Художественная культура № 4 2023
Музыкальная культура
УДК 78 ББК 85.313(2)
Серегина Наталья Семеновна
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник, сектор музыки, Российский институт истории искусств, 190000, Россия, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 5 С«СЮ Ю: 0000-0002-9918-7973 [email protected]
Ключевые слова: А.С. Грибоедов, В.А. Одоевский, М.Д. Резвой, философия музыки, теория музыки, музыкальная терминология, русская песня, певческое искусство
Серегина Наталья Семеновна
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЪзвой), В.Ф. Одоевский)
This is an open access article distributed under
the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
DOI: 10.51678/2226-0072-2023-4-478-499
Для цит.: Серегина Н.С. Грибоедовский «код» в русском
музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой),
В.Ф. Одоевский) // Художественная культура. 2023. № 4. С. 478-499.
https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-4-478-499.
For cit.: Seregina N.S. Griboyedov's "Code" in Russian Musicology
(A.S. Griboyedov, M.D. Rezvoy, V.F. Odoevsky). Hudozhestvennaya
kul'tura [Art & Culture Studies], 2023, no. 4, pp. 478-499.
https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-4-478-499. (In Russian)
Seregina Natalia S.
D.Sc. (in Art History), Leading Researcher, Department of Music, Russian Institute of Art History, 5 Isaakievskaya Sq., St. Petersburg, 190000, Russia ORCID ID: 0000-0002-9918-7973 [email protected]
Keywords: A.S. Griboyedov, V.F. Odoevsky, M.D. Rezvoy, philosophy of music, music theory, musical terminology, Russian song, art of singing
Seregina Natalia S.
Griboyedov's "Code" in Russian Musicology (A.S. Griboyedov, M.D. Rezvoy, V.F. Odoevsky)
Аннотация. Одну из нереализованных линий деятельности А.С. Грибоедова, формировавшуюся на основе его музыкальных талантов, составлял интерес к основам музыкальной науки. Грибое-довские научные идеи ценностного содержания музыки, музыкальной теории и терминологии, интерес к музыкальной этнографии были претворены в жизнь его младшими современниками и собеседниками — В.Ф. Одоевским и М.Д. Резвым.
Моменты взаимовлияния Грибоедова и Одоевского выявлены по их эпистолярию. Контакты Грибоедова и Резвого прочитываются по карандашному портрету Грибоедова авторства Резвого, выполненному в 1825 году. Сфера идей, высказанных Грибоедовым, в дальнейшем получила продолжение у Резвого и Одоевского. Гри-боедовский «код» в русском музыкальном искусстве сложился в общении и деятельности младших собеседников и последователей Грибоедова. В статье намечаются несколько линий, по которым развивалась мысль о музыке у Грибоедова и в дальнейшем у Резвого и Одоевского: темы философии, истории и теории музыки, народного творчества. Грибоедовский «код» в русском музыкальном искусстве — внимание к истории России, науке о музыке, народному театру и народной песне, сфере храмового искусства — претворился в общественной и научно-художественной деятельности его собеседников и последователей.
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)
Abstract. One of Griboyedov's unrealised lines of work shaped by his musical talents was his interest in the foundations of musical science. Griboyedov's scholarly ideas about the value-based content of music, musical theory and terminology, and his interest in musical ethnography were implemented by his younger contemporaries and companions V.F. Odoyevsky and M.D. Rezvoy.
The moments of mutual influence between Griboyedov and Odoyevsky are revealed in their epistolary contacts. The contacts between Griboyedov and Rezvoy can be apprehended through the 1825 pencil portrait of Griboyedov by Rezvoy. The range of ideas expressed by Griboyedov was later continued by Rezvoy and Odoyevsky. Griboedov's "code" in Russian musical art — attention to the history of Russia, the science of music, folk theater, folk song, the high sphere of temple art — was translated into the social, scientific, and artistic activities of his companions and followers.
Введение
Одна из нереализованных линий деятельности Грибоедова, формирующаяся на основе его музыкальных талантов, — интерес к основам музыкальной науки в историческом и теоретическом аспекте. Импровизации на фортепиано, лишь некоторые из которых (два вальса к тексту пьесы «Горе от ума») положены на бумагу; сотрудничество, порой композиторское соавторство с А.Н. Верстовским в написании оперы-водевиля «Кто брат, кто сестра...», музыкальные идеи в постановке своих пьес [4; 23] сочетались с изучением новейшей научной литературы о музыке [23].
Тема музыкальных интересов Грибоедова обсуждалась в научной литературе, однако значение и влияние его идей на взгляды и круг тем, разрабатываемых его современниками (на примере В.Ф. Одоевского и М.Д. Резвого), как и роль его идей в отечественном музыкознании рассматриваются впервые.
В. Одоевский о Грибоедове
В.Ф. Одоевский (1804-1869), младший собеседник Грибоедова по темам исторической науки и музыкального искусства, дает развернутую характеристику научных интересов своего выдающегося корреспондента:
Грибоедов был большой знаток нашей старины и едва ли не один из тогдашних литераторов (в собственном смысле этого слова) прилежно занимался русскими древностями. Летопись Нестора была его настольною книгою. Этим постоянным чтением Грибоедов приобрел необыкновенную в то время чистоту языка. [цит. по: 28, с. 710].
Одоевский подчеркивает общность их интересов:
Музыка могла быть одним из поводов к дружескому сближению между кн. Одоевским и Грибоедовым. Сестра Грибоедова Мария Сергеевна (впоследствии Дурново) превосходно играла и на фортепьяно, и в особенности на арфе. Часто в доме Грибоедовых (под Новинским) устраивались музыкальные кружки. Сам Грибоедов был отличный фортепьянист, — но сверх того они с кн. В.Ф. Одоевским занимались и теориею музыки как науки, что в то время было большой редкостию; над ними общие приятели тогда подсмеивались; даже в этом кружке было присловье: «Уж как Грибоедов с Одоевским заговорят о музыке, то пиши пропало; ничего не поймешь».
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)
Грибоедов был ученик, если не ошибаемся, знаменитого петербургского гармониста Иоганна Миллера [цит. по: 28, с. 710].
