Научная статья на тему 'Гребные электродвигатели с радиально-осевым магнитным потоком'

Гребные электродвигатели с радиально-осевым магнитным потоком Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1455
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОВЫЕ ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / МАГНИТНЫЙ ПОТОК / МАГНИТОПРОВОД СТАТОРА / РОТОР / SHIP ROWING ELECTRIC INSTALLATIONS / MAGNETIC FLUX / MAGNETIC STATOR / ROTOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Калмыков А. Н., Сеньков А. А.

Анализируются особенности судовых гребных электродвигателей. Приведена конструкция вентильного электродвигателя с постоянными магнитами на роторе с радиально-осевым магнитным потоком. Рассмотрена возможность применения этого вида машин в качестве гребных электродвигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Калмыков А. Н., Сеньков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rowing electric motors with radially-axial magnetic flux

The features of the propeller electrical drivers are analyzed. The construction of the electrical driver with constant magnets on a curl with a radially axial magnetic flux ((Transversive Flux Motors)) is indicated and the possibility of the application of this kind of machines as the propeller electrical drivers is considered.

Текст научной работы на тему «Гребные электродвигатели с радиально-осевым магнитным потоком»

УДК 62-83:004

А.Н. Калмыков, канд. техн. наук, проректор, (812) 714-68-39, [email protected] (Россия, Санкт-Петербург, СПбГМТУ), А.А. Сеньков, инженер, (812) 714-68-39,

[email protected] (Россия, Санкт-Петербург, Центр морской техники «Рубин»)

ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ МАГНИТНЫМ ПОТОКОМ

Анализируются особенности судовых гребных электродвигателей. Приведена конструкция вентильного электродвигателя с постоянными магнитами на роторе с радиально-осевым магнитным потоком. Рассмотрена возможность применения этого вида машин в качестве гребных электродвигателей.

Ключевые слова: судовые гребные электрические установки, магнитный поток, магнитопровод статора, ротор.

За последние два десятилетия область применения судовых гребных электрических установок (ГЭУ) значительно расширилась, вследствие изменений состава и существенного повышения характеристик ГЭУ. В настоящее время ГЭУ применяются на судах практически всех видов: пассажирских, контейнеровозах, танкерах, ледоколах, рыбопромысловых судах, буксирах и т.д. Системы электродвижения обеспечивают отличные динамические качества и манёвренность судна, повышают безопасность плавания, позволяют экономить полезное пространство на судне для грузов и пассажиров, снижают потребление топлива и уровни шума и вибрации, позволяют уменьшить время простоя судна.

Характерными компонентами современных ГЭУ являются:

1) гребные электродвигатели переменного тока;

2) полупроводниковыми преобразователями большой мощности;

3) гребные установки «Азипод», либо винторулевые колонки большой мощности;

Качественные и количественные показатели ГЭУ сделали возможным создание полностью электрических судов, на которых источники электроэнергии и все потребители объединены в единую электроэнергетическую систему судна. Тепловые двигатели - дизели и турбины - используются на этих судах только в качестве первичных двигателей судовых электростанций, а все технологические операции выполняются электрическими и электромеханическими устройствами.

Основными видами гребных электродвигателей (ГЭД), применяемых в настоящее время в ГЭУ, являются асинхронные двигатели с корот-козамкнутым ротором, синхронные двигатели с обмоткой возбуждения на роторе и синхронные двигатели с постоянными магнитами на роторе. Синхронные электродвигатели в ГЭУ используются в режиме вентильного двигателя, в котором фазы машины коммутируются по сигналам датчика

положения ротора. Параметры ГЭД, применяемых в гребных установках «Азипод», уникальны - при мощности до нескольких десятков мегаватт частота вращения ГЭД составляет всего 50 - 200 оборотов в минуту. В электроприводах наземных технологических механизмов такое сочетание параметров практически не встречается.

Наиболее высокий к.п.д. и наименьшие массо-габаритные характеристики в ГЭУ имеют вентильные двигатели с постоянными магнитами (ВДПМ) на роторе [1, 2]. ВДПМ не имеют потерь мощности на возбуждение и могут быть выполнены с большим числом пар полюсов ротора, что позволяет снизить массу магнитопровода статора и ротора.

Особые требования к судовым ГЭД - низкая частота вращения и высокий момент на валу - заставляют специалистов искать для ВДПМ специальные электромагнитные системы. Специалисты фирмы «RollsRoyce» опубликовали информацию о создании ВДПМ с радиально-осевым магнитным потоком, называемые за рубежом TFM (Transversive Flux Motors) [3]. Опытный образец созданного двигателя TFM имеет мощность 2,5 МВт и прорабатывается вариант машины мощностью 20 МВт.

Конструкции ВДПМ с топологией TFM прорабатываются и в нашей стране [4, 5, 6]. На рис. 1 показаны элементы одной из фаз статора торцевого ВДПМ с радиально-осевым магнитным потоком.

Фаза статора 2 является кольцевой обмоткой, фрагмент которой показан на рис. 1. Магнитопровод статора образуют «П-образные» элементы

30

Рис. 1. Элементы фазы статора ВДПМ с радиально-осевым магнитным потоком

1 и 3. «П-образные» элементы 1 охватывают кольцевую обмотку 2 со стороны наружной поверхности кольцевой обмотки, а «П-образные» элементы 3 охватывают кольцевую обмотку со стороны внутренней поверхности. Стрелка показывает направление намагничивающей силы I^ кольцевой обмотки, где I - ток обмотки; w - число витков обмотки. В соответствии с направлением намагничивающей силы кольцевой обмотки и положением «П-образных» элементов 1 и 3 относительно обмотки 2 ближние к наблюдателю стороны «П-образных» элементов 1 будут иметь южную полярность S, а дальние стороны «П-образных» элементов 1 будут иметь северную полярность N. У «П-образных» элементов 3 ближние к наблюдателю стороны «П-образных» элементов 3 будут иметь северную полярность N а дальние стороны - южную полярность &

На рис. 2 показана конструктивная схема трехфазного торцевого ВДПМ с радиально-осевым магнитным потоком.

