Научная статья на тему 'Ландшафтная композиция и художественные перспективы в проекте поместья Во-ле-Виконт (Франция, архитектор Андре Ле Нотр)'

Ландшафтная композиция и художественные перспективы в проекте поместья Во-ле-Виконт (Франция, архитектор Андре Ле Нотр) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
490
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО / ПЕРСПЕКТИВА / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ / LANDSCAPE ARCHITECTURE / COMPOSITION / SPACE / PERSPECTIVE / SPACE-PLANNING STRUCTURE / GEOMETRIC SYMBOLS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бунакова Марина Николаевна, Шошинова Ирина Борисовна

Приведены примеры творческого метода французского ландшафтного архитектора — королевского садовника Андре Ле Нотра, создателя великолепного садово-паркового комплекса Во-ле-Виконт. Описаны закономерности формирования французских регулярных садов на примере парка и поместья Во-ле-Виконт (Франция). Изучение объемно-пространственной структуры объекта приоткрывает некоторые тайны работы Ле Нотра с точки зрения чисел, знаков и символики, зашифрованных в геометрических архитектурных формах и пространствах комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Landscape arrangement and art perspectives in the project of chateau de Vaux-Le-Viconte (France, architect André Le Nôtre)

Examples of the creative method of the French landscape architect, the royal gardener Andre Le Notre, the creator of the magnificent landscape complex Vaux-le-Viconte, are presented. The regularities of the formation of French regular gardens are described on the example of the park and the estate of Vaux-le-Viconte (France). The study of the three-dimensional structure of the object reveals some secrets of the work of Le Notre in terms of numbers, signs and symbols, encrypted in the geometric architectural forms and spaces of the complex.

Текст научной работы на тему «Ландшафтная композиция и художественные перспективы в проекте поместья Во-ле-Виконт (Франция, архитектор Андре Ле Нотр)»

ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 3. С. 55-60. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018

Ландшафтная композиция... Исследование исторических объектов ландшафтной архитектуры

УДК 712.653 DOI: 10.18698/2542-1468-2018-3-55-60

ЛАНДШАФТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПРОЕКТЕ ПОМЕСТЬЯ ВО-ЛЕ-ВИКОНТ (ФРАНЦИЯ, АРХИТЕКТОР АНДРЕ ЛЕ НОТР)

М.Н. Бунакова, И.Б. Шошинова

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (ГУЗ), 105064, Москва, ул. Казакова, д. 15 marina-bunakova@yandex.ru

Приведены примеры творческого метода французского ландшафтного архитектора — королевского садовника Андре Ле Нотра, создателя великолепного садово-паркового комплекса Во-ле-Виконт. Описаны закономерности формирования французских регулярных садов на примере парка и поместья Во-ле-Виконт (Франция). Изучение объемно-пространственной структуры объекта приоткрывает некоторые тайны работы Ле Нотра с точки зрения чисел, знаков и символики, зашифрованных в геометрических архитектурных формах и пространствах комплекса.

Ключевые слова: ландшафтная архитектура, композиция, пространство, перспектива, объемно-планировочная структура, геометрические символы

Ссылка для цитирования: Бунакова М.Н., Шошинова И.Б. Ландшафтная композиция и художественные перспективы в проекте поместья Во-ле-Виконт (Франция, архитектор Андре Ле Нотр) // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 3. С. 55-60. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-3-55-60

Это место такой изумительной красоты, которую невозможно вообразить, не увидев лично — писала Мадлен де Скюдери [1]. С этим утверждением знаменитой писательницы XVII в. нельзя не согласиться. Волей одного человека — Николя Фуке, генерального контролера государственных финансов и личного секретаря кардинала Мазарини, за пять лет возник уникальный дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт [1]. Фуке мечтал «нравится и сиять», говорит о нем Эрик Орсенна [2, перевод М. Бунаковой].

