Научная статья на тему 'Историко-педагогическое наследие Г. Я. Трошина об аномальном детстве'

Историко-педагогическое наследие Г. Я. Трошина об аномальном детстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1398
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ТРОШИН / АНОМАЛЬНОЕ ДЕТСТВО / АНТРОПОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / GREGORY YAKOVLEVICH TROSHIN / HETEROMORPHIC CHILDHOOD / ANTHROPOLOGICAL AND HUMANISTICAL DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамарина Е.В.

В статье представлены основные направления деятельности известного русского невропатолога, психиатра, психолога и педагога, а также врача и крупного общественного деятеля России и Российского Зарубежья, который является основоположником науки об аномальных детях Григория Яковлевича Трошина. Дано значение его исследований для современной психодиагностики и коррекции отклоняющего развития ребенка, выделена роль социального фактора в работе с такими детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамарина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF G.YA.TROSHIN ABOUT HETEROMORPHIC CHILDHOOD

The article presents principal directions in activities of the prominent Russian neuropathist, psychiatrist, psychologist and teacher, physician and major public person of Russia and the Russian expatriate community, the founder of the science about heteromorphic children Gregory Yakovlevich Troshin. The article gives the value of his research for the modern psychodiagnostics and for the correction of deviant child development; it also highlights the role of social factor during the work with such children.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогическое наследие Г. Я. Трошина об аномальном детстве»

УДК 376 (091] ШАМАРИНА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, общего и среднего образования Орловского государственного университета имени. И.С. Тургенева E-mail: SAXA9999@mail.ru

UDC 376 (091) SHAMARINA E.V.

Candidate of Pedagogical science, assistant professor of pedagogy and psychology of primary, general and secondary

educationof Orel State University E-mail: SAXA9999@mail.ru

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Г.Я. ТРОШИНА ОБ АНОМАЛЬНОМ ДЕТСТВЕ HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF G.YA.TROSHIN ABOUT HETEROMORPHIC CHILDHOOD

В статье представлены основные направления деятельности известного русского невропатолога, психиатра, психолога и педагога, а также врача и крупного общественного деятеля России и Российского Зарубежья, который является основоположником науки об аномальных детях Григория Яковлевича Трошина. Дано значение его исследований для современной психодиагностики и коррекции отклоняющего развития ребенка, выделена роль социального фактора в работе с такими детьми.

Ключевые слова: Григорий Яковлевич Трошин, аномальное детство, антрополого-гуманистическое направление.

The article presents principal directions in activities of the prominent Russian neuropathist, psychiatrist, psychologist and teacher, physician and major public person of Russia and the Russian expatriate community, the founder of the science about heteromorphic children - Gregory Yakovlevich Troshin. The article gives the value of his research for the modern psychodiagnostics and for the correction of deviant child development; it also highlights the role of social factor during the work with such children.

Keywords: Gregory Yakovlevich Troshin, heteromorphic childhood, anthropological and humanistical direction.

Григорий Яковлевич Трошин является одним из известных представителей антрополого-гуманистического направления русской психолого-педагогической мысли конца XIX - начала XX вв. Это основоположник отечественной науки об аномальном детстве. Но, к сожалению, его работы в области детской психопатологии, психиатрии, коррекционной педагогики, а также дифференциальной психодиагностики и социальной психологии все еще остаются малоизвестными [1].

Одним из основных трудов Г.Я. Трошина является «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915г.), который был удостоен премии им. К. Д. Ушинского Российской академии наук. К сожалению, не получил известности из-за Первой мировой войны. В библиографии работ, освещающих жизнь и деятельность Г.Я. Трошина, можно выделить два пласта: 1) зарубежный; 2) российский. Зарубежный пласт рассматривает исследования психоаналитических воззрений (П.М. Бицилли, Д.Н. Вергун). Российский пласт рассматривает материалы о жизни и деятельности Григория Яковлевича.

Проявление внимания к личности и наследию Г.Я. Трошина связано с исследованиями проблем медицины, образования и педагогической мысли Российского Зарубежья в 90-х гг. Некоторые из фрагментов его работ были опубликованы в хрестоматии «Педагогика Российского Зарубежья» (1996 г.). Подчеркнем, что первым исследователем Г.Я. Трошина стал Е.Г. Осовский. Он произвел анализ биографии и характеристику научной деятельности Григория Яковлевича. Кроме того, профессор М.Б. Мирский проанализировал вклад Трошина в общественно-медицинское движение эмиграции , а также в разработку актуальных проблем психиатрии и невропатологии.

