Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Г.Я. ТРОШИНА В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ'

ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Г.Я. ТРОШИНА В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ИНКЛЮЗИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КЛИНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамарина Е.В.

На основе анализа работ Григория Яковлевича Трошина, в статье представлена тесная взаимосвязь клинических и психолого-педагогических направлений организации коррекционно-развивающей деятельности с младшими школьниками, имеющими особые образовательные потребности. Теоретически обосновано значение междисциплинарного подхода, характеризующего аномальное развитие, применительно к педагогическому процессу. Показана ведущая роль клинических исследований в психолого-педагогическом сопровождении различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамарина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF G.YA. TROSHIN'S RESEARCHES IN ORGANIZATION OF SPECIAL EDUCATION WITH JUNIOR STUDENTS

Based on the analysis of Grigory Yakovlevich Troshin’s works, the article presents the close connection of clinical andpsychological-pedagogical directions in organization of special education with junior students who have special educational needs. Significance of the multidisciplinary approach that characterizes abnormal development with reference to the pedagogical process is theoretically justified. The leading role of clinical researches in the psychological and pedagogical support of various categories of children with health limitations who study under inclusion conditions is shown.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Г.Я. ТРОШИНА В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

УДК 373.3.091.33(091] ШАМАРИНА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева E-mail: SAXA9999@mail.ru

UDC 373.3.091.33(091)

SHAMARINA E.V.

Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor of Department of Pedagogy and Professional Education of Orel

State University E-mail: SAXA9999@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Г.Я. ТРОШИНА В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

THE SIGNIFICANCE OF G.YA. TROSHIN'S RESEARCHES IN ORGANIZATION OF SPECIAL EDUCATION WITH JUNIOR STUDENTS

На основе анализа работ Григория Яковлевича Трошина, в статье представлена тесная взаимосвязь клинических и психолого-педагогических направлений организации коррекционно-развивающей деятельности с младшими школьниками, имеющими особые образовательные потребности. Теоретически обосновано значение междисциплинарного подхода, характеризующего аномальное развитие, применительно к педагогическому процессу. Показана ведущая роль клинических исследований в психолого-педагогическом сопровождении различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзии.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, инклюзия, младший школьник, клинический аспект, коррекционно-развивающая деятельность.

Basedon the analysis of Grigory Yakovlevich Troshin's works, the article presents the close connection of clinicalandpsychological-pedagogical directions in organization of special education with junior students who have special educational needs. Significance of the multidisciplinary approach that characterizes abnormal development with reference to the pedagogical process is theoretically justified. The leading role of clinical researches in the psychological and pedagogical support of various categories of children with health limitations who study under inclusion conditions is shown.

Keywords: multidisciplinary approach, inclusion, junior student, clinical aspect, special education.

Формирование национальных систем специального образования во все эпохи связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями общества, а также государственной политикой по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На протяжении многих веков дети с отклонениями в развитии вызывали у значительной части населения негативные реакции: эмоциональное отторжение, страх, а также неприязнь. Анализируя исследования прошлого столетия, можно указать, что история становления отечественной системы специальных образовательных учреждений своеобразна и коротка. Как отмечает Н.Н. Малофеев, начиная с30-х гг. XX века, развитие учебных заведений для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта происходит от трех типов, до развернутой сети дошкольных и школьных образовательных учреждений, построенных с учетом возможностей обучающихся.

К настоящему времени в России функционируют сложившиеся системы обучения детей с нарушениями развития, связанные с реализацией идей инклюзии к общеобразовательной школе. Подчеркнем, что инклюзивное образование в России по-прежнему находится на стадии развития с целью выявления его положительных тенденций и определения значения для совместного обучения школьников в начальных классах. Возможности интегрированного и инклюзивного образования младших школьников существуют благодаря исследованиям прошлого столетия. В них анализируются работы Г.Я. Трошина, видного русского психиатра, невропатолога, доктора психологии и ученого. Считается, что в отечественной дефектологической науке его идеи не находят полного анализа и оценки до настоящего времени. Исследования Г.Я. Трошина в области детской психопатологии, психиатрии, коррекцион-ной педагогики и специальной психологии, а также диффе-

ренциальной психодиагностики, раскрывающие проблемы «детской исключительности» остаются мало известными. Заметим, что Григорий Яковлевич Трошин является одним из ярких представителей антрополого-гуманистического направления конца XIX - начала XX вв. Видный деятель эмиграции С.И. Гессен в своем очерке «Русская педагогика в XX веке» (1939) пишет о том, что популярность Трошина Г.Я. даже приблизительно не соответствует значению его работ [1]. Между тем «Классификация детской ненормальности с выделением практически важных форм» (1914), монументальный научный труд «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915), удостоенный премии К.Д. Ушинского, «Строение душевных болезней» (1927) и другие получили широкую известность среди научных исследований и не утратили своей актуальности до настоящего времени. Практический опыт его работы обобщен в диссертации «О сочетанных системах больших полушарий».

