Научная статья на тему 'Зачем А.С. Грибоедова приглашали в Бердичев в 1825 г.'

Зачем А.С. Грибоедова приглашали в Бердичев в 1825 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грибоедоведение / декабристы / биографическое комментирование / польско-русские связи / украинофильство / Griboyedov studies / Decembrists / biographical commenting / PolishRussian relations / Ukrainophilism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергей Сергеевич Минчик

В науке утвердилось мнение, что идея показать А.С. Грибоедову некую ярмарку на Волыни, о которой тот напишет своему другу В.Ф. Одоевскому 10 июня 1825 г., принадлежала кругу лиц, имевших намерение свести его с начинающим беллетристом и приятелем польского поэта Адама Мицкевича Генрихом Ржевуским. Однако факты указывают на то, что организаторы данного плана могли руководствоваться иными мотивами. Цель исследования – выяснить, для чего Грибоедова приглашали в Бердичев и как этот город был связан с происходящим на Украине в разгар подготовки антиправительственного мятежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Why Alexander Griboyedov was invited to Berdychiv in 1825

On 10 June 1825, Alexander S. Griboyedov wrote from Kyiv to his friend Vladimir F. Odoyevsky: “I am constantly invited to the market in Berdichev, which starts the day after tomorrow; they want to introduce me to Rzhevutskii there; and what’s more, the Muravyov family are preparing me a very warm welcome in Liubara; I’m afraid to surrender to their faith, one wouldn’t break free soon”. Since the 19th century, when these lines became public, researchers of Griboyedov attributed the name of the figure, for whose sake the author of Woe from Wit was called to Volyn, to Henryk Rzewuski. This representative of ancient nobles owned lands in Ukraine, but was known primarily as a friend of the Polish poet Adam Mickiewicz. In the 20th century, researchers also associated Griboyedov’s words about Berdychiv with Rzewuski – without changing the rhetoric to present day. However, there are enough reasons to comment otherwise on the letter to Odoyevsky, and an example of an appropriate interpretation was demonstrated in Soviet times. For instance, the Polonist Semeon S. Landa supposed that the Russian writer and diplomat was asked to leave Kyiv in order to become acquainted with the famous adventurer Waclaw Rzewuski, who lived in the East and was engaged in fiction, which is why he could attract Griboyedov’s friends. In the USSR, this hypothesis was disregarded, as well as the sources allowing for clarity in the discussion of the two relatives. Eventually, the personality of Henryk Rzewuski was simplified, and his economic activities in 1825 were ignored. The facts that allow understanding the logic of the organizers of the Russian classic’s trip to Berdychiv were also canceled. Among the facts are Waclaw Rzewuski’s unknown experiences in the genre of travelogue, his successes in the state and military spheres and activities in business and politics. The latter made this man closer to the Kyiv Decembrists, including the Muravyov-Apostol family, whom Griboyedov mentioned to Odoyevsky on 10 June 1825. As for Waclaw Rzewuski’s management experiments, they concerned to horses. Being a brilliant rider and being engaged in stallion breeding, he spent much time on compensating expenses for his favorite project and could not miss markets where his herd had a chance to attract a buyer. The biggest of them was held annually in Berdychiv on June 12, the day of St. Onufry – about which Griboyedov would write from Kyiv, naming the place and time of the event, to which he was “constantly invited”.

Текст научной работы на тему «Зачем А.С. Грибоедова приглашали в Бердичев в 1825 г.»

Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 84. С. 184-197 Tomsk State University Journal of Philology. 2023. 84. рр. 184-197

Научная статья

УДК 821.16.1-992.09 (Грибоедов) doi: 10.17223/19986645/84/9

Зачем А.С. Грибоедова приглашали в Бердичев в 1825 г.

Сергей Сергеевич Минчик1

1 Институт филологии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, serserminch@gmail.com

Аннотация. В науке утвердилось мнение, что идея показать А.С. Грибоедову некую ярмарку на Волыни, о которой тот напишет своему другу В.Ф. Одоевскому 10 июня 1825 г., принадлежала кругу лиц, имевших намерение свести его с начинающим беллетристом и приятелем польского поэта Адама Мицкевича Генрихом Ржевуским. Однако факты указывают на то, что организаторы данного плана могли руководствоваться иными мотивами. Цель исследования - выяснить, для чего Грибоедова приглашали в Бердичев и как этот город был связан с происходящим на Украине в разгар подготовки антиправительственного мятежа.

Ключевые слова: грибоедоведение, декабристы, биографическое комментирование, польско-русские связи, украинофильство

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.

Для цитирования: Минчик С.С. Зачем А.С. Грибоедова приглашали в Бердичев в 1825 г. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 84. С. 184-197. doi: 10.17223/19986645/84/9

Original article

doi: 10.17223/19986645/84/9

Why Alexander Griboyedov was invited to Berdychiv in 1825

Sergey S. Minchik1

1 V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation, serserminch@gmail.com

Abstract. On 10 June 1825, Alexander S. Griboyedov wrote from Kyiv to his friend Vladimir F. Odoyevsky: "I am constantly invited to the market in Berdichev, which starts the day after tomorrow; they want to introduce me to Rzhevutskii there; and what's more, the Muravyov family are preparing me a very warm welcome in Liubara; I'm afraid to surrender to their faith, one wouldn't break free soon". Since the 19th century, when these lines became public, researchers of Griboyedov attributed the name of the figure, for whose sake the author of Woe from Wit was called to

© MHHHHK C.C., 2023

Volyn, to Henryk Rzewuski. This representative of ancient nobles owned lands in Ukraine, but was known primarily as a friend of the Polish poet Adam Mickiewicz. In the 20th century, researchers also associated Griboyedov's words about Berdychiv with Rzewuski - without changing the rhetoric to present day. However, there are enough reasons to comment otherwise on the letter to Odoyevsky, and an example of an appropriate interpretation was demonstrated in Soviet times. For instance, the Polonist Semeon S. Landa supposed that the Russian writer and diplomat was asked to leave Kyiv in order to become acquainted with the famous adventurer Waclaw Rzewuski, who lived in the East and was engaged in fiction, which is why he could attract Griboyedov's friends. In the USSR, this hypothesis was disregarded, as well as the sources allowing for clarity in the discussion of the two relatives. Eventually, the personality of Henryk Rzewuski was simplified, and his economic activities in 1825 were ignored. The facts that allow understanding the logic of the organizers of the Russian classic's trip to Berdychiv were also canceled. Among the facts are Waclaw Rzewuski's unknown experiences in the genre of travelogue, his successes in the state and military spheres and activities in business and politics. The latter made this man closer to the Kyiv Decembrists, including the Muravyov-Apostol family, whom Gri-boyedov mentioned to Odoyevsky on 10 June 1825. As for Waclaw Rzewuski's management experiments, they concerned to horses. Being a brilliant rider and being engaged in stallion breeding, he spent much time on compensating expenses for his favorite project and could not miss markets where his herd had a chance to attract a buyer. The biggest of them was held annually in Berdychiv on June 12, the day of St. Onufry - about which Griboyedov would write from Kyiv, naming the place and time of the event, to which he was "constantly invited".

