Научная статья на тему 'Греческое законодательство о печати до принятия первого закона о СМИ (1821-1931 гг. )'

Греческое законодательство о печати до принятия первого закона о СМИ (1821-1931 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕЦИЯ / GREECE / ПЕЧАТЬ / PRESS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ / MEDIA LEGISLATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПЕЧАТИ / PRESS LEGISLATION / ПРАВО СМИ / MEDIA LAW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богданова Ольга Алексеевна

История формирования и развития греческого права печати, а также развитие модели взаимоотношений между государством и прессой в Греции до сих пор оставалась за рамками отечественной науки. Мы впервые вводим в русскоязычное научное поле материал по этой теме. Он может быть интересен и полезен для изучения и понимания истории европейского права СМИ, поскольку греческое законодательство о печати составляет его неотъемлемую часть. Изучение греческих законодательных актов о печати позволит увидеть, чем положение греческой печати отличалось от положения прессы в других европейских государствах, насколько уникальными были взаимоотношения государства и печати на заре существования современной Греции. Как показывает изучение законодательства, в период с 1821 по 1931 г. в условиях частых перемен в политической ситуации в Греции сохранялась устойчивая тенденция развития противостояния между государством и печатью. До принятия закона 5060/1931 «О печати, оскорблениях чести в целом и других распоряжениях» печатные СМИ подвергались суровым наказаниям и уголовному преследованию. Вместе с тем Греция оказалась одним из первых европейских государств, где возникла идея саморегулирования работы печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Press Legislation in Greece before the Adoption of the First Media Law (1821-1931)

The history of the formation and development of press legislation in Greece has not been studied in Russia so far, nor has the Greek model of the relationship between the state and the media. This article is the first attempt to introduce these subjects into the Russian-language academic context. It is of interest for the study of the European media law because press legislation in Greece represents its inseparable part. The study of Greek legislative acts on the press makes it possible to identify the distinctions in the situation of the press in Greece and in other European states and also to understand how unique the relations of the state and the press were on the eve of modern Greece. The study of the legislation shows that in the period from 1821 to 1931, under conditions of permanent changes in the political situation, the stable tendency of opposition and confrontation between the state and the press continued. Before the law 5060/1931 “On the press, insults to honor in general and other orders” was adopted, print media were subject to severe punishments and criminal persecution. At the same time, however, Greece proved to be one of the first European states where the idea of self-regulation of the press emerged.

Текст научной работы на тему «Греческое законодательство о печати до принятия первого закона о СМИ (1821-1931 гг. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2017. № 6

ПРАВО СМИ

Богданова Ольга Алексеевна, аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: otheodorova@gmail.com

ГРЕЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПЕЧАТИ ДО ПРИНЯТИЯ ПЕРВОГО ЗАКОНА О СМИ (1821-1931 гг.)

История формирования и развития греческого права печати, а также развитие модели взаимоотношений между государством и прессой в Греции до сих пор оставалась за рамками отечественной науки. Мы впервые вводим в русскоязычное научное поле материал по этой теме. Он может быть интересен и полезен для изучения и понимания истории европейского права СМИ, поскольку греческое законодательство о печати составляет его неотъемлемую часть. Изучение греческих законодательных актов о печати позволит увидеть, чем положение греческой печати отличалось от положения прессы в других европейских государствах, насколько уникальными были взаимоотношения государства и печати на заре существования современной Греции. Как показывает изучение законодательства, в период с 1821 по 1931 г. в условиях частых перемен в политической ситуации в Греции сохранялась устойчивая тенденция развития противостояния между государством и печатью. До принятия закона 5060/1931 «О печати, оскорблениях чести в целом и других распоряжениях» печатные СМИ подвергались суровым наказаниям и уголовному преследованию. Вместе с тем Греция оказалась одним из первых европейских государств, где возникла идея саморегулирования работы печати.