Заслугой Г.Я. Трошина является то, что он впервые в мировой практике работы с аномальными детьми положил межпредметный подход и указал на тесную взаимосвязь и взаимозависимостьклинических, педагогических и психологических аспектов в организации коррекционно-развивающей работы с аномальными детьми. Междисциплинарность также прослеживалась в понятиях, характеризующих аномальное развитие, применительно к педагогическому процессу. Профессором Трошиным Г.Я. обоснована идея единства обучения, коррекции и лечения, «чтобыориентироваться и знать, куда направить практические мероприятия» [8, с. 37].

Высокая оценка научно-исследовательской деятельности ученого в области детской исключительности и аномального детства была дана В.П. Кащенко, Л.С. Выготским, П.П. Блонским,

© Шамарина Е.В. © Shamarina E.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

А.Р. Лурией и другими исследователями. Кроме этого, ссылки на труды Г.Я. Трошина мы находим в работах Л.С. Выготского, С.Я. Рубинштейн, Х.С. Замского, В.И. Лубовского, С.Д. Забрамной. Отметим, что долгие годы становления и развития специальной психологии и коррекционной педагогики, как единой комплексной науки об изучении психолого-педагогических особенностей детей и подростков с отклонениями в развитии, не включали труды Г.Я. Трошина. Однако в последние 20 лет неуклонно растет интерес к его научному наследию. На наш взгляд, причинами такого интереса являются: многочисленные исследования различных категорий аномальных детей сравнительного характера, возникновение сети дифференцированных дошкольных образовательных учреждений для детей с отклонениями развития, внедрение основ инклюзивного и интегрированного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Все эти нововведения требовали переосмысления «старых» образовательных стандартов и дополнительных исследований особенностей учащихся, обучающихся в школах с I по VIII вид или в среде нормально развивающихся младших школьников.

Григорий Яковлевич Трошин впервые предложил градационный метод качественной оценки психических процессов, в котором выделил стадии, дифференцирующие норму и пато-логиюразвития ребенка. Трошин Г.Я. приходит к научно обоснованному выводу о том, что любая причина болезненного характера, действующая на центральную нервную систему, приводит к ее нарушениям, отражаясь на развитии высших психических процессов. Результатом этого может являться отставание (задержка) в развитии отдельных психических функций, либо грубое недоразвитие (умственная отсталость) [7].

Таким образом, проделанная Трошиным Г.Я. работа в области психиатрии и психологии положила начало такой отрасли знания как психологическая диагностикадетей с нарушениями развития, способствовала функционированию служб практической психологии. Правомерно было бы указать, что Л.С.Выготский разработал и дал подробную характеристику теоретико-методологическим основам специальной педагогики и психологии, но система диагностической деятельности была предложена в начале XX века Григорием Яковлевичем Трошиным. Отмечая возможности учета причин биологического характера при дифференциальной диагностике умственной отсталости от других состояний болезненного характера, ученый указывает на другие причины, приводящие к нарушению развития. В основном эти причины связаны с педагогической запущенностью либо неблагоприятными условиями его жизни. Подчеркнем, что работая в петербургской больнице для душевнобольных Св. Николая Чудотворца, Г.Я. Трошин описал основные признаки неврозов и психозов, сформулировал положения относительно обучения и воспитания нервных и отсталых детей, заложил основы педагогической психиатрии. С 1912 года он активно читает лекции при Психоневрологическом институте, обсуждая проблемы обучения и воспитания умственно отсталых детей во вспомогательных школах, а также уделяет внимание методике преподавания различных предметов.Ученый подчеркивал, что «в ненормальности ребенка многие усматривают только болезнь, в то время как имеется колоссальное количество областей, не незатронутых болезнью» [7, с. 822]. В обучении детей большое значение придается знаниям, которые младшие школьники получают на основе практического опыта. В качестве равнозначных выступают предметы эстетического цикла: изобразительное искусство, музыка, уроки трудового обучения, физического воспитания. Заметим, что проблемы эстетики всегда интересовали Григория ЯковлевичаТрошина. Его работы «Музыкальные эмоции» (1901), «Литературно-художественные эмоции с нормальной и патологической стороны» (1903) свидетельствуют о разносторонних интересах ученого, обладающего незаурядным литературным талантом.