Keywords: Griboyedov studies, Decembrists, biographical commenting, Polish-Russian relations, Ukrainophilism

Acknowledgments: The study was supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation under the Priority 2030 program, Project No. 075-15-2021-1323.

For citation: Minchik, S.S. (2023) Why Alexander Griboyedov was invited to Berdychiv in 1825. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya -Tomsk State University Journal of Philology. 84. рр. 184-197. (In Russian). doi: 10.17223/19986645/84/9

1

Вольнодумец, отдавший жизнь во имя родной страны, Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829) не мог не мифологизироваться в СССР. Силами сотен публикаций марксистская наука создавала ему образ борца, который верил в необходимость переустройства России и много делал для народа. Такая установка на интерпретацию личности Грибоедова определила трактовку множества аспектов его жизни и творчества, одним из которых стало и писательское окружение.

От того, с кем связывать создателя «Горя от ума», по-прежнему зависит, как именно понимать систему его взглядов. Потому вопрос о характере грибоедовских контактов не потерял остроту и в наши дни, но и не стал

предметом устойчивого интереса1. Ныне его если и решают, то изредка и в основном в литературном измерении. Политический же подтекст встреч и общения Грибоедова с современниками при этом остается вне поле зрения исследований. Так ученые компенсируют избыток внимания, которое в советскую пору уделялось роли заговора в его судьбе. Но продуктивность избранного ими подхода сомнительна. Дистанцируясь от проблемы деятельности декабристов, грибоедоведение тем самым обходит стороной и массу заблуждений, которые десятилетиями накапливались в нем. А без их выявления и устранения осмыслить личность классика по-новому нельзя.

Предметом работы определено взаимодействие Грибоедова с тайными обществами, цель - выяснить, кто и с кем хотел свести его в Бердичеве в июне 1825 г.

2

Крупнейшим выразителем теории о вовлеченности сочинителя-дипломата в революционный процесс являлась академик АН СССР М.В. Нечкина. Свои взгляды она аргументировала десятками жизнеописаний, фрагменты которых пересеклись с темами мятежа на Сенатской площади и восстания Черниговского полка. В свете же поездки Грибоедова на юг внимание Нечкиной привлекут всего две категории лиц - относящиеся к его пребыванию в Киеве и Крыму. В первой значатся лидеры Северного и Южного обществ М.П. Бестужев-Рюмин, А.З. Муравьев, С.И. Муравьев-Апостол и С.П. Трубецкой. Вторую группу составляют штабс-ротмистр Н.Н. Оржицкий и генерал М.Ф. Орлов, а также тройка поляков, включавшая помещика Г.Ф. Олизара, поэта Адама Мицкевича и его спутника Генриха Ржевуского [1. С. 518-543]. Последнего Нечкина впишет и в контекст писательской жизни на Украине - в противовес мнению, что в ходе странствия создатель «Горя ...» будто бы сосредоточился лишь на художественных опытах [1. С. 537]. Сошлется при этом историк на следующий фрагмент из письма Грибоедова В.Ф. Одоевскому от 10 июня 1825 г.: «Меня приглашают неотступно в Бердичев на ярмарку, которая начнется послезавтра, там хотят познакомить с Ржевуцким» [2. С. 96]. И хотя в данных словах Нечкина увидит указание на приятеля Мицкевича, в действительности они могли касаться другого человека.

Вацлав Ржевуский (1785-1831) войдет в историю как личность неординарная. Знакомый с генералом А.П. Ермоловым, грибоедовским начальником, этот человек занимался меценатством и педагогикой, увлекался азиатской культурой. Проживая на Востоке в одно время с автором «Горя ...»,

1 Основной упор в грибоедоведении ныне сделан всего на один аспект - комедию «Горе от ума». Жизнь же ее автора если и изучается систематически, то в основном в свете проблем писательского рождения и борьбы России за влияние на Востоке (М.Г. Альтшуллер, С.Н. Дмитриев, Ф.И. Мелвилл, Р.М. Степанова, М.В. Строганов, Н.А. Тархова, А.А. Филиппова, С.А. Фомичев, А.С. Хачатрян, Е.Н. Цимбаева и др.).

он прославился военными подвигами и приобрел деловой опыт, а вернувшись на родину, попробовал себя уже как переводчик, литератор и музыкант [3. Б. 90-92, 98-120, 157-252, 324-331]. Неслучайно полонист С. С. Ланда выскажет мысль, что на Волынь Грибоедова приглашали именно ради Вацлава Ржевуского - два деятеля были слишком похожи друг на друга, чтобы их приятели, видя это, не хотели обоих свести [4. С. 149]1. Но в отличие от эпохи романтизма, советское время расставит свои акценты в письме к Одоевскому, отнеся к грибоедовскому ономастикону именно Генриха Ржевуского, а не его однофамильца и дядю [3. Б. 22-87; 7. С. 464-466]2. Хотя поводов не делать этого достаточно.