Ключевые слова: Греция, печать, законодательство о СМИ, законодательство о печати, право СМИ.

Olga A. Bogdanova, PhD student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University; е-mail: otheodorova@gmail.com

PRESS LEGISLATION IN GREECE

BEFORE THE ADOPTION OF THE FIRST MEDIA LAW

(1821-1931)

The history of the formation and development of press legislation in Greece has not been studied in Russia so far, nor has the Greek model of the relationship between the state and the media. This article is the first attempt to introduce these subjects into the Russian-language academic context. It is of interest for the study of the European media law because press legislation in Greece represents its

inseparable part. The study of Greek legislative acts on the press makes it possible to identify the distinctions in the situation of the press in Greece and in other European states and also to understand how unique the relations of the state and the press were on the eve of modern Greece. The study of the legislation shows that in the period from 1821 to 1931, under conditions of permanent changes in the political situation, the stable tendency of opposition and confrontation between the state and the press continued. Before the law 5060/1931 "On the press, insults to honor in general and other orders" was adopted, print media were subject to severe punishments and criminal persecution. At the same time, however, Greece proved to be one of the first European states where the idea of self-regulation of the press emerged.

Key words: Greece, press, media legislation, press legislation, media law.

Введение

В статье в историко-эволюционном аспекте рассматривается формирование корпуса греческих законодательных актов о печати в период первых 110 лет существования современного Греческого государства (с 1821 по 1931 год).

История формирования и развития греческого права о печати до сих пор оставалась за рамками отечественной науки. Мы впервые вводим в русскоязычное научное поле материал по этой теме и считаем, что он может быть интересен и полезен сейчас, когда лакуны по истории европейского права СМИ постепенно заполняются.

Изучение греческих законодательных актов о печати позволяет увидеть, как и на каких основаниях выстраивались отношения между правительством и печатью в тот период, когда государственный строй современной Греции только начал формироваться.

Отличалось ли положение печати в Греции от ситуации в других европейских государствах и можно ли считать греческую ситуацию уникальной?

Сегодня, когда ряд европейских регионов отстаивает свое право на самостоятельность, а вопросы национального самоопределения даже для небольших по численности этнических групп становятся актуальными и острыми, есть реальная возможность образования новых независимых территорий, опыт Греции может быть полезен для понимания моделей и парадигм, по которым могут выстраиваться взаимоотношения в новообразованном государстве, а также для прогнозирования тех опасностей и рисков, которые реальны для печати (и для системы СМИ в целом) новообразованных государств.

Процесс формирования греческого законодательства в области СМИ начался вскоре после возникновения независимого греческого государства в 1822 г. До этого, со времени взятия Константинополя войсками Оттоманской Порты в 1453 г., Греция находилась под властью Порты и издание газет на ее территории было невозможно. Соответственно, отсутствовало и законодательство о печати.

Греческая пресса возникла за пределами Греции. Первая греческая газета была основана в 1784 г. в Вене, в 1790 г. там же появилась вторая, а в 1811 г. — третья. До начала греческого восстания и войны за независимость от Турции (1821 г.) две греческие газеты выходили в Париже и две — в Лондоне. Их деятельность регулировалась местными законами о печати. В 1821 г. первые газеты начали издаваться в самой Греции, в частности в Каламате (правда, она имела всего три выпуска) (¥ихоую^, 2004: 357—358).

В 1822 г. в Греции была сформирована Первая республика и последовательно приняты четыре Конституции (в 1822, 1823, 1827 и 1832 гг.). Начиная с Конституции 1823 г., свобода слова была закреплена как одно из основных прав граждан нового государства. С этого момента берет начало история современного греческого законодательства о печати. Возникает вопрос: по какой модели в новом государстве строились взаимоотношения государства и печати, какую роль играли газеты и журналы в жизни греческого общества и можно ли говорить о том, что в новообразованной Греции положение прессы существенно отличалось от ситуации в других европейских государствах?