Сегодня, обсуждая идеи специальной психологии, принято полагать, что интегрированное обучение основано на Концепции нормализации, в основе которой лежит мысль о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближены к условиям жиз-

ни общества, среди которого они находятся (Н. Н. Малофеев). Отметим, что в СССР появление и укрепление понятия «дефектология» обусловлавливалось некоторыми событиями в истории педагогики. В России, к 1920 - 1930-м гг. начала стремительно развиваться педология: стали проводиться исследования детей различных возрастных категорий (Л.С. Выготский, М.М. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Н.А. Рыбников). Кроме того, проводились исследования ВНД у детей (Н.И. Красногорский), изучали познавательные процессы, интересы и потребности детей (П.Л. Загоровский, А.С. Залужный, Н.М. Щелованов). Такие ученые как М.Я. Басов и А.П. Болтунов разработали методы педологических исследований. Были предприняты попытки теоретического осмысления полученных данных в целях разработки общей теории детского развития (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд). Из-за ориентации на активно развивающиеся естественные науки, педология сконцентрировала внимание на проблеме психофизиологических особенностей развития личности, тем самым, недостаточно уделив внимание социальным и социокультурным проблемам человека как предмета воспитания. Через некоторое время, на первое место вышли именно психологические исследования. Со временем педология приобрела ярко выраженную психологическую направленность. Заслуга педологии состоит в том, что она внесла в педагогику системный подход к развитию личности ребенка. Таким образом, педология и дефектология взаимосвязаны не только концептуальной общностью, но и складывающейся тогда образовательной практикой, вниманием выдающихся ученых, которые внесли огромный вклад в развитие психологии, педологии, дефектологии своего времени (Л.С. Выготский).

Выделим факт того, что научный аппарат специальной психологии начал формироваться с 60-х гг. ХХ века и до настоящего времени нет единой терминологической основы, так как специальная психология как отдельно взятая наука имеет древние корни. Например, термин аномальные дети является англоязычным (аЪпогта1сЫЫгеп). На основе образовательного

© Шамарина Е.В. © Shamarina E.V.

стандарта 2001 основным становится термин: «дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, которые имеют нарушения в физическом или (и) психическом развитии, которые нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Помимо него стали использоваться и многие другие определения: «дети со специфическими образовательными потребностями», «дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями в развитии», «дети с минимальной мозговой дисфункцией мозга», «аномальные дети» и другие. Появляется интегративное понятие: «специальные образовательные условия» - это такие педагогические условия, находясь в которых ребенок может получить дошкольное или школьное образование, несмотря на данные отклонения в развитии. В этот период подготовку дефектологических кадров можно рассматривать как специальное направление работы, так и интеграцию с помощью определенных дисциплин медико-биологического цикла в педагогических вузах. Истоки осуществления подготовки специальных кадров для работы с детьми со специальными образовательными потребностями мы находим в работах отечественных психиатров Г.Я. Трошина, дефек-тологов Л.С. Выготского, В.В. Лебединского, клиницистов Э.Я. Пекелис, К.С. Лебединской, Е.М. Мастюковой, педагогов и методистов Н.А. Цыпиной.

Подчеркнем, что больших достижений Григорий Яковлевич Трошин достиг путем изучения умственно отсталых детей. На протяжении многих лет он проводил экспериментальное изучение детей. Помимо него дело воспитания и обучения умственно отсталых в России также изучались И.П. Мержеевским, М.П. Лебедевой, М.П. Постовской, Е.К. Грачевой и др.

Итогом многолетних трудов Г.Я. Трошина стала разработка методических рекомендации к обучению чтению умственно отсталых младших школьников на основе использования техники «глобального чтения» для слабослышащих учащихся. Таким образом, Г.Я. Трошин делает вывод о том, что какая-либо причина болезненного характера, которая действует на ЦНС (центральная нервная система), приводит к ее нарушениям, отражаясь в конечном итоге на состоянии высших психических процессов. Важно указать, что проделанная Трошиным Г.Я. работа в области практической психологии положила начало новой отрасли знания - психологической диагностике аномального ребенка, впоследствии способствовала функционированию служб практической психологии.

В настоящее время развитие психологических наук обогащается не только за счет теоретических и эмпирических исследований, но также из-за обращения к неизученным историческим пластам.