1 Объясняя, почему в тексте грибоедовского письма В.Ф. Одоевскому от 10 июня 1825 г. фигурировал не Генрих Ржевуский, а Вацлав, последнего С.С. Ланда назовет глубоким знатоком азиатской культуры, авантюристом и популярным сочинителем [4. С. 149]. Но похоже, что этот человек мог привлечь внимание создателя «Горя ...» еще и богатым опытом лидерства в общественной, политической и военной сферах. В полной мере оно выразится во время его пребывания на землях Османского султаната. Посетив их примерно в одно время с визитами на Ближний Восток Грибоедова, В. Ржевуский, сын «польного» гетмана Речи Посполитой, якобы займется выполнением секретных поручений царя Александра I, примкнув же к арабам и бедуинам, завоюет их уважение и получит прозвище Та<17 е1-ЕаИег («Венец славы»), а также титулы шейха и эмира [3. Б. 163-220, 256]. В данной связи показательны свидетельства С.Н. Бегичева, утверждавшего, что Грибоедов мечтал «явиться в Персию пророком и сделать там совершенное преобразование» [5. С. 29]. Однако и это не все. В свете неучтенных Ландой соответствий в биографиях двух деятелей также примечательно творчество В. Ржеву-ского-путешественника [3. Б. 358]. У Грибоедова оно должно было вызывать повышенный интерес, поскольку незадолго до приезда в Киев и Крым им обнаружится тяга именно к жанру травелог, позволявшему совмещать увлеченность искусством со службой [6. С. 171-177].

2 Традицию связывать грибоедовский пассаж о Бердичеве с приятелем Адама Мицкевича заложили издатели архива Одоевского, назвавшие «Ржевуцкого» из письма от 10 июня 1825 г. «известным польским романистом» [8. Стлб. 812]. Эту версию впоследствии поддержит Н. К. Пиксанов, подготовивший первую публикацию ПССГ под грифом Академии наук: «Вероятно, граф Генрих Адамович Ржевусский (1791-1866), писатель-беллетрист» [9. С. 332]. Вплоть до конца столетия данные слова с большей или меньшей степенью точности продублируют собрания грибоедовских сочинений под редакцией В. Н. Орлова, главного эпигона М. В. Нечкиной в литературоведении, и С.А. Фомичева [2. С. 663; 10. С. 758; 11. С. 740]. В том же духе будут выдержаны и другие труды, посвященные создателю «Горя ...» [12. С. 270; 13. С. 311-312; 14. С. 218; 15. С. 264, 496]. Иной вид характеристика «Ржевуцкого» примет в «Летописи...» Н.А. Тарховой. Заявленная как переиздание одноименного проекта Пиксанова, многие перипетии 1825 г. она представит в свете находок, которые позволяют по-новому переосмыслить жизнь Грибоедова [6. С. 29, 94]. Но сделает это Тархова, не согласовав свое повествование с первоисточниками и не снабдив его, как следовало бы, ссылками на использованную литературу [16. С. 253, 258, 539]. В итоге в ее комментариях к фразе Грибоедова о Бердичеве найдется место путанице - их автор отнесет одновременно и к спутнику Мицкевича, и к его родственнику: «Ржевусский (Ржевуцкий) Генрих Адамович, гр. (1791-1866), польский писатель, путешественник, знаток восточных языков» [16. С. 539].

3

Источники, позволяющие в разборе событий 1825 г. предпочесть одного Ржевуского другому, на сегодняшний день не выявлены. И с учетом специфики перемещений двух шляхтичей ясно, что в Бердичеве накануне грибоедовского приезда в Крым, в сущности, могли оказаться оба1. Но исключить из предполагаемого круга общения русского классика проще именно Г. Ржевуского.

Во-первых, высока вероятность причастности окружения Мицкевича к деятельности тайной полиции, которая следила за его вояжами по России и наверняка повлияла бы на судьбу Грибоедова в ходе следствия по делу о

1 Называя Г. Ржевуского фигурантом слов Грибоедова о Бердичеве, исследователи не объясняют, что могло привести на запад России путника, сопровождавшего Мицкевича в поездках по югу. Но ответить на этот вопрос можно. В Центральном историческом архиве Украины хранится документ, который сообщает о конфликте Г. Ржевуского с неким Гейбой Вайнштоком. Это выписка из книг Главного суда Киевской губернии. Она помечена 1825 г. и посвящена расторжению контракта между обоими на строительство дома в г. Житомир (ЦГИАУ. Ф. 259. Оп. 1. Д. 122). К ряду обстоятельств, нарушивших покой Г. Ржевуского в канун приезда Грибоедова в Крым, также можно отнести смерть его отца Адама. Датируемое 12 января 1825 г., данное происшествие заставит его сына прибыть сначала на Киевщину, а оттуда перебраться к сестре в Одессу [17. С. 167; 18]. Оно же приведет к бытовым и правовым хлопотам, которые определяли судьбу сразу нескольких поместий наследодателя [18; 19. С. 8, 12-13, 22]. Жил отец графа Генриха в местечке Погребище, на расстоянии в 74 % версты от Берди-чева [18; 20. Л. 26]. От этого города до еще двух имений А. Ржевуского, в Старокон-стантинове и Верховне, было 100 и приблизительно 63 в. [19. С. 8, 13; 21. Л. 26; 20. Л. 3]. В свою очередь, Чуднов, где Г. Ржевуский поселится после смерти родителя, располагался еще ближе к Бердичеву - всего в 40 верстах. [19. С. 12; 20. Л. 3; 18]. Неподалеку от него находился и Любарь (куда Грибоедова также пригласят, о чем он сообщит все тому же Одоевскому [2. С. 96]): расстояние между ними составляло всего 31 в. [20. Л. 3]. Связывали два населенных пункта, упомянутых в эпистолярии автора «Горя ...», и другие дороги. Южная, через Янушполь, имела протяженность 64 в., северная была немного длиннее, на 7 в., зато пролегала она через Чуднов [20. Л. 3]. Все это доказывает, что в действительности встреча Г. Ржевуского с Грибоедовым могла состояться как в Бердичеве, так и в Любаре - при условии, если 10 июня 1825 г. тот, разумеется, говорил именно о спутнике Мицкевича. Ведь факты свидетельствуют, что жителем Волынской губернии также являлся и В. Ржевуский, после возвращения из Азии в 1820 г. много времени проводивший в имении своей матери Кузмин [3. Б. 106, 220, 223, 242, 308]. Соседствовало оно с Проскуровым, откуда шла прямая дорога на Хмельник (77 в.), лежавший на пересечении путей из Любаря (47 в.) и Бердичева (59 в.) [20. Л. 2, 3]. Оба относились к Волынский губернии, центр которой Житомир В. Ржевуский, в свою очередь, также посещал не единожды [3. Б. 258, 262, 263, 330]. Отсюда же шли прямые дороги на Любарь (73 в.) и Бердичев (74 в.) [20. Л. 2, 3]. И хотя добраться до них из Кузмина, как показывают приведенные цифры, было тяжелее, чем из Погребища, Верховни или Чуднова, расстояния для В. Ржевуского в 1825 г. вряд ли являлись помехой. Слыл этот представитель шляхты виртуозным наездником, а в распоряжении у него имелись десятки привезенных им с Востока скакунов, которые славились на всю округу быстротой, отменным здоровьем и неприхотливостью [3. Б. 112, 115, 116, 237-239, 247, 251, 266].