Положение печати в государстве отражается, в первую очередь, в законах, которые регулируют ее работу. На протяжении Х1Х—ХХ вв. политический строй в Греции неоднократно изменялся, что влекло за собой изменения законодательства о печати. Поэтому, чтобы ответить на заявленный вопрос, мы рассмотрим законодательные документы, которые регулировали деятельность греческой прессы до принятия первого единого закона о печати в 1931 г., который открыл новый этап в развитии системы греческого права СМИ, когда на смену совокупности разрозненных законодательных документов (иногда взаимодополняющих, а иногда и противоречащих друг другу) приходит единый свод распоряжений.

Тема настоящей статьи — эволюция взаимоотношений государства и печати в Греции с момента возникновения современного Греческого государства в 1821 г. до принятия первого греческого

закона о печати в 1931 г. Объект — законодательные акты в области печати, принятые в период с 1822 по 1931 г. Цель — проследить историю формирования корпуса законодательных актов Греческой республики в контексте развития европейского законодательства о печати и выявить модель, по которой складывались взаимоотношения государства и прессы. Задача — проанализировать выбранные законодательные акты и рассмотреть их как в диахроническом аспекте (на протяжении всей истории современной Греции), так и в синхроническом (в рамках каждого выделяемого специалистами исторического этапа и в сравнении с законодательством других европейских государств), с тем чтобы проследить, какую роль играла печать в истории современного Греческого государства и как развивались отношения государства и печати.

Проводя исследование, мы опирались на два текста, которые кратко описывают историю греческого права печати с 1822 по 1960-е гг. (Тоалоуад, 2008) и дают общий обзор истории греческой печати (*Рихоуюд, 2004: 354—397), а также на работы по истории европейского права СМИ (Гроссман, 2001; Лабриола, 2001; Львов-Рогачевский, 2001; Новицкая, 2013). Они дают возможность встроить рассмотренные нами законодательные документы в контекст политической жизни Греции.

Мы работали с оригинальными греческими текстами документов (на русский язык официально до сих пор переведен только текст Конституции Греческой республики 1975 г.). В тексте статьи цитаты из документов приведены в переводе или пересказе автора.

Основы права Греции

Как было сказано выше, началом истории формирования системы греческого права СМИ служит Конституция 1823 г., в которой свобода слова была закреплена как одно из основных прав граждан нового государства. То есть изначально печать мыслились полностью свободной и могла быть площадкой для выражения мнений, доступной любому гражданину. Это отвечало общему духу и настроению свободы, которые царили в Греции после освобождения от Порты.

Конституция 1827 г. подтвердила право граждан на свободу слова и была дополнена пунктом об отсутствии цензуры в отношении печати. Несмотря на то что де-юре принцип свободы выраже-

ния мнений, в том числе посредством печати, закреплялся всеми последующими Конституциями, де-факто свобода печати подвергалась разной степени ограничениям, которые находили основание в законодательстве. В этом смысле ситуация в Греции в какой-то мере копировала законодательство Франции времен правления Наполеона III (1848—1870 гг.): предварительная цензура в отношении французской печати отсутствовала, однако появление нежелательных сообщений, сведений или материалов каралось постфактум. При этом существовал свод предостережений о том, чего не следует печатать (Львов-Рогачевский, 2001: 451). Позднее, в 1830-е гг., в греческом законодательстве был разработан список нежелательных для публикации сведений, появление которых квалифицировалось как злоупотребление и преступление печати. Иными словами, печать представлялась как источник нежелательной информации, от чего государство стремилось себя обезопасить. Так что практически с самого начала существования современной Греции между правительством и печатью возникла ситуация конфронтации. Кроме того, Конституция 1832 г. ограничила круг людей, которые могли издавать газеты. Отныне это могли быть только граждане Греции, обладающие соответствующим образованием и недвижимостью на территории страны (при этом образовательный и имущественный ценз не конкретизировался). Редакторам и издателям вменялась ответственность за содержание публикаций. Аналогичная ситуация сложилась в Швеции, где первый государственный акт об отмене цензуры был принят в 1766 г., а редакторы и издатели отвечали за тематику публикаций (Новицкая, 2013: 141).