Грибоедов. Музыковедческие интересы
По приезде с театра военных действий на Кавказе в 1823 году в Москву Грибоедов пишет записку Одоевскому, где просит прислать книги, которые посвящены вопросам истории и теории музыки, музыкальной этнографии:
Любезный друг. Сделай одолжение, пришли мне Калайдовича, «Памятники древн. росс. словесности», и Арцибашева; да возле тебя в книжной лавке не найдется ли Гесс де Кальве, «Теория музыки», и Успенский, «Русск. древности из частной жизни Россиян» одна часть. При сем прилагаю 25 р. Извини, что утруждаю тебя моими поручениями, может быть безвременными. Верный твой Грибоедов [11, с. 69].
Содержание перечисленных Грибоедовым книг крайне показательно с точки зрения общих интересов обоих корреспондентов в области истории музыкальной культуры, рассматриваемой в контексте древнерусской словесности, а также основ европейской теории музыки.
Каждое из этих изданий необходимо рассмотреть подробно. Три книги посвящены истории славянской культуры.
Первая из них — «Памятники российской словесности XII века» [13].
Вторая — «О первобытной России и ея жителях» Н.С. Арцыбаше-ва [2]. Обе книги содержат сведения по истории русской народной культуры.
В книге Успенского «Опыт повествования о древностях русских» [27] содержатся сведения о происхождении российского народа, о языках, художествах, ремеслах и домостроительстве, обрядах и обычаях россиян, воспитании, учении, науках, книгах и врачебной части и многом другом в российском государстве, в том числе о музыке, народных музыкальных инструментах. Например: «Гудок скрипке подобный о трех струнах инструмент, на которых играют, так же как на скрыпке, посредством смычка, держа самый инструмент ручкой вверх. Инструмент сей есть один из древнейших в России» [27, с. 94].
Е О РI Я МУЗЫКИ
РддеужАсн!« р сеял мскупвв), -¿г ,,1>>чд№|усс
»Ь ссо"Ь рюр!^, ¡.^Л Л ! ClFJI.ro MV.II.IIJf.
ГслералЬ-бАсЪ, правила еочниеиГ* (мошкин^и), оиНсынс нкед1р^.чсни*.о>Л|, ¡.а-шыс ки н все что ош нюеи шел кЪ ксА вТ» чолрто-иосгпи. Стнгно ■!» Росс1н л дл* Ру«»!исЪ ГУСТА ВОМЪ ГЕСС1, ЛЬ пяль в в Доепгоро нЪ фнлошфш ИМПВРЛТОРСК Л ГО Хзрьмдепт урШксреНДОПЦг С|г!а|1Ц|ц чи Чле-иошЪ Гормяг-о Правлен!* Лутгсслг« лингсйннг лзбаод!, СМк-р - Гнлпнси - фермдтерочЪ ^ Членом Ъ рвэныхЪ ШщссппЬ Перскд&нс сЪ Н*тум'н ^ипПк» я.? ГбяарсянмЪъ
. - 0г>1,\агяви юаиолщтс при НА(НЕРА-Т0 РСКОМЪ уни&рштмЪ Члс-
— Лиг < -омЬ * Сажщ)ялетср6ур*сШо О&цктля Св г?..?.- ч ПрыЖщгни я
*Ш4ЧреН{А V ?.-*1».и'V Лйрр^-чгндентшнЗ,
ЧАСТЬ 1Г й Г N А Я. (И» яргаСгм,« С»-.-| «»»11 1
Гн1тиЁГМ Ь«п|лн ыггг кг, Г| аКчни.и
(Ч ¥Ши dclrriu.il Оп Ног>
ХАРЬКОВ! Ьь УпЯ^ПояаЛй! ТЦавв^фю, ia.ll ГвДЛ.
Ил. 1. Калайдович К. Памятники российской словесности XII века. Москва, 1821
Ил. 2. Арцыбашев Н.С. О первобытной России и ея жителях. Санкт-Петербург, 1809
Ил. 3. Гесс де Кальве Г. Теория музыки, или Рассуждения о сем искусстве... Харьков, 1818
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)
Постатейно рассматриваются волынка, балалайка, гусли, варган, свирель, дудка; говорится о музыкальных инструментах, упоминаемых у Алеария [27, с. 95]; о театре: «России комедии стихами... Блудный сын»; о церковном пении: «о церковных празднованиях» [27, с. 126], где «вместо труб и органов и всяких свадебных потех пети своим дьякам строчные и демественные большие стихи, из праздников и из триодей» [27, с. 127]; о погребальных обрядах: «кричат, или голосят, плакальщицы» [27, с. 143]; отдельно рассматриваются «шалости и пение придворных шутов» [27, с. 218].
Третий пункт записки Грибоедова содержит упоминание книги доктора философии Харьковского университета Густава Гесса де Кальве (1784-1838) [8], где рассматриваются вопросы теории и истории музыки, даются сведения о музыкальных жанрах и формах, музыкальных инструментах, народных песнях.
Упомянутые материалы характеризуют темы контактов Грибоедова и Одоевского в области теории и истории музыки [см.: 7].
М. Резвой (РЬзвой)
Здесь следует сказать о третьем лице — молодом человеке того же круга — Модесте Резвом, в 1825 году создавшем карандашный портрет Грибоедова, вклеенный в один из списков «Горя от ума» [18, с. 499].
В 1825 году (дата, указанная на портрете) Грибоедов и Резвой могли встречаться. Это был последний год длительного служебного отпуска Грибоедова, проведенного им частью в Москве, частью в имении С.Н. Бегичева в Тульской губернии, частью в Петербурге. Портрет наклеен на обороте первого листа рукописи. Грибоедов изображен здесь в профиль, без очков. Внизу за рамкой портрета нарисован нотный свиток как символ музыкальной деятельности портретируемого, а на свитке — очки Грибоедова, известные нам по другим портретам. Портрет выполнен с тщательностью, в которой угадывается благоговение перед изображенным.