декабристах, попадись он на глаза спутникам первого поэта Польши [6. С. 43]1. Во-вторых, в 20-е гг. XIX в. Г. Ржевуский (впоследствии - влиятельный беллетрист) еще не был известен читателю, ввиду чего создатель нашумевшего «Горя ...» вряд ли бы стал сообщать о нем своим адресатам [4. С. 149]. Тогда как его дядя Вацлав к 1825 г., напротив, уже считался знаменитостью, о которой знал даже Мицкевич [3. S. 218, 251; 4. С. 149]. И должен был слышать Одоевский - сочинитель, мелодист и, в первую очередь, один из деятельнейших романтиков страны [22. С. 393-394]. В-третьих, образ жизни Г. Ржевуского в год приезда Грибоедова на юг не особо выделял его среди современников. Познакомившись с Мицкевичем благодаря сестре Каролине (жившей в Одессе, где некогда гостил и ссыльный поляк), он, как принято считать, занимался лишь тем, что проводил все время в их компании, развлекая ее мастерством рассказчика [23. S. 86; 24. S. 473-474]2. Притом что В. Ржевуский в ту пору, напротив, делами был перегружен: после возвращения из Азии пребывая в имении Саврань на Подолье, ведя там хозяйство и участвуя в общественно-политическом процессе [3. S. 237-259].

В том либо ином виде сказанное перекликается с доводами Ланды [4. С. 149, 180-181]3. Но комментарий к письму Одоевскому от 10 июня 1825 г.,

1 Ланда должен был понимать, что связь Г. Ржевуского с осведомителями правительства не позволила бы утаить от следствия факт его встречи с Грибоедовым. Потому, видимо, о слежке за Мицкевичем ученый напишет, но в примечаниях к главной из своих публикаций о нем, а не в основном тексте - явно не желая исключать важную для СССР и ПНР возможность контактов польского шляхтича с русским литератором-дипломатом [4. С. 180-181].

2 Польский критик и поэт Л. Н. Гомолицкий считал, что Г. Ржевуский был связан с Грибоедовым именно благодаря Одессе (куда последний «чуть было не попал» [2. С. 98] во время поездок по югу), а также Артеку (где жил «приятель» графа Генриха Г.Ф. Олизар, в свою очередь, упоминаемый в дневнике сочинителя «Горя ...» [23. Б. 80]).

3 Согласиться с комментарием Ланды относительно письма Одоевскому от 10 июня 1825 г. можно не во всем. «Грибоедов не приехал в Бердичев» [4. С. 150], - заявит он в своей статье. Однако здесь следует отметить, что факты, которые позволили бы сделать такой вывод, науке пока не известны. То же касается и догадок относительно грибо-едовской встречи с В. Ржевуским на полуострове (ввиду отсутствия документальных свидетельств говорить о ней некорректно даже в порядке предположения). Впрочем, данное обстоятельство Ланду не остановит. Потому свою позицию по поводу произошедшего в Крыму он повторит дважды. Сначала - отрицая возможность приезда Грибоедова в Бердичев: «Можно предполагать, что его знакомство с В. Жевуским состоялось позже, в конце августа в Крыму» [4. С. 150]. И еще раз - рассуждая о встречах шляхтича-авантюриста в 1825 г. К участникам одной из них исследователь отнесет Мицкевича, локализовав ее на полуострове, и напишет: «Возможно, что и Грибоедов познакомился тогда с "эмиром Тадж-Уль-Фехром", о котором слышал в Петербурге и Киеве» [4. С. 150]. Правда, возможность контактов русского и польского классиков в Артеке, в отличие от той же Нечкиной, Ланда исключит. Хотя сделает это двусмысленно: с одной стороны, доказав, что оба не могли встретиться в Крыму, поскольку посетили его в разное время [4. С. 129-131], с другой же - процитировав книгу полониста С.С. Советова. Последний утверждал: «У графа Густава Олизара 29 мая 1824 года под

основанный на польскоязычной литературе, позволяет усилить их - обогатив грибоедовиану новыми фактами и доказав необходимость обратить ее к дискуссии о В. и Г. Ржевуских.

4

Бердичев, чье население в первой трети XIX в. преимущественно составляли евреи, занимал одно из ключевых мест в экономике России. Свой вес и широкую известность он приобрел благодаря ярмаркам, приуроченным к религиозным датам и проводившимся четыре раза в год. Судя по времени появления грибоедовского письма Одоевскому и его содержанию (10 июня 1825 г. автор подчеркнет, что мероприятие с участием «Ржевуц-кого» [2. С. 96] начнется «послезавтра»), пригласили его на торжище, которое считалось самым крупным на Волыни. Каждый год оно проходило в день памяти святого Онуфрия (как раз 12 июня) и называлось в его честь [26. Б. 282]. Но главным отличием этой ярмарки от других были не масштабы, а специализация, ежегодно в первый месяц лета превращавшая Бердичев в центр конной торговли страны [26. Б. 282; 27. С. 214-215]. В этом же городе, что примечательно, находилась известная по тем временам школа наездничества, на его окраинах регулярно организовывались скачки, местные жители массово разводили лошадей [3. Б. 136, 152, 334; 28. С. 449]. Все это подчеркивает в пассаже о Бердичеве иппологический аспект и вынуждает установить, кому из грибоедовских современников он был более близок.

Об интересе Г. Ржевуского к лошадям на сегодняшний день исследователям не известно ничего. Зато имя его дяди, напротив, связано с ними большим количеством ассоциаций.

