УДК 37(470): 94"1915/1937":614.23
Елена Владимировна Шамарина
г. Орел
Григорий Яковлевич Трошин - врач, ученый, видный представитель Российского
Зарубежья
В данной статье рассматривается имя Григория Яковлевича Трошина, врача, крупного ученого и видного представителя Российского Зарубежья. В ней представлены основные этапы его жизни и деятельности. Основное внимание уделено антрополого -гуманистической концепции обучения и воспитания аномального ребенка.
Ключевые слова: Григорий Яковлевич Трошин, врач, ученый, аномальное детство, Русское Зарубежье.
Elena Vladimirovna Shamarina
Orel
Grigoriy Yakovlevich Troshin - a doctor, a scientist, a prominent representative of Russian
Émigré Community
This article examines the personality of Grigoriy Yakovlevich Troshin, a doctor, a leading scientist and a prominent representative of Russian emigre community. It presents the main stages of his life and activities. The primary focus is devoted to anthropologic and humanistic conception of training and education of the heteromorphic child.
Keywords: Grigoriy Yakovlevich Troshin, doctor, scientist, heteromorphic childhood, Russian emigre community.
Имя Григория Яковлевича Трошина - крупнейшего врача-психиатра, основоположника детской психиатрии, разработчика учения об аномальном детстве и основ дифференциальной диагностики; профессора Казанского университета, внесшего значительный вклад в становление отечественной дефектологии, коррекционной педагогики и других наук об аномальном развитии ребенка все больше привлекает внимание специалистов различной профессиональной направленности. Это связано с распространением системы инклюзивного образования, которая широко использует различные психокоррекционные технологии для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Значение педагогического наследия ученого возрастает в связи с необходимостью применения учителем результатов комплексного клинико-психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ с целью повышения эффективности их обучения в массовой школе, что представляется весьма затруднительным.
Подчеркивая актуальность данной статьи, укажем, что в многочисленных исследованиях, посвященных обучению и воспитанию детей с проблемами развития, неоднократно упоминаются результаты клинических исследований Г.Я. Трошина, отношение к которым неоднозначно и противоречиво. Это является справедливым, так как в работах ученого представлены различные подходы к пониманию причин нарушенного развития, выделены и охарактеризованы особенности аномального ребенка, показана специфика его обучения и воспитания. Заметим, что анализ идей Трошина Г.Я. невозможно вне изучения его биографии, так как основные жизненные вехи ученого, а также плодотворная профессиональная деятельность в России и за рубежом отражают различные подходы к пониманию природы аномального детства, предопределяют пути интеграции проблемного ребенка в общество.
Подводя итог обоснованию актуальности настоящей статьи, укажем, что в ней показано значение исследований Г.Я. Трошина об аномальном детстве. На наш взгляд, это позволит глубже подойти к научному обоснованию применения исследований клинического
характера с целью разработки эффективных технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ при тесном взаимодействии специалистов различной профессиональной направленности.
Укажем, что жизнь врача и ученого наполнена трагическими событиями своего времени. Это борьба за нужды русских врачей, участие в качестве врача в Первой мировой войне, принудительный выезд из советской России. Однако, результаты врачебного изучения многих нервно-психических заболеваний позволили ученому обосновать концептуальные положения обучения и воспитания проблемного ребенка. Отметим, что исследования, посвященные Г.Я. Трошину, наиболее полно затрагивают какой-либо один из периодов его жизнедеятельности. В них дается полный анализ его врачебной деятельности, обсуждается вклад в науку об изучении, обучении и воспитании проблемного ребенка. Таким образом, его авторитет ученого был признан еще в России.