«Г.Я. Трошин родился 30 сентября 1874 г. в Елабужском уезде Вятской губернии, в семье техника. В 1895 году окончил гимназию в Казани. Затем поступил на юридический факультет Казанского университета, но вскоре перешел на медицинский. Еще студентом он увлекался невропатологией и психиатрией, а также занимался эмпирическими исследованиями в области спинного и головного мозга, которые получили получившими высочайшую оценку. В 1900 году, после окончания университета, недолго работал уездным врачом, затем медицинским чиновником в Петербурге. С конца 1901 года начинается работа Трошина в петербургской больнице Св. Николая Чудотворца для душевнобольных» [1, С.7].

Уже в должности директора больницы, под руководством В.М. Бехтерева защитил диссертацию (доктора медицины) «О сочетательных системах больших полушарий» (1903 г.). В годы Первой мировой войны Трошин вел педагогическую деятельно сть в Петроградском университете. Григорий Яковлевич стал одним организаторов общественно-педагогического и медико-педагогического движения России в защиту аномального детства. В 1901 г. выступал на Всероссийских съездах русских врачей. В 1911 г. стал участником Русского

союза психиатров и невропатологов. Кроме того, участвовал в собраниях:

- по семейному воспитанию (1912 г.);

- народному образованию (1913 г.);

- педагогической психологии и экспериментальной педагогике (1906 г., 1909 г., 1910 г. 1913 г., 1916 г.) и др.

Им был поставлен ряд проблем аномального детства. К ним относятся:

- организационные;

- правовые;

- медико-педагогические;

- научно-теоретические.

Трошин являлся членом многих научных обществ -Общества экспериментальной педагогики, Русского общества нормальной и патологической психологии, Общества психиатров. Свои работы он опубликовал во многих российских журналах («Вопросы философии и психологии», «Психотерапия», «Русский врач», «Вопросы педагогической патологии в семье и школе» и многих других).

В 1906 году Григорий Яковлевич создал первую в России школу-лечебницу для аномальных детей (собственный проект), в которой были представлены научные, экспериментальные и педагогические разработки.

После октябрьской революции (1917 г.) Трошин вернулся в Казань, и создал первую в России детскую психиатрическую клинику, на базе которой и вел подготовку врачей. Вскоре его научно-педагогическая деятельность была прервана и в ноябре 1922 г. он был выслан за границу. Трошин стал активистом в общественно-педагогическом и -медицинском движении эмиграции, а также в создании русской высшей школы за границей. Отметим, что благодаря юридическому образованию, Трошин возглавил кафедру судебной медицины и психиатрии Русского юридического института. Участвовал в работе съездов Русских академических организаций в Праге и за границей, стал инициатором создания журнала «Русская школа». Долгое время возглавлял Общество русских врачей Чехословакии. Умер 13 марта 1939 года. Одной из причин стала душевная депрессия, угнетенное состояние из-за пребывания за границей.

Концепция Григория Яковлевича включает в себя идеи гуманизма, уважения личности аномального ребенка, органично вписывается в контекст российской истории специального образования, а также науки и культуры. Данная концепция актуальна для современной педагогики и психологии. Сама идея уважения личности умственно отсталых детей, учет индивидуальности, забота о развитии каждого явилась по существу интегративной, проходящей сквозь все творчество ученого. Суть позиции Трошина состоит в том, что только гуманный педагогический процесс благотворно влияет на развитие личности умственно отсталых детей, способствует реализации его природного потенциала. В частности, Трошин обращается к части антропологии, связанной с «развитием человеческого духа», которая раскрывает все стороны психической природы человека: ассоциации, суждения, абстракцию, индукцию, пространство, время, чувства, волю, внимание и творчество. Это было связано, на наш взгляд, с работой Г.Я. Трошина в петербургской больнице Св. Николая Чудотворца.

- Именно Трошин Г. Я. разделяет неполноценных детей на 3 группы:

- дети с психическим недоразвитием;

- дети с неврозами и психозами (данная группа представляется статичной, однообразной);

- дети симптоматической ненормальности.

Григорий Яковлевич четко отделял слабоумие от других

состояний, благодаря чему углубленно изучалось интеллектуальное и эмоциональное развитие дементных детей.