Страсть к верховой езде охватит В. Ржевуского в детстве. На это повлияют его увлеченность Востоком и принадлежность к роду, представители которого возвели конное дело в культ. Недалеко от Кузмина, имения матери В. Ржевуского в Подольской губернии, жили известные на всю округу заводчики, с чьей помощью будущий авантюрист узнает о тонкостях разведения лошадей и приобретет себе первый табун. Здесь же животные будут пережидать зиму в сооруженных для них шикарных конюшнях, а летом их будут перегонять в Саврань, в окрестностях которой они чувствовали себя свободнее и могли лучше питаться [3. С. 106-107]1. Много вре-

Аюдагом Вацлав Жевуский и Мицкевич встретились с А.С. Грибоедовым» [25. С. 87]. И еще: «Для этого они тайно выехали из Одессы в Крым еще до поездки туда Каролины Собаньской - сестры Генриха Жевуского» [25. С. 87]. При этом ошибки Советова в датировке событий на даче Олизара, равно как и отсутствие каких-либо аргументов в пользу приведенных им высказываний, Ланду не смутят. Версию мицкевичеведа в части хронологии он сопроводит знаком вопроса (не более), а домыслы, выданные в его книге за факты, попросту оставит без оценок [4. С. 181].

1 На Подолье в первой трети XIX в. было два населенных пункта с названием Куз-мин: один из них располагался вблизи Саврани, другой - на расстоянии трех сотен

мени проводя со своими питомцами, В. Ржевуский станет не только искусным наездником, способным оседлать и приручить даже дикую особь. Также он примется обучать этому мастерству всех желающих, включая молодежь, а получив признание среди местных жителей, решит попробовать свои силы на чужбине [3. Б. 111, 115]. В 1815 г. на Венском конгрессе, куда съедутся делегаты стран - участниц антинаполеоновской коалиции, В. Ржевуский выступит с идеей восстановить и перестроить конное хозяйство Европы, разрушенное войной [3. С. 116-115]. Любитель-ориенталист, он также обоснует необходимость импорта лошадей из Азии для скрещивания с оставшимся в живых поголовьем и производства популяции, которая отвечала бы требованиям нового времени. В итоге, предложив свои услуги руководителя экспедиции на Восток, В. Ржевуский получит два серьезных заказа и в 1817 г. отправится в путь [3. Б. 118-120]. Проведя же несколько лет в разъездах по арабским странам, отличится и здесь - как европеец, постигший премудрости конного дела [3. Б. 166-167]. Поставленную цель он также сможет выполнить: найдя чистые образцы породы (включая кохейлана, являвшегося потомком кобылы Мухаммеда), организовав их покупку (у хозяев, которые отказывались продавать свою собственность, считая ее бесценной) и, наконец, выведя приобретенный табун из полной сюрпризов пустыни [3. Б. 177-179, 184, 186-188, 195]. После злоключений, связанных с транспортировкой живого груза в Европу, где его часть, вопреки чаяниям В. Ржевуского, так и не была продана, лошадей перевезут в Саврань [3. Б. 216-220]. В данном имении, начиная с 1821 г., они и будут жить, вместе с прежними обитателями. Из ста тридцати семи купленных особей себе граф оставит семьдесят восемь, а остальных отберет для заказчиков. Но поскольку себестоимость животных окажется слишком высокой, сбыть их сразу и по достойной цене он не сможет. Это заставит его поменять свой образ жизни: отдавшись уходу за своими питомцами, перевоплотившись в бедуина, предпочтя дворцовому уюту жизнь под открытым небом и занявшись решением проблемы с финансами, вызванной издержками и давлением кредиторов [3. Б. 237-240].

Если «Ржевуцкий» [2. С. 96], о котором писал Грибоедов в Киеве, был коневодом, пытающимся решить проблему содержания своих табунов за счет поиска богатых покупателей, кому и для чего понадобилось сводить обоих в Бердичеве? Ответ на этот вопрос требует рассуждений, которые исключают из круга мотивов указанной затеи хозяйственный подтекст.

5

10 июня 1825 г. Грибоедова напишет: «Итак, прощайте журналы до Тифлиса. - Меня приглашают неотступно в Бердичев на ярмарку, которая начнется послезавтра, там хотят познакомить с Ржевуцким, притом в Лю-

верст к северу (близ границы с Волынской губернией). Последний, если верить источникам, и принадлежал семье Ржевуских [3. Б. 248; 20. Л. 2].

баре семейство Муравьевых устраивает мне самый приятный прием, боюсь сдаться на их веру, не скоро вырвешься. - Прощай, милый мой» [2. С. 96]. Как видно, высказывание о Бердичеве в тексте письма объединено с упоминанием Любаря и выделено с обеих сторон тире. Таким способом автор, осознанно или нет, подчеркивает цельность своей мысли о намерении именно декабристов задержать его на материке - и показывает связь между названными людьми.

Если Грибоедовым подразумевалась семья Артамона Муравьева (17931846), здесь следует учесть, что последний отличился в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах. В Любаре стоял Ахтырский полк, которым он командовал, а в Бердичеве, где его впоследствии арестуют, располагался дивизионный штаб [29. С. 118, 287-289]. Вдобавок к сказанному в гости к Муравьеву в июне 1825 г. приедет жена. Следовательно, слово «семейство», использованное Грибоедовым в письме Одоевскому, и упоминание Бердичева в одном ряду с Любарем в случае с этим заговорщиком выглядят логично [1. С. 518, 522]. Равно как и появление в одном контексте с его фамилией В. Ржевуского, который, подобно Муравьеву проявив себя в боях против армии Наполеона (в Европе), также получит опыт участия в антиправительственном мятеже (в Азии), примкнув к деятельности арабских повстанцев [3. С. 102-104; 196-214; 29. С. 118].

Рассматривая фразу Грибоедова о «семействе» из письма Одоевскому, целесообразно вспомнить еще двоих людей. Сергей Муравьев-Апостол (1795-1826) являлся одним из основателей Союза спасения и Союза благо-денствия1. В 1825 г. он состоял в Черниговском полку, в Любаре бывал по долгу службы и имел родного брата Матвея (1793-1886), также связанного с этим местом. Что примечательно, оба наравне со своим родственником Артамоном участвовали в наполеоновских войнах и считались видными членами Южного общества [29. С. 121, 122, 287, 288].