Вокруг Фуке образовался круг просвещенных людей, которому не было равных. Это были ученые, писатели, художники: романист, драматург и поэт Поль Скаррон (1610-1660), уже упоминавшаяся писательница Мадлен де Скюдери (1607-1701), Жан-Батист Мольер, Шарль Перро, Лафонтен и др. Все они собирались в поместье Фуке, как до этого собирались в гостиной маркизы Де Рамбуйе. В гостиную маркизы приходили разговаривать, учиться, смеяться, обретать друзей; приходили за свободой. Николя Фуке, щедрый и обаятельный, сумел создать похожий круг. Но ему было мало сиять только в этом кругу. И тогда у него родилась идея построить поместье с большим парком в местечке Во недалеко от Парижа, где он хотел бы возвеличиться. Воплощение этой идеи не принесло успеха контролеру государственных финансов Ни-коля Фуке, но обернулось удачей для архитектора и королевского садовника Андре Ле Нотра.

Цель работы

Целью работы является композиционный анализ и философия ландшафтного памятника Во-ле-Виконт, Франция.

Проект поместья в Во

По мере того как Фуке умножал свое состояние, он расширял поместье в Во, площадь которого к 1656 г. составляла около 6000 га. Осушая болота, здесь стали рыть длинный канал, чтобы питать будущие водоемы и фонтаны. Воды р. Анкёй заключили в трубы, а в верхней части садов вырыли резервуар для воды вместимостью свыше 2000 м3. Задумав проект своей загородной резиденции, Фуке доверил воплощение его трем талантливым художникам: первому королевскому архитектору Луи Ле Во (Louis Le Vauc, 1653-1670), живописцу-декоратору, теоретику искусства и главе французской художественной школы Шарлю Ле Брену (Charles Le Brun, 16191690), который обучался вместе с Ле Нотром в мастерской Симона Вуэ, и, конечно же, садоводу, строителю парков Андре Ле Нотру. Шарль Ле Брен не забыл Ле Нотра. «Я нашел богатого заказчика. Он уже купил 500 гектаров земли. Ле Во построит замок, я отвечаю за живопись и скульптуру. Тебя ждут сады: землю только начали шевелить, писал Ле Брен своему другу детства Ле Нотру. — Дверь в судьбу открывает дружба!» [2, перевод М. Бунаковой].

Строительство дворца

Руководство строительством Фуке возложил на Ле Нотра, который разработал очень простой и вместе с тем небывалый доселе проект организации огромного пространства вокруг дворца. Пространство парка по проекту Ле Нотра нанизывалось на центральную композиционную ось перспективы парка и подчинялось ей.

В 1656 г. начались работы в поместье Во. Ле Во и Ле Брен занимались проектированием здания, интерьеров и декора дворца.

Дворец возвели на искусственном острове, приподнятом над окружающим ландшафтом, и с трех сторон опоясали широкими, заполненными водой рвами, как старинные замки. В плане дворец представляет собой прямоугольник, по четырем углам которого расставлены прямоугольные павильоны. Центр композиции плана — овальная гостиная, выходящая в сад. Рисунок плана напоминает «распластавшуюся бабочку» [1]. Над порталом дворца высится треугольный фронтон, скаты которого украшены скульптурами возлежащих божеств — Аполлона и Реи, скульптурой ангела. Перед дворцом раскинулся «большой, красивый и вместительный курдонер» [2].

Курдонер (почетный двор) состоит из двух частей. От въездных ворот расстилаются зеленые ковры-газоны, перерезанные по центру аллеи, выходящей к широкому рву. Через ров перекинут узкий мостик, по которому можно попасть на остров, где стоит дворец, и пройти во вторую, меньшую, половину почетного двора — на острове. Этот почетный двор почти полностью занят парадной лестницей. «Когда посетители находятся в переднем дворе, то видят перед собой дворцовый фасад, который является вершиной архитектуры. Величественный вид придает зданию крыльцо, занимающее всю ширину второго двора. Но перед тем, как ступить на это крыльцо, проходят мимо рвов, хороших и больших, с прозрачной и живой проточной водой, а затем проходят по мосту и вступают во второй двор» — говорится в романе де Скюдери «Клелия» [1].

Всегда замкнутый мир замка-дворца здесь приобретает открытый, приветливый характер, а «внешние пространства, благодаря стараниям архитектора, становятся «открытыми комнатами» [3]. Курдонер огорожен решетками, ритм которым задают большие каменные гермы: на монументальных пилонах покоятся бюсты античных богов. «Отсюда, от входных ворот, видимый со всех сторон, дворец Фуке громогласно о себе заявляет, заявляет не только как центр ансамбля, но и как центр мироздания» [1].