Создав по собственному проекту первую в России вспомогательную школу-лечебницу для аномальных детей в Петербурге (1906-1916), он воплотил в ее деятельность мно-

гие свои разработки и рекомендации, где переплетались психиатрические и педагогические направления работы с аномальными детьми.

Принципиальная позиция профессора Трошина Г.Я. состоит в том, что «не зная нормы, нельзя понять патологии, и, наоборот, не зная патологии, полностью не познаешь нормы» [1, с. 13].Отметим, что как при проведении диагностического обследования, так и в целях корригирующего воспитания, Г.Я. Трошин считал важным учитывать достижения педагогической психопатологии. Например, ученый составил иерархию и описал взаимосвязь нарушений психики при поражениях мозга.Исследуя особенности психического развития умственно неполноценного ребенка в сопоставительном анализе нормы и патологии, Григорий Яковлевичуказал на взаимосвязь имеющегося нарушения с определенным участком головного мозга, подчеркивая значимость лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий. Таким образом, специальная психология определяется как наука, соединяющая гуманитарные, естественные и педагогические исследования. Исследования Трошина Г.Я. дают возможность определить ведущие направления деятельности учителя в коррекционно-развивающем обучении. Они, как правило, связаны с психолого-педагогическим сопровождением младших школьников, обучающихся в условиях интеграции и инклюзии (Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, И.А. Коробейников, О.Д. Смолин, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Н.П. Назарова).

На Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования, инициированным Петербургским обществом грамотности, Г.Я. Трошин организовал работу «врачебно-педагогической секции». Ее целью являлось: определение типов начальных школ в России, разработка программ обучения младших школьников и подготовка учителя для начальной школы. Трошин Г.Я. представил психологическое значение методов и приемов педагогического воздействия до степени «ультра». В обучении аномальных детей следует особое внимание уделять игре и игровым приемам. Трошин Г.Я. считает, что эти формы работы создают у таких младших школьников положительный эмоциональный настрой, а также повышает их интерес к обучению. По мнению ученого, в организации учебно-воспитательного процесса школьников значимое место отводится взаимосвязи между всеми предметами. Это придает знаниям учащихся жизненный характер.Итогом многолетних исследований и трудов стала разработка методических рекомендаций по обучению чтению умственно отсталых младших школьников. Методические же рекомендации по обучению чтению и письму умственно отсталых детей основаны на закономерностях усвоения графики и грамоты такими младшими школьниками [1].

Таким образом, Г.Я. Трошиным показана ведущая роль клинических исследований в решении проблем обучения аномальных детей, эффективность которого зависит от координации усилий специалистов разного профиля.

После октябрьской революции 1917 года Трошин Г.Я. продолжил свои исследования в области детской психологии и психиатрии. В 1922году вместе с группой ученых он был выслан из советской России за границу.

Работая в Праге на кафедре судебной медицины и психиатрии Русского юридического факультета, Трошин Г.Я. пишет свой труд «О строении психоза» (1923), участвует в научной жизни, его работы регулярно публикуются. Таким образом, в начале Г.Я. Трошин впервые в отечественной науке сделал плодотворную попытку разработать концептуальные положения теории аномального развития, в центре которых личность проблемного ребенка.

Благодаря исследованиям Г.Я. Трошина появилась возможность дифференцировать слабоумие от других сходных с ним состояний. В связи с этим углубленно изучалось интеллектуальное и эмоциональное развитие дементных детей. Г.Я. Трошин предлагает классификацию умственно неполноценных, которая дает возможность отличать психическое не-

доразвитие от детских неврозов либо психозов, а также от тех нарушений, которые возникают вследствие соматической ослабленности ребенка либо неблагоприятных условий его жизни. Он ставит важнейшую задачу оптимальной социализации лиц с психофизическими недостатками в общество, утверждает о необходимости их социальной адаптации и самостоятельного жизнеустройства. Заметим, что дальнейшими исследованиями С.Я. Рубинштейн убедительно доказано, что правильно организованное воспитание умственно отсталых детей дает возможность сформировать у них адекватное и устойчивое мировоззрение.