Модест Дмитриевич Резвой (1807-1853) — сын героя Отечественной войны 1812 года Д.П. Резвого (1762-1823), военный инженер (выпускник Главного инженерного училища 1825 года), общественный деятель, художник, секретарь Общества поощрения художеств, композитор, музыковед, первый крупный музыкальный лексикограф [20,
Ил. 4. Резвой М.Д. А.С. Грибоедов. 1825. Бумага, карандаш. Рисунок на списке «Горе от ума» А.И. Черкасова. Государственный литературный музей, Москва. (Литературное наследство. Т. 60, кн. 1.
С. 499)
с. 36]. Был преемником Одоевского на посту редактора музыкального отдела «Энциклопедического лексикона» Адольфа Плюшара [17].
В качестве виолончелиста Резвой принимал участие в петербургских музыкальных вечерах. Известен как музыкальный рецензент «Северной пчелы». В 1835-1837 годах был главным редактором музыкального отдела «Энциклопедического лексикона» А. Плюшара (тома 1-6), где помещал статьи о музыкальных терминах. Перевел с немецкого теоретический труд И.Л. Фукса «Практическое руководство к сочинению музыки и русского церковного пения» [29].
Основные сведения о нем собраны в статьях П.Н. Столпянского [25], И.М. Ямпольского [32].
Резвой публиковал статью о пианисте Адольфе Гензельте [21], рецензию на «Новые издания древних напевов православной церкви» в «Северной пчеле» за 1848 год о деятельности директора Придворной певческой капеллы А.Ф. Львова, об исполнении древних напевов хором Придворной капеллы — «величайшем художественном наслаж-
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)
дении, исполнившим душу умилительного благоговения, о певческом исполнении молитв» [25, с. 731].
Как известно, тема древнерусского певческого искусства и народной песни найдет в научном творчестве Одоевского дальнейшее развитие [30; 5]. У Грибоедова в очерке «Загородная поездка» (1826) дается зарисовка народного певческого действа: «послышались нам звучные плясовые напевы, голоса женские и мужские, с того же возвышения, где мы прежде были. Родные песни! Куда занесены вы с священных берегов Днепра и Волги?» [10, с. 275-278]. В этом очерке Грибоедов предстает зрителем народной драмы «Лодка», играемой народными певцами. Фольклористам этот очерк известен как первый прецедент записи этого обрядово-театрального представления [12; 23].
Философия музыки
Особое место в истории русской музыкально-эстетической мысли занимает статья Резвого «О сущности музыки» [22], где автор говорит о высоких идеалах, сосредоточенных в музыкальном искусстве:
Одной только музыкЬ (производящей, не исполнительной) открыта чистая, отстраненная отъ всякой вещественности идеальность. Не щекоташе нашего слуха, не забавы и услаждение чувствъ, нЪть, таинственный, потрясающш душу говоръ, голосъ изъ области, недоступной для самой мысли, языкъ существъ совершеннЪйшихъ, небесный, очаровательно-выраженное предчувсгае высочайшаго блаженства — воть что зливается изь стройнаго совокупления звуковь, одушевленныхъ поэзiею [22, с. 32].
Резвой формулирует мысль о том, что музыка есть особый язык, понятный сверх всех вербальных языков:
Определенность музыкальныхъ формь, заимствованная первоначально изь человЪ-ческаго голоса и разнообразнаго произношешя произведенш стихотворческихь, мы называемь музыкальнымь языкомь. Языкь музыкальный, безь всякаго сомнЪшя, существует^ онь выше языка сти^отворческаго. ПоотЬднш намь понятнее: онь ближе кь намь, онь произошель оть обозначешя знакомых намь предметовь и явленш. Первый, принадлежа невЪдомымь, духовнымь существамь, часто темень и неопредЪлителень. Иногда тайнственная сила его действует на душу, не можемь отдать себЪ отчета, чЪмь именно. Онь не можеть выражать предметовь земныхь, не можеть сь грамматическою и логическою ясностш излагать мысли поэта-музыканта; но чувства высоюя, сильныя
страсти, душевныя ощущения имь выражаются правильнее, сильнее и даже как-бы понятнее, нежели языкомь стихотворческимь [22, с. 35].
Музыка есть язык нравственных идей:
Музы суть дЬвы чистыя, непорочныя; а потому строгая нравственность должна украшать всякое покровительствуемое ими поэтическое произведете. ЗдЬсь мы опять замЪчаемь некоторое преимущество музыки: она безь соединения сь другими художествами, напр. стихотворством, не в состоянии выразить ничего безнравственнаго [22, с. 37].
Об отношении поэта, музыканта и публики:
Одаренные способностью чувствовать, а не производить изящное, тогда только могут произносить верное суждеше, когда они посвящены вь таинства искусства, когда имь знакомы основные законы, необходимые для произведешя прекраснаго. Воть причина, по которой, многочисленное сословие, называемое публикой, разнородная масса, такь мало-связанная вь частяхь своихь, впадаеть часто вь заблужденiе, обсуживая художественныя творенiя: часто воздаеть громюя похвалы посредственнымь произведенiямъ и порицаеть прекрасныя. Надежнейшее средство для избежашя подобныхь ошибокь есть внимательное разсмотреше партитуры. Хорошiй музыканть, слыша музыку, должень ее видеть (какь-бы на нотахь) и, видя ее, слышать. Но часто мы находимь вь музыкальныхь знатокахь холодныхь порицателей, которые, разсма-тривая какое либо произведение, ищуть только ошибокь противь теорш композицш. Вь такомь случае, не взирая на все ихь познашя, суждения ихь будуть односторонни и неверны. <...> Кь сожаленiю, мы замечаемь, что именно неведушде и невежды громче и решительнее всехь обьявляють свои мненiя. А оть того обыкновенно требуется более или менее продолжительного времени для приведешя вь некоторый покой или равновесте суждешя публики, колеблемаго вь различныя стороны. Голось небольшаго числа знающихь заглушается сначала криками и воплями невеждь; но истина, наконець, является во всей чистоте своей, какь солнце некоторое время скрывавшееся за облаками. I потому не будемь удивляться, что величайш1я произведения знаменитейшихь гешевь (особенно по части музыки, которая изь всехь искусствь наиболее подвержена ошибочнымь суждешямь) нередко не имели никакого почти успеха, при первомь своемь появленiи. Не будемь удивляться, что Пиччини быль предпочитаемь великому Глюку многими изь современниковь своихь, что мастерское твореше Моцарта — несравненный «Донь Жуань» упаль вь первыя представленiя, что Бетховень теперь только начинаеть оцениваться по достоинству, и что большая часть величайшихь художниковь и артистовь жили и умирали вь бедности. Не будемь также удивляться необыкновеннымь успехамь многихь посредственныхь художественныхь
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)
произведены нашего времени, но поставимъ себеЪ священнымъ долгомъ, по силамъ и возможности, ослаблять влiянiе незнающихъ и невеждъ, дабы не завещать потомству обязанности заглаживать наши несправедливыя суждешя [22, с. 38-42].