Великолепный дворец был построен необычайно быстро — за пять лет. Овальную гостиную дворца венчал массивный купол. Очертания высоких крыш боковых крыльев повторялись в павильонах, примыкающих с обеих сторон к основному зданию. Таким образом, Ле Во задал архитектуре четкую ритмическую схему. Центром архитектурной композиции дворцового фасада стал купол с высоким арочным фонарем. Именно на него ориентировался Ле Нотр, прокладывая центральную перспективную ось садового ансамбля.

Вдоль этой оси на слегка наклонной равнине архитектор проложил широкую центральную аллею, ведущую к каналу. Если смотреть на эту аллею со стороны дворца, то кажется, что она уходит вдаль к самому горизонту [1].

Ландшафтная композиция поместья Во

Буно Зеви в книге «Архитектура как пространство» отмечает, что «главными чертами пространства остаются вертикальные и горизонтальные линии дизайна, вечные и неизменные спутники нашей жизни» (цит. по [3], с. 382). Панорамы садов и планировочная структура поместья Во задумывались и создавались одновременно. Проект садов на склоне долины р. Анкёй приняли таким, каким его предложил Ле Нотр. Фасад замка расположен на участке с небольшим уклоном. На этом участке сады спускаются террасами до большого канала, устроенного в устье реки. Перед тем как приступить к работам над проектом, Ле Нотр тщательно изучил особенности рельефа местности: угол и степень уклона почвы, очертание и силуэт земли в этих местах, глубину канала, местоположение дворца, противоположный склон за каналом и другие характеристики рельефа.

В ландшафтной композиции поместья Во учитывались особенности природных факторов и сложность рельефов местности: «Хорошие архитекторы, составляя проекты, всегда считаются с тем влиянием, которое оказывает перспектива на очертание рельефов» (рис. 1) [4].

Разработанная Ле Нотром пространственная структура местности имения Фуке в Во демонстрирует новый этап развития садово-паркового искусства, а также сложность и глубину проекта имения Во-ле-Виконт.

Проект садов поместья был рассчитан по законам математики. Но сначала Ле Нотр измерил на глаз расстояния и площади проектируемых поверхностей почвы и, опираясь на свою интуицию художника и архитектора, все продумал. При этом он «не только использовал конструкцию различных геометрических форм, но отдавал важную роль значению их символики» [4]. Спроектированные Ле Нотром сады протяженностью 2,5 км занимают территорию около 100 га, что визуально увеличивает пространство. Сады как бы продляются в бесконечной перспективе, что визуально увеличивает пространство, и открываются зрителю как ряд живописных сцен.

Перспектива центра парка открыта на лес, причем канал поначалу скрыт от глаз зрителя. Центральная пространственная ось вместе с рельефом местности направлена ввысь к горизонту. Именно этот композиционный прием является основой концепции реализации художественного образа садов поместья.

Расположение главных композиционных узлов проекта садов на центральной пространственной оси — это идея Ле Нотра, которая впервые во Франции воплотилась именно здесь, в поместье Во [5]. Композиционная ось центра садов проходит по аллее, которая как бы разрезает надвое все шесть террас. Ширина каждой террасы изменяется пропорционально длине. Партеры окружены гра-фичными силуэтами высоких деревьев и живописных кустарников. Бродери, аллеи, широкий газон и водные зеркала террас благодаря математическому расчету панорамы визуально завершаются портиками гротов, которые окружены широкими лестницами и рампами пологого склона.

Дворец и небольшие регулярные сады вокруг — центр ландшафтной композиции, сердце ансамбля. Центральную часть завершают две полукруглые площади, от которых тремя лучами отходят аллеи парка. Планировка композиции симметрична, как принято во всех регулярных садах. Лесопарковая зона находится на периферии парка. В основе композиции садов лежит принцип симметрии — соразмерности частей целого объекта. Симметрию считали Божественным принципом мироустройства. Поэтому планировочные системы садов Средневековья, итальянские сады эпохи Возрождения, французские регулярные сады построены по данному принципу. Можно сказать, что симметрия — это ключ, который открывает смысл планировочных структур в архитектуре (рис. 2).