Итак, ученый исследовал классификации слабоумия, а также систематизировал признаки, которыми в прошлом ха-

рактеризовали стадии слабоумия детей. Трошин создал свою классификацию неполноценных. Она, по его мнению, должна преследовать практическую цель, а также помогать в диагностике детской неполноценности и дифференцировать помощь таким детям. На наш взгляд, представленная ученым классификация отражала не только прежний взгляд на природу аномального развития ребенка. Она позволяет отличить формы психического недоразвития от детских неврозов или психозов, а также от других форм, которые являются следствием соматической слабости детей или неблагоприятных условий жизни и воспитания. Сам Трошин Г.Я. показал лучший образец подобных исследований, обсуждавшихся в еще Москве на Первом съезде Русского союза психиатров и невропатологов с 4 по 11 сентября 1911 года (по старому стилю).

Кроме того, Трошин составил иерархию нарушений психики при поражениях головного мозга. Это создает некоторые отклонения, которые образуют представления атипичного развития и являются следствием перестройки всех сфер личности аномального ребенка. Например, при органическом поражении ЦНС для детей будет характерна умственная отсталость, которая сопровождается многими отклонений интеллекта, психомоторики, речи и т.д. Все это легло в основу идеи Л.С. Выготского о первичных и вторичных недостатках психического развития. Таким образом, Трошин выделил общие закономерности психического развития детей с недостатками интеллектуальной деятельности, которые по отношению к закономерностям нормального психического развития являются специфическими. Л.С. Выготский поддержал и развил идеи Трошина, сформулировал фундаментальные закономерности многих типов недоразвития: умственно отсталые, слепые, глухие дети. Очень благополучным для дефектологии стало положение ученого о том, что следует изучать не заболевание, а самого человека, его природу.

Для того чтобы изменить природу аномального ребенка, преподаватель должен ее знать и законы, благодаря которым и происходят изменения. По словам Григория Яковлевича, обучение - это процесс, который включает в себя не только приобретение знаний в школе, но также и умение использовать психические процессы для достижения цели. Процесс формирования способностей важен не меньше, чем обучение чтению, письму, счету. Трошин является одним из важнейших российских ученых, который впервые в мировой практике в основу наук положил детскую патологию (психопатологию, патопсихологию, дефектологию, детскую психиатрию и психологию), целостный антропологический подход. Кроме того, он указал на важность взаимосвязи медико-психологических и педагогических аспектов. Проведенные им исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики осуществляются в тесной взаимосвязи.

Помимо этого, Трошин Г.Я. явился одним из первых отечественных исследователей, который считал ответственность перед душевно обездоленными детьми одним из достоинств человеческой личности. Он призывал тому, чтобы разработали государственное законодательство о неполноценных детях и, впоследствии, осуществляли сбор статистических данных об этих детях. В 1909 г., в своем выступлении, на заседании Петроградского Педагогического общества Трошин ясно дал понять, что если бы неполноценных детей было в 10 или 100 раз меньше, тем не менее, они бы все равно нуждались и заслуживали внимания, так, как человек ценен как личность.

Таким образом, главной идеей всей психолого-педагогической концепции Григория Яковлевича Трошина является взгляд на неполноценного ребенка как на отклонение от естественного хода психического развития. Трошин явился противником фатального взгляда на умственную отсталость, доказывая возможность развития, восстановления и коррекции нарушенных психофизических функций.

В исследованиях проблем воспитания он использует

сравнительно-исторический и -сопоставительный методы исследования психологии нормальных и аномальных детей.

На Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования, созданным по инициативе Петербургского общества грамотности, в период с 13 декабря по 3 января 1914 года, Трошин Г.Я., петербургский врач и психолог, организовал работу «врачебно-педагогической секции». Целью ее работы являлось: определение типа начальных школ России, разработка соответствующих учебных планов и программ обучения младших школьников и определение соответствующих путей подготовки учителей для начальных школ. Доклад доктора Г. Я. Трошина был посвящен методике проведения занятий во вспомогательной школе. Ученым предложен на проводившемся съезде подробный материал по этиологии, морфологии, клинике и психологии умственно отсталых. В резолюции, касающейся организации вспомогательных школ того времени, их состава, программ и методов обучения, внешкольного воспитания умственно отсталых детей и подготовки учителей для этих школ, по содержанию приняли образцовой. Она почти полностью показывает все недостатки воспитания и обучения умственно отсталых детей, олицетворяет наиболее прогрессивные стремления русских деятелей и ученых начала ушедшего столетия в олигофренопедагогике.

Трошин Г.Я., будучи же представителем антропологического направления, считал что необходимо рассмотреть все стороны психической жизни, начав с элементарных психических процессов, и заканчивая развитием ВПФ (высших психических функций) ребенка.