В исследованиях Г.Е. Сухаревой были выделены особенности познавательной деятельности умственно отсталых младших школьников, на основе которых отбирался материл для обучения учащихся вспомогательной школы. Она сформулировала следующие признаки обучаемости умственно отсталых детей: низкая потребность ребенка в новых впечатлениях; замедленная восприимчивость к новому, плохая обучаемость и низкий уровень работоспособности. Учитывая эти признаки, умственно отсталых младших школьников учат анализировать и обобщать простейший материал и строить умозаключения под руководством педагога. Обобщая сказанное, отметим факт того, чтобы обучать и воспитывать умственно отсталого ребенка педагог и психолог должны владеть знаниями детской психиатрии.

Следует указать, что специальных исследований, посвященных направленности личности умственно отсталых детей, было недостаточно. Выделялись лишь работы Л.Н. Поперечной, в которых выделено две группы учащихся. В первую группу вошли подростки массовой школы, которых врачи и педагоги рекомендовали перевести во вспомогательную школу. Они не испытывали желания учиться, не стремились к самовоспитанию. Ко второй группе были отнесены ученики с последствиями тяжелого поражения головного мозга. Эти дети обучались во вспомогательных школах.

Необходимо указать, что в своем докладе «Проект вспомогательной деятельности школы в русских условиях» Г.Я. Трошин обосновывает ряд положений, характеризующих ее деятельность. Выделим факт того, что практической реализации этих положений способствует: знакомство педагога с данными медицинского обследования ребенка, наличие либо отсутствие у него хронических заболеваний; использование сведений об истории развития ребенка, полученных от родителей; установление контакта с самим ребенком.Среди прочего, имвыделена проблема специально организованной классной среды, которая является значимым фактором социализации личности аномального ребенка. Здесь важно, чтобы досуг детей был заполнен занимательными, развивающими занятиями-прогулками, спортом, чтением, играми. Это требует разработки особой программы и методики корригирующего воспитания умственно отсталого ребенка. Исследования Г.Я. Трошина о влиянии социальной среды на развитие аномального ребенка были продолжены Л.С. Выготским. Им доказано положение о том, что именно взрослые, окружающие ребенка, играют ключевую роль в развитии идеальной поведенческой формы. Выготский Л.С. обосновал ряд теоретических принципов, связанных с организацией коррекционно-развивающего обучения.

Отметим, что во вспомогательную школу наряду с умственно отсталыми детьми попадали дети с другими отклонениями. Такое совместное обучение, по мнению ученого, недопустимо и требует дополнительных исследований. Положение не могло быть иным по причине отсутствия научно обоснованного диагностического инструментария к изучению особенностей умственно неполноценных детей и отсутствия качественных показателей, характеризующих их деятельность [1, 5]. Выделим тот факт, что Г.Я. Трошин, начиная работать в больнице для душевнобольных, не разделял идею биологического подхода к дефекту аномального ребенка.

Трошин Г.Я. был разносторонним человеком: он обладал литературным даром, увлекался музыкой, был блестящим лектором. В курсе лекций для студентов Русского педагогического

института он обсуждал широкий круг вопросов:особенности детей с отклонениями развития;специфика построения коррекционно-развивающего обучения;применениесистемы лечебно-педагогических мероприятий для работы с разными категориями детей.

Итак, проявление внимания к личности и наследию Г.Я. Трошина в основном связано с исследованиями медико-педагогических проблем русского зарубежья, сформулированных в 90-е гг. прошлого столетия. Он еще в 1924 году задумал составить работу под названием «Руководство по психиатрии» в 9 томах, которая, к сожалению, осталась незаконченной.

Таким образом, Григорий Яковлевич во многом предвидел ситуацию, возникшую сегодня. Например, ухудшение состояния здоровья детей, рост функциональных расстройств и заболеваний коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно в начальных классах. Подчеркнем, что все младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в общеобразовательной школе, требуют целенаправленной помощи врачей, педагогов и психологов, так како-ни испытывают трудности в освоении общеобразовательной программы. В связи с этим знание особенностей детей с различными отклонениями развития дает возможность учителю средства для коррекции имеющихся недостатков в условиях массовой школы.

Обобщая исследования ученого, подчеркнем, что результаты клинического и психолого-педагогического изучения умственно неполноценных детей, позволяют реализовать принцип индивидуального подхода к ним в процессе обучения. Используя клинические данные, психолог планирует групповые и индивидуальные занятия с обучающимися, направленные на развитие мелкой моторики и коррекцию их познавательной деятельности. Подчеркнем, что часть этих заданий может применять учитель начальных классов, способствуя повышению эффективности обучения младших школьников рассматриваемой категории.