Рельеф местности в имении Во довольно однообразен. Главной задачей архитекторов являлось использование малейших уклонов рельефа и придание им смыслового контекста в архитектурном проекте. Зеленые насаждения рядом с дворцом Ле Нотр объединил в общую зеленую массу с четкими контурами. Он создал так называемые кулисы для ансамбля парка и его дворца. Строгость картины нарушалась только лишь скульптурами и живописными силуэтами деревьев, выбивающимися из общей массы зелени. [6].

Эффекты перспективы в садах Во дополнены эффектами водных зеркал. Ле Нотр разместил на окраине в конце партеров широкий квадратный бассейн, высота которого была рассчитана по оптическим законам Декарта. По своим расчетам и своему сценарию Ле Нотр создал иллюзию для зрителей, которые должны были удивляться и восхищаться. Люди, выходящие из замка, видели вдали гроты, которые словно стояли прямо на водной глади бассейна и пили из него воду. А когда гуляющие вдоль канала подходили к квадратному бассейну и, оборачиваясь, смотрели на замок, то видели, что фасад замка полностью отражается в бассейне и вписывается в его зеркало, как картина в раму.

Рис. 1. Генеральный план поместья Во-ле-Виконт,

архитектор Ле Нотр (интернет ресурс Totalarch) Fig. 1. General plan of the estate Vaux-le-Viconte, architect Le Notre (Internet resource Totalarch)

Рис. 2. Центральная аллея Во-ле-Виконт. Современное состояние (в марте 2018 г. отмечалось 50 лет музею-памятнику Во-ле-Виконт) Fig. 2. The Chateau of Vaux-le-Viconte. The current state (in March 2018 50 years' anniversary of the museummonument Vaux-le-Viconte was celebrated)

Каскады и гроты напротив дворца — эффектный мазок мастера, который завершает картину «удивлений» для зрителей. Как ландшафтный архитектор, Ле Нотр ввел некоторые новшества: максимально открыл пространство сада от дворца к периферии, все фонтаны и видовые картины связал в единое архитектурное целое. Лежащие за главным партером рощи он аллеями прорезал так, что перспективы их продолжились далеко за пределами парка. Основная мысль Ле Нотра была таковой: «...середина партера перед дворцом опущена и невысокими террасами поднимается в обе стороны. За этим партером следует более низкая терраса с фонтанами. За ней расположен пруд, за которым возвышаются эффектные гроты, поддерживаемые рустованными кариатидами. Выше гротов расположен полукруглый пруд с большим фонтаном, а за ним — полукруглый зеленый партер, спускающийся ниже» [6].

Геометрическим центром планировочной структуры садов Во является древнейший символ — крест, в плане образованный двумя узкими прямоугольными бассейнами и центральной аллеей, которая завершается большим квадратным бассейном [7-11]. Символический крест в планировке парка затем появляется в Версале — вершине творчества Андре Ле Нотра. В пространственной композиции поместья Во можно найти и другие древние геометрические символы: квадрат (символ земли, земной жизни, устойчивости), круг (символ Бога — Абсолюта, или Вечности), три луча (символ трех царств — земного, небесного и подземного), равнобедренный треугольник, которые повторяются в композициях Ле Нотра. В планировочной схеме поместья Во все пронизано мистическими цифрами и знаками.

Ле Нотр как дитя своего времени знал символическое значение этих фигур и высказывание Гермеса Трисмегиста о верхнем и нижнем мирах из книги «Изумрудная скрижаль»: «То, что внизу, существует так, как оно есть наверху, а то, что наверху, существует так, как оно есть внизу, чтобы воплотить собой явленность Единого Сущего» [12].

Во Франции VII в. суть древнейших знаний выражалась в символах «священной науки», в том числе и геометрических символах, являющихся внутренней стороной религиозно-мистических учений. «Для мастеров того времени архитектурное сооружение являлось художественным произведением, где через художественные средства доносили различные оккультные знания, которые действовали по определенным установленным законам и правилам, несли определенное значение и влияние. Все было подчинено общей идее, единому замыслу» [4].