Трошин, в своих исследованиях, дал обоснование коррекционно-педагогическим основам диагностики, обучения и воспитания неполноценных детей, сделал анализ проблем теории и методик психодиагностики, а также рассмотрел формы, методы и средства коррекционно-развивающего обучения и воспитания аномальных детей.

При описании различных систем тестов он отметил, что выявить основной дефект психики может только систематическое и планомерное наблюдение в естественных условиях. Для данной работы должны проводиться многократные, пролонгированные, тщательно поставленные экспериментально-психологические исследования душевных способностей. Трошин, в своих исследованиях, критиковал методологическую несостоятельность чисто количественного подхода к изучению психики исключительно с помощью тестов. Он считал, что тесты не являются объективными показателем уровня психического развития, но он и не отрицал возможности их использования совместно с другими методами исследования детей. Таким образом, взгляд ученого на тестовые испытания соответствует тому, которого придерживаются в данное время отечественные психологи и дефектологи. Особую роль в своих исследованиях он уделял изучению неполноценных детей и их правильному отбору в специальные учреждения.

В психолого-педагогической диагностике, важную роль Трошин отдавал отличию умственной отсталости от похожих состояний. Трудности в распознании могли возникнуть когда во вспомогательные школы вместе с интеллектуально неполноценными детьми попадали дети соматически ослабленные, педагогически и социально запущенные, а также дети с психическими отклонениями. Это было совсем недопустимо в условиях таких учреждений. В связи с этим, ученого заинтересовала проблема медико-педагогического понятийного аппарата. Так, как педагогика в те времена относилась к нормативным наукам, то понятия «норма», «психическое здоровье», «нормальное развитие личности» никак не остались без внимания Трошина.

Григорий Яковлевич рассматривал воспитание как двусторонний процесс, который затрагивает и ученика, и учителя. Это процесс, в котором педагог, руководствуется педагогическими принципами, воздействует на развитие личности ре-

бенка с помощью разных видов деятельности. Это процесс, который предполагает обоюдные сознательные усилия, направленные на изменение самого себя, а также на подготовку ребенка к предстоящей жизни в обществе. Ученым поставил вопрос о педагогически организованном детском микросоциуме, об организованной классной среде во вспомогательной школе, которая является важнейшим факторе социализации и воспитания неполноценного ребенка. С пониманием значения какой-либо деятельности, которая формирует личность аномальных детей, можно говорить о том, что такие виды деятельности, как игра, учеба и труд, играют наиболее важную роль для воспитания этой категории детей. Трошин предложил множество форм взаимодействия в педагогическом процессе. Он рекомендовал детальное психологическое обоснование и утончение приемов и методов педагогического воздействия до степени «ультра» (например, ультранаглядный, ультратрудовой, ультраигровой, ультраиндивидуальный). К важным средствам воспитания, обучения и коррекции личности аномального ребенка Григорий Яковлевич относит труд (прежде всего ручной). Он порекомендовал включить в учебный план материал по всем основным областям общественной и культурной жизни. Программа должна предусматривать законченный круг знаний: ни один предмет не должен вытеснять остальные.

Особое внимание желательно уделять творческой самостоятельности учащихся в процессе их обучения. В работе с неполноценными детьми руководящая роль должна принадлежать учителю.

Исходя из положения об равноправном обучение нормальных и аномальных детей, он подчеркнул отсутствие специальных методов, применимых только к умственно отсталым детям. В организации учебно-воспитательного процесса особое место занимает обеспечение тесной связи между всеми предметами. Это повышает интерес учащихся к усвоению знаний и придает им жизненный практический характер. Трошин провел специальные исследования по вопросам обучения чтению и письму. Он основал их на выявленных закономерностях усвоения грамоты и графики. Настолько же важным средством обучения, образования и развития детей с отклонениями он считал игру.

«По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, - говорит Трошин Г.Я., те и другие - люди, те и другие - дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития» [2, С. 67]. Позже в работах Выготского Л.С. будет отмечено, что способы развития и воспитания у аномального ребенка другие, следовательно методика обучения ребенка с дефектом отличается глубоким своеобразием. В рамках концепции аномального детства Г.Я. Трошин обратился к проблеме отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Аналитическое осмысление детерминации девиантного поведения, стремление проникнуть в психологию несовершеннолетних правонарушителей, выявить внутренние и внешние

факторы, толкающие к противоправному поступку, объяснить механизм, структуру и динамику отклоняющегося поведения лиц с психической патологией позволили ученому разработать комплекс мер, направленных на выявление, предупреждение и исправление социальной патологии.

