.а н
и и ш
ГО
га а х т го
^ £ ш ю
I °
е '5
ш л
|_ I
< I
■ т
О ^
ние и благодарность посвятили»—позолоченная надпись над входом и статуя Екатерины II в образе Цереры, древнеримской богини мудрости, плодородия и материнства, подчеркивали посвящение храма императрице в качестве символического дара великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны за подаренные им земли усадьбы Павловское. Исключительное расположение храма Дружбы в долине реки Славянки формирует многочисленные пейзажные картины с прекрасной архитектурной доминантой. Русло реки живописно огибает павильон так, что его отражение в спокойной воде Славянки видно отовсюду.
Рис. 6. Павловский парк6 Рис. 7. Павильон «Храм Дружбы». Ч. Камерон7
Но не только изначальная архитектура храма Весты являлась прототипом для создания парковых павильонов, его полуразрушенный образ на живописных полотнах и в парках в виде руин вносил особое романтичное настроение. Именно таким настроением был наполнен парк Эрменонвиль во Франции, созданный Л. -Р. Жирарденом, в котором воплотился в жизнь сад-мечта Жан Жака Руссо из его романа «Юлия, или Новая Элоиза». Поэтому кажущаяся недостроенность Храма философии в Эрменонвиле, архитектура которого напоминает именно полуразрушенный храм Весты в Тиволи, вносит не только романтизм, но и призвана напомнить о бесконечности и незавершенности мысли философской. Каждая колонна тосканского ордера Храма философии носит имя определенного великого человека и символизирует его вклад в развитие цивилизации. Первая колонна посвящена Декарту—"МНптеЬштапе" («Нет в вещах пустого»), вторая—Ньютону—"Ьисет" («Свет»), третья— Пенну—"Нитапйа1ет" («Человечество»), четвертая—Монтескье—"УшШат" («Правосудие»), пятая — Вольтеру—"Шёки1ит" («Смешное»), шестая—Руссо—"КаШтат" («Природа»). На месте отсутствующей седьмой колонны виднеется надпись: '^шзЬосрейае!?" («Кто завершит?»).
6 Ьйр8://рге8еп15.сот/рге8еп1а1юп/326029108_446607752/1таде-47.]рд
7 Ьйр8://рЬо1осеп1га.ш/1таде8/тат105/1052983_тат.]рд
«у
Помимо воплощения философской идеи парка Храм философии является прекрасным архитек- ^ турным акцентом романтичных пейзажей Эрменонвиля, располагаясь на высоком берегу реки в окружении естественных зеленых зарослей. щ
I-
Частое использование образа античного храма Весты в пейзажных парках стало возможным, благодаря архитектурной форме круглого периптера, которая одинаково прекрасна с разных углов ^ зрения. Именно эта особенность формы привлекательна для создания множества красивых пейзажных видов с одной и той же архитектурной доминантой, что значительно облегчает работу ландшафтного архитектора. Однако, такое «уважительное» отношение круглого периптера к окружающему антуражу, вовсе не умаляет архитектурных достоинств античного храма.
Библиографический список II
га
1. Михайловский И. Б. Архитектурные формы античности. — М.: Архитектура-С, 2004. — 240 с. °
X
I
*
га т
Ш С
2. Мусатов А. А. Архитектура античной Греции и античного Рима. — Москва : Архитектура-С,
3. Сокольская О. Б. История садово-паркового искусства. М.: ИНФРА-М, 2004 г.
4. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры. Краткий очерк. — М. 1993. — 300 с.
2
5. Горохов, В. А. Парки мира / В. А. Горохов, Л. Б. Лунц. — М.: Стройиздат, 1985 г. н
ф
6. Иванова О. А. Павловский парк.—Л., 1956. М
го
7. Третьяков Н., Третьякова М., Иванова Е. Императорский Павловск. Дворец и парк. 2003 г. . ^
а
--го
& £
8 https://www.alamy.com/stock-photo/ermenonvffle-france.html?Ыackwhite=1 ш д
А >5
9 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/85/ErmenonvШe_%2860%29%2C_parc_Jean-Jacques_Rousseau%2C_Petit_ щ ^
%C3%A9tang_et_Temple_de_la_philosophie_moderne.jpg ^
8. Ожерельева, О. Эрменонвиль — сбывшиеся грезы Руссо / О. Ожерельева // Ландшафтный дизайн. — 2003. — № 4. — С. 78 - 83.
AN ELEGANT IMAGE OF THE TEMPLE OF VESTA IN LANDSCAPE GARDENS O. A. Gefner
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg
Abstract
The ancient architecture of Ancient Greece and Ancient Rome never ceases to delight with its ideal proportions, conveying the harmony of the Ancient world, and continues to inspire creators to new architectural feats. Perhaps, in comparison with the world-famous architectural masterpieces of the Parthenon or the Colosseum, the temple of Vesta in Tivoli, to which this article is dedicated, is not so grandiose. But it was the image of the temple of Vesta that organically fit into the famous landscape parks, creating unique picturesque pictures of gardens with a subtle unobtrusive architectural accent.
The Keywords
architecture, landscape park, pavilion, landscape, temple of Vesta, rotunda, round peripter
Date of receipt in edition
12.11.2022
Date of acceptance for printing
15.11.2022
Ссылка для цитирования:
О. А. Гефнер. Изящный образ храма Весты в пейзажных садах. — Системные технологии. — 2022. — № 3 (44). — С. 115 - 120.