Поместье Во-ле-Виконт стало результатом глубокой творческой работы Андре Ле Нотра.

Концепцией создания комплекса было сотворение идеального пространства. Объемно-пространственная структура представляет интерес с точки зрения гармонии планировки и художественных перспектив. Геометрия и пропорции воплотили представления просвещенных людей XVII в. о мироздании. По замыслу Ле Нотра, поместье Во-ле-Виконт было проекцией «Божественного знания» его создателей на трехмерную материальную реальность.

Выводы

Спроектированный выдающимся французским ландшафтным архитектором А. Ле Нотром садово-парковый комплекс поместья Во-ле-Ви-конт — образец гармоничного сочетания рукотворных ландшафтных объектов с природными формами и элементами (воздушные перспективы, зеленые массивы, эффекты отражения в водном зеркале). Великолепное поместье с его садами, фонтанами и бассейнами явилось первоосновой концепции и принципов формирования французских регулярных садов.

Список литературы

[1] Абеляшева Г.В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль. Сер. Города и музеи мира. М.: Искусство, 1995. 256 с.

[2] Orsenna E. Portrait d'un homme heureux: André Le Nôtre. Paris: Librairie Arthème Fayard, 2000, р. 191.

[3] Шошинова И.Б., Гараева Л.В. Пространство-время в архитектуре // Матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 175-летию высшего землеустроительного образования в России. Москва, ГУЗ, 25 мая 2010 г. В 2 т. / под ред. С.Н. Волкова, В.В. Вершинина. М.: Гос. ун-т по землеустройству, 2010. 382 с.

[4] Шошинова И.Б., Жемайтис И.Ю. Скрытые системы пропорционирования готических соборов // Матер. Междунар. землеустроительного форума «Землеустроительная наука и образование в России и за рубежом». Москва, ГУЗ, 26 мая 2015 г. М.: Гос. ун-т по землеустройству, 2015. 407 с.

[5] Bresc-Bautier G., Caget D., Jacquin E. Jardins du Carrousel et des Tuileries. Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux, 1996, 163 с.

[6] Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. М.: Эксмо, 2007. 735 с.

[7] Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная архитектура. СПб.: Издательство института метафизики, 2009. 568 с.

[8] Бунакова М.Н. Особенности композиционно-планировочной структуры садов Средневековья // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Сер. F (Строительство. Прикладные науки), 2010, № 6. С. 12-16.

[9] Бунакова М.Н. Архитектор Андрэ Ле Нотр и его принципы пространственного построения ландшафтов во французских садах // Вестник Полоцкого гос. унта. Сер. F (Строительство. Прикладные науки), 2011, № 16. С. 11-20.

[10] Jeannel B. Le Nôtre. Paris: Hazan, 1985. 133 с.

[11] Fournier-Sarlovére. Vaux-le-Viconte. Paris, 1898.

[12] Путь гармонии. Информация о непознанном. URL: http://a-11.ru/7p-2388

Сведения об авторах

Бунакова Марина Николаевна — старший преподаватель ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (ГУЗ), член Международной ассоциации дизайнеров, архитектор, marina-bunakova@yandex.ru

Шошинова Ирина Борисовна — канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (ГУЗ), член Международного союза дизайнеров, архитектор, arch-idea@mail.ru

Поступила в редакцию 25.10.2017.

Принята к публикации 26.04.2018.

LANDSCAPE ARRANGEMENT AND ART PERSPECTIVES IN THE PROJECT OF CHATEAU DE VAUX-LE-VICONTE (FRANCE, ARCHITECT ANDRE LE NOTRE)

M.N. Bunakova, I.B. Shoshinovа

State University of Land Use Planning, Moscow marina-bunakova@yandex.ru

Examples of the creative method of the French landscape architect, the royal gardener Andre Le Notre, the creator of the magnificent landscape complex Vaux-le-Viconte, are presented. The regularities of the formation of French regular gardens are described on the example of the park and the estate of Vaux-le-Viconte (France). The study of the three-dimensional structure of the object reveals some secrets of the work of Le Notre in terms of numbers, signs and symbols, encrypted in the geometric architectural forms and spaces of the complex. Keywords: landscape architecture, composition, space, perspective, space-planning structure, geometric symbols