До начала правления короля Оттона (1833 г.) в Греции издавались 20 газет (¥ихоую^, 2004: 259). Отдельные законы о печати еще не были разработаны (в Конституции упоминается только принятый правительством документ 2085, который регулирует работу газет до момента вступления в силу закона о печати). Газеты контролировались враждующими между собой политическими группировками, представителями аристократии и военными, которые получали от них поддержку в обмен на денежные выплаты. Позднее работу печати взяло под контроль государство. В дальнейшем конфронтация между правительством и печатью сохранялась и, как следствие, в Греции развивалась тенденция ограничения свободы печати.

Правление короля Оттона I (1833—1862).

Начало формирования греческого законодательства о печати

Первые три закона, регулирующие работу печати (за исключе-ни ем упомянутого выше распоряжения 2085), были приняты в годы правления короля Оттона (1833—1862). Главная их цель — ограничение свободы печати, за образец было взято законодательство континентальной Европы (¥и>хоую^, 2004: 359-360). Отметим, что если в Западной Европе изначально цензура печатной продукции исходила от Католической Церкви (Гроссман, 2001: 75; Львов-Рогачевский, 2001: 441—444), то в Греции подобной ситуации не было. Церковь вплоть до 1975 г. находилась под строгим контролем со стороны государства и не могла выступать как цензурирую-щий орган. Единственная печатная продукция, за содержание которой она отвечала и продолжает отвечать по сей день, — текст Священного Писания (обязанность Церкви следить за неизменностью текста Библии закреплена в Конституции).

Закон от 18 сентября 1833 г. «О преступлениях вследствие злоупотреблений печати» содержал список правонарушений печати: оскорбление властей, членов царской семьи и представителей дипломатического корпуса, разжигание вражды среди граждан, расшатывание мирных устоев, оскорбление веры и нравственности — и предполагал суровые наказания. В этом смысле греческое законодательство аналогично шведскому, в котором содержатся предостережения относительно публикаций такого рода содержания (Новицкая, 2013: 143). Но если в Швеции на заре формирования законодательства о печати (там же: 147—148) и в Германии, согласно закону 1874 г. (Гроссман, 2011: 88), внимание уделялось публикации сведений о судебных делах, то для греческого законодательства информация из зала суда стала интересна только во второй половине XX в. В XIX в. законодательство контролировало преимущественно политическое содержание публикаций. Это логично: печать рассматривалась правительством как источник возможной критики и угрозы для своего благополучия. Главной задачей было взять под контроль уже существующие газеты и жестко регулировать процесс возникновения новых.

В соответствии с этим закон 11—23 сентября 1833 г. «О полиции печати» определял предпосылки, необходимые для издания газеты или журнала. Для этого требовалось заплатить огромную по тем временам пошлину — 5 000 драхм, предоставить в полицию от-

тиск перед печатью тиража газеты и обязанность публиковать государственные объявления или ответы на вопросы в связи с материалами газеты. Система предоставления залога существовала во Франции после 1819 г. и даже после революции 1830 г., а практика предоставления оттисков в полицию была предписана немецким законом о печати 1874 г. (там же: 87). Таким образом, в Греции применялись те же инструменты экономического контроля и сдерживания свободы печати, которые существовали в XIX столетии во Франции и Германии.

Декрет от 11—23 сентября 1833 г. «О праве заниматься типографской, литографической и журналистской профессиями» определял условия основания типографии или книжного магазина и продажи печатной продукции (продажей газет занималась почта или местные власти, газетных киосков не существовало) (¥и>хоую^, 2004: 362). Необходимо было иметь разрешение властей и доску на здании с полным перечнем издаваемой продукции (для типографий). Заниматься типографским делом и продажей печатной продукции разрешалось только гражданам соответствующего возраста, собственникам недвижимого имущества, не совершившим никаких правонарушений (Тоалоуа^, 2008: 482).