Тема философии музыки предстает в трактатах Одоевского «Опыт теории изящных искусств, с особенным применением оной к музыке» и «Гномы XIX столетия» (не завершены), в цикле «Русские ночи» [16; 15; 14].
Одоевский внес вклад в развитие русской музыкальной теории, вопросы ладового и ритмического своеобразия народной песни как важнейшего источника русской классической музыки. Идея сущности музыкального искусства разрабатывалась теоретически Резвым и Одоевским. В художественной форме она была выражена как «центральное эстетическое высказывание Грибоедова» в своего рода трактате в стихах об искусстве — «Отрывок из Гёте. Пролог в театре» (Vorspiel auf dem Theater), «Фауст», И.В. Гёте (1825) [1].
В этой поэме представлен взгляд на искусство в свете идеи противопоставления поэта и «толпы», ценностей временных и вечных:
Кто стройно размеряет их движенья, И бури, вопли, крик страстей Меняет вдруг на дивные аккорды? Кем славны имена и памятники тверды? <...>
Кто не коснел в бездействии немом, Но в гимн единый слил красу небес с землею. Ты постигаешь ли умом Создавшего миры и лета? Его престол — душа Поэта [10, с. 200].
Музыкальные замыслы Грибоедова
В 1824 году на открытие здания Большого театра в Москве Грибоедов набрасывает два стихотворения — на тему Отечественной войны 1812 года и о Ломоносове, «Юность вещего» [10, с. 157]. Замысел Грибоедова построен на образах народной войны 1812 года и легенде о Ломоносове как символах народных идей в искусстве. По масштабу исторической концепции исследователи ставят их в ряд с пушкинским
«Борисом Годуновым» [31]. Музыкальный замысел пьесы приближается к жанру оперы. Грибоедов задумал музыкальную мистерию на тему всей русской истории с участием народа, рассказом о Бородинской битве, которому приданы «народные черты, с трубным гласом Архангела в Архангельском соборе, незримом явлении теней Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч., из разных стихий сложенные. с хором бесплотных» и вознесением русских князей «выспрь»; монологом Наполеона в Кремле «о юном, первообразном сем народе», с предупреждением седого воина о будущих бедствиях и бесноватом хохоте французов — «из театра несутся звуки пляски и отголоски веселых песен». В зареве опустошающего огня планировались «зимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертей», гибель героев и возвращение «под палку господина» [10, с. 201]. Важно отметить, что музыкально-драматургические наметки Грибоедова дают полную и далеко превосходящую по выразительным средствам того времени звуковую палитру драмы, в которой обозначены образы древних князей, хоры ангелов, трубный архангельский глас, веселые и бездумные победительные напевы завоевателей в контрапункте со звуками пламени московского пожара как вселенской опустошительной катастрофы, и в эпилоге — плач героини (Наташи, а в первоначальном варианте — Надежды) о Руси. Образный строй воображенной Грибоедовым музыки ведет к «Жизни за царя» М.И. Глинки, к оперным полотнам М.П. Мусоргского, к кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский». Замысел же Грибоедова, запечатленный в стихотворном и прозаическом наброске, не осуществился. Но вне данного сюжета творческий облик писателя и сама история русской музыки будет неполной. Этот масштабный эпический замысел вводит имя Грибоедова в контекст магистральной линии исторического развития русского музыкального театра.
«Юность вещего» — второй набросок Грибоедова из «Пролога» в стихах (в двух действиях) на открытие на месте Петровского театра нового здания Большого театра (архитектор О.И. Бове, по планам архитектора А.А. Михайлова) в Москве, планировавшееся осенью 1824 года. Центральным персонажем этого замысла, по свидетельству С.Н. Бегичева, стал образ юного М.В. Ломоносова, которому видится сон, где ему будто являются музы, от которых душа его получает жа-
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)
Ил. 5. Торжество муз: Пролог на открытие Императорского Московскаго театра. Москва, 1824
жду познания высшего смысла, и он стремится из отеческого дома в столицу:
При поднятии занавеса юноша-рыбак Ломоносов спит на берегу Ледовитого моря и видит обаятельный сон, сначала разные волшебные явления, потом муз, которые призывают его и, наконец, весь Олимп во всем его величии. <...> При открытии занавеса во втором акте Ломоносов в Москве, стоит на Красной площади. Далее я не помню. Пролога он написать не успел, а театр открылся [3, с. 13].
Из краткого стихового фрагмента и комментария Бегичева можно видеть в замысле Грибоедова, как через легенду о Ломоносове самой России являются музы, которым будет служить Большой театр, а сам Ломоносов символизирует в истории России непревзойденный эталон поэтического творчества: он «тот певец, кому никто не смеет / Вослед ступить из бардов сих времен / Пред кем святая Русь благоговеет.» [10, с. 157].
Проект Грибоедова о создании музыкально-драматического произведения на открытие Большого театра не был реализован, видимо, из-за масштабности исторического замысла, но событийно — из-за неприятия московской театральной дирекцией пьесы «Горе от ума». Его новаторство в плане опоры на эпическое прошлое России, с храмовым хоровым действом и сонмом русских святых намного опережало представления о музыкальном искусстве артистической среды Москвы той поры. Внезапно Грибоедов покидает Москву и доделывает финал «Горя от ума» («Карету мне, карету!»).
