ISSN 2308-4286
Бобровский Д.Е. Гренадерская шапка и шпага офицеров пехоты аннинского царствования из фондов музеев Беларуси
В сообщение производится атрибуция редких предметов обмундирования и вооружения русской армии XVШ столетия.
Ссылка для размещения в Интернете:
http: //www.milhist.info/2014/12/29/bobrovsky_5
Ссылка для печатных изданий:
Бобровский Д.Е. Гренадерская шапка и шпага офицеров пехоты аннинского царствования из фондов музеев Беларуси [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2014. — Т. VI. — С. 69-79. <http://www.milhist.info/2014/12/29/bobrovsky_5> (29.12.2014)
www.milhist.info
2014г.
БОБРОВСКИЙ Д.Е.
ГРЕНАДЕРСКАЯ ШАПКА И ШПАГА ОФИЦЕРОВ ПЕХОТЫ АННИНСКОГО ЦАРСТВОВАНИЯ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЕВ БЕЛАРУСИ
Седьмого марта 1730 г. в Российской империи началось самодержавное правление 37-летней дочери царя Ивана V — Анны. Императрица опиралась на одну из самых больших и мощных армий в Европе, основу которой составляли на тот момент 2 гвардейских и 40 армейских полевых пехотных полков1. Офицеры первых фактически и привели её к реальной власти, подав вместе с другими дворянами ту самую «челобитную», которая позволила Анне «изодрать» Кондиции Верховного тайного совета, ограничившие было высочайшие прерогативы2. Именным указом от 1 июня 1730 г. была учреждена Воинская Комиссия, одним из результатов работы которой стало утверждение 17 августа этого же года нового мундирного регламента, а 28 октября — регламента оружейных и амуничных вещей . Можно сказать, что внешний облик солдат и офицеров российской инфантерии на последующие полвека в общих чертах оформился именно в правление Анны Иоанновны, «не столь великой, но достойной преемницы первого российского
4
императора» .
В фондах Национального исторического музея Республики Беларусь хранится достаточно редкий и интересный предмет той эпохи — гренадерская шапка обер-офицеров пехотных полков образца 1731 года (НВ-1263). Из аналогов данного предмета известен лишь подобный головной убор в коллекции Государственного исторического музея (ГИМ) в Москве5. Шапка представляет из себя суконный колпак, верх которого изготовлен из «доброго» темно-зеленого сукна, собранного из четырех клиньев. Клапаны шапки с внешней стороны покрыты тонким «пунцовым» сукном. Со временем оно несколько потемнело и приобрело разные оттенки, что
особенно заметно на клапанах. Швы колпака, а также передний клапан головного убора, выложены гладким «золотным» позументом, сильно потускневшим от времени и утратившим свой изначальный блеск. На заднем клапане шапки когда-то тоже имелся такой позумент, но со временем был утерян, как и «золотная» кисть, некогда венчавшая самый верх колпака. Налобная бляха шапки выгнута полукругом и выполнена из позолоченного медного листа, с чеканной поверхностью и гравированными рисунками. В центре композиции изображен государственный символ — двуглавый орел в картуше под императорской короной, по бокам вычеканена «воинская арматура», то есть различные предметы военного обихода, которые было принято изображать на амуничных вещах в ХVШ столетии. На заднем клапане шапки едва различимы очертания образцовой металлической гренады, которая полагалась согласно приказу от 17 июля 1731 г.6 Помимо утраты ряда деталей, предмет достаточно сильно деформирован, что придает ему несколько плоскую форму, вместо положенной округлой.