Интересно в Муравьевых-Апостолах и следующее. В начале 1825 г. в Житомире пройдет совещание представителей революционных кругов, на котором будут обсуждаться планы переустройства России и судьбы подвластных ей территорий. Помимо К.Ф. Рылеева (друга Грибоедова и еще одного лидера декабристов) посетит данное мероприятие С. Муравьев-Апостол, прибывший сюда с братом-вольнодумцем Ипполитом [29. С. 288; 30. Б. 232-233]. Но будет здесь и В. Ржевуский, к тому времени вовлеченный в деятельность Патриотического общества Польши. Причем главным героем для него, как и для большинства присутствовавших на Славянском собрании, окажется начинающий поэт Фома Падура [3. Б. 258-259]. Восторг у публики вызовут заявления этого человека о праве народов на самоопределение, а Муравьев-Апостол настолько впечатлится услышанным,

1 В показаниях следствию Грибоедов называет С.И. Муравьева-Апостола без второй части фамилии - как и Артамона [5. С. 284, 287]. Стало быть, в его письме Одоевскому под словами о Любаре в целом мог подразумеваться любой из этих декабристов.

что даже подарит ему символ братства русских и польских заговорщиков в виде железного перстня [30. Б. 232-233].

Тронут мысли Падуры и В. Ржевуского. Продолжив видеться и после знакомства в Житомире, оба попадут под следствие по делу о событиях на Сенатской площади, а после этого переедут в имение Саврань. Здесь молодой литератор решит поселиться на правах хозяйского друга и примется за воплощение давней мечты - вернуть независимость Польше, разбудив в жителях Украины страсть к бунту. Но найдется в планах Падуры место и для самого В. Ржевуского. Лидер по духу, последний возглавит местных почитателей традиции казачества и, открестившись от дворянского происхождения, начнет новую жизнь под прозвищем «атаман Ревуха» [3. Б. 262-267].

Как далеко зашла эволюция политических взглядов В. Ржевуского к моменту приезда на юг Грибоедова, сказать непросто. Поскольку же Паду-ра, как и предводители подполья, сошелся с ним в начале 1825 г., можно предположить, что возможность его появления в Бердичеве привлекала внимание декабристов по меньшей мере в свете набиравших тогда силу идей украинофильства и попыток спровоцировать национально-освободительное движение на Волыни и в Подолье1. Неслучайно в цитируемом письме к Одоевскому, помимо слов о Ржевуском и Муравьевых, Грибоедов напишет: «Как они мыслят и что творят русские чиновники и польские помещики, Бог их ведает» [2. С. 95].

6

Сказанное позволяет сформулировать следующие выводы. Первые попытки прокомментировать пассаж Грибоедова о Бердичеве предпримут в XIX в. публикаторы его письма к Одоевскому от 10 июня 1825 г. Они же заявят, что, рассказывая своему адресату о несостоявшейся поездке на Волынь, автор «Горя ...» имел в виду свидание с другом Мицкевича Г. Ржеву-ским. В ХХ в. вышеназванная гипотеза найдет сторонников в лице таких авторитетов, как академики Пиксанов и Нечкина, и потому станет традиционной. Более того, ученые называют Г. Ржевуского лишь мицкевичским спутником доныне, тогда как в действительности его деятельность в 1825 г. была разноплановой.

Похоронив отца за полгода до визита сочинителя-дипломата на юг, граф Генрих погрузится в заботы о недвижимом имуществе на Украине и начнет посещать места неподалеку от Бердичева и Любаря, который Грибоедов назовет Одоевскому в контексте высказываний уже о «семействе Муравьевых». Однако вблизи от этих населенных пунктов также находи-

1 На Славянском собрании в Житомире в 1825 г., где присутствовали К.Ф. Рылеев и Муравьев-Апостол, Фома Падура выскажет уверенность в существовании украинцев как отдельного от других славян этноса. Также он пообещает сделать все, чтобы привить им национальную идею - с целью ослабить позиции России на бывших землях Польши [3. Б. 259; 30. Б. 232-233].

лись земли еще одного представителя рода Ржевуских - Вацлава. Любитель приключений и верховой езды, в 1825 г. он посетит Волынь много раз. Тем не менее в грибоедовском ономастиконе имя В. Ржевуского отсутствует и по сей день - притом, что связать их наука все же попытается. Сделает это полонист Ланда, изучавший подробности жизни в России Мицкевича. Размышляя о возможной встрече двух классиков в Крыму, более вероятными он признает контакты Грибоедова не с Генрихом Рже-вуским, предполагаемым осведомителем правительства, а с его дядей Вацлавом. Но о политической деятельности последнего Ланда не знал. Вот почему, анализируя письмо к Одоевскому от 10 июня 1825 г., исследователь выдвинет предположение, что декабристы хотели свести его с Грибоедовым из-за любви обоих к эпатажу, Востоку и поэзии. Дополнить аргументы Ланды можно, учтя амбициозность двух деятелей и их увлеченность литературой путешествий. Впрочем, желание подполья познакомить создателя «Горя ...» с «Ржевуцким» вряд ли объяснялось приведенными аналогиями - что подтверждает писательская реплика о Любаре.

Жили в этом местечке на Житомирщине и бывали сразу несколько «Муравьевых», о семье которых Грибоедов напишет Одоевскому: Арта-мон, Матвей и Сергей. Все трое участвовали в войне с наполеоновской армией - равно как и В. Ржевуский. Его близость к С. Муравьеву-Апостолу, в свою очередь, засвидетельствует еще одно событие. В 1825 г. в Житомире оба примут участие в Славянском собрании «революционеров» России и Польши, где отметится ярким выступлением и пропагандист украинофильства Фома Падура. Высказанные им мысли о праве потомков казачества на самоопределение настолько впечатлят присутствующих, что С. Муравьев-Апостол преподнесет ему ценный дар, а В. Ржевуский предложит дружбу. В течение года двое поляков будут поддерживать тесный контакт, следствием которого станет вовлечение шляхтича-авантюриста в планы Падуры поднять антироссийский мятеж на Украине.