Но музы — остались! К открытию Большого было поставлено сочинение на текст М.А. Дмитриева «Торжество муз» [25], основанное на танцах муз и самой Терпсихоры.
На основании совпадений ряда идей Грибоедова и пролога «Торжество муз» Дмитриева исследовательница Е. Вильк связывает этот текст Грибоеова с историей открытия нового здания Большого театра [6].
Заключение
Грибоедов был старше Одоевского и Резвого, которые были его собеседниками, и можно лишь догадываться о влиянии бесед известного литератора на его друзей. Это видно из той дружественной и покро-
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)
вительственной поддержки, которая слышна в письме Грибоедова к Одоевскому от 10 июня 1825 года: «Прощай, милый мудрец, сердечно радуюсь твоим занятиям; не охлаждайся: они всякой жизни придают высокое значение» [11, с. 96].
Трагическая судьба поэта не дала ему свободно послужить на ниве искусства, но талант и тяга к музыкальному творчеству, к постижению философских основ музыки составляли качества его натуры. Его идеи были восприняты и претворены собеседниками, разделявшими грибоедовские убеждения. Грибоедов служил Отечеству на поприще воина и дипломата, не только как поэт и лингвист, владеющий многими европейскими и восточными языками, не только как музыкант, оставивший о себе восторженные воспоминания многих — и даже Глинка запечатлел: «Он был очень хороший музыкант» [9, с. 338].
Князь В.Ф. Одоевский был государственным мужем, проявившим себя на ниве служения России, ее культуре. М.Д. Резвой был военный инженер, музыкант и музыкальный филолог. Грибоедов в 1825 году служил по министерству иностранных дел секретарем русской дипломатической миссии в Персии при штабе А.П. Ермолова, позднее, в 1828 году после заключения Туркманчайского мира, в котором он принял активное участие, был назначен «полномочным министром» в Персию. Грибоедов на высшем дипломатическом уровне решал судьбы войны и мира России. Такие личности стояли у истоков отечественного музыковедения.
Можно наметить несколько линий, по которым выкристаллизовалась мысль о музыке у Грибоедова и в дальнейшем у его друзей — Резвого и Одоевского: вопросы философии и теории музыки, народного творчества. Грибоедовский «код» в русском музыкальном искусстве — внимание к истории России, науке о музыке, народному творчеству, храмовому искусству — претворился в общественной и научно-художественной деятельности его собеседников и последователей.
Список литературы:
1 Аблогина Е.В. Немецкие Vernunft, Verstand и русский ум: перевод «Пролога в театре» И.В. Гёте как «центральное эстетическое высказывание Грибоедова» // Имагология и компаративистика. 2015. № 2 (4). с. 111-120.
2 Арцыбашев Н.С. О первобытной России и ея жителях / Сочинение Николая Арцыбышева, члена с. Петербургскаго общества любителей наук, словесности и художеств. СПб.: печатано в Императорской типографии, 1809. 109 с.
3 Бегичев С.Н. Записка об А.С. Грибоедове // А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников / Ред. и предисл. Н.К. Пиксанова, коммент. И. С. Зильберштейна. М.: Федерация, 1929. с. 3-15.
4 Булич C. А.С. Грибоедов - музыкант // Грибоедов А.С. Полное собрание сочинений: [В 3 т.]. Т. 1. СПб.: Изд. Разряда изящной словесности Имп. акад. наук, 1911. с. 305-328.
5 Верещагина Е.С. «Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами» из архива Владимира Одоевского // Музыкальная академия. 2020. №3. с. 26-41.
6 ВилькЕ.А. Опыт реконструкции и место в литературно-творческом процессе «Юности вещего» Грибоедова // Проблемы творчества А.С. Грибоедова: [Сборник статей] / РАН. Отд-ние лит. и яз., Пушкин. комис.; отв. ред. С.А. Фомичев. Смоленск: Траст-Имаком, 1994. с. 145-162.
7 ВишневскаяЕ.Э. А.С. Грибоедов и В.Ф. Одоевский в пушкинскую эпоху // Библиотековедение. 2015. № 2. с. 60-69. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2015-0-2-60-69.
8 Гессде Кальве Г. Теория музыки, или Рассуждения о сем искусстве, заключающие в себе историю, цель, действие музыки, генерал-бас, правила сочинения (композиции), описание инструментов, разные роды музыки и все что относится к ней в подробности / Сочинено
в России и для русских Густавом Гессе де Кальве, доктором философии Императорского Харьковского университета, старшим членом Горнаго правления Луганского литейного завода, обер-гиттен-фервалтером и членом разных обществ; переведено с немецкой рукописи Разумником Гонорским, Ученаго общества состоящаго при Императорском Харьковском университете членом-асессором и Санктпетербургского общества соревнователей просвещения и благотворения членом-корреспондентом. Харьков: В Университетской типографии, 1818. Ч. 1. 304 с. Ч. 2. 369 с.
9 ГлинкаМ.И. Из «Записок» // А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников / Ред.
и предисл. Н.К. Пиксанова, коммент. И. С. Зильберштейна. М.: Федерация, 1929. с. 338.
10 Грибоедов А.С. Полное собрание сочинений: [В 3 т.] / Под ред. С.А. Фомичева; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). Т. 2: Драматические сочинения. Стихотворения. Статьи. Путевые заметки. СПб.: Нотабене, 1999. 617 с.
11 Грибоедов А.С. Полное собрание сочинений: [В 3 т.] / Под ред. С.А. Фомичева; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). Т. 3: Письма. Документы. Служебные бумаги. СПб.: Нотабене, 2006. 686 с.
12 Грунтовский А. В. Русский фольклорный театр. СПб.: Русский остров, 2013. 454 с.
13 Калайдович К. Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснением, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. М.: В тип. Семена Селивановского, 1821. [2], XLI, [1], 258 с.
14 Кузьмин Р. Ю. Музыка как предмет философии: князь В.Ф. Одоевский и начала Московской консерватории // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 3. с. 103-120.