Из биографии ученого известно, что Григорий Яковлевич Трошин окончил Сарапульское училище, затем Вятскую духовную семинарию, но самому духовному сану не соответствовал по особенностям своего характера. Позже оканчивает гимназию и становится студентом Казанского университета, поступив на юридический факультет. Проявляя глубокий интерес к естественным наукам и исследованиям в области психиатрии, Г.Я. Трошин переводится на медицинский факультет [8, с.70]. Под руководством профессора Л.О. Даршкевича студент Трошин пишет первую научную работу, результаты которой обсуждались на собрании врачей клиники нервных болезней Казанского университета. Важно подчеркнуть, что ряд биографических данных ученого свидетельствует о том, что свою профессиональную деятельность Григорий Яковлевич начинает с работы участковым врачом в Симбирской губернии [8, с.70]. Получив звание лекаря, Г.Я. Трошин работает в лечебнице для душевнобольных имени Святого Николая Чудотворца, где он проходит профессиональный путь от ординатора до главного врача. Однако в период с 1901 г. по 1903 г. под руководством В.М. Бехтерева работает над докторской диссертацией «О сочетанных системах больших полушарий».
Интересным, на наш взгляд, является и факт того, что, работая полковым врачом в годы Первой мировой войны, Григорий Яковлевич продолжает детально исследовать специфику проявлений нервно-психических заболеваний, разделяя их на три группы: группа заболеваний, связанных с поражением центральной нервной системы (25,8% случаев); неврозы, не связанные в войной, связанные опосредованно и связанные непосредственно (61% заболеваний); психопатии различной этиологии (1,5% случаев). Важно отметить, что, характеризуя проявления нервно-психических заболеваний, Г.Я. Трошин указывает на множественные двигательные расстройства, нарушения речи, перепады в настроении, временные задержки и спутанность психических функций и другие особенности их проявления. Проведенные исследования позволили врачу Трошину определить основные направления дифференциальной диагностики, следовательно, положить начало новым исследованиям в области смежных с психиатрией наук. Представленная выше клиническая дифференциация нервно-психических расстройств сыграет впоследствии существенную роль в научном обосновании подходов к организации обучения ненормальных детей на основе изучения их психического развития. Григорий Яковлевич приходит к справедливому выводу о том, что обучение таких детей должно осуществляться на знании, прежде всего, клинических проявлений нарушений и особенностей развития психических функций в каждом возрасте. Таким образом, анализ исследований Трошина в годы Первой мировой войны позволил определить перспективы изучения психического развития различных категорий аномальных детей.
Продолжая рассматривать биографию ученого, следует выделить факт того, что в 1909 году он создает в Петербурге частную школу-лечебницу для отсталых детей. В своих исследованиях Г.Я. Трошин также дифференцирует этих детей на три группы: дети, имеющие психическое недоразвитие; дети с неврозами и психозами; дети, имеющие симптоматическую ненормальность. Он разрабатывает теоретические основы обучения и воспитания аномального ребенка, а также учитывает социальные условия его жизни в семье.
Заметим, что пути коррекции рассматривались врачом Г.Я. Трошиным с позиций различных наук: детской психиатрии, дефектологии, психологии и педагогики. Это нашло выражение в обосновании целостного антропологического подхода в коррекции нарушений у различных категорий детей. Следует полагать, что ученым впервые было обосновано значение комплексного клинико-психолого-педагогического подхода при обучении аномального ребенка. Теперь в центре внимания Григория Яковлевича оказывались не только медицинские, но и психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания ребенка с нарушениями развития [13, с. 10-11]. Итак, в исследованиях Г.Я. Трошиным обосновываются подходы к интегрированному обучению детей с ОВЗ.
Важнейший этап жизнедеятельности Григория Яковлевича Трошина (1903-1914 гг.) ознаменовался выходом в свет ряда научных публикаций, рассматривающих актуальные проблемы детской психиатрии и психологии. Наиболее значимыми из них являются «Психология детского чтения» (1903 г.), «Детская ненормальность за последние 100 лет» (1912 г.), «Классификация детской ненормальности с выделением практически важных форм» (1914 г.). Самым известным трудом научного наследия профессора Григория Яковлевича Трошина принято считать «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915 г.), посвященный светлой памяти Константина Дмитриевича Ушинского.