Примечательно, что специальные распоряжения относительно правонарушений, совершаемых посредством печати, были введены в принятый в 1834 г. Уголовный закон, что говорит о том, насколько серьезную опасность газеты и журналы могли представлять для правительства: печать воспринималась как реальная власть, способная нанести государству существенный урон.

Однако этого показалось недостаточно: 23 ноября — 5 декабря 1837 г. был создан специальный (отдельный от общегосударственного Уголовного закона) Уголовный закон о печати — закон «О поношениях в целом и о печати». В нем кодифицировались преступления печати, которые подлежат уголовному преследованию. Использование печати в целях совершения общественного правонарушения рассматривалось как отягчающее обстоятельство, ответственность за его совершение возлагалась на множество лиц, в качестве самого тяжелого наказания был предусмотрен запрет на занятие журналистикой (Тоалоуа^, 2008: 482).

3 сентября 1843 года в Греции произошло народное восстание, вследствие чего в принятой 18 марта 1844 г. Конституции были вновь закреплены фундаментальные основы свободы печати. Из требований к издателям исключен пункт об образовании и владе-

нии недвижимым имуществом, ответственные редакторы, издатели и типографы освобождены от уплаты пошлины.

Закон 1837 г. оставался в силе, несмотря на противоречие с Конституцией. Он был дополнен рядом специальных распоряжений, связанных с политическими потрясениями и технологическими новшествами, например законом РЕГ 1850, который ужесточил наказание за оскорбление в печати царя; а закон YEA 1858 подчинил определенные нарушения со стороны печати специальному суду, который находился под присягой (Ibid).

Уголовный закон о печати 1837 г. просуществовал почти 100 лет и был упразднен только распоряжением 30—31 июля 1926 г., но ненадолго. Спустя три года, с законом 4218/1929, он снова вступил в силу и был полностью заменен только законом 5060/1931 «О печати, оскорблениях чести в целом и других соответствующих распоряжениях».

Фактически же свободное выражение в печати мнений и взглядов было заведомо невозможно.

Правление короля Георга I (1863-1913)

Конституция 1864 г. снова закрепила свободу печати и запрет на предварительную цензуру и другие превентивные меры в отношении печати (ст. 14). Конфискация газет до выхода тиража была запрещена, после публикации она допускалась только в случаях оскорбления царя или религии. Таким образом, Греция стала одной из первых стран, в Конституции которой была закреплена свобода печати (во Франции, Германии и Испании того времени печать подлежала серьезному контролю).

Заметим, что это, как и во времена действия первых трех Конституций, не означало свободы печати на практике. После принятия Конституции 1864 г. издатели газет и журналисты подвергались преследованиям за высказывание чересчур свободных, с точки зрения властей, мнений, как, например, Харилаос Трикопис, который осудил чересчур легкомысленные нравы королевского двора (¥и>хоую^, 2004: 366—367). То же самое происходило, например, в Швеции в конце XVIII столетия, когда за сословную критику могли последовать суровые наказания (Новицкая, 2013: 144), или в середине XIX столетия в Италии (Лабриола, 2001: 208—209).

Административный надзор за печатью развивался, были приняты законы с требованиями предоставлять экземпляры печатной

продукции в библиотеки (законы ХМН /1867, ГХЛ7/1910) (Тоало-уа?, 2008: 482).

Печать в Греции проявила себя как сила, стремящаяся реально противостоять правительству. На фоне усиления государственного контроля возникает противодействие вмешательству правительства в работу СМИ: издатели газет впервые в Греции выдвигают идею саморегулирования печати. В 1904 г. собственники афинских газет основали Синдикат печати, чтобы самостоятельно контролировать качество типографской бумаги и условия ее закупки. Уже после смерти короля Георга в 1914 г. был основан Союз редакторов ежедневных афинских газет. В этом смысле Греция значительно опередила другие балканские страны. В Болгарии, например, система саморегулирования печати и по сей день «пока еще невысока» (Назайкин, 2013: 33).