15 Миура Р. Вопросы философии и эстетики музыки в сочинениях князя В.Ф. Одоевского
// Соловьевские исследования / Ивановский государственный энергетический университет. 2017. Вып. 2 (54). с. 82-91.
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)
16 Одоевский В. Ф. Гномы XIX столетия // Русские эстетические трактаты первой трети
XIX века: в 2 т. / Сост., вступ. ст. и прим. З.А. Каменского Т. 2. М.: Искусство, 1974. с. 171-176.
17 Петухова С.А. Модест Дмитриевич Резвой - теоретик и практик музыкального искусства // Старинная музыка. 2021. № 3 (93). с. 25-35.
18 Попова О.И. Список «Горя от ума» декабриста А.И. Черкасова // Декабристы-литераторы. М.: Изд-во АН СССР, 1956. с. 497-504. (Литературное наследство. Т. 60. Кн. 1).
19 Преснякова И.А. Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII - первой половины XIX вв.: 17731862: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова. Казань, 2004. 294 с.
20 Пылаев М. Терминологический аппарат российского музыкознания XIX века: к вопросу
о путях возникновения и экспрессивности // Культурный код. 2021. № 4. с. 35-43. ИПрэ://Сок огд/10.36945/2658-3852-2021-4-35-42.
21 РЬзвой М.Д. Адольф Гензельт // Северная пчела. 1838. № 62. 17 марта.с. 245-247.
22 РЬзвой М.Д. О сущности музыки // Отечественные записки. 1839. Т. 3. № 5. Раздел IV «Художества». с. 29-42.
23 Серегина Н.С. Грибоедов и русская песня // Культура межэтнических контактов. Художественно-музыкальная традиция. Пограничье культур и искусство казачества: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 21-23 ноября 2013 г. / Ред. коллегия: И.А. Чудинова, М.А. Сень, А.Б. Никаноров. СПб.: Астерион, 2013. с. 17-18.
24 Серегина Н.С. О музыкальном мотиве пьесы «Молодые супруги»: Грибоедов - Фильд -Моцарт // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь-исследование. Т. 14: XIX век. 1801-1861. Материалы к энциклопедии / Отв. ред. и сост. Н.А. Огаркова. СПб.: Российский институт истории искусств, Композитор • Санкт-Петербург, 2017. С. 202-208.
25 Столпянский П. Н. РЬзвой, Модест Дмитриевич // Русский биографический словарь, издаваемый Русским историческим обществом. Т. 17 / Под ред. Б.Л. Модзалевского. Петроград: Типография акц. об-ва «Кадима», 1918. с. 726-731.
26 Торжество муз: Пролог на открытие Императорского Московскаго театра / Сочинение М.А. Дмитриева; музыка: гимна с принадлежащим к нему хором
А.Н. Верстовскаго; перваго и последняго хора А.А. Алябьева. М.: В типографии Августа Семена, при Императорской Медико-хирургической академии, 1824. 27 с.
27 УспенскийГ.П. Опыт повествования о древностях руских. Ч. 1-2. Харьков: Университетская типография, 1818. 803 с.
28 Фомичев С.А. Комментарии // Грибоедов А.С. Сочинения. М.: Худож. лит., 1988. с. 663-726.
29 Фукс И.Л. Практическое руководство к сочинению музыки, в пользу самоучащихся,
и в облегчение учителей, с приложением особенных правил для сочинителей русскаго церковнаго пения и двух нотных тетрадей, из которых первая заключает в себе примеры и задачи, а вторая решение задач, изложенное Л. Фуксом / Пер. с нем. [М.Д. Резвого]. СПб.: В типографии К. Крайя, 1830. 150 с.
30 Шевцова О.Б. Наука о церковном пении князя В.Ф. Одоевского: опыт реконструкции: Дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. М., 2012. 153 с.
31 ЭйхенбаумБ.М. Черты летописного стиля в литературе XIX в. // Труды отдела древнерусской литературы / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом); отв. ред. В.И. Малышев. Т. XIV. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. с. 545-550.
32 Ямпольский И. М. Резвой, Резвый Модест Дмитриевич // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1978. Стб. 584-585.
References:
Ablogina E.V. Nemetskie Vernunft, Verstand i russkii um: perevod "Prologa v teatre" I.V. Gete kak "tsentralnoe ehsteticheskoe vyskazyvanie Griboedova" [German Vernunft, Verstand and Russian Um: Aleksandr Griboedov's Loose Translation of Goethe's "Vorspiel auf dem Theater" as "Griboedov's Central Aesthetic Statement"]. Imagologiya i komparativistika, 2015, no. 2 (4), pp. 111-120. (In Russian)
Artsybashev N.S. Opervobytnoi Rossiiieyazhitelyakh [On Prehistoric Russia and Its Inhabitants], The Work of Nikolai Artsybyshev, a Member of the St. Petersburg Society of Lovers of Science, Literature and Art. St. Petersburg, pechatano v Imperatorskoi tipografii Publ., 1809. 109 p. (In Russian)
Begichev S.N. Zapiska ob A.S. Griboedove [A Note on A.S. Griboyedov]. A.S. Griboedov v vospominaniiakh sovremennikov [A.S. Griboyedov in the Memories of His Contemporaries], ed. and preface N.K. Piksanov, comments I.S. Zilbershtein. Moscow, Federatsiya Publ., 1929, pp. 3-15. (In Russian)
Bulich S. A.S. Griboedov - muzykant [A.S. Griboyedov Is a Musician]. Griboedov A.S. Polnoe sobranie sochinenii [Complete Works], in 3 vols. Vol. 1. St. Petersburg, Izd. Razryada izyashchnoi slovesnosti Imp. akad. nauk Publ., 1911, pp. 305-328. (In Russian)