Обладая талантом ученого и психиатра, Григорий Яковлевич уделяет значительное внимание физиологии нервной системы и функционированию психической сферы человека. Этот опыт ученый изложил в выступлениях на Первом съезде Русского союза психиатров и невропатологов, проходившего в Москве в 1911году. Начиная с 1912 года, Григорий Яковлевич Трошин активно читает лекции в Психоневрологическом институте, сконцентрировав свое внимание на актуальных проблемах обучения отсталых детей, основываясь на результатах собственных клинических исследований. Ученым убедительно доказано влияние причин социального характера на процессы компенсации нарушений, с учетом которых можно определить ведущие направления в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, охарактеризовать возможности его воспитания и социальной адаптации. Результаты исследований Г.Я. Трошина показывают, что, влияя на причины социального характера, возможна компенсация негативных личностных проявлений при различных психических расстройствах.
Весь исследовательский опыт, представленный Трошиным, переосмысливался с различных точек зрения: организационных основ обучения и воспитания аномального ребенка, выбора соответствующих его возможностям предметов для изучения в школе, необходимости привлечения других специалистов к работе с особым ребенком.
Дальнейшая судьба врача и ученого Григория Яковлевича Трошина связана с преподаванием в Казанском университете на медицинском факультете (1919). Работая преподавателем, а позже профессором кафедры психиатрии с клиникой, Трошин проявил себя как блестящий и неординарный лектор, сочетающий теоретические аспекты преподаваемых наук с практикой врача. Так, профессор Г.Я. Трошин читает лекции по основам психиатрии, клинике душевных болезней и психологии [8, с.72]. Однако наиболее полно раскрывает значение ведущих положений организации вспомогательных школ с целью научного обоснования взаимосвязи лечения с обучением отсталых детей. Таким образом, жизнь ученого в России ознаменована с его богатой врачебной практикой, обоснованием возможностей обучения аномальных детей во вспомогательной школе.
После Октябрьской революции, доказывая значение клинических исследований в области аномального детства, Г. Я. Трошин добивается того, что преподавание психиатрии достигает высокого уровня. В этот же период Г.Я. Трошин активно борется за права преподавателей, в результате чего его избирают деканом медицинского факультета Казанского университета. В его выступлениях неоднократно обсуждаются перспективы развития русской педагогической науки. В конце декабря 1922г. совместно с группой эмигрантов он был выслан из России.
Важно отметить, что Г.Я. Трошин осуществлял свою профессиональную деятельность в Праге на кафедре судебной медицины и психиатрии Русского юридического факультета, затем был приглашен на кафедру педологии Русского педагогического института им. Я.А. Коменского [8, с.74]. Биография Трошина пополнилась новыми фактами ученого и представителя Российского зарубежья.
Главным для представителей зарубежья был нравственный стимул поведения в духе хранителей национальной культуры. Они активно исследовали проблемы, связанные со спецификой становления и развития русской зарубежной педагогики как научной мысли, отличающейся от педагогики советской России. Получила развитие коррекционная педагогика. Особого внимания заслуживает становление русской религиозной педагогики. Все это позволило определить приоритеты в образовании и воспитании подрастающего поколения [9, с.4]. Высшей ценностью провозглашалась человеческая личность, определяющая формирование таких понятий, как Отечество, Свобода, Истина, Добро, Соборность [9, с.12]. Именно они рассматривались ведущими в дальнейшей социализации личности молодежи. В Российском зарубежье поддерживались и укреплялись многие культурные традиции в искусстве, функционировали церковные приходы. Таким образом, образовательная ситуация Российского Зарубежья характеризовалась собственными подходами к обучению и воспитанию школьников.
Бесспорно, каждый из представителей эмигрантов (Г.Я. Трошин, С.И. Гессен, Н.Е. Осипов и др.) внес свой неоценимый вклад в какую-либо науку, обогатив ее новыми знаниями. Например, интересные статьи по проблемам связи педагогики, психологии, патопсихологии и психиатрии опубликовал профессор Григорий Яковлевич Трошин [9, с.16]. Пребывая в среде эмигрантов, участвуя в жизни их обществ, Григорий Яковлевич посвящает некоторые работы психиатрии: «Строение душевных болезней» (1922 г.), «Заболевания психической заразительности» (1928 г.). Таким образом, ученый впервые затрагивает проблемы взаимосвязи социальной психологии и педагогики, рассматривает значение психической наследственности [10, с.630]. Однако, работы Григория Яковлевича Трошина, выполненные в Праге, сегодня являются библиографической редкостью и многие из них недоступны для читателей. Укажем, что Григорий Яковлевич Трошин смог занять в русском зарубежье свое приоритетное положение, разрабатывая проблемы в области детской психиатрии, психологии, коррекционной педагогики, искусства.