Со своей стороны, правительство продолжало усиливать контроль за печатью. В Конституции 1911 г. появилась статья о возможности конфискации напечатанного тиража газет, в которой условия конфискации были оговорены очень подробно. По сути, она повторила содержание статей Конституций 1823 и 1827 гг. о запрещенных к публикации темах. Также был введен запрет на обнародование материалов о деятельности и передвижениях вооруженных сил.

От Первой мировой войны до диктатуры Метаксаса

(1914-1936)

После убийства короля Георга I страну возглавил король Константин, который 2 июля 1917 г. отрекся от престола. В 1924 г. в стране произошел военный переворот, и на период до 1935 г. Греция стала монархией во главе с королем Георгом II. В 1925 г. в результате военного переворота власть в стране на год перешла к генералу Теодоросу Пангалосу, который стал диктатором.

Отношения между правительством и печатью по-прежнему складывались в модели противостояния. В непростой, постоянно меняющейся политической ситуации развитие законов о печати продолжалось в сторону еще большего усиления контроля со стороны властей.

Конституции 1926 и 1927 гг. в отношении печати повторили текст 1911 г. Вместе с тем, были приняты отдельные законодательные документы, которые дополняли Уголовный закон 1837 г. За-

коны 4133/1929 и 4149/1929 развили систему противодействия оскорблениям в печати, закон 4311/1929 утвердил международное соглашение «О взысканиях в связи с тиражом и торговлей бесчестными публикациями» (Тоапоуа^, 2008: 483).

Некоторые законы о печати были обусловлены внешнеполитической обстановкой.

С 1912 по 1922 г. Греция находилась в состоянии войны, поэтому более чем объяснимо принятие ряда дальнейших распоряжений о запрете на публикацию информации о передвижениях войск и об оборонительных сооружениях (законы 173/1914, 755/1917, 2179/1920, декрет 1448/1918), о запрете на оскорбление представителей дипломатического корпуса, государств, которые находятся в состоянии войны (закон 340/1914), а также запрете на восхваление подвигов партизан (законодательное распоряжение от 27 сентября 1925 г.) и на публикацию материалов по вопросам политического устройства страны (законодательное распоряжение от 24 апреля 1924 г. «Об укреплении демократической формы правления» с многократными изменениями). К этому же периоду относятся случаи применения цензуры в связи с объявлением военного положения (законы 913/1917, 1388/1918 и 1478/1918).

Несмотря на военное положение, в Греции впервые были разработаны некоторые законы, касающиеся собственно журналистской работы и не принадлежащие области взаимоотношений правительства и печати. Так, в период Первой мировой войны были приняты распоряжения относительно регуляции процедуры публикации опровержений, качества и условий закупки газетной бумаги (законы 837/1917, 1760/1919, 1935/1920 и 2282/1920), возможных цен и форматов газет (законы 815/1917, 1016/1917, 1145/1918, 1889/1920 и 2195/1920, 2874/1922)(Ibid).

Часть законодательных документов о печати начала XX в. отражала внутриполитическую ситуацию в стране, а именно идеологическую линию, которой следовало действующее в Греции правительство.

С конца 1920-х гг. и особенно с приходом к власти диктатора Пангалоса власти Греции стали внимательно следить за распространением в стране коммунистических идей. Первые социалистические издания стали появляться на территории Греции еще в 1880-е гг. В 1908 г. в Афинах была основана «республиканская» (по самоопределению) газета «Ризоспастис» («Р^оолаотп?»), которая настаивала на свержении монархии (Yuxoyio^, 2004: 375—376). Ве-

роятно, именно с тем, что социалистические и коммунистические издания выступали с резкой критикой правительства, связано принятие ряда распоряжений о запрете распространения коммунистических идей (4229/1929, 4689/1930, 5174/1931, 5595/1932, 5764/1933).