Основные положения:

- изучение медико-педагогического и психологического наследия Г.Я. Трошина, продолжившего традицию русской классической педагогики и отстаивавшего гуманистические идеи воспитания личности аномального ребенка, может иметь важное значение для развития теории и практики современной дефектологии, а также для совершенствования психодиагностики. Это дает целостное представление о разных направлениях русской психолого-педагогической мысли, а в частности об ее антрополого-гуманистическом направлении;

- сравнение исследований о закономерностях психического развития детей в норме и при патологии дало возможность Г.Я. Трошину утверждать что патологии в развитии не являются специфическим, а представляет собой лишь некий вариант нормального развития ребенка. Поэтому главная задача процесса воспитания - приближение к «норме развития» в условиях специального обучения;

- принципиальная позиция Трошина состоит в том, что «не зная нормы, нельзя понять патологии, и, наоборот, не зная патологии, полностью не познаешь нормы» [1, С. 13]. В связи с этим педагогика, которая связанна с развитием и усвоением знаний, дает большой разброс типов успеваемости, а также предлагает богатый практический материал, который может использоваться для диагностики уровня умственного развития и определения готовности детей к школе, а также с целью определения адекватности того или иного вида обучения;

- идеи Трошина предвосхищают коррекционно-психологическую концепцию Л.С. Выготского, который признавал приоритет многих научных положений ученого. Г.Я. Трошин является одним из первых историков специального образования отечественной и зарубежной коррекционной психологии и педагогики, а также организации социально-педагогической помощи аномальным детям;

- Григорий Яковлевич уделил большое внимание разработке теоретических и экспериментально-практических вопросов, которые представляют формы и методы диагностического обследования ребенка. С их помощью можно получить адекватные задачи исследования решения экспериментальных психолого-педагогических проблем;

- концептуальные положения ученого и профессора Григория Яковлевича сыграют ведущую роль, но уже в 7080 гг. ушедшего ХХстолетия. Именно в этот период начнут активно совершенствоваться логопедия, получит большое распространение дошкольная олигофренопедагогика с практической точки зрения, начнут функционировать ППМС-Центры, школьные психолого- медико- педагогические консилиумы и логопедические группы в дошкольных образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Беленкова Л.Ю. Антрополого-гуманистическая концепция обучения и воспитания аномальных детей в научном наследии Г.Я. Трошина (1874-1938): Автореф., дис. ... канд. псих. наук: 19.00.10 / Беленкова Лариса Юрьевна. Н. Новгород, 2000. 24 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5 Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368с.

3. Дружиловская О.В. Современный подход к преподаванию дисциплин медико-биологического цикла на дефектологических факультетах педагогических вузов / О.В. Дружиловская. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 24 с.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Я.А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.

5. Осовский Е.Г., Беленкова Л.Ю. Педагогическая деятельность и научные труды Г.Я.Трошина (1874-1939) // Дефектология. 2000. №6. С.77-83

6. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. -Пг., 1915. С. XIII

7. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Т. 1. Процессы умственной жизни. Петроград ,1915. С. IX.

References

1. BelenkovaL.Y. Anthropological and humanistic conception of training and education of abnormal children in the scientific heritage Chapter G.Ya.Troshina (1874-1938): abstract., dis. ... kand. psychological Sciences: 19.00.10 /Belenkova Larisa Yurievna. N. Novgorod, 2000. 24 p.

2. Vigotskiy L.S. Collected edition. Six book-set, vol.5. Basics of defectology / under the editorship of T.A. Vlasova. Moscow, Pepagogika, 1983. 368 p.

3. Druzhilovskaya O.V. A modern approach to the teaching courses of medical and biological cycle on defectology faculties in pedagogical universities / O.V. Druzhilovskaya. Extended abstract of Cand. Ped. Sci. Dissertation. Moscow, 2003. 24 p.

4. Komenskiy Ya.A. Selected pedagogical works. Moscow, Uchpedgiz, 1955. 651 p.

5. Osovskiy E.G., Belenkova L.U. Teaching activities and scientific papers of G.Ya. Troshin (1874-1939) // Defectologiya, 2000, №6. P. 77-83.

6. Troshin G.Ya. Anthropological basis of upbringing. Comparative psychology of normal and abnormal children / G.Ya. Troshin. Petrograd, 1915. P. XIII.

7. Troshin G.Ya. Anthropological basics of upbringing. Comparative psychology of normal and abnormal children. Two-book set, vol. 1. The processes of the mental life. Petrograd, 1915. P. IX.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.