Григорий Яковлевич увлекался и проблемами психоанализа, а также эстетики. В самом начале своей профессиональной деятельности, будучи молодым врачом, Г.Я. Трошин опубликовал серию работ: «Музыкальные эмоции» (1901 г.), «Литературно-художественные эмоции с нормальной и патологической стороны» (1903 г.). Подводя итог сказанному, выделим факт того, что профессор и ученый Григорий Яковлевич Трошин являлся видным представителем научного сообщества Российского Зарубежья.
Поиск новых путей взаимодействия с аномальным ребенком связан с изучением условий жизни в Праге, системы образования в русских зарубежных школах, разработкой основ воспитания и развития личности. Обращаясь к трудам К.Д.Ушинского, Трошин подробно останавливается на социокультурных проблемах человека как предмета воспитания.
Заметим, что исследовательский опыт Г.Я. Трошина об аномальном детстве, приобретенный в России, его участие в съездах русских врачей, вклад ученого в развитие дефектологии и коррекционной педагогики существенного переосмысливался. Значимым для исследования аномального ребенка, по мнению Г.Я. Трошина, являлось изучение причин социального характера, приводящих к нарушениям развития и особенностей развития такого ребенка. Неоднократно возвращаясь к работам своего педагога, ведущего отечественного невропатолога В.М. Бехтерева, Григорий Яковлевич уделял большое внимание развитию социальной активности в воспитании особого ребенка. Этого можно достичь, по мнению ученого, четко формулируя ведущую цель воспитания, адекватную возможностям аномального ребенка. В данном направлении Владимир Михайлович Бехтерев отмечает
значимый факт того, что все обучающиеся должны быть включены в различные формы социальной активности, независимо от их здоровья.
Основополагающим исследованием Григория Яковлевича Трошина является антрополого-гуманистическая концепция обучения и воспитания аномального ребенка. Именно она положила начало систематическим клинико-психолого-педагогическим исследованиям особого ребенка, результаты которых доказывают необходимость коррекции поведения аномального ребенка, учета уровня его самостоятельности, работоспособности и активности при начале систематического обучения.
В центре концепции Григория Яковлевича Трошина представлена личность аномального ребенка. Ученый обосновал и ввел системный подход к изучению психики аномального ребенка, основу которого составляют клинические исследования. Известно, что основу концепции Г.Я. Трошина составляли данные многих наук: дефектологии, психопатологии, патопсихологии, коррекционной психологии и педагогики, а также общей педагогики и экспериментальной психологии. Ученым были представлены диагностические подходы к изучению особенностей аномального ребенка, способствующих успешному его обучению и развитию. Можно констатировать факт того, что Григорий Яковлевич Трошин являлся одним из основоположников психодиагностики нарушенного развития как самостоятельного научного знания, выступив с критическим анализом зарубежной и отечественной тестологии [2, с.19]. Считал, что организационные основы обучения проблемных детей должны включать углубленную их диагностику. Основываясь на результатах, опубликованных в труде «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1916), Г.Я. Трошиным предложены диагностические подходы психокоррекционных воздействий, направленных на оптимизацию психических процессов у детей с нарушенным интеллектом [6, с.5].
Выделим факт того, что Григорий Яковлевич Трошин впервые показал тесную взаимосвязь психологического и педагогического изучения аномального ребенка, что дало возможность применения таких средств обучения как игра и музыка в коррекции имеющихся нарушений. Внес вклад в проблему отбора практического и наглядного материала с целью повышения эффективности обучения аномального ребенка. В рамках своей концепции Григорий Яковлевич впервые представил анализ отечественного и зарубежного опыта коррекционно-педагогической работы с аномальными детьми, уделяя значительное внимание организации специального обучения лицам с интеллектуальной недостаточностью, определив минимум предметов для обязательного изучения школьниками.