Гренадерская шапка обер-офицера пехотного полка образца 1731 г. Национальный исторический музей Республики Беларусь (Инв. номер НВ-1263)
Второй интересующий нас предмет не является музейной редкостью, однако очень символичен. Речь идет о пехотной офицерской шпаге из собрания Кобринского военно-исторического музея им. А.В. Суворова (КП-3233). Она была передана туда в 1963 г. из музея «Екатерининский дворец» города Пушкина. Общая длина оружия составляет 99 см., длина клинка 81см., ширина клинка у основания рукояти 3 см. Сам клинок оружия полностью покрыт ржавчиной, с большими «раковинами», въевшимися внутрь железа. С внешней и внутренней стороны клинка, по центру, ближе к основанию, хорошо видны две рамки из желтого металла с выгравированными на них надписями: «Слава Богу и Отечеству» и «Виват Анна Великая». Рамки и надписи прекрасно сохранились, благодаря чему сильно выделяются на фоне ржавого клинка. Эфес шпаги изготовлен из медного сплава, состоит из рукояти с навершием и гарды. Сама рукоять утрачена, сохранилась лишь медная крученая проволока и кольцо — обоймица в нижней части рукояти, служившее когда-то крепежом составных частей. Навершие рукояти восьмигранное, с пуговицей, под которой имеется литое прочеканенное украшение в виде лепестков, выполненных в барочном мотиве. Подобный декор повторяется и на других деталях эфеса. Гарда состоит из двуовальной чашки, очень типичной для пехотных шпаг того времени. Эту деталь в первой половине XVIII в. называли «тарелкой». Под чашкой имеются два кольца для указательного и среднего пальцев руки. Эти кольца не несут какой-либо существенной защитной функции, но при умелом использовании помогают очень точно направить острие клинка на противника. В зарубежной оружиеведческой терминологии они именуются
п
термином «pas d'ane» . Под кольцами проходит дужка гарды, зафиксированная верхним концом в отверстии навершия, и имеющая с обратной стороны втулку, оформленную на конце все в том же «лепестковом» декоре. Шпаги с такой конструкцией эфеса существовали в Европе с конца XVII века, а в России они появляются уже в период Северной войны. Одна из первых известных нам шпаг подобного образца сейчас
о
хранится в частном собрании и датируется по надписи на клинке 1705 г. Офицерские шпаги, практически идентичные рассмотренному нами образцу, но в гораздо лучшем состоянии, имеются в собрании Государственного
9
исторического музея .
Русская пехотная офицерская шпага, 1730-е гг. Военно-исторический музей им. А.В. Суворова, Республика Беларусь (Инв. номер КП-3233)
Русская пехотная офицерская шпага, 1730-е гг. Военно-исторический музей им. А.В. Суворова, Республика Беларусь (Инв. номер КП-3233)
Русская пехотная офицерская шпага, 1730-е гг. Военно-исторический музей им. А.В. Суворова, Республика Беларусь (Инв. номер КП-3233)
Капитан гренадерской роты Санкт-Петербургского пехотного полка. 1736 г. Худ. Р. Паласиос-Фернандес, 2014г. www.milhist.info
1 Леонов О. Ульянов И. Регулярная пехота. 1698-1801. — М., 1995. — С. 52.
л
Подробнее см. напр.: Плотников А.Б., Курукин И.В. 19 января — 25 февраля 1730 года. События, люди, документы. — М., 2010.
Историческое описание одежды и вооружения российских войск, составленное по высочайшему повелению. — СПб., 1842. — Часть вторая. — С. 147. Подробнее о работе Комиссии см. напр.: Петрухинцев Н.Н. Царствование Анны Иоанновны. Формирование внутриполитического курса и судьбы армии и флота, 1730-1735 гг. — СПб., 2001; Бабич М.В. Воинская комиссия 1730 года в малоизученных аспектах ее истории: от «эпохи Петра Великого» к «эпохе Миниха» // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Труды Четвертой Международной научно-практической конференции 15-17 мая 2013 года. — СПб., 2013. — Ч. I. — С. 170-183.
4 Бабич М.В. Воинская комиссия 1730 года в малоизученных аспектах ее истории. — С. 181.
5 Егоров В.И. Гренадерские шапки драгунских и пехотных полков образца 1731 года (на правах рукописи). — С. 13.
6 Там же. — С. 2.
п
Уизерс Х. Дж. Мечи и сабли. Большая энциклопедия. — М., 2011. — С. 174.
о
Антонов Д.Б. Оружейные находки времен Северной войны // Совместный выпуск «Военно-исторического журнала» и журнала «Старый Цейхгауз», посвященный 300-летнему юбилею Полтавского сражения. — 2009. — С. 64. 9 Летин С. Леонов О. Русский военный костюм от Петра I до Петра III. — М., 2008. — С. 165.