В 1931 г. был принят первый документ, который полностью упорядочил систему права печати — закон 5060/1931 «О печати, оскорблениях чести в целом и других распоряжениях». Он упразднял уголовную ответственность за преступления печати и заменил многие наказания в виде лишения свободы денежными штрафами (впоследствии был дополнен специальными распоряжениями относительно административного надзора за печатью) (законы 5633/1932 и 5999/1936). С его принятием открывалась новая эпоха во взаимоотношениях государства и печати в Греции, когда конфронтация стала ослабевать. Однако вскоре на смену этой тенденции пришло еще более серьезное противостояние, но рассмотрение дальнейшей истории права печати в Греции выходит за рамки данной статьи.

Заключение

Таким образом, как показывает изучение законодательства в области печати в Греции, в период с 1821 по 1931 г., в условиях частых перемен в политической ситуации в стране пресса рассматривалась правительством как источник возможной угрозы. Возникла ситуация противостояния между государством и печатью. Соответственно, законодательство развивалось в сторону усиления, ужесточения контроля над печатной продукцией прежде всего за счет усиления цензуры, что было возможно, поскольку еще не были приняты официальные документы, которые гарантировали работникам печати права и свободы.

Греческое законодательство о печати, с точки зрения содержания, прошло примерно те же этапы формирования и развития, что и в других европейских государствах. Для контроля печати применялись экономические (предварительный залог) и административные (предоставление оттисков в полицию и др.) меры.

Модель противостояния во взаимоотношениях между государством и прессой в Греции выстраивалась на фоне стремления к свободе, которое лежало в основе возникновения современной Греции, и непростой, переменчивой политической ситуации вну-

три страны. В результате в греческом законодательстве могли одновременно иметь силу противоречащие друг другу документы в отношении печати. Так, предварительная цензура, как и в ведущих европейских государствах, по Конституции была отменена, однако существовала система предостережений, за нарушение которых сотрудники редакций и типографий подвергались наказаниям разной степени тяжести.

Греческая печать оказывала серьезное сопротивление государственному контролю. Несмотря на строгие цензурные ограничения печати, Греция обогнала многие европейские государства и оказалась одним из первых европейских государств, где возникла идея саморегулирования работы печати.

После более чем 100 лет противостояния государства и печати был принят закон 5060/1931 «О печати, оскорблениях чести в целом и других распоряжениях», что открыло новую эпоху в жизни греческой печати, когда она перестала подвергаться уголовным преследованиям. Однако последующее развитие политической ситуации в стране приостановило и на десятилетия пресекло линию развития законодательства о свободной печати, обладающей не только ответственностью и обязанностями, но и правами, а также пользующейся определенными гарантиями со стороны государства.

Греческий опыт показывает, что главный риск, с которым может встретиться печать и в целом система СМИ новообразованного государства, — это ситуация жесткого конфликта и противостояния с правительством в случае, если пресса будет отстаивать свою независимость. С другой стороны, существует риск, что пресса полностью окажется под контролем государства. Главные инструменты воздействия на СМИ — это экономический контроль, а также введение жесткой системы цензурирования материалов (до и после выхода тиражей). Один из действенных инструментов противостояния государственному контролю и сохранения независимости для СМИ — своевременное создание собственной, независимой от государства системы регулирования печати в форме профсоюзов и иных видов журналистских организаций, которые смогут обеспечить внутренний (профессиональный) контроль за работой СМИ и служить инструментом воздействия на органы государственной власти, в том числе в вопросах законодательства о печати. Особенно актуально это может быть в ситуации одновременного существования противоречащих друг другу законодательных актов: такая ситуация создает возможность для СМИ юриди-

чески обосновывать невозможность выполнения определенных предписаний, которые приведут к их полному подчинению государству. Принятие в Греции Конституции 1844 г., а также закона 5060/1931 «О печати, оскорблениях чести в целом и других распоряжениях» свидетельствует о том, что выдержать и выиграть противостояние с государственной системой для СМИ реально при условии организованной и грамотно выстроенной работы независимых журналистских организаций.