Собственно, причастность графа Вацлава к деятельности сепаратистов и должна будет обратить на него внимание киевских заговорщиков. Берди-чевым же он интересовался в свете других обстоятельств. Будучи одним из центров экономического роста в России, в первой трети XIX в. этот город в основном привлекал людей, желавших заработать на конном деле и любивших кататься верхом. Причиной тому послужили промыслы местных жителей и проходящая здесь же каждый год ярмарка. Проводили ее 12 июня, в День святого Онуфрия, а важнейшим товаром на ней были лошади. Всерьез увлекался ими и В. Ржевуский, за пять лет до приезда в Киев Грибоедова пригнавший из Азии табун породистых скакунов. Большие издержки потребуют от него ускорить продажу приобретенных питомцев, но поскольку их себестоимость окажется высокой, реализовать поголовье быстро ему не удастся. Хотя попытки исправить ситуацию он также вряд ли оставит - тем более в свете перспектив, которые открывала перед ним специфика Онуфриевского торжища.

В целом, приведенных фактов достаточно, чтобы заключить: мотивов посетить Волынь у В. Ржевуского было немало, а идея свести его с автором «Горя ...» могла принадлежать именно декабристам. Стало быть, гри-боедоведение совершает ошибку, игнорируя личность этого человека, ввиду чего считать решенной проблему слов о бердичевской ярмарке в письме Одоевскому от 10 июня 1825 г. преждевременно.

Список источников

1. НечкинаМ.В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. М. : Худож. лит., 1977. 735 с.

2. Полное собрание сочинений А.С. Грибоедова : в 3 т. Т. 3 / подгот. текста, ком. О.Ф. Акимушкина [и др.]. СПб. : Дмитрий Буланин, 2006. 686 с.

3. Kucera F. Waclaw «Emir» Rzewuski (1784-1831) : podroznik i zolnierz. Praca doktorska. Poznan, 2016. 376 s.

4. Литература славянских народов. Вып. 4. Из истории литератур Польши и Чехословакии / ред. Д.Ф. Марков [и др.]. М. : Изд-во АН СССР, 1959. 283 с.

5. А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников / вступ. ст., сост. и подгот. текста С.А. Фомичева ; ком.: П.С. Краснов, С.А. Фомичев. М. : Худож. лит., 1980. 448 с.

6. Минчик С.С. Грибоедов и Крым. Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. 276 с.

7. Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым. Ч. 4. СПб.: Тип. К. Вингебера, 1857. 482 с.

8. Русский архив. Историко-литературный сборник. 1864. Вып. 1-12 / ред. П.И. Бартенев. М. : Тип. В. Грачева и Ко. 862 с.

9. Полное собрание сочинений А.С. Грибоедова : в 3 т. Том 3 / под ред. и с примеч. Н.К. Пиксанова Пг. : Изд. Разряда изящной словесности Акад. наук, 1917. 396 с.

10. Грибоедов А.С. Сочинения / подг. текста, предисл. и коммент. В.Н. Орлов. М. ; Л. : Гослитиздат, 1959. 782 с.

11. Грибоедов А.С. Сочинения / вступ. ст., коммент., сост. и подгот. текста С.А. Фомичева. М. : Худож. лит., 1988. 750 с.

12. Грибоедов : энциклопедия / авт.-сост. С.А. Фомичев. СПб. : Нестор-История, 2007. 393 с.

13. Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. М. : Современник, 1989. 478 с.

14. Пиксанов Н.К. Летопись жизни и творчества А.С. Грибоедова, 1791-1829 / отв. ред. А.Л. Гришунин ; примеч. П.С. Краснов. М. : Наследие, 2000. 239 с.

15. Фомичев С.А. Александр Грибоедов : биография. СПб. : Вита Нова, 2012. 511 с.

16. Тархова Н.А. Летопись жизни и творчества Александра Сергеевича Грибоедова. 1790-1829. М. : Минувшее, 2017. 604 с.

17. Русский биографический словарь. Т. XVI: Рейтерн - Рольцберг / ред. А.А. Половцев. СПб. : Изд. Императорского Русского Исторического Общества, 1913. 438 с.

18. Glgbocki H. Rzewuski, Henryk // Polski Petersburg. Encyklopedia. URL: http://www.polskipetersburg.pl/hasla/rzewuski-henryk (дата обращения: 30.05.2020).

19. Укратський археографiчний щорiчник. Нова сершм : зб. наук. пр. / гол. ред. П.С. Сохань. Вип. 18. К. : Укра!нський письменник, 2013. 852 с.

20. Географический атлас Российской империи, Царства Польского и Великого Княжества Финлянского / сост. В.П. Пядышев. СПб., 1834. 83 л.

21. Подробный атлас Российской империи с планами главных городов / авт.-сост. А.А. Ильин. СПб. : Изд. картографического заведения А. Ильина, 1876. 6 с., 72 л.

22. Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь / гл. ред. П.А. Николаев. Т. 4: М-П. М. : БРЭ ; НВП «Фианит», 1999. 703 с.

23. Gomolicki L. Dziennik pobytu Adama Mickiewicza w Rosji, 1824-1829. Warszawa : Ksiqzka i Wiedza, 1949. XXVII, 379 s.

24. Mickiewicz. Encyklopedia / red.: J. Rymkiewicz, D. Siwicka, A. Witkowska, M. Ziel-inska. Warszawa : Horyzont, 2001. 687 s.

25. Советов С.С. Адам Мицкевич. Л. : Изд-во ЛГУ, 1956. 186 с.

26. Jelowicki A. Moje wspomnienia. Ksi^ga 1. Paryz : Wydanie Alexandra Jelowickiego i Spölki, 1839. IV, 301 s.

27. Записки графа Е.Ф. Комаровского / ред. П.Е. Щеголева ; вступ. заметка Е.А. Ляцкого. СПб. : Огни, 1914. XII, 279 с.

28. Киевская старина. 1893. Т. XLI, апрель-июнь / ред. В.П. Науменко. Киев : Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого. 671 с.

29. Декабристы: биографический справочник / ред. М.В. Нечкина ; подгот. С.В. Мироненко. М. : Наука, 1988. 446 с.

30. [Rolle] A.J. Opowiadania. Serya czwarta. T. 1. Warszawa : Naklad Gebethnera i Wolffa, 1884. 415 s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Nechkina, M.V. (1977) Griboedov i dekabristy [Griboyedov and the Decembrists]. 3rd ed. Moscow: Khudozhestvennaya literatura.