Таким образом, проанализировав исследования Г.Я. Трошина, посвященные аномальному детству, отметим следующее:

- ученый впервые в мировой практике работы с аномальными детьми положил межпредметный подход, включающий систему взаимосвязанных наук, изучающих клинические и психологические особенности детей с нарушениями в развитии, что оказало существенное влияние на эффективность обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;

- указал, что успешной организации коррекционно-развивающей деятельности способствует учет причин социально-психологического характера для создания ситуации взаимодействия,сотрудничества и общения с учителем;

- обосновал возможности организации и проведения коррекционно-развивающей деятельности в начальной школе на основе знания клинико-психолого-педагогических особенностей младших школьников, обучающихся в условиях инклюзии;

- внес вклад в психолого-педагогическую диагностику аномального ребенка, сделав акцент на выделении специфических особенностей умственно отсталых обучающихся;

- разработал методические рекомендаций по обучению чтению умственно отсталых младших школьников;

- обосновал необходимость применения системы лечебных и психолого-педагогических мероприятий для работы с разными категориями детей, что позволило продолжить современные исследования и выделить другие категории детей с нарушениями развития;

- используя междисциплинарный подход к оценке психического развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, доказал возможности использования заданий коррекционно-развивающей направленности в соответствии с особенностями развития детей на определенном возрастном этапеи уровнем усвоения ими знаний.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Беленкова Л.Ю. Антрополого-гуманистическая концепция обучения и воспитания аномальных детей в научном наследии Г.Я. Трошина (1874-1938): Автореф., дис. ... канд. псих.наук: 19.00.10/ Беленкова Лариса Юрьевна. Н. Новгород, 2000. 24 с.

2. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии /Л.Ю. Беленкова // Интеграция образования. 2011. №1. С. 59-64

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5 Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 369с.

4. Дружиловская,О.В.Современный подход к преподаванию дисциплин медико-биологического цикла на дефектологических факультетах педагогических вузов .Автореф.дис....канд.пед.наук. М.,2003. 24с.

5. Дружиловская О.В. Научно - историческое наследие Г.Я. Трошина для современной специальной психологии и педагогики /О.В. Дружиловская //Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. №3.- С.11-16.

6. Осовский, Е.Г., Беленкова, Л.Ю. Педагогическая деятельность и научные труды Г.Я. Трошина (1874-1939) /Е.Г. Осовский, Л.Ю. Беленкова // Дефектология. 2000. №6. С.77-83.

7. Трошин, Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей /Г.Я.Трошин. -Пг., 1915., Т. 2. 958с.

8. Трошин, Г.Я. Классификация детской ненормальности с выделением практических важных форм/Г.Я.Трошин// Современная психиатрия. 1913. №9. С.436-484.

References

1. Belenkova, L. Y. Anthropological and humanistic conception of training and education of abnormal children in the scientific heritage Chapter G.Ya. Troshina (1874-1938): abstract., dis. ... kand. psychological Sciences: 19.00.10 /Belenkova Larisa Yurievna. N. Novgorod, 2000. 24 p.

2. Belenkova L.U. Innovative approaches to education of children with health limitations: from integration to inclusion / L.U. Belenkova// Integratsiyaobrazovaniya, 2011, №1, Pp. 59-64.

3. VigotskiyL.S. Collected edition.Six book-set, vol.5.Basics of defectology / under the editorship of T.A. Vlasova. Moscow, Pepagogika, 1983. 368 p.

4. Druzhilovskaya O.V. A modern approach to the teaching courses of medical and biological cycle on defectology faculties in pedagogical universities / O.V. Druzhilovskaya.Extended abstract of Cand.Ped.Sci. Dissertation.Moscow, 2003.24 p.

5. Druzhilovskaya O.V G.Ya.Troshin's scientific and historical heritage for modern Psychology and Pedagogy for Special Needs / O.V. Druzhilovskaya // Kulturno-istoricheskaya psikhologiya, 2008, vol. 4, №3, Pp. 11-16.

6. OsovskiyE.G., BelenkovaL.U.Teaching activities and scientific papers of G.Ya.Troshin(1874-1939)//Defectologiya, 2000, № 6. Pp.77-83.

7. Troshin G.Ya. Anthropological basis of upbringing.Comparative psychology of normal and abnormal children / G.Ya.Troshin.Petrograd, 1915. Pp. XIII.

8. Troshin G.Ya. Classification of child abnormality with allocation of practically important forms/ G.Ya. Troshin //Sovremennayapsikhiatriya, 1913, №9, Pp. 436-484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.