Библиография

Гроссман Г. Периодическая печать в Германии // История печати. Антология. Том II. М., 2001. С. 75-108.

Лабриола А. Периодическая печать в Италии // История печати. Антология. Том II. М., 2001. С. 201-216.

Львов-Рогачевский В. Печать и Цензура // История печати. Антология. Том II. М., 2001. С. 435-491.

Назайкин А.Н. Болгария (Республика Болгария) // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М., 2013. С. 31-52.

Новицкая И.Я. Первый государственный акт об отмене цензуры в Швеции, узаконенный 2 декабря 1966 года Его Королевского Величества Милостивым Постановлением Относительно Свободы выхода в свет Рукописных и Печатных Изданий: исторические предпосылки и персоналии. М., 2013.

Таалоуа< М. (2008) nspiypa^a тг|<; sAXqvucqq vo^o9saia< nspi Топои // EyKVKkonaiSsia тою skk^vrnov Тюжою 1784-1974. Etyn^epide;, nspioSrna, Зщоою-ypaqoi, skSots;. Т. 4. AO^va. С. 481-484.

¥и%оую<; К. Д. (2004) Та ¿vrvna цеоа eniKoivwvia;. Апо tov жцко ото Зжто. AO-qva.

References

Grossman G. (2001) Periodicheskaya pechat v Germanii. In Istoriya pechati. Antologiya. Tom II. [The Press in Germany. In History of the Press. Anthology. Vol. II]. Moscow. Pp. 75-108.

Labriola A. (2001) Periodicheskaya pechat v Italii. In Istoriya pechati. Antologiya. Tom II. [The Periodical Press in Italy. In History of the Press. Anthology. Vol. II]. Moscow. Pp. 201-216.

Lvov-Rogachevskiy V. (2001) Pechat i Tsenzura. In Istoriya pechati. Antologiya. Tom II. [The Press and Censorship. In History of the Press. Anthology. Vol. II]. Moscow. Pp. 435-491.

Nazaykin A. N. (2013) Bolgariya (Respublika Bolgariya). In Entsiklopediya mirovoy industrii SMI. [Bulgaria (The Republic of Bulgaria). In Encyclopedia of World Media Industry]. Moscow. Pp. 31-52.

Novitskaya I.Ya. (2013) Pervyiy gosudarstvennyiy akt ob otmene tsenzuryi v Shvetsii, uzakonennyiy 2 dekabrya 1966 goda Ego Korolevskogo Velichestva Milos-tivyim Postanovleniem Otnositelno Svobodyi vyihoda v svet Rukopisnyih i Pechat-nyih Izdaniy: istoricheskie predposyilki i personalii [The First State Act on the Abolition of Censorship in Sweden Legalized on December 2, 1966 by the Merciful Resolution of His Royal Majesty regarding the Freedom of Producing Manuscript and Print Publications: Historical Prerequisites and Personalia]. Moscow.

Psikhogios K.D. (2004) Pechatnye sredstva kommunikatsii. Ot gliny do interneta. [Print Media of Communication. From Clay to the Internet]. Athens.

Tsapogas M. (2008) Opisaniye grecheskogo zakonodatelstva o pechati. In: En-tsiklopediya grecheskoy pechati 1784—1974 gg. Gazety, Zhurnaly, Zhurnalisty, Iz-dateli. Tom IV. [A Description of Press Legislation in Greece. In Encyclopedia of the Greek Press of 1784—1974. Newspapers, Magazines, Journalists, Publishers. Vol. IV]. Athens. Pp. 481-484.

Поступила в редакцию 03.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.