В заключении подчеркнем, что в исследованиях Григория Яковлевича Трошина содержатся неоспоримо важные подходы к изучению особенностей личности аномального ребенка во взаимосвязи с его обучением, воспитанием и развитием. Спустя многие годы, его наследие не утратило актуальности. Обладая незаурядным талантом ученого и врача, безупречно представляющим свою научную позицию, Г.Я. Трошин показал значение, разработанной концепции обучения и воспитания аномального ребенка, основываясь на клинико-психолого-педагогическом подходе в коррекции имеющихся нарушений развития; обосновал возможности использования методов артпедагогики и арттерапии в диагностике и коррекции нарушений развития проблемных детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахметова, Д.З. Теоретико-методологические основания инклюзивного образования в трудах российских ученых первой четверти XX в (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, С.Т. Шацкий и др.) / Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова. - Текст : непосредственный // Педагогика и психология. - 2016. - № 3. - С. 5-17.
2. Беленкова, Л.Ю. Антрополого-гуманистическая концепция обучения и воспитания аномальных детей в научном наследии Г.Я. Трошина (1874-1938) : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.10 / Беленкова Лариса Юрьевна. - Нижний Новгород, 2000. - 24 с. - Текст : непосредственный.
3. Богуславский, М.В. Ценности образования в наследии философов Русского Зарубежья / М.В. Богуславский // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. XX в. : материалы Второй Всерос. науч. конф. «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья 20-50-е гг. XX в.»
(Саранск, 16-18 октября 1997 г.) / под ред. Е.Г. Осовского. - Саранск, 1998. - 175 с. - Текст : непосредственный.
4. Дружиловская, О.В. Современный подход к преподаванию дисциплин медико-биологического цикла на дефектологических факультетах педагогических вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О.В. Дружиловская. - Москва, 2003. - 206 с. - Текст : непосредственный.
5. Костригин, А.А. Г.Я. Трошин в годы Первой мировой войны: исследование и лечение нервно-психических заболеваний в условиях войны / А.А. Костригин. - Текст : непосредственный // История российской психологии в лицах : дайджест. - 2018. - № 1. - С. 45-54.
6. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : науч.-практ. пособие / И.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 400 с. - Текст : непосредственный.
7. Масоликова, Н.Ю. История российского научного зарубежья и психологическое сообщество / Н.Ю. Масоликова, М. Ю. Сорокина. - Текст : непосредственный // Методология и история психологии. -2011. - Т. 6, № 2. - С.92-109.
8. Менделевич, Д.М. Слово о профессоре Григории Яковлевиче Трошине / Д.М. Менделевич, С.Ю. Малышева. - Текст : непосредственный // Неврологический вестник. - 2003. - Т. XXXV, вып. 1-2. - С. 74.
9. Осовский, Е.Г. Российское Зарубежье: педагогическая наука в изгнании (20-е-50-е годы XX века) / Е.Г. Осовский // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. XX в. : материалы Второй Всерос. науч. конф. «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья 20-50-е гг. XX в.» (Саранск, 16-18 окт. 1997 г.) / под ред. Е.Г. Осовского. - Саранск, 1998. - 175 с. - Текст : непосредственный.
10. Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века : энцикл. биограф. слов. -Москва : Российская политическая энциклопедия, 1997. - 742 с. - Текст : непосредственный.
11. Сироткина, И.Е. Классики и психиатры. Психиатрия в российской культуре конца XIX - начала XX веков / И.Е. Сироткина. - Москва : Новое литературное обозрение, 2008. - 271с. - URL: https://bookap.info/book/sirotkina_klassiki_i_psihiatry/ (дата обращения: 10.06.2023). - Текст электронный.
12. Шамарина, Е.В. Историко-педагогическое наследие Г. Я. Трошина об аномальном детстве / Е.В. Шамарина. - Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. -2018. - № 1 (78). - С. 339-343.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Е.В. Шамарина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», г. Орел, Россия, e-mail: saxa9999@mail.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTOR:
E.V. Shamarina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, e-mail:saxa9999@mail.ru.