Vereshchagina E.S. "Mirskaya pesnya, napisannaya na vosem' glasov kryukami s kinovarnymi pometami" iz arkhiva Vladimira Odoevskogo ["The Worldly Song Written in Eight Tones by Neumes with Cinnabar Marks" from the Archive of Vladimir Odoevsky]. Muzykalnaya akademiya, 2020, no. 3, pp. 26-41. (In Russian)
Vilk E.A. Opyt rekonstruktsii i mesto v literaturno-tvorcheskom protsesse "Yunosti veshchego" Griboedova [The Reconstruction Experience and Place in the Literary and Creative Process of Griboyedov's "The Youth of the Faithful"]. Problemy tvorchestvaA.S. Griboedova: Sbornikstatei [Problems of A.S. Griboyedov's Work: Collection of Articles], RAS, Department of Literature and Language, Pushkin Commission, ed. S.A. Fomichev. Smolensk, Trast-Imakom Publ., 1994, pp. 145-162. (In Russian)
Vishnevskaya E.Eh. A.S. Griboedov i V.F. Odoevskii v pushkinskuyu ehpokhu [A. Griboyedov and V. Odoevsky in Pushkin Epoch]. Bibliotekovedenie, 2015, no. 2, pp. 60-69. https://doi. org/10.25281/0869-608X-2015-0-2-60-69. (In Russian)
Gess de Kalve G. Teoriya muzyki, ili Rassuzhdeniya o sem iskusstve, zaklyuchayushchee vsebe istoriyu, tsel', deistvie muzyki, general-bas, pravila sochineniya (kompozitsii), opisanie instrumentov, raznye rody muzykii vse chto otnositsya knei vpodrobnosti [A Theory of Music or Discourse on this Art, Comprising the History, the Purpose, the Effect of Music, the General Bass, the Rules of Composition, a Description of the Instruments, the Different Kinds of Music and Everything Relating to It in Detail], Composed in Russia and for Russians by Gustav Hess de Calve, Doctor of Philosophy of the Imperial University of Kharkov, Senior Member of the Mining Board of the Lugansk Foundry, Oberhuttenfervalter and Member of Various Societies, Translated by Razumnik Honorsky, an Assessor Member of the Learned Society Attached to the Imperial University of Kharkov, and a Corresponding Member of the St. Petersburg Society of Contestants of Enlightenment and Welfare. Kharkov, V Universitetskoi tipografii Publ., 1818. Part 1. 304 p. Part 2. 369 p. (In Russian)
Glinka M.I. Iz "Zapisok" [From "The Notes"]. A.S. Griboedovvvospominaniyakh sovremennikov [A.S. Griboyedov in the Memories of His Contemporaries], ed. and preface N.K. Piksanov, comments I.S. Zilbershtein. Moscow, Federatsiya Publ., 1929, p. 338. (In Russian)
1
2
3
4
5
6
7
8
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)
10 Griboedov A.S. Polnoe sobranie sochinenii [Complete Works], in 3 vols., ed. S.A. Fomichev, RAS, Institute of Russian Literature (The Pushkin House). Vol 2: Dramaticheskie sochineniya. Stikhotvoreniya. Stat'i. Putevye zametki [Dramatic Compositions. Poems. Articles. Travel Notes]. St. Petersburg, Notabene Publ., 1999. 617 p. (In Russian)
11 Griboedov A.S. Polnoe sobranie sochinenii [Complete Works], in 3 vols., ed. S.A. Fomichev, RAS, Institute of Russian Literature (The Pushkin House). Vol. 3: Pis'ma. Dokumenty. Sluzhebnye bumagi [Letters. Documents. Official Papers]. St. Petersburg, Notabene Publ., 2006. 686 p. (In Russian)
12 Gruntovskii A.V. Russkii folklornyi teatr [Russian Folk Theatre]. St. Petersburg, Russkii ostrov Publ., 2013. 454 p. (In Russian)
13 Kalaidovich K. Pamyatniki rossiiskoi slovesnostiXII veka, izdannye s ob'yasneniem, variantami i obraztsamipocherkovK. Kalaidovichem [Monuments of Russian Literature of the 12th Century, Published by K. Kalaydovich with Explanations, Variants and Samples of Handwriting]. Moscow, V tip. Semena Selivanovskogo Publ., 1821. 258 p. (In Russian)
14 Kuzmin R.Yu. Muzyka kak predmet filosofii: knyaz' V.F. Odoevskii i nachala Moskovskoi konservatorii [Music as a Matter of Philosophy: Prince Vladimir Odoevsky and the Origins of the Moscow Conservatory]. Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii, 2012, no. 3, pp. 103-120. (In Russian)
15 Miura R. Voprosy filosofii i ehstetiki muzyki v sochineniiakh knyazya V.F. Odoevskogo [Questions of Philosophy and Aesthetics of Music in the Works of Prince V.F. Odoevsky]. Solov'evskie issledovaniya, Ivanovo State Power Engineering University, 2017, issue 2 (54), pp. 82-91. (In Russian)
16 Odoevskii V.F. Gnomy XIX stoletiya [Dwarves of the 19th Century]. Russkie ehsteticheskie traktaty pervoi tretiXIXveka [Russian Aesthetic Treatises from the First Third of the 19th Century], in 2 vols., comp., preface and comments Z.A. Kamensky. Vol. 2. Moscow, Iskusstvo Publ., 1974, pp. 171-176. (In Russian)
17 Petukhova S.A. Modest Dmitrievich Rezvoi - teoretik i praktik muzykalnogo iskusstva [Modest Dmitrievich Rezvoy as Music Theorist and Practitioner]. Starinnaya muzyka, 2021, no. 3 (93), pp. 25-35. (In Russian)
18 Popova O.I. Spisok "Gorya ot uma" dekabrista A.I. Cherkasova [A Copy of "Woe from Wit" by the Decembrist A.I. Cherkasov]. Dekabristy-literatory [Decembrists-Writers]. Moscow, Izd-vo AN SSSR Publ., 1956, pp. 497-504. (Literaturnoe nasledstvo [Literary Legacy]. Vol. 60. Book 1). (In Russian)