2. Akimushkin, O.F. et al. (eds) (2006) Polnoe sobranie sochineniy A.S. Griboedova [Complete Works of Alexander Griboyedov]. Vol. 3. Saint Petersburg: Dmitriy Bulanin.

3. Kucera, F. (2016) Waclaw "Emir" Rzewuski (1784-1831): podroznik i zolnierz. Praca doktorska. Poznan.

4. Markov, D.F. et al. (eds) (1959) Literatura slavyanskikh narodov [Literature of the Slavic Peoples]. Vol. 4. Moscow: USSR AS.

5. Fomichev, S.A. (ed.) (1980) A.S. Griboedov v vospominaniyakh sovremennikov [Alexander Griboyedov in the Memories of his Contemporaries]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura.

6. Minchik, S.S. (2011) Griboedov i Krym [Griboyedov and Crimea]. Simferopol: Biznes-Inform.

7. Dolgorukov, P.V. (1857) Rossiyskaya rodoslovnaya kniga, izdavaemaya knyazem Petrom Dolgorukovym [Russian Family Tree Book, Published by Prince Peter Dolgorukov]. Pt. 4. Saint Petersburg: Tip. Karla Vingebera.

8. Bartenev, P.I. (ed.) (1864) Russkiy arkhiv. Istoriko-literaturnyy sbornik [Russian Archive. Historical and literary collection]. Vols 1-12. Moscow: Tip. V. Gracheva i Ko.

9. Piksanov, N.K. (ed.) (1917) Polnoe sobranie sochineniy AS. Griboedova [Complete works of Alexander Griboyedov]. Vol. 3. Petrograd: Izd. Razryada izyashchnoy slovesnosti Akad. nauk.

10. Griboedov, A.S. (1959) Sochineniya [Works]. Moscow; Leningrad: Goslitizdat.

11. Griboedov, A.S. (1988) Sochineniya [Works]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura.

12. Fomichev, S.A. (ed.) (2007) Griboedov: entsiklopediya [Griboedov: Encyclopedia]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya.

13. Meshcheryakov, V.P. (1989) Zhizn' i deyaniya Aleksandra Griboedova [The Life and Deeds of Alexander Griboyedov]. Moscow: Sovremennik.

14. Piksanov, N.K. (2000) Letopis' zhizni i tvorchestva A.S. Griboedova, 1791-1829 [Chronicle of the Life and Work of A.S. Griboedova, 1791-1829]. Moscow: Nasledie.

15. Fomichev, S.A. (2012) Aleksandr Griboedov: biografiya [Alexander Griboedov: Biography]. Saint Petersburg: Vita Nova.

16. Tarkhova, N.A. (2017) Letopis' zhizni i tvorchestva Aleksandra Sergeevicha Griboedova. 1790-1829 [Chronicle of the life and work of Alexander Sergeevich Griboyedov. 1790-1829]. Moscow: Minuvshee.

17. Polovtsev, A.A. (ed.) (1913) Russkiy biograficheskiy slovar' [Russian Biographical Dictionary]. Vol. 16. Saint Petersburg: Izd. Imperatorskogo Russkogo Istoricheskogo Obshchestva.

18. Gl^bocki, H. (2018) Rzewuski Henryk. In: Polski Petersburg. Encyklopedia. [Online] Available from: http://www.polskipetersburg.pl/hasla/rzewuski-henryk (Accessed: 30.05.2020).

19. Sokhan', P.S. (ed.) (2013) Ukrains'kiy arkheografichniy shchorichnik. Nova seriyam [Ukrainian Archaeographic Yearbook. New series]. Vol. 18. Kyiv: Ukrains'kiy pis'mennik.

20. Pyadyshev, V.P. (ed.) (1834) Geograficheskiy atlas Rossiyskoy imperii, Tsarstva Pol 'skogo i Velikogo Knyazhestva Finlyanskogo [Geographical Atlas of the Russian Empire, the Kingdom of Poland and the Grand Duchy of Finland]. Saint Petersburg: Voyenno-topograficheskoye depo.

21. Il'in, A.A. (ed.) (1876) Podrobnyy atlas Rossiyskoy imperii s planami glavnykh gorodov [Detailed Atlas of the Russian Empire with the Plans of the Main Cities]. Saint Petersburg: Izd. kartograficheskogo zavedeniya A. Il'ina.

22. Nikolaev, P.A. (ed.) (1999) Russkie pisateli. 1800-1917. Biograficheskiy slovar' [Russian Writers. 1800-1917 Biographical Dictionary]. Vol. 4. Moscow: BRE; NVP "Fianit".

23. Gomolicki, L. (1949) Dziennikpobytu Adama Mickiewicza w Rosji, 1824-1829. Vol. 27. Warszawa: Ksiqzka i Wiedza.

24. Rymkiewicz, J. et al. (eds) (2001) Mickiewicz. Encyklopedia. Warszawa: Horyzont.

25. Sovetov, S.S. (1956) Adam Mitskevich. Leningrad: Leningrad State University. (In Russian).

26. Jelowicki, A. (1839) Moje wspomnienia. Ksi^ga 1. Vol 4. Paryz: Wydanie Alexandra Jelowickiego i Spölki.

27. Shchegolev, P.E. (ed.) (1914) Zapiski grafa E.F. Komarovskogo [Notes of Count E.F. Komarovsky]. Vol. 12. Saint Petersburg: Ogni.

28. Naumenko, V.P. (ed.) (1893) Kievskaya starina [Kievan Antiquity]. Vol. 41. Kyiv: Tip. G.T. Korchak-Novitskogo.

29. Nechkina, M.V. (ed.) (1988) Dekabristy: biograficheskiy spravochnik [Decembrists: Biographical guide]. Moscow: Nauka.

30. [Rolle], A.J. (1884) Opowiadania. Serya czwarta. Vol. 1. Warszawa: Naklad Gebethnera i Wolffa.

Информация об авторе:

Минчик С. С. - канд. филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (Симферополь, Россия). E-mail: serserminch@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

S.S. Minchik, Cand Sci. (Philology), associate professor, Institute of Philology, VI. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russian Federation). E-mail: serserminch@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.05.2021; одобрена после рецензирования 07.06.2023; принята к публикации 31.07.2023.

The article was submitted 22.05.2021; approved after reviewing 07.06.2023; accepted for publication 31.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.