Рис. 2. Схема трехфазного торцевого ВДПМ с радиально-осевым магнитным потоком

Фазы двигателя образуют три кольцевые обмотки со своими элементами магнитопровода. Обмотки фаз и элементы их магнитопровода должны быть неподвижно закреплены в корпусе электродвигателя, который на рисунке не показан. Ротор составляют четыре диска 4 из ферромагнитного материала, установленных на валу машины. На боковых поверх-

31

ностях каждого диска закреплены постоянные магниты 5 с чередующейся в тангенциальном направлении полярностью. Каждая из фаз размещена между парой дисков. Постоянные магниты, обращенные к боковым поверхностям каждого из «П-образных» элементов магнитопровода, имеют различную полярность. Фазы двигателя с «П-образным» элементами магнитопровода смещены относительно друг друга на 2п/3 эл. радиан.

При подаче в одну из фаз переменного тока фаза создает пульсирующий момент. Если на фазы двигателя подать симметричное трехфазное синусоидальное напряжение, то при сложении моментов, созданных фазами, возникает постоянный момент определенного направления, и двигатель будет работать, как синхронный - с плавным вращением вала. Если переключать обмотки по сигналам датчика положения ротора, то двигатель будет работать, как бесконтактный двигатель постоянного тока (вентильный).

По расчетам потери в обмотках в машинах TFM могут быть значительно меньше, чем в традиционных машинах с обмотками, расположенными в осевых пазах магнитопровода статора. Как известно, выходная мощность электрической машины пропорциональна ЭДС фазы, возникающей при вращении ротора. В [7] проведено сравнение первых гармоник ЭДС ВДПМ с цилиндрическим ротором традиционного исполнения - с осевыми пазами и двигателей TFM при одной и той же частоте вращения ротора т. Сравнение проведено при условии, что у обоих видов машин одинаковы: D - диаметр расточки статора; L - длина ротора; p - число пар полюсов ротора; геометрические размеры полюсов; Ф1 - магнитный поток полюса для первой гармоники индукции в зазоре. В [7] показано, что при одной и той же мощности машины длина провода фаз при большом числе р в машинах с кольцевыми пазами значительно меньше, чем в машинах с осевыми пазами, и значит меньше будут потери в обмотках статора.

Основной причиной низких потерь в меди в машинах TFM является то, что в машинах с осевыми пазами с витками фазы связан магнитный поток Ф1 одного полюса ротора, а в машинах TFM витки фазы связаны с 1/6 суммарного магнитного потока полюсов ротора Ф12р/5. Аналогичное соотношение можно получить и для двигателей TFM с торцевым ротором.

При этом удельные потери в меди на единицу выходной мощности в двигателях TFM снижаются при увеличении числа пар полюсов, а топология машин TFM как раз и позволяет строить двигатели с большим числом полюсов (в двигателе «Rolls-Royce» мощностью 20 Мвт число полюсов равно 130).

Кроме того, по мнению специалистов «Rolls-Royce» [3], двигатели TFM позволяют существенно повысить индукцию магнитного поля в зазоре и плотность тока в обмотках, в результате можно существенно снизить габариты и массу машины.

В то же время следует отметить, что в машинах TFM потери в маг-нитопроводе будут выше, чем в машинах с радиальным или осевым магнитным потоком. Конструкция машин TFM менее технологична, так как магнитопровод состоит из большого числа отдельных элементов. По этой же причине трудно обеспечить равномерный зазор между магнитопрово-дом статора и ротором.

Выводы

1. В машинах TFM витки фазы связаны с большим магнитным потоком, чем в машинах с радиальным или осевым магнитным потоком, что позволяет снизить длину проводников фаз и потери мощности в обмотках.

2. Конструкция машин TFM не технологична, трудно обеспечить равномерный зазор между элементами магнитопровода статора и ротором.

Список литературы

1. Hodge Cdr C. G., Mattick Cdr D. J. The Electric Warship III // Trans IMarE. 1997. Vol 110. Part 2. Рр. 119-134.

2. Электротехнические и радиоэлектронные системы дизель-электрических подводных лодок / В.С. Соколов [и др.] СПб.: ФГУП ЦКБ МТ "Рубин", 2005. 256 с.

3. Hodge Cdr C. G., Mattick Cdr D. J. The Electric Warship V // A paper for the Institute of Mar^ Engineers. 2000. Рр. 34.

4. Пат. РФ №2279174, Электрическая машина. БИ 2006, № 18.

5. Пат. РФ №2348098, Электрическая машина. БИ 2009, № 6.

6. Пат. РФ №2356158, Многослойный торцевой моментный электродвигатель. БИ 2009, №14.

7. А. П. Сеньков [и др.] Применение в судовых электроприводах вентильных электродвигателей с кольцевыми фазами / А. П. Сеньков [и др.] // Труды V международной (XVI Всероссийской) конференции по автоматизированному электроприводу АЭП-2007, 18-21 сентября 2007. СПб, 2007. С. 394-397.

A. Kalmy'kov, A. Senkov

Rowing electric motors with radially-axial magnetic flux

The features of the propeller electrical drivers are analyzed. The construction of the electrical driver with constant magnets on a curl with a radially - axial magnetic flux ((Transversive Flux Motors)) is indicated and the possibility of the application of this kind of machines as the propeller electrical drivers is considered.

Keywords: ship rowing electric installations, the magnetic flux, magnetic stator,

rotor.

Получено 06.07.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.