19 Presnyakova I.A. Stanovlenie russkoyazychnoi muzykalno-teoreticheskoi terminologii v otechestvennykh muzykalnykh rukovodstvakh kontsaXVIII — pervoipolovinyXIXvv.: 1773-1862 [Formation of Russian Musical-Theoretical Terminology in Russian Musical Manuals of the Late 18th and First Half of the 19th Centuries: 1773-1862], Dis. ... Candidate of Arts, 17.00.02, N.G. Zhiganov Kazan State Conservatory. Kazan, 2004. 294 p. (In Russian)
20 Pylaev M. Terminologicheskii apparat rossiiskogo muzykoznaniya XIX veka: k voprosu o putyakh vozniknoveniya i ehkspressivnosti [Terminological Apparatus of Russian Musicology of the 19th Century: On the Question of the Ways of Emergence and Expressiveness]. Kulturnyi kod, 2021, no. 4, pp. 35-43. https://doi.org/10.36945/2658-3852-2021-4-35-42. (In Russian)
21 Rezvoi M.D. Adolf Genzel't [Adolph Henselt]. Severnaya pchela, 1838, no. 62, March 17, pp. 245-247. (In Russian)
22 Rezvoi M.D. O sushchnosti muzyki [On the Essence of Music]. Otechestvennye zapiski, 1839, vol. 3, no. 5, section IV "Arts", pp. 29-42. (In Russian)
23 Seregina N.S. Griboedov i russkaya pesnya [Griboyedov and Russian Song]. Kultura mezhehtnicheskikh kontaktov. Khudozhestvenno-muzykalnaya traditsiya. Pogranich'e kultur i iskusstvo kazachestva: Sbornik materialov vserossiyskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 21-23 noyabrya2013 g. [The Culture of Interethnic Contacts. Art and Music Tradition. Frontier of Cultures and the Art of the Cossacks: Proceedings of the All-Russian Academic and Practical Conference,
November 21-23, 2013], ed. board I.A. Chudinova, M.A. Sen, A.B. Nikanorov. St. Petersburg, Asterion Publ., 2013, pp. 17-18. (In Russian)
24 Seregina N.S. O muzykal'nom motive p'esy "Molodye suprugi": Griboedov - Fil'd - Motsart [On the Musical Motif of the Play "The Young Couples": Griboyedov - Field - Mozart]. Muzykalnyi Peterburg: Ehntsiklopedicheskiislovar'-issledovanie [Musical Petersburg: Encyclopedic Dictionary-Research]. Vol. 14: XIX vek. 1801-1861. Materialy k ehntsiklopedii [19th Century. 1801-1861. Materials for Encyclopedia], ed. and comp. N.A. Ogarkova. St. Petersburg, Rossiiskii institut istorii iskusstv, Kompozitor • Sankt-Peterburg Publ., 2017, pp. 202-208. (In Russian)
25 Stolpianskii P.N. Rezvoi, Modest Dmitrievich [Rezvoy, Modest Dmitrievich]. Russkii biograficheskii slovar', izdavaemyi Russkim istoricheskim obshchestvom [Russian Biographical Dictionary Published by the Russian Historical Society]. Vol. 15, ed. B.L. Modzalevsky. Petrograd, Tipografiya akts. ob-va "Kadima" Publ., 1918, pp. 726-731. (In Russian)
26 Torzhestvo muz: Prolog na otkrytie Imperatorskogo Moskovskago teatra [The Triumph of Muses: Prologue to the Opening of the Imperial Moscow Theatre], composed by M.A. Dmitriev, music of the hymn with the chorus by A.N. Verstovsky belonging to him, the first and the last chorus by A.A. Alyabiev. Moscow, V tipografii Avgusta Semena, pri Imperatorskoi Mediko-khirurgicheskoi akademii Publ., 1824. 27 p. (In Russian)
27 Uspenskii G.P. Opytpovestvovaniya o drevnostyakh ruskikh [Experience of a Narrative of Russian Antiquities]. Parts 1-2. Kharkov, Universitetskaya tipografiya Publ., 1818. 803 p. (In Russian)
28 Fomichev S.A. Kommentarii [Commentaries]. Griboedov A.S. Sochineniya [Works]. Moscow, Khudozh. lit. Publ., 1988, pp. 663-726. (In Russian)
29 Fuks I.L. Prakticheskoe rukovodstvo ksochineniyu muzyki, vpol'zu samouchashchikhsya, i v oblegchenie uchitelei, s prilozheniem osobennykh pravil dlya sochinitelei russkago tserkovnago peniya i dvukh notnykh tetradei, iz kotorykh pervaya zaklyuchaet vsebe primeryi zadachi, a vtoraya resheniezadach, izlozhennoe L. Fuksom [A Practical Guide to Composing Music for the Benefit of Self-studies and for the Benefit of Teachers, Accompanied by Special Rules for Russian Church Music Composers and Two Music Notebooks, the First of Which Contains Examples and Exercises, the Second the Keys to Exercises, by L. Fuchs], transl. from German M.D. Rezvoy. St. Petersburg,
V tipografii K. Kraiya Publ., 1830. 150 p. (In Russian)
30 Shevtsova O.B. Nauka o tserkovnompenii knyazya V.F. Odoevskogo: opyt rekonstruktsii [The Science of Church Singing of Prince V.F. Odoevsky: The Experience of Reconstruction], Dis. ... Candidate of Arts, 17.00.02, Gnesins Russian Academy of Music. Moscow, 2012. 153 p. (In Russian)
31 Ehikhenbaum B.M. Cherty letopisnogo stilya v literature XIX v. [Features of the Chronicle Style in 19th-Century Literature]. Trudy otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature], AS USSR, Institute of Russian Literature (Pushkin's House), ed.
V.I. Malyshev. Vol. XIV. Moscow, Leningrad, Izd-vo AN SSSR Publ., 1958, pp. 545-550. (In Russian)
32 Yampolskii I.M. Rezvoi, Rezvyi Modest Dmitrievich [Rezvoy, Rezviy Modest Dmitrievich]. Muzykalnaya ehntsiklopediya [The Music Encyclopedia], ed. Yu.V. Keldysh. Vol. 4. Moscow, Sovetskaya ehntsiklopediya Publ., 1978, columns 584-585. (In Russian)
Грибоедовский «код» в русском музыкознании (А.С. Грибоедов, М.Д. Резвой (РЬзвой), В.Ф. Одоевский)