Suggested citation: Bunakova M.N., Shoshinova I.B. Landshaftnaya kompozitsiya i khudozhestvennyeperspektivy v proekte pomest'ya Vo-le-Vikont (Frantsya, arkhitektor Andre Le Notr) [Landscape arrangement and art perspectives in the project of chateau de Vaux-Le-Viconte (France, architect André Le Nôtre)]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2018, vol. 22, no. 3, pp. 55-60. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-3-55-60

References

[1] Abelyasheva G.V. Fontenblo. Vo-le-Vikont. Versal'. Ser. Goroda imuzeimira [Fontainebleau. Vaux-le-Viconte. Versailles. Ser. Cities and museums of the World]. Moscow: Iskusstvo [Art], 1995, 256 p.

[2] Orsenna E. Portrait d'un homme heureux: André Le Nôtre. Paris: Librairie Arthème Fayard, 2000, p. 191.

[3] Shoshinova I.B., Garaeva L.V. Prostranstvo-vremya v arkhitekture [Space-time in architecture]. Mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoy 175-letiyu vysshego zemleustroitel'nogo obrazovaniya v Rossii. Moskva, GUZ, 25 maya 2010. V 2 t. [Roc. International scientific-practical conference, dedicated to the 175th anniversary of higher land management education in Russia. Moscow, State University ofLand Use Planning, May 25, 2010 g. In 2 v.] Eds. S.N. Volkova, V.V. Vershinin. Moscow: State University of Land Use Planning, 2010, 382 p.

[4] Shoshinova I.B., Zhemaytis I.Yu. Skrytye sistemyproportsionirovaniyagoticheskikh soborov [Hidden systems of proportioning of Gothic cathedrals]. Mater. Mezhdunar. zemleustroitel'nogo foruma «Zemleustroitel'naya nauka i obrazovanie v Rossii i za rubezhom». Moskva, GUZ, 26 maya 2015 g. [Ros. International land Management Forum «Land management science and education in Russia and abroad». Moscow, State University of Land Use Planning, May 26, 2015]. Moscow: State University of Land Use Planning, 2015, 407 p.

[5] Bresc-Bautier G., Caget D., Jacquin E. Jardins du Carrousel et des Tuileries. Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux, 1996, 163 p.

[6] Kurbatov V.Ya. Vseobshchaya istoriya landshaftnogo iskusstva. Sady i parki mira [The general history of landscape art. Gardens and parks of the World]. Moscow: Eksmo, 2007, 735 p.

[7] Neapolitanskiy S.M., Matveev S.A. Sakral'nayaarkhitektura [Sacral architecture]. Saint-Petersburg.: Publishing house of the Institute of Metaphysics, 2009, 568 p.

[8] Bunakova M.N. Osobennosti kompozitsionno-planirovochnoy struktury sadov srednevekov'ya [Features of the composition-planning structure of the gardens of the Middle Ages]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Polotsk State University, ser. F (Construction. Applied Science)], 2010, no. 6, pp. 12-16.

[9] Bunakova M.N. Arkhitektor Andtv Le Notr i ego printsipy pmstranstvennogo postroeniya landshaftov vo frantsuzskikh sadakh [Architect Andre Le Notre and his principles of spatial construction of landscapes in French gardens]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Polotsk State University, ser. F, 2011, no. 16, pp. 11-20.

[10] Jeannel B. Le Nôtre. Paris: Hazan, 1985, 133 p.

[11] Fournier-Sarlovére. Vaux-le-Viconte. Paris, 1898.

[12] Put' garmonii. Informatsiya o nepoznannom. Available at: //a-11.ru/?p-2388

Authors' information

Bunakova Marina Nikolaevna — Senior Lecturer of State University of Land Use Planning, Member of the International Association of Designers, architect, marina-bunakova@yandex.ru

Shoshinova Irina Borisovna — Cand. Sci. (Tech.), Associate Professor of State University of Land Use Planning, architect, arch-idea@mail.ru

Received 25.10.2017. Accepted for publication 26.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.